Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано
статья на тему

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие творческих способностей

учащихся и приобретение навыков импровизации

на уроках фортепиано.

Цель: Развить у ребёнка элементарные  навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучени.

В начальном периоде обучения очень важно заложить у ребёнка  желание и интерес к занятиям. От этого зависит успешность   дальнейшего обучения игре на фортепиано. Если мы проанализируем путь развития музыкальных данных у ребёнка, то убедимся, что в основе его лежит интерес, проявляемый к звукам. Ребёнок, придя на урок, как правило, сразу хочет играть, ему интересно нажимать клавиши, слушать как они звучат. И здесь очень важно поддержать этот интерес,  дать ребёнку самому попробовать себя в роли        « опытного музыканта». Для достижения этой цели я использую следующие методы обучения :

  1. Показ регистров:

Очень важно разбудить воображение ребёнка, создать настроение, заинтересовать его понятными и яркими образами.

Например :  низкий регистр – гром, взрыв, Баба-Яга, злость, ярость, шторм, ураган,

                                                   воины, богатыри, великаны и т.д.

                     средний регистр – река, мама, добрая фея, тёплый ветер,  красивое озеро,

                                                     вкусный пирог и т.д.        

                     высокий регистр – снежинки, хрустальные башмачки, звёздочки, капли

                                                      росы, летний дождик и т.д.

 Нужно дать ребёнку самому попробовать выразить эти образы, как сумеет, ведь правильно держать руки он ещё не может. Пусть покажет различные эмоции , например -  ярость, злость ( отрывистые,  резкие звуки в нижнем регистре ), ласка, доброта ( погладить чёрные клавиши в среднем регистре ); явления природы -  гром, молния  ( протяжные, мощные звуки в нижнем регистре),  бурная река ( быстрые перебегающие звуки в среднем регистре),  капли дождя , сначала сильные, потом затихающие, лучик солнца ( мягкие тихие звуки в верхнем регистре ).

        Таким образом, в игровой форме, ребёнок знакомится с инструментом,  чувствуя себя  свободно и непринуждённо. Нет боязни сделать что то не так,  развивается воображение и происходит первое знакомство с различными приёмами звукоизвлеченя.

  1. Сочинение мелодии.

Немалую роль в пробуждении интереса к занятиям играет сочинение на короткие детские четверостишия. Можно начать играть мелодию сначала на одной ноте, потом постепенно расширять диапазон. Надо сыграть несколько вариантов, как получится. Не надо ничего запоминать и записывать. Пусть  каждое исполнение будет разным. Это расширяет границы мышления и развивает творческие навыки.

  1. Работа с темпами:

Педагог  показывает  ребёнку  четыре ноты в нижнем регистре – до, си, ля, соль. Просит их сыграть подряд, изображая движение поезда – сначала медленно, эатем постепенно ускоряя ход, а потом останавливаясь. Когда ребёнок освоит это движение, то педагог  в это время  в верхнем регистре  импровизирует какую-нибудь мелодию, подстраиваясь под темп ребёнка.

  1. Знакомство с длительностями  нот через  образ часов:

Куранты – низкий регистр,  звуки ( ноты ) длинные – целые ноты.

Настенные часы – средний регистр – половинные ноты.

Маленькие часы -  высокий регистр – ноты четверти и восьмые.

Здесь нужна игра в ансамбле с педагогом или другим учеником, когда каждый изображает определённые часы. Лучше играть  интервалами, тогда музыка получается объёмной, интересной, и дети с удовольствием импровизируют на эту тему.

  1. Сюжетность.

Можно придумать с учеником какую-нибудь историю с погоней, прятками,( также подойдёт сюжет  любой  известной сказки) и попросить ученика изобразить  её на инструменте. Каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредствено в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах.

  1. Игра на квинте.

Здесь педагог показывает ребёнку возможность сочинения мелодии с квинтой в басу. Хорошо придумать колыбельную, когда квинта сначала звучит  в басу и на её фоне сочиняется мелодия ( можно на какие-нибудь слова), а затем квинта звучит в верхнем регистре и мелодия в басу.

  1. Импровизация по чёрным клавишам.

Как известно, звукоряд  из  чёрных клавиш, образует пентатонику, которая во всех вариантах звучит красиво. Лучше играть вместе с педагогом или другим учеником. Важно определить характер будущего произведения, его признаки. Например : вальс- трёхдольный размер, плавное движение ; марш – чёткий шаг, бас, пунктирный ритм и т.д.

  1. Импровизация на лёгких выученных пьесах.

Определить характерные признаки пьесы –   размер, темп, штрихи, направление мелодии и т.д. Затем попросить ученика  придумать свою пьесу, основываясь на этой. Но здесь важно, чтобы новая пьеса обязательно была в другой тональности, начиналась с других нот, чтобы у ребёнка не возникло путаницы одного произведения с другим.

  1. Подбор и  сочинение мелодии с аккомпанементом.

Со второго класса ученик уже знаком с главными ступенями и аккордами в тональности T S D. Нужно взять детские стихотворения и импровизировать мелодию с аккордами в левой руке

  1. Импровизация по заданной последовательности аккордов.

Лучше исполнять в паре с педагогом или другим учеником. Нужно взять определённую последовательность аккордов, например:  T-T-S-S-D-D-T-T.  И построить на ней этюды на разные ритмические рисунки. Сначала можно всё исполнить ровными выдержанными  аккордами, затем у одного ученика сохраняется пульс аккордов, а другой импровизирует с ритмом. Затем ученики меняются ролями.

Ожидаемый  результат :

В результате поэтапного включения этих методов развития импровизации на уроке занятий по фортепиано у ребёнка нет боязни инструмента, он чувствует себя свободно и уверенно при исполнении  , закладывается мотивация на дальнейшее обучение, самостоятельное осмысление нотного материала, проявление инициативы ; активнее развивается художественное мышление, что является необходимым условием для формирования творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма

Цель программы, по которой я работаю, звучит так:•         Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"

Экспериментальные наблюднния и практические рекомендации для воспитателй общежития в воспитательной работе по развитию творческих способносте подростков....

Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...

Урок, способствующий развитию творческих способностей учащихся

Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учаще...