Урок, способствующий развитию творческих способностей учащихся
статья

Голубь Галина Алексеевна

Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Г. А. Голубь (Санкт-Петербург)

УРОК, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Каким должен быть современный урок?

Такой урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это спокойная атмосфера, это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

       Немногие современные ученики назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир.

Сегодня мы столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?     Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников.

    Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.

    Но учителя литературы, должны осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.

    Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др.

    Независимо от того, какие приемы использует учитель, он обязательно начинает урок. Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.  

     Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.

1. Заголовок – метафора

2. Заголовок - вопрос «За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)

3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе "Загадки «Слова о полку Игореве»”; Еще одна тайна «Пиковой дамы»

4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы «Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?

5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним) «Древнерусская литература – фундамент (основа). русской словесности»

6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.

7. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.

      Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.

1. Опорные схемы.

2. Диалог.

3. Мозговой штурм.

4. Игровые моменты.

5. Интригующее анонсирование темы.

6. Сравнение и аналогия

7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.

     Подробнее остановлюсь на игровом аспекте урока.

     На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.

     Примерные вопросы игрового характера:

1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном». Каков рецепт этого «бульона»?

2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку. 3. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.

4. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.

5. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.

    Игра нужна учителю больше, чем ученику. Она позволяет превратить нашу непростую работу в «самокатящееся колесо»…

     Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления: Инсерт Кластер Синквейн Фишбоун Ключевые слова Ассоциативные ряды Перекрестная дискуссия Письменная рефлексия Трехчастный дневник

     

     На завершающей стадии урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.

       «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

     Пример 1:

1. Евгений Базаров.

2. Самоуверенный, сдержанный, (мыслящий).

3. Отрицал, спорил, умер.

4.Не показывает внутренних чувств. 

5.Нигилист.

    Пример 2:

1. Анна Одинцова.

2. Сдержанная, холодная, (гордая).

3. Любит, не подпускает, изучает.

4. Боится нарушить привычный порядок.

5. Аристократка.

     В процессе анализа текста использую  элементы «перекрестной дискуссии».

      «Защита героя». - Я хочу оправдать моего героя, его поступки. Так изучая творчество И.С. Тургенева и его роман, предлагаю юношам встать на защиту Одинцовой , а девушкам – Евгения Базарова.

Это может выглядеть так.  

Базаров - уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой.  Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир.

Одинцова - «Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…». Но она выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете». То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».

     Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

     

Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

   

 Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.

   

     «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции,» - говорил В.А. Сухомлинский

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма

Цель программы, по которой я работаю, звучит так:•         Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...

Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....

Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании

Проанализировав сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях дополнительного образования следует с...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"

Экспериментальные наблюднния и практические рекомендации для воспитателй общежития в воспитательной работе по развитию творческих способносте подростков....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка...