Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано
статья на тему

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие творческих способностей

учащихся и приобретение навыков импровизации

на уроках фортепиано.

Цель: Развить у ребёнка элементарные  навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучени.

В начальном периоде обучения очень важно заложить у ребёнка  желание и интерес к занятиям. От этого зависит успешность   дальнейшего обучения игре на фортепиано. Если мы проанализируем путь развития музыкальных данных у ребёнка, то убедимся, что в основе его лежит интерес, проявляемый к звукам. Ребёнок, придя на урок, как правило, сразу хочет играть, ему интересно нажимать клавиши, слушать как они звучат. И здесь очень важно поддержать этот интерес,  дать ребёнку самому попробовать себя в роли        « опытного музыканта». Для достижения этой цели я использую следующие методы обучения :

  1. Показ регистров:

Очень важно разбудить воображение ребёнка, создать настроение, заинтересовать его понятными и яркими образами.

Например :  низкий регистр – гром, взрыв, Баба-Яга, злость, ярость, шторм, ураган,

                                                   воины, богатыри, великаны и т.д.

                     средний регистр – река, мама, добрая фея, тёплый ветер,  красивое озеро,

                                                     вкусный пирог и т.д.        

                     высокий регистр – снежинки, хрустальные башмачки, звёздочки, капли

                                                      росы, летний дождик и т.д.

 Нужно дать ребёнку самому попробовать выразить эти образы, как сумеет, ведь правильно держать руки он ещё не может. Пусть покажет различные эмоции , например -  ярость, злость ( отрывистые,  резкие звуки в нижнем регистре ), ласка, доброта ( погладить чёрные клавиши в среднем регистре ); явления природы -  гром, молния  ( протяжные, мощные звуки в нижнем регистре),  бурная река ( быстрые перебегающие звуки в среднем регистре),  капли дождя , сначала сильные, потом затихающие, лучик солнца ( мягкие тихие звуки в верхнем регистре ).

        Таким образом, в игровой форме, ребёнок знакомится с инструментом,  чувствуя себя  свободно и непринуждённо. Нет боязни сделать что то не так,  развивается воображение и происходит первое знакомство с различными приёмами звукоизвлеченя.

  1. Сочинение мелодии.

Немалую роль в пробуждении интереса к занятиям играет сочинение на короткие детские четверостишия. Можно начать играть мелодию сначала на одной ноте, потом постепенно расширять диапазон. Надо сыграть несколько вариантов, как получится. Не надо ничего запоминать и записывать. Пусть  каждое исполнение будет разным. Это расширяет границы мышления и развивает творческие навыки.

  1. Работа с темпами:

Педагог  показывает  ребёнку  четыре ноты в нижнем регистре – до, си, ля, соль. Просит их сыграть подряд, изображая движение поезда – сначала медленно, эатем постепенно ускоряя ход, а потом останавливаясь. Когда ребёнок освоит это движение, то педагог  в это время  в верхнем регистре  импровизирует какую-нибудь мелодию, подстраиваясь под темп ребёнка.

  1. Знакомство с длительностями  нот через  образ часов:

Куранты – низкий регистр,  звуки ( ноты ) длинные – целые ноты.

Настенные часы – средний регистр – половинные ноты.

Маленькие часы -  высокий регистр – ноты четверти и восьмые.

Здесь нужна игра в ансамбле с педагогом или другим учеником, когда каждый изображает определённые часы. Лучше играть  интервалами, тогда музыка получается объёмной, интересной, и дети с удовольствием импровизируют на эту тему.

  1. Сюжетность.

Можно придумать с учеником какую-нибудь историю с погоней, прятками,( также подойдёт сюжет  любой  известной сказки) и попросить ученика изобразить  её на инструменте. Каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредствено в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах.

  1. Игра на квинте.

Здесь педагог показывает ребёнку возможность сочинения мелодии с квинтой в басу. Хорошо придумать колыбельную, когда квинта сначала звучит  в басу и на её фоне сочиняется мелодия ( можно на какие-нибудь слова), а затем квинта звучит в верхнем регистре и мелодия в басу.

  1. Импровизация по чёрным клавишам.

Как известно, звукоряд  из  чёрных клавиш, образует пентатонику, которая во всех вариантах звучит красиво. Лучше играть вместе с педагогом или другим учеником. Важно определить характер будущего произведения, его признаки. Например : вальс- трёхдольный размер, плавное движение ; марш – чёткий шаг, бас, пунктирный ритм и т.д.

  1. Импровизация на лёгких выученных пьесах.

Определить характерные признаки пьесы –   размер, темп, штрихи, направление мелодии и т.д. Затем попросить ученика  придумать свою пьесу, основываясь на этой. Но здесь важно, чтобы новая пьеса обязательно была в другой тональности, начиналась с других нот, чтобы у ребёнка не возникло путаницы одного произведения с другим.

  1. Подбор и  сочинение мелодии с аккомпанементом.

Со второго класса ученик уже знаком с главными ступенями и аккордами в тональности T S D. Нужно взять детские стихотворения и импровизировать мелодию с аккордами в левой руке

  1. Импровизация по заданной последовательности аккордов.

Лучше исполнять в паре с педагогом или другим учеником. Нужно взять определённую последовательность аккордов, например:  T-T-S-S-D-D-T-T.  И построить на ней этюды на разные ритмические рисунки. Сначала можно всё исполнить ровными выдержанными  аккордами, затем у одного ученика сохраняется пульс аккордов, а другой импровизирует с ритмом. Затем ученики меняются ролями.

Ожидаемый  результат :

В результате поэтапного включения этих методов развития импровизации на уроке занятий по фортепиано у ребёнка нет боязни инструмента, он чувствует себя свободно и уверенно при исполнении  , закладывается мотивация на дальнейшее обучение, самостоятельное осмысление нотного материала, проявление инициативы ; активнее развивается художественное мышление, что является необходимым условием для формирования творческой личности.