Рабочая программа эстрадной студии вокала и ритма "Реверанс" на 2023 - 2024 и 2024 - 2025 учебные годы.
рабочая программа
Рабочая программа эстрадной студии вокала и ритма "Реверанс" на 2023 - 2024 учебный год
Предлагаемая программа предназначена для организации музыкально - ритмической деятельности современной студии вокала и ритма «Реверанс» в возрасте 11 - 12 лет (один год обучения). Направленность образовательной программы - художественно-эстетическая. Данная программа разработана на основе закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7) от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Программа рассчитана на 68 часов в год по 1 часу каждый вторник и четверг с 15.00 до 16.00 часов. Образовательная программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта № 287 от 31.05.2021 г. и федеральной общеобразовательной программе № 993 от 16.11.2022 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности современной студия вокала и ритма «Реверанс» (далее – рабочая программа) реализует социальное направление во внеурочной деятельности в основной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и федеральной общеобразовательной программой основного общего образования.
Рабочая программа эстрадной студии вокала и ритма "Реверанс" на 2024 - 2025 учебный год
Театральный ритм
Данная программа разработана на основе методической разработки ДООП «Театральный ритм» учителя музыки Кочетковой И.В.
Программа направленна на:
- создание условий для развития обучающегося;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- подготовки личности к постижению великого мира искусства;
- создание условий для творческой самореализации личности ребенка, социального и культурного самоопределения;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка, снятия зажатости, комплексов, профилактику асоциального поведения.
Для раскрытия тех или иных способностей ребенка педагогом создается ситуация, в которой данные способности обнаруживаются, и возникает необходимость в использовании именно этих способностей. Задания постоянно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает взаимодействие музыки, литературы, сценического движения, элементов актерского мастерства. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Полученные знания и умения: умение правильно произносить слова; выразительно читать; умение подать себя; демонстрировать навыки актерского мастерства; развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству, применять правила пения и ударного ритма на практике; применять музыкальные штрихи, средствам музыкальной выразительности на практике; петь чисто ансамблем в унисон; применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; сценически оформлять концертный номер; владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция); чисто интонировать; пользоваться исполнительскими навыками на сцене обучающиеся смогут применить не только на уроках предметов гуманитарного цикла, но и с повседневной жизни. Исполнение, т.е. показ ритмическо – музыкального спектакля - итог учебной и репетиционной работы. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению театральному искусству, музыкальной грамоте, развитию вокальных и ритмических данных, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.
Уровень программы: базовый.
Актуальность программы:
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Многовековая культура вокала и ритма сохранила народное творчество, органичное сочетание музыки и слова. Музыка черпает из речевой интонации способность выражать эмоции, чувства. Именно через их постижение и анализ, обучающиеся глубже и полнее понимают суть, назначение искусства в жизни человека и общества, ощутить себя истинными творцами национальной культуры. Специфика жанров предполагает преодоление неизбежного на первом этапе «подражания» известным образцам эстрадного пения и ритмического рисунка образцам известных барабанщиков, а также развитие мотиваций поиска собственной манеры исполнения, становление творческой индивидуальности, прежде всего в разнообразной концертной деятельности, обращённой к социуму. Восприятие искусства через театр, пение и ритм – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни, мелодия и современный ритм воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение и театральный ритм способствуют формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой актёрской, певческой и ритмической деятельности; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую роль в этом играют: - концертная деятельность; участие в фестивалях, конкурсах. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У обучающихся происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического Директор МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
совета МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
Протокол № 1 от 24.8.2023 г. | _______________________ (Е.С. Рекина) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННАЯ СТУДИЯ ВОКАЛА И РИТМА «РЕВЕРАНС»
для 5 КЛАССА
на 2023 – 2024 учебный год
Количество часов в неделю: 2 часа
(68 часов в год, 34 рабочие недели)
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Составитель: Кочеткова И.В., учитель музыки
МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
Холмск, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
3.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
4. Содержание курса внеурочной деятельности.
5. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа предназначена для организации музыкально - ритмической деятельности современной студии вокала и ритма «Реверанс» в возрасте 11 - 12 лет (один год обучения). Направленность образовательной программы - художественно-эстетическая.
Данная программа разработана на основе закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7) от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Программа рассчитана на 68 часов в год по 1 часу каждый вторник и четверг с 15.00 до 16.00 часов. Образовательная программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта № 287 от 31.05.2021 г. и федеральной общеобразовательной программе № 993 от 16.11.2022 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности современной студия вокала и ритма «Реверанс» (далее – рабочая программа) реализует социальное направление во внеурочной деятельности в основной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и федеральной общеобразовательной программой основного общего образования.
Эстрадное пение и ритм занимает особое место в современной музыкальной культуре, у детей и подростков эти виды вызывают огромный интерес. Одной из важнейших задач является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.
Вокальное и ритмическое развитие предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками, а ритм и движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец и музыкант должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем, а ритм – искусством техники.
Для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, ритмические рисунки и слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу. На современном этапе развития образования решение этих задач находит своё отражение в альтернативных образовательных программах.
Программа составлена с учетом требований следующих нормативны документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Приказ Министерства образования и науки РФ № 287 от 31.05.2021 г.;
- Федеральная образовательная программа, утверждённая министерством просвещения № 993 от 16.11.2022 г.;
- Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
- Письмо Минобнауки России № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС».
Рабочая программа имеет художественную направленность и предоставляет возможность развить у детей чувство темпо-ритма, научиться четко и ясно выражать свои мысли и эмоции с помощью вокального пения и современного ритма, четко выговаривать слова, исполнять произведения различных стилей и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития. Репертуар программы базируется на лучших образцах современной детской эстрадной песни и ритма.
Актуальность данной программы заключается в следующем:
- многовековая культура вокала и ритма сохранила народное творчество, органичное сочетание музыки и слова. Музыка черпает из речевой интонации способность выражать эмоции, чувства. Именно через их постижение и анализ, обучающиеся глубже и полнее понимают суть, назначение искусства в жизни человека и общества, ощутить себя истинными творцами национальной культуры.
- Специфика жанров предполагает преодоление неизбежного на первом этапе «подражания» известным образцам эстрадного пения и ритмического рисунка образцам известных барабанщиков, а также развитие мотиваций поиска собственной манеры исполнения, становление творческой индивидуальности, прежде всего в разнообразной концертной деятельности, обращённой к социуму.
Восприятие искусства через пение и ритм – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни, мелодия и современный ритм воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение ритм способствуют формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой и ритмической деятельности; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют: - концертная деятельность; участие в фестивалях, конкурсах.
Новизна
Отличительными особенностями являются:
- программа студии современного вокала и ритма «Реверанс» составлена на основе лучших программ современных педагогов – музыкантов;
- программа разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, и держать чёткий ритм. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данных условиях образовательная программа — это механизм, который определяет содержание обучения вокалу и ритму школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и ритмических навыков, приемы воспитания вокалистов и барабанщиков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих и ритмических навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, воспитательные результаты. Основной формой занятий являются занятия с группой детей, в которую входит от 10 – 16 детей. Занятия проводятся в игровой форме.
Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
При обучении используются следующие технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность программы современная студия вокала и ритма заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального материала. Для реализации программы используются гуманистические подходы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере на занятиях, эмоционально насыщенной обстановке в творческом коллективе. Ключ к созданию ситуации успеха, способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа». Так же программа:
- создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- не допускает дублирования элементов программ первого года обучения, (в зависимости от вокальной подготовки ученика);
- готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
- в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметнопродуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
- в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
- в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
- в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
Адресат программы
Программа современной студии вокала и ритма «Реверанс» предназначена для учащихся 11 - 12 лет. Основными особенностями этого возраста является: новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой школьники овладевают учебными видами деятельности.
Цели программы:
- выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства;
- практическое овладение вокальным мастерством и ритмическим искусством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности;
- создание условий для целостного художественно-эстетического развития личности и формирование ею в процессе освоения программы музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству, вокальному пению, современному ритму;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса) и вокально-техническими приёмами с учётом специфики предмета;
- овладение техникой игры на барабанах;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения (работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения и в ритмическом плане;
- умение воспринимать на слух чистые ноты и чёткий ритм;
- формирование навыков певческой установки обучающихся;
- обучение технике диафрагмального дыхания и правильного вокального вдоха;
- обучение работе под минусовую фонограмму;
- обучение правильной дикции.
Развивающие:
- развитие певческого голоса, вокальных данных, ритмических группировок и рисунка;
- развитие дыхания;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства темпа;
- развитие и расширение вокального диапазона;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие уверенности в себе;
- развитие навыков публичного выступления, преодоление психологических зажимов;
- сформированности правильной вокальной артикуляционной, музыкальной памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучаемых;
- создание предпосылки для формирования внутренней мотивации к творческому самовыражению;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
- развитие чувства коллективизма;
- воспитание культуры общения в коллективе.
При реализации программы используются следующие формы и методы:
Форма организации деятельности:
- групповая
- индивидуально-групповая
Формы организации занятий:
- беседа
- теоретическое занятие
- практическое занятие открытый урок
- концерты
Методы вокальных и ритмических занятий:
- Демонстрационный.
- Игровой.
- Словесный.
- Метод наблюдений.
- Метод упражнений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- кабинет музыки;
- цифровое пианино- 1 шт.;
- стулья со спинкой – 26 шт.;
- колонки - 2 шт;
- компьютер – 1 шт.
Необходимо приобрести
- барабаны (пэды) – 12 шт.
- палочки для пэдов – 24 шт.
3.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости; - знание основ здорового образа жизни; формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Предлагаемая программа предусматривает:
По окончании обучения, учащиеся будут: знать:
- правила техники безопасности;
- правила "певческой установки", диафрагмального дыхания;
- упражнения, необходимые для развития и укрепления голоса;
- артикуляционный аппарат и его разминка;
- речевую разминку – чистоговорки и скороговорки;
- технические и вокальные приемы;
- правила гигиены голоса;
- популярные детские произведения;
- ритмические рисунки разных группировок.
уметь:
- применять правила пения и ударного ритма на практике;
- применять музыкальные штрихи, средствам музыкальной выразительности на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер;
- владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- чисто интонировать;
- пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предусматривает следующие формы организации:
- Фронтальное (подгрупповое) занятие.
Структура занятий по эстрадному вокалу и ритму состоит из следующих этапов:
- часть – «Артикуляционная разминка» - разогрев речевого аппарата с помощью разминочных упражнений;
- часть – «Дикция. Речевая разминка» - развитие ясной дикции с помощью чистоговорок и скороговорок;
- часть – «Вокальное дыхание» - развитие вокального дыхания, работа диафрагмы;
- часть –«Распевание» - разогрев связок с помощью упражнений для голоса - логопедических распевок и попевок;
- часть – «Работа над вокальными произведениями» - работа над ансамблевыми произведениями, работа над текстом, смыслом, эмоциями, пение под фонограмму «плюс» и «минус»;
- 6 часть – «Работа над современным ритмом».
В самом начале занятия даются упражнения на разогрев речевого аппарата – щек, губ, нижней челюсти, активный разогрев языка. Далее идут упражнения на дикцию. Наибольшая часть занятия уделяется распеванию.
В заключительной части занятия идет работа над произведением – смысловой и эмоциональной составляющей. Идет разбор произведения и работа с ритмическим рисунком.
1. «Артикуляция»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.
- «Дикция»
Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. Для вокалиста такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность. Наша задача – с детства выявить и скорректировать проблемные звуки с помощью упражнений – скороговорок и чистоговорок.
Задачи:
- выявить проблемные звуки;
- дать упражнения на коррекцию проблемы.
- «Развитие вокального дыхания»
Одним из главных аспектов в вокале является дыхание. Именно от правильного дыхания зависит сила и красота звука. Существует несколько типов дыхания – реберное, брюшное, смешанное. Наиболее рациональным является сочетание реберного и брюшного, называемое диафрагмальным. Это очень обширная и тяжелая тема, поэтому для программы данного возраста мы изучаем только базовые навыки вокального дыхания – зевок, работа диафрагмы и др.
Задачи:
- обучить вокальному зевку;
- понять принципы дыхания диафрагмой;
- расширить вокальный вдох.
- «Вокальные распевки»
Наибольшее внимание над формированием вокальных навыков уделяется распеванию и разучиванию упражнений для развития музыкального слуха и голоса. В процессе работы дети учатся различать лад музыки, учатся эмоциональному исполнению, применяют полученные навыки дыхания и артикуляции на практике. Распевание способствует образованию певческих навыков – дыхание, звукообразование, артикуляция. Формирование качественного певческого голоса вырабатывается на упражнениях - распевках. Для школьников во внеурочной деятельности они должны быть просты – минимальное количество нот, простые на ритм, не должны содержать больших интервалов и не затрагивать крайние ноты диапазона.
Распевки на начальном этапе должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, легко запоминающимися. Правильное и точное интонирование простых мотивов в дальнейшем облегчит усвоение более сложных песен. Учитывая особенности воспитании детей школьного возраста, нужно ориентироваться на упражнения с игровым содержанием, чтобы заинтересовать ребенка. Они отличаются яркими музыкальными образами. Такими упражнениями являются песенки Е. Железновой, В. Карасевой, а также народные песенки-попевки. Занятия должны приносить радость и положительные эмоции, не перегружать ребенка, казалось бы, трудными упражнениями. Постепенно дети приучаются к музыкальному искусству – духовный мир становится шире и богаче.
Задачи:
- развивать навык пения "на улыбке", "в маску";
- развить музыкальную память;
- добиться чистоты интонирования на примарных нотах.
- «Работа над вокальными произведениями»
Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обучении юного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска. Прослушивание других произведений композитора, чтение других стихотворений автора поэтического текста расширяют кругозор учащегося. Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально – технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.
Задачи:
- расширить музыкальный кругозор учащегося;
- развивать слуховое внимание;
- научить разбору вокальной партии;
- научиться петь чисто под аккомпанемент, плюсовую фонограмму, фонограмму "минус";
- закрепить полученные навыки на практике.
- «Работа над ритмом»
Работа над ритмом формируют музыкальный вкус учащихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Воспитывают их как всесторонне развитых культурных слушателей, сознательных, активных, способных оценить и понять музыкальные шедевры, участников любительского музицирования, способных создать атмосферу любви к музыке в своей семье, осознающих свою
Значимость и востребованность.
Программа предусматривает приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально-творческой деятельности для себя и для окружающих.
Для выполнения задач, огромное внимание уделяется подбору репертуара. Исполнительские удачи способствуют развитию учащихся как личностей, появлению веры в себя и собственные силы.
Задачи:
- обучить игре на ударных инструментах, овладеть техникой игры на пэде;
- воспитать интерес, любовь к музыкальному искусству;
- развить в учениках потребность постоянного общения с музыкой, через исполнительское искусство;
- способствовать развитию в учащихся эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру;
- обучить навыкам исполнительской культуры — технике игры на ударных инструментах;
- развить музыкальные данные — слух, чувство ритма, музыкальную память и т. д.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие | 1 | |
Гигиена голоса | 1 | |
Певческая задача. Распевание | 2 | |
Певческая установка | 2 | |
Артикуляционная разминка. Вокальное открытие гласных | 2 | |
Артикуляция. Дикция. Речь | 2 | |
Распевание в примарной зоне | 1 | |
Скороговорки как метод развития дикции | 2 | |
Чистоговорки как метод развития дикции | 2 | |
Вокальные гласные «А» и «Я» | 2 | |
Работа над чистотой интонирования | 2 | |
Темп. Ритм | 2 | |
Разогрев нёба | 1 | |
Разогрев щек | 1 | |
Пение под аккомпанемент, фонограмму «минус» и «плюс» | 2 | |
Работа с микрофоном | 2 | |
Разогрев губ | 1 | |
Индивидуальное нахождение примарной зоны | 2 | |
Разогрев языка и кончика языка | 1 | |
Вокальные гласные «О» и «Ё» | 2 | |
Согласные в пении | 2 | |
Сценическое движение | 2 | |
Сценический образ | 2 | |
Разбор текста и смысла произведения | 2 | |
Разогрев нижней челюсти | 1 | |
Индивидуальная работа – сольное пение | 2 | |
Работа над вокальными произведениями под фонограмму «плюс» | 2 | |
Работа над вокальными произведениями под аккомпанемент | 2 | |
Вокальные гласные «У», «Ю» и «И», «Ы» | 2 | |
Работа над вокальными произведениями под фонограмму «минус» | 2 | |
Правила извлечения звука (малый барабан) | 3 | |
Хват палочек (Джазовый, французский, немецкий) | 2 | |
Барабанная дробь | 3 | |
Триоли | 3 | |
Сильные и слабые доли | 2 | |
Акценты | 1 | |
Игра и пение с постепенным изменением темпа | 2 |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Луканин А. Перепёлкина А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. Москва. Просвещение. 1964.
- Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик» 2006.
- Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: «Просвещение», 1989.
- В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей». Москва, 2004 г.
- Э.Б. Абдулин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- О.А. Апраксина, Н.Д. Орлова «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними». // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. //М.6 1975. С. 104-113.
- О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе». М.: Просвещение, 1983.
- К.П. Виноградов «Работа над дикцией в хоре». М.: Музыка, 1967. 148с.
- Л.Б. Дмитриев «Основы вокальной методики». М.: Музыка, 1996. 367с.
- А.Г. Менабени «Вокальные упражнения в работе с детьми». // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. 28-37.
- Д.Е. Огородников «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Л.: Музыка, 1972. 152с.
- Г.П. Стулова «развитие детского голоса в процессе обучения пению». М.: МГПУ им. Ленина, 1992г. 270с.
- Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства, Ростов-наДону6 Феникс, 2006г.
Электронные ресурсы:
- Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. 2009. [Электронный ресурс] // http://www.hr-portal.ru/article/osobennosti-razvitiya-rebenka-vdoshkolnom-vozraste.
- Демшина М.В. Влияние пения на здоровье человека. 2017. [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/618991.
- Новикова И.В. Методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала. 2013. [Электронный ресурс] // http://dshi.fryazino.net/mediateka/rabotynashikh-prepodavatelej/129-metodika-postanovki-detskikh-golosov-v-klasseestradnogo-vokala.html.
- Юренеева – Княжинская Н.Г. Обучение вокалу. 2014 [Электронный ресурс] // http://slovo-golos.ru/obuchenie-vokalu.
- Георгиевская Т. Проблемы с голосом: устранение голосовых зажимов. 2017. [Электронный ресурс] // http://www.orator.biz/library/tina/golosovye_zazhimy.
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации муниципального образования
"Холмский городской округ" Сахалинской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета МАОУ СОШ № 8 г. Холмска Протокол № 1 от «24» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 8 г. Холмска ________________ Е.С. Рекина «25» августа 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральный ритм»
современной студии «Реверанс»
Направленность программы: общекультурное
Уровень программы: стартовый
Адресат программы: 12-17 лет
Срок реализации программы: 1 год (68 часов)
Разработчик:
Учитель музыки
Кочеткова Ирина Владимировна
Холмск
2023
Оглавление
1. | Целевой раздел....................................................................................................... | 3 |
1.1 | Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный ритм» .............................................................................................. | 3 |
1.2 | Пояснительная записка к программе.................................................................... | 5 |
- Направленность программы........................................................................... | 5 | |
- Уровень программы........................................................................................ | 5 | |
- Актуальность................................................................................................... | 5 | |
- Отличительные особенности......................................................................... | 7 | |
- Адресат программы........................................................................................ | 8 | |
- Формы обучения............................................................................................. | 8 | |
- Типы и формы организации занятий............................................................. | 8 | |
- Методы обучения и воспитания.................................................................... | 8 | |
- Объем и сроки реализации программы......................................................... | 8 | |
- Цель программы.............................................................................................. | 8 | |
- Задачи программы........................................................................................... | 9 | |
- Планируемые результаты............................................................................... | 10 | |
2. | Содержательный раздел...................................................................................... | 11 |
2.1 | Учебный план.......................................................................................................... | 11 |
2.2 | Содержание учебной программы.......................................................................... | 11 |
2.3 | Система оценки достижения планируемых результатов.................................... | 16 |
- Педагогический контроль.............................................................................. | 16 | |
- Формы проведения итогового контроля....................................................... | 16 | |
2.4 | Календарный учебный график............................................................................... | 16 |
3. | Организационный раздел.................................................................................... | 17 |
3.1 | Воспитательная работа........................................................................................... | 17 |
3.2 | Информационные источники................................................................................. | 17 |
3.3 | Материально-технические условия реализации программы.............................. | 18 |
3.4 | Кадровое обеспечение программы........................................................................ | 18 |
Приложения........................................................................................................... | 19 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Нормативно-правовые основания проектирования
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Театральный ритм»
Программа составлена с учетом требований следующих основных нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021, 17.02.2023, 04.08.2023);
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-Р);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена Распоряжением правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 сентября 2021 года № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; (в случае применения технологии и формы дистанционного обучения).
- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (утв. решением Педагогического совета МАОУ СОШ № 8 г. Холмска, протокол № 3 от 18.05.2022 г.);
- Устав МАОУ СОШ № 8 г. Холмска (утв. Департаментом образования администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалин6ской области/приказ № 476 от 04.07.2016 г.).
- Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе методической разработки ДООП
«Театральный ритм» учителя музыки Кочетковой И.В.
Программа направленна на:
- создание условий для развития обучающегося;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- подготовки личности к постижению великого мира искусства;
- создание условий для творческой самореализации личности ребенка, социального и культурного самоопределения;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка, снятия зажатости, комплексов, профилактику асоциального поведения.
Для раскрытия тех или иных способностей ребенка педагогом создается ситуация, в которой данные способности обнаруживаются, и возникает необходимость в использовании именно этих способностей. Задания постоянно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает взаимодействие музыки, литературы, сценического движения, элементов актерского мастерства. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Полученные знания и умения: умение правильно произносить слова; выразительно читать; умение подать себя; демонстрировать навыки актерского мастерства; развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству, применять правила пения и ударного ритма на практике; применять музыкальные штрихи, средствам музыкальной выразительности на практике; петь чисто ансамблем в унисон; применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; сценически оформлять концертный номер; владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция); чисто интонировать; пользоваться исполнительскими навыками на сцене обучающиеся смогут применить не только на уроках предметов гуманитарного цикла, но и с повседневной жизни. Исполнение, т.е. показ ритмическо – музыкального спектакля - итог учебной и репетиционной работы. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению театральному искусству, музыкальной грамоте, развитию вокальных и ритмических данных, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.
Уровень программы: базовый.
Актуальность программы:
Изучение данного курса актуально в связи с тем, что воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Многовековая культура вокала и ритма сохранила народное творчество, органичное сочетание музыки и слова. Музыка черпает из речевой интонации способность выражать эмоции, чувства. Именно через их постижение и анализ, обучающиеся глубже и полнее понимают суть, назначение искусства в жизни человека и общества, ощутить себя истинными творцами национальной культуры. Специфика жанров предполагает преодоление неизбежного на первом этапе «подражания» известным образцам эстрадного пения и ритмического рисунка образцам известных барабанщиков, а также развитие мотиваций поиска собственной манеры исполнения, становление творческой индивидуальности, прежде всего в разнообразной концертной деятельности, обращённой к социуму. Восприятие искусства через театр, пение и ритм – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни, мелодия и современный ритм воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение и театральный ритм способствуют формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой актёрской, певческой и ритмической деятельности; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют: - концертная деятельность; участие в фестивалях, конкурсах.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У обучающихся происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве.
Новизна программы:
Новизна и оригинальность данной программы, реализуемой в работе студии театральный ритм «Реверанс» , состоит: – в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении; – в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр», «музыка», «ритм»; – в использовании в качестве основных репертуарных произведений авторских пьес и текстов песен (в том числе и сочиненных педагогами и старшими студийцами). Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (её технологической основой можно считать программу «Актерское мастерство» А.П. Ершовой и В.М. Букатова). Но все содержательные и методические аспекты настоящей программы адаптированы к занятиям разновозрастного объединения и комплекса ознакомительных, исполнительских и творческих занятий. В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений дополнительного образования с массовым контингентом обучающихся, в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействии социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии задатков и творческих способностей школьников. Частнодидактический аспект программы связан с развитием художественных способностей детей в конкретных направлениях:
- художественно-речевая,
- театрализованная деятельность;
- основы вокального искусства и вокального ансамбля;
- основы сценического движения и сценического танца;
- театральный ритм.
Отличительными особенностями являются:
- программа студии современного вокала и ритма «Реверанс» составлена также и на основе лучших программ современных педагогов – музыкантов;
- программа разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, и держать чёткий ритм, применять актёрское мастерство. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данных условиях образовательная программа — это механизм, который определяет содержание обучения актёрскому мастерству, вокалу и ритму школьников, методы работы учителя по формированию и развитию актёрских, вокальных умений и ритмических навыков, приемы воспитания вокалистов и барабанщиков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование актёрских, певческих и ритмических навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, воспитательные результаты.
Отличительными особенностями и является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение одного года обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от обучающегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с воспитанником, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению обучающихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.
Адресат программы:
Программа рассчитана на групповую работу с детьми 12-17 лет, количество детей в группе от 12 человек, соответственно возраста, предусмотрены и мелкогрупповые занятия от 2 человек. Срок обучения 1 год. Разработка данной программы обусловлена поиском оптимальных форм работы со школьниками в системе дополнительного образования, а также является попыткой систематизировать методы, знания и приемы для практического применения при организации студии «Реверанс» театральный ритм в общеобразовательной школе. Продолжительность занятия составляет два академических часа (может колебаться в зависимости от возраста детей, уровня и направленности работы, конкретных образовательных и творческих задач и т.д.). Занятия проходят 2 раза в неделю, по 1 или 2 часа в неделю в зависимости от уровня группы (возможно больше). Возможно, дистантное освоение программы.
Форма обучения:
- групповая
- индивидуально-групповая
Типы и формы организации занятий:
- беседа
- показ
- теоретическое занятие
- практическое занятие
- открытый урок
- импровизационное
- сочинительство
- игровое
- концерты
Методы обучения и воспитания:
- Демонстрационный.
- Игровой.
- Словесный.
- Метод наблюдений.
- Метод упражнений
Объем и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 68 часов в год по 1 часу каждый вторник и четверг с 15.00 до 16.00 часов.
Цель программы:
Содействие личностному развитию школьников 12-17 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного театрально-музыкально - ритмического коллектива).
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие интереса у обучающихся к театрально – музыкально - ритмическому искусству, актёрскому мастерству, вокальному пению, современному ритму;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса) и вокально-техническими приёмами с учётом специфики предмета;
- овладение техникой игры на барабанах;
- овладение актёрским мастерством;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения (работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения и в ритмическом плане;
- умение воспринимать на слух чистые ноты и чёткий ритм;
- формирование навыков певческой установки обучающихся;
- обучение технике диафрагмального дыхания и правильного вокального вдоха;
- обучение работе под минусовую фонограмму;
- обучение правильной дикции.
Развивающие:
- развитие актёрского мастерства, певческого голоса, вокальных данных, ритмических группировок и рисунка;
- развитие дыхания;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства темпа;
- развитие и расширение вокального диапазона;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие уверенности в себе;
- развитие навыков публичного выступления, преодоление психологических зажимов;
- сформированности правильной вокальной артикуляционной, музыкальной памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучаемых;
- создание предпосылки для формирования внутренней мотивации к творческому самовыражению;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
- развитие чувства коллективизма;
- воспитание культуры общения в коллективе.
Планируемые результаты:
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Метапредметные:
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке, театре;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
- Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости; - знание основ здорового образа жизни; формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах театрально - музыкально - ритмической деятельности.
- Предметные: фиксирующим общеучебные знания, умения и навыки.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебный план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теор. | Практ. | |||
1 | Введение | 4 | 2 | 2 | - |
1.1 | Вводное занятие. Что такое театр, музыка и ритм? | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
2 | Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности | 20 | 3 | 17 | Контрольные упражнения |
2.1 | Техника и интонационная выразительность речи | 5 | 1 | 4 | - |
2.2 | Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца | 5 | 1 | 4 | - |
2.3 | Работа над концертной сценической программой | 10 | 1 | 9 | - |
3 | Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля | 20 | 4 | 16 | Контрольные упражнения |
3.1 | Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных, певческого дыхания | 4 | 1 | 3 | - |
3.2 | Развитие навыков фразировки, тембровой и динамической выразительности вокального исполнительства | 4 | 1 | 3 | - |
3.3 | Развитие навыков исполнительства в ансамбле | 2 | 1 | 1 | - |
3.4 | Работа над концертной сценической программой | 10 | 1 | 9 | - |
4 | Основы ритмического искусства и организация ритмического ансамбля | 20 | 7 | 13 | Контрольные упражнения |
4.1 | Правила извлечения звука (малый барабан) | 3 | 1 | 2 | - |
4.2 | Хват палочек (джазовый, французский, немецкий) | 3 | 1 | 2 | - |
4.3 | Барабанная дробь | 3 | 1 | 2 | - |
4.4 | Триоли, парадидлы | 3 | 1 | 2 | - |
4.5 | Сильные и слабые доли | 3 | 1 | 2 | - |
4.6 | Акценты | 3 | 1 | 2 | - |
4.7 | Игра и пение с постепенным изменением темпа | 2 | 1 | 1 | - |
5 | Работа над театрально – музыкально – ритмическим спектаклем... | ... | ... | ... | - |
6 | Подведение итогов | 4 | 1 | 3 | Концерт/ спектакль |
6.1 | Зачетное занятие | 4 | 1 | 3 | Концерт/ спектакль |
ИТОГО: | 68 | 17 | 51 | ||
- Содержание учебной программы
- Введение
Знакомство с театрами РФ, актёрами, музыкальной культурой и музыкантами виртуозами, барабанщиками, певцами и артистами. Выполнение упражнений – этюдов с различными образами животных, природы и т д, вокализация и ритмические группировки.
- Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности
Моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики, речи, интонации, пластики и т. д.
Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Пластика (пластичность) в искусстве – художественная выразительность объёмной формы, достигаемая за счет эмоциональности, образной убедительности, внутренней смысловой наполненности скульптурной формы, а в театральной педагогике:
- средство физического совершенствования организма ребёнка;
- раздел основ актерского мастерства;
- одно из выразительных средств сценического действия.
Основная задача занятий пластикой в театральной педагогике – гармонизация взаимодействия тела, разума и эмоций человека и его взаимодействий с миром.
Упражнения и игры на развитие пластических способностей очень нравятся детям, несут необходимую для них эмоциональную и образно-смысловую нагрузку (дают возможность то отдохнуть, то сосредоточиться, то подвигаться). Их можно весьма органично и продуктивно сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой, этюдами на бессловесное действие; они дают детям возможность творчески, выразительно проявить себя и увидеть другого; наконец, в них решается множество специальных задач развития сценических способностей детей (кинестатических ощущений, чувства ритма, контакта с партнером, чувства меры и т.д.). В работе с детьми могут использоваться как подвижные игры с постепенно усложняющимся пластическим компонентом правил («Море», «Испорченный телефон» и т.д.), так и специальные упражнения и этюды. В занятиях по пластике решаются задачи:
- физический и эмоциональный разогрев;
- концентрация внимания;
- релаксация, расслабление;
- координация движений и равновесие;
- освоение пространства;
- создание образа.
Для тренировки пластики используется целый комплекс специальных пластических упражнений: «Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Перетягивание верёвки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» (на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы) и т. д.
- Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля
«Артикуляция». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
«Дикция». Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. Для артиста и вокалиста такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность. Наша задача – с детства выявить и скорректировать проблемные звуки с помощью упражнений – скороговорок и чистоговорок.
«Развитие вокального дыхания». Одним из главных аспектов в вокале является дыхание. Именно от правильного дыхания зависит сила и красота звука. Существует несколько типов дыхания – реберное, брюшное, смешанное. Наиболее рациональным является сочетание реберного и брюшного, называемое диафрагмальным. Это очень обширная и тяжелая тема, поэтому для программы данного возраста мы изучаем только базовые навыки вокального дыхания – зевок, работа диафрагмы и др.
«Вокальные распевки» Наибольшее внимание над формированием вокальных навыков уделяется распеванию и разучиванию упражнений для развития музыкального слуха и голоса. В процессе работы дети учатся различать лад музыки, учатся эмоциональному исполнению, применяют полученные навыки дыхания и артикуляции на практике. Распевание способствует образованию певческих навыков – дыхание, звукообразование, артикуляция. Формирование качественного певческого голоса вырабатывается на упражнениях - распевках. Для школьников во внеурочной деятельности они должны быть просты – минимальное количество нот, простые на ритм, не должны содержать больших интервалов и не затрагивать крайние ноты диапазона.
Распевки на начальном этапе должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, легко запоминающимися. Правильное и точное интонирование простых мотивов в дальнейшем облегчит усвоение более сложных песен. Учитывая особенности воспитании детей школьного возраста, нужно ориентироваться на упражнения с игровым содержанием, чтобы заинтересовать ребенка. Они отличаются яркими музыкальными образами. Такими упражнениями являются песенки Е. Железновой, В. Карасевой, а также народные песенки-попевки. Занятия должны приносить радость и положительные эмоции, не перегружать ребенка, казалось бы, трудными упражнениями. Постепенно дети приучаются к музыкальному искусству – духовный мир становится шире и богаче.
«Работа над вокальными произведениями»
Работа над вокальным произведением поэтапно, очень важна в обучении юного вокалиста. Педагог направляет действия ученика, указывая пути поиска. Прослушивание других произведений композитора, чтение других стихотворений автора поэтического текста расширяют кругозор учащегося. Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально – технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства учащегося.
- Основы ритмического искусства и организация ритмического ансамбля
Работа над ритмом формируют музыкальный вкус учащихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Воспитывают их как всесторонне развитых культурных слушателей, сознательных, активных, способных оценить и понять музыкальные шедевры, участников любительского музицирования, способных создать атмосферу любви к музыке в своей семье, осознающих свою значимость и востребованность.
Программа предусматривает приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально-творческой деятельности для себя и для окружающих.
Для выполнения задач, огромное внимание уделяется подбору репертуара. Исполнительские удачи способствуют развитию учащихся как личностей, появлению веры в себя и собственные силы.
Задачи:
- обучить игре на ударных инструментах, овладеть техникой игры на малом маршевом барабане и барабанном пэде;
- воспитать интерес, любовь к музыкальному искусству;
- развить в учениках потребность постоянного общения с музыкой, через исполнительское искусство;
- способствовать развитию в учащихся эмоциональной отзывчивости и любви к окружающему миру;
- обучить навыкам исполнительской культуры — технике игры на ударных инструментах;
- развить музыкальные данные — слух, чувство ритма, музыкальную память.
Специфика работы театрально-музыкально ритмической студии также предполагает определённую форму построения занятий. Каждое занятие целесообразно начинать с «технической части» – наработки навыков актёрской игры, сценического мастерства и вокальной техники (распевания). Продолжительность разминки от 15 до 20 минут, в зависимости от задач этапа работы коллектива и временных возможностей.
Структура и наполнение разминки
Часть разминки | Упражнения |
Моторная | ∙ для головы и шеи: наклоны, вращение, вытягивание; ∙ плечи и руки: пожимание, вращение, торсии, вытяжки; ∙ корпус: вращение, вытягивание, торсии с руками, вес; ∙ ноги: вращение, прыжки, приседания; ∙ритмические упражнения (эхо, пулеметная очередь…); ∙ упражнения на внимание (ловля хлопка, мяу-пшшш…) |
Артикуляционная | ∙ разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание; ∙ для языка: уколы, вытягивание, болтушки; ∙ вибрации с постукиванием кончиками пальцев и кулаками. |
Дикционная | ∙ а-о-у-э-ы + слоги; ∙ контрастные гласные + скороговорки; ∙ чистоговорки с напрашивающимися рифмами; ∙ скороговорки с ритмическими рисунками. |
Интонационная | ∙скороговорки с заданной интонацией; ∙ «лепка фразы» с заданными интонациями – 2 команды; ∙ одна интонация (на имя, на счет); ∙ пулеметная очередь интонаций. |
Пластическая | ∙ разделение на группы; ∙ этюды по темам; ∙ этюды по картинам; ∙ игры (ниточка, шар, канат, зеркало, тень, кошки, лепка). |
Ритмическая | ∙ритмически – эмоциональный тренинг «Ключи от буфета». |
- Зачёт – итоговый спектакль
Система оценки достижения планируемых результатов – освоение учебного плана современной студии «Реверанс» театральный ритм.
Педагогический контроль:
- контроль за посещаемостью занятий;
- контроль тренировочных нагрузок;
- контроль состояния занимающихся;
- контроль техники упражнений;
- учет творческих результатов;
- контроль поведения во время мероприятий.
Формы проведения итогового контроля: концерт – спектакль.
Календарный учебный график
Год обучения, № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
Первый г.о., группа № 1 | 01.09.2024 | 26.05.2025 | 34 | 68 | 68 | 2 раза в неделю по 1 часа |
Первый г.о., группа № 2 | 01.09.2024 | 26.05.2025 | 34 | 68 | 68 | 2 раза в неделю по 1 часа |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Воспитательная работа
Основная воспитательная работа проводится во время занятий современной студии «Реверанс» театральный ритм по учебному плану, являясь неотъемлемым компонентом образовательного процесса в учреждении и соответствуя воспитательным задачам программы. Дополнительная воспитательная работа ведется в соответствии с примерным планом, включающим досуговые мероприятия, праздники, мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, и т.д., которые могут быть интегрированы в занятия (Приложение 2).
3.2. Информационные источники
- Литература, рекомендуемая педагогам:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
2. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. –М., 1997.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – М., 1998.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
5. Богданова Р.У. Проектирование образовательных программ в учреждениях
дополнительного образования. //Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. – СПб., 1995.
6. Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования). – М., 1999.
7. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. – Шадринск, 1997.
8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. –М., 1997.
9. Ершова А.П. Режиссура урока. – М., 1994.
10. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.
11. Иванов В.Д. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
12. Исаенко В.П. Игры наших детей. – М., 1996.
13. Искусство и дети. – М., 1983.
14. Кнебель М.О. О действенном анализе театра и роли. В помощь театральной самодеятельности. – М., 1961.
15. Кон И. Психология творчества. – М., 1986.
16. Коршунов А. Теория отражения и творчество. – М., 1971.
17. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.
18. Морозов И.А., Слепцова И.А. Забавы вокруг печки. – М., 1994.
19. Музыка и движение. Вып. 1. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.,1981.
20. Музыка и движение. Вып. 2. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.,1983.
21. Музыка и движение. Вып. 3. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.,1984.
22. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. – М., 1995.
23. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. –М., 2000.
24. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1987.
25. Принципы обновления программного обновления в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. (20-24.03.1995г.). – СПб., 1995.
26. Эстетическое воспитание в школе / Под ред. Б.Т. Лихачева. – М., 1980.
3.3. Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы материально – техническая база:
- персональный компьютер или ноутбук;
- модем или роутер Wi-Fi;
- принтер для цветной печати;
- сканер;
- интерактивная доска;
- маркерная доска;
- мультимедийное оборудование (проектор, экран, звуковые колонки);
- музыкальный инструмент (малый маршевый барабан);
- стойка под малый маршевый барабан;
- барабанные палочки для малого маршевого барабана;
- барабанный пэд;
- стойка под пэд;
- барабанные палочки для барабанного пэда;
- костюмы для актёров - исполнителей;
- микрофоны для актёров -исполнителей.
Занятия проводятся на базе МАОУ СОШ № 8 г. Холмска. Кабинет № 1 оснащен учебной мебелью для детей (партами, стульями) и необходимым оборудованием. Отдельные занятия или мероприятия проводятся также в актовом зале МАОУ СОШ № 8 г. Холмска и на всех площадках муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области, где проходят масштабные мероприятия.
3.4. Кадровое обеспечение программы
Реализацию данной программы в учреждении осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование по специальностям: инструментальное исполнительство, учитель музыки с квалификацией: руководитель творческого коллектива и прошедший тематическую подготовку на курсах повышения квалификации. Педагог соответствует квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых (ФЗ № 273, ст. 46).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечень материально – технической базы
для современной студии «Реверанс»
Театральный ритм
№ п/п | Наименование |
1. | музыкальный инструмент (малый маршевый барабан) |
2. | стойка под малый маршевый барабан |
3. | барабанные палочки для малого маршевого барабана |
4. | барабанный пэд |
5. | стойка под пэд |
6. | барабанные палочки для барабанного пэда |
7. | костюмы для актёров - исполнителей |
8. | микрофоны для актёров -исполнителей |
9. | Персональный компьютер или ноутбук |
10. | Модем или роутер Wi-Fi |
11. | Принтер для цветной печати |
12. | Сканер |
13. | Интерактивная доска |
14. | Маркерная доска |
15. | Мультимедийное оборудование (проектор, экран, звуковые колонки) |
Приложение 2
Примерный план воспитательной работы
для современной студии «Реверанс»
Театральный ритм
на 2024 – 2025 гг.
№ п/п | Название мероприятия/ форма работы | Сроки проведения | Место проведения | Ответственный |
1. | Международный день музыки/мини – концертный номер | 01.10.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
2. | День учителя/концертный номер | 05.10.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
3. | Общешкольный фестиваль «В песне едины - 2024»/ концертный номер | 15.10.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
4. | День матери/концертный номер | 26.11.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
5. | Новогодние мероприятия НОО/ концертный номер | 24.12.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
6. | Новогодние мероприятия ООО/ концертный номер | 25.12.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
7. | Новогодние мероприятия СОО/ концертный номер | 27.12.2024 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
8. | День защитника Отечества/ концертный номер | 22.02.2025 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
9. | Международный женский день/ концертный номер | 07.03.2025 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
10. | Всемирный день театра/ концертный номер | 27.03.2025 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
11. | День Победы/ концертный номер | 08.05.2025 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
12. | Показ итогового спектакля | 25.05.2025 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | Кочеткова И.В., заместитель директора, учитель музыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный образовательный ресурс по русскому языку для обучающихся, осваивающих профессии в колледже. 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 учебные года
Электронный образовательный ресурс предназначен для обучающихся по профессиям 23.01.01 Оператор транспортного терминала и 43.01.04 Повар судовой. Учебник русского языка обучающиеся могут найти здесь...

Рабочая программа студии эстрадного вокала и ритма "Реверанс", на 2023- 2024 учебный год.
С 1 сентября 2023 года на базе школы действует эстрадная студия эстрадного вокала и ритма "Реверанс". Победители грантового проекта "А нам по - барабану!" с денеж...

Дебютное видео выступление эстрадной студии вокала и ритма "Реверанс".
В 2023-2024 году написаны два грантовых проекта:1. "А нам- по барабану!"/Диплом I степени/60 000 рублей, руководитель Ирина Кочеткова;2. "Патриотический арт- лабиринт"/ результат н...
План учебно-воспитательной работы куратора на 2024-2025 учебный год
План учебно-воспитательной работы куратора на 2024-2025 учебный год...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2024-2025 учебного года - одаренный обучающийся Шатров Никита»
В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2024-2025 учебного года - одаренный обучающийся Быстров Илья»
В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...
Методическая разработка открытого учебного занятия русского языка "Синонимия местоимённых форм". 2024-2025 учебный год
Открытый урок проведён в группе обучающихся, осваивающих профессию 43.01.04 Повар судовой, в неделю гуманитарных и естественно-научных дисциплин....
