Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"
методическая разработка на тему

Ашина Ирина Алексеевна

Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная графика" и "Материаловедение".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc622.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Всякая школа может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. 

                                  Ян Амос Каменский

                                                                     Знание функциональных возможностей

                                                                     тех    или   иных   методов      позволяет                осознанно    применять их.

Назначение:      для  преподавателей ЧМТТ

Разработчики:  Ашина И.А. – преподаватель дисциплины Инженерная графика;

                           Канина С.Н. – преподаватель дисциплины Материаловедение

Участники:  студенты групп второго курса: 2мт1; 2мт11. (16 лет)   Специальность: Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.

Тема: Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях.

Цель: Формирование у студентов опыта эвристической и поисковой деятельности, на примере интегрированного урока  дисциплин Инженерная графика и Материаловедение.

Задачи мастер-класса:

  1. Создать ситуации занимательности.
  2. Поставить участников в ситуацию, требующую принятия самостоятельного решения.
  3. Создать проблемные ситуации и коллективный поиск их разрешения.
  4. Вовлечь студентов в дискуссию по изучаемому материалу.
  5. Стимулировать новые достижения.
  6. Обеспечить гласность контроля и объективность оценки учебных достижений студентами.
  7. Развить навыки рефлексии

Порядок проведения мастер-класса

  1.   Представление мастер-класса. Постановка цели. Информационный блок.
  2.   Презентация  методов обучения.
  3. Блок учебной информации. Постановка проблемы. Актуализация.  Показ методов и приёмов работы в процессе рассмотрения темы «Анализ формы детали»  -  дисциплина:  Инженерная графика, и темы «Изготовление литейной формы при ручной формовке» -  дисциплина:  Материаловедение.
  4. Рефлексия. Личный опыт.  Обмен идеями.

Методическое обеспечение мастер-класса

  1. видеофрагмент;
  2. дидактические карточки с заданиями;
  3. упражнения для закрепления знаний;
  4. плакаты, модели, макеты;
  5. памятка, инструкция к уроку;
  6. лист оценки  деятельности студентов на уроке;
  7. канцелярские принадлежности

Порядок проведения мастер-класса

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА.  ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Каждый преподаватель, приступая к работе, выбирает технологии и методы, от применения которых ожидает получить  наибольший эффект формирования конкретных компетенций, которые в них реализуются. Чаще используется гибкий вариативный подход – конструирование педагогом  метода обучения на основе выбранной технологии.

В представляемом  мастер-классе образовательная цель направлена на формирование у студентов опыта эвристической и поисковой деятельности, соответственно в совокупности с традиционной технологией обучения в мастер-классе  применяется эвристическая технология, в которой  представлены методы активного обучения, что в конечном результате  послужит развитию личности, устремлённой к поиску и  творческим замыслам. 

На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей степени обеспечивают решение учебных задач. Не включение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.

Выбранная  структура мероприятия продиктована нестандартной учебно-педагогической ситуацией: интеграцией содержания учебного материала двух дисциплин технического профиля и условиями реализации, в частности участниками процесса являются студенты двух параллельных групп второго курса, специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», а так же преподаватели-гости мастер-класса. Для реализации плана мероприятия  студенты делятся на две команды.

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В информационном блоке   рассматриваются различные виды классификаций методов обучения.  Подробно разбираются функциональные возможности  пассивных, активных и интерактивных методов преподавания, их место и роль в образовательном процессе,  результаты освоения учебного материала обучающихся в зависимости от их применения. Даётся обоснование выбора использующихся в процессе демонстрации мастер-класса  методов обучения. Даются  основные определения.

Метод – это способ достижения цели, система целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучающихся.

Метод – способ совместной деятельности педагога и обучаемых в процессе решения учебных задач.

Методы, представленные в мастер-классе:

а) Имитационные игровые методы:

- Мозговой штурм;

- Дебаты;

- Соревнование

б) Имитационные неигровые методы:

- Обучение в сотрудничестве;

- Метод развивающейся кооперации;

- Метод 6-6;

- Методы с применением затрудняющих условий.

         Краткое описание перечисленных методов - Приложение А.   

     

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

                             Схема 1

Spmo.gif

       Активный метод (схема 2) – учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

                               Схема 2

Samo.gif

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога. Интерактивные  методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания,  в ходе выполнения которых ученик изучает материал).. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

                               Схема 3

Simo.gif

 III.   БЛОК УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Постановка проблемы

Тема урока: Анализ формы детали. Изготовление литейной формы при ручной формовке.

Дидактическая цель урока: Формирование практических умений анализировать форму деталей и применение их в  ходе рассмотрения процесса изготовления литейной формы методом ручной формовки

Развивающая цель: 

  1. Выработка положительного мотива к учёбе через игровую форму проведения занятий.
  2. Развитие у студентов интеллектуальных умений – аналитических, проектировочных, конструктивных.
  3. Показ эффективности усвоения учебного материала, базируясь на последовательном изучении  смежных дисциплин.
  4. Развитие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
  5. Развитие образного и наглядно-действенного мышления, через непосредственное восприятие предметов, преобразовывающие ситуации в процессе действий с предметами.
  6. Развитие продуктивного мышления.
  7. Развитие интереса к изучаемым дисциплинам.

Воспитательная цель: 

  1.       Развитие коммуникативных и творческих способностей.
  2. Формирование синтонической («быть в гармонии с собой и другими») модели общения.
  3. Развитие работоспособности, внимательности, аккуратности, сотрудничества, заинтересованности

Задачи:

  1. Выполнение заданий.
  2. Осознание важности, развития каналов восприятия информации.
  3. Развитие навыков самоанализа.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Ход урока: 

Актуализация. Активизация деятельности. Установление связи с пройденным материалом.

Метод:  Краткая беседа, подводящая к новой теме.

 

Ориентировочное содержание беседы.

На всех этапах изготовления деталей в машиностроительном производстве инженерно-технический состав решает сложнейшие  задачи, связанные с

- процессом производства,

- технологией изготовления,

- техническими характеристиками машиностроительных деталей.

И чем раньше будущий специалист,  техник – механик, начнет ориентироваться в тех задачах, которые ему придётся решать на производстве, и находить пути решения этих задач, тем более компетентным он придёт на производство, тем больших успехов, как специалист, он добьется в профессии.

В ходе беседы на доске преподаватель  составляет   производственную цепочку процесса изготовления детали: Идея –  Чертёж – Технологический процесс  –  Деревянная модель – Формование в опоках – Получение отливки – Очистка отливки от формовочной смеси – Создание технологической оснастки – Обработка поверхностей детали резанием.

В процессе комментария делает акцент на анализ формы детали на всех этапах производства, всеми участниками производственного процесса:  конструкторами, технологами, мастерами и рабочими.

В диалоговой форме выясняет, как понимают студенты процесс анализа формы детали. Даёт пояснение, это  -  мысленное расчленение сложной формы детали  на простейшие геометрические  формы. Студенты перечисляют известные им  формы. Преподаватель дополняет перечень, фиксирует на доске. Предлагает командам в форме соревнования приступить к выполнению заданий.

Задание №1 «Нарисуй город»

Методы с применением затрудняющих условий; мозговой штурм; дебаты; обучение в сотрудничестве; соревнование.

Задача.

  1. На ватмане, выполнить рисунок, состоящий из архитектурных сооружений и элементов техники, в которых присутствует как можно больше  различных геометрических форм.
  2. Представить его зрителям.
  3. Прокомментировать изображение.

Условия выполнения задания

а) Время выполнения  - 10 минут.

б) Команда выбирает двух «критиков»

в) Остальные члены команды - «генераторы идей».

Задача «генераторов идей» состоит в том, чтобы набросать как можно больше  идей по поводу содержания рисунка.

Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие, и определить,

- кто будет выполнять рисунок  (не более 3 человек)

- что будет изображено на рисунке

- кто будет комментировать изображение (1 человек)

Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Максимальное количество – 3 балла.

  1. За большее количество идей от «генераторов» - 1б.
  2. За качество работы критиков – 1б.

За большее количество геометрических форм, указанных  комментатором в «нарисованном городе» - 1б.

Процедура оценки результатов

К каждой команде присоединяется эксперт. Задачи эксперта:

Посчитать количество набранных баллов. Определить победителя.

Для этого:

  1. Зафиксировать количество предложений «генераторов».
  2. Оценить качество работы критиков «положительное-отрицательное»
  3. Посчитать количество геометрических форм, которые укажет в своем представлении комментатор.

        Объявление результатов

Результаты фиксируются на доске, суммируются, для определения победителя.

Рефлексия. Ориентировочные вопросы

Как вы оцениваете задание, как простое или как сложное? Если бы вам предложили повторно проиграть ситуацию, что изменили бы вы в своей стратегии?

   Задание №2 «Найди деталь»

Методы с применением затрудняющих условий; обучение в сотрудничестве; соревнование.

Задача

По эскизу найти соответствующую деталь.

Условия выполнения задания

а)  Участвуют пары - по одному игроку из обеих команд. Всего 6 пар.

б)  Детали спрятаны в коробке с отверстиями для рук двух игроков. Задание выполняется вслепую, двумя игроками из разных команд одновременно.

в) Игрок должен стремиться, первым найти деталь, одновременно не позволяя  сопернику вести поиск.

г)  Игрок может попросить помощи у своей команды, команда назначает замену игроку

 Игрокам  присуждаются баллы:

 + 1 балл за правильное решение,

 – 1 балл за ошибку

Баллы суммируются.

Победителем становится команда, набравшая больше баллов.

Оценка результатов

Оценку проводит преподаватель инженерной графики

Объявление результатов

Результаты фиксируются, суммируются, для определения победителя.

Рефлексия. Ориентировочные вопросы

Охарактеризуйте это задание одним словом. Что вы почувствовали, когда команда выбрала вас для замены  игрока? Что лично вам показалось сложным в этом задании? Что вы чувствовали, когда ваши руки дотрагивались до рук противника?

Задание №3 «Лучший эскиз»

Методы с применением затрудняющих условий; обучение в сотрудничестве; метод 6-6; соревнование.

Задача

  1. Начертить по словесному описанию преподавателя  эскиз детали.
  2. Выбрать лучшие работы.
  3. Представить лучшие работы учителю. Обосновать выбор.

Условия выполнения задания

а) Эскиз чертят все участники.

б) Время выполнения – 6 минут

в) Команды обсуждают свои  работы.

В процессе обсуждения:

-  выработать критерии отбора;

- отсеять явно ошибочные работы,

- отобрать  лучшие эскизы

г) Представитель команды должен представить отобранные работы учителю, сформулировать критерии отбора.

Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Максимальное количество - 3 балла:

  1.  За наибольшую активность в обсуждении эскизов – 1 б.
  2. За четкие критерии отбора  эскизов -1б.
  3. За  самый  лучший эскиз – 1б.

Описание  формы детали (диктует преподаватель). Эскиз-эталон.

Основание детали – прямоугольный параллелепипед с пятью сквозными отверстиями, имеющими вертикальные оси. Четыре из них расположены по углам основания. Пятое отверстие имеет чуть больший диаметр и расположено в центре фигуры. В центр параллелепипеда поставлена  высокая четырёхугольная призма со сквозным вертикальным отверстием. Размеры её основания меньше размеров оснований параллелепипеда. Оси и диаметры отверстий двух геометрических фигур совпадают. Фигуры скреплены между собой двумя рёбрами жесткости, имеющими треугольную форму. Высота рёбер жёсткости совпадает с высотой вертикальной призмы. Расположены они по центру верхнего основания параллелепипеда, вдоль длинной  его стороны.

Анализ геометрической формы детали

Оценка результатов

Оценку проводит преподаватель инженерной графики. Сравнивает полученные результаты с эталоном.

Объявление результатов

Результаты фиксируются на доске, суммируются, для определения победителя.

Рефлексия.

Продолжи фразу. При выполнении этого задания, я понял, что…

                Задание на дом:

        Исправить ошибки, в эскизе детали.

Подведение итогов работы студентов, блока учебной информации инженерной графики.

 В чём заключается причина поражения вашей команды? / В чем кроется успех победы вашей команды? Какое задание было интереснее всего выполнять? Почему?  Что вам не понравилось на уроке? 

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Ход урока: 

Активизация деятельности. Фронтальный опрос.

1) Опишите сущность литейного производства. Определите ключевые слова.

2)Какой документ необходим для  разработки модели отливки и стержня?

3) Знания, каких дисциплин Вам пригодятся сегодня на уроке?

        

Задание №1 «Составление  технологии литья в песчаные формы»

Методы с применением затрудняющих условий;  обучение в сотрудничестве; дебаты; соревнование.

Задача

1)  При просмотре фильма на листе бумаги зафиксировать этапы создания литейной формы.

  1. Составить схему технологии литья в песчаные формы.
  2. Представить схему зрителям.
  3. Прокомментировать изображение.

Условия выполнения задания

а) Участвуют две команды

б) Время выполнения  - 20 минут.

г) Каждый участник составляет свою схему,  сравнивает ее со схемами участников своей команды.

д) После анализа всех работ команда составляет единую схему и  выбирает члена команды «лидера» для презентации своего проекта.  

е) Остальные члены команды  участвуют в дебатах.

Задача членов команды – выбрать из предложенных схем правильную и определить,

- кто будет составлять единую схему  

- кто будет презентовать проект

Задача «лидера» состоит в качественной презентации проекта.

  1. Представление проекта «лидерами» команд

Время выполнения – 5 минут

  1. Сравнение представленных схем с эталоном

Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Максимальное количество – 2 балла.

  1. За представление проекта - 1б.
  2. За приближенный вариант к эталону – 1б.

Оценка результатов

К каждой команде присоединяется эксперт. Задачи эксперта:

Посчитать количество набранных баллов. Определить победителя.

Оценивается:

  1. Презентация  проекта (ораторские качества, способность  отстаивать свою позицию, способность к самооценке, способность принимать критику)
  2.  Результат сравнения предложенных проектов с эталоном.

        Объявление результатов

Результаты фиксируются на доске, суммируются, для определения победителя.

Рефлексия

Был ли полезен вам  фильм в представлении сущности литья в песчаные формы?

Что вызвало у вас затруднения при выполнении  работы по составлению схемы?

Задание №2 «Лучшая литейная форма»

Методы с применением затрудняющих условий; обучение в сотрудничестве; соревнование.

Задача

По отливке, предложенной преподавателем,

1) Разработать модель заготовки

2) Выполнить эскиз литейной формы с указанием ее основных частей.  

3) Представить  работы эксперту.

Характеристика отливки:

Отливка из чугуна цилиндрической формы с внутренним сквозным отверстием. Отливка изготовлена методом ручной формовки в 2-х опоках (литейный шов вдоль заготовки), на верхней части отливки обрубленная часть выпора.

Условия выполнения задания

а)  Участвуют две команды.  Члены команд участвуют в обсуждении составления литейной формы (отсеивают ошибочные варианты, уточняют спорные), эскиз чертит один из членов команды, выбранный по сформулированным критериям отбора.

Время выполнения – 10 минут

б)  Выбранные члены  команд представляют эскиз эксперту с указанием всех частей литейной формы.

Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. Максимальное количество - 2 балла:

  1.  За наибольшую активность в обсуждении  – 1 б.
  2. За наличие всех частей литейной формы -1б.

Оценка результатов

Оценку проводит преподаватель материаловедения

Объявление результатов

Результаты фиксируются на доске, суммируются.

Рефлексия

Метод «Ключевое слово».

Командам предлагается по очереди на одном листе бумаги, написать лишь одно слово, с которым у них ассоциируются содержание задания №2.

Проводится краткий анализ и сравнение полученных результатов.

Задание на дом:

        Работа над ошибками при составлении схемы и литейной формы

Подведение итогов работы студентов, блока учебной информации Материаловедение.

Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Что объединило сегодня две дисциплины?

                 

Общее  подведение итогов соревнования команд.

Оглашаются суммы баллов, набранные командами.  

Поздравляется команда-победитель.

Дается качественная оценка работе групп  и отдельных студентов, выделяется ситуация успеха  каждого студента.

   

 IV. РЕФЛЕКСИЯ. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.  ОБМЕН ИДЕЯМИ.

Всем посетителям раздаются методические материалы с классификацией методов,  описанием их функциональных возможностей.

Преподавателям предлагается заполнить таблицу, см. «Приложение Б». На вопрос: В своей работе я чаще применяю методы… - преподаватели с маленьким педагогическим опытом ответили: «В основном применяю пассивные методы, лекции». Результат на выходе – оставляет желать лучшего. В результате обсуждения, пришли к выводу, что наши студенты не готовы активно воспринимать лекционный материал, т.к. не имеют достаточного опыта работы с книгой. Преподаватели, имеющие большой педагогический опыт,  уделяют внимание многообразной палитре активных и интерактивных методов. Отмечают, что уход от пассивных методов  требует глубокого изучения методических материалов,  более тщательной подготовки к занятиям, апробации.  

Опыт, постепенно наработанный, применяется в организации кружковой деятельности, подготовке  дисциплинарных олимпиад, интегрированных уроков, внеурочной деятельности.

Преподаватели делают выводы, что применение активных и интерактивных методов обучения снижает уровень стресса, снимает барьеры в общении, делает урок более «живым», многогранным. Студенты учатся размышлять, дискутировать, высказывать собственное мнение, проявлять лидерские качества, слышать друг  друга, принимать решения, нести ответственность и за себя и за других членов группы, работать на общий результат. У них формируется опыт поисковой и эвристической деятельности, формируются общие и профессиональные компетенции. Как следствие, отмечают преподаватели,  повышаются результаты успеваемости. Студенты учатся учиться сами.  Роль преподавателя – в организации процесса, регулировании его, корректировки, ведении процесса в нужном русле, получение запланированного результата.

Приложение А

«Мозговой штурм» (англ. Brainstorming)  - один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение какой-либо сложной проблемы. Основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе обсуждения. Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.

Данная технология представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в т.ч. самых фантастических.

Студенты разбиваются преподавателем на две группы. Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений. Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие.

Процедура  проведения занятий по методу «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:

1. Формулирование проблемы. Определение условий групповой работы. Формирование рабочих групп. И отдельно экспертной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе будут входить разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.

2. Разминка. Вопросы-ответы. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров.

3. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, в задачу которого входит фиксирование на доске или большом листе бумаге все выдвигаемые идеи.

 4. Экспертиза – оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев.

5. Подведение итогов - общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.

Любой участник на каждом этапе «мозговой атаки» имеет возможность для высказывания  в строго лимитированное время, обычно в пределах от одной до трех минут.

Ведущий «мозговую атаку» не имеет права комментировать или оценивать высказывания участников. Но может прервать участника, если он высказывается не по теме или исчерпал лимит времени, а также в целях уточнения сути высказанных предложений.

 «Дебаты»  - представляет собой форму дискуссии, ведущейся по определенным правилам. Социализирующее значение этой технологии состоит в том, что она является механизмом приобщения студентов к нормам и ценностям гражданского общества, а также адаптации их к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы.

«Обучение в сотрудничестве» - цель  состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно-коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем.

Студенты развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества. 

«Метод развивающейся кооперации» - для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе (6 человек), причем целеполагание, планирование, выполнение практических заданий и рефлексивно-оценочные действия проводятся самим студентом, т.е. он становится субъектом собственной учебной деятельности.

Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. студентам разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп. После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. Основными приемами обучения являются: индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение целей; коллективное планирование учебной работы; коллективная реализация плана; конструирование моделей учебного материала; конструирование плана собственной деятельности; самостоятельный подбор информации, учебного материала; игровые формы организации процесса обучения.

«Метод 6-6» -  один из методов группового решения творческих задач.  Не менее 6 членов группы в течение 6 минут  формулируют конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей перед группой проблемы. Каждый участник данной группы на отдельном листе записывает свои соображения. После этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных вариантов. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные мнения, уточняются спорные, группируются по определенным признакам все оставшиеся. Основная задача, стоящая перед остальными студентами группы - отобрать несколько наиболее важных альтернатив (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии

«Методы с применением затрудняющих условий»

  1. Метод временных ограничений. Основывается на учете существенного влияния временнóго фактора на умственную деятельность обучаемого.  При лимитированном времени студент или ограничивается использованием того материала, который он лучше всего знает (скажем, применение шаблонного варианта), или решение в какой-то степени деформируется.

        Разные группы студентов могут по-разному  реагировать на временные ограничения: одни в период временнóго ограничения активизируются и достигают результатов выше, чем в «спокойной» обстановке; другие – при лимитированном времени снижают свои результаты и не всегда достигают конечного решения; третьи  - приходят в замешательство, поддаются панике и отказываются от решения задачи.

  1. Метод внезапных запрещений, заключающийся в том, что на каком-то этапе обучающемуся, запрещается использовать в своих действиях какие-то механизмы (детали и т. д.), устоявшиеся штампы, хорошо известные типы и конструкции. Применение этого метода на занятиях будет способствовать выработке умения менять свою деятельность в зависимости от конкретных обстоятельств.

3. Метод новых вариантов. Суть его заключается в требовании выполнить задание по-другому, найти новые пути его выполнения, когда уже имеется несколько вариантов решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск.

Приложение Б

ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ

  1. Оцените занятие.  Дорисуйте  лицо.

2. Заполните, пожалуйста, таблицу

В своей работе я чаще применяю методы…

Я получил информацию, которая мне поможет…

Я хотел бы  узнать…

Мне не совсем понятно…

Мне хочется отметить…

Список использованной литературы

1. Апарина, О.Ю. Педагогический марафон / О.Ю. Апарина //  Методист. – 2009. – №9.– С. 29-33.

2.  Бударникова, Л.В. Школа молодого учителя: Методическое пособие для педагогов-наставников и начинающих учителей / Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

4. Максимова, С.А. Анализ урока и экспертиза профессиональной компетентности педагога: методическое пособие для руководителей, методистов и педагогов образоват. учреждений / С.А. Максимова. – Чебоксары: ГУДПО «Научно-методический центр профессионального образования», 2005. – 116 с

5. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

6. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

7. Семушина, Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.  

         8. Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учебное пособие для нач. проф. образования / В.А. Скакун. – М.: Академия, 2009.