Самоанализ открытого урока "Обозначение параметров шероховатости на чертежах"
материал по теме

Приведен полный самоанализ урока: обоснование целей, структуры и содержания;анализ организации учебно - воспитательной работы, формирования познавательной и коммуникативной деятельности. а также сделаны общие выводы по уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_otkr_ur_2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                         САМОАНАЛИЗ

урока междисциплинарного курса «Методы осуществления стандартных и сертификационных испытаний, метрологических поверок средств измерения»

                      1    Общие данные о занятии

  Урок проводился в группе 6811, специальность «Автоматизация технологических процессов и производств»

   Тема:  Обозначение параметров шероховатости на чертежах.

   Тип урока: комбинированный урок.

    Урок входит в раздел МДК «Допуски и посадки».

    Методическое обеспечение:   - учебник: Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / [С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов]. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288с.; презентация Е.В. Мельниковой «Обозначение параметров шероховатости на чертежах»; мультимедиа оборудование; конспект урока.

  1. Обоснование целей урока

2.1 Урок проходил в группе третьего курса, большая часть студентов успевает на «удовлетворительно», треть студентов успевает на «хорошо» и «удовлетворительно», четверо студентов успевают на «хорошо» и «отлично», сформированность познавательных умений выражена в достаточной мере. Обстановка в целом доброжелательная, отношения в группе ровные без явных признаков лидерства.

2.2 Тип урока – комбинированный, что соответствует поставленной цели.

Цель урока: овладение студентами знаниями и практическими навыками обозначений параметров шероховатости при выполнении машиностроительных чертежей.

Триединая цель открытого урока:

       Обучающие – изучение структуры обозначения параметров шероховатости на чертежах, способов задания параметров, размещения обозначений на чертежах; получение навыков чтения чертежей с обозначениями шероховатости поверхности и нанесения обозначений на чертеж, подготовка к практической работе;

       воспитательные – формирование ответственного подхода к выполнению работы, трудолюбия, чувства товарищества и взаимовыручки; создание условий психологического комфорта в процессе обучения; заинтересованность в положительных результатах работы; рациональное распределение времени при выполнении заданий;

        развивающие – развитие речи, умение грамотно оперировать техническими терминами; развитие мышления (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать задачи).  

  1. Обоснование структуры урока и его содержания

                    Урок «Обозначение параметров шероховатости на чертежах» является комбинированным занятием с применением мультимедиа технологий, что позволяет свободно сочетать различные методики преподавания и закрепления материала.

                     Урок построен из следующих этапов:

      1 Этап организации. Взаимное приветствие преподавателя и студентов сразу создало доброжелательную атмосферу. Озвучивание темы и плана работы настроило на рабочий лад.

       2  Этап проверки готовности к уроку. Цель этапа – подготовить к восприятию нового материала на основе  имеющихся знаний.

       3  Этап изучения нового материала. Объяснение нового материала ведется не только преподавателем, но и студентами (метод «Студент в роли преподавателя»).

       4   Этап закрепления. На этом этапе осуществлялась подготовка к последующей практической работе.

       5   Этап подведения итогов. Студенты  легко сделали вывод о значимости

грамотного обозначения параметров шероховатости на чертежах в своей будущей профессии.

        6 Этап выдачи домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

     Т.о. структура соответствует поставленным целям, т.к. в начале повторяется теоретический материал, чтобы потом теоретические знания закрепить при решении практических задач.

 Тема урока для данной группы – средней степени сложности.

          Основной акцент я сделала на практическом применении данной темы, т.к.    последующее изучение междисциплинарных курсов и профессиональных модулей данной специальности, дальнейшая профессиональная деятельность неразрывно связаны с выполнением и чтением чертежей.

   Содержание урока соответствовало его основной цели, программным требованиям, принципам научности и индивидуальным особенностям учащихся, вызывало у них познавательный интерес. Изложение материала    было доступным и последовательным. Задания были практикоориентированными. Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков.

        4 Анализ организации учебно – воспитательной работы, методов и форм работы.

      4.1  Контроль домашнего задания предусмотрен в форме тестирования. Студентам представлены четыре теста на выбор варианта правильного ответа: тест №1 «Основные понятия и определения» (метод незаконченных предложений); тест №2 «Условные обозначения направления микронеровностей» (установление соответствия); тест №3 «Определения параметров шероховатости» (метод незаконченных предложений); тест №4 «Единицы измерения параметров шероховатости» (установление соответствия). Правильность ответов контролируется экспертами из числа студентов, что позволяет преподавателю быстро проверить знания большего количества студентов. Здесь использовался такой метод, как работа в парах. Этот метод продуктивен, т.к. решает несколько задач: это и общение в коллективе, и развитие устной речи, и повышение ответственности, заинтересованность в результате. Перед экспертами стояла более сложная задача – оценить правильность ответов и при необходимости его исправить, поэтому роль экспертов предлагалась более сильным студентам.

       4.2   Объяснение нового материала ведется не только преподавателем, но и студентами, успевающими на «хорошо» и «отлично» (метод «Студент в роли преподавателя»). Для этого предлагались вопросы описательного характера. Вопрос «Влияние шероховатости на качество посадки и коррозионную стойкость поверхностей» объяснял Пшик Виталий, а вопрос «Влияние шероховатости поверхности на износ» - Митрошин Дмитрий. Этими студентами была проделана большая самостоятельная работа: самостоятельное изучение темы, составление конспектов и слайдов, подготовка краткой версии конспекта для записи в тетрадь, подготовка устного выступления во время консультаций с преподавателем. Это дало выступающим веру в свои возможности, способствовало формированию ответственного подхода к выполнению работы, трудолюбию, развитию мышления и устной речи, умению грамотно оперировать техническими терминами. Выступление перед аудиторией с объяснением новой темы способствует психологической закалке личности.

       Объяснительно – иллюстративный метод я использовала для объяснения более сложной части темы. Объяснения сопровождались схемами, чертежами, примерами. На всех этапах урока использовалась мультимедиа презентация. Студенты слушали, по ходу могли задавать вопросы, делали конспекты в тетради. Это позволяет тренировать память, совершенствовать навыки общения с преподавателем, вырабатывать быстроту реакции. Знания, полученные на этом уроке, рассчитаны на долгосрочную перспективу.

      На этапе закрепления был применен практический метод: решение задач по  расшифровке обозначений шероховатости (объяснение алгоритма решения на конкретном примере преподавателем, затем коллективный разбор аналогичной задачи). Также студентам были объяснены цели и задачи предстоящей практической работы.

    4.3   На уроке был реализован индивидуальный подход. Учитывались индивидуальные особенности студентов: уровень знаний предыдущих тем, способности, тип темперамента. Выступление в роли преподавателя предлагалась одаренным студентам; тесты, составленные по методу незаконченных предложений и являющиеся наиболее сложными, а также роль экспертов при взаимоконтроле предлагались более сильным студентам, а более простые тесты на установление соответствия – наиболее слабым. Учитывался подход ко всей группе полностью, т.е. при решении задачи проверялась не только правильность ответа, но и разбиралась задача целиком.

4.4  Подведение итогов проводилось совместно с группой, оценивались их знания в течение всей пары. Было предложено ответить на контрольные вопросы. Четверо студентов получили оценку «отлично», трое – оценку «хорошо», один – «удовлетворительно».Также задавались вопросы: Каков уровень сложности задач и всей темы в целом?  Как вы сами оцениваете свою работу? Каковы ваши возможности успешного выполнения предстоящей практической работы?

5 Формирование познавательной деятельности

        5.1 Сформировались познавательные умения студентов:  

- обучение анализу и планированию деятельности;

- обучение моделированию деятельности, контролю и самоконтролю.

       Активизированы познавательные процессы обучения. Была сделана работа над развитием мышления: при работе над предложенными задачами необходимо умение сравнивать, анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать задачи, хорошо должно быть развито творческое мышление.

                  5.2 Отношение обучающихся к уроку положительное, т.к. студенты прониклись значимостью данной темы, продемонстрировали желание успешно выполнить предстоящую практическую работу.

  1. Анализ коммуникативной деятельности

      6.1 Создание на уроке доброжелательной, психологически комфортной атмосферы считаю одной из главных составляющих успешного проведения занятий. Этот принцип вполне удалось реализовать. Стараюсь установить визуальный контакт с группой и отдельными студентами. Стиль работы демократический, с уважением отношусь к мнению студентов, к их позиции.

Поощряю похвалой студентов, получивших положительные оценки, стараюсь морально поддержать не очень уверенных в себе ребят. При опросе, по – возможности, использую принцип добровольности. Если студент делает ошибку, предоставляю  возможность самому её исправить.

6.2 При контроле домашнего задания применялась работа парами, где студенты продемонстрировали взаимную поддержку между отвечающим и экспертом, чувство товарищества. Эксперты исправляли неправильные ответы в доброжелательной манере. Прежде чем студенты, выступающие в роли преподавателя, начали объяснять материал, мной был сделан акцент на том, что ими была проделана большая подготовительная работа, которую способен выполнить не каждый студент. Группа отнеслась с большим уважением и интересом к выступлениям своих товарищей.

  1. Общие выводы по уроку

         7.1 Поставленные обучающие, воспитательные и развивающие цели на уроке были достигнуты.

        7.2  Наиболее удачными моментами занятия считаю взаимный контроль знаний студентов, участие наиболее способных ребят в объяснении нового материала, четкую проработку и взаимосвязь всех этапов урока, хорошую наглядность (все этапы отражены в презентации).

         7.3  К недостаткам следует отнести невысокую активность рядя студентов, отсутствие у них желания ответить, даже если они знают материал.

         7.4   Рекомендации к проведению следующих уроков: активизировать всю группу, поощрять нерешительных студентов, способствовать повышению их самооценки.

                                                                   Е.В. Мельникова

   

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ШЕРОХОВАТОСТИ НА ЧЕРТЕЖАХ ПРАКТИКУМ

Данное методическое пособие предназначено в помощь студентам при выполнении практической работы «Обозначение параметров шероховатости на чертежах...

Презентация "Обозначение параметров шероховатости на чертежах"

Презентация полно и наглядно отражает все этапы урока: контроль домашнего задания в форме тестирования; объяснение нового материала(влияние шероховатости на качество деталей машин, структура обозначен...

Конспект к открытому уроку «ОБОЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ШЕРОХОВАТОСТИ НА ЧЕРТЕЖАХ»

Конспект открытого урока содержит подробное обоснование целей урока, его темы и формы проведения, применяемых методических материалов. План и сценарий урока отражают все этапы занятия: контроль...

Самоанализ открытого мероприятия по правовому воспитанию: «В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, и у неё была птица «Птица Счастья ».

Самоанализ открытого мероприятия по правовому воспитанию: «В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, и у неё была птица «Птица Счастья »....

Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка».

Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка»....

Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены.

Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены содержит все основные э...