Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисть"
рабочая программа

Бурхиева Алевтина Владимировна

В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Перед нами возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

   В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения. Большой потенциал духовно - нравственного развития обучающихся несет в себе предмет «Изобразительное искусство» в системе дополнительного образования. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

   Программа «Волшебная кисть» имеет вариативность направлений: на развитие эмоционально - эстетических, сенсорных, познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение разных видов искусства, а также на формирование общей и художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_volshebnaya_kist_novaya.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
  3. Содержание программы

  1. Комплекс организационно педагогических условий
  1. Календарный учебный график
  2. Условия реализации программы
  3. Формы аттестации
  4. Оценочные материалы
  5. Методические материалы
  6. Список литературы

#1050;омплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий

Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
  • Приказ Министерства просвещения России от № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Минобрнауки России от № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования».
  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденного приказом МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район» за №7 от #1075;.

Актуальность:

В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Перед нами возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения. Большой потенциал духовно - нравственного развития обучающихся несет в себе предмет «Изобразительное искусство» в системе дополнительного образования. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Программа «Волшебная кисть» имеет вариативность направлений: на развитие эмоционально - эстетических, сенсорных, познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение разных видов искусства, а также на формирование общей и художественной культуры.

Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):

рисование и изобразительное искусство.

Вид программы:

Программа «Волшебная кисть» является модифицированной программой художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Направленность программы: художественная.

Адресат программы:

Возраст обучающихся: 7-13 лет.

I год обучения — дети 7-лет;

II год обучения — дети 8-10 лет;

III год обучения — дети 11-13 лет.

Срок и объем освоения программы:

- 1 год обучения, 108 педагогических часов;

- 2 год обучения, 216 педагогических часов;

- 3 год обучения, 216 педагогических часов;

Форма обучения: Очная (дистанционная на платформе ZOOM, Положение о дистанционном обучении МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» ( утверждено приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» № 62 от #1075;.).

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные, разновозрастные, индивидуальное обучение

Режим занятий:

Количество и продолжительность занятий соответствует требованиям СанПина.

Год

обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов

в год

1 год

2+1

1 раз

3 ч

108

2 год

3+3

2 раза

6 ч

216

3 год

3+3

2 раза

6 ч

216

Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: способствовать формированию творчески и социально активной личности ребенка, обладающей компетенциями в области художественно-творческой деятельности, готовой к национальному культурному, социальному самоопределению и самореализации.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

- Сформировать компетентности учащихся по разделам программы: рисунку, живописи, тематической композиции, декоративно- прикладному искусству;

- Научить осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

- Способствовать формированию способности осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и передавать в художественно- творческой деятельности;

- Развивать познавательную, творческую и социальную активность учащихся, потребность в самообразовании;

- Развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений искусства.

Воспитательные:

- Воспитать способность передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным явлениям жизни и искусства;

- Сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно-историческому наследию;

- Воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

Ожидаемые результаты:

Содержание программы «Волшебная кисть»

Учебный план

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

Беседа

1.

Рисунок и живопись

46

11

35

Тест № 1

2.

Тематическая композиция

36

6

30

Тест № 2

3.

Декоративно- прикладное искусство

23

5

18

Контрольная работа

Итого

108 ч

23 ч

85 ч

2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

1.

Рисунок и живопись

70

11

59

Тест № 1

2.

Тематическая композиция

66

6

60

Тест № 2

3.

Декоративно- прикладное искусство

77

5

72

Контрольная работа

Итого

216 ч

23 ч

193 ч

3 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

3

1

2

1.

Рисунок и живопись

70

9

61

Тест № 1

2.

Тематическая композиция

66

6

60

Тест № 2

3.

Декоративно- прикладное искусство

77

5

72

Контрольная работа

Итого

216 ч

21 ч

195 ч

Содержание учебно-тематического плана

Первого года обучения - 108 ч.

I. Рисунок и живопись -46 ч.

Тема 1. Вводное занятие

Теория. Беседа: техника безопасности. Охрана труда. Правила внутреннего распорядка. Знакомство учащихся с различными видами изобразительного искусства. Тренинги на коллективообразование.

Практика. Ознакомление учащихся с изостудией. Знакомство учащихся с программой обучения. Оборудование и инструменты. Техника безопасности с инструментами. Игры «Кто я, кто ты?», «Знакомство по кругу.

Тема 2. Графические и живописные материалы. Приемы и техника работы с ними

Теория. Беседа: виды рисовальных материалов. Правила работы с ними. Правила хранения материалов и инструментов. Организация рабочего места. Разные техники работы с графическими и живописными материалами.

Практика. Выполнение исследовательского задания: выразительные возможности карандаша, мелков пастели, угля, акварели, гуаши. Изображение плоских предметов. Линейный рисунок. Упражнение на штриховку. Правильное положение руки. Композиция на цветной бумаге пастелью. Гуашью в технике монотипия. Акварель и восковые карандаши.

  1. Тема 3. Свет и тень

Теория. Беседа: с знакомство со светом и тенью. Наблюдение световоздушной среды во время учебных экскурсий на занятии. Естественное и электрическое освещение, изменение цветов и оттенков. Изучение свойств цвета.

Практика. Методы передачи объема изображаемых предметов. Передача тональных переходов с помощью штрихов и линий. Изображение света в рисунке.

  1. Тема 4. Основы цветоведения. Колорит

Теория. Беседа: система цвета. Ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Цветовые гаммы. Контрастные цвета.

Практика. Упражнения в заливках, цветной дождь, теплые «Солнце», «Радость». Заливки холодные «Снежное царство», «Грусть» и др. Изменение цветового тона от фона. Постановки из насыщенных теплых цветов (овощи, фрукты). Черно-белая композиция «Зима во дворе». Выполнение исследовательского задания: предмет – акцент.

  1. Тема 5. Натюрморт "Кувшин с лимоном"

Теория. Беседа: знакомство и правила работы над натюрмортом из знакомых предметов. Этапы выполнения. Компоновка на листе.

Практика. Выполнение композиционного задания: изображение на бумаге натюрморт "Кувшин с лимоном".

Тема 6. Зарисовки растений, деревьев

Теория. Беседа: знакомство с видами и название растений, деревьев. Этапы построения предметов: основание, высота, симметрия. Светотеневой рисунок.

Практика. Зарисовки растений, птиц, деревьев карандашом, акварелью. Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные по характеру деревья: дуб, березу, осину, иву и т.д., проследить характерные особенности строения дерева.

Тема 7. Букет цветов

Теория. Беседа: знакомство с видами и название цветы. Этапы построения предметов: основание, высота, симметрия. Светотеневой рисунок.

Практика. Зарисовки цветов карандашом, акварелью или гуашью. Передача фактуры рисовальными материалами. Зарисовать разные по характеру цветы: ромашка, одуванчик и т.д., проследить характерные особенности строения цветы.

  1. Тема 8. Изображение фигуры человека и животных

Теория. Беседа: понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Умение выразить в изображении характер изображаемых объектов. Изучение строения человека, животных, их движения. Правила рисования с натуры. Правила построение круга, геометрических предметов.

Практика. Рисование простых форм. Пропорциональность форм. От наброска к реалистичному рисунку. Зарисовки животных по картины по этапом. Зарисовки людей с натуры за каким-либо занятием.

Тема 9. Рисунки в технике пуантилизма (цветными фломастерами)

Теория. Беседа: знакомство с в техником пуантилизмом (цветными фломастерами).

Практика. Выполнение композиционного задания: изображение на бумаге "Натюрморт". Правила рисования с натуры и построение круга, геометрических предметов.

Тема 10. Пейзаж в графическом решении

Теория. Беседа: знакомство с виды пейзажа, с плоскостным решением, линия горизонта и точка схода. Перспектива. Знакомство с творчеством художников. Анализ репродукций известных полотен этого жанра.

Практика. Восприятие картин И.К. Айвазовского, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина и др. Выполнение пейзажа в техниках карандаш, восковые мелки.

Тема 11. Тест

Практика. Проверка уровень знаний.

Тема 12. Отчетная выставка

Теория. Беседа: знакомство с оформлением паспарту (карандашом, ластиком, ножницами, скотчами, лентами).

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

II. Тематическая композиция -36 ч.

Тема 1. Виды изобразительного искусства и жанры живописи.

Теория. Беседа: знакомство с видами и жанрами живописи; понятиями "композиция" в целом и "тематическая композиция". Принципы построения композиции. Эскиз.

Практика. Вводная беседа о композиции. Распределение простейших фигур на плоскости (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.), их пластического взаимодействия между собой. Изучение закона Равновесия: "Симметрия" – "Асимметрия". Несложная композиция на развитие фантазии, по выбору.

Тема 2. Орнамент

Теория. Знакомство с видами орнаментов. Демонстрация образцов декоративной посуды, одежды, мебели и тд, иллюстраций изображение орнаментов.

Практика. Создание самостоятельных упражнений в выполнении элементов строения орнаментов. Выполнение эскизов. Занятие – ярмарка. Представление творческих работ.

Тема 3. Движение человека

Теория. Беседа: понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Умение выразить в изображении характер изображаемых объектов. Изучение строения человека и их движения. Правила рисования с натуры. Правила построение круга, геометрических предметов.

Практика. Рисование простых форм. Пропорциональность форм. От наброска к реалистичному рисунку. Зарисовки человека по картины по этапам. Зарисовки людей с натуры за каким-либо занятием.

Тема 4. Знакомство с понятием сюжет

Теория. Беседа: знакомство с понятием "сюжет". Замысел и ясность сюжетного действия. Определение пропорциональных соотношений между пространством и силуэтом, размеров фигур – пространству.

Практика. Сбор материала для будущей композиции. Выражение идеи; замысел, эскизы. Выполнение композиций с простым сюжетом из своей жизни на темы: "Летние приключения" и т.д.

Тема 5. Сказка "Золушка"

Теория. Беседа и знакомство с сказкой "Золушка". Изображение характера героев, и их поведений. Ритмическая организация плоскости листа.

Практика. Выполнение композиционного задания: собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героя, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.). Изображение разных по характеру сказочных образов. Однотонное или цветовое решение работы. Создание иллюстраций на тему: сказки "Золушка".

Тема 6. Пейзаж в цвете

Теория. Свет как средство выявления главного в композиции пейзажа. Понятие светотени и ее законов. Многообразие форм и красок окружающего мира. Роль колорита в пейзаже времен года. Цветовые отношения, характерные для выбранного времени года.

Практика. Компоновка в формате листа. Наброски и зарисовки с натуры. Выполнение пейзажа разных времен года (осенний, летний, зимний).

Тема 7. Тест

Практика. Проверка уровень знаний.

Тема 8. Отчетная выставка

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

III. Декоративно – прикладное искусство- 26 ч.

Тема 1. Знакомство с народными промыслами: выполнение элементов росписи и узоров.

Теория. Беседа: знакомство с видами народного творчества. Демонстрация образцов декоративной посуды, иллюстраций. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практика. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение композиционного задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов.

Тема 2. Городецкая роспись

Теория. Беседа: знакомство с технологии городецкой росписи. Демонстрация образцов декоративной посуды, иллюстраций. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практика. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение композиционного задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов.

Тема 3. Хохломская роспись

Теория. Беседа: знакомство с технологии хохломской росписи. Демонстрация образцов декоративной посуды, иллюстраций. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практика. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение композиционного задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов.

Тема 4. Бурятские национальные орнаменты

Теория. Беседа: знакомство с технологией бурятских национальных орнаментов. Демонстрация образцов декоративной посуды, иллюстраций. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков.

Практика. Освоение этапов и приемов элементов кистевой росписи. Выполнение композиционного задания: разведение красок для росписи. Самостоятельные упражнения в выполнении элементов росписи. Выполнение эскизов.

  1. Тема 5. Роспись объемной формы (матрешка, яйцо)

Теория. Русский сувенир. Основные виды матрешка Семеновская, Полхов- Майданская, Кузнецкая. Демонстрация изделий. Технические приемы росписи объемных форм.

Практика. Выполнение упражнений для освоения технических приемов росписи матрешки. Выполнение росписи бумажной заготовки акварельные или гуашью красками.

Тема 6. Контрольная работа

Практика. Контроль, уровень знаний.

Тема 7. Отчетная выставка

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

Второго года обучения -216 ч.

I. Рисунок и живопись - 70 ч.

Тема 1. Фантастический мир» вводное занятие

Теория. Повторение техники безопасности. Знакомство с внутренним распорядком. Правила игры. Проверка основных знаний, полученных на прошлом году обучения.

Практика. Игровая программа с конкурсами. Выполнение шуточных заданий, предложенных педагогом. Игры на сплочение коллектива: «Твистер», «Радужные стрелочки», «Попробуй меня найди!» и др.

Тема 2. Основные сведения о перспективе в рисунке

Теория. Вводная беседа. Виды перспективы. Линия горизонта. Точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Перспектива в действии

Практика. Построение эллипса. Куб в перспективе. Построение коробки, ведра в перспективе. Перспектива в действии: дом, дорога. Самостоятельный выбор материалов. Тема 3. Перспектива в действии - дом и дорога

Теория. Беседа: продолжение темы виды перспективы. Линия горизонта. Точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Перспектива в действии

Практика. Построение эллипса. Перспектива в действии: дом, дорога. Самостоятельный выбор материалов.

Тема 4. Пейзаж родной земли

Теория. Свет как средство выявления главного в композиции пейзажа. Понятие светотени и ее законов. Многообразие форм и красок окружающего мира. Роль колорита в пейзаже времен года. Цветовые отношения, характерные для выбранного времени года.

Практика. Компоновка в формате листа. Наброски и зарисовки с натуры. Выполнение пейзажа разных времен года (осенний, летний, зимний).

  1. Тема 5. Рисунок птиц и зверей

Теория. Анималистический жанр. Изучение особенностей формы. Особенности анатомического строения птиц и зверей. Способы передачи движения и характера формы животного.

Практика. Выполнение длительного рисунка зверей и птиц с передачей характера изображаемого объекта. Самостоятельный выбор материалов.

  1. Тема 6. Передача фактуры предмета

Теория. Светотеневой рисунок. Линейный рисунок. Понятия: свет, блик, тень, полутень. Передача объема. Цветовые отношения. Рисование с натуры. Правильное положение руки.

Практика. Постановка из нескольких предметов различных по материалу (стекло, металл, ткань, дерево) на цветном фоне. Этюды с натуры. Передача фактуры (материала предметов).

Тема 7. Понятие - гризайль

Теория. Беседа: знакомство с техникой гризайль. Передача тонально-цветовых отношений. Рассматривание произведений искусства в жанре натюрморт. Анализ работ.

Практика. Постановка из двух предметов различных по форме и окраске, на нейтральном фоне. Передача светотени одним цветом, как средства выражения формы (монохром).

  1. Тема 8. Натюрморт в разных техниках исполнения (гризайль, теплый, холодный, контрастный)

Теория. Понятия: свет, блик, тень, полутень. Передача объема. Передача тонально-цветовых отношений. Рассматривание произведений искусства в жанре натюрморт. Анализ работ.

Практика. Постановка из двух предметов различных по форме и окраске, на нейтральном фоне. Передача светотени одним цветом, как средства выражения формы (монохром).

Тема 9. Интерьер. Моя комната

Теория. Внутренне пространство дома. Понятие интерьер. Правила построения комнаты. Перспектива как способ изображения пространства. Композиционный центр.

Практика. Выполнение композиционного задания: выбрать наиболее удачный вид интерьера своей комнаты и сфотографировать. Композиционное решение интерьера своей комнаты на листе бумаги, с применением законов перспективы. Выполнение набросков предметов интерьера с натуры. Графическое и цветовое решение работы.

  1. Тема 10. Объект и пространство

Теория. Интерьер и человек. Функциональная красота предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Практика. Выполнение композиционного задания эскиза: жизнь моей семьи, например: "Мама готовит обед" и т.д.

  1. Тема 11. Пейзаж с элементами архитектуры
  2. Теория. Беседа: с знакомство с архитектурой и его виды. Различные композиционные виды планировки города. Цветовая среда. Выбор материала в зависимости от замысла: однотонное или цветовое решение в гуаши или акварели.

Практика. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором знаменитых построек любимого города или села.

Тема 12. Тест

Практика. Проверка уровень знаний.

Тема 13. Отчетная выставка

Теория. Беседа: знакомство с оформление паспарту (карандашом, ластиком, ножницами, скотчами, лентами).

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

II. Тематическая композиция -66 ч.

  1. Тема 1. Костюм (эскизы)

Теория. Знакомство с истории костюмы и ее значение и виды. Демонстрация образцов костюмы, иллюстраций. Цельность композиции, выявление главного и второстепенного. Смысловое соподчинение, цветовое соподчинение, роль масштабности.

Практика. Использование всех приемов в композиции. Композиция на заданную тему: "Русские народные костюмы", "Бурятские народные костюмы", "Современные костюм". Использование различных материалов. Цветовое решение и формат по выбору.

Тема 2. Законы и принципы построения композиции. Творчество художников.

Теория. Знакомство с творчеством художников – сказочников: В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель. Вводная беседа о композиции. Роль ритма в формировании замысла композиции. Поиски проявления ритмических ситуаций в жизни.

Практика. Упражнение для развития художественного видения с использованием равновесия, контраста. Наблюдение движения в жизни, «статика», «динамика». На основе наблюдений, зарисовок с натуры и по памяти выполнить композиционный эскиз.

  1. Тема 3. Сюжет и содержание в картине

Теория. Построение общего движения в композиции. Изучение законов композиции: «равновесие», «симметрия», и «асимметрия», «контраст», «нюанс». Цельность композиции, выявление главного и второстепенного. Смысловое соподчинение, цветовое соподчинение, роль масштабности.

Практика. Использование всех приемов в композиции. Композиция на заданную тему: "Русские народные сказки". Использование различных материалов. Цветовое решение и формат по выбору.

Тема 4. Бурятская народная легенда "Красавица Ангара"

Теория. Беседа и знакомство с бурятской народной легендой "Красавица Ангара". Изображение характера героев, и их поведений. Ритмическая организация плоскости листа.

Практика. Выполнение композиционного задания: собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героя, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.). Изображение разных по характеру сказочных образов. Однотонное или цветовое решение работы. Создание иллюстраций на тему: "Красавица Ангара".

Тема 5. Контраст в искусстве - цветной граттаж

Теория. Беседа и знакомство с цветной граттаж. Передача тонально-цветовых отношений. Рассматривание произведений искусства в жанре граттаж. Анализ работ.

Практика. Выполнение композиционного задания: различных по форме и окраске, на нейтральном фоне. Передача светотени разным цветом, как средства выражения формы.

Тема 6. Тест

Практика. Проверка уровень знаний.

Тема 7. Отчетная выставка

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

III. Декоративно – прикладное искусство - 77 ч.

Тема 1. Композиционный орнамент. Стилизация растительных и животных форм.

Теория. Геометрический и растительный орнамент. Понятие стилизация. Приемы стилизации растительных и животных форм.

Практика. Орнаментальная композиция. Выполнение эскизов орнамента в полосе, круге, квадрате.

Тема 2. Орнамент (симметрия, ритм, повтор). Элементы кистевой росписи.

Теория. Понятие орнамент, декоративный узор. Правила работы с кистью и красками. Постановка руки при кистевой росписи. Выразительные средства художественного творчества.

Практика. Копирование элементов кистевой росписи. Создание орнамента. Выполнение эскизов хохломской и гжельской росписи.

Тема 3. Изготовление сувениров из бумаги

Теория. Национальный сувениры в России. Основные виды национальные мотивы в России. Демонстрация изделий. Технические приемы росписи объемных форм.

Практика. Выполнение упражнений для освоения технических приемов росписи. Выполнение росписи бумажной заготовки акварельные или гуашью красками.

Тема 4. Контрольная работа

Практика. Контроль, уровень знаний.

Тема 5. Отчетная выставка

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

Третьего года обучения -216 ч.

I. Рисунок и живопись -70 ч.

Тема 1. "Мир вокруг нас" вводное занятие

Теория. Повторение техники безопасности. Знакомство с внутренним распорядком. Правила игры. Проверка основных знаний, полученных на прошлом году обучения.

Практика. Игровая программа с конкурсами. Выполнение шуточных заданий, предложенных педагогом. Игры на сплочение коллектива: «Твистер», «Радужные стрелочки», «Попробуй меня найди!» и др.

Тема 2. Объемный формы предмета

Теория. Свет и цвет, акцентирование объемной формы предмета. Тоновые переходы и градации. Освещение и влияние света на цвет.

Практика. Светотеневой рисунок с использованием техники: акварель – пастель – воск. Портретное изображение образов птиц, животных.

  1. Тема 3. Портретные наброски

Теория. Строение головы. Эмоции. Понятия портрет, автопортрет. Пропорции головы и лица. Взаимосвязь характера изображаемого с чертами его лица.

Практика. Выполнение набросков частей лица. Портретные наброски с натуры и по изображении. Поэтапное выполнение портрета в технике акварель. Изображение характера персонажа: хитрый, злой, добрый, простодушный, умный, глупый, веселый, грустный.

Тема 4. Портрет в интерьере

Теория. Разные углы зрения. Повороты и ракурс головы. Индивидуальные особенности. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета.

Практика. Изображение портрета в техниках акварель, гуашь. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека.

  1. Тема 5. Зарисовки фигуры человека в различных позах

Теория. Пропорции тела. Типы телосложений. Статика. Динамика. Портрет в полный рост.

Практика. Изображение различными художественными материалами людей разных возрастов. Рисование фигуры человека по представлению с применением пропорциональных схем. Рисование одежды на фигуре человека по представлению с применением пропорциональных схем.

  1. Тема 6. Рисование фигуры человека в цвете.

Теория. Главное и второстепенное в изображении. Пропорции и строение фигуры человека. Образная выразительность фигуры; форма и складки на одежде.

Практика. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерные для древних культур. Создание живописной композиции человека в движении. Образы благородного рыцаря, трубадура, прекрасной дамы: изучение исторического костюма.

  1. Тема 7. Натюрморт тематический на фоне драпировки со складками.

Теория. Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников. Участие воспитанников в постановке натюрморта. Этапы работы над натурной постановкой. Метод линейно-конструктивного построения изображения. Знакомство с искусством Китая. Китайский фарфор. Роспись на посуде.

Практика. Рисование драпировок и складок на тканях. Натюрмортная постановка крупных предметов в интерьере. Изображение на листе большого формата натюрморта с натуры.

  1. Тема 8. Натюрморт в интерьере

Теория. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Правила работы темперными красками.

Практика. Изображение исторического натюрморта по представлению. Выполнение работы темперными красками.

Тема 9. Декоративный натюрморт

Теория. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений о окружающем мире.

Практика. Работа над натюрмортом в заданном эмоциональном состоянии.

  1. Тема 10. Городской пейзаж (осень, зима, весна) в цвете и графике.

Теория. Основные принципы композиции. Одноточечная перспектива. Двухточечная перспектива. Закономерности перспективного построения предметов. Картинная плоскость, предметная плоскость, основание картинной плоскости, линия горизонта (ЛГ), точка схода (Р), точки отдаления (D 1, D 2), фронтальная перспектива, угловая перспектива. Пошаговое построение замка.

Практика. Создание пейзажа времен года воском, пастелью. Сложные построения: Домик в перспективе, улица в перспективе. Выполнение городского пейзажа в разное время года. Решение в цвете, материал по выбору. Выполнение живописной композиции на тему: «Замки и крепости», «Старинный город».

Тема 11. Тест

Практика. Проверка уровень знаний.

Тема 12. Отчетная выставка

Теория. Беседа: знакомство с оформлении паспарту (карандашом, ластиком, ножницами, скотчами, лентами).

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

II. Тематическая композиция — 66 ч.

  1. Тема 1. Путешествия по разным странам

Теория. Беседа: знакомство с праздником народов с разных странах. Роспись из разных стран традиционные искусство.

Практика. Проектирование костюма из разных стран. Выполнение работы в технике батика по мотивам современного искусства.

  1. Тема 2. Национальные праздники

Теория. Беседа: знакомство с Бурятскими праздниками. Изучение истории Бурятских праздников, сбор материала и зарисовки для дальнейшей работы. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Практика. Создание тематической композиции на темы: "Белый месяц", сухаарбан".

Тема 3. Техника монотипия

  1. Теория. Беседа: знакомство с техникой монотипии. Различные композиционные виды планировки аквариума. Цветовая среда. Выбор материала в зависимости от замысла: однотонное или цветовое решение в гуаши или акварели.

Практика. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором вида аквариума.

Тема 4. "Моя профессия"

  1. Теория. Беседа: знакомство с видами профессии. Цветовая среда. Выбор материала в зависимости от замысла: однотонное или цветовое решение в гуаши или акварели.

Практика. Создание тематической композиции на темы: "Моя профессия".

Тема 5. Тест

Практика. Проверка уровень знаний.

Тема 6. Отчетная выставка

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

III. Декоративно – прикладное искусство -77 ч.

Тема 1. Роспись в одном из стилей народных промыслов плоской формы (блюдо, доска)

Теория. Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности. Технология изготовления подносов в Жостово. Правила постановки руки при выполнении мазковой росписи. Показ изделий гжельского промысла. История создания гжельского фарфора. Секрет гжельской росписи: сплошной мазок, мазок с тенями. Основные виды изделий и наиболее распространенные сюжеты росписи гжельского фарфора.

Практика. Выполнение упражнений для освоения технических приемов жостовской росписи. Создание своего подноса (роспись деревянной заготовки) по мотивам жостовской росписи; создание коллективной работы "Чудо-поднос". Выполнение упражнений для освоения технических приемов гжельской росписи. Изображение сказочной птицы или животного по мотивам гжельской росписи "Цветы и птицы".

Тема 2. Техника коллаж

Теория. Беседа: знакомство с техникой коллажа. Понятие фактурный коллаж. Приемы декорирования работы.

Практика. Создание декоративного панно на свободную тему. Использование в работе разнообразных материалов и декоративных элементов для зрительного эффекта.

Тема 3. Контрольная работа

Практика. Контроль, уровень знаний.

Тема 4. Отчетная выставка

Практика. Организация оформления выставки. Защита работы.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарно-учебный график

Ссылка:

Таблица

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

1 год обучения — 162

2 год обучения — 170

3 год обучения - 170

Продолжительность каникул

с г. по г.

Даты начала и окончания учебного года

Для 1 года обучения с 14 сентября по 31 мая

Для 2 и 3 года обучения с 1 сентября по 31 мая

Сроки промежуточной аттестации

Входная — октябрь

промежуточная с по г.

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

С 25 мая по 30 мая

Условия реализации программы

Таблица

Аспекты

Характеристика

Имеется

Необходимо

Материально-техническое обеспечение

- Шкафы для хранения наглядных пособий и раздаточного материалы;

- Маркерная доска;

- Мольберты;

-Рабочие столы;

-Натюрмортный фонд;

-Выставочные стенды.

-Альбом для рисования;

- Листы форматы А3, А4, А5;

- Карандаши (графические, цветные, восковые и др);

- Сухие графические материалы (уголь, пастель, мел и др);

-Фломастеры;

- Краски (акварель, гуашь, темперные, акриловые идр);

-Цветная бумага, картон, ватман, тонированная бумага для пастели;

-Кисти (белка, нейлон, щетина круглые и плоские с №1 и т.д).

- Проектор с экраном;

-Воздушно-пузырьковая труба;

-Фурнитура швейная (декоративная)

Информационное обеспечение

Инфо – дети.рф Лыкова И.А. Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»

Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству «Природа и художник» (авт. Т.А. Копцевой,).

Http - Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

– каталог образовательных интернет-ресурсов;

Кадровое обеспечение

Программу с детьми реализует педагог дополнительного образования

Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Зачет
  • Творческая работа
  • Соревнования
  • Конкурс
  • Выставка
  • Фестиваль
  • Слёт

Оценочные материалы

Таблица

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень теоретической подготовки учащихся

Мониторинг результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе «Волшебная кисть»

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации)

Отслеживание результативности обучения данной программы осуществляется поэтапно в течение всего учебного года, формами которого являются тестирование, контрольные вопросы, наблюдение, оценка практических работ на конкурсах разного уровня, защита творческой работы и выставки. После изучения тем определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками, предполагаемые программой.

Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Дискуссионный
  • Проектный

  • Формы организации образовательной деятельности:
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Открытое занятие
  • Акция
  • Аукцион
  • Беседа
  • Встреча с интересными людьми
  • Выставка
  • Галерея
  • Гостиная
  • Диспут
  • Защита проекта
  • Игра
  • Презентация
  • Мини-конференция
  • Мастер-класс
  • Олимпиада
  • Семинар
  • Салон
  • Мини-фестиваль
  • Тренинг
  • Экспедиция
  • Ярмарка

  • Педагогические технологии:
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология модульного обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология дистанционного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

  • Дидактические материалы:
  • Раздаточные материалы
  • Инструкции
  • Технологические карты
  • Образцы изделий

Список литературы

1. Неменского, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 9 классы [Текст]/ Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 175с.

2. Чебан, В. Узоры и орнаменты для мастера [Текст]/ Чебан. В. – Ростов-на-Дону.: «Фе-никс», 2002. – 415с.

3. Логвиненко, Г.М. Учебное пособие для вузов Декоративная композиция [Текст]/ Г.М. Логвиненко. М.: «Владос» 144с.

4. Соколова, О.Ю. Секреты композиции. Для начинающих художников [Текст]/О.Ю. Со-колова. – М.: АСТ «Астрель», 2003. – 125 с.

5. Кравченко, Т.Ю. «Я познаю мир. Искусство» Энциклопедия [Текст]/ Т.Ю. Кравченко. – М.: АСТ «Астрель», 2003. – 399 с.

6. Крысько, Н., Нехорошева Г. «Стильный коллаж. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия» [Текст]/ Крысько, Н., Нехорошева Г. - АСТ-Пресс Книга, 2004. – 128 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

1. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. Часть вторая 1-2 кл» [Текст]/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2000. – 127с.

2. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе. Часть вторая 3-4 кл» [Текст]/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2000. – 127с.

3. Смит Стен. Рисунок. Полный курс [Текст]/СтенСмит. –М.: АСТ, 2002. - 125 с.

4. Детское справочное бюро. Живопись [Текст]/ М.:Астрель,- 2002. – 399 с.

5. Детские журналы «Юный художник» [Текст]/ М.:- 1985 – 2009. – 54с.

6. Морган Джереми. Учитесь рисовать «Собак»[Текст]/Джереми Морган. – Минск, 2003. – 48с.

7. Браун Дэвид. Учитесь рисовать «Лошадей» [Текст]/Дэвид Браун. – Минск 2003. – 48с.

8. БраунДэвид. Учитесь рисовать «Птиц» [Текст]/Дэвид Браун. – Минск 2003. – 48с.

9. БраунДэвид. Учитесь рисовать «Кошек» [Текст]/Дэвид Браун. – Минск 2003. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография

Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...

Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.

Разработка  занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе  по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"

Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Батик" (разноуровневая)

В период занятий по данной программе проводятся теоретические и практические занятия по композиции, цветоведению, истории возникновения и развития художественной росписи ткани, современному состоянию ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Балаганчик»

Настоящая рабочая программа театрального кружка старшей группы «Пчелки» МБДОУ «Детский сад «Рябинка» города Гагарин Смоленской области разработана воспитателями Ивановой ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника"

По разноуровневой модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника» ознакомительного уровня (1 год...