О самостоятельности в занятиях по классу баяна
статья

Трофимова Наталья Анатольевна

В учебном материале представлена актуальная тема по развитию самостоятельности обучающегося в классе баяна. Приведены методы работы над самостоятельностью, даны рекомендации педагогам.Навыки формирования самостоятельной работы являются основой для самореализации личности обучающегося и важнейшим условием формирования профессионального специалиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_obuchayushchihsya_v_klasse_bayana.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Наталья Анатольевна

Педагог дополнительного образования
Школа оркестра баянистов им. П.И. Смирнова

Государственное бюджетное учреждение дополнительно образования

«Дворец учащейся молодежи» Санкт-Петербурга, РФ

О самостоятельности обучающихся в классе баяна

В толковом словаре Д,Н. Ушакова «Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждение, обладание инициативой, решительность».

В педагогическом словаре: «Одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами».

Самостоятельность на каждом жизненном этапе имеет свои проявления. Ходить, кушать, чистить зубы, заправлять постель, готовить уроки, готовить еду, и пр. В подростковом возрасте самостоятельность искажается, трактуется как неподчинение взрослым, вступление с ними во вражду, чтобы отстоять свою точку зрения. И здесь надо иметь мудрость и тактичность, чтобы стать «другом» подрастающему поколению, сделать так, чтобы самостоятельность обрела ту форму, при которой гармония личности не нарушается.

Самостоятельность в современном музыкальном обучении – неотъемлемая часть учебного процесса. Обучающийся определенную часть своего обучения игре на баяне использует без помощи педагога. Он выполняет домашние задания, находится наедине со своим инструментом. Но не всегда эта самостоятельность приводит к положительному результату. Ребенок не умеет организовать свое время, свое рабочее место, эффективно позаниматься. Так же сильно привыкнувший к опеке педагога-наставника на стадии завершения учебы музыкант становится недееспособным самостоятельно заниматься, подбирать репертуар, организовывать свою музыкальную жизнь. В этой связи вопрос о воспитании самостоятельности в музыкальных занятиях становится очень острым и волнующим.

Важность самостоятельности

  • Формирование навыков: Самостоятельные занятия развивают самоконтроль, организацию и рефлексию, что помогает в освоении инструмента.
  • Повышение мотивации: Осознание своих успехов и трудностей мотивирует к дальнейшему обучению.
  • Достижение результата: Осознанный подход к обучению, часто свойственный взрослым, позволяет быстрее достигать результатов.
  • Развитие мышления: Игра на баяне стимулирует когнитивные способности, такие как память, логическое и пространственное мышление.

Антиподами самостоятельности являются зависимость, подчиненность,  послушность, покорность.

  • Зависимость: человек или объект не способен функционировать без посторонней помощи или поддержки.
  • Подчиненность: нахождение под чьим-либо руководством, отсутствие собственного мнения и инициативы.
  • Послушность: готовность подчиняться, следовать указаниям.
  • Покорность: кроткое подчинение, готовность терпеть, отсутствие воли.

Самостоятельность как воспитывается у человека, так и присутствует на генетическом уровне. Самостоятельность является частью таких черт характера, как решительность, целеустремленность, ответственность. Педагог – это психолог, который анализирует процент самостоятельности у каждого обучающегося и следуя полученным результатам выстраивает стратегическую линию по развитию самостоятельности в ученике. Самостоятельный в жизни ученик лучше и больше интересуется своим музыкальным инструментом.

Самостоятельная работа юного музыканта направлена на получение определенных профессиональных и личностных знаний и навыков. При реализации поставленных задач используются методы обучения. Эффективность методов зависит от многих условий: организации занятий, способности учащегося, психическое и физиологическое состояние и т. д.  Эффективные методы в одном случае могут оказаться совершенно бесполезными, а иногда и деструктивными при изменившихся условиях. Так же необходимо помнить, что каждый из методов имеет преимущественную ориентацию на определенный круг задач и в меньшей мере предназначен для решения других проблем. Такой подход позволит оценить возможность использования различных методов, оптимального их сочетания, высвечивает необходимость новых поисков.

Методы работы над самостоятельностью в  игре на баяне:

  • Анализ произведения. Обучающийся учится самостоятельно определять тональность, размер, видеть и понимать темпы и другие обозначения в нотном тексте. С помощью приема «чтение нот с листа» ученик постепенно закрепляет этот навык. Сначала педагог задает эти вопросы, далее из урока в урок ученик задает эти вопросы сам себе.
  • Преодоление технических сложностей. Педагог предлагает разные варианты работы над произведением: игра разными штрихами, в разных ритмах, разным звуком, игра отдельными руками, работа с метрономом. В домашней работе юный музыкант впоследствии применяет данные варианты регулярно.
  • Выучивание элементарной пьесы без помощи педагога. Хорошо оценить успешность освоения учебной программы позволяет самостоятельное изучение музыкального произведения. Педагог дает пьесу на 2 класса уровнем ниже, чтобы ученик смог максимально проявить полученные умения, знания и навыки.
  • Сбор информации о произведении. Изучение творчества композитора, стиля, эпохи, жанра, прослушивание разных трактовок в исполнении профессиональных музыкантов. На уроке педагог и ученик беседуют на заданную тему.
  • Выбор музыкального произведения. Педагог играет произведения, а ученик участвует в выборе репертуара. Ученику предстоит непростая, но очень ответственная задача. Юный музыкант с большим интересом подбирает для себя музыкальные пьесы.
  • Расстановка аппликатуры. На начальной стадии обучения игре на баяне не стоит бояться, что ученик не справиться с данной задачей. Аппликатура имеет свои закономерности и особенности, и педагогу необходимо с первых уроков посвящать ребенка в этот вопрос. Самостоятельная расстановка аппликатуры занимает длительное время, но это стоит того, чтобы ребенок в конечном итоге научился.
  • Подбор по слуху. Данный метод дает сильную самостоятельную активизацию мыслительных процессов. Обучающемуся приходится самому подбирать музыку на слух, используя весь арсенал своих музыкальных способностей.
  • Ученик пишет себе домашнее задание. Педагог направляет правильно формулировать мысли, конкретизировать шаги на пути к общей задаче.
  • Помощь другому ученику. Ученик становится учителем: слушает, оценивает, подсказывает. Он либо участвует вместе с педагогом при прослушивании другого ученика, либо без помощи педагога является наставником, помощником на занятии.
  • Диалог на уроке. Монолог педагога на уроке зачастую быстро снижает внимательность музыканта. Важно давать ученику на уроке высказываться.  Ученик рассказывает, рассуждает, проговаривает вслух о том, что нужно ему сделать, как сыграть. При необходимости педагог задает наводящие вопросы.
  • Подготовка рабочего места. Элементарные действия, такие как: поставить стул, положить ноты, взять инструмент –приучают ребенка к труду и дисциплине.
  • Организация домашнего концерта/выступления. Юный музыкант самостоятельно организует домашний концерт. Выписывает пригласительные, отрабатывает музыкальную программу, организует концертное пространство (расстановка стульев, свет, продолжительность выступления).
  • Самостоятельное публичное выступление на концерте или на экзамене. Педагог дает определенную свободу ученику при разыгрывании перед выступлением. Полезен самостоятельный выезд учащегося на какой-либо концерт.
  • Использование цитат великих педагогов и ученых. Конфуций: "Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал". Эта цитата говорит о том, что истинная сила человека заключается в его способности подниматься после падений и продолжать двигаться вперёд самостоятельно.

«Во время своей игры,— говорила выдающаяся русская пианистка и педагог А. Н. Есилова,— все время к ней прислушивайтесь, как будто вы слушаете чужую игру и должны критиковать ее». Воспитание самокритики, обращение внутрь себя даже у самого начинающего исполнителя - формирует здоровую самооценку подрастающего поколения.

К.Д. Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Эта цитата подчеркивает, что истинное обучение возможно только тогда, когда ученик сам активно мыслит и добывает знания.

Как организовать самостоятельные занятия:

  • Самообучение. Использование видео, аудио, книг может быть основой для самостоятельного обучения.
  • Регулярность. Важно заниматься регулярно, даже если понемногу.
  • Постановка целей. Ученик ставит цели и задачи. Чему он хочет научиться за время обучения, какую музыку хотел бы сыграть. Если ученик занимается не первый год, он может проявить интерес к состязанию в музыкальных исполнительских конкурсах.
  • Постановка конкретных задач: выучить новую мелодию, отработать определенный пассаж или технический элемент.
  • Самоконтроль и анализ: записать свою игру на диктофон, анализ исполнения. Это помогает лучше понимать, над чем нужно работать.
  • Самодиагностика. Ученик заводит тетрадь, в которой записывает свои выступления, репертуар, впечатления, дает оценку своей игре.
  • Поиск обратной связи: игра педагогу, чтобы получить профессиональную оценку и рекомендации.

Игра сольных пьес на публичной эстраде –личностный тренинг по развитию индивидуальности. Хороший результат, когда ученик самостоятельно выучил произведение и представил ее публике. Формируется очень важное качество, как ответственность за выполненную работу.

При игре в оркестре педагог отчетливо увидеть, насколько его урок усвоен учеником. Выучивание оркестровых партий является в большей степени самостоятельной работой ученика. Необходимо напоминать обучающемуся о знакомых для него методах работы над произведением. Обращать внимание на активизацию мышления ученика, минимизировать бездумное, зачастую интуитивное звукоизвлечение. Самостоятельное подготовка оркестровых партий служит лакмусовой бумагой, насколько ученик научился работать с музыкальным материалом. Цитата: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто» (А. Энштейн) вполне отражает успешность данного процесса.

Воспитание самостоятельных навыков в музыкальных занятиях происходит по следующей схеме:

  • Педагог показывает, как делать;
  • Педагог делает вместе с учеником;
  • Педагог дает обучающемуся попробовать самому, помогает при необходимости;
  • Педагог дает полностью сделать задание самостоятельно.

В работе с первоклассниками самостоятельность воспитывается постепенно. В первую очередь необходимо внимание и заинтересованность родителей, помощь их при выполнении домашних занятий. Родитель присутствует на каждом уроке, ведет фото-видео фиксацию, записывает в дневнике ключевые моменты. Одним словом, он вникает во всю профессиональную специфику игры на инструменте. Первые уроки – это всегда полное содействие родителей в занятиях дома. Спустя несколько месяцев, постепенно родительское усиленное внимание и контроль должны ослабиться для того, чтобы ребенок уже сам мог следить за собой. От родителей требуется мудрость и такт, чтобы понимать степень влияния на своего ребенка в воспитании самостоятельных навыков игры на баяне.

При игре в оркестре можно обратить внимание, насколько индивидуальные занятия усваиваются учеником. Выучивание оркестровых партий в большей степени является самостоятельной работой ученика. Необходимо напоминать ученику о знакомых для него методах работы над произведением, обращать внимание на активную работу мышления, а на  небездумное, зачастую механическое звукоизвлечение.

Необходимо помнить о том, что самостоятельный ученик лучше и больше интересуется своим инструментом.

Рекомендации педагогам:

  • Не использовать авторитарные методы в обучении и воспитании. Больше давать свободы в действиях ученика, не преходящим границы нравственного поведения.
  • Убирать метод натаскивания. Выработка стабильности только в теоретической форме. Практическую форму реализовывать в домашней работе.
  • Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке даѐт преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в журнале.
  • "Мечты так и остаются мечтами, если к ним не идти" (Ф. Раневская). Эти слова напоминают о том, что для реализации своих желаний необходимо прилагать собственные усилия и проявлять самостоятельность в действиях. Подогревать интерес к занятиям, создавать формы работы, позволяющие усилить мотивацию.
  • Спрашивать мнение, советоваться. «Как ты чувствуешь эту музыку?» «Как нужно исполнить музыкальную фразу?», «Как ты думаешь, как лучше поработать над музыкой?», «Сделай ритэнуто сам» и пр.
  • Индивидуальный подход. Учитывается темперамент ребенка, его особенности характера, скорость мышления, настроение на данный момент урока, физическое состояние. И в результате сбора информации о нем в настоящий момент подбираются определенные методы и формы работы.
  • Взаимодействие с родителями. Если в ребенке эти качества не закладываются с помощью семейного воспитания, то педагогу будет непросто это сделать в одиночку. Педагог должен быть авторитетом для родителей, уметь на них оказывать благотворное влияние для воспитания положительных свойств личности ребенка.
  • "Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника" (В.  Белинский). Данная рекомендация больше подходит к ученикам старшего возраста, когда ученик имеет базовые навыки игры на баяне, имеет опыт концертных и конкурсных выступлений.
  • Собственный пример. Ученик должен видеть как педагог работает самостоятельно (пример для Дани)

Дело обучения игре на баяне весьма сложное, требующее большого упорства, настойчивости, выдержки, терпения и, главное, систематических занятий.

Что дают навыки самостоятельной работы? При правильно организованной самостоятельной работе успешно развиваются игровые навыки и технические возможности студента, умение грамотно работать над музыкальным произведением и творческие способности. Ученик, владеющий навыками самостоятельной работы, увереннее чувствует себя за инструментом. При прочих равных условиях успехи обучающегося определяются умением самостоятельно работать, от этого зависит и общее развитие, и творческий рост, и продуктивность каждого занятия. Напротив, отсутствие навыков самостоятельной работы приводит к тому, что молодой музыкант несколько лет посвятивший инструменту, оказывается недостаточно приспособленным к дальнейшему обучению. Таким образом, навыки формирования самостоятельной работы являются основой для самореализации личности обучающегося и важнейшим условием формирования профессионального специалиста.

Список литературы

  1. Алексеев, И.Д. Методика преподавания игры на баяне: учеб. пособие / И.Д. Алексеев. – М.: Музгиз, 1960. – 156 с.
  2. Шульга, В.Н. Системный подход к оптимизации самостоятельной работы баяниста   // Журнал «Фундаментальные исследования». – 2008. – №4. – С. 87-88.
  3. https://ale0 Пособие для студентов музызыкальных заведений, самоучитель В.Бесфамильнова  
  4. А.Семешко7.ru/music/notes/song/bayan/vospitanie/vospitanie4.htm – Воспитание баяниста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примение автоаккомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащегося.

Методическая работа по применению автоаакомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащихся. Целью является знакомство юных музыкантов с новыми воз...

Презентация к открытому занятию на тему: «Техническое развитие обучающихся по классу баяна, аккордеона»

В презентации раскрываются основные принципы и методы работы над   развитием  и совершенствованием технического мастерства  обучающихся по классу баяна, аккордеона....

«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».

Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты....

Воспитание интонационной культуры в классе баяна (аккордеона)

В статье рассматриваются вопросы интонационной культуры, способствующей в развитии исполнительских навыков в классе баяна (аккордеона).Принципы развития музыкального слуха, основы постановки игро...

Работа над полифоническим произведением в классе баяна на примере фуги И.С. Баха из цикла органная прелюдия и фуга g moll

В наши дни исполнительство на баяне и аккордеоне стало важной частью музыкальной культуры. Подтверждению этому – успехи лучших баянистов на самых престижных музыкальных сценах мира и появление значите...

"Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона" - открытый урок

Представляю открытый урок в классе ансамбль баянов и аккордеонов. Тема урока "Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона". Главной целью урока стало формирование и приминение...

Развитие чувства ритма в классе баяна

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и в...