Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано
статья на тему
Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей
учащихся и приобретение навыков импровизации
на уроках фортепиано.
Цель: Развить у ребёнка элементарные навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучени.
В начальном периоде обучения очень важно заложить у ребёнка желание и интерес к занятиям. От этого зависит успешность дальнейшего обучения игре на фортепиано. Если мы проанализируем путь развития музыкальных данных у ребёнка, то убедимся, что в основе его лежит интерес, проявляемый к звукам. Ребёнок, придя на урок, как правило, сразу хочет играть, ему интересно нажимать клавиши, слушать как они звучат. И здесь очень важно поддержать этот интерес, дать ребёнку самому попробовать себя в роли « опытного музыканта». Для достижения этой цели я использую следующие методы обучения :
- Показ регистров:
Очень важно разбудить воображение ребёнка, создать настроение, заинтересовать его понятными и яркими образами.
Например : низкий регистр – гром, взрыв, Баба-Яга, злость, ярость, шторм, ураган,
воины, богатыри, великаны и т.д.
средний регистр – река, мама, добрая фея, тёплый ветер, красивое озеро,
вкусный пирог и т.д.
высокий регистр – снежинки, хрустальные башмачки, звёздочки, капли
росы, летний дождик и т.д.
Нужно дать ребёнку самому попробовать выразить эти образы, как сумеет, ведь правильно держать руки он ещё не может. Пусть покажет различные эмоции , например - ярость, злость ( отрывистые, резкие звуки в нижнем регистре ), ласка, доброта ( погладить чёрные клавиши в среднем регистре ); явления природы - гром, молния ( протяжные, мощные звуки в нижнем регистре), бурная река ( быстрые перебегающие звуки в среднем регистре), капли дождя , сначала сильные, потом затихающие, лучик солнца ( мягкие тихие звуки в верхнем регистре ).
Таким образом, в игровой форме, ребёнок знакомится с инструментом, чувствуя себя свободно и непринуждённо. Нет боязни сделать что то не так, развивается воображение и происходит первое знакомство с различными приёмами звукоизвлеченя.
- Сочинение мелодии.
Немалую роль в пробуждении интереса к занятиям играет сочинение на короткие детские четверостишия. Можно начать играть мелодию сначала на одной ноте, потом постепенно расширять диапазон. Надо сыграть несколько вариантов, как получится. Не надо ничего запоминать и записывать. Пусть каждое исполнение будет разным. Это расширяет границы мышления и развивает творческие навыки.
- Работа с темпами:
Педагог показывает ребёнку четыре ноты в нижнем регистре – до, си, ля, соль. Просит их сыграть подряд, изображая движение поезда – сначала медленно, эатем постепенно ускоряя ход, а потом останавливаясь. Когда ребёнок освоит это движение, то педагог в это время в верхнем регистре импровизирует какую-нибудь мелодию, подстраиваясь под темп ребёнка.
- Знакомство с длительностями нот через образ часов:
Куранты – низкий регистр, звуки ( ноты ) длинные – целые ноты.
Настенные часы – средний регистр – половинные ноты.
Маленькие часы - высокий регистр – ноты четверти и восьмые.
Здесь нужна игра в ансамбле с педагогом или другим учеником, когда каждый изображает определённые часы. Лучше играть интервалами, тогда музыка получается объёмной, интересной, и дети с удовольствием импровизируют на эту тему.
- Сюжетность.
Можно придумать с учеником какую-нибудь историю с погоней, прятками,( также подойдёт сюжет любой известной сказки) и попросить ученика изобразить её на инструменте. Каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредствено в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приёмах.
- Игра на квинте.
Здесь педагог показывает ребёнку возможность сочинения мелодии с квинтой в басу. Хорошо придумать колыбельную, когда квинта сначала звучит в басу и на её фоне сочиняется мелодия ( можно на какие-нибудь слова), а затем квинта звучит в верхнем регистре и мелодия в басу.
- Импровизация по чёрным клавишам.
Как известно, звукоряд из чёрных клавиш, образует пентатонику, которая во всех вариантах звучит красиво. Лучше играть вместе с педагогом или другим учеником. Важно определить характер будущего произведения, его признаки. Например : вальс- трёхдольный размер, плавное движение ; марш – чёткий шаг, бас, пунктирный ритм и т.д.
- Импровизация на лёгких выученных пьесах.
Определить характерные признаки пьесы – размер, темп, штрихи, направление мелодии и т.д. Затем попросить ученика придумать свою пьесу, основываясь на этой. Но здесь важно, чтобы новая пьеса обязательно была в другой тональности, начиналась с других нот, чтобы у ребёнка не возникло путаницы одного произведения с другим.
- Подбор и сочинение мелодии с аккомпанементом.
Со второго класса ученик уже знаком с главными ступенями и аккордами в тональности T S D. Нужно взять детские стихотворения и импровизировать мелодию с аккордами в левой руке
- Импровизация по заданной последовательности аккордов.
Лучше исполнять в паре с педагогом или другим учеником. Нужно взять определённую последовательность аккордов, например: T-T-S-S-D-D-T-T. И построить на ней этюды на разные ритмические рисунки. Сначала можно всё исполнить ровными выдержанными аккордами, затем у одного ученика сохраняется пульс аккордов, а другой импровизирует с ритмом. Затем ученики меняются ролями.
Ожидаемый результат :
В результате поэтапного включения этих методов развития импровизации на уроке занятий по фортепиано у ребёнка нет боязни инструмента, он чувствует себя свободно и уверенно при исполнении , закладывается мотивация на дальнейшее обучение, самостоятельное осмысление нотного материала, проявление инициативы ; активнее развивается художественное мышление, что является необходимым условием для формирования творческой личности.