РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Техническая механика
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Техническая механика | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
2013
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Зам. директора по УМР ____________________Вараксина М.С. | Одобрена на заседании ПЦК проф. дисциплин 190604,190631 Протокол №__ от «___»_________2014г. Председатель ПЦК ____________________Холомьенков А.М. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»
Разработчики:
Новикова О.А. преподаватель СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 21 |
| 23 |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Производить расчет на растяжение и сжатие, срез и смятие, кручение и изгиб
▪ Выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для применения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы перемещения тел;
- Методики выполнения основных расчетов по теоретическому сопротивлению материалов и деталям машин;
- Основы проектирования деталей машин;
- Основы конструирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 252 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов; самостоятельной работы обучающегося 82 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем примерной программы учебной дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы | Количество часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 252 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 170 | |
в том числе: | ||
лабораторные занятия | 8 | |
практические занятия | 52 | |
контрольные работы | - | |
курсовая работа (проект) | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 82 | |
в том числе: | ||
внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Итоговая аттестация в 3 семестре в форме | Диф.зачет | |
Итоговая аттестация в 4 семестре в форме | Экзамен |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Теоретическая механика | |||
Тема 1.1. Введение Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. Роль и значение механики . Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика. Краткий обзор развития теоретической механики. | 2 | 1 | |
2. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила как вектор. Единицы силы. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая системы сил. Внешние и внутренние силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Степень свободы. Связи. Реакции связей. | 2 | 1 | |
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала: | 14 | |
1. Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим способом. Определение усилий в двух шарнирно-соединенных стержнях. Проекция силы на оси координат. | 2 | 2 | |
2. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы. Методика решения задач на равновесие плоской системы сходящихся сил с использованием геометрического и аналитического уравнения равновесия. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Самоанализ изученной темы. Подготовка к практической работе. | 4 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 1 «Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил аналитическим и геометрическим методом» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 2 «Условие равновесия плоской системы сходящихся сил в аналитической форме» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 1.3. Пара сил. Плоская система произвольно расположенных сил. | Содержание учебного материала: | 22 | |
1. Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары сил, величина, знак. Свойства пар. Условие равновесия пары сил. | 2 | 2 | |
2. Момент силы относительно точки; величина, знак, условие равенства нулю. Приведение силы и системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент. Частные случаи приведения плоской системы сил. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской произвольной системы сил (три вида). Классификация нагрузок – сосредоточенные силы, моменты, равномерно-распределенные нагрузки и их интенсивность. | 2 | 2 | |
3. Балки, плоские фермы, рамы. Опоры: шарнирно-подвижная, шарнирно-неподвижная, жесткое защемление (заделка) и их реакции. Аналитическое определение опорных реакций балок, рам, ферм. Определение усилий в стержнях плоских ферм. Связи с трением. Сила трения, угол и коэффициент трения. Условие самоторможения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 3 | ||
Практическое занятие Практическое занятие № 3«Определение реакций в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и пар сил» Определение опорных реакций консольных и однопролетных балок, ферм, рам, арок. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 4 «Определение величины реакции для балки с шарнирными опорами» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 5 «Определение величины реакции в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и распределенных нагрузок» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 6 « Определение величины реакции в шарнирных опорах балки» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 1.4 Центр тяжести тела. Центр тяжести плоских фигур. | Содержание учебного материала | 11 | |
1. Центр параллельных сил и его свойства. Координаты центра параллельных сил. Сила тяжести. Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры (тонкой однородной платины). Статический момент площади плоской фигуры относительно оси; определение, единицы измерения, способ вычисления. свойства. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ изученной темы | 1 | ||
2. Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений, стандартных профилей проката. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 7 «Определение координат центра тяжести заданного сечения» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 8 «Определение координат центра тяжести составного сечения» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 1.5 Основные понятия кинематики | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Основные понятия кинематики: траектория, путь, время, скорость и ускорение. Способы задания движения точки. Ускорение при прямолинейном и криволинейном движениях. Простейшие движения твердого тела: поступательное движение, вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ изученной темы | 1 | ||
Тема 1.6. Основные понятия и аксиомы динамики. Метод кинетостатики | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Предмет динамики. Две основные задачи динамики. Масса материальной точки и единицы ее измерения. Зависимость между массой и силой тяжести. Аксиомы динамики: принцип инерции, основной закон динамики, закон независимости действия сил, закон равенства действия и противодействия. Свободная и несвободная материальные точки. Понятие о силе инерции. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики. | 2 | 1 | |
Тема 1.7. Работа и мощность. Общие теоремы динамики | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Работа постоянной силы при прямолинейном движении. Работа равнодействующей. Работа силы тяжести. Мощность. КПД, работа и мощность при вращательном движении. Работа сил на наклонной плоскости. Теорема об изменении количества движения. Теорема об изменении кинетической энергии. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 1.8 Устойчивость равновесия | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условие равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ изученной темы | 1 | ||
Раздел 2. Сопротивление материалов | 129 | ||
Тема 2.1. Основные положения. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Краткие сведения об истории развития «Сопротивление материалов». Упругие и пластические деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах материалов и характере деформирования. Нагрузки и их классификация. Геометрическая схематизация элементов сооружений. Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся при: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 2.2 Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 24 | |
1. Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Эпюра нормальных напряжений по длине стержня. Гипотеза плоских сечений. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль продольной упругости. Формула Гука. Определение перемещений поперечных сечений стержня. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
2. Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов, их механические характеристики. Понятие о предельном напряжении. Коэффициент запаса прочности пластичных и хрупких материалов. Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям и предельным состояниям. Коэффициенты надежности по нагрузке, по материалу, по назначению и условиям работы. Нормальные и расчетные нагрузки и сопротивления. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
3. Условия прочности по предельному состоянию и допускаемым напряжениям. Три типа задач при расчете из условия прочности по предельному состоянию. Расчеты на прочность. Влияние силы тяжести стержня на напряжения и деформации. Понятие о статически неопределимых системах при растяжении (сжатии). | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 9. Построение эпюр продольных сил, и нормальных напряжений. Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений для ступенчатого бруса, защемленного одним концом, при осевом растяжении (сжатии). |
2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 10. Расчет на прочность и жесткость при растяжении и сжатии. Расчет на прочность и жесткость. Проектировочные и проверочные расчеты на прочность и жесткость при растяжении и сжатии. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Лабораторная работа №1 Испытание материалов на растяжение | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Лабораторная работа №2 Определение критической силы сжатого стержня | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Лабораторная работа №3 Испытание материалов на сжатие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Тема 2.3. Практические расчеты на сдвиг и смятие | Содержание учебного материала | 5 | |
1. Чистый сдвиг. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Модуль сдвига. Зависимость между тремя упругими постоянными (без вывода). | 2 | 1 | |
2. Смятие: основные расчетные предпосылки и расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на сдвиг и смятие. Примеры расчета заклепочных, болтовых, сварных соединений и сопряжений на деревянных врубках по предельному состоянию. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся при: Составление терминологического словаря по теме. | 1 | ||
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала: | 18 | |
Понятие о геометрических характеристиках плоских сечений бруса. Статический момент площади плоской фигуры. Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Моменты сопротивления: осевой, полярный. Радиус инерции. Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные центральные моменты инерции. Моменты инерции простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого. Определение главных центральных моментов инерции сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся при: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 11. «Вычисление главных центральных моментов инерции сечений. Вычисление моментов инерции простейших сечений» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие Практическое занятие № 12. Определение момента инерции составного сечения. Вычисление главных центральных моментов инерции составного сечения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 13. «Определение главного центрального момента инерции сечения относительно главной центральной оси» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 14. «Вычисление главных центральных моментов инерции составных сечений. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 15 «Подбор сечений стержней из расчета на прочность. Подбор сечения стержня –подвески» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса | Содержание учебного материала: | 37 | |
1. Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
2. Дифференцированные зависимости между интенсивностью распределенной нагрузки, поперечной силой и изгибающим моментом | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
3. Свойства контуров эпюр. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся и для различных видов напряжений статически определимых балок. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
4. Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки. | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
5. Эпюра нормальных напряжений в поперечном сечении. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе, осевой момент сопротивления; единицы измерения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
6. Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского для касательных напряжений в поперечных сечениях балок. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
7. Эпюры касательных напряжений для балок прямоугольного и двутаврового поперечных сечений по высоте сечения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
8. Моменты сопротивления для простых сечений. Расчеты балок на прочность: по нормальным, касательным, эквивалентным напряжениям. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 16. «Построение эпюр Qx и Mx для одноопорной балки» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 17. «Построение эпюр Qx и Mx для двухопорной балки» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 18. «Построение эпюр Qx и Mx для балки с сечением –сдвоеный двутавр»
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 19. «Расчет бруса круглого попересного сечения при сочетании основных деформаций» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 2.6. Расчет балок на жесткость. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Расчет балок на жесткость. Понятие о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 2.7. Кручение Сложное сопротивление. | Содержание учебного материала | 18 | |
1. Кручение прямого бруса круглого сечения. Крутящий момент. Эпюра крутящих моментов. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
2.Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении бруса при кручении. Эпюра касательных напряжений по высоте сечения бруса. Угол закручивания. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
3. Условия прочности и жесткости при кручении. Три типа задач при расчете на прочность и жесткость при кручении. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
4. Косой изгиб, основные понятия и определения. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии; свойства нулевой линии. Построение эпюр нормальных напряжений. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
5. Расчет на прочность при косом изгибе по предельному состоянию. Внецентренное сжатие бруса большой жесткости. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии: свойства нулевой линии. Ядро сечения и его свойства. Расчет на прочность по предельному состоянию. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Лабораторная работа №4 Испытание образцов из различных материалов на кручение | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 2.8. Устойчивость центрально-сжатых стержней. | Содержание учебного материала | 20 | |
1. Устойчивые и неустойчивые формы равновесия центрально-сжатых стержней. Продольный изгиб. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
2. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
3. Пределы применимости формулы Эйлера. Предельная гибкость. Эмпирическая формула Ясинского - Тетмайера. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
4. Расчет центрально- сжатых стержней на устойчивость по предельному состоянию с использованием коэффициента продольного изгиба. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 20. «Определение допускаемого значения критической силы для стержней большой гибкости»
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 21. «Определение величины допускаемого значения центрально-сжимающей силы»
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Лабораторная работа №5 Исследование устойчивости стержня, прикрепленного к вертикальному вращающемуся валу | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Раздел 3. Детали машин | 44 | ||
Тема 3.1. Основные положения. Общие сведения о передачах | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Цель и задачи раздела «детали машин». Механизм и машина. Классификация машин. Детали и узлы, их классификация. Надежность машин. Требования, предъявляемые к машинам и деталям. Критерии работоспособности деталей машин. Назначение передач. Классификация передач по принципу действия и принципу передачи движения от ведущего звена к ведомому. Основные кинематические и силовые соотношения в передачах. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.2. Фрикционные передачи. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Фрикционные передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки фрикционных передач, область их применения. Материалы катков. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. Цилиндрическая фрикционная передача. Понятие о вариаторах.. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.3. Зубчатые передачи | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Зубчатые передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки зубчатых передач, область их применения. Основы теории зубчатого зацепления, краткие сведения. Эвольвента и ее свойства. Материалы зубчатых колес. Виды разрушения зубьев.. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
2. Цилиндрическая прямозубая передача. Определение основных геометрических параметров | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.4. Передача «винт – гайка» | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Винтовая передача: достоинства и недостатки, область применения. Разновидности винтов передачи. Материалы винта и гайки. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
2. Определение износостойкости, прочности и устойчивости винта. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.5. Червячные передачи | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Общие сведения о червячных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в червячной передаче. Силы в зацеплении. Материалы червячной пары. Виды разрушения зубьев червячных колес. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
2. Определение основных геометрических параметров червячной передачи. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.6 Редукторы. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Общие сведения о редукторах. Классификация. Модернизированные редукторы. Мотор – редукторы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов).. | 1 | ||
Тема 3.7 Ременные и цепные передачи | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Общие сведения о ременных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в ременной передаче. Силы и напряжения ременных передач. Силы и напряжения в ветвях ремня. Детали ременных передач: типы ремней, шкивы, натяжные устройства. Общие сведения о зубчато – ременных передачах. Общие сведения о цепных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в цепной передаче. Силы и напряжения в ветвях цепи. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства, смазка цепи. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов).. | 1 | ||
Тема 3.8 Валы и оси. Общие сведения. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Понятие о валах и осях. Классификация. Конструктивные элементы валов и осей. Материалы.. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов).. | 1 | ||
Тема 3.9 Подшипники | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Подшипники скольжения: конструкция, достоинства и недостатки, область применения. Классификация. Материалы и смазка подшипников скольжения. Элементарные сведения о работе подшипников в условиях жидкостной смазки. Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
1.Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.10 Муфты | Содержание учебного материала | 3 | |
1.Муфты, их назначение и краткая классификация. Основные типы глухих, жестких, упругих, сцепных, самоуправляемых муфт. Краткие сведения о выборе и расчете муфт | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.11. Соединения деталей машин | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Общие сведения о разъемных и неразъемных соединениях. Конструктивные формы резьбовых соединений: болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует; болтовое соединение нагружено поперечной силой; болт затянут, внешняя нагрузка раскрывает стук детали. Заклепочные соединения: классификация, типы заклепок. Шпоночные соединения: достоинства и недостатки, разновидность шпоночных соединений. Шлицевые соединения: достоинства и недостатки, разновидность шлицевых соединений. | 2 | 1 | |
Раздел 4. Основы конструирования | 17 | ||
Тема 4.1. Основы конструирования зубчатых и червячных колес, валов | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Конструкции цилиндрических колес, конических колес, червячных колес. Конструкции валов. Основы компоновки ведущего и ведомого вала зубчатых и червячных передач. | 2 | 1 | |
Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 4.2. Основы конструирования подшипниковых узлов | Содержание учебного материала | 14 | |
1.Особенности конструирования длинных и коротких валов. Понятие о фиксирующей и плавающей опоре. Установка подшипников враспор и врастяжку. Краткие сведения о конструировании подшипниковых узлов. | 2 | 2 | |
Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Лабораторная работа №6 Выполнение эскизов зубчатых и червячных колес, валов в САПР КОМПАС | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 2 | ||
Лабораторная работа №7 Выполнение эскизов подшипниковых узлов в САПР КОМПАС. Зачетное занятие | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 2 | ||
Всего: | 252 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»;
- макеты механических передач;
- макеты деталей машин.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Л.И. Вереина. Техническая механика. Учебник для СПО. М.: «Академия», 2009
Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2007.
В.П. Олофинская. Техническая механика (курс лекций). – М.: Форум: Инфра - М, 2009.
В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – М.: Форум: Инфра – М, 2008
В.И. Сетков. Сборник задач по технической механике. Учебное пособие для СПО. М.: «Академия», 2006
И.И. Мархель. Детали машин. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2010. (профессиональное образование)
Дополнительные источники:
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2010.
А.И. Аркуша. Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2007.
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Детали машин. – М.: Академия, 2008.
Журнал «Популярная механика», 2010 – 2011.
Интернет-ресурсы :
www. MYsopromat.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. | 2. |
Умения | |
-определять равнодействующую аналитическим и графическим методом; -определять реакции опор балок с проверкойправильности решения; -находить координаты центра тяжести плоских фигур и фигур, составленных из стандартных прокатных профилей; -строить эпюры продольных сил и нормальных напряжений; -строить эпюры крутящих моментов; -строить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов; -производить расчеты на прочность при растяжении и сжатии, срезе и смятии, кручении и изгибе; -выбирать рациональные формы поперечных сечений; -производить расчеты зубчатых и червячных передач, передачи «винт – гайка», шпоночных соединений на контактную прочность; -расчет привода конвейера; -выполнять эскизы зубчатых и червячных колес, валов; -выполнять эскизы подшипниковых узлов. | Текущий контроль: -практические занятия; -лабораторные работы; тестирование; -внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточный контроль: -практические занятия; -контрольные работы. Итоговый контроль: -дифиринцированный зачет . |
Знания: | |
-основные понятия и аксиомы теоретической механики; -условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил; -методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов, деталям машин; -основы конструирования деталей и сборочных единиц. |