Приложение 6
материал

Выявление и развитие творческих способностей на уроках ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6_razvitie_tvorch_sposobnostey.docx394.84 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\IMG20240525145301.jpg

Важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.

         Общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою индивидуальность. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс

Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы  его способности  и потребности были реализованы.

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Цель программы:  создание условий для поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной       самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи:

1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;

2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;

4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

 Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.

Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;

- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;

- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);

- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

Для диагностики уровня развития творческих способностей использовались методики «Метод проектов» Л.С.Выготский, «Метод индивидуального подхода» Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, «Личностно-ориентированное и развивающее обучение» И.С.Якиманская, «Технология критического мышления», «Оценка общей одарённости» по методу А.И. Савенкова.

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Для выявления творчески способных обучающихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера.

  Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя.   Они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно.   Им не рекомендуются задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.  Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для обучающихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять  быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Задача учителя - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся  очень важна. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей.):

Принципы работы с одаренными детьми:

  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • системность обучения;
  • максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
  •  обеспечение свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство);
  •  возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы;
  •  усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;
  • творческое взаимодействия обучающихся и учителя в процессе обучения;
  • актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков).

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес обучающихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Основное содержание работы учителя с одаренными детьми.

  • Использование системы заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках изобразительного искусства;
  • использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении);
  • организация проектно-исследовательской деятельности;  
  • подготовка обучающихся к художественным конкурсам;
  • участие в Дне науки;
  • выполнение творческих работ;
  • подготовка и участие в дистанционных конкурсах;
  • проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов, экскурсий;
  • развитие    творческих способностей через занятия кружков;
  • подготовка  к промежуточной  аттестации.


План работы на 2022-2023 учебный год

1

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2022/2023 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению изобразительного искусства

сентябрь

2

Вовлечение обучающихся в работу кружка «Палитра детства»

сентябрь

3

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова

октябрь

4

Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми по предмету

в течение года

5

Создание банка нестандартных заданий по изобразительному искусству

в течение года

6

Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах

в течение года

7

Выставка творческих работ обучающихся по изобразительному искусству

в течение года

8

Участие в художественных конкурсах

по графику

9

Подготовка и проведение Дня науки

январь

10

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова. Сравнительный анализ результатов вводной диагностики и итоговой

февраль

11

Оформление интерьера школы к праздникам и мероприятиям

в течение года

12

Защита итоговых проектов обучающихся по изобразительному искусству

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стандартное приложение Windows

работа со стандартным приложением Window...

Рабочая программа учебной дисциплины ОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ MS OFFICE

Рабочая программа учебной дисциплиныОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ MS OFFICE...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...

Приложение

Интеграция англицизмов в современном немецком языке 2...

рабочая тетрадь по математике для студентов 1 курса раздел"Производная и ее приложение"

Рабочая тетрадь применяется для организации учебного поцесса как на занятие, так и для организации самостоятельной работы студентов.Рабочая тетрадь имеет теоретический,закрепляющий и контролирующий ра...

Приложение -1 к презентации классного часа «НЕТ наркотикам, алкоголю и табаку»

Приложение №1 к презентации классного часа «НЕТ наркотикам, алкоголю и табаку»Файл  -  Прощание Славянки (без слов) (audiopoisk.com).mp3...