методические рекомендации по проведению практических занятий по слесарному делу
учебно-методический материал на тему

методические рекомендации по проведению практических занятий по слесарному делу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_osnovy_slesarnyh_slesar-elektrik_15_g.docx874.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_____________ В.Г. Апаницин

«____» ______________ 2017 г.

ОП.02

ОСНОВЫ СЛЕСАРНЫХ, СЛЕСАРНО-СБОРОЧНЫХ, ЭЛЕКТРО- И РАДИОМОНТАЖНЫХ РАБОТ

Методические указания по проведению

практических занятий обучающихся

Профессия 23.01.12 – Слесарь-электрик  метрополитена

Составитель

                                                                             Краснова Р.В.,

преподаватель спецтехнологии СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»

Санкт-Петербург

2017


СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1. Пояснительная записка
  2. Методические указания по выполнению практических занятий
  3. Требования к оформлению результатов практических занятий
  4. Рекомендуемая литература

  1. Пояснительная записка

Методические указания по проведению практических занятий составлены на основе требований ФГОC СПО к содержанию и уровню подготовки выпускника в соответствии учебным планом и рабочей программой дисциплины «Основы слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ»

Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению практических занятий

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

 уметь:

  • применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ;
  • применять наиболее распространенные приспособления и инструменты;
  • читать инструкционно-технологическую документацию;

знать:

  • методы практической обработки материалов;
  • технологическую документацию на выполняемые работы, их виды и содержание

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Производить разборку, ремонт и сборку узлов электромеханического оборудования, отдельных узлов и деталей электропусковой аппаратуры и электродвигателей малой мощности, устранять повреждение кабелей.

ПК 1.2. Производить демонтаж и монтаж электрических схем электронагревательных устройств, приборов и подводки питания к ним.

ПК 1.3. Участвовать в комплексных испытаниях оборудования, линий, станций.

ПК 1.4. Оформлять техническую документацию.

ПК 2.1. Выявлять и исправлять неисправности в работе оборудования различных типов металлоконструкций и эскалаторов метрополитена.

ПК 2.2. Выполнять электротехнические, регулировочные, наладочные работы на пускорегулирующей, защитной аппаратуре, электродвигателях.

ПК 2.3. Оформлять техническую документацию.

Перечень тем практических занятий

Тема

дисциплины

Наименование практических занятий

Объем

часов

Тема 1 . Основные виды слесарных работ, применяемые инструменты и приспособления.

Практическое занятие № 1: «Измерения штангенциркулем ШЦ-1, ШЦ-2»

Практическое занятие №2:  «Определение длины развертки заготовки по чертежу детали»

Практическое занятие № 3: «Определение последовательности нанесения разметочных линий при выполнении плоскостной разметки».

Практическое занятие № 4: «Определение углов заточки зубила»

Практическое занятие № 5: «Определение  инструментов, приспособлений и оборудования для выполнения гибки и правки металла и описание  последовательности работ».

1

1

1

1

1

Тема 3. Основы резания и режущий инструмент.

Практическое занятие № 6: «Определение  инструментов, приспособлений  и оборудования  для  резки металла, последовательность  работ»

Практическое занятие № 7: «Элементы сверла».

Практическое занятие № 8: «Соответствие класса точности и чистоты и выбранного для обработки отверстия инструмента»

Практическое занятие № 9: «Сравнение инструментов для обработки отверстий»

1

1

1

1

Тема 4.  Основы электро – и радиомонтажных работ

Практическое занятие № 10: «Составление технологического процесса по чертежам, с помощью инструкционно -технической документации в процессе выполнения ремонта, подналадки узлов, сборочных единиц и механизмов».

1

ВСЕГО:

10


  1. Методические указания по проведению практических занятий

Практическое занятие № 1.

Тема: Измерения штангенциркулем ШЦ-1, ШЦ-2. 

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: штангенциркули  ШЦ-1, ШЦ-2, детали для измерений, мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания об измерительных инструментах.

Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять наиболее распространенные приспособления и инструменты

ОК 3-5, ПК 2.1 - 2.2

Задание: изучить устройства, назначение штангенциркулей, их подготовку к измерениям и приемы измерения и отсчетов показаний.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Выполнить упражнения
  2. Занести полученные измерения  в таблицу.
  3. Ответить на контрольные вопросы.
  4. Сделать выводы и оформить отчет.

Упражнение 1. Измерение штангенциркулем ШЦ-1

  1. Ознакомиться с устройством штангенциркуля:
  1. изучить все части и их назначение (рис. 1);
  2. освоить устройство нониуса штангенциркуля (рис. 2): длина нониуса 19 мм разделена на 10 равных частей. Одно деление нониуса равно 19:10=1,9 мм, это на 0,1 мм меньше целого числа миллиметров.

Снимок

Рис. 1. Штангенциркуль:

1 – штанга; 2,7 – губки; 3 – подвижная рамка;  4 – зажим; 5 – шкала нониуса;  6 – линейка глубомера

Рис. 2. Нониус

Подготовить штангенциркуль к работе:

проверить комплектность инструмента;

промыть инструмент в авиационном бензине, протереть его досуха мягкой льняной тканью, особенно тщательно протереть измерительные поверхности.

Произвести наружный осмотр:

губки и торец штанги должны быть в полном порядке;

на измерительных поверхностях не должно быть следов коррозии, забоин, царапин, затупленных острых концов губок или других дефектов, влияющих на точность измерения;

штрихи и цифры шкал должны быть отчетливыми и ровными;

проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля, плавность хода рамки 3, параллельность губок 2 и 7, нет ли перекоса, тугого передвижения движка рамки.

 Проверить нулевое положение штангенциркуля:

привести соприкосновение губки штангенциркуля (рис.3, а).

Губки по всей длине должны быть параллельными. Зазора по краям губок не должно быть. Нулевой штрих нониуса должен совпадать с нулевой риской основной шкалы; Рис. 3. Проверка нулевого положения штангенциркуля

a) размер просвета между измерительными поверхностями сведенных убог штангенциркуля оценивают при дневном освещении «на глаз» (рис. 3, б). При отсутствии просвета между губками для наружных измерений или при небольшом просвете (не более 6 мм) должны сов-падать нулевые штрихи нониуса с начальным штрихом основной шкалы (рис. 3, а);

b) если инструмент не отрегулирован, то в фактическое показание инструмента нужно вносить соответствующую поправку, равную начальной погрешности, но с обратным знаком;

c)        в случае большого несовпадения нулевых штрихов необходимо отжать винты нониуса, сдвинуть нониусную пластинку до совпадения штрихов и закрепить ее винтами.

2. Приемы измерения:

a) взять деталь в левую руку, которая должна находиться за губками и захватить деталь недалеко от губок (рис. 4, а). Правая рука должна придерживать штангу, при этом большой палей этой руки должен перемещать рамку до соприкосновения с проверяемой поверхностью, не допуская перекоса губок и добиваясь нормального измерительного усилия;

Рис. 4. Прием измерений штангенциркулем ШЦ-1

  1. закрепление рамки производить большим и указательным пальцами правой руки, придерживая штангу остальными пальцами этой руки. Левая рука при этом должна придерживать губку штанги (рис. 4, б).
  1. Чтение показаний штангенциркуля ШЦ-1:
  1. при чтении показаний штангенциркуль держать прямо перед глазами (рис. 5, а).  Если смотреть на показания с боку (рис. 5, б), то это приведет к искажению и, следовательно, к неправильным результатам измерений. Для предупреждения искажений поверхность, на которой нанесена шкала нониуса, имеет скос для того, чтобы приблизить шкалу нониуса к основной шкале на штанге;
  2. целое число миллиметров отсчитывают по шкале штанги слева направо нулевым штрихом нониуса.

Дробные значения (количество десятых) определяют умножением величины отсчета (0,1мм) на порядковый номер штриха нониуса, не считая нулевого, совпадающего со штрихом штанги.

Рис. 5.Чтение показаний штангенциркуля

ПРИМЕР. Нулевой штрих совпадал с 39-м делением на штанге, а нониус в  нулевое давление показал 7-е деление. Результат  измерений будет равен: 39+0,1х7 = 39,7мм.

Упражнение 2. Измерение штангенциркулем ШЦ-II

  1. Ознакомиться с конструкцией штангенциркуля ШЦ-II (рис. 6,а).

Рис. 6. Штангенциркуль ШЦ-II:

  1. – неподвижная  измерительная губка, 2 – подвижная измерительная губка, 3 – подвижная рамка, 4 – зажим рамки, 5 – рамка микрометрической подачи, 6 – зажим рамки микроподачи, 7 – штанга с миллиметровыми делениями, 8 – винт микроподачи, 9 – гайка подачи рамки, 10 – нониус
  1. Изучить устройство нониуса: он имеет длину 39 мм, разделен на 20 частей. Одно деление нониуса составляет 39:20=1,95 мм (рис.6, б), это на 0,05 мм меньше целого числа.
  2. Выполнить задания (см. упр.1, п.2 и 3).
  3. Проверить взаимодействие отдельных частей штангенциркуля:
  1. плавность хода рамки, параллельность губок, нет ли перекоса, мертвого хода в микрометрической паре, тугого перемещения движка рамки, ослабления и смещения пружины, расположенной под стопорным винтом;
  2. нет ли износа рабочих поверхностей шкалы линейки и рамки, вызывающего перекос измерительных поверхностей губок, неточности штрихов на шкале и нониусе.
  1. Проверить нулевое положение:
  1. проверить совпадение нулевого штриха нониуса 10 с нулевым делением (штрихом) штанги 7. Для грубых измерений рамку 3 переместить по штанге до плотного прилегания губок. Для точной установки штангенциркуля пользоваться микрометрической подачей 8, 9;
  2. при отсутствии просвета между губками для наружных измерений или при большом просвете (не более 3 мкм) нулевые штрихи штанги и нониуса при сдвинутых губках должны совпадать. Положение шкалы штангенциркуля и нониуса штангенциркуля ШЦ-II величиной отсчета 0,05 мм показано на рис. 7.

Рис. 7. Чтение показаний штангенциркуля ШЦ- II

  1. Приемы измерения штангенциркулем ШЦ-II:
  1. установить приблизительно контролируемый размер (при наружном измерении рис.8, а несколько больше, а при внутреннем рис. 8, б несколько меньше контролируемого размера). Закрепить рамку микрометрической подачи 2;
  2. взять штангенциркуль правой рукой, а левой поддерживать губку штанги или деталь (если небольших размеров);
  3. правой рукой, закрепив движок 2 с помощью гайки микроподачи 3, плавно передвигать рамку 1 так, чтобы губки соприкасались с проверяемой поверхностью, закрепить рамку, не допуская перекоса и добиваясь нормального усилия;

Рис. 8. Приемы измерений штангенциркулем ШЦ-II

  1. устанавливать штангенциркуль так, чтобы деталь – линия измерения не имела перекоса, а была перпендикулярно оси детали.

Неправильная установка штангенциркуля ведет к завышению показания (рис.9 – наружные измерения; рис. 10 – внутренние измерения).

                    

        Рис. 9. Установка штангенциркуля                   Рис. 10. Установка штангенциркуля

     при измерении наружных поверхностей         при измерении внутренних поверхностей

  1.  Чтение показаний штангенциркуля ШЦ-II:
  1. штангенциркуль держать прямо перед глазами (рис.5);
  2. отсчитывать целое число миллиметров слева направо нулевым штрихом нониуса;
  3. найти штрих нониуса, совпадающий со штрихом шкалы штанги. К ближайшей слева цифре, обозначающей сотые доли миллиметра, прибавить результаты умножения величины отсчета на порядковый номер короткого штриха нониуса, совпадающего со штрихом штанги, считая его от длинного оцифрованного штриха. Примеры показаны на рис. 11, а, б;

Рис. 11. Примеры отсчета при измерениях:

а,б – наружных поверхностей, в – внутренних

  1. при внутреннем измерении (рис.11, в) к показаниям штангенциркуля прибавляется толщина губок (10 мм), указанная на них.
  1. На  рисунках найдите на шкалах штангенциркуля размер.

Снимок 1

Ответ:

Снимок 2

Ответ:

Снимок 3

Ответ:

  1. Ответить на контрольные вопросы
  2.  Оформить отчет

Контрольные вопросы:

  1. Назовите универсальные измерительные инструменты для контроля размеров, используемые в слесарном деле.
  2. Что такое универсальный штангенциркуль, для чего он предназначен и из каких элементов состоит?
  3. Что такое нониус?
  4. От чего зависит точность измерения размера?

 Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.

Практическое занятие   № 2

Тема:  Определение длины развертки заготовки по чертежу детали.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: чертежи, мультимедийный проектор

Цели и задачи: практическое освоение расчета длины развертки заготовки

Требования к знаниям и умениям:

Уметь:

применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ

ОК 1-2

ПК 1.1 - 1.3

 Задание: произвести расчет длины развертки заготовки.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

1. Вычертить  эскиз детали, расставить габаритные размеры.

2. Подсчитать длину развёртки заготовки угольника с внутренним закруглением 

4.  Ответить на контрольные вопросы

5.  Оформить отчет по работе.

Теоретическая часть

        При гибке необходимо добиться, чтобы заготовка после снятия нагрузки сохранила приданную ей форму, поэтому напряжения изгиба должны превышать предел упругости.

Деформация заготовки в данном случае будет пластической, при этом внутренние слои заготовки сжимаются и укорачиваются, а наружные растягиваются и удлиняются (рисунок 1).

http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/10,2.jpg

Рисунок 1 Схема процесса гибки

        В то же время средний слой заготовок - нейтральная линия - не испытывает ни сжатия, ни растяжения; её длина до и после изгиба остается постоянной.

         Поэтому определение размеров заготовок профилей сводится к подсчету длины прямых участков (полок), длины укорачивания заготовки в пределах закругления или длины нейтральной линии в пределах закругления.

         При гибке деталей под прямым углом без закруглений с внутренней стороны припуск на загиб берется от 0,5 до 0,8 толщины материала. Складывая длину внутренних сторон угольника или скобы, получаем длину развертки заготовки детали.

Таблица 1 Определение размеров заготовки при гибке с закруглением (по радиусу) 

 Тип гибки  

 Эскиз

 Длина заготовки, в мм

 Одноугловая

 http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/10,3.jpg

 L=l1+l2+ln= l1+l2+π(r+xS)/2

 Двухугловая

 http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/10,4.jpg

 L=l1+l2+l3+ π(r+xS)= =l1+l2+l3+2lH

 Четырехугловая
(за две операции)

 http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/10,5.jpg

 L=l1+2l2+l3+ l4+2lH1+2lH2= =l1+2l2+l3+l4+π(r1+x1S)+ +π(r2+x2S)

 Полукруглая
(U-образная)

 http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/10,6.jpg

 L=2l+2lH=2l+ π(r+xS)

 Торцовая (закатка)

 http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/10,7.jpg

 

L=1,5πρ+2R - S ;

ρ= R - yS

Примечания:

  1. Длина нейтрального слоя угловых закруглений lн

Пример 1. На рисунке 2, а, б показаны соответственно угольник и скоба с прямыми внутренними углами.

http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/94.jpg

Рисунок 2 Примеры расчета длины заготовки 

Размеры угольника: а = 30мм; L = 70мм; t = 6 мм.

Длина развертки заготовки l =а + L + 0,5t = 30 + 70+3 = 103 мм.

Размеры скобы: a = 70мм; b = 80мм; c = 60мм; t = 4 мм.

Длина развертки заготовки l =а + b + c + 0,5t = 70 + 80 + 60 + 2 = 212мм.

Пример 2. Подсчитать длину развёртки заготовки угольника с внутренним закруглением.        

Разбиваем угольник по чертежу на участки. Подставив их числовые значения

(a = 50 мм; b = 30 мм: t = 6 мм; r = 4 мм) в формулу

L = а + b + (r + t/2)π/2,

получим L = 50+ 30+ (4 + 6/2)π/2 =50 + 30 + 7* 1,57 = 91 мм.

Пример 3. Подсчитать длину развертки заготовки скобы с закруглением.

Разбиваем скобу на участки, как показано на чертеже.

Подставив их числовые значения (а = 80мм; h = 65мм; с = 120мм; t = 5мм; r = 2,5мм) в формулу

L=а + h+с+ π(r+t/2),

получим L=80 + 65 + 120+3,14(2,5 +5/2) = 265 + 15,75 = 280,75 мм.

Пример 4. Подсчитать длину развертки заготовки из стальной полосы толщиной 4 мм и шириной 12 мм для замкнутого кольца с наружным диаметром 120 мм.

Сгибая в окружность эту полосу, получим цилиндрическое кольцо, причем внешняя часть металла несколько вытянется, а внутренняя сожмется.

       Следовательно, длине заготовки будет соответствовать длина средней линии окружности, проходящая посередине между внешней и внутренней окружностями кольца.

       Длина заготовки L = πD.

Зная диаметр средней окружности кольца и подставляя его числовое значение в формулу, находим длину заготовки: L = 3,14 * 108 = = 339,12 мм.

В результате предварительных расчетов можно изготовить деталь установленных размеров.

 Задание: Подсчитать длину развёртки заготовки угольника с внутренним закруглением

Вариант

a, мм

b, мм

t ,  мм

r , мм

1

20

10

4

3

2

22

12

4

2

3

24

14

4

3

4

26

16

4

2

5

28

18

4

3

6

30

20

6

2

7

32

22

6

3

8

34

24

6

2

9

36

26

6

3

10

38

28

6

2

11

40

30

5

3

12

42

32

5

2

13

44

34

5

3

14

46

36

5

2

15

48

38

5

3

Контрольные вопросы:

  1. Верно ли утверждение, что разметка относится к числу точных и ответственных операций?
  2. Какой принят порядок нанесения разметочных линий?
  3. При разметке, каких материалов риски наносят остро заточенным карандашом?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.


Практическое занятие № 3

Тема: Определение последовательности нанесения разметочных линий при выполнении плоскостной разметки.

Количество часов 1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания по нанесению разметки

Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ

ОК 1-2

ПК 1.1 - 1.3

Задание: составить технологическую карту на данную деталь

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Перечертить  чертеж детали  на лист отчета.
  2. Установить последовательность нанесения линий.
  3. Составить технологическую карту на данную деталь.
  4. Письменно ответить на контрольные вопросы.
  5. Сделать выводы.

D:\img3.jpg

Краткие теоретические сведения.

Разметкой называется - операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащие обработки. Разметку выполняют точно и аккуратно, потому – что ошибки, допущенные при разметке, приведет, что изготовленная деталь окажется браком или останется большой припуск. В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную).

Плоскостная  разметка - выполняется обычно на поверхностях плоских деталях, на полосовом и листовом заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разных геометрических фигур.

Приспособление для выполнения разметки используют: разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и т.д.

Инструмент - чертилка, кернер, циркуль, разметочный штангенциркуль, рейсмас.

Чертилка - служит для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольники или шаблона.

Кернер - слесарный инструмент, применяется для нанесения углублений (керном) на предварительно размеченных линиях. Делают, для того чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали. Кернеры бывают обыкновенные, специальные, пружинные и электрические.

Циркуль - для разметки окружностей и дуг, для деления отрезков и переноса размеров с линейке на деталь. Циркуль состоит: из двух шарнирно соединенных ножек, целых или вставных иглами.

Разметочный штангенциркуль - предназначен для тонкой разметки прямых линий и центров, а также окружностей больших диаметров. Он имеет штангу с миллиметровыми делениями и две ножки - неподвижную со стопорным винтом и подвижную с рамкой и конусом, стопорным винтом для закрепления рамки

Рейсмас - является основным инструментом для пространственной разметки. Он служит для нанесения параллельных, и горизонтальных линий, и для проверки установки деталей на плите.

Приемы плоскостной разметки.

Разметочные линии наносят в такой последовательности: -   сначала проводят горизонтальные затем вертикальные линии. Потом наклонные и последние окружности, дуги и закругления.

Прямые риски наносят чертилкой под углом 75-80° в сторону от линейке. Перпендикулярные и параллельные  при помощи угольника, проводят один раз. 

Накернивание разметочных линий острые кернера ставят точно на разметочную риску в середине. При установки сначала наклоняют, а затем ставят вертикально кернер и наносят легкий удар молотком массой 100-200гр. Керны для сверления отверстий делают более глубокими, чем остальные, чтобы сверло меньше уводило в сторону от разметочной точки. Большое количество одинаковых деталей размечают по шаблону.

Шаблоны - изготавливают из листового материала толщиной 0,5-1мм. При разметке шаблона или (образец) накладывает на окрашенную заготовку (деталь) и проводят чертилкой риску вдоль контура шаблона, после чего риску накернивают.

Контрольные вопросы:

  1. Какие знаете приспособления для  разметки?
  2. Назовите приемы и последовательность разметки.
  3. Перечислите безопасные условия труда при разметке.
  4. К чему приводит брак в работе?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.


Практическое занятие № 4

Тема: Определение углов заточки зубила.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания по выбору угла заточки инструмента.

Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять наиболее распространенные приспособления и инструменты 

ОК 3-5, ПК 2.1 - 2.2

Задание: выбрать угол заточки зубила в зависимости от обрабатываемого материала.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1.  Перечертить  таблицу № 1 на лист отчета, заполнить ее.
  2. Письменно ответить на контрольные вопросы.
  3. Сделать выводы.

Таблица № 1

Обрабатываемый материал

Вид зубила

Угол заострения

Твердая сталь

Чугун

Медь

Бронза

Латунь

Алюминий

Цинк

Краткие теоретические сведения.
    Зубило – это металлический стержень. Его верхняя часть (боек) представляет собой усечённый конус и служит для ударов молотком. Ударная площадка делается слегка выпуклой. Нижний конец выполнен в виде клина и является режущим лезвием инструмента.

      Средняя часть изделия может быть многогранной или эллипсной, что не так уж и важно, главное – чтобы она была удобная для захвата рукой. На хвостовике дополнительно может быть защитный «грибок» из пластика или резины.

              По форме своей режущей части изделия могут быть следующих видов:

  • Высечное зубило – имеет изогнутое лезвие для вырубания фигурных линий
  • Крейцмейсель – инструмент с узкой рабочей кромкой для вырезания пазов
  • Канавочник – объединяет в себе оба предыдущих типа – его конец узкий и фигурный
  • Зубило пикообразное удобно для очистки углов заготовок
  • Пробойник тоже относится к данному классу инструментов,  ведь по сути – это конусообразное зубило с подрезанным наконечником
  • Кузнецы применяют кузнечное зубило, насаженное на ручку

     В соответствии с ГОСТом 7211-86, слесарные зубила выпускаются длиною от 100 до 200 мм и шириною 5-20 мм. Материалом для их производства должна быть только качественная инструментальная сталь. Для изготовления зубил существуют определённые марки металла, а также нормы закалки и отпуска инструмента.

Как правильно обращаться с инструментом

           Перед работой следует осмотреть и подготовить зубило. Во-первых, боек должен быть без наклёпов – они могут отлететь при ударе и поранить. Во вторых, рабочая часть должна быть острой.

Заточка производиться на наждачном станке. Точный угол проще контролировать, используя шаблон с вырезанными на нём пазами под нужную величину.

Зубило или крейдмейсель затачивают на заточном станке в следующей последовательности.

Сначала изучают требования безопасности труда при работе на заточных станках, затем

 осматривают заточный станок и подготавливают его к пуску.

Одевают предохранительные очки и включают двигатель заточного станка.

Заточка зубила и крейцмейселя на заточном станке

Рис. 1. Заточка зубила и крейцмейселя на заточном станке

Зубило или крейцмейсель берут в руки (рис. 1), плавно подводят режущую кромку к

 цилиндрической поверхности шлифовального круга (навстречу движению).

    Зубило или крейцмейсель с легким нажимом медленно передвигают влево и вправо по всей

 ширине круга, попеременно затачивая то одну, то другую поверхность. При заточке необходимо

следить за тем, чтобы режущая кромка была прямолинейна, а скосы режущих поверхностей были

симметрично расположены относительно оси зубила или крейцмейселя. Для уменьшения нагрева

 во время заточки конец зубила или крейцмейселя периодически охлаждают в воде.

Проверка угла заточки зубила по шаблону

Рис. 2.  Проверка угла заточки зубила по шаблону

Проверяют качество заточки: а) величину угла заострения контролируют с помощью плоского

 шаблона с угловыми вырезами 70, 60, 45° — на просвет (рис. 2); б) прямолинейность режущей

 кромки проверяют линейкой; в) правильность заточки угла заострения но отношению к оси зубила

 устанавливают на глаз.

Теперь, когда зубило слесарное подготовлено, можно начинать обработку металла:

  • 1. Определяемся со своим рабочим местом: если берём железо листовое, то используем наковальню,
  •  а толстые детали гораздо удобнее зажимать в тиски.
  • 2. Отмечаем кернером хорошо различимые контуры заготовки. При этом следует помним, что
  • необходимо оставлять припуск на чистовую подгонку напильником или наждаком.
  • 3. При рубке толстого металла остриё ставится под углом в 45°. Производятся точные удары
  • молотком, после каждого удара об острие сдвигается вперёд по линии рубки.
  • 4. В случае, когда первого прохода бывает недостаточно, процесс повторяется с начала.
  • Иногда целесообразнее будет второй проход сделать с обратной стороны детали.

Во время нанесения удара правильно будет смотреть в место контакта зубила с металлом,

 а не туда, куда бьёт молоток. Хотя многие делают как раз наоборот – это неправильно,

молоток должен сам «находить» точку удара.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные приемы рубки металла и то, когда применяют кистевой, локтевой и

 плечевой удары?

  1. В каких случаях применяют в работе зубило и крейцмейсель?
  2. Каковы углы заострения зубила и крейцмейселя для рубки чугуна, алюминия?
  3. Как вырубить заготовку из листовой стали и зачем режущую кромку у зубила, закругляют?
  4. Каковы требования безопасной работы при ручной рубке и заточке зубила и крейцмейселя?

 Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.

Практическое занятие № 5

Тема: Определение  инструментов, приспособлений и оборудования для выполнения гибки и правки металла и описание  последовательности работ.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания техпроцесса при гибке и правке металлов.

Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ

ОК 1-2

ПК 1.1 - 1.3

Задание: определить инструменты и приспособления для гибки и правки.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Определить необходимые приспособления, оборудование и инструменты, заполнить таблицу
  2. Описать последовательность работ.
  3. Письменно ответить на контрольные вопросы.
  4. Сделать выводы.

Из  предлагаемых инструментов:

 а) молоток с круглым бойком;

 б) молоток с мягкой вставкой из меди или свинца;

в) молоток с бойком радиусной формы из инструментальной стали или вставкой из твердого сплава;

г) молоток с резиновой вставкой;

 д) деревянный молоток (киянка);  

е) металлические или деревянные бруски (гладилки);  

ж) правильные вальцы;  

        з) винтовой пресс.

  выбрать инструменты, приспособления  для проведения следующих работ: 

1) правка стальной полосы, изогнутой по плоскости;

2) правка стальной полосы, изогнутой по ребру;

3) правка стального прутка круглого сечения;  

4) правка уголка;

5) правка стального листа толщиной 3мм;

6) правка медной и алюминиевой фольги;

7) правка листового материала толщиной 0,5-1,0мм из цветных материалов;  

8) правка деталей с окончательно обработанной поверхностью;  

9) рихтовка закаленных деталей;  

10) правка стального листа толщиной 0,5-1,0мм.

Инструмент

Операции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Краткие теоретические сведения.
         Гибка металла - это воздействие давлением на металл для придания требуемой формы.
http://www.studfiles.ru/html/2706/520/html_vz3XS3i4fi.SeLF/htmlconvd-ecIpjd_html_447cae3f.png

         В результате такого воздействия одна часть металлической заготовки перегибается относительно другой на требуемый угол. Для получения хороших результатов нужно правильно прикладывать давление к металлу.

         Очень важно, чтобы в процессе гибки металлическая заготовка не потеряла своей прочности. Для сохранения прочности к металлу нужно применять только пластичную деформацию, не переходящую в разрыв металла.

            Для гибки под прямым углом удобно использовать тиски (чем толще металл, тем массивнее должны быть тиски, чтобы не поломать их).

          Заготовка зажимается в тиски между угольниками-нагубниками по линии разметки и ударами молотказагибается в сторону неподвижной губки.

          Если требуется произвести гибку листового металла небольшой толщины ( до 1 мм), то в условиях домашней мастерской наряду с тисками применяются дополнительные приспособления. В этом случае листовой материал так же желательно зажимать с обоих сторон. 

        Для исключения вмятин при выполнении гибки относительно тонких листов рекомендуется пользоваться не обычным металлическим молотком, а киянкой.

      Если нужно гнуть большие листы, то пользуются несложными оправами, изображенными на рисунке.http://www.studfiles.ru/html/2706/520/html_vz3XS3i4fi.SeLF/htmlconvd-ecIpjd_html_m186fa785.jpg

     Уголок прикрепляется на переднюю кромку верстака. Металлический лист кладут на верстак таким образом, чтобы линия намеченного изгиба оказалась точно над кромкой верстака, там, где закреплена оправа. Далее прижимают лист сверху рукой и киянкой гнут лист металла, равномерно нанося удары последовательно вдоль линии изгиба.

        Средняя оправа имеет квадратное сечение и также применяется для ряда приёмов, включающих гибку металла.

        Последняя оправа круглого сечения предназначена для получения изгибов закруглённой формы. Она часто используется для изготовления труб из тонких листов железа.

       Правка – это слесарная операция, которая используется для устранения механических дефектов заготовки.

        Возможна правка небольших деталей с использованием наковальни и молотка (кувалды). Если нужно выправить тонкие листы металла либо мягкие детали из цветных металлов - применяются соответственно молотки из мягкого материала: медные, латунные, деревянные. Листы и пластины правят ударами молотка по выпуклым местам, переворачивая лист при необходимости.

          Правка тонких листов - более сложная операция: при ударе по выпуклым местам выпуклость будет изгибаться в противоположную сторону и вытягиваться ещё больше.

          Смысл операции здесь состоит в том, чтобы вытянуть окраины листа, восстановив тем самым плоскость. Поэтому удары наносятся преимущественно по краям листа. Удары нужны несильные но частые.

         Для получения хороших результатов необходима практика правки и вникание в механическую суть процесса правки и гибки листовых металлов.

        После окончания правки и в процессе проверяют ровность детали на глаз или линейкой (для более точных проверок нужна разметочная плита).

Контрольные вопросы:

  1. Что такое гибка металла?
  2. Каково назначение правки?
  3.  Какие инструменты и приспособления применяют при правке?
  4.  Почему для правки применяют массивные наковальни и правильные плиты?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.


Практическое занятие № 6

Тема: Определение  инструментов, приспособлений  и оборудования  для  резки металла, последовательность  работ.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания техпроцесса при резке металлов.

Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ 

ОК 1-2

ПК 1.1 - 1.3

Задание: определить инструменты и последовательность работ для резки металла.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Выполнить задания, приведенные ниже
  2. Занести полученные данные в таблицу
  3. Ответить на контрольные вопросы
  4. Сделать выводы и оформить отчет.
  1.  Выбрать  ножницы для:

  1) разрезания стальных листов толщиной 0,5-1,0мм;

  2) вырезания против часовой стрелки криволинейных профилей из листового материала;  

  3) разрезание листов из цветных металлов толщиной до 1,5мм;

  4) вырезание по часовой стрелке криволинейного профиля из листового материала;

  5) разрезания листовой стали толщиной до 4мм;

  6) разрезания прутков диаметром до 6мм;

  7) разрезания листов из цветных металлов толщиной до 6мм;

  8) вырезания внутреннего криволинейного контура.

     2. Какое количество зубьев на 25мм длины ножовочного полотна:

 а) 16-18;

 б)21-22;

 в) 19-20.

      и какой угол их заострения в градусах:

а) 43-49;

 б) 50-56;

в) 56-60

 нужно выбрать для разрезания ручной ножовкой:

 1) меди

2) латуни

3) алюминиевых сплавов

 4) титана;

5)бронзы;

 6) конструкционной стали;

 7) высоколегированной стали;

 8) инструментальной стали;

 9) чугуна

3.Выбрать  оборудование для разрезания:

1) листового материала толщиной до 5мм;

2) труб диаметром до 60мм;

3) листового материала толщиной до 2,5мм;

4) листового материала толщиной до 3мм;

5) круглого и квадратного проката.

Материал

Количество зубьев на 25мм длины ножовочного полотна

Угол их заострения в градусах

1

медь

2

латунь

3

алюминиевые сплавы

4

Титан

5

Бронза

6

 конструкционные стали

7

высоколегированные стали

8

инструментальные стали

9

чугун

 Теоретические сведения

РЕЗКА — слесарная операция, выполняемая при надрезании, вырезании и разрезании на части металла и различных твердых материалов (текстолита, гетинакса и др.).

В ремонтной практике операции резки выполняют:http://www.studfiles.ru/html/2706/520/html_vz3XS3i4fi.SeLF/htmlconvd-ecIpjd_html_54267487.jpg

  • вручную — с помощью ножниц по металлу и ножовок;
  • машинным способом - гильотинными ножницами ;
  • на металлорежущих станках.

Ручные ножницы состоят из двух половинок, соединяемых между собой винтом.

Каждая половинка ножниц составляет одно целое: нож и ручку.

Промышленность изготавливает ножницы правые и левые. У правых ножниц верхняя режущая кромка лезвия расположена справа от нижнего лезвия, а у левых – с левой стороны.http://www.studfiles.ru/html/2706/520/html_vz3XS3i4fi.SeLF/htmlconvd-ecIpjd_html_m55244269.jpg

              На рисунках а и б показана правильная хватка ножниц в зависимости от условий выполнения технологической операции.

Ручная резка ножовкойhttp://www.studfiles.ru/html/2706/520/html_vz3XS3i4fi.SeLF/htmlconvd-ecIpjd_html_4afbf0b8.png

Ножовочное полотно должно быть закреплено в станке так, чтобы оно не было натянуто слишком туго или слабо, зубья ножовочного полотна должны быть направлены «от себя», т. е. в сторону движения ножовки вперед.

Во время резки ножовку следует держать в горизонтальном положении; нормальная длина хода ножовки должна быть такой, чтобы в работе участвовало не менее 2/3 длины ее полотна.http://www.studfiles.ru/html/2706/520/html_vz3XS3i4fi.SeLF/htmlconvd-ecIpjd_html_m3b495cbe.jpg

Резка деталей с прямолинейными кромками из листов толщиной до 40 мм, как правило, производится на гильотинных ножницах.

Разрезаемый лист заводится между нижним и верхним ножами до упора и зажимается прижимом. Верхний нож, нажимая на лист, производит скалывание.

Контрольные вопросы:

 1.  Каково назначение резки?

 2. Как выбирается угол заострения ножниц в зависимости от твердости разрезаемого материала?

 3. С какой целью лезвиям ножниц придается небольшой угол?

 4.  Для чего применяют ручные ножницы?

 5.  Для чего применяют стуловые ножницы?

 6. Для чего применяют ручные рычажные ножницы?

 7. В каких случаях применяют рычажные маховые ножницы?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.


Практическое занятие № 7

Тема: Элементы сверла.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания по элементам сверла.

 Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять наиболее распространенные приспособления и инструменты 

ОК 3-5, ПК 2.1 - 2.2

Задание: установить соответствие между элементами сверла и их назначением.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Заполнить таблицу.
  2. Ответить на контрольные вопросы.
  3. Сделать выводы и оформить отчет.

http://turner.narod.ru/pic/4_1.jpg

СВЕРЛЕНИЕ — это один из видов получения и обработки отверстий резанием с помощью специального инструмента — сверла.

Спиральное сверло состоит из рабочей части, хвостовика и шейки. Рабочая часть сверла, в свою очередь, состоит из цилиндрической   (направляющей)   и режущей частей.

Хвостовик предназначен для закрепления сверла в сверлильном патроне или шпинделе станка и может быть цилиндрической или конической формы. Конический хвостовик имеет на' конце лапку, которая служит упором при выталкивании сверла из гнезда.

Шейка сверла, соединяющая рабочую часть с хвостовиком, служит для выхода абразивного круга в процессе шлифования сверла при его изготовлении. На шейке обычно обозначают марку сверла.

На направляющей части расположены две винтовые канавки,   по  которым  отводится  стружка   в  процессе  резания.

Сверление - необходимая операция для получения отверстий в различных материалах при их обработке, целью которой является:

  • Изготовление отверстий под нарезание резьбы, зенкерование, развёртывание или растачивание.
  • Изготовление отверстий (технологических) для размещения в них электрических кабелей, анкерных болтов, крепёжных элементов и др.
  • Отделение (отрезка) заготовок из листов материала.

Операции сверления производятся на станках и на ручном оборудовании:

  • Механические дрели: сверление с использованием мускульной силы человека.
  • Электрические дрели: сверление на монтаже переносным электроинструментом (в том числе ударно-поворотное сверление).
  • Перфораторы

Технология сверления:

- изучение документации, подготовка необходимых материалов и инструментов

- подготовка поверхности заготовки к обработке

- разметка

- сверление

- проверка качества выполнения сверления

ЗЕНКОВАНИЕМ называется обработка верхней части отверстий в целях получения фасок ил цилиндрических углублений, например, под потайную головку винта или заклепки.

 ЗЕНКЕРОВАНИЕ — это обработка   отверстий,   полученных; литьем, штамповкой или сверлением, для придания им цилиндрической формы, повышения точности и качества поверхности.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ — это чистовая обработка отверстий. По своей сущности она подобна зенкерованию, но обеспечивает более высокую точность и малую шероховатость обработки поверхности отверстий.

Элемент сверла

Назначение

Особенности

Контрольные вопросы:

  1. Как выбирают материал сверла в зависимости от условий обработки?
  2.  В каких случаях и почему изготавливают сверла: а) с цилиндрическим хвостовиком; б) с коническими хвостовиками?
  3.  Каково назначение лапки у сверла с коническим хвостовиком?
  4.  Как можно уменьшить износ сверла?
  5. С какой целью производится двойная заточка сверла? 

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.

Практическое занятие № 8

Тема: Соответствие класса точности и чистоты и выбранного для обработки отверстия инструмента.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания классов точности поверхности.

Требования к знаниям и умениям:

Уметь: 

применять наиболее распространенные приспособления и инструменты 

ОК 3-5, ПК 2.1 - 2.2

Задание: установить соответствие между классом точности и инструментом для обработки

 отверстия.

 Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Заполнить таблицу.
  2. Ответить на контрольные вопросы.
  3. Сделать выводы и оформить отчет.

Теоретические сведения

          Зенкерование применяется для 'чистовой обработки просверленных,' литых или кованых отверстий с точностью За—4-го классов и 4—5-го классов чистоты, а также для их предварительной обработки под развертывание. Используемые для этой цели режущие инструменты называются зенкерами (рис. 86). 
          По способу установки на станке зенкеры делятся на хвостовые и насадные, а по конструкции рабочей части — на цельные и сборные. 
http://mgplm.org/_pu/0/s61472153.jpg 
         Насадные зенкеры (рис. 86, б и в) имеют коническое отверстие с конусностью 1: 30 и паз под торцовую шпонку для крепления на оправке (рис. 87). 
Рабочая часть зенкеров выполняется из быстрорежущих сталей либо оснащается пластинками твердого сплава ВК8 или Т15К6. На шейке зенкера маркируются номинальный диаметр, номер и марка материала. 
       

http://mgplm.org/_pu/0/s73803428.jpg 
         Развертывание применяют для чистовой обработки отверстий 2—3-го классов точности и 6—8-го классов чистоты после сверления (только при диаметре до 10 мм), зенкерования или растачивания. Режущими инструментами для рассматриваемого способа обработки на токарных станках служат машинные развертки (рис. 89). Они отличаются от зенкеров большим количеством зубьев (обычно от 6 до 14), которые, срезая мелкие стружки, обеспечивают более высокую точность и чистоту обработки. 
       По способу установки на станке развертки делятся на хвостовые и насадные, по конструкции рабочей части — на цельные и сборные.

        Хвостовая развертка (рис. 89, а) состоит из хвостовика шейки и рабочей части. В свою очередь рабочая часть делится на режущую, калибрующую части и обратный конус. 
На режущей части располагаются главные режущие кромки. Наклон их к оси определяется углом в плане ф, величина которого зависит от назначения развертки. Для сквозных отверстий при обработке сталей и других пластичных металлов ф=15°, для хрупких металлов ф = 5°. У разверток для глухих отверстий ф = 60°. 
       
http://mgplm.org/_pu/0/s96334920.jpg 

В соответствии с действующими стандартами развертки общего назначения выпускаются диаметром от 0,1 до 300 мм в доведенном виде для отверстий 2—3-го классов точности (А, А2а, А3, Н) либо с припуском под доводку. Последние изготавливаются шести номеров, которые только после доводки по калибрующей части можно применять для обработки отверстий предусмотренной точности.' 
Рабочая часть разверток выполняется из быстрорежущей стали Р 18 или оснащается твердым сплавом для повышения стойкости. 
На развертках маркируется номинальный диаметр, класс точности и марка материала. 
       
         Отверстия 2-го класса точности рекомендуется обрабатывать двумя развертками — черновой и чистовой: первая срезает 2/3, вторая — 1/3 припуска. 
Черновую развертку обычно изготавливают из потерявшей размер чистовой развертки путем шлифования и доводки калибрующей части.

Таблица 1

Класс точности

Инструмент для обработки

 отверстия

Назначение

Особенности

Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение зенкерования?
  2. Каково назначение зенкования?
  3. В чем отличие зенкерования от зенкования?  
  4.  Почему при зенкеровании длина рабочего хода зенкера должна быть больше длины зенкерования?
  5. В чем преимущество  насадных зенкеров перед цельными?
  6.  Какую точность обработки и шероховатость обработанной поверхности обеспечивает зенкерование?
  7. За счет чего чистота поверхности после обработки зенкерованием выше, чем после обработки сверлением?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.

Практическое занятие № 9

Тема: Сравнение инструментов для обработки отверстий.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить знания слесарных инструментов для обработки отверстий.

 Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

применять наиболее распространенные приспособления и инструменты 

ОК 3-5, ПК 2.1 - 2.2

Задание: сравнить инструменты для обработки отверстий.

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. Выполнить данные упражнения
  2. Занести данные в таблицу.
  3. Ответить на контрольные вопросы.
  4. Сделать выводы и оформить отчет.

Упражнение 1

Из перечня сверл различной конструкции 

а) спиральное;

б) шнековое;

 в) с  подводом смазывающе-охлаждающей жидкости в зону резания;

г) с прямыми канавками;

 д) для глубокого сверления;

е) перовое;

ж) головка кольцевого сверления

  выбрать необходимое для обработки:

1) жаропрочных сталей;

 2) высокопрочных сталей;

 3) вязких материалов;  

4) глубоких отверстий;

5) отверстий Ǿ 80мм и более;  

6) чугуна;  

7) стали конструкционной;  

8) пластических масс;  

9) бронзы;  

10) латуни;  

11) алюминиевых сплавов;

12) магниевых сплавов;  

13) титановых сплавов.

Упражнение 2

Из перечня разверток различных конструкций 

а) с вставными ножами;

б) ручные цилиндрические;

в) машинные с режущими     пластинами, армированными твердым сплавом;

 г) машинные из быстрорежущей   стали;                

д) машинные насадные;

е) регулируемые      

 выбрать  ту, которая необходима для:        

1) развертывания отверстий в условиях единичного производства;

2) обработки отверстий 3-50мм по 608-у квалитетам;

3) обработки отверстий 10-18мм по 9-10-у квалитетам;

4) обработки отверстий 25-50 мм по 5-6-у квалитетам;

5) обработки отверстий 10-32мм по 6-7-у квалитетам;

6) обработки отверстий 50-100мм по 6-7-у квалитетам 4 70 скоростной обработки высокоточных отверстий большого диаметра.

Контрольные вопросы:

  1. Каково назначение развертывания?
  2. Почему точность обработки и частота обработанной поверхности при развертывании выше, чем при сверлении и зенкеровании?
  3. Какие виды обработки должны предшествовать развертыванию?
  4. От чего зависит точность и шероховатость обработанной поверхности при развертывании?
  5. Почему развертки изготавливают с неравномерным шагом зубьев по окружности?
  6. Для каких целей применяют развертки со спиральным зубом?
  7. Почему развертки применяют в комплекте из двух или трех штук?
  8. Какие материалы используют для изготовления разверток?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.

Практическое занятие № 10

Тема: Составление технологического процесса по чертежам, с помощью инструкционно -технической документации в процессе выполнения ремонта, подналадки узлов, сборочных единиц и механизмов.

Количество часов  1

Материально - техническое обеспечение: мультимедийный проектор

Цели и задачи: закрепить умения пользоваться технической документацией.

Требования к знаниям и умениям: 

Уметь:

читать инструкционно-технологическую документацию.

ОК 1 – 2, ПК 1.4, ПК 2.3

Задание: составить техпроцесс по чертежу детали

Рекомендации  к проведению работы и составлению отчета

  1. По чертежу данной  детали составить техпроцесс.
  2.  Занести данные в таблицу.
  3. Ответить на контрольные вопросы.
  4. Сделать выводы и оформить отчет.

D:\43110_html_m1f88bf5.png

Перед началом разработки технологического процесса необходимо оформить технологический чертеж детали. При разработке технологического чертежа изображают деталь без размеров и производят присвоение номера каждой поверхности, подлежащей обработке, следующим образом: расстановка номеров поверхностей деталей производится против часовой стрелки, начиная с крайнего правого торца. Нумеруются все поверхности детали, как бы мала ни была их протяженность.

         Сложные комбинированные поверхности детали, обрабатываемые одним комбинированным инструментом (сверлом, разверткой, фасонным резцом, шлифовальным кругом), при подготовке чертежа обводятся пунктирной линией, комбинированной поверхности присваивается один номер в общем порядке. Наружные и внутренние галтели нумеруются только в том случае, когда они обрабатываются отдельно. В заключении оценивается  состояние каждой поверхности детали и все сведения сводятся в таблицу

Порядок выполнения практического занятия 

Технологическая карта  

№ п/п

Содержание и последовательность операций и переходов

Эскизы переходов

Оборудование и приспособления

Инструмент

рабочий

Контрольные вопросы 

1. Дайте определение техпроцесса

2. Какие формы инструкционно -технической документации вы знаете?

Критерии оценки: оформление отчёта практического занятия и его защита.

Требования к оформлению результатов практических занятий:

Правила выполнения практических работ

1. Обучающийся должен прийти на практическое занятие теоретически подготовленным к выполнению практической работы, иметь в наличии конспект, ручку.
2. При подготовке к занятиям обучающийся должен руководствоваться списком литературы, указанном в данных методических рекомендациях.
3. Перед выполнением задания обучающийся должен изучить краткие теоретические сведения, содержащиеся в практической работе, и ознакомиться с заданием и этапами работы.
4. Таблицы, рисунки должны выполняются аккуратно с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля) карандашом .
5. Расчеты проводятся на листах отчета.
6. Пользование справочной литературой, конспектами, учебниками разрешается только по согласованию с преподавателем.
7. Ответы на контрольные вопросы представляются в форме, определенной преподавателем.
8. По окончании времени, предусмотренного на выполнение работы, обучающихся сдает отчет преподавателю.
9.  В случае не выполнения обучающимся практической работы (отсутствие, недобросовестное отношение),  работа выполняется во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
10.  К сдаче  зачета по дисциплине обучающийся допускается при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ и сдачи отчетов по ним.

Рекомендуемая литература

Основная:

Основные источники:

1.Покровский Б.С. «Общий курс слесарного дела», Академия, 2014

2.Скакун В.А. «Слесарное дело», Академия, 2014

Интернет-ресурсы:

  1. : Слесарные работы. – Форма доступа:

http: //metalhandling.ru

  1.  Библиотека технической литературы. - Форма доступа: http://delta-grup.ru/bibliot/3k/29-1.htm
  2. Мега слесарь.- Форма доступа:

http://megaslesar.ru/stati-i-materialyi/slesarnyie-rabotyi/1.-vidyi-slesamyih- rabot.html

  1. Слесарное дело. – Форма доступа:

http://www.slesarnoedelo.ru/

  1. Слесарное дело: применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ применять приемы и способы основных видов слесарных, слесарно-сборочных, электро- и радиомонтажных работ практическое         пособие для слесаря. - Форма доступа:

http://fictionbook.ru/author/litagent_yenas/slesarnoe_delo_prakticheskoe_posobie_

dlya_slesarya/read_online.html?page=1

  1.  Электронный ресурс: Обработка металла. Слесарное дело. - Форма доступа: http://www.bibliotekar.ru/slesar/
  2. Слесарное дело подробно в вопросах и ответах. - Форма доступа: http://www.domoslesar.ru/
  3.  Измерительный инструмент. - Форма доступа: http: //www.chelzavod.ru/
  4. Понятия о допусках и посадках основные термины. - Форма доступа: http://cxt.telesort.ru/vdovichenkovaucheb/Dopuski.htm

Критерии оценки обучающихся:

            Оценка "отлично" ставится, если обучающийся:   выполнил работу без ошибок и недочетов;  допустил не более одного недочета.

            Оценка "хорошо" ставится, если обучающийся  выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух недочетов.

            Оценка "удовлетворительно" ставится, если

 - обучающийся  правильно выполнил не менее половины работы,  или допустил  не более двух грубых ошибок;  

 - не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

-  не более двух-трех негрубых ошибок;

-  одной негрубой ошибки и трех недочетов;

-  при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

            Оценка "неудовлетворительно" ставится, если обучающийся   допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "удовлетворительно".

            Примечание. Преподаватель  имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.

   Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практического занятия по теме: "Вычисление неопределенных интегралов методом введения"

Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры по теме и предложен тренажер для закрепления....

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология и стандартизация"

Методические указания к выполнению практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения дисциплины «Метрология и стандартизация»Приведены рекомендации по выполнению практич...

Методические рекомендации для проведения практического занятия по фармакологии на тему "Сердечные гликозиды"

Предлагаются методические рекомендации по организации практического занятия, направленного на изучение свойств и механизмов действия сердечных гликозидов....

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»...

методические рекомендации по проведению практических занятий по материаловедению

методические рекомендации по проведению практических занятий по материаловедению для профессии слесарь...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...