Примение автоаккомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащегося.
методическая разработка по теме

Кирюхин Алексей Александрович

Методическая работа по применению автоаакомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащихся. Целью является знакомство юных музыкантов с новыми возможностями для творчества, которые дает им современная техника. Публичное выступление с самостоятельно выполненной фонограммой дает для учащегосямощный эмоциональный толчок и стимул для дальнейшего совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachastuyu_sluchaetsya_tak.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачастую случается так, что дети, получившие классическое музыкальное образование, владеющие тем или иным музыкальным инструментом, имеющие хороший музыкальный вкус, оказываются неподготовленными к работе с современной музыкой, зато в более выигрышном положении те, кто хорошо знает компьютер, но с музыкой знаком лишь по лёгким эстрадным шлягерам.

Данное положение нельзя считать нормальным. Имея такой мощный инструмент для музыкального творчества - компьютер - синтезатор - автоаккомпанимент, кому как не музыкальным школам и школам искусств использовать его в своей работе?

Учащиеся народного отделения музыкальных школ или школ искусств, в частности, баянисты и аккордеонисты всегда были наиболее активной, живой составляющей школьного коллектива. Это они в числе первых с энтузиазмом осваивали электромузыкальные инструменты во времена бума вокально-инструментальных ансамблей, они собирали первые рок-группы, они же сегодня сидят за компьютерами, пытаясь освоить музыкальные компьютерные программы для аранжировки – аудиосеквенсоры.Работа с автоаккомпаниментом ориентирована на решение проблемы музыкальной школы или музыкальных отделений школ искусств по подготовке юных музыкантов к работе с современной техникой и рассчитана на развитие творческих возможностей ребёнка, на привитие желания самостоятельного музицирования и воспитание любителя искусства.

Целью является знакомство юных музыкантов с новыми возможностями для творчества, которые дает им современная техника.

Работой с автоаккомпаниментом решаются такие задачи как: развитие музыкальных способностей ребёнка в соответствии с окружающим его современным разножанровым миром музыки, пробуждение творческой и самостоятельной активности на основе новых технических возможностей, воспитание личности посредством искусства и восприятия многообразного мира музыкальных инструментов. Благодаря использованию современного сопровождения, соединению современного электронного звучания со звучанием русских народных инструментов, повышается интерес учащихся к урокам специальности. Ученики не только учатся самостоятельности в работе с компьютерными музыкальными программами, в процессе работы происходит совершенствование тембрового слуха, навыков подбора, гармонизации, знакомства с элементами аранжировки, находят применение на практике знания, умения и навыки, полученные на уроках сольфеджио.

Для работы используется предусмотренный учебным планом урок инструмента по выбору - 1 час индивидуальных занятий в неделю (45 минут), по желанию разбивая его на два урока в неделю (по 22 минуты).

Форма занятий – индивидуальная.

Необходимое техническое оснащение является вполне доступным на сегодняшний день. Для проведения занятий подойдёт любой современный компьютер, подходящий по требованиям программного обеспечения, и оснащённый звуковой платой. Средние по классу компьютерные аудиомониторы, либо усилитель с акустическими системами, либо аудиоцентр. МИДИ-клавиатура, микрофон для записи голоса и акустических инструментов, программное обеспечение (программа - аудиоредактор и аудиосеквенсор, например, Soundforge и Sonar). Облегчённые версии этих программ часто в виде бонуса идут в комплекте со звуковой картой или клавиатурой, так что проблема лицензионного программного обеспечения тоже вполне решаема.

Работа над аранжировкой ведётся в программе “Band-in-a-Box”. Такой выбор объясняется тем, что именно эта программа наиболее доступна начинающим, и вместе с тем, является продуктом, предназначенным для работы в профессиональной студии. Программа позволяет, последовательно записывая инструментальные партии, создать полноценную фонограмму «минус один» для аккомпанемента собственному живому исполнению, а также, записать исполнение целиком, получив полную фонограмму. При этом компьютерные технологии допускают глубокое редактирование и не требуют больших исполнительских навыков, позволяя даже ученику справиться с записью аккомпанирующих партий. Работая над аранжировкой, ученик получает возможность взглянуть на исполняемое произведение новым, свежим взглядом, от него требуется анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Полученные навыки, такие как: умение играть под метроном и в ансамбле с записанным аккомпанементом, чувство формы, исполнительская выдержка помогают ему в работе над произведением на уроке специальности. Тщательная проработка аккомпанирующих партий в студии позволяет лучше почувствовать роль левой руки в исполнении аккомпанемента на баяне и аккордеоне. Работа с темпотреком в редакторе позволяет наглядно увидеть темповые изменения и осознать их роль в исполнительской выразительности.

Учащиеся осваивают компьютер и компьютерные программы, начиная от первого знакомства и написания аранжировки до полного создания произведения, включая сведение, мастеринг и запись на компакт-диск. Сравнительно небольшое количество часов предполагает лишь ознакомительный уровень, но он достаточен для практического применения.

Публичное выступление с самостоятельно выполненной фонограммой дают для учащегося мощный эмоциональный толчок и стимул для дальнейшего совершенствования.

Наличие подобных занятий, использующих новые технологии и новые формы работы в музыкальных школах и школах искусств, не только помогают решить ряд насущных проблем, связанных с подготовкой и проведением качественных концертов, набором и сохранением контингента учащихся, но и поддерживают имидж школы как современного, динамично развивающегося учебного заведения, шагающего в ногу со временем.

Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное (не только теоретическое) ,а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации.

Уже сейчас используются дистанционные формы, как в обучении, так и в других видах. Так, например, 6 июня 2002 года, в один день с конкурсом им. П.И.Чайковского состоялся электронный международный конкурс пианистов-исполнителей. Это произошло в Миннеаполисе, в США, и это был конкурс, где все участники находились в разных местах относительно того, где находилось жюри. Технология такого конкурса в сущности такая же, как и в случае с уроком начинающего: в режиме реального времени исполнение оцифровывается, передается на расстоянии, и жюри получает далее расшифровку. В Миннеаполисе фирма «Ямаха» установила такой рояль с МИДИ – компьютером, и жюри по всему миру (а в жюри входили такие видные музыканты, как Ефим Бронфман и Дмитрий Башкиров) оценивало исполнение более 60 участников.

Конечно, в этом есть и отрицательный момент: утрачивается самый главный эффект исполнительской деятельности – эффект присутствия; утрачивается энергетическое начало, которое может объединить людей, дать им некий новый импульс, преобразовать музыкой окружающее пространство.И всё-таки время диктует свои правила.Таким образом, одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века (и это касается уже начального звена музыкального образования) является преподавание учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки музыкантов,

Во-вторых, музыкальная информатика может облегчить деятельность исполнителя, музыкально-педагогическую работу.

Музыкальная информатика имеет в своём арсенале массу обучающих программ, благодаря которым можно получить необходимый справочный материал. При этом использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.

Требования общества начала XXI века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта. Применение компьютерных технологий на уроке музыки  способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса к   музыке; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; повышению интереса к творческой деятельности; воспитанию активности и самостоятельности; формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.     Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Во время занятий музыкой, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности,  усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов ДШИ

1)    творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;2)    творче...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...