Главные вкладки

    Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма
    статья по теме

     

    Цель программы, по которой я работаю, звучит так:

    •         imageРазвитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знакомство с проектированием и пошивом одежды, с использованием изготовления аксессуаров в различных техниках рукоделия.

    Достижению этой цели помогают следующие задачи:

    •         Нравственное и художественно-эстетическое воспитание учащихся.

    •         Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

    •         imageПоддержка одаренных и талантливых детей.

    •         Изучение художественного моделирования и конструирования одежды;

    •         Развития эстетического вкуса, гармонии человека и окружающих вещей, творческой фантазии и воображения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_konferencii_opyt_i_poisk.rar685.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей учащихся

    на занятиях студии костюма «Визави»

    Из  истории мы знаем, что человек пользовался одеждой не всегда. Одежда возникла под влиянием комплекса факторов и имела как декоративно-символическое, так и утилитарное  значение.

    В ходе становления культуры и традиций отношение к одежде изменилось. Человек увидел в ней возможность приложения своих творческих способностей, самовыражения и самоутверждения. Изменения внешних форм  и способов изготовления одежды были продиктованы, с одной стороны, появлением новых приемов кроя и шитья, а с другой — стремлением подчеркнуть свою индивидуальность и социальное положение в обществе.

    Поэтому первым шагом в моей работе становится заинтересованность учащихся в получение эстетического удовольствия от одежды, от ее ношения и изготовления. Именно через интерес девочек к  моде,  можно вовлечь в деятельность дизайнерского  искусства, дать возможность попробовать себя в качестве дизайнера одежды, модельера. Разнообразие методик конструирования, раскроя, создания изделий макетным способом, а не только пошива  изделий очень интригуют детские умы.

    В этом помогает большое разнообразие производства новых тканей и нетканых материалов. Появилась возможность самостоятельно изготавливать фурнитуру и аксессуары, необходимые для дополнения костюма. Все это определяет безграничные возможности создания эстетичной, практичной, разнообразной по форме и назначению одежды на любой вкус.

    Мы уже никогда не согласимся отказать себе в удовольствии красиво одеваться, следить за новинками моды и регулярно обновлять свой гардероб. Это значит, что потребность в одежде будет существовать всегда, а вместе с ней и необходимость в специалистах, способных конструировать и изготавливать одежду, воплощая любые замыслы. Поэтому   цель программы, по которой я работаю, звучит так:

    1. Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знакомство с проектированием и пошивом одежды, с использованием изготовления аксессуаров в различных техниках рукоделия.

    Достижению этой цели помогают следующие задачи:

    1. Нравственное и художественно-эстетическое воспитание учащихся.
    2. Выявление и развитие творческих способностей учащихся.
    3. Поддержка одаренных и талантливых детей.
    4. Изучение художественного моделирования и конструирования одежды;
    5. Развития эстетического вкуса, гармонии человека и окружающих вещей, творческой фантазии и воображения.

            Актуальность образовательной программы

           Свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Основой изучаемого курса является предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.  В процессе изучения программы учащиеся знакомятся и углубляют знания о классификации одежды, знакомятся с понятиями цветовой гаммы в разделах «Основы композиции и цветоведения», «Моделирование». При изучении раздела «Рукоделие» разрабатывают различные идеи, которые помогут украсить свою одежду аксессуарами, созданными своими руками.

    Разрабатывание различных идей, которые помогут украсить свою одежду аксессуарами, созданными своими руками. Темы из раздела «История костюма» помогают учащимся  прогнозировать моду, знакомят с методами творчества, применяемыми при проектировании одежды  знаменитыми Кутюрье, техниками  конструирования и моделирования, используемыми в период значительных скачков развития  швейного дела. Понятие стиля и пластики в одежде изучается в разделе «Основы художественного проектирования одежды», где  учащиеся создают свой авторский стиль, художественный образ. Изучение программы  заканчивается изготовлением творческого проекта и его защитой при демонстрации одежды собственного производства, через организацию и проведение конкурсов, выставок, смотров и праздников на уровне школы или города. А для этого учащиеся обучаются практическим умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами. Изделия, выполненные аккуратно, гармоничные по цвету, назначению и отделке отражают индивидуальный стиль своей хозяйки.

             Шитье своими руками - это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы. На занятиях учащиеся знакомятся с профессией художника-модельера, портного, возможно одна из профессий увлечёт их и дальнейшем станет делом их  жизни. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

           Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов, культурой и традициями народов России. Освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой.  Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом,  интерес к жизни других людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия рукоделием требуют очень многих усилий от учащихся. Занимаясь с мелкими предметами, учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.

         Педагогические идеи и принципы

         Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в интересах детей.

    Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких принципов:

    1. опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка;
    2. учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся;
    3. доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и развития детей.

    Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что способствует творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей.

          Тема самовыражения человека в искусстве акцентируется в каждом задании учащимся и закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания.

         

         Особенности организации образовательного процесса

         Работая по программе я составила тематическое планирование так, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим. Предлагаемая программа предусматривает постепенный переход от одной техники к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной).

         Изучая технику рукоделия, учащиеся обучаются практическим умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами. Поэтому программа включает тему материаловедения. Чтобы познакомить учащихся с истоками рукоделия, в программе используется материал о «Русском народном декоративно-прикладном искусстве». Обучение основам композиции и цветоведения дает возможность научить детей создавать гармоничные ансамбли. Поэтому разделы проходят через весь процесс обучения в течении трех лет.

         Используемые разделы и темы – «сквозные», так как они плавно переходят от одного этапа обучения к другому по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут пересекаться между собой и взаимопроникать друг в друга.

         Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3-х лет детьми разных возрастных групп: 6—8 классов по годам обучения (1-ый год),  (2-ой год обучения), (3-ий год обучения). Учащиеся, успешно прошедшие обучение в течение 2-х лет, работают далее  в рамках программы по индивидуальным планам над авторскими проектами.

         Учащиеся разного возраста и разных лет обучения объединяются в общей работе над одной творческой темой или сюжетной композицией.

       

    1.           Формы и методы образовательного процесса

              Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности. Создаются условия, при которых учащийся имеет возможность подвергнуть сомнению исходное положение, но при этом должен уметь находить объяснения и аргументы доказательства своей правоты. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На таких творческих уроках, где происходит разработка очередной «задумки» изделия,  учащиеся получают возможность  проявлять свою творческую активность. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю  им раскрыть свой творческий потенциал. Это дает возможность учащимся находить, формулировать и первыми предлагать проблему, что с моей стороны всегда поощряется. Ведь в данном случае, дети не просто демонстрируют основы своих теоретических знаний, а еще и результаты элементов творчества, своего, личного подхода к работе. Встречая трудности, сопротивление, учащимся приходится отстаивать свое мнение, добиваться признания, а не только мыслить творчески.  

    1.  Вывод: 

    Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на занятиях, высокий познавательный интерес, обогащение их жизненного опыта, позволяющего применять полученные знания и умения на практике, в повседневной жизни. Большинство учащихся способны перенести ранее  усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, как к будущей профессии. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

    Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

    Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано

    Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....

    Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

    Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

    «Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»

    Эта  методическая разработка "Развитие интеллектуальных,творческих способностей учащихся на занятиях кружка"Шахматы" предназначена для работы во внеурочной деятельности....

    Программа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся в классе ансамблевого исполнительства.

    Занятия ансамблевым исполнительством имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся. Они развивают у них такие профессионально-психологические качества, как: наблюдательность, критичность, ...

    Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"

    Экспериментальные наблюднния и практические рекомендации для воспитателй общежития в воспитательной работе по развитию творческих способносте подростков....

    Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

    Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...