Рабочая программа по дисциплине "Техническая механика"
рабочая программа на тему

Канищева Валентина Ивановна

Рабочая программа по дисциплине "Техническая механика" для специальности "Технология машиностроения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr._op.03_tehnicheskaya_mehanika_tm_2014.docx71.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Нижегородский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

15.02.08 Технология машиностроения

базовой подготовки

2014

     

        

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):

15.02.08Технология машиностроения                    

РЕКОМЕНДОВАНА

Цикловой комиссией

общепрофессиональных дисциплин

Протокол №

___________________________

«       »                 2014г.

УТВЕРЖДЕНА

Методическим советом

                         ГБОУ СПО «Нижегородский политехнический    колледж»

Протокол №

___________________________

«      »                  2014г.

     

                             

 Разработчики:

Канищева В.И., преподаватель ГБОУ СПО «Нижегородский политехнический колледж»


СОДЕРЖАНИЕ

    1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….4

  1. Область применения программы…………………………………………. 4
  2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………………..4

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины……………………………………………..4

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины………………………………………………………………….6

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………6

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…………………….6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины                            ОП.03«Техническая механика»………………………………… ….………8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...24

3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению……………………………………………………………..…24

3.2 Информационное обеспечение обучения………………………………...24

4  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ      ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………. …26

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.                    

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной   образовательной программы

Дисциплина ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;
  • читать кинематические схемы
  • определять напряжения в конструкционных элементах.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы технической механики;
  • виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
  • методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации
  • основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

         Таблица 1

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2

Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3

Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4

Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5.

Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1

Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 320 часов, в том числе:

        Обязательной аудиторной учебной нагрузки – 213 часов;

Практические занятия -40 час.;

        Самостоятельной работы –  107 часа.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Раздел 1 Теоретическая механика

Таблица 2

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

В том числе:

       Лабораторные работы

2

       Практические занятия

14

       Контрольная работа

2

       Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

В том числе:

       Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

       Расчетно-графическая работа

6

       Индивидуальные задания

16

       Опорные конспекты, презентации

3

       Работа с литературой, конспектом  и интернет- ресурсами

7

Итоговая аттестация в форме экзамена

        

Раздел 2 Сопротивление материалов

Таблица 3

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

В том числе:

       Лабораторные работы

10

       Практические занятия

12

       Контрольная работа

2

       Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

В том числе:

       Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

       Расчетно-графическая работа

12

       Индивидуальные задания

20

       Опорные конспекты, презентации

4

       Работа с литературой, конспектом  и интернет- ресурсами

14

Итоговая аттестация в форме экзамена

Раздел 3  Детали машин

Таблица 4

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

74

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49

В том числе:

       Лабораторные работы

0

       Практические занятия

10

       Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

В том числе:

       Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

       Индивидуальные задания

8

       Работа с литературой, конспектом  и интернет- ресурсами

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

        Таблица 5

Наименование разделов       и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Техническая механика

213

Раздел 1         Теоретическая механика

96

Статика

63

Тема 1.1

Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия: материальная точка,  система точек, абсолютно твердое тело. Сила, система сил, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы.

Аксиомы статики.

Понятия о свободном и несвободном теле. Связи и реакции связей.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:                  работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;  

оформление опорного конспекта «Связи и их реакции».                

2

Тема 1.2

Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала

8

2

Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.

Проекция силы на ось, правило знаков. Проекция силы на две взаимно перпендикулярные оси. Аналитическое определение равнодействующей.  Условия равновесия в аналитической и геометрической формах. Рациональный выбор координатных осей.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;                     Решение задач на:                                                                    

 определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил аналитическим и графическим способами;

определение реакций стержней в шарнирно-стержневой конструкции.

Оформление опорного конспекта «Действия над векторами».

4

Тема 1.3

Пара сил.  Момент силы относительно точки

Содержание учебного материала

4

2

Пара сил. Плечо пары. Момент пары.

Момент силы относительно точки. Правило знаков моментов.

Свойства пар. Сложение пар. Условие равновесия системы пар.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;    решение задачи на определение момента силы относительно точки; оформление опорного конспекта «Пара сил. Момент силы относительно точки».

2

Тема 1.4

Плоская система произвольно расположенных сил.

Трение

Содержание учебного материала

8

2

Теорема о приведении силы к точке. Приведение системы сил к точке. Главный вектор и главный момент плоской системы сил. Равнодействующая плоской системы сил. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской системы произвольных и системы параллельных сил.

Балочные системы. Классификация нагрузок. Виды опор балок.

Определение реакций опор и моментов защемления балок.

Виды трения. Трение скольжения. Угол и конус трения. Трение качения.

Практическое занятие

Расчет ферм

2  

3

Контрольная работа

Определение реакций опор балок

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом; решение задач на определение реакций опор и реакции заделки балок, на которые действует плоская система  сил;

 расчет ферм;

составление опорного конспекта «Условия равновесия ПСС».

6

3

Тема 1.5

Пространственная  система сил

Содержание учебного материала

4

2

Параллелепипед сил. Проекция сил на три взаимно перпендикулярные оси координат. Условие равновесия и уравнения равновесия пространственной системы сходящихся сил.

Момент силы относительно оси. Пространственная система произвольно расположенных сил. Условия равновесия и шесть уравнений равновесия (без вывода).

Практическое занятие

Определение составляющих реакций подшипников пространственно- нагруженных валов.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом; решение задач на определение реакций подшипников пространственно- нагруженных валов;

составление опорного конспекта «Условия равновесия ПрСС».

3

3

Тема 1.6

Центр тяжести

Содержание учебного материала

4

2

Понятие о центре параллельных сил. Сила тяжести как   центр параллельных сил. Свойства центра тяжести тела. Центр тяжести однородного объема, площади, линии. Положение центра тяжести плоских фигур: параллелограмма, прямоугольника, треугольника, кругового сектора, полукруга. Определение центра тяжести составных плоских фигур.

Устойчивость равновесия. Коэффициент устойчивости.

Лабораторная работа

Определение центра тяжести плоской фигуры методом подвешивания и сравнение результатов с теоретическими расчетами.

2

3

Практическое занятие

Определение положения центра тяжести сечения, составленного из прокатных профилей

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;   решение задач на определение положения центра тяжести сложной фигуры.

4

3

Кинематика

24

Тема 1.7              Основные понятия кинематики

Содержание учебного материала

2

1

Кинематика как наука, изучающая механическое движение с геометрической точки зрения.

Понятия кинематики: траектория, расстояние, путь, время, скорость и ускорение.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

решение задач нахождение уравнения траектории движения точки по заданным уравнениям движения;1

1

Тема 1.8            Кинематика точки

Содержание учебного материала

4

2

Способы задания движения точки: естественный и координатный. Скорость. Ускорение точки при прямолинейном движении. Частные случаи движения точки. Кинематические графики.

Ускорение точки при криволинейном движении. Виды движения в зависимости от ускорения.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

решение задач нахождение уравнения траектории движения точки по заданным уравнениям движения;

решение задач на определение кинематических характеристик движения материальной точки в общем и частных случаях движения.

2

3

Тема 1.9          Простейшие движения твердого тела

Содержание учебного материала

6

2

Поступательное движение твердого тела и его свойства, характеристики движения.

Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. Характеристики движения: угловое перемещение, угловая скорость и угловое ускорение, Частные случаи вращательного движения тела. Линейные скорости и ускорения вращающегося тела, их выражение через угловые характеристики.

Способы передачи вращательного движения.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;  решение задач на определение угловых и линейных характеристик движения вращающегося тела;

определение передаточного числа многоступенчатой передачи;

оформление опорного конспекта «Сравнительная таблица формул кинематики».

3

3

Тема 1.10            

Сложное движение точки

Содержание учебного материала

2

2

Переносное, относительное и абсолютное движения точки. Скорости этих движений. Теорема сложения скоростей.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

решение задач на определение кинематических характеристик сложного движения  точки.

1

Тема 1.11

Сложное движение          

твердого тела

Содержание учебного материала

2

2

Плоскопараллельное движение. Разложение плоскопараллельного движения на поступательное и вращательное. Определение абсолютной скорости любой точки тела. Мгновенный центр скоростей, способы его определения. Сложение двух вращательных движений.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;  

решение задач на определение кинематических характеристик сложного движения твердого тела.

1

3

Динамика

9

Тема 1.12            Основные понятия и аксиомы. Понятие о силе инерции. Метод кинетостатики.

Содержание учебного материала

2

1

Две основные задачи динамики. Закон инерции. Основной закон динамики. Масса материальной точки. Закон действия и противодействия. Принцип независимости действия сил. Понятие о силе инерции. Сила инерции при прямолинейном и криволинейном движениях. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом,  решение задач на определение кинематических и динамических характеристик движения точки.

1

3

Тема 1.13

Работа постоянной и переменной силы. Работа равнодействующей и силы тяжести.

Содержание учебного материала

2

2

Работа постоянной силы при прямолинейном движении. Единицы измерения работы. Работа равнодействующей силы. Понятие о работе переменной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении.                                                                                      

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

оформление опорного конспекта «Сравнительная таблица формул динамики».

1

3

Тема 1.14

Мощность. КПД машин и механизмов

Содержание учебного материала

2

3

Мощность. Единицы измерения мощности.  Мощность при поступательном и вращательном движениях. Коэффициент полезного действия.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

решение задач на определение кинематических и динамических характеристик валов многоступенчатой передачи.

1

3

Раздел 2

Сопротивление материалов

150

Тема 2.1

Основные положения

Содержание учебного материала

4

1

Основные задачи сопротивления материалов.

Деформируемое тело. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок. Силы внешние и внутренние. Метод сечений. Напряжение полное, нормальное, касательное.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом; подготовка докладов, презентаций

2

3

Тема 2.2

Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

24

2

Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений  поперечных сечений бруса. Эпюры перемещений.

Механические испытания материалов. Классификация. Статические испытания на растяжение и сжатие. Диаграмма растяжения низкоуглеродистой стали и её характерные точки. Пластичность и хрупкость. Наклеп. Диаграммы растяжения и сжатия хрупких материалов.

Напряжения предельные, допускаемые, рабочие. Допускаемый и фактический  коэффициенты запаса прочности. Условие прочности. Три типа задач расчетов на прочность: проверочный расчет, проектный расчет, расчет на определение допускаемой нагрузки.

Статически неопределимые системы. Температурные напряжения в статически неопределимых системах.

Анализ напряженного состояния при одноосном растяжении (сжатии). Максимальные касательные напряжения. Закон парности касательных напряжений.

Лабораторная работа

«Определение модуля продольной упругости».

2

3

Лабораторная работа

«Испытание на растяжение стального образца».

2

3

Лабораторная работа

«Испытание на сжатие древесины вдоль и поперек волокон».

2

3

Контрольная работа                                                                           «Расчеты на прочность при растяжении (сжатии)».

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;  Решение задач на:

  • построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений поперечных сечений;
  • расчет на прочность шарнирно-стержневой конструкции;
  • расчет на прочность статически неопределимой системы.

Оформление опорного конспекта «Схема изучения деформаций».

16

Тема 2.3

Практические расчеты на срез и смятие

Содержание учебного материала

6

2

Срез и смятие – основные расчетные предпосылки, формулы расчетов на прочность при срезе и смятии.                                                    Расчеты заклепочных, болтовых, шпоночных и  сварных соединений.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом; Расчеты на срез и смятие.

3

3

Тема 2.4

Геометрические характеристики плоских сечений

Содержание учебного материала

6

2

Статические моменты сечений. Осевые, полярные и центробежные моменты инерции. Осевые и полярные моменты сопротивления.

Понятие о главных осях и главных моментах инерции.

Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей.

Осевые моменты инерции и моменты сопротивления простейших сечений. Полярные моменты инерции и сопротивления круглого и кольцевого сечений.

Определение главных центральных моментов инерции и моментов сопротивления составных сечений, имеющих не менее одной оси симметрии.

Практическое занятие

«Вычисление главных моментов инерции и моментов сопротивления составного сечения».

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;   Решение задач на:

определение  главных моментов инерции и моментов сопротивления плоских сечений.

4

3

Тема 2.5

Кручение

Содержание учебного материала

14

2

Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние  силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Основные гипотезы, применяемые в теории кручения круглого бруса. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Расчеты  на прочность и жесткость при кручении.  Рациональное расположение колес на валу. Потенциальная энергия при кручении. Расчет цилиндрических винтовых пружин растяжения и сжатия.

Лабораторная работа

«Экспериментальная проверка формулы вытяжки пружины»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

Потенциальная энергия при кручении (составить конспект);

Расчет валов на прочность и жесткость.

8

3

Тема 2.6

Изгиб

Содержание учебного материала

20

2

Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внешние и внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Правило знаков для поперечной силы и изгибающего момента. Дифференциальные зависимости между изгибающим моментом, поперечной силой и интенсивностью распределенной нагрузки. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок из пластичных и хрупких материалов. Расчеты на прочность при изгибе. Понятие о касательных напряжениях при изгибе.

Линейные и угловые перемещения при прямом изгибе. Зависимость между изгибающим моментом и кривизной оси бруса. Жесткость сечения при изгибе. Расчеты на жесткость.

Лабораторная работа

«Экспериментальное определение прогибов балок и сравнение результатов испытания с теоретическими расчетами».

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для балок с различными типами нагрузок;

Расчеты на прочность при изгибе;

Оформление опорного конспекта «Условие прочности.  Условие жесткости»;

Оформление расчетно-графической работы.

11

3

Тема 2.7

Сочетание основных деформаций.

Изгиб с растяжением (сжатием). Изгиб и кручение.

Гипотезы прочности и их применение

Содержание учебного материала

8

2

Расчет брусьев большой жесткости при совместном изгибе и растяжении (сжатии). Нормальные напряжения в поперечных сечениях бруса, определение опасных точек. Расчет на прочность.

Напряженное состояние в точке упругого тела. Главные площадки и главные напряжения. Виды напряженных состояний: линейное, плоское, объемное. Назначение гипотез прочности. Эквивалентные напряжения. Гипотеза наибольших касательных напряжений, гипотеза энергии формоизменения, гипотеза Мора; область их применения. Расчет бруса круглого поперечного сечения на изгиб с кручением.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

Расчет балки на совместное действие изгиба и растяжения (сжатия);

Расчет вала на совместное действие изгиба и кручения.

4

3

Тема 2.8

Устойчивость сжатых стержней

Содержание учебного материала

2

2

Понятие об устойчивых и неустойчивых формах упругого равновесия. Критическая сила. Связь между критической и допускаемой нагрузками. Формула Эйлера при различных случаях закрепления концов стержня. Критическое напряжение. Гибкость. Предел применимости формулы Эйлера, предельная гибкость. Эмпирические формулы для критических напряжений. Расчеты сжатых стержней на устойчивость. Рациональные формы поперечных сечений сжатых стержней.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом;

Расчет на устойчивость сжатых стержней.

1

3

Тема 2.9

Сопротивление усталости

Содержание учебного материала

2

2

Возникновение переменных напряжений. Циклы напряжений. Амплитуда, коэффициент асимметрии цикла. Усталостное разрушение, его причины. Кривая усталости (кривая Вёлера). Предел выносливости, его зависимость от асимметрии цикла. Факторы, влияющие на предел выносливости. Понятие о расчетах на усталость.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом.

1

3

Раздел 3

Детали машин

74

Тема 3.1

Основные положения

Содержание учебного материала

2

1

Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Требования, предъявляемые к машинам, деталям, сборочным единицам. Критерии работоспособности и расчета деталей машин.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Понятие о системе автоматизированного проектирования

1

Тема 3.2

Общие сведения о передачах

Содержание учебного материала

4

2

Общие сведения о передачах. Назначение механических передач, их классификация по принципу действия. Передаточное отношение и передаточное число. Основные кинематические  и силовые соотношения в передачах. Расчет многоступенчатого привода. Определение силовых и кинематических параметров привода.

Практическое занятие

«Определение силовых и кинематических параметров привода»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом.

Передача с бесступенчатым регулированием передаточного числа – вариаторы. Область применения, определение диапазона регулирования.

3

3

Тема 3.3

Зубчатые передачи

Содержание учебного материала

4

2

Общие сведения о зубчатых передачах. Характеристики, классификация и область применения зубчатых передач. Основы теории зубчатого зацепления. Зацепление двух эвольвентных колес. Зацепление шестерни с рейкой. Краткие сведения об изготовлении зубчатых колес. Основные критерии работоспособности и расчета. Материалы и допускаемые напряжения.

Прямозубые цилиндрические передачи. Геометрические соотношения. Силы, действующие в зацеплении зубчатых колес. Расчет на контактную прочность и изгиб. Косозубые цилиндрические передачи.  Особенности геометрии и расчета на прочность.

Конические прямозубые передачи. Основные геометрические соотношения. Силы, действующие в передаче. Расчеты конических передач.

Практическое занятие

«Определение параметров зубчатых колес по их замерам»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом.

Передачи с зацеплением Новикова.

Планетарные зубчатые передачи. Принцип работы и устройство.

3

Тема 3.4

Червячные передачи

Содержание учебного материала

4

2

Общие сведения о червячных передачах. Червячная передача с Архимедовым червяком. Геометрические соотношения, передаточное число, КПД. Силы, действующие в зацеплении. Виды разрушения зубьев червячных колес. Материалы звеньев. Расчет передачи на контактную прочность и изгиб.

Практическое занятие

«Изучение конструкции червячного редуктора»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом.

Тепловой расчет червячной передачи.

3

3

Тема 3.5

Ременные передачи

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения о ременных передачах. Детали ременных передач. Основные геометрические соотношения. Силы и напряжения в ветвях ремня. Передаточное число. Виды разрушений и критерии работоспособности. Расчет передач по тяговой способности.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Сравнительная характеристика передач.

Расчет передач по тяговой способности.

2

3

Тема 3.6

Цепные передачи

Содержание учебного материала

2

1

Общие сведения о цепных передачах, классификация, детали передач. Геометрические соотношения. Критерии работоспособности. Проектировочный и проверочный расчеты передачи.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проектировочный и проверочный расчеты передачи.

1

Тема 3.7

Общие сведения о некоторых механизмах

Содержание учебного материала

2

1

Плоские механизмы первого и второго рода. Общие сведения, классификация, принцип работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Выполнить схему плоского механизма.

1

Тема 3.8

Валы и оси

Содержание учебного материала

2

2

Валы и оси, их назначение и классификация. Элементы конструкций, материалы валов и осей. Проектировочный и проверочный расчеты.

Практическое занятие

«Расчет валов при совместном действии изгиба и кручения»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Составить схему вала.

2

3

Тема 3.9

Опоры валов и осей

Содержание учебного материала

4

2

Опоры валов и осей. Общие сведения. Подшипники скольжения. Расчеты на износостойкость и теплостойкость. Подшипники качения. Классификация, обозначение. Особенности работы и причины выхода из строя. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Смазывание и уплотнения.

Практическое занятие

«Изучение конструкции подшипников качения. Расчет на долговечность подшипников качения»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом.

Виды разрушения и критерии работоспособности подшипников.

3

3

Тема 3.10

Муфты

Содержание учебного материала

2

1

Муфты. Назначение и классификация муфт. Устройство и принцип действия основных типов муфт. Подбор стандартных и нормализованных муфт.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с основной и дополнительной литературой, с конспектом.

Принцип действия основных типов муфт.

1

3

Тема 3.11

Неразъемные соединения деталей

Содержание учебного материала

2

1

Неразъемные соединения. Соединения сварные. Основные типы сварных швов и сварных соединений. Допускаемые  напряжения.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Достоинства и недостатки соединений с натягом. Способы их получения.

1

3

Тема 3.12

Разъемные соединения деталей

Содержание учебного материала

4

1

Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Шпоночные и шлицевые соединения. Классификация, сравнительная характеристика. Проверочный расчет соединений. Подбор шпонок и проверка на прочность.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Способы стопорения крепежных соединений. Типы шлицевых соединений.

2

3

Тема 3.13

Общие сведения о редукторах

Содержание учебного материала

2

1

Типы редукторов. Последовательность выполнения эскизной компоновки.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Выполнить эскизную компоновку редуктора.

1

3

ВСЕГО

320


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета №316 ОП.03 «Техническая механика» и лаборатории №107.

Оборудование учебного кабинета №316:

  • посадочные места по количеству обучающихся (32 места);
  • рабочее место преподавателя;
  • модели механических передач;
  • комплект плакатов по разделу «Техническая механика»;
  • комплект чертежных инструментов.

         Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;
  • аудиосистема;
  • комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.

        3.2 Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

        Основная литература

Эрдеди А. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Академия, 2012. – 320с.

Сетков В. И. Сборник задач по технической механике. – М.: Академия, 2010. – 224с

Олофинская В. П. Техническая механика: Учебник – М.: Форум, 2012

Олофинская В. П. Техническая механика: Сборник задач. – М.: Форум, 2012

Интернет – ресурсы:

Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет-ресурсам. Все студенты имеют возможность открытого доступа к ЭБС «Студенческая библиотека» www.aaaaa.ru (договор от 11.02.2011 №80-02/11), к фондам учебно-методической документации, размещенной на сайте образовательного учреждения: http://www.aaaaa.ru/sites/mpoevs/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ    ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, расчетно-графических работ, самостоятельного изучения отдельных тем, подготовки докладов, сообщений, компьютерных презентаций.

Обучение по разделам «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов»  завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена, а по разделу «Детали машин» в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

                                                                                

Таблица 6

Результаты обучения                       (основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля              и оценки результатов обучения

Раздел 1 Теоретическая механика

Умения

Оценка результатов практической работы

Производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц

Читать кинематические схемы

Текущий контроль:

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Рубежный контроль:

Тестовый опрос

Итоговый контроль:

В  форме экзамена

Знания

Оценка устного и письменного опроса

Основы технической механики

Виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики

Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.

Текущий контроль:

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Рубежный контроль:

Тестовый опрос

Итоговый контроль:

Оценка тестирования

Оценка результатов практической работы

Оценка тестирования

Оценка тестирования; оценка результатов практической работы

Оценка тестирования; оценка результатов практической работы

Основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения

Раздел 2 Сопротивление материалов

Умения

Оценка результатов практической работы

Определять напряжения в конструкционных элементах

Текущий контроль:

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Рубежный контроль:

Тестовый опрос

Итоговый контроль:

В  форме экзамена

Знания

Оценка устного и письменного опроса

Методы расчета элементов машин и сооружений на прочность, жесткость и устойчивость

Методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.

Текущий контроль:

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Рубежный контроль:

Тестовый опрос

Итоговый контроль:

В  форме экзамена

Раздел 3 Детали машин

Текущий контроль:

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Рубежный контроль:

Тестовый опрос

Итоговый контроль:

В  форме дифференцированного зачета

Текущий контроль:

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Рубежный контроль:

Тестовый опрос

Итоговый контроль:

В  форме дифференцированного зачета

Техническая экспертиза программы учебной дисциплины

ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

для специальности 15.02.08 Технология машиностроения

представленной   Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский политехнический колледж»

указывается организация-разработчик

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наименование экспертного показателя

Экспертная оценка

да

нет

Экспертиза оформления титульного листа и оглавления

1.

Наименование программы учебной дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием дисциплины в тексте ФГОС

Да

2.

Нумерация страниц в «Содержании» » соответствует размещению разделов программы.

да

Экспертиза раздела 1 «Паспорт примерной программы учебной дисциплины»

3.

Раздел 1 «Паспорт примерной программы учебной дисциплины» представлен.

да

4.

Наименование программы дисциплины в паспорте  совпадает с наименованием на титульном листе

да

5.

Пункт 1.1. «Область применения программы» содержит информацию о возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании   и профессиональной подготовке.

да

6.

Пункт 1.2. «Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы» указывает на принадлежность дисциплины к учебному циклу.

да

7.

Пункт 1.3. «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» содержит  требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОС по специальности, указанной в п. 1

да

8.

Пункт 1.4. «Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося, на самостоятельную работу обучающегося

да

Экспертиза раздела 2 «Структура и примерное содержание учебной дисциплины»

9.

Раздел 2. «Структура и примерное содержание учебной дисциплины» представлен.

да

10.

Таблица 2.1. «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» содержит почасовое распределение видов учебных работ в соответствии с формой, представленной в утвержденном макете.

да

11.

Таблица 2.2. «Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины» содержит  перечень разделов учебной дисциплины с распределением по темам в соответствии с формой, представленной в утвержденном макете.

да

12.

Обозначения характеристик уровня освоения учебного материала соответствуют требованиям утвержденного макета.

да

13.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает

да

14.

Объем обязательной аудиторной нагрузки в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает

да

15.

Объем времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся, в паспорте программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает

да

Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»

16.

Раздел 3 «Условия реализации программы дисциплины» представлен.

да

17.

Пункт 3.1. «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению» содержит перечень учебных помещений и средств обучения, необходимых для реализации программы дисциплины.  

да

18.

Пункт 3.2. «Информационное обеспечение обучения» содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

да

19.

Список литературы содержит информацию о печатных и электронных изданиях основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

да

Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»

20.

Раздел 4. «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» представлен

да

21.

Перечень форм контроля конкретизирован с учетом специфики обучения по программе учебной дисциплины.

да

22.

Результаты указываются в соответствии с паспортом программы. 

да

23.

Наименования знаний и умений совпадают с указанными в п. 1.3

да

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа дисциплины может быть направлена на содержательную экспертизу

«     »                 2014 г.             ___________________ /                                      /

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02. Техническая механика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС)по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Техническая механика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)...

Рабочая программа по Технической механике

Рабочая программа по Технической механике...

Рабочая программа "Основы технической механики и гидравлики"

Данная рабочая прграмма разработана в соответствии с ФГОС по профессии "Слесарь по ремонту строительных машин"...

Рабочая программа по технической механике

Главное управление образования Курганской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Катайский профессионально-педагогиче...

Рабочая программа lдисциплины Техническая механика

Рабочая программа дисциплины Техническая механика для специальности 23.02.07...

Рабочая программа по технической механике

Программа  разработана для специальности35.02.16...