Анализ рынка труда по профессии МТО (слесарь, сварщик) в городе Волгореченске и области
методическая разработка на тему

Анализ рынка труда по профессиям «Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик) в городе Волгореченске Костромской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_budushchee.docx540.78 КБ

Предварительный просмотр:

Шестнадцатая областная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Анализ рынка труда по профессии МТО (слесарь, сварщик)

в городе Волгореченске и области

Автор Ситников Александр Алексеевич

Государственное образовательное учреждение начального профессионального

образования «Профессиональный лицей № 17 города Волгореченска

Костромской области» 3 группа 2 курса

Научные руководители: Гусева Галина Александровна

Преподаватель истории и обществознания ГОУ НПО ПЛ № 17 г.Волгореченска

                                                                              Чухлебова Татьяна Александровна

Мастер производственного обучения ГОУ НПО ПЛ № 17 г.Волгореченска

Шестнадцатая областная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Анализ рынка труда по профессиям «Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик) в городе Волгореченске Костромской области.

Автор : Ситников Александр Алексеевич

Российская Федерация, Костромская область, город Волгореченск,

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 17 г. Волгореченска Костромской области»

Группа № 3, 2 курс

Содержание:

1.       Введение-  стр.1

2.      Основное содержание-   стр.1-9

2.1. Из истории развития слесарного и сварочного дела – стр. 1-3

2.2. Отношение обучающихся к своей профессии – стр. 3-6

2.3. Причины кадровой проблемы на рынке труда г. Волгореченска и пути её решения – стр. 6-9

3.      Выводы-     стр.9

4.       Список литературы-    стр.10

Анализ рынка труда по профессии: « Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик)  в городе Волгореченске  Костромской области

Автор Ситников Александр Алексеевич,

Российская Федерация, Костромская область, г. Волгореченск,

ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 17 города Волгореченска Костромской области»    3 группа 2 курса

План исследования.

        Внедрение в промышленность, строительство и сельское хозяйство  новой техники, эксплуатация современных машин, механизмов, приборов и аппаратов требует высокой квалификации рабочих, способных осваивать и полностью использовать все виды технического оснащения, а также ремонтировать их.

        Высокие требования  к уровню квалификации рабочих кадров предъявляет автоматизация производственных процессов. Труд постепенно начинает приобретать всё более творческий характер, требует умения обладать  обширными знаниями, чтобы осмыслить характер протекания процесса. Непрерывно растет потребность в рабочих, владеющих профессиями  широкого профиля, имеющих высокую квалификацию.

        По данным Федеральной службы по труду и занятости одним из самых востребованных профессий в России являются сварщики и слесаря.

        НПО и СПО – основные  источники  обеспечения экономики высококвалифицированными рабочими. Среди рабочих  различных профессий одну из самых многочисленных групп составляют рабочие слесарных специальностей и сварщики.  В основу подготовки положено обучение профессии путём участия обучающихся в производительном труде наряду с теоретическим обучением.

        В настоящее время при подготовке рабочих кадров для экономики возникла проблема, которая заключается в том, что с одной стороны, как отметил В.В.Путин, «Исходя из расчетов потребности экономики и модернизированного производства, требуется 25 млн. новых высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Их создание – это общенациональная задача, вокруг которой надо строить государственную политику, создавать наилучший деловой климат.»[5; с.4]. Но с другой стороны  разрушается система непрерывного профобразования. Отнято право на существование учреждений НПО в поселках и сельской местности. Упразднен уровень начального профобразования, таким образом, отнято право на существование тысяч учреждений НПО в поселках и сельской местности, где эти учреждения чаще всего единственны. В законе «Об образовании» нет даже упоминание об этих учреждениях. Министерство образования пытается представить упразднение НПО как повышение его статуса до среднего профобразования. Это демонтаж государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. В законе об образовании вводится ускоренная подготовка (до месяца, трех, шести месяцев, до года), которая приведет к формированию в стране широкой прослойки низкоквалифицированной и малообразованной молодежи. Ускоренные программы обучения будут составляться произвольно и не иметь сопряжения с ГОС. В силу острой нехватки производственного персонала предприятия начнут брать на работу менее опытных и более молодых специалистов на стажировку и обучать их в ходе работы. Соответственно, и требования к ним будут несколько ниже положенных. Уже сейчас компании готовы платить своим сотрудникам зарплаты, значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда. [3; с.9].Анализ информации по рынку труда  г. Волгореченска  (согласно статистике  Центра занятости) свидетельствует о наличии проблемы  в системе профессионального становления выпускников школ. В ходе анкетирования обучающихся школ г. Волгореченска  9 и 10 классов выяснилось, что в основном выпускники идут  в ВУЗы и СПО, причем 50% из них уезжают учиться за пределы Костромской области. [7; с.3]. В последние годы Костромская область испытывает острый дефицит рабочих кадров, в то время как учебные заведения в массовом порядке продолжают готовить юристов и экономистов и другие мало востребованные профессии. Количество выпускников по  специальности  сварщики, слесари не удовлетворяет потребность предприятий отраслей Костромской области.

Актуальность темы состоит в том, что современный рынок труда требует специалистов, обладающих высокой профессиональной мобильностью, способностью быстро адаптироваться к новым условиям труда, уверенно владеющего профессиональными умениями и навыками. Вместе с тем существует разрыв между потребностями работодателя и наличием рабочих по профессиям слесарь, сварщик.

Цель работы - исследовать рынок труда г.Волгореченска по профессии монтажник технологического оборудования (слесарь,сварщик) и выявить влияние на рынок государственной политики,  профессиональной ориентации школьников, демографической ситуации на состояние рынка высококвалифицированных рабочих кадров.

Достижения  поставленной цели предполагает решение  следующих исследовательских  задач:

  1. Проанализировать имеющуюся литературу и другую информацию по проблеме и истории слесарного и сварочного дела.
  2. Выявить через тестирование, анкетирование интерес обучающихся к своей профессии, причины её выбора,  отношение их к учебе и практике.
  3. Дать характеристику состоянию рынка труда  в г.Волгореченске.
  4. Охарактеризовать пути совершенствования системы профориентации среди обучающихся школ, для поднятия интереса к рабочим профессиям.
  5. Довести результаты исследования до работников лицея для разработки конкретных мероприятий при переходе профессии «Монтажник технологического оборудования» в статус техникума.
  6. Использовать полученные данные  на уроках истории и спецпредметов.

Основная  гипотеза исследования заключается в предположении о том, что обеспеченние рынка труда высококваллифицированной рабочей силой по профессии мантажник технологического оборудования (сварщик,слесарь) возможно при условии:

  1. Целенаправленной государственной политики направленной на повышение престижа рабочих профессий. 2. Комплексного и рационального использования имеющихся ресурсов на профессиональную ориентацию школьников. 3. Только через повышения интереса к рабочей профессии, её престижа можно обеспечить  производство необходимыми высококвалифицированными рабочими кадрами.

В ходе исследования использованы методы сравнительного анализа,  конкретно-исторический подход к изучаемому явлению, статистические методы сбора и анализа данных. Сбор первичной информации проводился посредством анкетного опроса обучающихся, их тестированния, анализа литературы и информации СМИ, интервью с директором Центра занятости г. Волгореченска Мануковской О.В.

Описание метода. 53 обучающихся профессионального лицея принимали участие в тестировании, анкетировании, опросах. Причина использования данных методов: 1. Вызывает интерес  у обучающихся. 2. Простота и широта охвата аудитории. 3. Быстрота обработки материалов. Недостаток опросов, тестов и анкет – не всегда опрашиваемые дают  точный ответ, проявляется субъективизм во взглядах на данную проблему. Полученные данные обрабатывали, составляли сравнительные таблицы, графики, диаграммы, обобщали данные и сделали выводы. Взяли интервью у директора Центра занятости г. Волгореченска. Изучая и анализируя имеющуюся литературу и информацию пришли к выводу, что до 90-х годов 20 века престиж рабочей профессии был очень высок. Стремительное падение престижа происходит в 90-х годах XX в., в период перехода к рыночной экономики.

Научно-практическая значимость исследования  заключается в том, что его положения, выводы и рекоментации по выбору приоритетов в профессии могут быть использованы при разработке и осуществлении планов подготовки высококвалифицированных специалистов на период перехода лицея в статус СПО в 2013 году, а также для проведения необходимой профориентации среди обучающихся в школах г. Волгореченска, Костромской, Ивановской областей для успешного набора обучающихся по профессии монтажник технологического оборудования (сварщик, слесарь), а также другим профессиям.

Библиография. В ходе изучения литературы по данной темы исследования специальных исследований по изучаемой проблеме не нашли. Данная проблема широко освещается в журнале «Профессиональное образование» (информационно-педагогическое, научно-методическое издание). Здесь рассматриваются проблемы рынка труда, подготовки высококваллифицированных рабочих кадров, вопросы связанные с отменой уровня НПО в законе «Об образовании».

Для подготовки сварщиков нашими ученными и педагогами О.И. Стекловым, В.М. Рыбаковым, Г.Г. Чернышовым и другими создан ряд учебников и учебных пособий по сварочным дисциплиннам. Это составило хорошую методическую базу для учебного процесса в профессиональных училищах. Большинство этих учебников посвященно отдельным дисциплиннам, лишь в некоторых объединаются материалы двух дисциплин.

Чернышов Г.Г. «Сварочное дело: сварка и резка металлов» рассматривает вопросы подготовки сварщиков. Материал пособия базируется на сведениях по химии, физики, технологии металлов и других технических предметов.

Стеклов О.И. «Основы сварочного производста» - изложенны основы и теории сварки, технология и оборудование для сварки, рассмотрены специальнные и перспективные виды сварки, механизации и автоматизации сварочного производства с учетом последних достиженний науки. В газете «Век» регулярно печатаются данные о вакансиях  на рынке труда г.Волгореченска, помещается информация о строительстве новых предприятий в городе, а также статьи  по подготовке рабочих кадров для предприятий города.

Анализ рынка труда по профессии: « Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик)  в городе Волгореченске  Костромской области

Автор: Ситников Александр Алексеевич,

Российская Федерация, Костромская область, г. Волгореченск,

ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 17 г. Волгореченска »    3 группа 2 курса

Аннотация:

             Кризисные ситуации в 90-х и 2000-х годах оказали отрицательное влияние на развитие производства. Спад производства повлек увеличение количества безработных, в том числе,  и специалистов рабочих профессий. Падение престижа рабочих профессий, а так же, демографический кризис, привели к тому, что количество обучающихся рабочим профессиям стало резко сокращаться.

Цель работы - исследовать рынок труда г.Волгореченска по профессии монтажник технологического оборудования (слесарь,сварщик) и выявить влияние на рынок государственной политики,  профессиональной ориентации школьников, демографической ситуации на состояние рынка высококвалифицированных рабочих кадров.    Методы работы- сравнение, тестирование, опрос, анкетирование, интервью.

             Приемы работы- анализ, обобщение.

             Полученные данные свидетельствуют о том,  что профессия «Монтажник технологического оборудовании котельных установок» на рынке труда г.Волгореченска, является востребованной. Рынок труда осуществляет  нехватку специалистов данной профессии для выполнения необходимых работ как на предприятиях города, так и за его пределами. При этом на работу принимаются рабочие независимо от стажа работы и предлагаются высокие заработные платы от 15 до 70 тысяч рублей в месяц.

             Вывод: Для преодоления кризисной ситуации на рынке труда по обеспечению его высококвалифицированными рабочими кадрами необходима целенаправленная государственная и региона политика для подъема престижа рабочих профессий. Данная политика должна быть направлена на изменение сознания населения страны по отношению к рабочим профессиям, что позволит наполнить рынок труда конкурентноспособной рабочей силой. С повышением статуса лицея № 17 до уровня техникума появится возможность готовить более квалифицированные рабочие кадры, но для определенной  категории обучающихся необходимо сохранить  начальную ступень профессионального образования. Одним из путей решения кадровой проблемы является своевременная и комплексная профориентация школьников.

Анализ рынка труда по профессии: « Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик)  в городе Волгореченске  Костромской области

Автор Ситников Александр Алексеевич,

Российская Федерация, Костромская область, г. Волгореченск,

ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 17 города Волгореченска Костромской области»    3 группа 2 курса

Научная статья.

             В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности выпускникам лицея № 17 г.Волгореченска присваивается профессия: «Монтажник технологического оборудовании котельных установок» и специальности: «Электросварщик ручной сварки», «Слесарь-ремонтник» (ремонт машин и оборудования различного назначения)

Слесарь — одна из распространенных профессий металлистов. Металлические изделия изготовляли ремесленники — кузнецы. Но развитие кузнечного дела привело к разделению труда. Одни кузнецы выполняли крупные работы, другие — мелкие и тонкие. Возникла новая отрасль кузнечного ремесла — холодная (то есть без нагрева) ковка металлов. Наиболее типичными представителями этой отрасли были замочники - мастера по изготовлению замков. В начале ХУШ в. замочников называли «шлоссерами» (по-немецки - замок). Со временем иностранное слово приобрело иной смысл. Так возникло название «слесарь».

          При изготовлении ружейного замка, сверлении пушек применялись различные инструменты и приспособления. Таким образом, в Х1У-ХУ вв. возникла самостоятельная отрасль кузнечного ремесла- холодная ковка, а вместе с ней и слесарное ремесло.

             Особое развитие слесарное ремесло получило в начале ХХ. Наши ученые, инженеры и техники, рабочие много сделали, чтобы заменить тяжелый, малопроизводительный ручной труд работой механизмов и машин.

             С появлением металлорежущих станков и их совершенствованием постепенно сокращалась роль и доля ручного труда, который стал заменяться трудом строгальщиков, токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и др. Но одной из ведущих остается профессия слесаря. По прежнему ценится труд слесаря- мастера, от которого требуется умение выполнять все виды ручной обработки металлов. Современный технический прогресс в промышленности неразрывно связан с совершенствованием сварочного производства. Сварка - такой же необходимый технологический процесс, как и обработка металлов. Перспективы сварки как в научном, так и в техническом плане безграничны, Ее применение способствует совершенствованию машиностроения и развитию ракетостроения, атомной энергетики, радиоэлектроники.

        Сварщик – это одна из наиболее важных и ответственных  рабочих профессий, ведь современный мир полностью держится на металле.  Трудно назвать такой сегмент производства, где ни применялся бы  труд сварщика. Показатель этого -  востребованность профессии на рынке труда.

        Профессия сварщика имеет солидные исторические корни. Первые способы сварки возникли у истоков цивилизации – с начала использования обработки металлов. Известные древнейшие образцы сварки, выполненные  в  8 – 7 тыс. до н.э. Так, в египетских пирамидах при археологических раскопках нашли золотые изделия, которые имели паянные оловом соединения, а при раскопках итальянского города Помпеи обнаружили свинцовые водопроводные трубы с продольным паяным швом.

О возможности применения «электрических искр» для плавления металлов еще в 1753г. говорил академик Российской академии наук  Г.Р.Рихман при исследованиях атмосферного электричества. В 1802г. профессор Санкт-Петербургской военно- хирургической академии В.В.Петров открыл явление электрической дуги и указал возможные области ее практического использования. Однако потребовалось многие годы совместных усилий ученых и инженеров, направленных на создание источников энергии, необходимых для реализации процесса электрической сварки металлов. В 1882г. российский ученый- инженер Н.Н.Бенардос, работая над созданием аккумуляторных батарей, открыл способ электродуговой сварки металлов неплавящимся угольным электродом. [8; с.5] В 1888г. российский инженер Н.Г.Славянов предложил проводить сварку плавящимся металлическим электродом. С его именем связано развитие металлургических основ электрической дуговой сварки, разработка флюсов для воздействия на состав металла шва, создание первого электрического генератора. В середине 1920-х гг. интенсивные исследования процессов сварки были начаты во Владивостоке (В.П.Вологдин, Н.Н.Рыкалин), в Москве (Г.А.Николаев, К.К.Окерблом). Особую роль в развитии и становлении сварки в нашей стране сыграл академик Е.О.Патон, организовавший в 1929 г. лабораторию, а затем Институт электросварки (ИЭС). [8; с.6]

             В последние десятилетия XX  века  создание учеными новых источников энергий- концентрированных электронного и лазерного лучей - обусловило появление принципиально новых способов сварки плавлением, получивших название электронно-лучевой и лазерной сварки. Эти способы сварки успешно применяют в нашей промышленности. В ходе анкетирования выяснилось, что с историей профессии знакомы 33 человека из 53 обучающихся. Хотели бы более полно познакомится с историей профессии 38 человек..

          Сварочная техника и технология занимают одно из ведущих мест в современном производстве. Свариваются корпуса гигантских супертанкеров и сетчатка человеческого глаза, миниатюрные детали полупроводниковых приборов и кости человека при хирургических операциях. Многие конструкции современных машин и сооружений, например космические ракеты, подводные лодки, газо- и нефтепроводы, изготовить без помощи сварки невозможно. Развитие техники предъявляет все новые требования к способам производства и, в частности, к технологии сварки. [6; с.5] Контактная сварка занимает ведущее место среди механизированных способов сварки в автомобилестроении при соединении тонколистовых штампованных конструкций кузова автомобиля. Высокий технический уровень сварочного производства предполагает и высокий уровень общеобразовательной и технической подготовки рабочих для производства.

В ходе сбора данных было установлено, что к учебе по профессии относятся в основном добросовестно, в соответствии со своими способностями. В 2012-2013 гг. качество знаний по специальным предметам за 1-е полугодие выглядит следующим образом:  1 курс (7 группа)  - «Слесарное дело»- 56%,- «Основы электросварки»- 47% .

2 курс (3 группа - «Технология отрасли»- 58%,- «Обслуживание промышленного оборудования»- 57%. 3 курс (9 группа) - «Оборудование котельных установок»- 69%.

             Данные показывают повышение качества знаний к третьему курсу, что свидетельствует о развитии интереса к профессии и более ответственному обучению. Качество знаний на практике составляет: 1-й курс - 86%, 2-й курс - 89%, 3-й курс - 96%. Практика позволяет лучше усвоить предлагаемый материал по спец.предметам, приобрести навыки творческого подхода к работе. Усвоению спец.предметов помогают, считают обучающиеся, знания по физике - 33 чел. и химии - 11 чел.

  У сварщика огромное поле деятельности для творчества и не надо думать, что творчество- это не для рабочего-сварщика, что это удел инженеров. Рабочий-сварщик А.А.Улесов разработал и освоил способ ванной дуговой сварки, а сварка трением была изобретена рабочим-токарем А.И.Чудиковым. Рабочему, непосредственно сталкивающемуся с трудностями сварки, они виднее, их легче      устранить.              

В последние годы патентные ведомства промышленно развитых стран мира ежемесячно регистрируют более 200 изобретений в области сварочной техники и технологии - таковы темпы развития сварочного производства. Все это предъявляет повышенные требования к квалификации специалистов в области сварки, в особенности рабочих-сварщиков, так как именно они непосредственно осваивают новые способы и приемы сварки, новые сварочные машины. Сегодня рабочему-сварщику недостаточно уметь выполнять несколько, пусть даже сложных, операций освоенного им способа сварки. Он должен понимать физическую сущность основных процессов, происходящих при сварке, знать особенности сварки различных конструкционных материалов, а также смысл и технологические возможности других, как традиционных, так и новых, перспективных способов сварки. Автоматизация процессов сварки резко повысила производительность труда и качество сварных соединений. Однако ручная сварка не собирается сдавать свои позиции особенно в строительных и ремонтно-строительных работах, а также в условиях малых мастерских. И сейчас практически невозможно найти дом или усадьбу, в которой бы в той или иной степени не применялись сварочные работы.

             Возросший интерес к сварке объясняется появлением различных малых и больших фирм, в мастерских которых выполняют достаточно большой объем сварочных работ. Примерами использования сварочного оборудования могут служить многочисленные мастерские по ремонту автомобилей, цеха по изготовлению бронированных дверей, окон из алюминия и металлопластика и т.д., в основу которых заложены сварные соединения.

             Основным средством ускорения научно-технического прогресса и развития общественного производства, направленного на повышение материального и культурного уровня народа, является повышение производительности труда и качества работы.

             В ходе анкетирования было установлено, что обучающиеся осознают, что повышение производительности труда зависит от многих факторов. По их мнению при оценке производительности труда по 10 бальной системе, повышению производительности труда сварщика, слесаря способствуют, в первую очередь, следующие факторы: - хороший заработок (9,6 ). Неудивительно, т.к. большинство обучающихся из малообеспеченных или неполных семей. Работа без больших напряжений и стрессов (9,5) Это объясняется тем, что большинство обучающихся еще фактически не работали и не хотят начинать свою трудовую деятельность с работы, изобилиющей стрессами и напряжением. Примером может служить отношение к учебе, где большинство обучающихся не проявляют особого старания в учебе. Оплата, связанная с результатами труда (9,3). Это свидетельствует о том, что обучающиеся уже привыкли к тому, что оценки они получают за результаты труда, в зависимости от сложности и правильности ее выполнения. Признание и одобрение хорошо выполненной работы (8,0), - значительные дополнительные льготы (7,9). Наименьшее количество баллов у факторов: - работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно (4,9),- сложная и трудная работа (4,0). Они считают свою профессию «сложной и трудной», так как при выполнении слесарных и сварочных работ  главное работу выполнить не быстрее, а качественнее. Данные исследования показывают, что учиться по данной профессии идут далеко не лучшие обучающиеся школ, но постепенно интерес к профессии растёт. В ходе тестирования и анкетирования выяснилось, что 47 человек с интересом изучают свою профессию, без интереса 2 человека, а 4 обучающихся безразличны к освоению профессии. Определяющим фактором в выборе профессии обучающиеся выделили  возможность получать высокую заработную плату- 24 человека и интерес к процессу работы- 21 человек. Отметили также то, что на работу по их профессии устроиться легко, но основная масса обучающихся предпочитает работу за пределами города - 37 человек, т.к. заработная плата там выше, от 20 до 60 тысяч рублей. У 46 человек родители одобрили выбор профессии и только у 5 обучающихся- нет. На выбор профессии повлияло то, что у 11 человек по профессии работали бабушки и дедушки, у 10- родители, а также с профессией связаны другие родственники и друзья. После окончания учебного заведения 35 человек планируют работать по выбранной профессии, и только 5 человек в дальнейшем по профессии работать не желают. Причины могут быть разные. Обучающиеся знают, что у данной профессии много противопоказаний: 19 человек отметили, что нет возможности качественно работать при нарушении зрения и слуха, 17 человек считают, что с алкогольной зависимостью на работу по профессии не возьмут. Также были отмечены следующие медицинские противопоказания: - нарушение функций опорно-двигательного аппарата (5 ч. ); - заболевание органов дыхания (7 ч.); - нервно-психические заболевания (5 ч.) - кожные и аллергические заболевания (4 ); - заболевание сердечно-сосудистой системы (6 )

                     По результатам теста «Правильно ли Вы выбрали профессию» оказалось, что на 1 курсе у 90% профессия выбрана правильно, а у 3%- нет, т.к. желание  работать с металлами, машинами, ремонтировать их, не большое. На 2 и 3 курсах правильность выбранной профессии составляет 99%. На результаты повлияло и то, что обучающиеся прошли практику на производстве по своей профессии и за работу получили з/плату. Они обрабатывали металлы, ремонтировали технику, изготовляли изделия по чертежам, осуществляли сборку машин, оборудования.

Многим предприятиям приходится искать специалистов в других регионах, им готовы дать и жильё, и хорошую зарплату. В Костроме, в Волгореченске представитель рабочей специальности, например сварщик, слесарь имея довольно высокую квалификацию, может рассчитывать на заработную плату, превышающую 20 тысяч рублей. Работая вахтовым способом на заводах России: Новгородской, Ивановской, Свердловской областей, Татарстане рабочие получают от 30 до 60 тысяч. В настоящее время Центр занятости предлагает работу на данных предприятиях По итогам мониторинга ежегодно проводимого Центром занятости населения в г.Волгореченска специалисты сварщики и слесаря всегда востребованы. Ни один обучающийся лицея по данным специальностям не обращался в Центр занятости за помощью в трудоустройстве. С.А. Ситников губернатор Костромской области отметил  «Мы сегодня имеем серьезную проблему с квалифицированными кадрами, но система профессионального образования подтягивается за экономикой, за теми предприятиями которые приходят в регион». [4; с.3] В Волгореченске планируется построить новый цех по производству труб ОАО «Газрпромтрубинвест» на 500 рабочих мест и завод по производству нефтепромыслового оборудования «VARCO» на 300 рабочих мест, при планируемой средней заработной плате 38 тысяч рублей. На этих предприятиях профессия монтажника технологического оборудования  будет востребованна. В своем выступлении С.А.Ситников отметил: «В регионе колоссальная проблема с трудовыми ресурсами. Из-за нехватки кваллифицированных специалистов трудно дать ход уже существующим проектам. Например, компания «Варко» для строительство завода нефтегазового оборудования в городе Волгореченске не может найти сварщиков. Нужны 40 профессионалов. Но людей соотвествующей подготовки просто нет.» [5; с.4]. Продолжил его выступление В.Нагацкий, глава администрации городского округа г.Волгореченска: «Активно ведутся преговоры с ПЛ №17 по подготовке востребованных американской компании специалистов. Они готовы вести на базе лицея переобучение под свое производство» [5; с.4]

Одним из путей решения кадровой проблемы может стать ранняя профориентация школьников. Профориентацию надо начинать даже не в старших классах, а уже во втором-третьем классе. И помочь в решении этой задачи может использование педагогического опыта семидесятых и восьмидесятых годов, например, создание ученических бригад в школах, работа с предприятиями. Региональные власти планируют возродить опыт ознакомительных школьных экскурсий на производство и приглашения учеников на практику. Очень важно, чтобы дети видели, как люди работают, в каких условиях, какая техника используется. Тогда абсолютно естественно и без всякого нажима у них будет формироваться мотив выбора профессии.  В отличие от популярных специальностей вроде «Юрист», «Экономист», и других технические профессии меньше привлекают вчерашних школьников. Не каждый мечтает стать слесарем, сварщиком, хотя и для такой работы нужны глубокие знания техники – аппаратура ведь сегодня компьютеризованная.  На рынке труда вырос спрос на рабочие профессии высокой квалификации, но большинство обучающихся в школах хотят стать офисными работниками или руководителями.

Заинтересовать учебой в лицее стараемся с помощью постоянной работы со школьниками, проводя конкурсы на лучшего слесаря с обучающимися 9 классов школ, регулярно проводятся экскурсии по производственным мастерским и кабинетам спец технологии, в школах ведется разъяснительная работа о профессиях в лицее. Ежегодно проводится день открытых дверей элективные курсы «Автомеханик» для 9-10 классов со сроком обучения 1 месяц, выставки технического творчества с последующей экскурсией школьников, операция «1+1» (Пришел учиться сам, приведи друга)

Усилиями центра занятости г.Волгореченска выражена стратегия повышения статуса рабочих профессий. В рамках деятельности по профессиональной ориентации, мотивирующей молодежь к труду по востребованным рабочим специальностям в общеобразовательных учреждениях города проходят мероприятия направленные на социально-экономическую адаптацию молодежи на рынке труда. В Волгореченске работает программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда обучающихся школ. Центром занятости г.Волгореченска проведено анкетирование обучающихся 9 классов. По результатам опроса большинство идут учиться в 10 класс, а в дальнейшем в вузы и СПО, а в рабочие согласны пойти единицы. Осуществляется система мер по пропаганде специальностей, необходимых отраслям экономики. Ведь иногда школьники даже не знают, чем занимаются люди той или иной профессии. Внедряются в практику принципы профотбора и профнабора, проводится тестирование на выявление склонности к какому-либо виду деятельности. Это помогает обучающимся лучше определится с выбором будущей деятельности, не сделать ошибок и не потерять время на переучивание. Обучающиеся школ знакомятся с условиями труда по видам деятельности, озвучиваются возможный размер заработной платы. Люди по специальностям  слесарь и сварщик очень высоко ценятся работодателями и оплачиваются даже выше, чем некоторые управленцы. На новые крупные предприятия г. Волгореченска потребуются сотни высококвалифицированных рабочих профессий. Было бы хорошо, если бы спрос на рабочую силу совпадал с предложениями рынка труда города. Но в лицее ежегодное  сокращается количество обучающихся, но это не связанно с закрытием каких-либо специальностей, сказался демографический кризис, что приводит к ежегодному сокращению набора и выпуска обучающихся.  В лицее № 17 города Волгореченска количество обучающихся по специальностям «слесарь», «сварщик» каждый год сокращается. По итогам выпуска по профессиям «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Монтажник технологического оборудования» прослеживается ежегодное снижение выпускников. Если в 2010г. « Монтажников технологического оборудования» выпустили 19 человек, то в 2012г. уже 14 человек. Хотя в Центре занятости и в газете «Век» постоянно есть объявления, что требуются сварщики, слесаря. Это произошло в результате, скорее всего, следующих причин: 1. Кризисная ситуация в экономике в 90-х годах привела к избытку рабочей силы на рынке труда. 2. Поднят престиж офисных работников, произошла переориентация на другие профессии. Престиж рабочих специальностей быстро падает, не модно» стало идти в слесаря и сварщики. 3. Демографический кризис привел к быстрому сокращению количества обучающихся в школах и как следствие в профессиональном лицее №  17.

В системе профобразования много потерянно, что стало реальной проблемой, которая сдерживает развитие, формирование рынка труда. Общество столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук. И это такая же преграда на пути развития, как и отсутствие дорог, электричества, связи; это естественный ограничитель экономического роста.

В НПО учатся такие же дети как и в средней общеобразовательной школе, но эти дети изначально имеют меньше шансов быть успешно адаптированными в обществе. Семьи из которых они вышли, не так успешны, доход их близок к прожиточному уровню. И если есть шанс, то именно НПО и СПО дают его – пройти свой путь по карьерной лестнице от рабочей профессии до высшего профессионального образования без особого участия родителей и их материальных затрат.

             Для  повышения престижа профессии «Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик)необходимо: 1. Дальнейшее совершенствование государственной законодательной базы по повышению престижа рабочей профессии и выработке долгосрочной стратегии региона по улучшению ситуации на рынке труда по обеспечению рабочими профессиями производство. 2. Особая поддержка работников тех предприятий, в которых особенно нуждаются предприятия региона (например, предоставление им жилья социального найма на время работы, что поможет за это время приобрести свое жилье). 3. Высокий технический уровень сварочного и слесарного производства предполагает и высокий уровень общеобразовательной и технической подготовки рабочих для производства, поэтому при переходе лицеев, училищ  в статус СПО сохранить ступень НПО для детей слабоуспевающих, малообеспеченных, неблагополучных семей  и не способных освоить программы СПО, для того, чтобы они не оказались в разряде низко квалифицированной рабочей силы и не попали под влияние криминала.     Поддержать идею сохранения идеологии непрерывного профессионального образования по уровням НПО-СПО с выходом на уровень специалиста в ВПО. 4. Активнее проводить профориентационную работу среди обучающихся школ администрации города, Центра занятости населения, работникам и обучающимся лицея. Только совместные усилия помогут поднять престиж рабочих профессий, привлечь на обучение ПНО и СПО большее количество обучающихся. 5. С помощью  СМИ  активнее пропагандировать важность выбора рабочей профессии.

Вывод: Для преодоления кризисной ситуации на рынке труда по обеспечению его высококвалифицированными рабочими кадрами необходима целенаправленная государственная и региона политика для подъема престижа рабочих профессий. Данная политика должна быть направлена на изменение сознания населения страны по отношению к рабочим профессиям, что позволит наполнить рынок труда конкурентноспособной рабочей силой. С повышением статуса лицея № 17 до уровня техникума появится возможность готовить более квалифицированные рабочие кадры, но для определенной  категории обучающихся необходимо сохранить  начальную ступень профессионального образования. Одним из путей решения кадровой проблемы является своевременная и комплексная профориентация школьников.

Приложение.

Т Е С Т

«Правильно ли я выбрал профессию?»

(Ответ: да- нет)

1. Желаю обслуживать машинные приборы (да-5, нет-0)

2. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) (да-1, нет-3)

3. Обрабатывать металлы и другие материалы (да-4, нет-0)

4. Управлять каким-либо транспортом (да-1, нет-2)

5. Ремонтировать технику (да-5, нет-0)

6. Придумывать что-то новое в технике, вносить рационализаторские предложения

    (да-4, нет-0)

7. Участвовать в художественной самодеятельности (да-1, нет-0)

8. Изготавливать по чертежам детали изделий (да-4, нет-0)

9. Работать на клавишных машинах (ЭВМ, пишущая машинка и т.д.) (да-1, нет-3)

10. Осуществлять сборку машин, оборудования (да-4, нет-0)

             Если Вы набрали 28-32 балла, то Вы профессию выбрали правильно, т.к. Вам нравится работать с техникой, ремонтировать ее. Если меньше, то стоит подумать, не ошиблись ли Вы с выбором профессии.

А Н К Е Т А

По десятибалльной шкале оцените какие факторы по Вашему мнению способствуют повышению производительности труда слесаря, сварщика, монтажника и делают работу более привлекательной.

1. Хорошие шансы продвижения по службе.

2. Хороший заработок.

3. Оплата, связанная с результатами труда.

4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы.

5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности.

6. Сложная и трудная работа.

7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно.

8. Высокая степень ответственности.

9. Интересная работа.

II

10. Работа, требующая творческого подхода.

11. Работа без больших напряжений и стрессов.

12. Удобное расположение работы.

13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на предприятии.

14. Значительные дополнительные льготы.

15. Справедливое распределение объемов работ.

        Какие факторы Вы хотели бы добавить в предложенный список?

        После заполнения анкеты собираются с целью обработки результатов, которые предоставлены в форме среднего балла для каждого фактора в следующем виде, причем факторы расположены по убыванию среднего балла.

Результаты анкетирования.

Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности труда

1. Работа без больших напряжений и стрессов- 4,9 б

2. Хороший заработок- 9,6 б.

3. Интересная работа- 7,8 б.

4. Хорошие шансы продвижения по службе- 7,4 б.

5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы- 8,0 б.

6. Удобное расположение места работы- 7,0 б.

7. Достаточная информация о том. что вообще происходит в фирме- 5,8 б.

8. Значительные дополнительные льготы- 7,9 б.

9. Оплата, связанная с результатами труда- 9,3 б.

10. Справедливое распределение объемов работ- 7,6 б.

11. Работа, требующая творческого подхода- 6,4 б.

12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности- 6,9 б.

13. Высокая степень ответственности- 6,0 б.

14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно-  4,9 б.

15. Сложная и трудная работа- 4,0 б.

Т Е С Т

п/п

Вопрос

Варианты ответов

гр.3

гр.7

гр.9

Итог

1.

Как Вы оцениваете свой шанс устроится на работу в городе?

а) высокий

б) средний

в) низкий

7

5

7

10

9

1

3

10

1

20

24

9

2.

Как Вы оцениваете свой шанс устроиться на работу за пределами города?

а) высокий

б) средний

в) низкий

11

7

1

16

4

0

7

4

3

34

15

4

3.

Что стало для Вас определяющим фактором в выборе профессии?

а) нравится сам процесс работы

б) возможность получать высокую з/плату

в) возможность трудоустроиться

г) возможность сделать карьеру

6

7

3

3

9

11

7

3

6

6

2

2

21

24

12

8

4.

Знакомы ли Вы с историей данной профессии

а) да

б) нет

12

7

12

8

9

5

33

20

5.

Хотели бы Вы познакомиться с историей своей профессии

а) да

б) нет

в) не знаю

16

2

1

14

6

0

8

3

3

38

11

4

6.

Работают или работали по данной профессии

а) дедушка, бабушка

б) папа, мама

в) тетя, дядя

г) другие родственники

д) друзья

е) никто

4

4

2

2

0

7

6

2

2

2

4

4

1

4

1

2

5

1

11

10

5

6

9

12

7.

Одобряют ли Ваш выбор родители?

а) да

б) нет

в) не знаю

15

2

2

18

2

0

13

1

0

46

5

2

8.

Планируете ли в дальнейшем работать по данной профессии?

а) да

б) нет

в) не знаю

13

2

4

15

1

4

7

2

5

35

5

13

9.

С интересом ли Вы изучаете профессию?

а) да

б) нет

в) безразлично

19

0

0

16

1

3

12

1

1

47

2

4

А Н К Е Т А

В о п р о с

Наиболее распостраненные ответы

гр.3

гр.7

гр.9

Итог

1.

Чем привлекает Вас выбранная профессия?

- оплата труда

- востребованность

- интересно

10

15

5

5

6

8

8

3

7

23

24

20

2.

Где предпочтительнее для Вас работать?

- за пределами города

- в городе, где есть дом, семья

16

3

13

7

8

6

37

16

3.

Я сделал свой выбор профессии потому, что

- можно хорошо заработать

- заставили

15

4

15

5

12

2

42

11

4.

Каковы Ваши успехи в обучении профессии?

- хорошо и отлично

- нормально

- средне

- так себе

7

6

5

1

13

3

2

2

9

3

2

0

29

12

9

3

5.

Какие предметы общеобразовательного цикла помогают лучше усвоить спец.технологию?

- физика

- химия

- математика

- не знаю

14

4

1

0

24

5

1

0

5

2

1

6

33

11

3

6

6.

Какие медицинские противопоказания по своей профессии Вы знаете?

- нарушение координации движения

- нарушение функций опорно-двигательного аппарата

- нарушение зрения, слуха

- заболевание органов дыхания

- заболевание серд.-сосудистой системы

- кожные и аллергические заболевания

- нервно-психические заболевания

- алкогольная зависимость

1

2

       7

2

2

2

2

4

1  

1

8

3

2

1

1

8

1

2

4

2

2

1

2

5

3

5

19

7

6

4

5

17

7.

Назовите область применения Вашей ппрофессии

- предприятия, заводы

- строительство

- ЖКХ

- в компаниях по оформлению интерьеров

12

10

7

5

3

15

8

12

8

10

12

6

12

2

3

39

24

31

15

16

Выпуск по профессиям

Слесарь по ремонту автомобилей и Монтажник технологического оборудования

в Профессиональном лицее № 17 за 2010 - 2013 годы

 

2010

2011

2012

2013

Слесарь по ремонту автомобилей (Слесарь)

20

21

17

12

Монтажник технологического оборудования (Сварщик)

19

18

14

14

Результаты  теста «Правильно ли выбрали профессию?»

3%  - нет, согласно опроса

7% -  до конца не осознали правильность выбранной профессии

90% - правильно выбрана профессия

99% -  профессия выбрана правильно

Практика и работа в крупных монтажных организациях, таких как Акционерная Фирма «ЦЕНТРЭНЕРГОМОНТАЖ». PB100030

Работа связана с монтажом крупного технологического оборудования, несущих конструкций промышленных зданий, другие монтажные работы, связанные с применением сварки.

Начиная с 1-го курса, учащиеся осваивают слесарные и сварочные работы в производственных мастерских лицея под руководством опытных мастеров производственного обучения. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, будущие монтажники осваивают основы материаловедения, изучают технологическое оборудование, тепловых электростанций, его монтаж, а также многое другое, относящееся к той производственной сфере, где применяется электро- и газосварка.P3120251.JPG

Уже по окончании 1-го курса, учащиеся проходят производственную практику на промышленных предприятиях, и им присваивается квалификация по результатам промежуточной аттестации: «Слесарь» и «Электросварщик ручной сварки».

По окончании лицея присваиваются квалификации:

  • Электросварщик ручной сварки 2 – 4 разрядов;
  • Монтажник оборудования котельных установок 2 – 4 разрядов.

Практика и работа на авторемонтных и автотранспортных предприятиях, в организациях, имеющих в своём арсенале крупный автопарк.P3070199

Работа связана с ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией автомобилей различного назначения: от легковых до крупнотоннажных грузовиков, фургонов, самосвалов, автопоездов и автобусов.

Учащиеся изучают устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей, автобусов и специальных транспортных средств. На занятиях по производственному обучению изучают электросварку, слесарное дело. По результатам промежуточной аттестации уже после 1 курса учащимся присваиваются соответствующие квалификационные разряды по специальностям «Слесарь» и «Электросварщик ручной сварки». Обучение заканчивается преддипломной практикой и защитой выпускной квалификационной работы. Выпускники по окончании лицея получают три квалификации:P3070176

  • Слесарь;
  • Электросварщик ручной сварки;
  • Слесарь по ремонту автомобилей.

Отзыв руководителя на исследовательскую работу по теме: «Анализ рынка труда по профессии «Монтажник технологического оборудования (слесарь, сварщик)»  в городе Волгореченске  Костромской области», выполненную обучающимся группы № 3,  2 курса профессионального лицея № 17, г.Волгореченск, Ситниковым Александром Алексеевичем.

В ходе работы над исследованием проблемы Ситников А.А. через анкетирование, тестирование обучающихся лицея № 17 города Волгореченска, интервью с директором Центра занятости г.Волгореченска Мануковской О.В., выделил проблемы рынка труда в целом по стране и конкретно по г.Волгореченску по профессии «Монтажник технологического оборудования» (сварщик, слесарь) и предложил пути выхода из  проблемной ситуации на рынке труда. Результаты исследования заставляют задуматься над расширением разнообразных форм и методов работы со школьниками по профориентации их на выбор востребованных, высококвалифицированных,  высокооплачиваемых рабочих профессий, в частности «Монтажник технологического оборудования (слесарь, сварщик)»

             Данные исследования могут быть использованы при переходе данной профессии в статус СПО в 2013 году.

Руководитель: Чухлебова Татьяна Александровна

Мастер производственного обучения Профессионального лицея № 17

г.Волгореченска Костромской области

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Борилов А.В., Коровин С.В., Маталасов В.А. Сварщик ручной дуговой сварки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-272с.

     2. В торгово-промышленной палате России // Профессиональное образование. Столица - 2012- № 4. с. 6-15

     3. Колодяжная Н.В. С НПО начинается карьера // Профессиональное образование. Столица - 2011.- № 6. с. 8-12.

     4.Подписано инвестиционное соглашение с компанией «National Oilwell Vazco» // Век-2012-№ 27. с.3.

     5. Ситников С.  А. Собственные предприятия поднимут экономику // Век-2012-№30. с. 4.

     6. Стеклов О.И. Основы сварочного производства.- Москва: Высшая школа, 1986.-224с.

     7. Мануковская О.В. На хороших рабочих большой спрос // Век -2012.-№50. с.4.

     8. Чернышов Г.Г. Сварочное дело: сварка и резка металлов- М: Издательский центр «Академия», 2004.-496с.

    9.  htt: //penzde/ektrod.ru/art ic les/art3.ntm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...

Иностранный язык как фактор повышения конкурентоспособности рабочих кадров на рынке труда

Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от знания молодым работником иностранного языка. Вхождение России во Всемирную Торговую организацию заставляет молодого специалиста по-другому вз...

Рабочая программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда" для профессии "15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

Материал представляет собой рабочую программу, разработанную в соответсвии с требованиями ФГОС....

Методические рекомендации по организации практических работ по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» для профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Методические рекомендации по организации практических работ по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» разработаны на основе Федерального государственного образовательног...

Статья "Где  сегодня можно получить  востребованную на рынке труда профессию? "

Где  сегодня можно получить  востребованную на рынке труда профессию?   Причем именно такую,  чтобы была нужна всегда, всем и везде?  Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учре...

Исследование и анализ рынка труда в Тверском регионе

Конкурсная работа студентки 1 курса, группа1-д, специальность СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Лаптиной Ирины Сергеевны  на тему: "Исследование и анализ р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 Охрана труда для профессии 15. 01. 05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки ( наплавки)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)...