Особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста.
статья

Лантратова Анна Викторовна

Главная особенность голоса ребенка младшего школьного возраста (8-10 лет) состоит в том, что он постоянно находится в процессе роста, изменения и требует осторожного отношения со стороны любого вокального педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._osobennosti_detskogo_golosa.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности певческого голоса

 детей младшего школьного возраста.

      Детский певческий голос отличается от голоса взрослого высоким головным звучанием, мягкостью, серебристостью тембра, небольшим диапазоном, ограниченностью силы звука.

Главная особенность голоса ребенка младшего школьного возраста (8-10 лет) состоит в том, что он постоянно находится в процессе роста, изменения и требует осторожного отношения со стороны любого вокального педагога. Исследования последних лет показывают, что начинать вокальное воспитание детей лучше с дошкольного возраста. Возможности певческих голосов детей ограничены. Руководитель должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полётности, эмоциональности. Форсирование, громкое звучание приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата, так как при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют края голосовых связок, грудной резонатор развит слабо.

Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослого, и менее совершенен. Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся изучения детского голоса, гортань восьмилетнего ребенка в 1,5 раза короче, чем у взрослого, и расположена несколько выше уровня, обычного для взрослого человека. Мышцы полости рта и язык малоподвижны, недостаточно эластичны. Естественное звучание детского голоса – « головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание у детей этого возраста слабое, поверхностное, так как диафрагма расположена выше, чем у взрослого.

В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей невелики, поэтому и певческие навыки их элементарны, несложны и примерно одинаковы у всех детей.

Но существуют и индивидуальные особенности голосов детей. Например, в одной хоровой группе можно наблюдать резкие различия в диапазоне и индивидуальном характере звучания детских голосов. Среди чисто интонирующих есть дети, которые имеют в диапазоне звуки соль, ля, си малой октавы, и такие, которые имеют в диапазоне ре, ми, фа второй октавы. Но есть дети, имеющие неполный диапазон – 2-3 звука, у этих детей приблизительная певческая интонация.

В хоровой группе оказываются дети с различными певческими навыками. Есть поющие протяжным звуком, а есть и такие которые «говорят» в ритм песни. Поэтому для руководителя имеет огромное значение выявление индивидуальных особенностей детей, установление причин, мешающих ребенку петь верно, и устранение индивидуальных недостатков в пении учеников.        

Певческая установка (прямое положение корпуса и головы во время пения) создает благоприятные условия для естественных движений дыхательных  органов и голосового аппарата. Часто ребенок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе, потому что не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребенок выпрямляет корпус, его грудная клетка принимает положение вдоха и вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения.

Дети постепенно приучаются прямо держаться, правильное положение входит в привычку, но если постоянно напоминать и следить за этим. Дети приучаются организованно пользоваться дыханием, избегать форсировки, ненужного и вредного напора на гортань. Мышцы получают возможность развиваться нормально, укрепляться. При неорганизованном дыхании быстро и сильно вытесненный воздух из легких нарушает правильную работу голосовых связок. Расслабленное, вялое положение корпуса, так же указывает на то, что ученик не готов к пению, не собрал свое внимание. При расслабленном  положении корпуса движения в органах дыхания и голосовом аппарате будут неправильны, потому что все они согласованны, и одно нарушение ведет за собой другое. Дети часто вытягивают шею, или опускают голову, или слишком ее поднимают из-за того, что им неудобно, трудно петь. При активном, прямом положении корпуса и при свободном движении головы, когда шея не напряжена, голосовой аппарат освобождается от напряжения.

Бывает, что у детей во время пения звук прерывается, они поют несколько звуков довольно правильно и вдруг, как бы устав от такого напряжения начинают фальшивить. Причина неверного пения в неправильной работе дыхания. В этом случае полезно дать слоги или слова, которые должны быть спеты про себя, без шепота, но артикулируя и выговаривая все слоги губами. При этом дети могут ощутить работу дыхания. Также для развития навыков дыхания полезны следующие упражнения и движения:

 1.Спокойный вдох (сравнение – понюхать цветок) и спокойный короткий  выдох,                       позже добавить задержание дыхания.

     2.Спокойный и плавный вдох и более продолжительный выдох на счет, чтобы учащиеся и сами считали при выдохе (или в сравнении – подуть на свечу так, чтобы она погасла). Важно,    чтобы дети не набирали слишком много воздуха при вдохе.

     3.Задержание дыхания, например на возглас удивления – Ах!

     4. Подражание машине – «бр», помогает развитию длительного выдоха, как игра –    соревнование на счет.

             Важно при пении научить детей тянуть звук. Это способствует вокальному    развитию и выравниванию интонации. Для этого нужно научить правильно распределять дыхание и силу звука.

        Следя за правильной установкой во время урока, учитель создает условия для нормальной работы всего певческого аппарата. У некоторых детей от неправильной работы мышц в голосовом аппарате появляются дефекты. Пение можно назвать           «звуковой гимнастикой», благодаря которой движения в голосовом аппарате выправляются, дефекты исчезают.

        Словесный текст песен состоит из разнообразных сочетаний гласных и согласных звуков, и, чтобы петь выразительно, правильно, звонко, голосовой аппарат должен быть гибким. Гласные и согласные звуки формируются по-разному; при их произнесении мышцы языка, мягкого неба, глотки, рта делают неодинаковые движения. При произнесении одних слогов больше работают задние мышцы – это заднеязычные слоги (гу, ко), а при произнесении других (зи, ле) работают передние мышцы – это переднеязычные слоги.

        Для правильного звукообразования и естественного развития голосового аппарата надо включать в работу весь голосовой аппарат; необходимо согласованное, равномерное участие всей его мышечной системы. Упражнения для приобретения вокальных навыков нужно строить по принципу контрастности, учитывая роль гласных и согласных, и их сочетания.

Список  литературы:

      1.Кеериг О. П. Детский хор. Л., 1991.

      2.Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Программа для общеобразовательных               учреждений «Музыка».

      3.Соколов А. Н. Работа с хором. М.: Просвещение, 1997.

      4.Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. М., 1988.

      5.Струве Г. А. Школьный хор. М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особ...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...

Особенности использования ритмики на занятиях в младшем школьном возрасте

В данной статье описано развитие ритмических способностей ребенка....

Статья по теме "Особенности развития информационных умений через применение ментальных карт в младшем школьном возрасте"

В данной статье рассматриваются особенности присущие, в частности, развитию информационных умений в начальной школе. Данный аспект рассматривается с точки зрения формирования у учащихся младшего школь...