«Влияние индивидуально – типологических особенностей темперамента на процесс общения со сверстниками в младшем школьном возрасте»
проект на тему

Кристина Томонова

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Педагогический проект

«Влияние индивидуально – типологических особенностей темперамента на процесс общения со сверстниками в младшем школьном возрасте»

Разработчик:

Студентка 30 группы

Томонова Кристина Владимировна

г. Горно-Алтайск, 2015 г.

Тема: Влияние индивидуально – типологических особенностей темперамента на процесс общения  со сверстниками в младшем школьном возрасте.

Обоснование актуальности проекта:

В настоящее время остается актуальным владение технологиями формирования межличностных отношений и создания здорового психологического климата в школьном коллективе. Младший школьный возраст  характеризуется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – началом учебной деятельности. С поступлением ребенка в школу начинается пора активного приобретения навыков общения. От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.

Многие исследователи отмечают важность изучения влияния индивидуальных особенностей личности на динамику развития межличностных отношений, потому что в младшем школьном возрасте единственной сформированной характеристикой личности является темперамент. Проблема темперамента активно разрабатывается в мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных влиянию темпераментальных свойств на межличностные отношения в младшем школьном возрасте явно недостаточно. В отечественной психологии особо выделяется задача исследования различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности.

Исследования проблемы взаимовлияния и взаимосвязи   свойств темперамента и межличностных отношений в классных группах имеет большое значение. Подробное изучение этого вопроса способствует повышению качества подготовки школьников и эффективности системы образования в целом. Таким образом, взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение.

Цель проекта: Влияние индивидуально - типологических особенностей темперамента на процесс формирования общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по проблеме темперамента и особенностей межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  2. Исследовать темпераментальные особенности в группе детей младшего школьного возраста при помощи методов стандартизированного самоотчета, и наблюдения.
  3. Реализовать практическую работу по формированию межличностных отношений детей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза проекта: Если темперамент – это врождённая характеристика личности  младшего школьника, то можно предположить, что она оказывает доминирующее влияние на детей в развитие  межличностных отношений.

Участники проекта: БПУ РА  «Горно – Алтайский педагогический колледж» Томонова К.В, обучающиеся 3 «б» класса.

Направления реализации проекта:

  • Разработка конспектов уроков и внеклассных занятий по формированию коммуникативной компетентности с использование групповой формы работы.
  • Обмен опытом в рамках методических объединений учителей начальных классов.
  • Составление методических рекомендаций по составлению самостоятельной работы.

 Этапы реализации проекта:

1. Подготовительно-теоретический этап (май 2015)

  • Теоретический анализ проблемы использования групповой формы работы по формированию коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе.
  • Изучение практического опыта использования групповых форм работы педагогами колледжа.
  • Выяснение проблематики педагогического проекта.
  • Определение научного аппарата педагогического проекта.
  • Обсуждение предполагаемых результатов, разработка проекта.

2. Внедренческий этап (сентябрь 2015 — май 2016)

  • Подготовка и проведение мероприятий проекта.
  • Практическая реализация содержания проекта.
  • Осуществление промежуточной диагностики по выявлению эффективности педагогического проекта.

3. Контрольно — обобщающий этап (июнь 2016)

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации проекта.
  • Формулирование основных выводов и рекомендаций.

Календарный план реализации проекта:

Предполагаемая дата проведения мероприятия.

Место проведения.

Наименование мероприятия.

Ответственный за выполнение.

Май - июнь 2015

БПУ РА Г-АПК

Изучение и анализ психолого - педагогической литературы

Томонова К.В

Май – июнь 2015

МБОУ СОШ №9

Проведение диагностики с целью определения темперамента у учащихся

Томонова К.В

Май - июнь 2015

МБОУ СОШ №9

Индивидуальная консультация с психологом школы на тему

 «Влияние темперамента на формирование групповой и коллективной работы в классе»

Томонова К.В

Психолог Акпыжаева О.Л

Сентябрь 2015

МБОУ СОШ №9

Проведение внеклассного мероприятия на тему «Я лидер»

Томонова К.В

Октябрь 2015

МБОУ СОШ №9

Родительское собрание на тему «Проявление особенностей темперамента в домашнее время и влияние его на выполнение домашнего задания»

Томонова К.В

Ноябрь 2015

МБОУ СОШ №9

Проведение беседы (дискуссии) с учащимися на тему «Уважай себя – уважай ближнего»

Томонова К.В

Декабрь 2015

МБОУ СОШ №9

Проведение уроков с использованием групповых форм, «работа в парах, пара сменного состава, снежный ком»

Томонова К.В

Январь 2016

МБОУ СОШ №9

Проведение открытого урока на тему «Мир эмоций и чувств»

Томонова К.В

Февраль 2016

МБОУ СОШ №9

Родительское собрание на тему «Воспитание – это диалог»

Томонова К.В

Март 2016

МБОУ СОШ №9

Прогулка в лес (игры, конкурсы, соревнования)

Томонова К.В

Апрель 2016

МБОУ СОШ №9

Тренинг «Я и темперамент»

Томонова К.В

Май 2016

МБОУ СОШ №9

Внеклассное мероприятие на тему: «Если друг попал в беду…?»

Томонова К.В

Июнь 2016

БПУ РА Г-АПК

Диагностика по выявлению эффективности педагогического проекта        

Томонова К.В

Июнь 2016

БПУ РА Г-АПК

Поведение итогов реализации проекта

Томонова К.В

Теоритическая значимость проекта:

1.

2.

Практическая значимость проекта определяется тем, что представленные теоритические положения доведены до конкретных методических рекомендации по организации работы детей с различными типами темперамента и могут быть использованы в образовательном процессе школ, учителями начальных классов.

Прогнозируемые результаты:

Краткосрочные:

  1. расширение знаний учащихся в области коммуникативного взаимоотношения со сверстниками.
  2. повышение самооценки, умения позитивного образа «Я» уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и личности сверстников.
  3. умение работать в команде, умение проявлять ситуационное  лидерство, мобильность и адаптивность в общение со сверстниками.
  4. увеличение положительного опыта работы в классе.
  5. создание благоприятных, добрых отношений, основанных на взаимопонимании в классе.

Долгосрочные:

1. обеспечение высокого уровня адаптации обучающихся в сфере общения со сверстниками

2. повышение эффективности воспитательной работы в классе.

3.обеспечение психолого – педагогических условий для формирования толерантности детей с индивидуально – типологическими особенностями темперамента.

Формы представления результатов:

  • проведение уроков, внеклассных занятий, тренингов, по использованию групповых и индивидуальных форм работы детей с различными типами темперамента.
  • выступления учащихся проекта на открытых уроках и внеклассных мероприятиях (памятки, доклады)
  • проведение методических семинаров для учителей начальных классов.
  • издание методических рекомендаций для учителей начальных классов.

Продукты проекта:

  • разработка конспектов урока.
  • разработка конспектов внеклвссных мероприятий.
  • разработка семинара для учителей наальных классов.
  • Разработка родительских собраний.
  • Методические рекомендации по использованию групповых и индивидуальных форм работы детей с различными типами темперамента.

Финансово-экономическое обоснование проекта:

Приобретение программного и методического обеспечения уроков и внеклассных мероприятий (внебюджетные средства).

Приобретение электронных носителей для создания мультимедийных презентаций (внебюджетные средства).

Оценка эффективности реализации проекта:

Результативность проекта оценивалась в помощью диагностики, которая определяла у обучающихся уровень: «Умение общаться со сверстниками», которая предполагала изучение следующих компонентов:

  • деловые умения:
  • умение входить в контакт, слушать и начинать общение с аудиторией.
  • умение грамотно говорить,  и отвечать на вопросы.
  • умение согласовывать свои интересы с интересами других членов группового общения.
  • умения саморегуляции:
  • умение регулировать свое эмоциональное состояние во время групповой работы.
  • умение открыто, свободно выражать свои мысли, чувства.
  • умение проявлять толерантность к собеседнику, уважительно относится к чужому мнению.
  • рефлексивные умения:
  • умение оценивать свою роль и роль партнёра в процессе групповой работы.
  • умение выделять положительное и отрицательное в совместной работе.
  • умения проводить самоанализ своей работы и работы участников всего класса.

Оценка рисков проекта: эмоциональная перегрузка обучающихся 3 «б» класса, вероятность разногласия и конфликтов во время групповых форм работы.

Мера по минимизации рисков: регулирование режима работы проведения внеклассных мероприятий, уроков с использованием групповых форм работы.

Дальнейшее развитие проекта: популяризация практического опыта в педагогическом совете МБУ СОШ № 9 учителей начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...

Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста

Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1.     Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особ...

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...

Порядок организации взаимодействия слабовидящих детей и их здоровых сверстников младшего школьного возраста в рамках инклюзивного урока по физической культуре

В методической разработке представлены схемы организации инклюзивных уроков по физической культуре. В этих схемах присутствует следующие обозначения: В- вместе (предполагается совместная работа здоров...

Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной...