Теоретико-методологические основы курса «Организация государственных учреждений России»
презентация к уроку на тему

Калинкина Марина Васильевна

Организация государственных учреждений России как учебная дисциплина. Государство, его признаки, формы и функции. Государственный аппарат и государственное управление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.pptx116.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация государственных учреждений России Теоретико-методологические основы курса «Организация государственных учреждений России»

Слайд 2

План занятия: «Организация государственных учреждений России» как учебная дисциплина. Государство. Его признаки, формы и функции. Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений.

Слайд 3

«Организация государственных учреждений России» как учебная дисциплина Курс «Организация государственных учреждений России» является одной из учебных дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Он базируется на курсах «Отечественная история», «Политология», «История государственного управления в России», тесно связан с курсами «Конституционное (государственное) право Российской Федерации», «Административное право», «Муниципальное право», «Информационная безопасность и защита информации», а так же рядом документоведческих дисциплин. В курсе рассматриваются особенности исторического развития, внутренняя организация, объем полномочий, основные направления и методы деятельности высших, центральных и местных органов власти СССР и Российской Федерации, пути реформирования и изменения этих органов в конкретных исторических условиях.

Слайд 4

«Организация государственных учреждений России» как учебная дисциплина Цели курса можно определить двумя аспектами: теоретическим, который преследует цель познакомить студентов с основными проблемами российского государственного строительства и, опираясь на полученные знания, исследовать новейший период истории российского государственного строительства; практическим аспектом, который дает возможность подготовить студентов к оптимальному использованию накопленных знаний для решения практических задач совершенствования государственного аппарата Российской Федерации и документационного обеспечения управления.

Слайд 5

« Организация государственных учреждений России» как учебная дисциплина Исходя из поставленных целей, можно определить следующие задачи курса: Обосновать сущность, содержание, теоретико-методологические аспекты изучаемого курса, а так же выявить и дать определения основным теоретическим категориям и понятиям. Раскрыть основные особенности становления и устройства государственного аппарата Советской России - СССР (1917-1990), послужившего базой современного государственного строительства Российской Федерации; Рассмотреть устройство и основные тенденции развития государственного аппарата Российской Федерации с 1990 по 1993 год; Определить основные принципы организации современной системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Слайд 6

«Организация государственных учреждений России» как учебная дисциплина Периодизация курса «Современная организация государственных учреждений России» обусловлена особенностями государственного развития нашего государства в советский, послесоветский и современный период. Как и любая другая, данная периодизация курса в значительной степени условна. В курсе выделены следующие периоды : I – государственные учреждения РСФСР и СССР в 1917-1990гг. II - трансформация структуры государственных учреждений в 1990 – 1993гг. III – особенности формирования структуры государственных учреждений Российской Федерации в 1993 – кон.90-х гг. VI – современный этап развития структуры государственных учреждений Российской Федерации в 2000-2014 гг.

Слайд 7

Государство. Его признаки, формы и функции. Государство – политическая организация общества, обладающая властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая социально значимые для всего общества задачи.

Слайд 8

Государство. Его признаки, формы и функции К признакам государства относятся: наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами — государственный аппарат, состоящий из различных органов и дол­жностных лиц; территориальная организация власти и населения, предполагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию; государственный суверенитет, т. е. верховенство государствен­ной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами; организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата, армии, полиции и осу­ществление функций государства; монополия на правотворчество, подразумевающая исклю­чительное право государства издавать законы и иные акты, обще­обязательные для населения всей страны; монополия на легальное применение физического и иного насилия, включая возможность лишения граждан жизни и свободы.

Слайд 9

Государство. Его признаки, формы и функции Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она может зависеть от двух взаимосвязанных элементов: от формы правления и от формы административно - территориального государственного устройства. Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимоотношения друг с другом. Известны две основные формы правления: монархия и республика. Хронологические рамки курса оставляют вне зоны нашего внимания монархический период. Периодизация курса касается этапов формирования и особенностей развития республиканской формы правления на территории нашего государства.

Слайд 11

Под формой государственного устройства понимается политическое и административно-территориальное деление государства, взаимоотношения между его составными частями. Из истории известны три основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности. В нем действуют единая система высших государственных органов и единые законодательная, судебная, налоговая и денежная системы. Федерация – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований - субъектов, обладающих относительной самостоятельностью. В федеративном государстве сосуществуют федеральный государственный аппарат и государственный аппарат субъектов, федеральная правовая система и правовая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система налогов и т.д. За субъектами может быть сохранено право на выход из состава федерации. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Она, как правило, не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства (подданства), территории и т.д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфедерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются.

Слайд 12

Проверь себя: Назовите форму правления при которой высшим органом государства является парламент, который формирует правительство, подотчетное парламенту. Как называется способ организации, устройства и осуществления государственной власти? Назовите основные формы государственного устройства.

Слайд 13

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений Государство осуществляет свои задачи по управлению различными сферами жизни общества при помощи специально созданного механизма - государственного аппарата, который представляет собой разветвленную систему государственных органов, состоящих из должностных лиц (чиновников), наделенных властными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции государства. У каждого государственного органа есть свои задачи, для решения которых он наделяется определенным объемом полномочий — компетенцией и соответствующими материальными средствами. Структурными единицами государственного аппарата являются государственные органы. К государственным органам относятся не только учреждения, но и отдельные должностные лица (президент, губернатор и т.д.), которые также обладают властными полномочиями и могут иметь свой собственный аппарат.

Слайд 14

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений Современная система государственных учреждений представляет собой разветвленную структуру. Поэтому были выработаны принципы классификации государственных органов. Наиболее существенное практическое значение имеют два варианта классификации: а) по главным направлениям деятельности государственного аппарата; б) по месту государственных органов в системе государственного аппарата. Главными направлениями деятельности государственного аппарата являются законодательство, управление и правосудие, каждому из которых соответствуют законодательные (законосовещательные), исполнительные (административные) и судебные государственные органы.

Слайд 15

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений Законодательные органы занимают ведущее место в государственном аппарате. Появлению их предшествовал длительный этап возникновения и развития законосовещательных учреждений, принимавших ограниченное участие в законотворческой деятельности. Основным законодательным органом в современном государстве является высшее представительное учреждение - парламент, состоящий из одной или двух палат. В федеративных государствах помимо общенационального парламента функционируют также региональные (местные) представительные учреждения. Все законодательные органы избираются населением. Самую многочисленную группу учреждений составляют исполнительные, или административные, органы. Их еще называют исполнительно-распорядительными: исполнительными - потому что они исполняют законы и иные акты законодательной власти и вышестоящих органов, а распорядительными - потому что обладают правом издавать общеобязательные постановления и распоряжения в пределах своей компетенции.

Слайд 16

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений Исполнительные органы принято подразделять на органы общей компетенции - президент, правительство (в масштабах государства), губернатор, мэр и возглавляемые ими административные структуры (на местном уровне), а также отраслевые и межотраслевые органы - различные министерства и ведомства и подотчетные им органы на местах. В зависимости от конкретных функций отраслевые и межотраслевые органы образуют ряд групп: органы управления народным хозяйством (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы и т.д.), социально-культурную сферу (образование, наука, культура, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.), административно-политические органы (оборона страны, внешняя политика, охрана общественного порядка, государственная безопасность и др.).

Слайд 17

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений Судебные учреждения в государственном аппарате призваны осуществлять правосудие. При этом следует помнить, что в течение многих веков судебные функции выполняли различные административные органы. В современном демократическом государстве судебная власть отделена от других ветвей власти и представляет собой систему независимых судебных органов, состоящую как из обычных судов - судов общей юрисдикции, занимающихся гражданским, уголовным, иногда и административным судопроизводством, так и особых видов судов - конституционных, арбитражных, военных, административных и др.

Слайд 18

Государственный аппарат и государственное управление. Основы классификации государственных учреждений Неотъемлемой частью государственного аппарата является бюрократия - слой людей, осуществляющих функцию управления на профессиональной основе. Обладая иерархической структурой, специальными знаниями и занимая исключительное положение в системе государственного управления, бюрократия способна стать самостоятельной политической силой и даже присвоить себе государственную власть. Бюрократизация управления представляет собой серьезнейшую проблему. Тем не менее, большинство ученых, начиная с немецкого социолога М. Вебера, квалифицируют бюрократию как «необходимое зло», так как без нее невозможны эффективное управление делами общества и нормальное функционирование государственной машины. Именно бюрократия фактически выполняет функции государственного управления.

Слайд 19

Домашнее задание: Объясните смысл выражения: «Ветви власти не должны царапать граждан ». Изучите теории происхождения государства и информацию оформите в таблицу: Наименование теории Авторы Суть теории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Организация государственных учреждений в современной России

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

Организация государственных учреждений России

Предметом курса является история государственного аппарата России, его структура и основные тенденции развития, важнейшие государственные органы, их организационное устройство, основные направления де...

КОС 216 Д Организация государственных учреждений России

Контрольно-оценочные средства по Организации государственных учреждений России....

Теоретико-методологические основы коррекции тенденции к алкоголизации подростков

Наиболее актуальной проблемой подростков, является ранняя алкоголизация, которая со временем может привести к формированию алкоголизма. Алкоголизация подростков и сохранение их физического и психологи...

КОС по ОП.14 Организация государственных учреждений

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.14 Организация государственных учреждений для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (у...

РП ОП.14 Организация государственных учреждений

Рабочая программа по дисциплине ОП.14 Организация государственных учреждений для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (углубленной подготовки)....