Рабочая программа ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ по профессии 23.01.03 Автомеханик
рабочая программа на тему

Одноблюдова Александра Михайловна

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования о профессии 23.01.03 Автомеханик, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 № 701, на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования», имеющей рецензию ФИРО, регистрационный № 508 от 10 октября 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.03_materialovedenie.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от «     »        2018г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

по профессии 23.01.03 Автомеханик

Усть-Илимск, 2018

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической

комиссии «Автомеханик»

«__»    _______   2018 г.

Протокол № 16

Председатель методической  комиссии

C:\DOCUME~1\4636~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image2.jpegА.М. Одноблюдова

 Автор: Одноблюдова Александра Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории

        Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования о профессии 23.01.03 Автомеханик, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 № 701, на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования».

        

                                                           


СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения рабочей программы

        

        Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования о профессии 23.01.03 Автомеханик, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 № 701, на основании примерной программы по профессии начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденной распоряжением министерства образования Иркутской области от 11.03.2014 года № 185-мр «Об утверждении регионального перечня примерных образовательных программ среднего профессионального образования», имеющей рецензию ФИРО, регистрационный № 508 от 10 октября 2012г.

Программа адаптирована к условиям ГБПОУ «УИ ТЛТУ».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
  • определять основные свойства материалов по маркам;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • основные свойства и классификацию материалов, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов;
  • физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.

        Результатом освоения учебной дисциплины «Основы материаловедения» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

ПК 1.2

Определять основные свойства материалов по маркам

ПК 1.3

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки– 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки– 48 часов;

самостоятельной работы - 18 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

        Лабораторно-практические работы

8

        практические занятия

24

        контрольная работа

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Время на изучение темы

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Основы металловедения

38

Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах

Содержание учебного материала

3

1

Введение. Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике.

1

2

2

Основные свойства и классификация металлов и сплавов.

1

2

3

Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выписка из текста профессиональны терминов. Работа со справочником.  

2

Тема 1.2 Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала

13

4

Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны.

1

2

5

Углеродистые стали и их свойства.

1

2

6

Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей.

1

2

7

Легированные стали. Классификация, маркировка и применение

1

2

Практические занятия

8

Практическое занятие «Определение свойств чугунов»

1

2

9

Практическое занятие «Определение свойств чугунов»

1

2

10

Практическое занятие «Определение свойств сталей»

1

2

11

Практическое занятие «Определение свойств сталей»

1

2

12

Практическое занятие «Анализ структуры и свойств сталей и чугунов».

1

2

13

Практическое занятие «Анализ структуры и свойств сталей и чугунов».

1

2

14

Практическое занятие «Определение механических свойств чугунов и сталей по марке»

1

2

15

Практическое занятие «Определение механических свойств чугунов и сталей по марке»

1

2

16

Контрольная работа по теме «Сплавы железа с углеродом»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашних заданий по теме;

-  подготовка отчетов по практическим работам.

- выписка из текста профессиональных терминов.

3

Тема 1.3 Сплавы цветных металлов

Содержание учебного материала

14

17

Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана – их маркировка и применение.

1

2

18

Сплавы меди, их маркировка и применение. Сплавы алюминия, их маркировка и применение.

1

2

19

Сплавы магния, их маркировка и применение. Сплавы титана, их маркировка и применение. Коррозия. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы.

1

2

Практические занятия

20

Практическое занятие «Определение свойств меди».

1

2

21

Практическое занятие «Определение свойств меди».

1

2

22

Практическое занятие «Определение свойств алюминия».

1

2

23

Практическое занятие «Определение свойств алюминия».

1

2

24

Практическое занятие «Определение свойств титана».

1

2

25

Практическое занятие «Определение свойств титана».

26

Практическое занятие «Исследование действия коррозии на металлы»

1

2

27

Практическое занятие «Исследование действия коррозии на металлы»

1

2

28

Практическое занятие «Определение физических свойств цветных сплавов по марке»

1

2

29

Практическое занятие «Определение физических свойств цветных сплавов по марке»

1

2

30

Контрольная работа по теме «Основы металловедения»

1

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка отчета по практическим работам;

- выписка из текста профессиональны терминов..

3

Раздел 2.  Конструкционные материалы

28

Тема 2.1 Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

8

31

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств. Строение и назначение композиционных материалов. Лакокрасочные материалы. Абразивные материалы. Общие сведения.

1

1

Практические занятия

32

Практическое занятие «Определение свойств материалов по марке лакокрасочных материалов».

1

2

33

Практическое занятие «Определение свойств материалов по марке лакокрасочных материалов».

1

2

34

Практическое занятие «Исследование свойств резины»

1

2

35

Практическое занятие «Исследование свойств резины»

1

2

36

Практическое занятие «Определение свойств оргстекла»

1

2

37

Практическое занятие «Определение свойств оргстекла»

1

2

38

Контрольная работа по теме «Конструкционные материалы»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- конспектирование учебной и специальной технической литературы.

- подготовка отчета по практическим работам;

- выписка из текста профессиональных терминов.

4

Тема 2.2 Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

Содержание учебного материала

10

39

Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо. Марки дизельного топлива и их применение. Моторные и трансмиссионные масла. Пластические смазки. Эксплуатационные жидкости.

1

1

Лабораторные работы

40

Лабораторно-практическая работа «Определение качества бензина»

1

2

41

Лабораторно-практическая работа «Определение качества бензина»

1

42

Лабораторно-практическая работа «Определение качества дизельного топлива»

1

2

43

Лабораторно-практическая работа «Определение качества дизельного топлива»

1

2

44

Лабораторно-практическая работа «Определение качества моторного масла»

1

2

45

Лабораторно-практическая работа «Определение качества моторного масла»

1

46

Лабораторно-практическая работа «Определение качества пластической смазки»

1

2

47

Лабораторно-практическая работа «Определение качества пластической смазки»

1

2

48

Контрольная работа по теме «Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости»

1

Самостоятельная работа обучающихся

- конспектирование учебной и специальной технической литературы.

- подготовка отчета по лабораторным работам;

- подготовка реферата по теме на выбор:

  • Характеристика бензинов, основные марки
  • Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам.
  • Определение свойств масел по марке.
  • Назначение и основные требовании, предъявляемые к пластичным смазкам.
  • Характеристика охлаждающих жидкостей.
  • Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

6

Всего:

66

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины осуществляется на занятиях, которые проводятся в кабинете «Древесиноведение и материаловедение», по отдельным темам занятия проходят в кабинете «Правила дорожного движения. Инженерной и компьютерной графики».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- плакаты моделей металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа-проектор, экран

- электронные информационные материалы по темам.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с.
  2. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
  3. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение для автомехаников: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 480 с.

Дополнительные источники:

  1. Заплатин Р.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2009. –  250 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Все о материалах и материаловедении.  http//www.materiall.ru.
  2. Материаловедение. http//www.materialscience.ru .
  3. Платков В. Литература по материалам и материаловедению http//www.materialu-adam.blogspot.com.
  4. Материаловедение. http//www.twirpx.com/files/machinery/material.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины оосуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, исследований. Оценка результатов обучения осуществляется по пятибалльной системе.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания), ПК, ОК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

  • основные свойства, классификацию, характеристики, применяемых в профессиональной деятельности материалов;
  • Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.

Умение:

  • выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
  • определять основные свойства материалов по маркам

Оценка устного и письменного опроса.

Оценка тестирования.

Оценка результатов практической работы.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальное домашнее задание).

ПК 1.1 Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Оценка устного и письменного опроса.

Оценка тестирования.

Оценка результатов практической  работы.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

 Итоговая оценка по  дисциплине.

ПК 1.2 Определять основные свойства материалов по маркам

Оценка устного и письменного опроса.

Оценка тестирования.

Оценка результатов практической  работы.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

 Итоговая оценка по  дисциплине.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля.

Оценка устного и письменного опроса.

Оценка тестирования.

Оценка результатов практической  работы.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

 Итоговая оценка по  дисциплине.

Результаты обучения

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- аргументированность и полнота обоснования социальной значимости будущей специальности;

- демонстрация общей и профессиональной культуры;

- активность участия во внеурочных мероприятиях;

- демонстрация способности к творчеству;

Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; критериальная оценка.

Анализ результатов выполнения творческой и самостоятельной внеаудиторной работы, участия в проведении внеурочных мероприятий; критериальная оценка.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- рациональность планирования и организации учебной и профессиональной деятельности;

- выполнение практических работ, самостоятельной работы студента в соответствии с требованиями программы;

- своевременность сдачи заданий;

- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов решения поставленных задач;

- результативность поиска вариативных методов решения поставленных задач;

Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; критериальная оценка.

Анализ результатов защиты проектной работы и выполнения практических заданий; критериальная оценка.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- оперативность и результативность поиска необходимой информации;

- обоснованность выбора источников, включая электронные и Интернет-ресурсы, использования и преобразования информации из различных источников для решения поставленных задач профессионального и личностного характера;

Наблюдение за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка.

Анализ результатов устных опросов и выполнения практических заданий; накопительная оценка.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- рациональность и широта использования программного обеспечения общего и специального назначения;

- результативность и рациональность использования электронных и Интернет-ресурсов для подготовки и проведения внеурочных мероприятий;

- актуальность и практическая значимость созданных информационных продуктов (проектов, постеров).

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; накопительная оценка.

Анализ результатов устных опросов, защиты самостоятельной работы студента и творческих работ и выполнения практических заданий; накопительная оценка.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- эффективность и конструктивность взаимодействия с другими студентами и преподавателями в ходе образовательного процесса;

- выполнение возложенных обязанностей при работе в команде и/или группе;

- адекватность принятия решений и ответственности за них в условиях коллективно-распределенной деятельности;

- соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде;

- построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;

- регулирование эмоционального состояния различными способами в соответствии с ситуацией педагогического общения.

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы и во время участия в ситуационных и имитационных играх; накопительная оценка.

Анализ результатов устных опросов, работы студента в группах на практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы студента, при подготовке к внеурочным мероприятиям; критериальная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)

Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...

Рабочая программа производственной практики по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа производственной практики по профессии "Автомеханик"...

Рабочая программа производственной практики по профессии "Автомеханик"

1.  Паспорт рабочей программы производственной практики2.  Результаты освоения рабочей программы производственной практики3.  Структура и  содержание рабочей программы производстве...

Рабочая программа производственного обучения по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства" с 2-ух годичным сроком обучения

Рабочая программа производственного обучения предназначена для организации практических занятий по основным видам профессиональной деятельности в КГБОУ НПО «ПУ №62 имени А.Ф.Вепрева» при подготовке кв...

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец, контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии".

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии"....

Рабочая программа по производственному обучению Профессия: электрогазосварщик Код по перечню рабочих профессий: 19756

Данная программа предназначена для воспитанников достигших 14 лет и не имеющих основного общего образования.Программа профессиональной подготовки по профессии «Электрогазосварщик». При сос...