Минералы железа в искусстве древних художников: материалы для проведения уроков по теме "Искусство первобытных людей"
методическая разработка
Углём, гётитом и гематитом (желтой и красной охрой) нарисованы древнейшие из сохранившихся художественных произведений. Капова пещера в Башкирии. Датировка рисунков начинается от 30 000 лет до нашей эры.

«Основным компонентом красок всех рисунков [Каповой пещеры] является гематит, других хроматических компонентов не обнаружено. По составу образцы с рисунков первого и второго этажей неоднородны, в образцах со второго этажа отмечен больший процент алюмосиликатной фракции. Различный цвет рисунков, отмечавшийся всеми исследователями, может быть обусловлен как размером частиц гематита, так и наличием угля в составе красок. Это позволяет предположить, что художниками использовались различные рецепты приготовления красок и, возможно, разное сырье». Источник Разнообразие цветов рисунков Каповой пещеры, материал из процитированного выше исследования:

На моих уроках дети рисуют мамонтов подобными материалами — художественным углём и рыжей сухой пастелью.

Но можно попробовать рисовать этими материалами и в их естественном виде, тем более, что в наших краях необходимые краски найти нетрудно. Желтоватый лимонит (состоящий в основном из гётита) найден мной в Подольском карьере Кузнечики, а красный гематит в реке Осётр:


Для рисования по бумаге эти материалы слишком твёрдые, поэтому берём наждачную бумагу. Её шершавая поверхность по своим свойствам ближе к рельефу поверхностей в каменных пещерах. Получилась вот такая первобытная зверюга:

Смоченным гематитом можно рисовать так же, как акварелью. Вид у него при этом совершенно кровавый, что вполне обьясняет название минерала:


«Наиболее ранние факты устойчивого использования человеком минеральных пигментов, так называемой охры, фиксируются археологами на территории Африки в памятниках, датируемых периодом среднего палеолита, примерно 300–285 тыс. л. н. Имеются материалы, свидетельствующие об использовании пигментов (охра и гематит) неандертальцами (Homo neanderthalensis) около 250–200 тыс. л. н., обитавшими на территории Европы [Roebroeks W. et al., 2012; Zilhao et al., 2010]. В Северной Евразии, в частности на Русской Равнине, на Алтае и в Забайкалье, активное применение пигментов приходится на период начального этапа верхнего палеолита, примерно 50–30 тыс. л. н., и связывается с появлением в регионе человека современного физического типа (Homo Sapiens). Пигменты в культурных слоях как открытых, так и пещерных археологических комплексов обнаружены исследователями в виде следов капель краски, охристого порошка, измельченных кусков и так называемых депозитов («кладиков») охры, кусочков минеральных пигментов и гематитовых «карандашей». Область применения пигментов была достаточно обширна: вероятно, ими окрашивали тело, одежду и различные предметы, создавали наскальные изображения, использовали в погребальном обряде или иных ритуальных практиках. Охра могла применяться и в практическом смысле, что не противоречило ее символической роли. Охру использовали для окраски тела в гигиенических и антисептических целях [Rifkin, 2015; Rifkin et al., 2015], а также в виде минеральных добавок к пище». Источник Примером использования ритуального использования краски является замечательная палеолитическая фигурка бизона из Зарайска. Город расположен на берегу реки Осётр (той самой, где я нашла кусочки гематита).

« ...статуэтка имеет весьма специфические повреждения. Прежде всего, это обломанные левые ноги, причем характер поверхности изломов говорит о том, что повреждения случились до того, как фигурку поместили в яму. Далее, в области груди с левой стороны расположены множественные углубления с рваными краями — очевидные следствия сильных ударов острым твердым предметом. Помимо этого, фигурка до помещения в яму была покрашена красной охрой в области груди справа... Вероятнее всего, статуэтка была изготовлена для ритуально-магических целей — чтобы обеспечить успех на охоте. Об этом говорит и выбор в качестве модели молодой самки — добыть её легче, и мясо должно быть вкуснее — и высокая реалистичность изображения. И, конечно, намеренное нанесение повреждений также могло носить символический смысл: сначала зверю наносили удары, затем выступала кровь — красная охра на боку». Источник Пример обильного применения охры в погребальных обрядах — могилы палеолитической стоянки Сунгирь (город Владимир). На фото реконструкция захоронения в экспозиции Владимиро-Суздальского музея:


Таким образом, на уроках изо или истории искусства можно предложить ученикам попробовать использовать те художественные материалы, которые первобытнае художники находили в пророде. В общеобразовательной школе можно провести междисциплинарные занятия, в которых урок изо или истории перекликается с уроком химии, а также предложить детям самостоятельно найти в природе различные материалы, с помощью которых можно создавать рисунки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Минералы железа в искусстве древних художников
Углём, гётитом и гематитом (желтой и красной охрой) нарисованы древнейшие из сохранившихся художественных произведений.
«Основным компонентом красок всех рисунков [Каповой пещеры] является гематит, других хроматических компонентов не обнаружено. По составу образцы с рисунков первого и второго этажей неоднородны, в образцах со второго этажа отмечен больший процент алюмосиликатной фракции. Различный цвет рисунков, отмечавшийся всеми исследователями, может быть обусловлен как размером частиц гематита, так и наличием угля в составе красок. Это позволяет предположить, что художниками использовались различные рецепты приготовления красок и, возможно, разное сырье».
На моих уроках дети рисуют мамонтов подобными материалами — художественным углём и рыжей сухой пастелью. Но можно попробовать рисовать этими материалами и в их естественном виде, тем более, что в наших краях необходимые краски найти нетрудно. Желтоватый лимонит (состоящий в основном из гётита) найден мной в Подольском карьере Кузнечики, а красный гематит в реке Осётр.
Для рисования по бумаге эти материалы слишком твёрдые, поэтому берём наждачную бумагу. Её шершавая поверхность по своим свойствам ближе к рельефу поверхностей в каменных пещерах. Смоченным гематитом можно рисовать так же, как акварелью. Вид у него при этом совершенно кровавый, что вполне объясняет название минерала.
«Наиболее ранние факты устойчивого использования человеком минеральных пигментов, так называемой охры, фиксируются археологами на территории Африки в памятниках, датируемых периодом среднего палеолита, примерно 300–285 тыс. л. н. Имеются материалы, свидетельствующие об использовании пигментов (охра и гематит) неандертальцами (Homo neanderthalensis) около 250–200 тыс. л. н., обитавшими на территории Европы [Roebroeks W. et al., 2012; Zilhao et al., 2010]. В Северной Евразии, в частности на Русской Равнине, на Алтае и в Забайкалье, активное применение пигментов приходится на период начального этапа верхнего палеолита, примерно 50–30 тыс. л. н., и связывается с появлением в регионе человека современного физического типа (Homo Sapiens).
Пигменты в культурных слоях как открытых, так и пещерных археологических комплексов обнаружены исследователями в виде следов капель краски, охристого порошка, измельченных кусков и так называемых депозитов («кладиков») охры, кусочков минеральных пигментов и гематитовых «карандашей».
Область применения пигментов была достаточно обширна: вероятно, ими окрашивали тело, одежду и различные предметы, создавали наскальные изображения, использовали в погребальном обряде или иных ритуальных практиках. Охра могла применяться и в практическом смысле, что не противоречило ее символической роли. Охру использовали для окраски тела в гигиенических и антисептических целях [Rifkin, 2015; Rifkin et al., 2015], а также в виде минеральных добавок к пище».
Примером использования ритуального использования краски является замечательная палеолитическая фигурка бизона из Зарайска. Город расположен на берегу реки Осётр (той самой, где я нашла кусочки гематита).
« ...статуэтка имеет весьма специфические повреждения. Прежде всего, это обломанные левые ноги, причем характер поверхности изломов говорит о том, что повреждения случились до того, как фигурку поместили в яму. Далее, в области груди с левой стороны расположены множественные углубления с рваными краями — очевидные следствия сильных ударов острым твердым предметом. Помимо этого, фигурка до помещения в яму была покрашена красной охрой в области груди справа... Вероятнее всего, статуэтка была изготовлена для ритуально-магических целей — чтобы обеспечить успех на охоте. Об этом говорит и выбор в качестве модели молодой самки — добыть её легче, и мясо должно быть вкуснее — и высокая реалистичность изображения. И, конечно, намеренное нанесение повреждений также могло носить символический смысл: сначала зверю наносили удары, затем выступала кровь — красная охра на боку».
Пример обильного применения охры в погребальных обрядах — могилы палеолитической стоянки Сунгирь (город Владимир).
Таким образом, на уроках изо или истории искусства можно предложить ученикам попробовать использовать те художественные материалы, которые первобытнае художники находили в пророде. В общеобразовательной школе можно провести междисциплинарные занятия, в которых урок изо или истории перекликается с уроком химии, а также предложить детям самостоятельно найти в природе различные материалы, с помощью которых можно создавать рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Искусство Древнего Египта.
Предмет "Искусство". Тест по икусству Древнего Египта. Соотнести иллюстрации и их описание. 3 варианта тестов...

Материалы для проведения урока по теме: "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС"
В материалы для проведения урока по теме: "Виды жизненных ситуаций. Классификация ЧС" входит: план урока, лекция, презентации: Стихийные бедствия (продолжение) 1 и 2; Техногенные катастрофы, ЧС эколог...
Классный час "Спорт в искусстве Древней Греции"
Классный час о спорте в искусстве Древней Греции...

Контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира"
Контрольная работа, которая построена по принципу "Продолжите фразу" или "Дайте односложный ответ"....
Искусство Древней и Средневековой Японии
Японию называют «страной восходящего солнца», так как ее земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами. Япония расположена на четырех островах, которые омываются Тихи...

Презентация.Урок предметно-практического обучения в 4 классе на тему Макет " Жизнь первобытных людей"
Урок предметно-практическое обучение....
Методические материалы для проведения урока по теме «Кредиты»
Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку и будет полезна начинающим педагогам, так как предполагает детальную проработку всех этапов ...
