«Влияние индивидуально – типологических особенностей темперамента на процесс общения со сверстниками в младшем школьном возрасте»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Бюджетное профессиональное учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Педагогический проект
«Влияние индивидуально – типологических особенностей темперамента на процесс общения со сверстниками в младшем школьном возрасте»
Разработчик:
Студентка 30 группы
Томонова Кристина Владимировна
г. Горно-Алтайск, 2015 г.
Тема: Влияние индивидуально – типологических особенностей темперамента на процесс общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.
Обоснование актуальности проекта:
В настоящее время остается актуальным владение технологиями формирования межличностных отношений и создания здорового психологического климата в школьном коллективе. Младший школьный возраст характеризуется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – началом учебной деятельности. С поступлением ребенка в школу начинается пора активного приобретения навыков общения. От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.
Многие исследователи отмечают важность изучения влияния индивидуальных особенностей личности на динамику развития межличностных отношений, потому что в младшем школьном возрасте единственной сформированной характеристикой личности является темперамент. Проблема темперамента активно разрабатывается в мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных влиянию темпераментальных свойств на межличностные отношения в младшем школьном возрасте явно недостаточно. В отечественной психологии особо выделяется задача исследования различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности.
Исследования проблемы взаимовлияния и взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в классных группах имеет большое значение. Подробное изучение этого вопроса способствует повышению качества подготовки школьников и эффективности системы образования в целом. Таким образом, взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение.
Цель проекта: Влияние индивидуально - типологических особенностей темперамента на процесс формирования общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.
Задачи проекта:
- Изучить литературу по проблеме темперамента и особенностей межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- Исследовать темпераментальные особенности в группе детей младшего школьного возраста при помощи методов стандартизированного самоотчета, и наблюдения.
- Реализовать практическую работу по формированию межличностных отношений детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза проекта: Если темперамент – это врождённая характеристика личности младшего школьника, то можно предположить, что она оказывает доминирующее влияние на детей в развитие межличностных отношений.
Участники проекта: БПУ РА «Горно – Алтайский педагогический колледж» Томонова К.В, обучающиеся 3 «б» класса.
Направления реализации проекта:
- Разработка конспектов уроков и внеклассных занятий по формированию коммуникативной компетентности с использование групповой формы работы.
- Обмен опытом в рамках методических объединений учителей начальных классов.
- Составление методических рекомендаций по составлению самостоятельной работы.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно-теоретический этап (май 2015)
- Теоретический анализ проблемы использования групповой формы работы по формированию коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе.
- Изучение практического опыта использования групповых форм работы педагогами колледжа.
- Выяснение проблематики педагогического проекта.
- Определение научного аппарата педагогического проекта.
- Обсуждение предполагаемых результатов, разработка проекта.
2. Внедренческий этап (сентябрь 2015 — май 2016)
- Подготовка и проведение мероприятий проекта.
- Практическая реализация содержания проекта.
- Осуществление промежуточной диагностики по выявлению эффективности педагогического проекта.
3. Контрольно — обобщающий этап (июнь 2016)
- Подведение итогов реализации проекта.
- Анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации проекта.
- Формулирование основных выводов и рекомендаций.
Календарный план реализации проекта:
Предполагаемая дата проведения мероприятия. | Место проведения. | Наименование мероприятия. | Ответственный за выполнение. |
Май - июнь 2015 | БПУ РА Г-АПК | Изучение и анализ психолого - педагогической литературы | Томонова К.В |
Май – июнь 2015 | МБОУ СОШ №9 | Проведение диагностики с целью определения темперамента у учащихся | Томонова К.В |
Май - июнь 2015 | МБОУ СОШ №9 | Индивидуальная консультация с психологом школы на тему «Влияние темперамента на формирование групповой и коллективной работы в классе» | Томонова К.В Психолог Акпыжаева О.Л |
Сентябрь 2015 | МБОУ СОШ №9 | Проведение внеклассного мероприятия на тему «Я лидер» | Томонова К.В |
Октябрь 2015 | МБОУ СОШ №9 | Родительское собрание на тему «Проявление особенностей темперамента в домашнее время и влияние его на выполнение домашнего задания» | Томонова К.В |
Ноябрь 2015 | МБОУ СОШ №9 | Проведение беседы (дискуссии) с учащимися на тему «Уважай себя – уважай ближнего» | Томонова К.В |
Декабрь 2015 | МБОУ СОШ №9 | Проведение уроков с использованием групповых форм, «работа в парах, пара сменного состава, снежный ком» | Томонова К.В |
Январь 2016 | МБОУ СОШ №9 | Проведение открытого урока на тему «Мир эмоций и чувств» | Томонова К.В |
Февраль 2016 | МБОУ СОШ №9 | Родительское собрание на тему «Воспитание – это диалог» | Томонова К.В |
Март 2016 | МБОУ СОШ №9 | Прогулка в лес (игры, конкурсы, соревнования) | Томонова К.В |
Апрель 2016 | МБОУ СОШ №9 | Тренинг «Я и темперамент» | Томонова К.В |
Май 2016 | МБОУ СОШ №9 | Внеклассное мероприятие на тему: «Если друг попал в беду…?» | Томонова К.В |
Июнь 2016 | БПУ РА Г-АПК | Диагностика по выявлению эффективности педагогического проекта | Томонова К.В |
Июнь 2016 | БПУ РА Г-АПК | Поведение итогов реализации проекта | Томонова К.В |
Теоритическая значимость проекта:
1.
2.
Практическая значимость проекта определяется тем, что представленные теоритические положения доведены до конкретных методических рекомендации по организации работы детей с различными типами темперамента и могут быть использованы в образовательном процессе школ, учителями начальных классов.
Прогнозируемые результаты:
Краткосрочные:
- расширение знаний учащихся в области коммуникативного взаимоотношения со сверстниками.
- повышение самооценки, умения позитивного образа «Я» уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и личности сверстников.
- умение работать в команде, умение проявлять ситуационное лидерство, мобильность и адаптивность в общение со сверстниками.
- увеличение положительного опыта работы в классе.
- создание благоприятных, добрых отношений, основанных на взаимопонимании в классе.
Долгосрочные:
1. обеспечение высокого уровня адаптации обучающихся в сфере общения со сверстниками
2. повышение эффективности воспитательной работы в классе.
3.обеспечение психолого – педагогических условий для формирования толерантности детей с индивидуально – типологическими особенностями темперамента.
Формы представления результатов:
- проведение уроков, внеклассных занятий, тренингов, по использованию групповых и индивидуальных форм работы детей с различными типами темперамента.
- выступления учащихся проекта на открытых уроках и внеклассных мероприятиях (памятки, доклады)
- проведение методических семинаров для учителей начальных классов.
- издание методических рекомендаций для учителей начальных классов.
Продукты проекта:
- разработка конспектов урока.
- разработка конспектов внеклвссных мероприятий.
- разработка семинара для учителей наальных классов.
- Разработка родительских собраний.
- Методические рекомендации по использованию групповых и индивидуальных форм работы детей с различными типами темперамента.
Финансово-экономическое обоснование проекта:
Приобретение программного и методического обеспечения уроков и внеклассных мероприятий (внебюджетные средства).
Приобретение электронных носителей для создания мультимедийных презентаций (внебюджетные средства).
Оценка эффективности реализации проекта:
Результативность проекта оценивалась в помощью диагностики, которая определяла у обучающихся уровень: «Умение общаться со сверстниками», которая предполагала изучение следующих компонентов:
- деловые умения:
- умение входить в контакт, слушать и начинать общение с аудиторией.
- умение грамотно говорить, и отвечать на вопросы.
- умение согласовывать свои интересы с интересами других членов группового общения.
- умения саморегуляции:
- умение регулировать свое эмоциональное состояние во время групповой работы.
- умение открыто, свободно выражать свои мысли, чувства.
- умение проявлять толерантность к собеседнику, уважительно относится к чужому мнению.
- рефлексивные умения:
- умение оценивать свою роль и роль партнёра в процессе групповой работы.
- умение выделять положительное и отрицательное в совместной работе.
- умения проводить самоанализ своей работы и работы участников всего класса.
Оценка рисков проекта: эмоциональная перегрузка обучающихся 3 «б» класса, вероятность разногласия и конфликтов во время групповых форм работы.
Мера по минимизации рисков: регулирование режима работы проведения внеклассных мероприятий, уроков с использованием групповых форм работы.
Дальнейшее развитие проекта: популяризация практического опыта в педагогическом совете МБУ СОШ № 9 учителей начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...
Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста
Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1. Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особ...
Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...
Порядок организации взаимодействия слабовидящих детей и их здоровых сверстников младшего школьного возраста в рамках инклюзивного урока по физической культуре
В методической разработке представлены схемы организации инклюзивных уроков по физической культуре. В этих схемах присутствует следующие обозначения: В- вместе (предполагается совместная работа здоров...
Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста
На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной...