Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО
статья по теме

Пикатова Дина Лазаревна

Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих личных конкурентных преимуществ на рынке труда при приеме на работу, но и формирование способности причасности к делам и ценностям корпорации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик Пикатова Д. Л.

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии ФГОС НПО

Развитие не сырьевого сектора является ключевой задачей современной экономики.

В настоящее время в промышленности, наряду с крупными предприятиями функционирует много небольших (малый бизнес), где к рабочему-станочнику предъявляются повышенные требования, к уровню профессиональной и общей компетенции. В его производственные обязанности входит умение:

- определять необходимые виды обработки при изготовлении изделия;

- технологическую последовательность их выполнения в целях достижения всех требований

точности;

- выбор рациональных режимов резания;

- контроль изготовленной продукции;

- определение необходимой оснастки (приспособлений, инструментов и т.д.);

- накладка и настройка оборудования;

-  применение рациональных и безопасных приемов обработки, транспортирования,

складирования и т.д.

Организация рабочего места охраны труда, расширение должностных обязанностей работников связано с ограниченным штатом работников, мобильностью предприятия.

От профессиональной и общей компетенции рабочих-станочников, таким образом, во многом и часто зависит конкурентно - способность предприятия.

Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка будущих специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих личных конкурентных преимуществ на рынке труда при приеме на работу, но и формирование способности причастности к делам и ценностям корпорации (ОК6 «Работать в команде»). Корпоративный «Имидж»

Вероятно, в условиях НПО, к способам формирования таких компетенций правомерно отнести участие в конкурсах разных уровней, выполнение совместных учебно-практических и теоретических заданий, общественных мероприятиях и т.д.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах отражена позиция видения государства выпускников начального профессионального образования, как граждан, любящих свое Отечество, осознающих сущность и социальную значимость своей профессии, обязанности перед семьей и обществом, обладающих профессиональными компетенциями.

В связи с вышеуказанным потребовалось создание новых программ инновационного образования, в большой степени связанного с практикой, чем традиционное, предполагающего овладение базовыми компетенциями, позволяющими по мере необходимости приобретать знания самостоятельно, путем интеграции науки, учебного  процесса и производства (Использование оптической, акустической техники, обучающих машин, кино, телевидение, компьютеров и т. д.), подробно раскрывающих содержание обучения.

Разработка учебно-методических материалов, предусматривающих формирование профессиональных и общих компетенций должна основываться на едином подходе к структуре изложения учебного материала, т. е. на системе работы преподавателя.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, осуществлять текущий и итоговый контроль, поиск информации, использовать информационно-коммуникативные технологии, работать в команде, эффективно общаться.

Программа профессионального модуля ПМО2 содержит:

1.Междисциплинарный курс МДК 01.02. Технология обработки на металлорежущих станках.

2.Учебная практика 02.

3.Производственная практика.

Программа МДК состоит из нескольких логических завершенных разделов, направленных на освоение одной профессиональной компетенции и соответствующих частей учебной практики. В качестве базовой компетенции выбрана - умение выполнять обработку заготовок на токарных станках. Это продиктовано как научными, так и практическими соображениями и реальными возможностями большинства учебных заведений НПО. Именно на процессах токарной обработки основываются исследования в области теории резания, формируются навыки управления, наладки, ухода за станками, технологиями обработки и другие профессиональные компетенции. По нашим соображениям следует уделить этому разделу весь 1-й курс (1-й и 2-й семестр).

На втором курсе – технология обработки на фрезерных станках (3-й семестр) и технология сверлильных и шлифовальных работ – 4-й семестр.

В конце 1-го курса предусмотрена сдача «зачета» как по МДК, так и по учебной практике в виде курсовой  работы, проекта.

Зачетная работа по МДК (2 семестр) – оформление технологической документации (учебной карты) на обработку типовой токарной детали.

По учебной практике планируется выполнение проверочной работы по изготовлению типовой токарной детали.

При разработке программы следует предусматривать, по возможности, системное изучение курса, что способствует освоению как профессиональных, так и общих компетенций. Например: независимо от вида оборудования, можно излагать, изучать материал в следующем порядке (Этот план всегда у учащихся вывешен на магнитной доске в виде плаката).

План изучения темы «Технология обработки»…

  1. Экономия и достижения точность.
  2. Способы обработки.
  3. Способы установки на станке.
  4. Применяемые приспособления.
  5. Режущий инструмент.
  6. Контроль, измерительный инструмент.
  7. Правила охраны труда.
  8. Виды брака, причины и меры предупреждения.

Наиболее эффективным в освоении общей компетенции является 9 пункт этого плана (это и ответственность и социальная значимость и умение работать в команде)

Лабораторные работы

Это поиск, исследования , выбор рассмотрения вариантов:

-выбор методов и последовательности обработки;

-выбор рациональных режимов резания, геометрии режущего инструмента, метода контроля, расчет наладки и настройки станка, станки кинематических схем, изучение образцов обработки, явлений, их качественная и количественная.

Условно можно  считать, что последующим этапом является выполнение практической работы. В этом МДК являются  наиболее уместными.

Практические работ, направленные на закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных при т/о МДК, учебной практике и выполнении лабораторных работ – это составление маршрутной, операционной и учебной карт, карт накладки, настройки перечня инструментов.

Самостоятельная работа

Планируются в соответствии с установленными разделами МДК. Системный подход к изучению учебного материала позволяет облегчить выполнение самостоятельной работы.

Примерные темы самостоятельных работ: изучение и краткое конспектирование на тему: «Подготовка заготовок к обработке», « Виды брака, меры предупреждения», при различных видах обработки, подготовка формы тех. Карты (выполнение чертежа детали), выполнение таблицы по последовательности обработки отверстий различных размеров и точности, подбор материала и написание реферата на тему: «Отечественный и зарубежный современный опыт рациональной организации рабочего места станочника». Выполнение схем обработки эксцентриков, конспекты на тему: «Высокопроизводительные инструменты и методы обработки крепёжных резьб (с использованием сведений из «Интернет», периодических изданий и выставок и т.д

  Благодаря коллеге, мастеру производственного обучения Анкудинову В.Н., мы имеем возможность, вот уже несколько лет, располагать такими материалами.

 Дополнительно разработаны сводно-тематический план, согласующий примерное соответствие временного опережения теоретического и учебно-практического обучения.

 Учебная практика.

Проверенная система проведения уроков производственного обучения соответствует схеме:

  1. Ознакомление, инструктаж.
  2. Показ рациональных и безопасных приемов.
  3. Упражнения учащихся.
  4. Выполнение практической работы, выполнение учебно-практического задания, комплексные работы

 В конце изучения раздела предусмотрено проведение комплексной работы, а в соответствии с новым учебным планом – зачёт за I-й – II-й семестр и дифференцированный зачёт за IV-й семестр.

 В программе чётко указаны объекты комплексных и зачётных работ, ровно как предусмотрены детали для производственной практики, по возможности обрабатываемые на различных станках (не на одном станке).

 Завершение обучения по модулю ПМО2

Предусматривает подготовку, выполнение и защиту курсовой работы (в качестве самостоятельной работы, отводится с.р. 30 часов руководство за счёт консультаций. Текстовая часть, объём 15-20 листов.

 Содержание:

  1. Описание и назначение детали.
  2. Краткая характеристика типа производства.
  3. Технические требования на изготовление детали.

4. Описание механических и технологических свойств материала.

5. Выбор размеров заготовки и способ ее получения, краткое описание, расчет припусков.(С.Р.)

6. описание оборудование ( станков, на которых выполнялась обработка деталей, (С.Р.)

Например: токарная, фрезерная, шлифовальная – деталь пиноль, и т.д.

7. Описание используемых универсальных и специальных приспособлений.

8. Режущий инструмент (конструкция, геометрия, способы восстановления).

9. Методы и средства измерений.

10. Технологическая документация (маршрутная или операционная карта)

11. Выбор и расчет режимов резания.

12. Возможные дефекты обработки, причины, меры предупреждения. (С.Р.)

13. Правила охраны труда при выполнении предусмотренных технологическим процессом операций на токарном, фрезерном, сверлильном, шлифовальном станке.

14. Описание одного из инновационных методов обработки на станках или прогрессивно инструмента (режущего, измерительного, вспомогательного), организации рабочего места, формы работы. (С.Р.)

Графическая часть на 3-х листах.

  1. Рабочий чертеж детали (А4-А3)
  2. Кинематическая схема (механизма, станка, приспособления (А3-А4).
  3. Технологическая карта (А4)

В дальнейшем эта работа должна быть использована, с некоторыми изменениями и дополнениями, при выпуске учащихся, изучивших модуль ПМ01 – работа на станках с ЧПУ (Описание оборудования с ЧПУ, инструмента, и т.д. и программа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

«Мир наших профессий» как один из путей формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Вашему вниманию представляется  опыт работы методической комиссии технического и социально-экономического профилей  профессионального образования  нашего техникума....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....