РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроения

Дисциплина может быть использована в дополнительном профессиональном образовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_cherchenie.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОПД.02 Черчение

по профессии среднего профессионального образования

15.02.08 Технология машиностроения

2016


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии начального профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения

Организация разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

Разработчик:

Борисова Н.Ф., преподаватель специальных дисциплин

        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕРЧЕНИЕ»

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕРЧЕНИЕ»

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕРЧЕНИЕ»

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕРЧЕНИЕ»

13

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.02 Черчение

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроения

Дисциплина может быть использована в дополнительном профессиональном образовании

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

 читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

 составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;

пользоваться справочной литературой;

пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

выполнять расчеты величин предельных  размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

основы черчения и геометрии;

требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;

способы выполнения рабочих чертежей и эскизов

Обучающийся,    освоивший  дисциплину,  должен    обладать
общими  компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОКЗ. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Профессиональными компетенциями:

 ПК 1.1. Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК 1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.

ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК 1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.

ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.

ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.

ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей

                               

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  53  часа;

самостоятельной работы обучающегося  25  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия, графические работы

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Черчение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение в предмет черчения.

 

Предмет черчения и его роль в обществе. История развития черчения. Чертёжные инструменты, материалы, принадлежности и работа с ними.

Шрифт чертежный: основные правила выполнения, соотношение размеров шрифта.

2

1

Идивидуальная работа: «Выполнение в рабочей тетради несколько надписей заглавными и строчными буквами чертежного шрифта».

Самостоятельная работа: Подготовка реферата «Профессии, связанные с выполнением графических работ».

1

Раздел 1.

Геометрическое черчение

6

Тема 1.1.

Геометрическое черчение

Общие правила проведения линий на чертеже: наименование, начертание, основное назначение. Форматы, используемые в черчении. Рамка чертежа. Основная надпись рабочего чертежа: её форма, размеры, правила выполнения. Масштабы: назначение, запись.

2

2

Графическая работа  «Вычерчивание на листе формата А4 различных линий » «Вычерчивание на листе формата А4 рамки и основной надписи»

2

Самостоятельная работа «Вычерчивание на листе формата А4 геометрических фигур линиями чертежа»

1

2

Общие правила нанесения размеров на чертеже: расположение размерных и выносных линий, размерных чисел, условное обозначение размеров радиусов, диаметров, квадратов, толщины.

   2

3

Графическая работа «Выполнение и оформление чертежа плоской детали с размерами»

3

Самостоятельная работа «Вычерчивание на листе формата А4 детали несложной конфигурации и нанесение размерных линий и чисел»

1

2

Тема 1.2.

 Геометрические построения.

Геометрические фигуры: многоугольники, круг (части круга), кольцо. Элементы графического языка, терминология. Деление отрезка прямой, угла и окружности на равные части. Выявление элементов геометрических построений в контурах деталей. Сопряжения: определение, понятие радиуса, центра и точек сопряжения.

2

2

Графическая работа: «Построение в рабочей тетради геометрических фигур, деление отрезка на равные части, сопряжение двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей»

2

Самостоятельная  работа. «Выявление элементов геометрических построений в контурах деталей»

1

3

Раздел 2.

Проекционное черчение

8

Тема 2.1.

Аксонометрические проекции.

Знакомство с этапами получения аксонометрических проекций: диметрической, изометрической. Название, пути получения проекций, сходства и различия. Алгоритм построения аксонометрических проекций параллелепипеда. Построение многоугольников и многогранников в аксонометрических проекциях, простейших деталей.

2

2

Графическая работа «Вычерчивание аксонометрических проекций простейших деталей»

3

Тема 2.2.

Прямоугольное проецирование.

Чертежи в системе прямоугольных проекций. Методы проекций: центральное, параллельное. Элементы проецирования. Характерные особенности, условия правильного построения проекций. Проецирование на одну и две плоскость проекций. Расположение и обозначение фронтальной, горизонтальной плоскостей. Выбор главного вида в прямоугольной проекции

2

2

Графическая работа: «Подберите несложное по форме изделие, проанализируйте его и выполните для этого изделия технический рисунок  в трех видах».

Проецирование геометрических тел на три плоскости проекции: назначение, правила выполнения, построение третьей проекции по двум заданным.

2

2

Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей.

2

3

Графическая работа «Выполнение на чертеже  детали проекций точки, лежащей на поверхности предмета.

2

Самостоятельная работа: Построение проекций точки, лежащей на поверхности предмета.

3

Раздел 3.

Машиностроительное черчение 

10

Тема 3.1. Сечения и разрезы: назначение, классификация, обозначение правила выполнения.

Назначение сечений, их получение; определение сечений; обозначение секущих плоскостей и фигур сечений; расположение фигур сечений на поле чертежа. Сечение вынесенные и наложенные. Графическое обозначение материалов в сечениях. Алгоритм построения сечений и чертежей, содержащих сечения

2

3

Графическая работа: Выполнение эскиза многоступенчатого вала с необходимыми сечениями.

Самостоятельная работа: Графическое изображение материалов в сечениях: обозначение, правила выполнения.

1

3

Назначение разрезов, их получение; определение разрезов; обозначение секущих плоскостей и фигур разрезов; расположение фигур разрезов на поле чертежа. Виды разрезов: фронтальные, горизонтальные и профильные. Алгоритм построения разрезов и чертежей, содержащих разрезы.

2

3

Графическая работа: Выполнение чертежа несложной детали с необходимыми простыми разрезами.

Самостоятельная работа: Подберите несложное по форме  изделие, проанализируйте его и выполните для этого изделия чертёж с необходимыми разрезами.

1

3

Назначение местных разрезов, их получение. Алгоритм построения местных разрезов и чертежей, содержащих местные разрезы.

2

3

Графическая работа: Выполнение чертежа несложной детали с необходимыми местными разрезами.

Самостоятельная работа: Подберите несложное по форме  изделие, проанализируйте его и выполните для этого изделия чертёж с необходимыми местными разрезами.

1

3

Соединение части вида и части разреза. Алгоритм построения части вида и части разреза и чертежей, содержащих часть вида детали и части разреза.

2

3

Графическая работа: Выполнение чертежа несложной детали с соединением части вида и части разреза

Самостоятельная работа: Подберите несложное по форме  изделие, проанализируйте его и выполните для этого изделия чертёж с соединением части вида и части разреза

1

3

Сложные разрезы: понятие и случаи их применения. Ступенчатые и ломаные сложные разрезы. Алгоритм построения сложных разрезов и чертежей, содержащих сложные разрезы.

2

3

Графическая работа: Выполнение чертежа детали с необходимыми сложными разрезами.

Самостоятельная работа: Подберите несложное по форме  изделие, проанализируйте его и выполните для этого изделия чертёж с необходимыми ступенчатыми или ломаными разрезами.

1

3

Раздел 5.

Соединение деталей в изделии.

8

Тема 5.1 Виды соединений в изделии

Изделия и конструкторские документы: понятие, классификация, назначение.

Общие сведения о соединении деталей в изделии.

    2

3

Резьбовые соединения: понятие, параметры резьбы, изображение, обозначение, порядок выполнения.  Изображение резьбы на вале и в отверстии.

Графическая работа: «Выполнение чертежа с изображением внешней и внутренней резьбы»

2

3

Различные виды разъемных соединений. Неразъемные соединения: понятие, классификация, изображение, обозначение, порядок выполнения.

Графическая работа: «Выполнение чертежа простейших разъемных и неразъемных соединений»

2

3

Зубчатые передачи: понятие, параметры, изображение.

Графическая работа: «Выполнение чертежа  зубчатого цилиндрического колеса». Проведение расчетов параметров зубчатого колеса.

2

3

Тема 5.2. Сборочные чертежи

Сборочные чертежи: состав, назначение, правила выполнения, чтения, деталировка.

   2

1

Графическая работа  «Чтение рабочих и сборочных чертежей»  

2

Самостоятельная работа: Подобрать сборочный чертеж по специальности в Интернете и выполнить деталировку по данному чертежу.

3

3

Спецификация сборочного чертежа – конструкторский документ.

Графическая работа  «Начертить спецификацию к сборочному чертежу»  

   2

1

Дифференцированный зачет

1

        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Черчение».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Черчение»;

- инструменты для выполнения чертежей на доске;

- демонстрационные модели деталей;

- раздаточные модели для эскизирования;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением имультимедиапроектор.

        3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Вышнепольский, И.С. Техническое черчение: учеб. / И.С. Вышнепольский И.С. – М.: Высшая школа, 2004.-380с.
  2. Ботвинников, А. Д. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. — 4-е изд., дораб. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 221 с.
  3. Чумаченко, Г.В. Техническое черчение: учеб. пособие / Г.В. Чумаченко – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.
  4. ГаненкоА.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД): учеб. пособие / А.П. Ганенко, Ю.В. Миловская, М.И. Лапсарь. – «-е изд., стереотип. – М.: ИРПО; Изд. Центр Академия, 2000. – 352 с.
  5. Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению: учеб. пособие / Ю.Н Бахнов – М.: Высшая школа,  2008. – 239 с.
  6. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере: учеб. пособие / Б.Г. Миронов, Р.С. Миронова, Д.А. Пяткина, А.А. Пузиков. М.: Высшая школа, 2004. – 355 с.
  7. Федоренко В.А. Справочник по машиностроительному черчению: справочник /  В.А.Федоренко, А.И. Шошин – М.: Машиностроение, 2007. – 464 с.
  8. Государственные стандарты (Единая система конструкторской документации) ИПК Издательство стандартов Москва 2004.

Дополнительные источники:

  1. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения –М.: Высшая школа, 2006.-400с.
  2. Боголюбов С.К. Чтение и деталирование сборочных чертежей, альбом – М.: Машиностроение, 2006.-360с.
  3. Чекмарев А.А., Осипов В.К. Справочник по машиностроительной черчению –М.: Высшая школа, 2000.-290с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

выполнение индивидуального проектного задания; графическая работа

составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;

выполнение индивидуального проектного задания; графическая работа

пользоваться справочной литературой;

выполнение индивидуального проектного задания; графическая работа

пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

графическая работа;

выполнять расчеты величин предельных
размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров

практические работы

Знания:                             

основы черчения и геометрии;

выполнение индивидуального проектного задания; графическая работа

требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

выполнение индивидуального проектного задания; графическая работа

правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;

Тестирование

способы выполнения рабочих чертежей и эскизов

выполнение индивидуального проектного задания; графическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение для специальности среднего профессионального образования: 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Материаловедение для специальности среднего профессионального образования разработана на основе Федерального государственного образовательного ста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА по специальности среднего профессионального образования 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Рабочая программа является частью основной  профессиональной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03. "Операционная деятельность в логистике"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 Черчение по профессии среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.02.08 Технология машиностроенияДисциплина может быть использо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.. 02 «Литература» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сель

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.23. «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УВД.02 ИНФОРМАТИКА по специальности среднего профессионального образования 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины УВД.02 Информатика разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Прика...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД 08 «Информатика» для профессий среднего профессионального образования

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «ОУД.08 Информатика» разработана на основе ФГОС среднего общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисци...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 ФИЗИКА по профессии среднего профессионального образования профиль обучения – технический

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения  физики  при  реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на...