Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец, контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии".
календарно-тематическое планирование по теме

Тихонова Елена Викторовна

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_i_ktp_prodavets.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ ПРОДАВЕЦ КОНТРОЛЛЕР-КАССИР

                                                                                       2017 г.

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по рабочей профессии продавец, контроллер-кассир.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский индустриальный колледж».

Разработчик:

 Тихонова Елена Викторовна, преподаватель первой категории.

Одобрена предметной цикловой                             Утверждаю

комиссией __________дисциплин                        Директор ГБПОУ

протокол № __ от «___» _________ 20__ г                «Владимирский  

                                                                                           индустриальный  

                                                                                            колледж».

Председатель _____________________

                                                        _______Уланов А.Н.

                                                                        «___» _________ 20__ г

                                                                        

Проверена  заместителем

директора по УР

___________ Смирнова Л.В

«___» _________ 20__ г

                              СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

       Рабочая программа учебной дисциплины «Химия в профессии» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих  в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дополнительная  учебная дисциплина общеобразовательного цикла.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Химия в профессии» направлено на достижение следующих целей:

- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;

- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии          

- в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты  и  процессы  окружающей  действительности:  природной,  социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

- развитие  у  обучающихся  умений  различать  факты  и  оценки,  сравнивать  оценочные  выводы,  видеть  их  связь  с  критериями  оценок  и  связь  критериев  с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- приобретение  обучающимися  опыта  разнообразной  деятельности,  познания          и  самопознания;  ключевых  навыков,  имеющих  универсальное  значение  для различных  видов  деятельности  (навыков  решения  проблем,  принятия  решений,  поиска,  анализа  и  обработки  информации,  коммуникативных  навыков,

навыков  измерений,  сотрудничества,  безопасного  обращения  с  веществами  в  повседневной жизни).

            Освоение  содержания  учебной  дисциплины  «Химия в профессии»,  обеспечивает  достижение  студентами следующих результатов:

личностных :

- химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

- готовность  к  продолжению  образования  и  повышения  квалификации  в  избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

     - умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных :

-   использование различных  видов  познавательной  деятельности  и  основных           интеллектуальных  операций  (постановки  задачи,  формулирования  гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения,  научного  эксперимента)  для  изучения  различных  сторон  химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных :

- сформированность  представлений  о  месте  химии  в  современной  научной  картине  мира;  понимание  роли  химии  в  формировании  кругозора  и  функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами          и  закономерностями;  уверенное  пользование  химической  терминологией  и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии:  наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять  результаты  проведенных  опытов  и  делать  выводы;  готовность  и способность применять методы познания при решении практических задач;

- сформированность  умения  давать  количественные  оценки  и  производить          расчеты по химическим формулам и уравнениям;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических           −

веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  - определять пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов;

  - оценивать влияние процессов, применяемых при переработке пищевого и непищевого сырья на различные качественные характеристики пищевых  и непищевых товаров

 - определять контрольные точки для безопасного производства товаров, разрабатывать системы контроля качества

-  определять наличие химических компонентов пищи с помощью характерных реакций

- проводить самостоятельный поиск  информации с использованием различных источников

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  - качественные показатели продукции;

 - биологическую роль, функции  и свойства основных компонентов;

 - принципы обеспечения качества продукции.

- состав и свойства веществ использующихся при производстве промышленных и продовольственных товаров.

- правила безопасности и условия хранения товаров.

В  результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:

Код компетенции

Формируемая компетенция

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  56  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

     лабораторные занятия

1

     практические занятия

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

Форма итоговой аттестации: зачет


2.2.  Календарно-тематическое планирование.

                        

Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

1

2

3

1-2. Введение. Предмет, содержание, основные направления. Вещества органические и неорганические.

2

Тема 1.1.

Качество товаров.

-6 ч.

3-4. Понятие качества продовольственных и промышленных товаров. Общие закономерности и инструкции. Проблема повышения качества.

5-6. Основные компоненты продукции, их превращение в процессе хранения и переработки.

4

6

Самостоятельная работа обучающихся

Ознакомление с нормативными документами; повторная работа над учебным материалом; ответы на контрольные вопросы; подготовка отчетов по практическим занятиям.

Работа над учебным исследовательским проектом по заданию преподавателя.

Тема 1.2.

Химия продовольственных товаров. Вода и минеральные вещества.-6 ч.

7-8. Биологическая роль воды. Свободная и связанная вода. Активность воды. Роль воды в формировании качества продуктов. Практическая работа: «Жесткость воды, устранение жесткости».

9-10. Роль минеральных веществ в организме человека. Физиологическая роль отдельных макроэлементов и  микроэлементов.

6

11-12. Практическая работа «Составление таблицы минерального состава пищевых продуктов

Определение минерального состава пищевых продуктов».

Самостоятельная работа обучающихся

Повторная работа над учебным материалом; аналитическая обработка дополнительной литературы; ответы на контрольные вопросы; подготовка отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям.

Работа над учебным исследовательским проектом по заданию преподавателя.

6

Тема 1.3.

Пищевые  вещества и пищевые добавки.-26 ч.

13-14. Белки: понятие, строение, классификация, свойства, гидратация, денатурация, пенообразование, гидролиз, горение, цветные реакции. Пищевая ценность белков. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

15-16. Общая характеристика белков и аминокислот пищевых систем. Практическая работа: «Определение белка в пищевых продуктах», «Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке».

Денатурация белка. Цветные реакции белков.

17-18. Семинар: «Вода, минеральные вещества, белки». Контрольная работа.

19-20.  Общая характеристика углеводов.  Функции моносахаридов и олигосахаридов в пищевых продуктах. Функции полисахаридов в пищевых продуктах. Превращения углеводов в технологических процессах. Физиологическое значение углеводов.

21-22.  Практическая работа: «Определение углеводов в продуктах питания», «Обнаружение лактозы в молоке», «Действие йода на крахмал», «Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах», «Действие каталазы на пероксид водорода. Действие амилозы слюны на крахмал». Тестирование по теме: «Углеводы».

23-24. Строение и состав липидов. Классификация жиров. Пищевая ценность масел и жиров. Превращения липидов при производстве продуктов питания. Жиры, как продукт питания и химическое сырье.

25-26. Практическая работа: «Получение мыла из жиров». Замена пищевого сырья в производстве продуктов непищевым.

27-28. Физиологическое значение витаминов в питании человека. Общие сведения о витаминах.  Физиологическое значение водорастворимых витаминов. Физиологическое значение жирорастворимых витаминов. Лабораторная работа: «Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке».

29-30. Содержание пищевых кислот в продуктах питания. Значение пищевых кислот в питании человека. Кислотность пищевых продуктов. Основные функции пищевых кислот. Отдельные представители кислот

31-32. Физиологическое значение ферментов в питании человека.  Понятие о ферментах. Размер молекул. Селективность. Эффективность.  Зависимость от температуры и среды раствора. Классификация ферментов. Использование ферментов в промышленности.

33-34. Понятие «пищевые добавки». Требования к безопасности пищевых добавок. Основные виды классификации пищевых добавок. Принципы международной цифровой кодификации. Генетически модифицированные продукты питания. Фальсификация пищевых продуктов.

35-36. Вещества, добавляемые для улучшения органолептических характеристик продуктов.  Вещества, добавляемые для улучшения технологических свойств продуктов. Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов.  Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов. Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов.

37-38. Биологически активные добавки. Нутрицевтики, пробиотики, пребиотики. Формирование функциональной направленности питания. Лабораторная работа: «Определение свойств пищевых добавок, влияющих на цвет. Химия цвета», «Определение свойств пищевых добавок, влияющих на вкус. Химия вкуса и запаха». Искусственные и генетически-модифицированные пищевые продукты. Основные особенности ИПП и технологии их получения.  Белок как сырье для искусственных продуктов питания. Источники получения белка.  

26

46

Самостоятельная работа обучающихся

Повторная работа над учебным материалом; аналитическая обработка дополнительной литературы; ответы на контрольные вопросы; подготовка отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям.

Работа над учебным исследовательским проектом по заданию преподавателя.

        

Тема 2.

Химия промышленных товаров.- 8 ч.

39-40. Средства гигиены на основе кислородсодержащих соединений.

41-42. Углеводороды в промышленности. Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки. Полимерные материалы, входящие в состав промышленных товаров.

43-44. Средства защиты растений. Классификация: гербициды, нематоциды, бактерициды, инсектициды, пестициды. Правила техники безопасности при хранении и применении.  

45-46. Стекло и керамические изделия. Металлы, сплавы, изделия из них. Ювелирные изделия.

8

               6

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со справочниками; повторная работа над учебным материалом по дополнительной литературе; подготовка отчетов по лабораторным работам; ответы на контрольные вопросы.

Тема 3.

Безопасность пищевых продуктов.- 10ч.

47-48. Понятие безопасности продовольственных и промышленных товаров. Чужеродные вещества и пути их поступления в продукты питания. Система критической контрольной точки при анализе опасного фактора.  Окружающая среда, как основной источник загрязнения сырья и пищевых продуктов. Основные типы чужеродных веществ.

49-50. Чужеродные вещества в сельском хозяйстве. Природные токсиканты.  Загрязнения веществами, применяемыми в растениеводстве.  Загрязнения веществами, применяемыми в животноводстве.  Бактериальные токсины.  Микотоксины.  Метаболизм чужеродных соединений

51-52. Разработка системы контроля качества продовольственных и промышленных продуктов.

53-54. Экологическая маркировка и ее значение для потребителей. Определение показателей безопасности продовольственных и промышленных товаров.

55-56. Итоговое тестирование по пройденным темам. Дифференцированный зачет.

              10

6

Самостоятельная работа обучающихся

Аналитическая обработка информации по теме из дополнительных источников; подготовка отчетов по ипрактическим занятиям; ответы на контрольные вопросы.

 Работа над учебным исследовательским проектом по теме Экологическая маркировка товаров

итого

             56


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Биология, химия»  и химической лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места на 25-30 обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических и наглядных  пособий;

Технические средства обучения:

 - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным проектором.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

 - посадочные места по количеству обучающихся;

 - рабочее место преподавателя;

 - комплекты лабораторной посуды по количеству обучающихся;

 - комплекты химических реактивов и индикаторов;

 - комплект учебно–методических пособий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Нечаев А.П, Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др.под редакцией А.П. Нечаева. Пищевая химия. - СПб.: ГИОРД, 2011.
  2. Рогов И.А. , Антипова Л.В., Дунченко Н.И. Химия пищи. Колос С, 2009.

Дополнительные источники:

  1.  Нечаев А.П., Кочеткова А.А. Пищевые и биологически активные добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства. Учеб. пособие. СПб. : ГИОРД, 2007. – 248с.
  2.  Голубев В.Н. Основы пищевой химии. – М.: Биоинформсервис, 1997. – 223с.
  1.  Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Выс-шая школа, 1991. – 287 с.

     Интернет ресурсы:

  1. http://www.tvscience.ru/2011/01/18/eda-bez-ximii-ili-istoriya-s-edoj/
  2. http://ua.bookfi.org/book/635552

 3.  http://www.chemistry.narod.ru/Pisha.htm

 4.  http://dony.ru/book/152655-himiya-pischi.html

  1. Виртуальная химическая лаборатория http://www.virtulab.net/index.

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных учебных исследовательских проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 -   определять пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов;

 Защита отчетов по лабораторным работам и  практическим занятиям.

Контрольная работа.

  - оценивать влияние процессов, применяемых при переработке пищевого и непищевого сырья, на различные качественные характеристики  прдукции;

Защита отчетов по лабораторным работам и  практическим занятиям.

Контрольная работа.

 - определять контрольные точки для безопасного производства продукции, разрабатывать системы контроля качества .

Защита отчетов по лабораторным работам и  практическим занятиям.

Контрольная работа.

Защита учебного исследовательского проекта

Знания:

- качественные показатели продукции;

Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа.

 - биологическую роль, функции  и свойства основных компонентов продукции;

Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа.

 - принципы обеспечения качества продукции.

Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа.

Защита учебного исследовательского проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилированная программа по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"

Данная программа предназначена для преподавателей экономики социально - гуманитарного профиля по професии "Продавец, контролер, кассир". Программа составлена  с учетом ФГОС 3 поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по профессии "Продавец, контролер-кассир"

Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, сл...

Викторина по профориентации рабочей профессии "Продавец, контролер-кассир"

Данная викторина была разработана с целью поднятия интереса к профессии со стороны обучающихся средних школ. Может быть использована при проведении дня открытых дверей в средних профессиональных ...

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир...

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир...

Рабочая программа производственной практики по профессии "Продавец, контролер-кассир"

Рбочая программа предназначена для обучения по професси "Продавец, контролер-кассир"....

Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавец

Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавецЦель и задачи конкурса: Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня техн...