Статья Методологические основы проведения предмета Беседы об искусстве
статья
В данной статье рассмотрены методы, использованные при проведении предмета "Беседы об искусстве"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД ОБ ИСКУССТВЕ
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Данный учебный предмет вводит учеников в мир культуры и искусства, формирует первоначальные знания об искусстве как явлении культуры.
Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.
В результате бесед формируется эстетический вкус учеников, формируется их мировоззрение, приумножаются их знания, они получают теоретические знания в понимании секретов искусства, обычаев, национальных традиций и произведений искусства. Искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное способствует всестороннему развитию личности, расширяет, и углубляет познания учащихся об окружающем мире. Целенаправленное эстетическое воспитание определяет поведение детей, их переживания, суждения, способствует созданию определенного мировоззрения, позволяющее дать правильную оценку жизни.
Понимание произведений культуры и искусства – сложный интеллектуальный процесс. Для этого необходимо иметь представление о специфических средствах художественной выразительности, о языках различных видов искусства; научиться общаться с героями художественных произведений, воспринимать адекватно то или иное произведение искусства. Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.
В методике преподавания любого предмета очень важно, чтобы педагог использовал очень эффективный учебный метод и / или стратегию, чтобы сделать обучение и учебные мероприятия интересными. В. Афанасьев утверждает, что методы, с помощью которых поставляются знания и умения многообразны и выбор модели преподавания, признанной в педагогике, как науке, способствует увеличению учебных результатов и качества образования. Таким образом, преподаватель бесед об искусстве должен тщательно планировать свои уроки и выбрать соответствующий учебный метод и стратегию для увеличения интересов и успеваемости учащихся. Иногда желательно, чтобы преподаватель тактично выбирал комбинацию стратегий и методов.
Также важно, чтобы преподаватель учитывал состав своих учеников, когда речь идет о выборе соответствующей стратегии или метода преподавания данного предмета в детской школе искусств. Работа на уроке традиционна по форме — это знакомство детей с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов, анализ шедевров изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, литературы. Использование этого методического приёма направлено на решение целого комплекса задач:
- усиление интегративного характера заданий;
- повышение интереса к предмету;
- развитие креативного мышления;
- более глубокое осознание образной природы языка искусства и др.
Благодаря своему выбору учебного метода или стратегии, преподаватель всегда должен подчеркнуть важность знаний о направлениях и видах искусства для обучающихся, чтобы они активно участвовали в процессе обучения. Обучающиеся в детской школе искусств, как правило, имеют различные характеристики и, прежде чем конкретная педагогическая стратегия или метод обучения принят для группы, преподаватель должен серьезно взвесить его влияние на учащихся.
При отборе материала выбираются самые значительные, самые выразительные примеры мирового искусства, что способствует формированию у обучающихся общих представлений о развитии искусства, а также обогащается ряд их ярких визуальных и слуховых образов, которые они могли бы использовать на практике, занимаясь на других занятиях. Приобщение ученика к миру искусства происходит постепенно, переходя от простого к сложному на основе сравнений, сопоставлений с уже известным, изученным учебным материалом школы искусств.
Именно на начальном этапе – этапе детской школы искусств важно показать интересные и разнообразные стороны искусства, «заразить», вдохновить ребёнка желанием творить и учиться дальше. Важно, чтобы знакомство с искусством вызывало у школьников сильное чувство, глубокие размышления, заставило задуматься над явлениями жизни, помогло отличать красоту подлинного искусства от подделок. Поэтому всегда хочется создать атмосферу творческую, радостную и вместе с тем напряжённую, с совместными размышлениями.
Методы обучения, используемые в художественном эксперименте, при размышлениях о картинах, музыкальных произведениях, при обсуждении фотографий и в аудиторных дискуссиях, являются попыткой операционализировать историю искусства в соответствии с целями учебной программы, а также использовать в прикладном значении к дисциплинам, о которых говорилось выше. Во всех этих методах желательно использовать закреплённое визуально изображение и сосредоточиться на свойствах объектов, отражающих визуальных качества и мыслях, чувствах и ощущениях, возникающих при изготовлении, восприятии и интерпретации изображений. Эти методы пытаются создать учебные ситуации, согласно которым дети сталкиваются с объектами искусства и различными способами их формирования, а также на способности оценивать их с разных точек зрения и выражать свои ответы устно и визуально. Такая компоновка смещает большую ответственность за процесс обучения, предоставляя детям возможности для обучения и развития навыков в общении с историей искусства.
Российская система образования подчеркивает концепцию активного обучения. В области художественного образования этот подход виден в реализации различных методов обучения, но для истории искусств важен метод интерпретации произведений искусства.
Лекция-дискуссия представляет собой более структурированный, совместный метод обучения, в котором главная роль преподавателя состоит в том, чтобы создать основу для дискуссий и направлять обучающие мероприятия, предоставляя справочную информацию, выбирать темы для обсуждения и визуальные материалы, раскрывающие темы. Лекция-дискуссия как метод может быть использована либо в качестве вступления к конкретной теме или в качестве ее резюме. Конструктивистские и эмпирические теории обучения не поощряют преподавателя использовать лекции в качестве основного метода обучения истории искусств, так как это не стимулирует учеников строить и активно использовать информацию. Имея это в виду, лекции-дискуссии могут быть развернуты как метод активации участия детей в наблюдении и обсуждения произведения искусства с различных точек зрения. Цель лекций-дискуссий является методом введения и демонстрации различных подходов к истории искусства на практике, а также объяснения процедур их выполнения в процессе совместной деятельности. Кроме того, лекция-дискуссия стремится направлять учеников к использованию соответствующих произведений и актов искусства, применяя исторические термины и понятия при обсуждении произведений искусства.
Одним из самых распространенных методов является лекция-презентация. В этом методе фактический материал представляется учащимся в логическом виде и самым непосредственным образом. Это метод инструкции, он односторонний и управляется исключительно преподавателем, без немедленного ответа от учеников. Другими источниками информации помимо преподавателя могут быть учебник, аудиозапись, видеозапись и т.д. Этот учебный метод в преподавании истории искусств имеет свои достоинства. Он помогает дать учащимся дополнительную информацию. Он очень эффективен в обучении фактам, принципам и терминологии. Это быстрый метод передачи информации, который дает прямое указание ученикам. Он очень уместен при обучении большого класса. Тем не менее, сниженный интерес учеников, затянутость лекций, не интересность презентации объясняют некоторые неудачи с этим учебным методом в беседах об искусстве.
Созданию эмоционального восприятия детьми произведений художников способствует также включение в этот процесс прослушивания фрагментов музыкальных произведений: классических или фольклорных в зависимости от содержания урока. Сочетание зрительного ряда с музыкальным усиливает впечатление школьников, повышает эмоциональность их восприятия искусства.
Метод обсуждения представляет собой процесс обмена идеями и чувствами между преподавателем и учениками или между учениками. Это эффективный способ оценки знаний, навыков и отношений групп учеников. Эта оценка может быть свободно осуществляема до, во время и после урока. Это делает данный учебный метод незаменимым в проведении обучения и учебной деятельности в любой предметной области. Кроме того, он углубляется в понимание концепций, фактов, принципов и процедур. Кроме того, обсуждение способствует творчеству и навыкам решения проблем. Доказано, что 80% информации усваивается детьми, если полученные знания они проговорят или обсудят друг с другом.
Кроме того, обсуждение повышает коммуникабельность и устремления учащихся. Этот учебный метод используется после презентации или лекции преподавателя или после использования средств массовой информации, чтобы помочь учащимся в осознании и понимании содержания представленного. Обучающиеся становятся активными, в то время как время удерживания внимания к содержанию предмета увеличивается. Некоторые авторы, однако, отмечают, что этот учебный метод требует больших затрат времени и порождает проблемы надзора. Тем не менее, этот учебный метод дает отличные результаты обучения. Особенно, если презентация по теме подготовлена учеником из класса.
Беседы об искусстве – предмет, включающий в себя историю и развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусств, историю архитектуры, скульптуры, музыки, литературы. Одна из главных проблем, которые решает преподаватель этого предмета, обучая своих учеников истории искусств, состоит в том, чтобы научить их видеть и задумываться. Это является первым условием понимания искусства. Смотреть на картину, либо статую может всякий человек. Но видеть искусство способен либо тот, кто наделен этим умением от природы (это будущий художник), либо тот, кто развивает в себе ту же способность путем изучения искусства. Помимо исторической обусловленности, есть то, что мы называем мировыми шедеврами. И для того, чтобы понять их, нужно научиться переживать искусство и думать. Думать, почему, художник написал ту или иную фигуру или изваял ее в камне, выбрал тот или другой ракурс, композицию и т.д., хотя доискаться до того, что хотел сказать художник своим произведением, бывает очень трудно.
Беседа позволяет передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути ее разрешения. А беседа об искусстве в силу особенности содержания и способов воздействия искусства на восприятие человека имеет ряд преимуществ. Происходит активизация познавательных процессов, в ходе проведения беседы об изобразительном искусстве успешно осуществляется, потому что именно беседа является формой, в которой развиваются внимание, речь как основная деятельность, мышление, и др. познавательные процессы. Беседы активизируют творческое воображение детей, развивают их речь и память, учат выражать свое мысли грамотно. Проблемное обучение на уроках-беседах развивает детское воображение, появляется соревновательных дух, жажда исследований.
Проводя беседу об искусстве, можно наблюдать повышение активности познавательных процессов. Учащиеся научатся, аргументировано и грамотно, формулировать ответы на вопросы, что свидетельствует о том, что учащиеся научатся формировать суждения по теме, их познавательный интерес станет высоким, а изобразительная деятельность – более успешной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ" ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ"
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ...

Теоретико-методологические основы курса «Организация государственных учреждений России»
Организация государственных учреждений России как учебная дисциплина. Государство, его признаки, формы и функции. Государственный аппарат и государственное управление....

Теоретико-методологические основы коррекции тенденции к алкоголизации подростков
Наиболее актуальной проблемой подростков, является ранняя алкоголизация, которая со временем может привести к формированию алкоголизма. Алкоголизация подростков и сохранение их физического и психологи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...

Методологические основы коррекционных технологий для детей с ОВЗ
обзор настоящего положения с ростом количества детей с ОВЗ, а также основные положения, которые следует учитывать при составлении коррекционной программы.Практические рекомендации при развитии моторно...

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Урок по технологии в 5 кл...

