Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
статья на тему

Денежко Лариса Александровна

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных  методов освоения  определенного содержания  при активной роли всех   участников занятия.  Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко.  Радость от познания, от приобретения новых навыков  и  умений,  полученных на мастер-классах,  может быть  перенесена   в  реальную  жизнь.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Денежко Л.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО г. Хабаровска

«Дворец детского творчества «Маленький принц»

Мастер-класс  как  инновационная педагогическая форма обучения и развития  творческих  способностей  учащихся в системе дополнительного образования.

    Главной и основной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических  навыков.  Дополнительное образование  располагает  собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации и их очень много.  

Считаю, что нельзя навязать ребенку стремление к творчеству,  заставить его мыслить, однако, можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым  для этого.  

Кроме  того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня,  и это понятно, ведь любая технология, прежде всего,  отвечает на вопрос : как добиться запланированного результата?   Технологическое творчество   педагога – явление не новое.  В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии.  Одной из популярных и эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма технологии как мастер-класс.            

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных  методов освоения  определенного содержания  при активной роли всех   участников занятия.  Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко.  Радость от познания, от приобретения новых навыков  и  умений,  полученных на мастер-классах,  может быть  перенесена   в  реальную  жизнь.  Эта  технология  интересна тем,  что помогает преодолеть консерватизм и рутину,  которая у студийцев уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала.  На мастер-классах дети не ограничены рамками,  здесь присутствует  свобода   творчества и  деятельности,  педагог старается задействовать участников в процесс,  и  все его задания  и действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников,  сделать их активными,  разбудить в них то,  что скрыто даже для них  самих, понять  и  устранить то,  что им мешает в  саморазвитии  и старается  создать такую  атмосферу,  чтобы участники  проявили  себя как творцы. Такими проявлениями и отличается мастер-класс от других технологий.  Как правило,  в процессе мастер-класса ученикам предоставляется возможность познакомиться с какой-либо новой технологией,  приемами работ,  новыми  методиками  или авторскими разработками.

В процессе демонстрации Мастером тех или иных приемов работ он обязательно их комментирует и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать оценку сделанной работы,  полезные рекомендации и советы по практическому применению  полученных  навыков.  

Я часто использую эту эффективную технологию в своей студии и за её пределами.      Какие цели и задачи при проведении мастер-классов я ставлю?     Это  передача знаний,  умений  и  опыта,  формирование рефлексии  собственного  профессионального  мастерства  участниками мастер-класса,  формирование   индивидуального  стиля  творческой деятельности,  популяризация  ручного  труда,   создание  ситуации успеха. 

   При  проведении мастер-класса  в студии «Мода и декор» я обязательно знакомлю слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами,  кратко освещаю его содержание.  Затем  провожу  мультимедийную  презентацию и демонстрирую готовые авторские  изделия либо элементы изделий, изготовленных по той технологии,  которую  предстоит   нам   выполнить  в  ходе   занятия. Также  я  знакомлю детей с оборудованием, инструментами и материалами,  необходимыми  для изготовления  данного  изделия, знакомлю с техникой безопасности при работе с ними.  И затем  идёт практическая часть  нашего занятия. Участники мастер-класса под моим руководством из заранее подготовленных материалов  или заготовок  выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе мастер-класса происходит непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому участнику,  я обеспечиваю передачу своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности  действий,  методов,  приемов. Все  ученики активно участвуют в заданиях,  я  комментирую и отвечаю на все  их  вопросы,  создаю атмосферу открытости,  доброжелательности,  сотворчества,  что обеспечивает комфорт и непринужденность  в  общении и работе.  Во время занятия даю возможность детям импровизировать и проявлять свои способности самостоятельно и нестандартно мыслить,  выдвигать свои пути решения предлагаемой проблемы.

Таким образом, можно выделить важнейшие положительные стороны  мастер- класса:

  • Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

По отзывам и по нашим наблюдениям почти все 100% детей качественно усваивают мастер-классы,  дети говорят,  что они  научились чему-то новому, отмечают, что им нравится  атмосфера  в  студии.  По результатам  исследования было установлено, что на мастер-классах формируется первый этап развития творческих способностей. Это  этап подражания  и имитации, он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности и включает в себя:

  •  накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества;
  • освоение  эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

На  мастер-классах дети  освоили  различные  технологии,  проявили свою творческую индивидуальность в использовании цветовой гаммы, по-разному комбинируя её, проводили эксперименты с формами и нанесением рисунков различными приспособлениями и способами.

Таким образом,  мастер-класс — универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного  характера  деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствует становлению позитивной атмосферы в коллективе  и общему понижению фактора «школьной тревожности».  И  как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности.  А  это  значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и   самоактуализации,   что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.  

Итак,  мастер-класс – это  форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:

  • Вызов традиционной педагогике.
  • Личность учителя с новым мышлением.
  • Не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.
  • Плюрализм мнений.

Преимущества   мастер-класса вполне очевидны и они явно прослеживаются в ходе проведения: 

  • Во-первых, идея   занятий в форме мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и  компетентностно-ориентирована. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
  • Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
  • В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
  • Передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей.
  • Интерактивная  форма  проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении.
  • Ведущий  мастер-класса  необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь  главное  для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
  • Возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.

Исходя  из  этого, можно определить основное преимущество мастер-класса – это уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени. 

Важно отметить, деятельность учеников  на  уроках с применением данной технологии происходит в соответствии с  возможностями  и  интересами учеников, другими словами, закономерность педагогической  мастерской - действовать по-своему.  Так   реализуются принципы  системно – деятельностного  подхода.  Технология  преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления, что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"

Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная...

Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....

Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»

. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...


 

Комментарии

Усачева Елена Анатольевна

Мастер-класс -это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Но учебно-исследовательская и проектно-исследовательская деятельность с обучающимися обладает более широким потенциалом развития детей...

Усачева Елена Анатольевна

В данной публикации более 60% компиляции. Желательно добавить больше из своих наблюдений и практики. Спасибо.