МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности работы над диктантом на уроках сольфеджио»
методическая разработка
в данной методической разработке раскрыты основные приемы работы с учащимися ДШИ при написании диктантов на уроках сольфеджио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostrigina_osobennosti_raboty_nad_diktantom_na_urokah_solfedzhio.docx | 44.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств №13» г. Ульяновска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Особенности работы над диктантом на уроках сольфеджио»
Автор:
Преподаватель теоретических дисциплин
Первой квалификационной категории
Костригина Ольга Александровна
Ульяновск, 2024
Содержание методической разработки:
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДИКТАНТОМ 9
1. Выбор музыкального материала для диктанта. 9
2. Диктант с предварительным анализом 15
4. Диктант в произвольной тональности 17
5. Диктанты для развития памяти 18
Введение.
В программе обучения сольфеджио предусмотрена не только практическая работа над упражнениями и смежными дисциплинами, но и вся музыкальная деятельность учащегося, способствующая закреплению его знаний. Одним из важных элементов закрепления является запись музыкального диктанта. Для того чтобы зафиксировать исполняемый в данный момент фрагмент музыкального произведения или запомнить звучащую в сознании мелодию, необходимо обладать хорошей памятью, развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Анализируемое музыкальное произведение требует не только понимания закономерностей музыкальной речи, но и умения грамотно его записать. Здесь уместно провести параллель с навыками чтения и письма на родном языке. Достижение грамотности требует длительного процесса обучения, чтобы установить неразрывную связь между воспринимаемым на слух и видимым, а также сформировать прямую и непосредственную связь между этими двумя аспектами.
При написании музыкального диктанта основной задачей является установление прочной связи между написанным и слышимым, поскольку смысл музыки раскрывается только тогда, когда она звучит. Другая важная цель работы над записью диктанта - развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти. Хотя эти два понятия часто рассматриваются как одно и то же, на самом деле они представляют собой две разные стороны музыкальных способностей ученика.
Внутренний слух - это способность представлять себе звуки или ряд звуков в воображении. Вначале этот слух может быть интуитивным и бессознательным, но в процессе работы он должен стать целенаправленным и осознанным. Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти тесно связано между собой и является важнейшим аспектом музыкального образования.
Ключевые моменты:
- Основная задача при написании музыкального диктанта - установление связи между написанным и слышимым.
- Вторая цель - развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.
- Внутренний слух - это способность представлять себе звуки в воображении.
- Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой, но представляют собой две разные стороны музыкальных способностей ученика.
При написании музыкального диктанта музыкальная память играет важную роль, проявляясь через внутренний слух. Многие авторы учебников по сольфеджио подчеркивают, что для воспитания слуха будущего музыканта-профессионала необходимо развивать музыкальную память. Музыкальная память - это не только способность запоминания мелодии или гармонического сопровождения, но и аналитическая память, которая включает в себя понимание структуры музыкального отрывка.
Аналитическая память позволяет запоминать и одновременно понимать следующие элементы:
- Мелодия
- Музыкальная форма
- Строение
- Расположение и функции аккордов
- Их взаимосвязь
- Особенности фактуры и голосоведения
Таким образом, музыкальная память является важным аспектом музыкального образования, и ее развитие тесно связано с развитием внутреннего слуха.
Процесс записи музыкального диктанта, который включает в себя слушание, понимание и запись, требует не только определенных знаний и уровня развития слуха, но и специальной подготовки и обучения. Поэтому, одна из основных задач методики сольфеджио - научить писать музыкальный диктант.
В педагогической практике работа над записью диктанта часто ограничивается развитием только одной стороны памяти - осознания и запоминания услышанного. Музыкальная память, основанная на внутреннем слышании звучания, недостаточно тренируется. Кроме того, творческие возможности учащихся не используются, и накопленный музыкальный материал не привлекается к работе. Методически не разграничены и не разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.
Целью работы над диктантом в классе сольфеджио должно быть развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти. Это может быть достигнуто путем комплексного подхода, который включает в себя развитие аналитической памяти, тренировку музыкальной памяти, основанной на внутреннем слышании звучания, и привлечение творческих возможностей учащихся.
Педагогу следует помнить:
- Запись музыкального диктанта требует специальной подготовки и обучения.
- Работа над записью диктанта должна развивать внутренний слух и музыкальную память.
- Музыкальная память должна быть тренирована в двух аспектах: аналитической памяти и памяти, основанной на внутреннем слышании звучания.
- Творческие возможности учащихся должны быть привлечены к работе над диктантом.
Третьей задачей в работе над диктантом является практическое освоение и закрепление теоретических понятий, а также накопленного опыта, полученного в результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие ошибки в записи музыки свидетельствуют о практическом неумении применить теоретические знания на практике. В этом контексте письменные работы, такие как диктант, представляют собой полезную форму для закрепления теоретических знаний и практических умений.
В частности, диктант позволяет учащимся:
- Практически применить теоретические понятия в записи музыки
- Закрепить накопленный опыт и знания, полученные в результате практической музыкальной деятельности
- Развить навыки записи музыки, что является важной частью музыкального образования
- Улучшить свои практические умения и уверенность в себе при записи музыки
Диктант является важным инструментом для закрепления теоретических знаний и практических умений, а также для развития музыкальной памяти и внутреннего слуха
Слуховая проработка теоретических понятий происходит в различных формах работы по сольфеджио, включая пение интонационных упражнений, анализ на слух и чтение с листа. Однако, форма диктанта, как наиболее самостоятельная и требующая полной конкретности в анализе слышимого, является особенно полезной для закрепления теоретических понятий. Это связано с тем, что в диктанте необходимо не только осознать слышимое, но и уметь его выразить в записи.
В частности, диктант позволяет учащимся:
- Развить навыки слуховой проработки теоретических понятий
- Закрепить свои знания в области музыкальной теории
- Улучшить свои практические умения в записи музыки
- Развить музыкальную память и внутренний слух
Кроме того, разнообразие музыкального материала, используемого на занятиях по сольфеджио, и, в частности в диктантах, имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся и обогащает их музыкальную память. Это позволяет учащимся развивать свои музыкальные способности и приобретать более глубокое понимание музыкальной теории.
Для эффективного развития навыка записи диктанта в процессе занятий по сольфеджио необходимо анализировать нотный текст, использовать примеры из детского репертуара по специальности и определять на слух отрывки из музыкальной литературы. Кроме того, задания на списывание и транспонирование знакомых произведений могут помочь создать необходимые предпосылки для развития навыка записи диктанта.
В результате, работа над диктантом станет не отдельным упражнением в классе сольфеджио, а естественной передачей музыки на бумаге, в записи. Следовательно, можно сделать вывод, что в системе занятий по развитию слуха (то есть сольфеджио) запись музыки (музыкальный диктант) является важной суммирующей и практически полезной формой работы.
Диктант является важным инструментом для закрепления теоретических знаний и практических умений, а также для развития музыкальной памяти и внутреннего слуха.
В работе над диктантом необходимо решать несколько основных задач, которые способствуют развитию слуха и музыкальных способностей. В частности, диктант должен:
- Создавать и закреплять связи между видимым и слышимым, то есть научить слышимое сделать видимым, что позволяет развивать навыки слуховой проработки теоретических понятий.
- Развивать память и внутренний слух, что является важной частью музыкального образования.
- Служить средством для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории, гармонии, анализа, а также в занятиях по специальности, что позволяет учащимся углубить свои знания и развить свои музыкальные способности.
Таким образом, диктант является важным инструментом для развития слуха, памяти и внутреннего слуха, а также для закрепления теоретических знаний и практических умений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДИКТАНТОМ
Выбор музыкального материала для диктанта.
Для качественной записи музыки на слух в диктанте необходимо выполнить первое и важное условие - выбрать подходящий музыкальный материал. В традиционной методике, которая была распространена до революции, материал для диктанта обычно выбирали из специально составленных упражнений, основанных на темах из области теории музыки. Часто эти упражнения фокусировались на метро-ритмических или интервальных трудностях. Качество этих примеров-упражнений варьировалось в зависимости от творческой одаренности авторов, но всегда подчинялось главной идее.
В результате, выбор музыкального материала для диктанта играет решающую роль в эффективности этого упражнения. Он должен быть тщательно отобран, чтобы обеспечить качественную запись музыки на слух и помочь учащимся развить свои музыкальные способности.
В частности, музыкальный материал для диктанта должен:
- Быть основан на реальной музыкальной литературе
- Охватывать различные стили и жанры
- Представлять собой логичную последовательность сложности
- Быть интересным и мотивирующим для учащихся
Таким образом, правильный выбор музыкального материала для диктанта является важным шагом в развитии навыка записи музыки на слух и в формировании музыкальных способностей учащихся.
В современной методике составления сборников для музыкального диктанта используется другой подход. Теперь материалом для записи служат образцы из подлинной музыкальной литературы. Чем более яркими и художественно убедительными будут эти примеры, тем лучше будет достижение цели музыкального диктанта.
При отборе материала педагог или составитель сборника должен уделять особое внимание тому, чтобы отрывок был осмысленным и ясным по форме. Не допускается использование слишком коротких примеров, которые теряют смысл и художественную ценность. Также недопустимы искажения с целью облегчения примера, так как это нарушает цельность художественного образа.
Определение трудностей музыкального примера является важным аспектом. Обычно критерием служат ладовые, тональные, метро-ритмические особенности диктанта. Однако, кроме этих основных признаков, большое значение имеет также стиль и жанр отрывка.
При выборе материала для музыкального диктанта необходимо учитывать следующие факторы:
- Яркость и художественная убедительность примеров
- Осмысленность и ясность формы отрывка
- Достаточная продолжительность примера
- Сохранение цельности художественного образа
- Учет ладовых, тональных, метро-ритмических особенностей
- Учет стиля и жанра отрывка
Правильный выбор материала для музыкального диктанта является важным шагом в достижении цели этого упражнения и в развитии музыкальных способностей учащихся.
Определение трудности диктанта во многом зависит от интонационных особенностей стиля произведения. При подборе примера для диктанта следует отдавать предпочтение музыке, которая отличается яркостью, выразительностью и легкостью запоминания.
Основные критерии для отбора музыкального материала:
- Интонационные особенности стиля произведения
- Яркость и выразительность музыки
- Легкость запоминания примера
- Правильный выбор материала для достижения цели диктанта.
Запись нотного текста.
К сожалению, многие педагоги удовлетворяются тем, что учащийся просто записывает звуки и группирует их ритмически, не требуя от них никаких обозначений темпа, динамики, штрихов и структуры. Однако, постепенно вводя учащихся в необходимые требования, необходимо научить их:
- Правильно и красиво писать ноты
- Расставлять лиги
- Отмечать цезурами фразы, дыхание
- Различать и обозначать легато и стаккато, динамику
- Определять темп и характер отрывка, а также выбирать правильный размер и счетную единицу для записи
- Знать и уметь оформить вокальную группировку как в одноголосии, так и в многоголосии
- Правильно вести линию каждого голоса
- Различать и употреблять условные обозначения мелизмов
- Уметь записать многоголосный на одной строке и партитурой
Таким образом, постепенно развивая навыки учащихся, можно достичь высокой степени точности и полноты записи музыки.
Исполнение диктанта.
Чтобы учащийся мог полно и грамотно записать на бумаге то, что он слышал, необходимо, чтобы исполнение диктанта было как можно более идеальным. В первую очередь, пример должен быть исполнен грамотно и точно, без каких-либо подчеркиваний или отдельных выделений. Следует избегать трудных интонаций или гармоний. Особенно вредно подчеркивать сильную долю такта, искусственно громко выстукивая ее. Вначале отрывок должен быть исполнен в авторском темпе, указанном в оригинале. В дальнейшем, при многократном проигрывании, темп может быть замедлен, но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным. Идеальное исполнение диктанта является ключом к полной и грамотной записи музыки.
При исполнении многоголосных примеров особенно важно строго соблюдать голосоведение. Умение точно слышать движение голосов и записывать его должно быть результатом естественного слухового восприятия, а не предварительно спланированного условия, когда педагог заранее объявляет: «Диктант будет двухголосный». Важно, чтобы учащийся самостоятельно развил навык слышать и записывать движение голосов, а не полагался на предварительные указания.
Таким образом, соблюдение голосоведения при исполнении многоголосных примеров является важным условием для развития слухового восприятия и навыка записи музыки.
Запись диктанта.
Перед началом работы над записью музыки педагог должен создать подходящую обстановку, которая имеет огромное значение для успешного выполнения задачи. Если педагог сразу же привлекает внимание учащихся к тому, что сейчас будет сыгран диктант, который нужно записать как можно быстрее, и указывает на количество голосов, то учащийся будет думать только о том, как записать музыку, а не слушать и анализировать звучащую мелодию. Он будет задаваться вопросами, с какой ноты начать, какой счет использовать и т.д.
Опыт показывает, что идеальная обстановка для работы над записью музыки создается, когда педагог пробуждает интерес у учащихся к тому, что они сейчас услышат. Для этого педагог должен познакомить учащихся с автором произведения, рассказать о его истории, контексте и значении. Кроме того, педагог может поделиться информацией о том, откуда взялся этот отрывок, какие инструменты его исполняют, и какие эмоции он призван вызвать. Педагог может собрать внимание учащихся и создать атмосферу ожидания и заинтересованности. Затем, когда внимание учащихся будет сконцентрировано на педагоге, он может проиграть пример, и учащиеся будут готовы слушать и анализировать музыку, а не думать только о том, как ее записать.
Это подход позволяет учащимся лучше понять и воспринять музыку, а также развить свои навыки слушания и записи. Более того, он помогает создать положительную и продуктивную обстановку для работы над записью, что является важным условием для успешного выполнения задачи.
Основные этапы проведения музыкального диктанта на уроке можно сформулировать следующим образом:
1.) Учащиеся прослушивают музыкальное произведение. Чтобы оно произвело впечатление, исполнение должно быть максимально выразительным и точным.
2.) Вместе с педагогом весь класс обсуждает свои впечатления от прослушанного.
3.) Педагог или учащиеся определяют тональность и выполняют настройку.
4.) Музыка проигрывается повторно, чтобы учащиеся могли проанализировать ладо-гармонические, структурные и метроритмические особенности произведения.
5.) Учащиеся начинают записывать музыку, в первую очередь, опираясь на свою память.
Данная методика проведения диктанта позволит эффективно сформировать восприятие ученика: от общего к конкретному, от восприятия художественного образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка. В конечном итоге это приведёт к записи на нотном стане всего услышанного и фиксации звуковой информации. Кроме того, такая методика будет способствовать развитию памяти и внутреннего слуха учащихся.
ФОРМЫ ДИКТАНТОВ
Показательный диктант.
Показательный диктант организуется преподавателем с целью продемонстрировать процесс записи на доске. Во время занятия педагог вслух, перед всем классом, объясняет, как он слушает, дирижирует и напевает мелодию, что помогает ему осознать её и записать в нотном виде. Такой диктант весьма полезен перед переходом к самостоятельной записи после предварительных упражнений, а также при изучении новых сложностей или типов диктантов. Он также особенно подходит, когда учитель начинает работать с новой группой и хочет сразу задать правильное методическое направление для всех учащихся. Иногда полезно, чтобы такой диктант проводил не учитель, а один из учеников; это позволит оценить правильность процессов и приемов записи, используемых учеником.
Диктант с предварительным анализом
После первых двух проигрываний преподаватель детально анализирует предложенный музыкальный пример. Он устанавливает темп, размер, тональность и структуру мелодии, акцентируя внимание учащихся на специфических особенностях данного произведения. В этом процессе педагог объясняет некоторые интонационные обороты и ритмические фигуры, сопровождая свои пояснения проигрышем или напеванием сложных фрагментов.
После проведения такого углубленного анализа музыкальное произведение проигрывается снова, и ученики начинают самостоятельно записывать его. Эта форма диктанта особенно полезна, когда речь идет о внедрении новых музыкальных трудностей, таких как освоение новой ритмической фигуры или внедрение альтерированных звуков и других элементов.
В тех случаях, когда необходимо сосредоточить внимание учащихся на определенной детали, педагог может не проводить общий анализ. Вместо этого он обращает внимание только на одну конкретную сложность, которая вызывает затруднения у класса, что позволяет глубже понять именно эту часть материала. Такой подход обеспечивает более целенаправленное и эффективное обучение, позволяя ученикам сосредоточиться на сложных аспектах музыки.
Эскизный диктант
После анализа примера и установления его структуры, учитель предлагает ученикам записывать его не с первого, а со второго предложения. Также можно предложить зафиксировать отдельные элементы формы, такие как мотив секвенции, каденции обеих фраз и так далее. При этом нет необходимости полностью записывать весь пример, достаточно ограничиться фрагментами.
Используя этот метод, ученикам можно рекомендовать разделить нотоносец на нужное количество тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. В начале учителю следует указать порядок записи фрагментов: сначала каденции, затем начало первой и второй фраз и так далее.
В дальнейшем, овладев этим методом, учащийся должен самостоятельно записывать те фрагменты, которые он лучше всего запомнил. После этого можно постепенно восполнять недостающие элементы.
Такой подход к работе над диктантом может быть применен на всех этапах обучения и должен продолжаться до тех пор, пока ученики не научатся самостоятельно использовать эскизную запись без напоминаний со стороны преподавателя. В качестве материала для этой работы может служить любой подходящий пример из музыкальной литературы, который будет четким, ясным и завершенным по своей структуре. Таким образом, данный метод способствует развитию навыков восприятия и записи музыкальной информации, что является важной частью образовательного процесса.
Диктант в произвольной тональности
Обычно перед началом записи и после ознакомления с музыкальным произведением предусмотрена процедура «настройки». Эта подготовка может проходить в различных формах:
А. Весь класс поет тонику, а затем выполняет серию интонационных комплексов, чтобы создать необходимое настроение.
Б. Педагог исполняет на фортепиано каденцию, помогая учащимся сфокусироваться на музыкальном контексте.
В. Педагог играет только тоническое трезвучие, что позволяет ученикам ощутить основу гармонии.
Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовки и развития класса необходимость в явном звучании тональности уменьшается. На более высоком уровне, учащиеся должны уметь самостоятельно воспринимать и настраиваться на музыку, основываясь на своих предшествующих знаниях и аудиовосприятии. Улучшение таких навыков способствует глубинному пониманию музыки и развитию музыкального мышления у учащихся.
После завершения настройки музыкальных инструментов или голосов наступает момент определения тональности. Это может сделать педагог, один из учеников или, в идеале, весь класс совместно. В ходе уроков сольфеджио крайне важно развивать у учащихся чувство эмоциональной окраски тональности, а также обучать их способности определять высоту тональности, опираясь на накопленный слуховой опыт.
Регулярно важно проводить диктанты, в которых учащиеся должны будут самостоятельно определить и записать тональность, основываясь на том, что они слышат. Такой подход позволит каждому участнику проявлять свою индивидуальность и восприятие музыки. Разумеется, проверка таких диктантов должна осуществляться индивидуально, поскольку в каждой записи могут проявляться различные интерпретации. После завершения проверки преподавателю следует озвучить истинную тональность музыкального примера и предложить всем студентам транспонировать свои записи в правильную тональность. Это упражнение не только углубит понимание учащимися тональностей, но и откроет новые горизонты в их музыкальной интерпретации и композиторском мышлении.
Диктанты для развития памяти
Несмотря на то, что работа над диктантом в основном опирается на музыкальную память и внутренний слух, что в свою очередь способствует их дальнейшему развитию, важно также включать в процесс занятий специальные виды диктантов. В таких заданиях основное внимание учащимся следует уделять запоминанию и удержанию в памяти исполняемого музыкального примера. Запись же в данном контексте становится задачей второстепенной и менее значимой. Это позволит сосредоточиться на восприятии музыки и улучшить способности к музыкальной интерпретации и анализу. Рассматривая такие подходы, можно достичь лучших результатов в обучении и воспитании музыкальной грамотности.
Методика проведения диктантов для развития памяти:
Педагог начинает урок, играя музыкальный пример два или три раза, во время чего учащиеся сидят в тишине и внимательно слушают. После этого, по сигналу учителя, который выступает в роли дирижера, вся группа пытается мысленно восстановить мелодию в памяти. Педагог обращается к ученикам с вопросом: «Все ли смогли вспомнить мелодию до конца?». Если у кого-то возникают сомнения или если что-то остается неясным, он повторяет мелодию еще раз.
Затем мастер показывает учащимся тональность произведения и предлагает им записать то, что они запомнили. Важно, что в этот момент мелодия больше не играется, чтобы студенты могли сосредоточиться на написании. Параллельно педагог обходит класс, проверяя записи каждого ученика, без напевания или проигрывания мелодии. В это время в классе царит абсолютная тишина, что создает атмосферу сосредоточенности.
После завершения записи и по прошествии отведенного времени педагог вновь исполняет диктант, после чего вместе с классом проводит общую проверку, обеспечивая тем самым активное вовлечение всех учащихся в процесс.
Для проведения таких диктантов рекомендуется использовать мелодии, которые обладают ярким и запоминающимся характером. В начале занятия стоит выбирать очень короткие фразы, состоящие из 2 или 4 тактов, с ограниченным количеством звуков. По мере того, как учащиеся начинают осваивать материал, можно переходить к более сложным мелодиям. На начальном этапе полезно использовать примеры, состоящие из одной фразы, что можно сравнить с темой, чтобы учащиеся могли сосредоточиться на её запоминании. Как только они научатся удерживать внимание, следует постепенно вводить запоминание небольших предложений, а затем и более длинных периодов, увеличивая их сложность.
Также необходимо учитывать, что структура предложений должна усложняться поэтапно, чтобы не перегружать студентов. В процессе упражнений по развитию музыкальной памяти часто применяют метод проверки не через письменную запись примеров, а с помощью их исполнения на фортепиано, что подразумевает подбор мелодий учащимися. Этот подход особенно полезен для студентов со средними музыкальными способностями, у которых могут отсутствовать точные и четкие звуковые образы при запоминании. В таких случаях звук фортепиано выступает в роли уточняющего элемента, способствуя более глубокому усвоению материала и формируя уверенность в их музыкальных навыках.
- Техника «Самодиктант».
Одним из способов проверки самостоятельных навыков учащихся в музыкальной записи, а также в качестве формы домашнего задания, является запись знакомой по звучанию музыки на слух. Следует отметить, что этот метод не может полностью заменить диктант, поскольку в данном случае отсутствует необходимость использовать и запоминать новую музыкальную композицию, что не позволяет развивать музыкальную память учащегося. Тем не менее, для тренировки навыка записи с опоры на внутренний слух этот прием оказывается очень полезным и эффективным.
В процессе выполнения такого задания, ученики имеют возможность углубить свое понимание структуры и мелодии, а также развить способность к быстрому восприятию музыки. Запись знакомых произведений помогает усвоить основные элементы музыкального языка и улучшить общее музыкальное восприятие. Со временем, подобные упражнения могут значительно повысить уровень мастерства учащихся при работе с сложными музыкальными произведениями.
Самодиктант можно применять в ходе занятий по сольфеджио, используя несколько подходов:
- Учитель называет песню или музыкальное произведение, знакомое всем учащимся. Затем определяются тональность и размер, после чего ученики записывают мелодию по памяти, без прослушивания.
- Педагог предлагает каждому ученику записать то, что он вспомнил лучше всего. При этом важно обеспечить полную тишину в классе. Этот метод сложнее, так как учитель не может поддержать учеников в поиске тональности, первого звука или определении размера. Поэтому его целесообразно использовать после первого варианта. При проверке записей желательно, чтобы каждый ученик спел то, что написал. Это поможет педагогу выявить ошибки, а также увидеть, где мелодия была усвоена не совсем точно.
- При выборе музыкального материала для данной деятельности важно помнить, что наибольшее удобство представляет запись песен в куплетной форме, затем вокальных произведений, таких как романсы, и так далее.
- Форма «самодиктанта» также способствует развитию творческой инициативы у студентов. Можно предложить им записать мелодию собственного произведения или добавить вторую строчку. Кроме того, это отличный способ для самостоятельной работы и тренировки навыков записи на дому.
Заключение
Таким образом, работа над музыкальным диктантом представляет собой многогранный процесс, включающий в себя различные методы и подходы, которые направлены на развитие музыкального слуха у обучающихся. Данная задача требует от педагога не только высокого уровня профессионализма, но и умения тонко и тщательно подбирать образовательный материал, который будет соответствовать уровню подготовки и интересам учащихся.
Музыкальный диктант является не только способом проверки знаний, но и эффективным инструментом для формирования и улучшения музыкального слуха. Он способствует развитию аналитических и творческих способностей учащихся, помогает им лучше понимать музыкальные структуры и элементы, такие как ритм, мелодия и гармония. В процессе выполнения музыкальных диктантов студенты учатся слышать и фиксировать музыкальные линии, что в свою очередь положительно сказывается на их исполнительских навыках и общем музыкальном восприятии.
Кроме того, работа с музыкальным диктантом формирует уверенность в собственных силах и позволяет учащимся с большей готовностью принимать участие в музыкальных конкурсах и концертных выступлениях. Педагог, внедряя подобные практики в обучение, создает условия для глубокого погружения учеников в мир музыки, что является важной составляющей процесса музыкального образования. Это помогает не только развивать слух, но и воспитывать любовь к музыке, формируя целостное музыкальное восприятие у будущих музыкантов.
Таким образом, эффективность работы над музыкальным диктантом зависит от грамотного подхода педагога и выбора соответствующего материала, что в конечном итоге обогащает опыт учащихся и способствует их всестороннему музыкальному развитию.
Список источников.
- А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио» - изд. Музыка, Л.,1970 г.
- Ж. Металлиди Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008
- Л. Фокина « Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.
- П. Драгомиров Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010
- Г. Фридкин «Музыкальные диктанты» - изд. Музыка, М., 1965 г.
- Н. Ладухин «1000 примеров музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1981 г.
- Г. Калинина Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005
- Т.Серковская. «Сборник занимательных диктантов для юных музыкантов (для учителей)», «Сборник занимательных диктантов для юных музыкантов (для учеников)», Белгород, 2002.
- Г.Калинина. «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся 4- 7 классов ДМШ и ДШИ», Москва, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».
урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....
Работа над ритмом на уроке сольфеджио. Чтение с листа. Ритмический канон
Игровая форма в работе над ритмом может послужить основой для работы над 2-ухголосием( ритмический канон)...
Методическая разработка "Особенности при обращении с механической коробкой передач"
Ручное переключение коробки передач представляет непосредственную коммуникацию между человеком и механикой автомобиля. В целом после получения достаточного навыка вождения автомобиля с механической ко...
"Методическая разработка"Особенности обучения дзюдоистов 6-8 лет на этапе начальной подготовки"
Раннее детство – важный период физического развития, формирования двигательной функции и становление личности человека. В этом возрасте необходимо своевременно и эффективно стимулировать нормаль...
Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»
Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия...