Рабочая программа по дисциплине Материаловедение спец.27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа разработана мной для преподавания дисциплины Материаловедение. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам ППССЗ спец.27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 3 |
2 Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
3 Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 9 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Материаловедение»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина профессионального учебного цикла (общепрофессиональные дисциплины) ОП.08.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
- способы получения материалов с заданным комплексом свойств;
- правила улучшения свойств материалов;
- особенности испытания материалов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 8 |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: дополнительное углубленное изучение тем курса | 40 |
Аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||
Раздел 1 | Строение и свойства конструкционных материалов | 12 | |||||||||||||
Тема 1.1 кристаллическое строение металлов | Строение и свойства сплавов | (4) | |||||||||||||
Содержание учебного материала | 1 | ||||||||||||||
1 | Введение. Кристаллическое строение металлов. Дефекты реального строения кристаллов. | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Критические точки. Механизм кристаллизации. Понятие макро и микроструктуры. | 2 | |||||||||||||
Лабораторная работа: | 2 | ||||||||||||||
1 | Изучение структуры металлических сплавов. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Свойства кристаллических тел»; «Основные группы свойств металлов». | 1 | ||||||||||||||
Тема 1.2 Основные физико-химические методы определения свойств металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | (8) | |||||||||||||
1 | Основные методы анализа. Металлографический макро- и микроанализ. | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Рентгеноструктурный и радиоизотопный методы. | 1 | 2 | ||||||||||||
3 | Методы механических испытаний. Свойства металлов. | 1 | 2 | ||||||||||||
Лабораторная работа: | 4 | ||||||||||||||
2 | Определение твердости металлических сплавов. | ||||||||||||||
Практическая работа: | 1 | ||||||||||||||
1 | Определение механических свойств по диаграмме растяжения. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Методы неразрушающего контроля» (конспект). | 2 | ||||||||||||||
Раздел 2 | Основные положения теории сплавов | 4 | |||||||||||||
Тема 2.1 Виды сплавов | Содержание учебного материала | (2) | |||||||||||||
1 | Виды сплавов: твердые растворы, механические смеси, химические соединения; правило фаз. | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Принцип построения и основные виды диаграмм состояния. | 1 | 2 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Зависимость свойств сплавов от вида диаграммы состояния» (конспект). | 2 | ||||||||||||||
Анализ диаграммы состояния. | 1 | ||||||||||||||
Тема 2.2 Сплавы системы «железо-цементит» | Содержание учебного материала: | (2) | |||||||||||||
1 | Характеристика свойств железа и углерода, фазовые превращения в сплавах железа с углеродом | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Критические точки системы «железо-цементит», фазовый состав сплавов | 1 | 2 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов». | 2 | ||||||||||||||
Раздел 3 | Термическая обработка сплавов | 8 | |||||||||||||
Тема 3.1 Виды термической обработки | Содержание учебного материала. | (4) | |||||||||||||
1 | Превращения в металлах при нагреве и охлаждении; отжиг I и II рода; нормализация; закалка, отпуск, старение. | 2 | 3 | ||||||||||||
Практическая работа: | 2 | ||||||||||||||
2 | Разработка режима термической обработки углеродистой стали. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Определение температуры и времени термической обработки». | 2 | ||||||||||||||
Тема 3.2 химико-термическая обработка стали | Содержание учебного материала: | (4) | |||||||||||||
1 | Процессы, происходящие при химико-термической обработке сплавов | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Цементация, азотирование, нитроцементация, диффузионная металлизация; насыщение неметаллами. | 2 | 3 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Дефекты термической и химико-термической обработки». | 2 | ||||||||||||||
Раздел 4 | Материалы, применяемые в машиностроении | 38 | |||||||||||||
Тема 4.1 Углеродистые стали | Содержание учебного материала | (6) | |||||||||||||
1 | Классификация углеродистых сталей; конструкционные стали обыкновенного качества, качественные, автоматные; требования ГОСТ, маркировка; применение. | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Инструментальные стали: требования ГОСТ; маркировка; свойства; область применения. | 2 | 3 | ||||||||||||
Практическая работа | 2 | ||||||||||||||
3 | Осуществление подбора марок сталей для различных деталей. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Способы получения сталей» «Подбор марок сталей для различных деталей». | 2 | ||||||||||||||
Тема 4.2 Легированные стали | Содержание учебного материала | (8) | |||||||||||||
1 | Классификация легированных сталей; влияние легирующих на свойства сталей; маркировка по ГОСТ. | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Конструкционные легированные стали; область применения. | 2 | 2 | ||||||||||||
3 | Инструментальные легированные стали, область применения. | 1 | 2 | ||||||||||||
4 | Коррозионностойкие стали; стали с особыми свойствами. | 2 | 2 | ||||||||||||
Практическая работа: | 2 | ||||||||||||||
4 | Выбор марки стали для изготовления различного режущего инструмента. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Сплавы для криогенной техники»; «Сплавы с эффектом памяти формы»; «Магнитные сплавы»; «Мартенситно-стареющие сплавы». | 2 | ||||||||||||||
Индивидуальное задание: подбор марки стали для конкретных деталей. | 1 | ||||||||||||||
Тема 4.3 Коррозия металлов | Содержание учебного материала: | ( 4) | |||||||||||||
1 | Виды коррозии, механизм коррозии. | 1 | 3 | ||||||||||||
2 | Основные методы защиты от коррозии; способы нанесения покрытий. | 1 | 3 | ||||||||||||
Лабораторная работа: | 2 | ||||||||||||||
3 | Проведение коррозионных измерений | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Защитные материалы»; «Коррозионно-стойкие стали и сплавы»; «Лакокрасочные материалы и покрытия». | 2 | ||||||||||||||
Тема 4.4 Чугуны | Содержание учебного материала: | ( 2) | |||||||||||||
1 | Классификация чугунов, маркировка чугунов. | 1 | 3 | ||||||||||||
2 | Виды чугунов (серые, белые, высокопрочные, ковкие чугуны); область применения | 1 | 3 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Способы получения чугуна» «Легированные чугуны»; «Термообработка чугунов»; «Антифрикционные чугуны». | 2 | ||||||||||||||
Тема 4.5 Сплавы цветных металлов | Содержание учебного материала; | (4) | |||||||||||||
1 | Алюминий и его сплавы; виды, маркировка, область применения | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Медь и ее сплавы: виды, маркировка. Область применения | 2 | 3 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Спеченные алюминиевые сплавы»; «Антифрикционные сплавы». | 2 | ||||||||||||||
Тема 4.7 Композиционные материалы | Содержание учебного материала: | (2) | |||||||||||||
1 | Виды композиционных материалов, их свойства, область применения | 1 | 2 | ||||||||||||
Практическая работа: | 1 | 2 | |||||||||||||
5 | Определение механических свойств композиционных материалов. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Нанокомпозиты; получение композиционных материалов, применение композиционных материалов» | 3 | ||||||||||||||
Тема 4.8 Материалы на органической основе | Содержание учебного материала: | (4) | |||||||||||||
1 | Классификация и свойства полимеров. | 1 | 3 | ||||||||||||
2 | Пластмассы: виды, состав, область применения. | 1 | 3 | ||||||||||||
3 | Резины: состав, виды, свойства, область применения. | 1 | 3 | ||||||||||||
Практическая работа: | 1 | ||||||||||||||
6 | Определение механических свойств резины. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение темы: «Резинотехнические изделия, новые виды резин» | 3 | ||||||||||||||
Тема 4.9 Конструкционные материалы на неорганической основе | Содержание учебного материала: | (2) | |||||||||||||
1 | Стекло, керамика: виды, свойства, область применения. | 1 | 3 | ||||||||||||
2 | Вяжущие материалы. | 1 | 3 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Технология обработки стекла»; «Порошковые материалы». | 1 | ||||||||||||||
Тема 4.10 Электротехнические материалы | Содержание учебного материала: | (6) | |||||||||||||
1 | Проводниковые материалы. | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Диэлектрические материалы. | 2 | 3 | ||||||||||||
3 | Полупроводниковые материалы. | 1 | 3 | ||||||||||||
Практическая работа: | 1 | ||||||||||||||
7 | Определение электрического сопротивления проводника | ||||||||||||||
Самостоятельная работа: Дополнительное углубленное изучение тем: «Наноструктурные материалы и технологии в электронике»; «Самоочищающиеся материалы»; «Применение редкоземельных материалов». | 2 | ||||||||||||||
Раздел 5 | Обработка конструкционных материалов | 18 | |||||||||||||
Тема 5.1 Обработка металлов давлением | Содержание учебного материала: | (4) | |||||||||||||
1 | Механизм пластического деформирования; прокатка, прессование. | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Ковка и штамповка: назначение, основные операции, применяющееся оборудование и инструмент. | 2 | 3 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Сплавы, применяемые для обработки давлением»; «Выбор режимов нагрева»; «Волочение». | 2 | ||||||||||||||
Тема 5.2 Сварка, резка, пайка металлов | Содержание учебного материала: | (6) | |||||||||||||
1 | Сварка: сущность, виды, оборудование, область применения | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Резка металлов: основные способы, ограничения методов, оборудование для резки, техника безопасности | 2 | 3 | ||||||||||||
3 | Пайка: физические основы, виды, область применения | 1 | 3 | ||||||||||||
Практическая работа: | 1 | ||||||||||||||
8 | Составление режима сварки | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Дефекты сварных швов»; «Особые виды сварки»; «Основные параметры режима сварки и критерии их правильного выбора»; «Виды и назначение припоев» | 2 | ||||||||||||||
Тема 5.3 Технология литейного производства | Содержание учебного материала: | (2) | |||||||||||||
1 | Виды литья, оснастка. | 1 | 3 | ||||||||||||
2 | Литье в песчаные формы; литье в металлические формы; центробежное литье; литье под давлением. | 1 | 3 | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Специальные способы литья»; «Специальные формовочные смеси»; «Требования, предъявляемые к литейным сплавам»; «Дефекты литья». | 2 | ||||||||||||||
Тема 5.4 Механическая обработка металлов и сплавов | Содержание учебного материала: | (6) | |||||||||||||
1 | Понятие о процессе резания, классификация обработки резанием, элементы резания и геометрия резца | 2 | 3 | ||||||||||||
2 | Общее назначение металлорежущих станков; классификация станков; основные узлы металлорежущих станков. | 1 | 3 | ||||||||||||
3 | Фрезерование; строгание; сверление, шлифование | 2 | 3 | ||||||||||||
Практическая работа: | 1 | ||||||||||||||
9 | Составление режима резания | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Дополнительное углубленное изучение тем: «Электрофизические и электрохимические методы обработки сплавов»; «Расчет режима резания предложенной для обработки заготовки; стойкость резцов»; «Классификация токарных резцов; виды и геометрия фрез»; «Определение машинного времени при резании». | 2 | ||||||||||||||
Всего: максимальная нагрузка: в том числе аудиторная учебная нагрузка: самостоятельная работа: | 120 80 40 |
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета материаловедения, механической мастерской, лаборатории материаловедения.
Оборудование учебного кабинета:
- образцы различных материалов;
- плакаты;
- модели.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- цифровой коммуникационный ресурс;
- содержащий программы-тренажеры;
- презентации Powerpoint;
- виртуальные лабораторные работы LabView;
- программные модули для компьютерного моделирования процессов и проведения тестирования обучающихся.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- сварочное оборудование;
- токарный;
- сверлильный;
- фрезерный и шлифовальный станки;
- инструменты для обработки различных материалов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- твердомеры Бринелля и Роквелла;
- маятниковый копер;
- металлографический микроскоп.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Стерин И.С. Материаловедение. – М.: Дрофа, 2016.
2 Двоеглазов Г.А. Материаловедение. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 445 с.
3 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс]/создатель: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"; – Режим доступа: http://fcior.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
Дополнительные источники:
1 Материаловедение и технология металлов: учебник / Г.П. Фетисов, Ф.А. Гарифуллин. – М.: Издательство Оникс, 2009-624с;
2 Моряков О.С. Материаловедение: учебник. – М.: Академия, 2008-240с.
3 Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А. Материаловедение: учебник. – М.: Издательство Академия, 2013-496с.
4 Чернов Н.Н. Токарь: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5 Периодические издания: журналы «Популярная механика», «В мире науки», «Наука и жизнь».
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: - выбирать материалы на основе их свойств для конкретного применения. Знание: - области применения, методов измерения параметров и свойств веществ; - способов получения материалов с заданным комплексом свойств; - правил улучшения свойств материалов; - особенностей испытания материалов. | - выполнение практических и лабораторных работ; - компьютерное тестирование; фронтальный и индивидуальный опрос; -выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-290198-1378293234.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение"
Рабочая программа учебной дисциплины "Материаловедение" по профессии НПО 150709.02 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-818471-1505923799.jpg)
Методическая разработка открытого урока по МДК 03.01 Системы менеджмента. МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель для специальностей: 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.
Методическая разработка урока по МДК.03.02 Системы менеджмента и МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальност...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1017175-1519840011.jpg)
Методические указания к выполнению курсового проекта по МДК 03.01 для спец. 27.02.02 "Техническое регулирование и управление качеством"
Методические указания по курсовому проектированию предназначены для студентов ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» специальности 27.02.02 «Техничес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005625-1517560315.jpg)
Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение» профессиональная подготовка рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» ОКПДТР-18511
Для профессии 18511 "Слесарь по ремонту автомобилей" максимальной учебной нагрузки обучающегося 15часов, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-1017621-1542056931.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования для специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Представлена рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-764822-1457195342.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» По специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Материаловедение" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03. "Техническое...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-1195391-1575385784.jpg)
Презентации для специальности 27.02.02. Техническое регулирование и управление качеством
Темы презентаций:- Принципы Деминга- Описание метода управления качеством "Дом качества"- Цели и принципы аккредитации...