Программы профессиональных модулей для профессии НПО Электрогазосварщик, 2012г.
методическая разработка на тему

Никитина Ольга Исааковна

Программы профессиональных модулей для профессии НПО Электрогазосварщик, 2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01  Подготовительно-сварочные работы

2011 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования (далее – НПО)

150709.02    Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация-разработчик: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище

№ 11 имени В.И. Мызо  г. Новокузнецка (далее ГОУ НПО ПУ № 11 им. В.И. Мызо)

Разработчики:

Выгривач Антонина Николаевна, мастер производственного обучения ГОУ НПО Профессиональное училище №11 им. В.И. Мызо г. Новокузнецка

Никитина Ольга Исааковна, мастер производственного обучения ГОУ НПО Профессиональное училище №11 им. В.И. Мызо г. Новокузнецка

Маточкина Роза Владимировна, преподаватель специальных дисциплин  ГОУ НПО Профессиональное училище № 11 им. В.И. Мызо  г. Новокузнецка

Рассмотрено

на заседании методической комиссии  

ГОУ НПО ПУ №11 им. В.И. Мызо  

Председатель комиссии

Маркина С.А.:

«        » __________     2011г.

Согласовано:

ООО «НКВЗ»

Главный сварщик

______________Н.В. Федюшкин                 

«___»_______________ 2011  г.

Утверждена:  

Директор                    С.В.Колесников

«        » ____________ 2011г.  

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

15


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01   Подготовительно-сварочные работы

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): подготовительно-сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

3. Выполнять сборку изделий под сварку.

4. Проверять точность сборки.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительной профессиональной подготовке и переподготовке кадров по профессиям рабочих согласно ОК 016-94:

11620 Газосварщик

19756 Электрогазосварщик

19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

19906 Электросварщик ручной сварки

11618 Газорезчик

Образовательная база приема: основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование. Практический опыт не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;

подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;

выполнения сборки изделий под сварку;

проверки точности сборки;

уметь:

выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;

подготавливать газовые баллоны к работе;

выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками; проверять точность сборки;

знать:

правила подготовки изделий под сварку;

назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;

средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;

виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;

виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;

типы разделки кромок под сварку;

правила наложения прихваток;

типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего    105    часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося    45    часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   30   часов;

самостоятельной работы обучающегося   15   часов;

учебной практики   60   часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности подготовительно-сварочными работами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

ПК 2

Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

ПК 3

Выполнять сборку изделий под сварку.

ПК 4

Проверять точность сборки

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля Подготовительно-сварочные работы

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1., 1.2.

 Раздел 1. Подготовка металла и газосварочной аппаратуры к сварке.

55

13

7

6

36

-

ПК 1.3., ПК 1.4.

Раздел 2. Выполнение сборки изделий под сварку и проверка точности сборки

50

17

7

9

24

-

Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

-

-

Всего:

105

30

14

15

60

-


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Выполнение подготовительно – сварочных работ

55

МДК 01. Подготовка металла к сварке

19

Тема 1.1. Организация и выполнение слесарных работ

Содержание

3

1.

Организация рабочего места для проведения слесарных работ.

1

2.

Безопасные приемы при выполнении слесарных операций.

2

3.

Требования к инструменту, оборудованию.

2

4.

Санитарно-гигиенические требования.

1

5.

Выбор слесарного и контрольно-измерительного инструмента для различных видов слесарных работ.

2

6.

Приемы измерений.

2

7.

Заточка слесарного инструмента

2

8.

Виды слесарных работ: правка, гибка, разметка, рубка, резка, опиливание, разделка кромок под сварку.

2

9.

Особенности обработки различных материалов.

2

10.

Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.

2

11.

Типы разделки кромок под сварку.

2

Лабораторная работа

2

1.

Изучение типов подготовки кромок в зависимости от толщины металла. виды сварного соединения. способа сварки.

Практическое занятие

1

1.

Выбор и подготовка к работе слесарных инструментов.

Тема 1.2. Аппаратура для газоплазменной обработки и требования к газосварочному оборудованию

Содержание

5

1.

Газовые баллоны для перевозки и хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов: требования, типы, конструктивные особенности, цвет и маркировка газовых баллонов

3

2.

Вентили газовых баллонов: устройство, отличительные особенности.

3

3.

Газовые редукторы: назначение, классификация, окраска, конструктивные особенности, принципы действия, присоединительные элементы.

3

4.

Шланги (рукава): классификация, конструкция, назначение, окраска.

3

5.

Правила безопасной эксплуатации газовых баллонов. Отбраковка баллонов. Причины взрывов газовых баллонов.

3

6.

Правила безопасной эксплуатации газовых редукторов. Причины неисправности газового редуктора.

3

7.

Правила безопасной работы с рукавами.

3

Лабораторная работа

1

1.

«Определение количества кислорода и ацетилена в баллоне»

Практическое занятие

«Присоединение вентилей к газовым баллонам, редукторам и рукавам»

1

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

2. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по  практическим работам и подготовка к их защите.

6

Примерная тематика домашних заданий

Подготовка к практическим занятиям, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение инструкции по охране труда.

Воспроизведение инструкционных карт по опорным конспектам.

Составление технологической карты последовательности выполнения слесарных операций.

Заполнение схемы «Классификация газовых редукторов по виду газа и конструкции».

Составление отчета по лабораторным работам.

Учебная практика

Виды работ:

Выполнение слесарных операций по правке, гибке, разметке, рубке, резке, опиливанию, подготовке кромок под сварку.

Выполнение индивидуального комплексного задания по изготовлению детали соответствующей квалификации.

Подготовка газовых баллонов  к работе.

Продувка вентилей, присоединение редукторов, рукавов, установка рабочего давления.

Подготовка баллонов с инертными защитными газами к работе.

Продувка вентиля, присоединение редуктора, рукавов, установка рабочего давления.

Установка газовой аппаратуры на баллон с СО2,  установка рабочего давления.        

36

Раздел 2. Выполнение сборки изделий под сварку и проверка точности сборки

50

МДК 01.02. Технологические приемы сборки  изделий под сварку

17

Тема. 2.1. Сварные соединения и швы

Содержание

2

1.

Виды сварных соединений и швов.

3

2.

Классификация сварных швов.

3

3.

Конструктивные элементы сварных швов. Условное обозначение сварных швов на чертежах.

3

4.

Конструктивные элементы подготовки кромок.

3

5.

Типы разделки кромок под сварку.

3

Лабораторные работы

4

1.

«Изучение строения сварного шва»

2.

«Изучение условных обозначений сварных швов на чертежах»

Практическое занятие

«Определение конструктивных размеров сварного соединения»

1

Тема 2.2. Сборочно-сварочные приспособления

Содержание

6

1.

Организация рабочего места при выполнении сборочных работ.

3

2.

Механизация сборочных работ.

3

3.

Назначение и классификация сборочных приспособлений.

3

4.

Требования к сборочным приспособлениям.

3

5.

Особенности сборочных приспособлений.

3

6.

Правила подготовки изделий под сварку.

3

7.

Способы сборки изделий.

3

8.

Размеры и правила выполнения прихваток.

3

9.

Требования к прихваткам.

3

10

Контроль точности сборки: содержание, методы качества.

3

11.

Инструменты для проверки качества сборки.

3

12.

Средства и приемы измерений линейных размеров углов и отклонений формы поверхности.

3

Лабораторная работа

2

1.

  «Изучение влияния точности сборки на качество сварного соединения»

Практические занятия

2

«Способы наложения прихваток»

«Измерение размеров при сборке различных конструкций»

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

2. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по  практическим работам и подготовка к их защите.

9

Примерная тематика домашних заданий

Проработка конспектов занятий

Воспроизведение инструкционных карт по опорным конспектам

Отработка навыков по чтению чертежей

Составление отчетов о выполненных лабораторных работах

Учебная практика

Виды работ:

Подготовка рабочего места в соответствии с правилами ОТ

Подготовка сборочных приспособлений к работе

Подготовка контрольно-измерительного инструмента к работе

Ознакомление с технологической документацией

Установка и фиксирование деталей в приспособлениях

Проверка точности сборки и установки необходимых зазоров

Сборка на прихватках, контроль качества прихваток и контроль качества сборки конструкций

24

Всего

105


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»; мастерских: слесарной и сварочной; полигона: сварочный.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- плакаты «Виды сборочно-сварочных приспособлений», «Подготовка кромок под сварку», «Газовые баллоны», «Слесарные работы»,  «Виды сварных швов и соединений», «Правила наложения прихваток», «Измерительный инструмент», «Газовые редукторы», «Вентили баллонов», «Предохранительные устройства»;

- макеты газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- экран;

- ПК.

Оборудование слесарной мастерской и рабочих мест в мастерской:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- тиски слесарные;

- плиты разметочные;

- слесарный инструмент (молотки, зубила слесарные, крейцмейсели, ножовки, прижимы, ножницы ручные, ножницы рычажные, напильники);

- заточной станок;

- гибочные приспособления;

- листовой и прутковый материал;

- мерительный инструмент (линейки, угольники, шаблоны. радиусомеры, штангенциркули);

- разметочный инструмент (чертилки, циркуль, угольник, кернер);

- комплект плакатов.

Оборудование сварочной мастерской и рабочих мест в мастерской:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- газовые баллоны;

-газовые рукава;

- газовые редукторы;

- газовые вентили;

- инструмент (газовые ключи, молоток, ключи гаечные, шаблоны);

- комплект плакатов;

- приспособления для сборки.

Оборудование сварочного полигона:

- газосварочные посты;

- газовые баллоны;

- газовая аппаратура;

- сборочно-сварочные приспособления;

- шаблоны;

- комплект плакатов.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- тренажер «Сборка изделий»;

- ПК;

- модели сборочных приспособлений.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Герасименко, А.И. Основы электрогазосварки.[Текст]: учеб. пособие для НПО / А.И. Герасименко. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 380 с.
  2. Гуськова, Л.Н. Газосварщик: раб. тетрадь: учеб. пособие для НПО/ Л.Н. Гуськова. – М.: Академия, 2008. – 96 с.
  3. Покровский, Б.С. Общий курс слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие  для НПО/ Б.С. Покровский, Н.А. Евстигнеев. – М.: Академия, 2007. – 80 с.
  4. Покровский, Б.С. Основы слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО/ Б.С. Покровский. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
  5. Чернышев, Г.Г., Полевой, Г.В. Справочник электрогазосварщика и газорезчика.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Г.Г. Чернышев, Г.В. Полевой. – М.: Академия, 2007. – 400 с.
  6. Чернышев, Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Г.Г. Чернышев. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
  7.    Юхин, Н.А. Газосварщик.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Н.А. Юхин. – М.:Академия, 2005. – 160 с.  

Дополнительные источники:

  1. Овчинников, В.В. Газосварщик.[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2007. – 64 с. – (Сварщик).
  2. Овчинников, В.В. Сварщик ручной сварки (дуговая сварка в защитных газах).[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2007. – 64 с.
  3. Овчинников, В.В. Электросварщик ручной сварки (сварка покрытыми электродами).[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овичнников. – М.: Академия, 2007. 64 с.
  4. Покровский, Б.С., Евстигнеев Н.А. Общий курс слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Б.С Покровский, Н.А. Евстигнеев. – М.: Академия, 2007. - 80 с.
  1. Журнал «Сварочное производство».
  2. Электронный ресурс «Сварка».

Форма доступа:

www.svarka.net

www.svarka-reska.ru

www.prosvarky.ru

websvarka.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Перед освоением данного профессионального модуля обучающиеся  изучают следующие дисциплины: «Основы инженерной графики», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы электротехники», «Основы автоматизации производства».

Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете, оснащенном мультимедийным оборудованием и в компьютерном классе.

Учебная практика проводится в мастерских и на учебном полигоне образовательного учреждения.

Для освоения обучающимися модуля в полной мере проводятся групповые и индивидуальные консультации.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ. 01  Подготовительно – сварочные работы

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

- мастера производственного обучения должны иметь 5-6 квалификационный разряд по профессии;

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Мастера производственного обучения и преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла  должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке

- обоснование выбора слесарных операций при подготовке металла к сварке согласно технологическому процессу

Экспертная оценка выполнения работ на практическом занятии.

Экспертная оценка защиты лабораторной работы.

- полнота и точность выбора слесарного инструмента для выполнения типовых слесарных операций

Экспертная оценка выполнения работ на практическом занятии. Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

- обоснование выбора мерительного инструмента

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

- соблюдение норм времени при выполнении слесарных операций

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки

- подготовка газовых баллонов и аппаратуры к работе согласно требованиям ОТ

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

- определение пригодности газовой аппаратуры для работы в соответствии с техническими характеристиками

.

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

Экспертная оценка выполнения практической работы

- соблюдение последовательности установки газовой аппаратуры на баллон согласно инструкции по эксплуатации

Экспертная оценка выполнения практической работы.

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

Выполнять сборку изделий под сварку.

- обоснование  выбора сборочно-сварочных приспособлений согласно технологической карте

Экспертная оценка выполнения практической работы.

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

- определение последовательности сборки изделия в соответствии с технологической картой.

Экспертная оценка выполнения практической работы.

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

- установка и фиксирование необходимого зазора в соответствии с чертежом изделия

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

- постановка прихваток согласно технологическим требованиям

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

Проверять точность сборки

- выбор мерительного инструмента в соответствии с технологической картой

Экспертная оценка выполнения практического задания.

- соответствие допустимых отклонений от номинальных размеров, указанных на чертежах.

Экспертная оценка выполнения работ на учебной практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Проявление активности, инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности

-  изложение сущности и социальной значимости будущей профессии;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- социологический опрос;

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;

-  портфолио обучающегося;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- проявление организованности и самодисциплины;

- выполнение точно в срок задач, поставленных руководителем.

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • умение принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях;
  • выполнение профессиональных задач качественно, в поставленный срок.
  • осознание ответственности за результаты своей работы;
  • соблюдение действующих в организации правил внутреннего распорядка;

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;

- экспертная оценка результатов тестирования

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- нахождение, анализ и использование информации для качественного выполнения профессиональных задач;

- использование нескольких источников информации;

- наблюдение и экспертная оценка оперативности поиска информации;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-участие в планировании организации групповой работы;

- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности;

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- осознание необходимости выполнения воинской обязанности;

- самостоятельный выбор учетно-военной специальности, родственной  полученной профессии;

- применение профессиональных знаний при прохождении воинской службы.

- анализ и экспертная оценка результатов социологического опроса.

                




Предварительный просмотр:

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей,                                  цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

2011 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования (далее – НПО)

150709.02    Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация-разработчик: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище

№ 11 имени В.И. Мызо  г. Новокузнецка (далее ГОУ НПО ПУ № 11 им. В.И. Мызо)

Разработчики:

Выгривач Антонина Николаевна, мастер производственного обучения ГОУ НПО профессиональное училище №11 им. В.И. Мызо г. Новокузнецка

Никитина Ольга Исааковна, мастер производственного обучения ГОУ НПО Профессиональное училище №11 им. В.И. Мызо г. Новокузнецка

Маточкина Роза Владимировна, преподаватель специальных дисциплин  ГОУ НПО профессиональное училище № 11 им. В.И. Мызо  г. Новокузнецка

Рассмотрено

на заседании методической комиссии  

ГОУ НПО ПУ №11 им. В.И. Мызо  

Председатель комиссии

Маркина С.А.:

« ____ » __________     2011г.

Согласовано:

ООО «НКВЗ»

Главный сварщик

______________Н.В. Федюшкин                 

«___»_______________ 2011 г.

Утверждена:  

Директор                    С.В.Колесников

« _____ » ____________ 2011г.  

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

9

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

25


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях.

1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы),  в части освоения основного вида профессиональной деятельности : Сварка и резка деталей из различных сталей,  цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях и соответствующих профессиональных компетенций:

1. Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов.

2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

3. Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.

4. Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации.

         5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

Программа профессионального модуля может быть использована для подготовки по профессиям общероссийского классификатора: 

19756  Электрогазосварщик

19906  Электросварщик ручной сварки

11620  Газосварщик

19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах

На базе: основного общего, среднего (полного) общего образования - опыт работы не требуется.


Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

        - технологические процессы сборки и электрогазосварки  конструкций;

сварочное оборудование и источники питания, сборочно-сварочные приспособления;

        - детали, узлы и конструкции из различных материалов;

        - конструкторская, техническая, технологическая и нормативная  документация.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

выполнения газовой сварки средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных и простых деталей из цветных металлов и сплавов;

выполнения ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;

выполнения автоматической и механизированной сварки с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей;

выполнения кислородной, воздушно-плазменной резки металлов прямолинейной и сложной конфигурации;

чтения чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций;

организации безопасного выполнения сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда;

уметь:

выполнять технологические приёмы ручной дуговой, плазменной и газовой сварки, автоматической и полуавтоматической сварки с использованием плазмотрона деталей, узлов, конструкций и трубопроводов различной сложности из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях шва;

выполнять автоматическую сварку ответственных сложных строительных и технологических конструкций, работающих в сложных условиях; выполнять автоматическую сварку в среде защитных газов неплавящимся электродом горячекатаных полос из цветных металлов и сплавов под руководством электросварщика более высокой квалификации;

выполнять автоматическую микроплазменную сварку;

выполнять ручную кислородную, плазменную и газовую прямолинейную и фигурную резку и резку бензорезательными и керосинорезательными аппаратами на переносных, стационарных и плазморезательных машинах деталей разной сложности из различных сталей, цветных металлов и сплавов по разметке;

производить кислородно-флюсовую резку деталей из высокохромистых и хромистоникелевых сталей и чугуна;

выполнять кислородную резку судовых объектов на плаву;

выполнять ручное электродуговое воздушное строгание разной сложности деталей из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов в различных положениях;

производить предварительный и сопутствующий подогрев при сварке деталей с соблюдением заданного режима;

устанавливать режимы сварки по заданным параметрам;

экономно расходовать материалы и электроэнергию, бережно обращаться с инструментами, аппаратурой и оборудованием;

соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

читать рабочие чертежи сварных металлоконструкций различной сложности;

знать:

устройство обслуживаемых электросварочных и плазморезательных машин, газосварочной аппаратуры, автоматов, полуавтоматов, плазмотронов и источников питания;

свойства и назначение сварочных материалов, правила их выбора; марки и типы электродов;

правила установки режимов сварки по заданным параметрам;

особенности сварки и электродугового строгания на переменном и постоянном токе;

технологию сварки изделий в камерах с контролируемой атмосферой;

основы электротехники в пределах выполняемой работы;

методы получения и хранения наиболее распространённых газов, используемых при газовой сварке;

процесс газовой резки легированной стали; режим резки и расхода газов при кислородной и газоэлектрической резке;

правила чтения чертежей сварных пространственных конструкций, свариваемых сборочных единиц и механизмов;

технологию изготовления сварных типовых машиностроительных деталей и конструкций;

материалы и нормативные документы на изготовление и монтаж сварных конструкций;

сущность технологичности сварных деталей и конструкций;

требования к организации рабочего места и безопасности выполнения сварочных работ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 639  часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 177 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 118 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 59 часов;

учебной и производственной практики – 462 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности  Сварка и резка деталей из различных сталей,  цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов.

ПК 2

Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

ПК 3

Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.

ПК 4

Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной и сложной конфигурации.

ПК 5

Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 6

Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

ОК 1

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 2.2., ПК 2.4.,

ПК 2.6.

Раздел 1. Выполнение ручной дуговой и плазменной сварки и резки деталей, узлов и конструкций из различных металлов  

198

52

25

26

90

90

ПК 2.1.. ПК 2.4.

Раздел 2. Выполнение газовой сварки и кислородной резки деталей, узлов и трубопроводов из различных металлов

183

34

19

17

42

90

ПК 2.3., ПК 2.5.

Раздел 3. Выполнение автоматической и полуавтоматической сварки аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей

258

32

13

16

42

108

Производственная практика, часов 

Всего:

639

118

57

59

174

288


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Выполнение ручной дуговой и плазменной сварки и резки деталей, узлов и конструкций из различных металлов  

258

МДК 01. Оборудование, техника и технология электросварки

МДК 04. Технология электродуговой сварки и резки металлов

52

Тема 1.1. Виды и способы сварки. Сварные соединения и швы

Содержание

4

1.

Понятие о сварке и ее сущность

2

2.

Классификация видов сварки

2

3.

Виды сварки плавлением

2

4.

Сварные соединения и швы

2

5.

Конструктивные элементы сварных соединений

2

Лабораторная работа 

1

1.

Изучение классификации способов сварки

Практическое занятие

1

1.

Формирование навыков при обозначении сварных швов на чертеже

Тема 1.2. Электрическая дуга. Тепловые и металлургические процессы при сварке. Свариваемость металлов и свойства сварных соединений

Содержание

5

1.

Природа сварочной дуги

2

2.

Условия зажигания и устойчивость горения дуги

2

3.

Технологические характеристики дуги

2

4.

Плавление и перенос электродного материала

2

5.

Формирование сварочной ванны

2

6.

Структура сварного соединения

2

7.

Особенности сварочных металлургических процессов

2

8.

Основные металлургические процессы при дуговой сварке

2

9.

Особенности металлургических процессов при различных видах сварки

2

10.

Понятие о свариваемости

2

11.

Методы оценки свариваемости металлов

2

12.

Расчетная оценка свариваемости по химическому составу конструкционных сталей

2

Лабораторные работы 

5

1.

Изучение влияния способа сварки на долю основного металла в металле шва

2.

Анализ влияния параметров режима сварки на геометрические параметры шва

3.

Исследование влияния окалины, ржавчины и влаги на качество сварного шва

4.

Изучение строения сварочной дуги

5.

Анализ влияния погонной энергии на геометрические параметры сварного шва

Практические занятия

2

1.

Формирование умений возбуждать сварочную дугу  «впритык»   и  «чирканьем».

2.

Формирование умений поддерживать устойчивое горение короткой, средней и длинной дугой.

Тема 1.3. Сварочные материалы

Содержание

4

1.

Электродные материалы для сварки

3

2.

Флюсы для сварки плавлением

3

3.

Защитные газы для сварки плавлением

3

4.

Правила поставки, хранения и подготовки сварочных материалов

3

Лабораторные работы

2

1.

Анализ характеристик наиболее распространенных марок электродов

2.

Анализ характеристик наиболее распространенных марок флюсов

Тема 1.4. Источники питания и оборудование для дуговой, плазменной сварки и резки

Содержание

4

1.

Характеристики источников и требования к ним

3

2.

Сварочные трансформаторы

3

3.

Сварочные выпрямители

3

4.

Сварочные коллекторные генераторы и преобразователи

3

5.

Источники питания с частотным преобразователем

3

6.

Многопостовые источники питания

3

7.

Оборудование сварочного поста

3

8.

Общие сведения о сварочных аппаратах

3

9.

Особенности оборудования для плазменно-дуговой сварки

3

10.

Вспомогательные устройства

3

11.

Оборудование для воздушно-плазменной резки

3

12.

Установки для механизированной плазменной резки

3

13.

Установки для автоматизированной резки

3

Лабораторные работы

2

1.

Исследование полученных внешних характеристик сварочного трансформатора

2.

Исследование полученных внешних характеристик сварочного выпрямителя

Практические занятия

4

1.

Формирование навыков при работе на оборудовании для плазменно-дуговой сварки

2.

Формирование навыков настройки сварочного трансформатора на заданные режимы

3.

Формирование навыков настройки сварочного выпрямителя на заданные режимы

4.

Формирование навыков настройки сварочного инвертора на заданные режимы

Тема 1.5. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки

Содержание

6

1.

Сущность процесса и способы повышения производительности

3

2.

Выбор режимов при ручной дуговой сварке

3

3.

Способы выполнения швов

3

4.

Особенности сварки в различных пространственных положениях

3

5.

Кислородно-дуговая резка металлов

3

6.

Воздушно-дуговая резка металлов

3

7.

Плазменно-дуговая резка металлов

3

8.

Сварка низкоуглеродистых и низколегированных сталей

3

9.

Сварка легированных и углеродистых закаливающихся сталей

3

10.

Сварка высоколегированных сталей и сплавов

3

11.

Сварка чугуна

3

12.

Основные марки  сплавов и их свойства

3

13.

Особенности сварки алюминиевых и магниевых сплавов

3

14.

Особенности сварки медных сплавов

3

15.

Особенности сварки сплавов титана

3

16.

Особенности электродугового строгания на переменном и постоянном токе

3

17.

Технология сварки изделий в камерах с контролируемой атмосферой

3

Лабораторные работы

3

1.

Изучение особенностей сварки в различных пространственных положениях

2.

Анализ влияния легирующих элементов на свариваемость стали

3.

Анализ влияния содержания углерода на свариваемость низкоуглеродистых и углеродистых сталей

Практические занятия  

3

1.

Отработка навыков при сварке чугуна

2.

Отработка навыков при сварке цветных металлов

3.

Формирование навыков выполнения швов в различных пространственных положениях

Тема 1.6. Организация безопасного выполнения сварочных работ

Содержание

4

1.

Опасные и вредные производственные факторы

3

2.

Требования безопасности т руда

3

3.

Размещение оборудования и организация рабочих мест

3

4.

Пожаро-и взрывобезопасность

3

5.

Электробезопасность при эксплуатации оборудования

3

6.

Вентиляция

3

7.

Средства защиты

3

Лабораторная работа

1

1.

Анализ основных опасных и вредных факторов при выполнении сварочных работ

Практическое занятие

1

1.

Формирование навыков безопасного ведения сварочных работ

Самостоятельная работа при изучении раздела  1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

Проработка инструкций по охране труда

26

Примерная тематика домашних заданий

1. Составление таблицы «Классификация видов сварки»

2. Составление схем различных видов швов с указанием основных геометрических параметров

3. Заполнение таблицы «Условное обозначение сварного шва» (для конкретного задания)

4. Расшифровка условных обозначений сварных швов

5. воспроизведение технологических характеристик дуги и тепловых процессов при сварке

6. Изучение свойств сварочных материалов

7. Проработка единой системы обозначений сварочного оборудования

8.  Изучение основных технических характеристик сварочного оборудования

9. Составление отчетов по лабораторным работам.

10. Подготовка к практическим занятиям.

11. Поиск информации для написания рефератов

Учебная практика

Виды работ:

- наплавка ниточного  и уширенного валика «слева направо», «справа налево»,  «на себя», «от себя». Положение электрода: углом назад, углом вперёд, наклон влево, наклон вправо;

- наплавка ниточного  и уширенного валика на пластины в наклонном положении пластин. Наклонное положение пластин: 15, 30, 45,60.  Положение электрода:  углом назад, углом вперёд, наклон влево, наклон вправо;

- наплавка ниточного  и уширенного валика в вертикальном положении пластин «слева направо», «справа налево».

- наплавка ниточного валика в вертикальном положении пластин способом ведения электрода «снизу вверх» и «сверху вниз»;

-  наплавка уширенного валика на пластины в горизонтальном положении способом ведения электрода «справа налево», «слева направо», «на себя», «от себя»;

- установка режимов сварки по заданным параметрам;

- сварка стыкового соединения пластин без подготовки и с подготовкой кромок в различном положении сврного шва;

- сварка углового соединения  без подготовки и с подготовкой кромок  в различных пространственных положениях;

-  сварка таврового соединения  без подготовки и с подготовкой кромок  в различных пространственных положениях;

-  сварка нахлесточного соединения  в различных пространственных положениях;

- отработка навыков бережного обращения с инструментами, аппаратурой и оборудованием.

90

Производственная практика

Виды работ:

- ручная дуговая и плазменная сварка деталей различной сложности из конструкционных сталей во всех пространственных положениях шва;

- ручная дуговая  и плазменная сварка деталей различной сложности из углеродистых сталей во всех пространственных положениях шва;

- ручная дуговая сварка деталей различной сложности из чугуна во всех пространственных положениях шва;

- ручная дуговая и плазменная сварка деталей различной сложности из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях шва;

-выполнение предварительного и сопутствующего подогрева при сварке деталей с соблюдением заданного режима;

- соблюдение правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- выполнение сварочных работ с применением технологии, позволяющей экономно расходовать материалы и электроэнергию.

90

Раздел  2. Выполнение газовой сварки и кислородной резки деталей, узлов и трубопроводов из различных металлов

183

МДК 02. Технология газовой сварки

МДК 04. Технология электродуговой сварки и резки металлов

34

Тема 2.1. Газовое пламя.   Материалы, применяемые при газопламенной обработке

Содержание

4

1.

Основные свойства сварочного пламени

3

2.

Химический состав пламени

3

3.

Тепловые характеристики сварочного пламени

3

4.

Ацетилен. Основные свойства и способы его получения

3

5.

Заменители ацетилена

3

6.

Основные свойства кислорода

3

7.

Промышленное получение и применение кислорода

3

8.

Оборудование для транспортирования и газификации жидкого кислорода

3

9.

Организация рабочего поста газосварщика и газорезчика

3

10

Ацетиленовые генераторы

3

11.

Перепускные рампы

3

12.

Газовые редукторы и регуляторы давления газа

3

13.

Газопроводы и рукава для горючих газов и кислорода

3

14.

Предохранительные затворы и огнепреградители

3

15.

Оборудование рабочих постов

3

16.

Горелки для газопламенной обработки

3

Лабораторные работы

3

1.

Анализ конструктивных особенностей и определение технических характеристик ацетиленовых генераторов

2.

Анализ конструктивных особенностей и определение рабочих характеристик типовых редукторов

3.

Анализ конструктивных особенностей сварочных горелок и изучение строения  и характеристик ацетилено-кислородного пламени

Практические занятия

2

1.

Формирование навыков при установке предохранительных затворов и огнепреградителей

2.

Формирование навыков при работе с ацетиленовым генератором

Тема 2.2. Технология газовой сварки

Содержание

6

1.

Физико-химические процессы

3

2.

Флюсы

3

3.

Структурные превращения в сварном шве и околошовной зоне

3

4.

Типы сварных соединений

3

5.

Техника и технология газовой сварки

3

6.

Сварка углеродистых сталей

3

7.

Сварка легированных сталей

3

8.

Сварка чугуна

3

9.

Сварка цветных металлов и их сплавов. Общие положения

3

10.

Сварка меди и ее сплавов

3

11.

Сварка алюминия и его сплавов

3

12.

Сварка магниевых сплавов

3

13.

Сварка никеля и его сплавов

3

Лабораторные работы

4

1.

Анализ влияния режима сварки углеродистой стали на качество сварного шва

2.

Анализ влияния режима сварки легированных сталей на качество сварного шва

3.

Анализ влияния режима сварки чугуна на качество сварного шва

4.

Анализ влияния режима сварки цветных металлов на качество сварного шва

Практические занятия

3

1.

Формирование навыков газовой сварки стали

2.

Формирование навыков газовой сварки цветных металлов

3.

Формирование навыков газовой сварки чугуна

Тема 2.3. Технология кислородной резки

Содержание

5

1.

Сущность кислородной резки, классификация и области применения

3

2.

Подогревающее пламя

3

3.

Струя режущего кислорода

3

4.

Температурное поле. Влияние процесса резки на химический состав, структуру и свойства металла поверхности кромок

3

5.

Ручные резаки

3

6.

Универсальные резаки

3

7.

Специальные резаки

3

8.

Керосинорезы

3

9.

Бензинорезы

3

10.

Машины для кислородной резки

3

11.

Типы машин для кислородной резки

3

12.

Системы контурного управления машин для кислородной резки

3

13.

Стационарные машины для резки листовой стали

3

14.

Переносные машины для резки листовой стали

3

15.

Специализированные машины

3

16.

Машины и автоматизированные комплексы для термической резки профильного проката

3

17.

Техника и технологические особенности резки стали средней толщины

3

18.

Резка стали малой толщины. Пакетная резка

3

19.

Резка стали большой толщины

3

20.

Резка титана и его сплавов

3

21.

Поверхностная кислородная резка. Сущность процесса и области применения

3

22.

Кислородно-флюсовая резка. Сущность процесса и области применения

3

23.

Резка кислородным копьем

3

24.

Подводная резка

3

Лабораторные работы

5

1.

Анализ конструктивных особенностей резаков для ручной резки металлов

2.

Анализ конструктивных особенностей резаков для машинной резки металлов

3.

Анализ конструктивных особенностей стационарных газорезательных машин

4.

Анализ конструктивных особенностей кислородно-флюсовых установок и выбор режима резки

5.

Анализ конструктивных особенностей установок для плазменно-дуговой резки

Практические занятия

2

1.

Отработка навыков при установке давления режущего кислорода

2.

Формирование навыков настройки различного вида пламени

Самостоятельная работа при изучении раздела  2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

17

Примерная тематика домашних заданий

1. Изучение основных свойств. состава и характеристик сварочного пламени

2. Изучение свойств и способов получения газа

3. Изучение газовых коммуникаций и оборудования постов для газовой сварки

4. Изучение особенностей газовой сварки различных металлов

5. Изучение физико-химических процессов при кислородной резке

6. Изучение аппаратуры и машин для кислородной резки

7. Изучение технологии кислородной резки

8. Изучение специальных видов кислородной резки

9. Изучение специальных способов газотермической резки

10. Составление отчетов по лабораторным работам.

11. Подготовка к практическим занятиям.

12. Поиск информации для написания рефератов

Учебная практика

Виды работ:

- подготовка оборудования к работе

- газовая наплавка валиков на пластину правым и левым способом;

- газовая сварка стыкового, углового, таврового и нахлёсточного соединений в нижнем и наклонном положениях сварного шва;

-  фигурная наплавка валиков на алюминиевые пластины в среде защитного газа (аргона);

- ручная кислородная прямолинейная и фигурная кислородная резка различных сталей по разметке;

42

Производственная практика

Виды работ:

-газовая сварка средней сложности и сложных узлов и деталей из углеродистых и конструкционных сталей;

- газовая сварка простых деталей из цветных металлов и сплавов;

- газовая сварка деталей и узлов различной сложности из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов;

- прямолинейная и фигурная резка бензорезом;

- ручная кислородная прямолинейная и фигурная резка керосинорезательными аппаратами;

- кислородная резка металлов прямолинейной и сложной конфигураций;

- воздушно-плазменная резка металлов прямолинейной и сложной конфигураций;

- кислородная резка сталей малой толщины;

- пакетная кислородная резка на стационарных машинах;

- кислородная резка сталей большой толщины;

-резка титана и его сплавов;

-поверхностная кислородная резка ручными резаками;

- кислородно-флюсовая резка высоко хромистых и хромистоникеливых сталей и чугуна;

-воздушно-плазменная резка металлов прямолинейной и сложной конфигураций;

- ручное электродуговое воздушное строгание разной сложности деталей из различных сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов в различных положениях;

90

Раздел 3. Выполнение автоматической и полуавтоматической сварки аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей

198

МДК 03. Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах

МДК 05. Технология производства сварных конструкций

32

Тема 3.1. Технология и оборудование механизированной сварки

Содержание

5

1.

Особенности сварки в защитных газах

3

2.

Особенности сварки под флюсом

3

3.

Особенности металлургических процессов при полуавтоматической сварке в СО2

3

4.

Сварка в углекислом газе

3

5.

Режимы и техника сварки в активных газах

3

6.

Разновидности сварки неплавящимся электродом

3

7.

Разновидности сварки плавящимся электродом в защитных газах

3

8.

Назначение, классификация, требования стандартов к сварочным полуавтоматам

3

9.

Требования к оборудованию для механизированной сварки

3

10.

Составные части полуавтоматов

3

11.

Универсальные полуавтоматы

3

12.

Специальные полуавтоматы

3

Лабораторные работы

2

1.

Анализ режимов работы и настройка по заданным параметрам оборудования для сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов

2.

Исследование горения дуги и формирования металла шва при ручной аргонодуговой сварке

Практические занятия

2

1.

Отработка навыков при настройке полуавтомата для сварки в среде защитного газа

2.

Отработка навыков установки кассеты с проволокой в механизм подачи

Тема 3.2.  Технология и оборудование автоматической сварки

Содержание

5

1.

Особенности процесса сварки под флюсом

3

2.

Подготовка деталей под сварку

3

3.

Режимы сварки под флюсом

3

4.

Техника сварки под флюсом швов

3

5.

Технология плазменной сварки

3

6.

Назначение, классификация, требования стандартов к сварочным автоматам

3

7.

Требования к оборудованию для автоматической сварки

3

8.

Составные части автоматов

3

9.

Самоходные и подвесные автоматы

3

10.

Сварочные тракторы

3

11.

Специальные автоматы

3

12.

Автоматы для наплавки

3

13.

Назначение, классификация, достоинства и недостатки установок для сварки неплавящимся электродом

3

14.

Составные части установок для аргонодуговой сварки

3

15.

Специальные автоматы для аргонодуговой сварки

3

16.

Назначение и достоинства установок для плазменной сварки

3

17.

Составные части установок для плазменной сварки

3

18.

Конструкции установок для плазменной сварки

3

19.

Установки для микроплазменной сварки

3

Лабораторная работа

1

1.

Анализ влияния различных марок флюса на качество сварного шва

Практические занятия

4

1.

Отработка навыков при работе на установке для плазменной сварки

2.

Отработка навыков при работе на установке для микроплазменной сварки

3.

Отработка навыков при работе на установке для аргонодуговой сварки в среде инертных газов

4.

Отработка навыков при работе на полуавтомате в среде углекислого газа

Тема 3.3.  Изготовление сварных конструкций

Содержание

9

1.

Принципы классификаций сварных конструкций

3

2.

Материалы для изготовлении я сварных конструкций

3

3.

Детали для изготовления сварных конструкций

3

4.

Сварочные материалы

3

5.

Сварочные напряжения, деформации и перемещения

3

6.

Выбор видов и параметров режима термической обработки сварных конструкций

3

7.

Технические условия на изготовление сварных конструкций

3

8.

Технологичность изготовления сварных конструкций

3

9.

Порядок разработки технологического процесса изготовления сварных конструкций

3

10.

Нормативная документация на сварочные технологические процессы

3

11.

Строительные конструкции промышленных зданий

3

12.

Технология изготовления балок двутаврового и коробчатого сечений

3

13.

Технология изготовления рам

3

14.

Сборка и сварка решетчатых конструкций

3

15.

Виды емкостей и резервуаров

3

16.

Способ рулонирования листовых конструкций

3

17.

Сборка и сварка цилиндрических резервуаров

3

18.

Требования к технологии изготовления сосудов, работающих под давлением

3

19

Изготовление тонкостенных сосудов

3

20.

Изготовление толстостенных сосудов

3

21.

Изготовление сварных труб

3

22.

Сварка стыков магистральных трубопроводов

3

23.

Сборка и сварка технологических трубопроводов

3

24.

Особенности изготовления корпусов судов

3

25.

Технология изготовления крупных деталей машиностроения в мелкосерийном производстве

3

Лабораторные работы

4

1.

Изучение технологического процесса сборки и сварки конструкции (на конкретном примере)

2.

Изучение сборочного чертежа сварного изделия (на конкретном примере)

3.

Изучение технологического процесса сборки и сварки конструкции (на конкретном примере)

4.

Анализ конструкции сварного изделия (на конкретном примере)

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

16

Примерная тематика домашних заданий

1. Изучение технологии механизированной сварки в среде защитных газов

2. Изучение технологии автоматической сварки в среде защитных газов

3. Изучение технологии механизированной сварки под флюсом

4. Изучение технологии автоматической сварки под флюсом

5. Изучение классификации сварных конструкций

6. Изучение особенностей сварки типовых конструкций

7. Составление отчетов по лабораторным работам.

8. Подготовка к практическим занятиям.

9. Поиск информации для написания рефератов

Учебная практика

Виды работ

- подготовка сварочных полуавтоматов к сварке;

- установка и проверка режимов при полуавтоматической сварке;

- полуавтоматическая сварка стыковых, угловых, нахлесточных соединений без скоса и со скосом кромок;

- полуавтоматическая сварка кольцевых швов;

- полуавтоматическая сварка многослойных швов;

42

Производственная практика

Виды работ

- чтение чертежей сварных металлоконструкций различной сложности;

- выполнение сварочных работ с соблюдением требований безопасности труда и пожарной безопасности;

- автоматическая и механизированная сварка с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей;

-автоматическая микроплазменная сварка;

- автоматическая сварка ответственных сложных строительных и технологических конструкций, работающих в сложных условиях;

-автоматическая сварка в среде защитных газов неплавящимся электродом горячекатаных полос из цветных металлов и сплавов;

108

Всего

639


4. условия реализации программы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»; сварочной мастерской и сварочного полигона.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методических материалов; методические рекомендации и разработки;
  • макеты (в разрезе) газовой горелки, керосинореза, бензореза, ацетиленового генератора, сварочного трансформатора, сварочного выпрямителя, сварочного преобразователя, сварочного генератора;
  • чертежи, плакаты и типовые стенды «Дефекты сварных швов», «Виды сварных соединений и швов», «Источники питания сварочной дуги»»,  «Виды и способы сварки», «Газовая сварка» и «Влияние угла наклона электрода на форму сварочной ванны », «Основные геометрические параметры сварного шва», « Сварка толстостенных конструкций», «Технические чертежи» и т.д.;
  • видеофильмы о газовой сварке, плазменной сварке, сварке в среде защитных газов, сварке чугуна, меди, алюминия, машинной резке металлов, ручной резке металлов, оборудовании для РДС, газосварочном оборудовании;
  • технические средства обучения: персональный компьютер; проектор; телевизор.

Оборудование сварочной мастерской:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  •        инструкционные карты,
  •         комплект учебно-методической документации,
  •  наборы инструментов;
  •  приспособления;
  •  заготовки,
  • оборудование для производства сварочных работ

Оборудование сварочного полигона:

  • газосварочные посты;
  • газовые баллоны;
  • газовая аппаратура;
  • сборочно-сварочные приспособления;
  • шаблоны;
  • комплект плакатов.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Чернышов, Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов.[Текст]: учеб. для НПО/ Г.Г. Чернышов.- М.: ИРПО ПрофОбрИздат, 2006.- 496 с.
  2. Маслов, В.И. Сварочные работы.[Текст]: учеб. для НПО / В.И. Маслов.- 2-е изд., стер.- М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 240 с.
  3. Виноградов, В.С. Оборудование и технология дуговой автоматической и механизированной сварки.[Текст]: учеб. для НПО / В.С. Виноградов.- М.: Высшая школа Изд. центр «Академия», 2006. - 319 с.

Дополнительные источники:

  1. Колчанов, Л.А. Сварочное производство [Текст]: учеб. для НПО / Л.А. Колчанов.- Ростов/н-Д.:Феникс, 2006. - 512 с.
  2. Герасименко, А.И. Основы электрогазосварки.[Текст]:  учеб. для НПО / А.И. Герасименко.- Ростов/н-Д.:Феникс, 2008. – 380 с.
  3. Чебан, В.А. Сварочные работы.[Текст]: учеб. для НПО / В.А. Чебан.- Ростов/н-Д.:Феникс, 2006. -416 с.

4.  Журнал «Сварочное производство».

5.   Электронный ресурс «Сварка».

  Форма доступа:

Все о сварочных приспособлениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prusposobleniu ., свободный. – Загл. с экрана.

 Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа:      

         http//www. svarka.net, свободный. – Загл. с экрана.

 Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Лекционно-практические занятия, консультационная помощь обучающимся  проводятся в специализированных кабинетах, лабораториях. Учебная практика обучающихся, осваивающих  образовательные программы НПО осуществляется в учебных мастерских,  на учебных полигонах.

 Производственное обучение обучающихся, осваивающих  образовательные программы НПО, осуществляется  на предприятиях, в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и образовательным учреждением.

Для освоения обучающимися модуля в полной мере проводятся групповые и индивидуальные консультации.

Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете, оснащенном мультимедийным оборудованием и в компьютерном классе.

Дисциплинами и модулями, изучение которых предшествовало освоению данного модуля являются:

  •       Основы инженерной графики; 
  •       Основы материаловедения;
  •       Основы электротехники;
  •       Допуски и технические измерения;
  •       Безопасность жизнедеятельности.
  •       Основы автоматизации производства

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего или высшего профессионального образования по специальностям сварочного производства «Технология и оборудование сварочного производства», «Сварочное производство».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

- мастера производственного обучения должны иметь 5-6 квалификационный разряд по профессии;

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Мастера производственного обучения и преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла  должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения                                       профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять газовую сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов.

- использование при сварке материалов в соответствии с требованиями технологического процесса

- обоснование выбора технологического оборудования и оснастки согласно виду сварки

- соблюдение норм времени

- соблюдение технологического процесса

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы.

Экспертная оценка результатов выполнения лабораторной работы.

Экспертная оценка результатов выполнения работ на учебной и производственной практике.

Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

- выполнения расчетов режимов сварки в соответствии с методикой

- соблюдение технологического процесса

- обоснование выбора технологического оборудования и оснастки согласно виду сварки

- соблюдение норм времени

- использование при сварке материалов в соответствии с требованиями технологического процесса

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы.

Экспертная оценка результатов выполнения лабораторной работы.

Экспертная оценка результатов выполнения работ на учебной и производственной практике.

Выполнять автоматическую и механизированную сварку с использованием плазмотрона средней сложности и сложных аппаратов, узлов, деталей, конструкций и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей.

- обоснование выбора технологического оборудования и оснастки согласно виду сварки

- соблюдение норм времени

- использование при сварке материалов в соответствии с требованиями технологического процесса

- соблюдение технологического процесса

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы.

Экспертная оценка результатов выполнения лабораторной работы.

Экспертная оценка результатов выполнения работ на учебной и производственной практике.

Выполнять кислородную, воздушно-плазменную резку металлов прямолинейной  и сложной конфигурации.

- использование при сварке материалов в соответствии с требованиями технологического процесса

- соблюдение технологического процесса

- выполнения расчетов режимов сварки в соответствии с методикой

- обоснование выбора технологического оборудования и оснастки согласно виду сварки

- соблюдение норм времени

Экспертная оценка результатов выполнения практической работы.

Экспертная оценка результатов выполнения лабораторной работы.

Экспертная оценка результатов выполнения работ на учебной и производственной практике.

Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

- умение характеризовать сварную конструкцию, исходя из данных чертежа

Экспертная оценка результатов выполнения работ на учебной и производственной практике.

Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.

- обслуживание сварочного оборудования с соблюдением требований ОТ

- применение инструментов оборудования и оснастки,  соответствующих санитарно-техническими требованиям и требованиям охраны труда

Экспертная оценка результатов выполнения работ на учебной и производственной практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- проявление активности, инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности

-  изложение сущности и социальной значимости будущей профессии;

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- социологический опрос;

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;

-  портфолио обучающегося;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- проявление организованности и самодисциплины;

- выполнение точно в срок задач, поставленных руководителем.

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • умение принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях;
  • выполнение профессиональных задач качественно, в поставленный срок.
  • осознание ответственности за результаты своей работы;
  • соблюдение действующих в организации правил внутреннего распорядка;

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;

- экспертная оценка результатов тестирования

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- нахождение, анализ и использование информации для качественного выполнения профессиональных задач;

- использование нескольких источников информации;

- наблюдение и экспертная оценка оперативности поиска информации;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- работа с различными  прикладными  программами

- наблюдение и экспертная оценка выполнения практических и лабораторных работ.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-участие в планировании организации групповой работы;

- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности;

- экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- осознание необходимости выполнения воинской обязанности;

- самостоятельный выбор учетно-военной специальности, родственной  полученной профессии;

- применение профессиональных знаний при прохождении воинской службы.

- анализ и экспертная оценка результатов социологического опроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля по профессии "Оператор швейного оборудования. Швея"

Рабочая ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 "Выполнение работ по рабочей профессии электрогазосварщик"

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности 22.02.06 "Сварочное производство"...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ по профессии "Изготовитель художественных изделий из металла" ПМ01.01.Подготовка материалов, инструмента и оборудования рабочего места для изготовления художественных изделий из металла

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ   Подготовка материалов, инструмента и оборудования рабочего места для изготовления художественных изделий из металла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ по профессии 08.01.07. «Мастер общестроительных работ» ПМ 01. Выполнение бетонных и опалубочных работ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 "Мастер обще...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ для профессии среднего профессионального образования ПМ. 04 Ведение оперативного учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе

Программа профессионального модуля ПМ.04 Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе разработана на основе Федерального государственного ...

Рабочие программы профессиональных модулей для профессии 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

Рабочая программа ПМ 01 - приготовление конфетных масс, формование корпусов, глазирование...

РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ПРОФЕССИИ 21.01.05 ОПЕРАТОР (МОТОРИСТ) ПО ЦЕМЕНТАЖУ СКВАЖИН

Рабочие учебные программы профессиональных модулей разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифи...