Роль учебной конференции в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
статья по теме

Татьяна Чачина

выступление на научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на конференции17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учебной конференции

в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Учебная конференция является организационной формой обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при максимальной самостоятельности и активности последних.

Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. У этой формы обучения большие воспитательные возможности. Она создает условия для самовыражения обучающихся, их самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

При подготовке и в процессе проведения конференции акцент необходимо делать на развитие самостоятельности обучающихся, подготовку их к самообразованию. Этого можно достичь, предоставляя обучающимся возможность самостоятельно:

- добывать новые знания из разных источников;

- применять уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности.

Главное в конференции – свободное обсуждение проблемных вопросов.

Конференция является структурообразной единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается ее уровень усвоения.

В зависимости от тематики, на конференцию целесообразно приглашать обучающихся из других групп, не изучающих данную дисциплину, для стимулирования у них познавательной деятельности и формирования общих и профессиональных компетенций.

В целях конференции должен быть сформирован результат, к которому должен стремиться преподаватель и обучающиеся.

При  постановке целей необходимо учитывать три аспекта:

  1. Познавательный:

-закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование профессиональных умений;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

2.  Развивающий:

- мотивирование развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности;

- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

3. Воспитательный:

- сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;

- воспитать гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных и социально-экономических знаний оценивать социально-значимые факты и явления, проявляющего готовность соблюдать усвоенные правовые и этические нормы, определяющие отношение к человеку, обществу, окружающей среде.

Поскольку в качестве главной цели проведения учебной конференции выступает развитие активности личности в учебном процессе, то методы должны быть личностно-ориентированными.

Личность характеризуется активностью. Активность – это самоорганизация, саморегуляция, формирование личностью себя как субъекта деятельности; она носит сознательный и избирательный характер; личность способна к целеполаганию, что предусматривает определенную свободу ее. Активность как свойство личности в противоположность приспособленности к заданным условиям отражает стремление выйти за пределы предписанного, расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.

Во время подготовки к проведению конференции, обучающиеся имеют возможность продемонстрировать все виды психологической активности:

- надситуативную (способность обучающегося подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные с точки зрения исходной задачи);

- сверхнормативную (стремление обучающегося превысить предъявляемые нормативные требования);

- поисковую (поведение, направленное  на изменение ситуации);

- репродуктивно-отражательную (усвоение через опыт другого);

- поисково-исполнительную (принятие задачи и самостоятельный поиск средств ее выполнения);

- творческую (предполагающую собственную постановку задачи, выбор новых, оригинальных путей ее решения).

Существенным условием профессиональной и учебно-познавательной активности является самоопределение личности, которое понимается как сознательное утверждение собственных позиций в проблемных ситуациях.

Предоставление свободы выбора обучающимся полезно, потому что:

- способствует формированию профессиональной готовности, заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать;

- видеть и самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения;

- самостоятельно строить свою деятельность;

- ориентироваться в многообразии информации и литературы и выбирать наиболее нужную.

Предоставление свободы выбора важно в воспитательном отношении, так как способствует:

- развитию активности личности в учебном процессе,

- формированию познавательных интересов,

- формированию отношения к другому как к безусловной ценности,

- умению оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности,

- проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Важным условием развития и повышения активности личности в учебном процессе  является побуждение обучающихся к рефлексии. Рефлексия как понимание и знание обучающимся самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают его личные особенности, значительно повышает общий и интеллектуальный и личностный уровень человека, способствует развитию критичности мышления. Рефлексия как часть самопознания необходима будущему специалисту, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста.

Участие обучающихся в подготовке и проведении конференции дает возможность самооценки деятельности личности в коллективном труде, возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО

Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих лич...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище

Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....