РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Техническая механика
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с  ФГОС по специальности среднего профессионального образования  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Техническая механика

                                                          2013

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Зам. директора по УМР

____________________Вараксина М.С.

Одобрена на заседании ПЦК проф. дисциплин 190604,190631

Протокол №__ от «___»_________2014г.

Председатель ПЦК

 ____________________Холомьенков А.М.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

Разработчики:

Новикова О.А.  преподаватель СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23


I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническая механика

                    1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с  ФГОС по специальности среднего профессионального образования  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы:                                                                                            дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Производить расчет на растяжение и сжатие, срез и смятие, кручение и изгиб

                              ▪     Выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для применения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы перемещения тел;
  • Методики выполнения основных расчетов по теоретическому сопротивлению материалов и деталям машин;
  • Основы проектирования деталей машин;
  • Основы конструирования.

                           

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной        дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 252 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов; самостоятельной работы обучающегося 82 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем примерной программы учебной дисциплины и виды учебной работы.

                             Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

        252

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

170

в том числе:

        лабораторные занятия

8

       практические  занятия

52

       контрольные работы

-

       курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

82

в том числе:

     внеаудиторная самостоятельная работа

Итоговая аттестация в 3 семестре в форме 

Диф.зачет

Итоговая аттестация в 4 семестре в форме

Экзамен


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика 

Наименование

 разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

 часов

Уровень

освоения

Раздел   1.  Теоретическая механика

62

Тема    1.1.   

Введение

Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала:

4

1. Роль и значение механики .

Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика. Краткий обзор развития теоретической механики.

2

1

2. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила как вектор. Единицы силы. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая системы сил. Внешние и внутренние силы.

Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Степень свободы. Связи. Реакции связей.

2

1

Тема    1.2.       Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала:

14

1. Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим способом. Определение усилий в двух шарнирно-соединенных стержнях. Проекция силы на оси координат.

2

2

2. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы. Методика решения задач на равновесие плоской системы сходящихся сил с использованием геометрического и аналитического уравнения равновесия.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Самоанализ изученной темы. Подготовка к практической работе.

4

Практическое занятие:

Практическое занятие  № 1 «Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил аналитическим   и геометрическим методом»                                            

     2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 2 «Условие равновесия плоской системы сходящихся сил в аналитической форме»   

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Тема   1.3.              Пара сил.         Плоская система произвольно расположенных сил.

Содержание учебного материала:

22

1. Понятие пары сил.  Вращающее действие пары на тело.  Момент пары сил, величина, знак.  Свойства пар.  Условие равновесия пары сил.

2

2

2. Момент силы  относительно точки; величина, знак, условие равенства нулю. Приведение силы и системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент. Частные случаи приведения плоской системы сил. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской произвольной системы сил (три вида).

Классификация нагрузок – сосредоточенные силы, моменты, равномерно-распределенные нагрузки и их интенсивность.

2

2

3. Балки, плоские фермы, рамы. Опоры: шарнирно-подвижная, шарнирно-неподвижная, жесткое защемление (заделка) и их реакции. Аналитическое определение опорных реакций балок, рам, ферм. Определение усилий в стержнях плоских ферм.

Связи с трением. Сила трения, угол и коэффициент трения. Условие самоторможения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практической работе

3

Практическое занятие

 Практическое занятие  № 3«Определение реакций в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и пар сил»

Определение опорных реакций консольных и однопролетных балок, ферм, рам, арок.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

Практическое занятие  № 4  «Определение величины реакции для балки с  шарнирными опорами»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

Практическое занятие  № 5 «Определение величины реакции в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и распределенных нагрузок»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

Практическое занятие  № 6 « Определение величины реакции в шарнирных опорах балки»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Тема  1.4              Центр тяжести тела. Центр тяжести плоских фигур.

Содержание учебного материала

11

1. Центр параллельных сил и его свойства. Координаты центра параллельных сил. Сила тяжести. Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры (тонкой однородной платины). Статический момент площади плоской фигуры относительно оси; определение, единицы измерения, способ вычисления. свойства.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Самоанализ изученной темы

1

2. Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии.

Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из  простых геометрических фигур и из сечений, стандартных профилей проката.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 7   «Определение координат центра тяжести заданного сечения»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 8   «Определение координат центра тяжести составного сечения»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Тема  1.5  

Основные понятия кинематики

Содержание учебного материала

3

1. Основные понятия кинематики: траектория, путь, время, скорость и ускорение. Способы задания движения точки. Ускорение при прямолинейном и криволинейном движениях. Простейшие движения твердого тела: поступательное движение, вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Самоанализ изученной темы

1

Тема 1.6.

Основные понятия и аксиомы динамики. Метод кинетостатики

Содержание учебного материала

2

1. Предмет динамики. Две основные задачи динамики. Масса материальной точки и единицы ее измерения. Зависимость между массой и силой тяжести. Аксиомы динамики: принцип инерции, основной закон динамики, закон независимости действия сил, закон равенства действия и противодействия. Свободная и несвободная материальные точки. Понятие о силе инерции. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики.

2

1

Тема 1.7.

Работа и мощность. Общие теоремы динамики

Содержание учебного материала

3

1. Работа постоянной силы при прямолинейном движении. Работа равнодействующей. Работа силы тяжести. Мощность. КПД, работа и мощность при вращательном движении. Работа сил на наклонной плоскости. Теорема об изменении количества движения. Теорема об изменении кинетической энергии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря по теме

1

Тема  1.8  

Устойчивость равновесия

Содержание учебного материала

3

1. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условие равновесия тела,  имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Самоанализ изученной темы

1

Раздел    2.   Сопротивление материалов

129

Тема    2.1.     Основные положения.

Содержание учебного материала

3

1. Краткие сведения об истории развития «Сопротивление материалов». Упругие и пластические деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах материалов и характере деформирования. Нагрузки и их классификация. Геометрическая схематизация элементов сооружений.

 Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся при:

Составление терминологического словаря по теме

1

Тема    2.2   Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

24

1. Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Эпюра нормальных напряжений по длине стержня.

Гипотеза плоских сечений. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль продольной упругости. Формула Гука. Определение перемещений поперечных сечений стержня.

      2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практической работе

1

2. Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов, их механические характеристики. Понятие о предельном напряжении. Коэффициент запаса прочности пластичных и хрупких материалов. Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям и предельным состояниям. Коэффициенты надежности по нагрузке, по материалу, по назначению и условиям работы. Нормальные и расчетные нагрузки и сопротивления.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практической работе

1

3. Условия прочности по предельному состоянию и допускаемым напряжениям. Три типа задач при расчете из условия прочности по предельному состоянию. Расчеты на прочность.

Влияние силы тяжести стержня на напряжения и деформации.

Понятие о статически неопределимых системах при растяжении (сжатии).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 9. Построение эпюр продольных сил, и нормальных напряжений.

Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений для ступенчатого бруса, защемленного одним концом, при осевом растяжении (сжатии).

   

    2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 10. Расчет на прочность и жесткость при растяжении и сжатии.

Расчет на прочность и жесткость. Проектировочные и проверочные расчеты на прочность и жесткость при растяжении и сжатии.

     2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Лабораторная работа №1

Испытание материалов на растяжение

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к лабораторной работе

1

Лабораторная работа №2

Определение критической силы сжатого стержня

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к лабораторной работе

1

Лабораторная работа №3

Испытание материалов на сжатие

2

 Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к лабораторной работе

1

Тема 2.3.    

Практические расчеты на сдвиг и смятие

Содержание учебного материала

5

1. Чистый сдвиг. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Модуль сдвига. Зависимость между тремя упругими постоянными (без вывода).

2

1

2. Смятие: основные расчетные предпосылки и расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на сдвиг и смятие. Примеры расчета заклепочных, болтовых, сварных соединений и сопряжений на деревянных врубках по предельному состоянию.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся при:

Составление терминологического словаря по теме.

1

Тема 2.4.  

Геометрические характеристики плоских сечений

Содержание учебного материала:

18

Понятие о геометрических характеристиках плоских сечений бруса. Статический момент площади плоской фигуры. Моменты инерции: осевой,  полярный, центробежный. Моменты сопротивления: осевой, полярный. Радиус инерции.

Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и  главные центральные моменты инерции.

Моменты инерции простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого.

Определение главных центральных моментов инерции сложных сечений,

составленных из простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся при:

Составление терминологического словаря по теме

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 11. «Вычисление главных центральных моментов инерции сечений.

Вычисление моментов инерции простейших сечений»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие

Практическое занятие  № 12. Определение момента инерции составного сечения.

Вычисление главных центральных моментов инерции составного сечения.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 13. «Определение главного центрального момента инерции сечения относительно главной центральной оси»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие № 14. «Вычисление главных центральных моментов инерции составных сечений.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 15 «Подбор сечений  стержней  из расчета на прочность.

Подбор сечения стержня –подвески»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Тема   2.5. Поперечный изгиб прямого бруса

Содержание учебного материала:                                                                                              

37

   1. Основные понятия  и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

 2. Дифференцированные зависимости между интенсивностью распределенной нагрузки, поперечной силой и изгибающим моментом

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

3. Свойства контуров эпюр. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся и для различных видов напряжений статически определимых балок.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

4. Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

 5. Эпюра нормальных напряжений в поперечном сечении. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе, осевой момент сопротивления; единицы измерения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

 6. Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского для касательных напряжений в поперечных сечениях балок.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

7. Эпюры касательных напряжений для балок прямоугольного и двутаврового поперечных сечений по высоте сечения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

 8. Моменты сопротивления для простых сечений. Расчеты балок на прочность: по нормальным, касательным, эквивалентным напряжениям.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

Практическое занятие:

Практическое занятие   № 16. «Построение эпюр Qx  и   Mx для одноопорной балки»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

Практическое занятие  № 17. «Построение эпюр Qx  и   Mx для двухопорной  балки»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие    № 18. «Построение эпюр Qx  и   Mx для балки с сечением –сдвоеный двутавр»

 

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 19. «Расчет бруса круглого попересного сечения при сочетании основных деформаций»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Тема 2.6. Расчет балок на жесткость.

Содержание учебного материала                                                                                              

3

1. Расчет балок на жесткость. Понятие  о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

Тема   2.7.           Кручение

Сложное сопротивление.

Содержание учебного материала

18

1. Кручение прямого бруса круглого сечения. Крутящий момент. Эпюра крутящих моментов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

2.Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении бруса при кручении. Эпюра касательных напряжений по высоте сечения бруса. Угол закручивания.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

3. Условия прочности и жесткости при кручении. Три типа задач при расчете на прочность и жесткость при кручении.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

4. Косой изгиб, основные понятия и определения. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии; свойства нулевой линии. Построение эпюр нормальных напряжений.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

5. Расчет на прочность при косом изгибе по предельному состоянию. Внецентренное сжатие бруса большой жесткости. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии: свойства нулевой линии. Ядро сечения и его свойства. Расчет на прочность по предельному состоянию.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление терминологического словаря по теме

1

Лабораторная работа №4

Испытание образцов из различных материалов на кручение

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Тема 2.8.  

Устойчивость центрально-сжатых стержней.

Содержание учебного материала

20

1. Устойчивые и неустойчивые  формы равновесия центрально-сжатых стержней. Продольный изгиб.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы

1

2.  Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы

1

3. Пределы применимости формулы Эйлера. Предельная гибкость. Эмпирическая формула Ясинского  - Тетмайера.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы

1

4. Расчет центрально- сжатых стержней на устойчивость по предельному состоянию с использованием коэффициента продольного изгиба. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 20.  «Определение   допускаемого значения  критической силы для стержней большой гибкости»                                                                                  

 

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Практическое занятие:

 Практическое занятие  № 21.   «Определение величины допускаемого значения центрально-сжимающей силы»    

 

                                                                               

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к практической работе

1

Лабораторная работа №5

Исследование устойчивости стержня, прикрепленного к вертикальному вращающемуся валу

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к лабораторной работе

1

Раздел  3.              Детали машин

44

Тема 3.1.

Основные положения. Общие сведения о передачах

Содержание учебного материала

3

1. Цель и задачи раздела «детали машин». Механизм и машина. Классификация машин. Детали и узлы, их классификация. Надежность машин. Требования, предъявляемые к машинам и деталям. Критерии работоспособности деталей машин. Назначение передач. Классификация передач по принципу действия и принципу передачи движения от ведущего звена к ведомому. Основные кинематические и силовые соотношения в передачах.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема 3.2.

Фрикционные передачи.

Содержание учебного материала

3

1. Фрикционные передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки фрикционных передач, область их применения. Материалы катков. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. Цилиндрическая фрикционная передача. Понятие о вариаторах..

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема 3.3.

Зубчатые передачи

Содержание учебного материала

6

1. Зубчатые передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки зубчатых передач, область их применения. Основы теории зубчатого зацепления, краткие сведения. Эвольвента и ее свойства. Материалы зубчатых колес. Виды разрушения зубьев..

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

 2. Цилиндрическая прямозубая передача. Определение основных геометрических параметров

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема 3.4.

Передача «винт – гайка»

Содержание учебного материала

6

1. Винтовая передача: достоинства и недостатки, область применения. Разновидности винтов передачи. Материалы винта и гайки.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

2. Определение износостойкости, прочности и устойчивости винта.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема  3.5.      Червячные передачи

Содержание учебного материала

6

1. Общие сведения о червячных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в червячной передаче. Силы в зацеплении. Материалы червячной пары. Виды разрушения зубьев червячных колес.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

2. Определение основных геометрических параметров червячной передачи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема 3.6             Редукторы.

Содержание учебного материала

3

1. Общие сведения о редукторах. Классификация. Модернизированные редукторы. Мотор – редукторы.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов)..

1

Тема  3.7

 Ременные и цепные передачи

Содержание учебного материала

3

1. Общие сведения о ременных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в ременной передаче. Силы и напряжения ременных передач. Силы и напряжения в ветвях ремня. Детали ременных передач: типы ремней, шкивы, натяжные устройства. Общие сведения о зубчато – ременных передачах. Общие сведения о цепных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в цепной передаче. Силы и напряжения в ветвях цепи. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства, смазка цепи.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов)..

1

Тема  3.8      

Валы и оси. Общие сведения.

Содержание учебного материала

3

1. Понятие о валах и осях. Классификация. Конструктивные элементы валов и осей. Материалы..

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов)..

1

Тема  3.9      

Подшипники

Содержание учебного материала

6

1.Подшипники скольжения: конструкция, достоинства и недостатки, область применения. Классификация. Материалы и смазка подшипников скольжения. Элементарные сведения о работе подшипников в условиях жидкостной смазки. Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

1.Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема  3.10      

Муфты

Содержание учебного материала

3

1.Муфты, их назначение и краткая классификация. Основные типы глухих, жестких, упругих, сцепных, самоуправляемых муфт. Краткие сведения  о выборе и расчете муфт

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание рефератов (темы по выбору студентов).

1

Тема 3.11.

Соединения деталей машин

Содержание учебного материала

2

1.Общие сведения о разъемных и неразъемных соединениях. Конструктивные формы резьбовых соединений: болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует; болтовое соединение нагружено поперечной силой; болт затянут, внешняя нагрузка раскрывает стук детали.

Заклепочные соединения: классификация, типы заклепок. Шпоночные соединения: достоинства и недостатки, разновидность шпоночных соединений. Шлицевые соединения: достоинства и недостатки, разновидность шлицевых соединений.

2

1

Раздел 4.

Основы конструирования

17

Тема 4.1.

Основы конструирования зубчатых и червячных колес, валов

Содержание учебного материала

3

1. Конструкции цилиндрических колес, конических колес, червячных колес. Конструкции валов. Основы компоновки ведущего и ведомого вала зубчатых и червячных передач.

2

1

Составление терминологического словаря по теме

1

Тема 4.2.

Основы конструирования подшипниковых узлов

Содержание учебного материала

14

1.Особенности конструирования длинных и коротких валов. Понятие о фиксирующей и плавающей опоре. Установка подшипников враспор и врастяжку. Краткие сведения о конструировании подшипниковых узлов.

2

2

Составление терминологического словаря по теме

1

Лабораторная работа №6

Выполнение эскизов  зубчатых и червячных колес, валов в САПР КОМПАС

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к лабораторной работе

2

Лабораторная работа №7

Выполнение эскизов  подшипниковых узлов в САПР КОМПАС. Зачетное занятие

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Доработка отчета к лабораторной работе

2

       Всего:    

252


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»;

- макеты механических передач;

- макеты деталей машин.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 Л.И. Вереина. Техническая механика. Учебник для СПО. М.: «Академия», 2009

Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2007.

В.П. Олофинская. Техническая механика (курс лекций). – М.: Форум: Инфра - М, 2009.

В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – М.: Форум:     Инфра – М, 2008

В.И. Сетков. Сборник задач по технической механике. Учебное пособие для СПО. М.:  «Академия», 2006

И.И. Мархель. Детали машин. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2010. (профессиональное образование)

Дополнительные источники:

А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2010.

А.И. Аркуша. Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2007.

А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Детали машин. – М.: Академия, 2008.

Журнал «Популярная механика», 2010 – 2011.

 

 Интернет-ресурсы :                                                                                                                            

 www. MYsopromat.ru

 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

 (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.

2.

Умения

-определять равнодействующую  аналитическим и графическим методом;

-определять реакции опор балок с проверкойправильности решения;

-находить координаты центра тяжести плоских фигур и фигур, составленных из стандартных прокатных профилей;

-строить эпюры продольных сил и нормальных напряжений;

-строить эпюры крутящих моментов;

-строить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов;

-производить расчеты на прочность при растяжении и сжатии, срезе и смятии, кручении и изгибе;

-выбирать рациональные формы поперечных сечений;

-производить расчеты зубчатых и червячных передач, передачи «винт – гайка», шпоночных соединений на контактную прочность;

-расчет привода конвейера;

-выполнять эскизы зубчатых и червячных колес, валов;

-выполнять эскизы подшипниковых узлов.

     Текущий контроль:

-практические занятия;

-лабораторные работы;

тестирование;

-внеаудиторная самостоятельная работа

      Промежуточный контроль:

-практические занятия;

-контрольные работы.

      Итоговый контроль:

-дифиринцированный зачет

.

Знания:

-основные понятия и аксиомы теоретической механики;

-условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил;

-методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов, деталям машин;

-основы конструирования деталей и сборочных единиц.