План проведения открытого урока по учебной практике
методическая разработка по теме

План  проведения открытого урока по учебной практике  профессионального модуля ПМ.02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.  УП.02.01.  Общеслесарные работы.  Тема: Опиливание металла.                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opilivanie_metalla.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: Учебная практика по слесарному делу.

Тема урока: Опиливание  металла.

Цели урока:  1.  Закрепить знания,  пройденные  в  междисциплинарном  курсе  МДК 1.                                                          2. Способствовать освоению  профессиональной  компетенции ПК 2.2 (Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей).                                                                                                                                     3. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1), воспитать у студентов бережное отношение к слесарном инструментом и оборудованием, к рабочим местам.

Время:  6   часов.  

Материально-техническое оснащение урока и литература: слесарные верстаки с             параллельными тисками, набор напильников, лекальные и измерительные линейки, молотки слесарные, разметочные инструменты, радиусомеры, штангенциркули,

стальные плитки, производственные литые заготовки из чугуна с криволинейными поверхностями.                                                                                                    

                  Учебник  Н. И. Макиенко. « Практические работы по слесарному делу».                                                                          

Место проведения:  Слесарная мастерская.

Форма организации занятия: Демонстрационный, рассказ и показ практической  выполнение упражнении, выполнение упражнении студентов под  наблюдением мастера производственного обучения.

                                                                 ХОД УРОКА

Организационная часть  10  мин.

1. Доклад студентов.  Дежурный по группу докладывает: номер группы, количество   студентов вышедших на занятие к мастеру производственного обучения, а также  об отсутствующих  студентов.

2. Проверить готовность студентов к занятиям.  Мастер производственного обучения

 после заметки в журнале проверяет внешний вид студентов и теоретические конспекты.                                                                                                                                                                        

Вводный инструктаж  90  мин.

1.  Сообщить тему и цели урока. Мастер производственного обучения сообщает студентам     тему урока: « иОпиливание  металла. » А также сообщает цели урока.

2.  Провести опрос студентов по теоретическим знаниям данной темы занятия.  Мастер производственного обучения  проверяет      домашнее  задание заданное студентам  в предыдущем уроке. Ставит оценки за  домашнее задание, указывает на недостатки, объясняет методы их устранения.                                                                                                                                                                                                                            

            - Какие виды насечек вы знаете?  /Одинарная, двойная, рашпильная, дуговая/.                                                         - Как подразделяют напильники по числу насечек на 10 мм длины?  /Драчевые, личные,                 бархатные/.                                                                                                                                                           - Как выбрать напильник для обработки вогнутых поверхностей?   / Выбирать номер,    длину и сечение напильника в соответствии с техническими   требованиями к обработке/.                                                      - Как влияет механизация опиливания на качество обработки и почему?                                                              - В чём сущность балансировки напильника при обработке плоских  широких      поверхностей?

3. Обобщение, уточнение ответов.  

4. Изучение нового материала:

Упражнение 1. Отработка рабочей позы и рабочих движений при опиливании.

    Отрегулировать высоту тисков по своему росту. Закрепить заготовку в тисках, при этом заготовка должна быть очищена от масла, грязи и окалины. Принять правильное рабочее положение у тисков:

корпус работающего развернут под углом 45° к губкам тисков, левая нога выдвинута вперед и находится на расстоянии примерно 150...200 мм от переднего края верстака, а правая нога отстоит от левой на 200...300 мм, причем угол между ступнями составляет 60... 70°.

Положения рук при опиливании также имеют важное значение:

■ ладонь правой руки охватывает рукоятку напильника, т. е. большой палец располагается сверху рукоятки, а остальные пальцы охватывают ее снизу;

■ ладонь левой руки располагается на носке напильника на расстоянии примерно 20...30 мм от его края, а пальцы полусогнуты.

   При закреплении в тисках подлежащая обработке поверхность заготовки должна быть расположена горизонтально на 8... 10 мм выше губок тисков. Если заготовка имеет обработанные поверхности, то для их предохранения от повреждений на губки тисков

надевают специальные нагубники из мягкого материала (меди, латуни, алюминия).

    Рабочим ходом при опиливании является движение напильника вперед от работающего, а обратным — холостой ход, т.е. без нажима. Движения при рабочем ходе должны быть равномерными, плавными, ритмичными. Обе руки рабочего при этом должны перемещаться в горизонтальной плоскости. При обратном ходе не рекомендуется отрывать напильник от обрабатываемой заготовки.

      Для обеспечения горизонтального движения напильника при опиливании необходимо правильно распределять усилия нажатия на него правой и левой рукой. В начале рабочего хода основной нажим осуществляется левой рукой, а правой — напильник поддерживается

в горизонтальном положении. В середине рабочего хода усилия нажима обеих рук на напильник должны быть одинаковыми. В конце рабочего хода основной нажим осуществляется

правой рукой, а левой — напильник поддерживается в горизонтальном положении.

Упражнение считается выполненным, если учащийся производит 40 — 60 движений напильника в минуту с выполнением всех условий обработки.

Упражнение 2. Опиливание плоских поверхностей.

   Закрепить заготовку в тисках таким образом, чтобы опиливаемая поверхность выступала над губками на 8... 10 мм. Черновое опиливание выполняется драчевыми напильниками (№ 0 и 1). При этом чем больше припуск на опиливание, тем больше должна быть длина напильника.

Чистовое опиливание осуществляется личными напильниками (№ 2 и 3). Напильник для опиливания выбирается с таким расчетом, чтобы его длина была больше длины опиливаемой детали не менее чем на 150 мм. Установить (повернуть) тиски таким образом, чтобы напильник

двигался вдоль заготовки. Опиливание начинается с левого края обрабатываемой поверхности.

При движении назад следует передвигать напильник вправо примерно на 1/3 его ширины. После первого прохода опиливание повторить справа налево тем же способом. При этом необходимо постоянно следить за координацией и балансировкой напильника.  Установить заготовку или повернуть тиски таким образом, чтобы напильник двигался поперек заготовки. Опилить поверхность, для чего после каждого рабочего хода при движении назад смещать напильник вправо (влево) на расстояние, примерно равное его ширине. Повернуть тиски таким образом, чтобы напильник двигался под утлом 30...40° к заготовке. Опилить плоскую поверхность

справа налево.

Качество опиливания поверхности проверяется по штрихам на поверхности:

■ если штрихи от предыдущего прохода напильника полностью исчезают при повторном проходе, то поверхность опилена правильно;

■ если штрихи от предыдущего прохода напильника остаются при повторном его проходе, то в этом месте есть впадина.

Проверка плоскостности поверхности после опиливания производится в следующем порядке:

■ удалить с опиленной поверхности опилки щеткой или тряпкой;

■ освободить деталь из тисков;

■ взять правой рукой линейку, а левой — заготовку;

■ поставить линейку на боковую сторону перпендикулярно проверяемой поверхности, при этом она должна покрывать эту поверхность по всей длине. Передвигать линейку по металлу нельзя, ее каждый раз надо отнимать от поверхности заготовки и переставлять в другое положение;

■ повернуться к источнику света, поднять заготовку на уровень глаз и поставить линейку перпендикулярно проверяемой поверхности;

■ проверить опиленную поверхность заготовки вдоль, поперек и

по диагонали с утла на угол. Если просветы между линейкой и заготовкой равномерные, поверхность опилена правильно.

При опиливании плоских поверхностей возможны следующие дефекты:

■ «завалы», образующиеся в передней плоскости заготовки вследствие слишком низкой установки тисков;

■ «завалы», образующиеся в задней плоскости заготовки вследствие слишком высокой установки тисков;

■ «завалы», образующиеся в опиленной широкой плоскости вследствие выполнения опиливания только в одном направлении;

■ грубость окончательно обработанной опиленной поверхности вследствие использования драчевого напильника и неправильных приемов обработки.

Упражнение 3. Опиливание выпуклых поверхностей.

  Закрепить стержень (валик) в тисках таким образом, чтобы его обрабатываемая часть располагалась слева или справа от губок. Выбрать правильно напильник, т. е. плоский или полукруглый. Опиливание производить, соблюдая правильную координацию движений напильника. При опиливании стержня (цилиндрического валика), закрепленного горизонтально, в начале рабочего хода носок напильника должен быть опущен вниз, а рукоятка поднята вверх;   в середине рабочего хода напильник должен располагаться горизонтально; в конце рабочего хода носок напильника должен быть направлен вверх. При этом периодически следует освобождать стержень из тисков и поворачивать его на себя на небольшой угол. Для опиливания круглого стержня, расположенного вертикально, его следует закрепить в тисках перпендикулярно губкам

 и при обработке соблюдать следующую координацию движений напильника: в начале рабочего хода носок напильника должен быть направлен влево, а в конце рабочего хода — вперед. При этом следует периодически освобождать стержень из тисков и поворачивать его на небольшой угол (1/5 —1/6 оборота) по часовой стрелке.

Упражнение 4. Опиливание вогнутых криволинейных поверхностей

    При опиливании вогнутых криволинейных поверхностей с большим радиусом кривизны (более 20 мм) используется полукруглый напильник, а при опиливании вогнутых криволинейных поверхностей с малым радиусом кривизны (менее 20 мм) — круглый. Круглый напильник подбирается таким образом, чтобы его диаметр был меньше двойного радиуса кривизны обрабатываемой поверхности. Заготовка опиливается по разметке с выполнением во время

рабочего хода вращательных движений напильника. Проверка кривизны поверхности производится с помощью шаблона и радиусомера на просвет.

При опиливании криволинейных поверхностей возможны следующие дефекты:

■ опиленный круглый стержень может быть нецилиндрическим, т.е. иметь овальность или конусность, вследствие несоблюдения чередования опиливания и контроля кривизны;

■ опиленная криволинейная поверхность может не соответствовать профилю шаблона (радиусомера) вследствие несоблюдения последовательности обработки и координации движений напильника.

 

  5. Правила безопасной работы при опиливании.

     Важное место в инструктаже должно занимать объяснение вопросов техники безопасности.  Чтобы правила техники безопасности были усвоены студентами, их следует освещать после указания оборудования, которым предстоит пользоваться, и способов выполнения задач.                                   1.  Нельзя  работать напильниками без ручек или с расколотыми ручками; ручки должны быть         исправными и иметь полированную наружную поверхность и кольцо.                                                                  2. Не следует охватывать носок напильника снизу: при холостом ходе можно задеть за заготовку   и поранить пальцы. При чрезмерном продвижении напильника вперед ручка может задеть за края заготовки, а хвостовик — выйти из ручки, что может привести к травме руки.                                                3. Стружку, образующуюся при опиливании, нельзя сбрасывать голыми руками и сдувать во   избежание ранения рук и засорения глаз; стружка удаляется волосяными щетками.                                     4.  Работать следует в головных уборах во избежание попадания стружки в волосы.                                             5.  Во избежание травматизма верстак, тиски, рабочий и измерительный инструмент должны содержаться в порядке и храниться в надлежащих местах.                                                                                6.  Категорически запрещается работать с электрифицированными и пневматическими инструментами без предварительного изучения специальных инструкций.

6.  Закрепление нового материала:                                                                                                                        

 1. Перечислите формы поперечных сечений напильников.

 2. Покажите напильник с насечкой рашпильного типа.

 3. С какими неисправностями ручки запрещается дальнейшая эксплуатация

      напильника?

 4. Какие способы отпиливания применяются на практике?

 5. Каково правильное положение ног и рук при опиливании металла?

 6. Покажите правильный захват напильника «щепотью».

 7. В чем заключается сущность балансировки напильника при обработке

     плоских широких поверхностей?

7. Типичные затруднения и ошибки студентов и их предупреждения.

      При опиливании студенты допускают следующие ошибки, предупреждение и исправление которых обязательно: неправильно располагают ручки напильника в правой руке (вытягивают вдоль ручки указательный палец, разворачивают кисть руки в отношении плоскости напильника); сообщают предплечью левой руки маятниковое движение (опускают и поднимают локоть); перекашивают корпус (опускают вниз правое плечо); встают к тискам боком вместо того, чтобы развернуть корпус под углом 45°; опиливают при поперечном наложении напильника на заготовку;  при наведении продольного штриха личным напильником держат напильник за конец, а не за середину;  измеряют заготовку кронциркулем, зажимая ее в тисках; измеряют заготовку кронциркулем в горизонтальной плоскости вместо вертикальной; не применяют перекрестного опиливания; неправильно производят измерение угольником, прижимая его к горизонтальной плоскости (необходимо первоначально прижать его к вертикальной плоскости, а затем опускать вниз); при опиливании параллельных плоскостей определяют параллельность с помощью штангенциркуля вместо кронциркуля.

 8. Раздача инструментов, заготовок, распределение по рабочим местам.

      Познакомив  студентов с содержанием заданий, объёмом работы, порядком  выполнения и получив инструкционно-технологические карты и заготовки, мастер распределяет по рабочим местам. Дежурный по группе раздаёт набор слесарных инструментов и измерительные инструменты.

Текущий инструктаж  200  мин.

      После окончания вводного инструктажа, получив задание, студенты приступают к самостоятельному выполнению его. Эта часть урока является основной. К ней предъявляется целый ряд важнейших требований, от соблюдения которых в значительной степени зависит и качество всего урока, и результат обучения. Мастер во время работы следит, как студенты выполняют отдельные упражнение, демонстрирует им приемы выполнения операций, которые вызывают затруднения, объясняет причины ошибок и помогает устранить  их, говорит о последствиях, к которым они могли привести.                                                                                                                 1.Контроль над выполнением задания. Очень часто отдельные студенты значительно опережают других в выполнении задания. В этом случае мастер обязан заблаговременно подготовить и выдать студентам  дополнительные задания, которые расширяли бы их кругозор, давали возможность приобретать новые умения.                                                                                                                                    2.Контроль над соблюдением правил техники безопасности.                                                                       3.Целевые обходы. Сбор материала для заключительного инструктажа.                                                      4.Выявление характерных и типичных ошибок. Меры по их устранению.                                                         5.Повторный инструктаж, показ и рассказ по ошибкам.                                                                                6.Сдача и приём инструмента, заготовок или готовый продукт.

   Заключительный инструктаж 20 мин.

         Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной  практике.  Отметка студентам может быть выставлена и без дополнительного опроса в конце урока, если он полностью выполнил весь объем работ с соблюдением необходимых технических условий и правил техники безопасности, был активным и самостоятельно выполнял работу. После контрольных вопросов мастер сообщает каждому студенту оценку и ставит их в журнал.                                                                                                                                                          Задание на дом: Составить  отчет о проделанной  работе по учебнику «Практические работы по слесарному делу», Н.И.Макиенко — стр.59-64. Перечертить в тетрадь слесарный напильник и назвать элементы напильника.            

Составил  мастер производственного обучения:                               Варламов В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

План проведения открытого урока по учебной практике профессионального модуля ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

План  проведения открытого урока по учебной практике  профессионального модуляПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.  УП.01.01.  Общеслесарные работы....

План проведения открытого урока по учебной практике профессионального модуля ПМ.03«Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов;

План  проведения открытого урока по учебной практике  профессионального модуля ПМ.03   «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмо...

План открытого урока по учебной практике: ПМ. 03 Выполнение окрашивания волос

План открытого  урока по учебной  практике:  ПМ. 03 Выполнение окрашивания волос.  по теме:  «Окраска  волос красителями 2-й  группы»  по профессии «Парикмахер»...

План открытых уроков по учебной практике

План открытых уроков по учебной практике...