Доклад «Методика преподавания темы: «Руководство движением поездов» по общепрофессиональной дисциплине ОП. 05. «Общий курс железных дорог»
статья

Доклад  «Методика преподавания темы: «Руководство движением поездов» по общепрофессиональной дисциплине ОП. 05. «Общий курс железных дорог»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok._na_tsk_okzhd.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Грязинский технический колледж»

                                                                 

             

Доклад

 «Методика преподавания темы: «Руководство движением поездов» по общепрофессиональной дисциплине ОП. 05. «Общий курс железных дорог»

Докладчик: Шкатов В. А. - мастер п/о ГОБПОУ «ГТК».

Одобрено

цикловой комиссией

технических дисциплин                

Председатель: Усова Л. А.

«31» мая 2018 г.

                                                     

г. Грязи, 2018

ДОКЛАД

«Методика преподавания темы: «Руководство движением поездов» по общепрофессиональной дисциплине ОП. 05. «Общий курс железных дорог»

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры

Цель занятия: расширить область знаний по теме «Руководство движением поездов»

Образовательная:

      - изучить принципы разработки графика движения поездов и организации железнодорожных перевозок на основе технологий, обеспечивающих полное и качественное удовлетворение транспортных потребностей пользователей железных дорог;

- научить студентов на практике прокладывать нитки поездов;

- получить практические навыки составления графика движения поездов;

-  приобщить к самостоятельному решению творческих задач и проблемных ситуаций

на железнодорожном транспорте.

Развивающая:

        содействовать развитию познавательного интереса к дисциплине;  

        развивать творческие способности, уверенность в себе и своих силах,

Воспитательная:

        воспитывать интерес к специальности,  

        прививать студентам гордость за выбранную профессию.

Материалы и оборудование: персональные компьютеры, карточки с заданиями, схемы станций, сетки суточных планов - графиков промежуточных станций, презентация «Разработка графика движения поездов», слайдфильм «Рабочее место поездного диспетчера», стенд «Графики движения поездов», профессиональные атрибуты движенцев – сигнальный фонарь, флажки, духовой рожок, диск дежурного по станции, осветительный фонарь,   сигнальные жилеты, фуражка ДСП, железнодорожная форма.

 

Междисциплинарные связи: Станции и узлы, Техническая эксплуатация железных дорог   безопасность движения, Транспортная система России.

Литература:

  1. Правила технической эксплуатации железных дорог: М. Техинформ,2014 г.
  2. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ. М.: Техинформ,2014 г.
  3. Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ 
    М.: Техинформ,2014 г.
  4. Инструкция «РЖД» РФ от 19.03.2013 г. № 4895 «Инструкция по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1».
  5. Инструкция «РЖД» РФ от 28.07.2013 г. № ЦП-485 «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ».
  6. Инструкция «РЖД» РФ от 31.12.2013 г. № ЦШ-530 «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ».
  7. Боровикова М.С. Организация движения на железнодорожном транспорте. М: Транспорт, 2013 г.
  8. Бройтман Э.З. Эксплуатационная работа станций и отделений. М: Желдориздат, 2013 г.

 

Ход урока

1.      Организационный момент                                                            2 мин.

2.      Сообщение темы, цели занятия                                                    3 мин.

3.   Основные понятия о руководстве движением поездов              15 мин.

4.      Слайдфильм «Рабочее место поездного диспетчера»               5 мин.

5.      Актуализация опорных знаний   - вопрос-ответ                        10 мин.

6.      Ролевая игра «Работа дежурного по станции и диспетчера»   10 мин.

7.      Основные понятия о графике движения                                     15 мин.

8.      Представление «Виды графиков движения»

      Выступление студента                                                                   5 мин.

9.      Классификация графиков движения поездов                             10 мин.

10.      Элементы графика движения поездов. Деловая игра «Интервалы поездов» 10 мин.

11.  Подведение итогов урока                                                              3 мин.

12.  Домашнее задание                                                                          2 мин.

 

1.     Организационный момент.

         Преподаватель проверяет готовность группы к занятию. Доклад старосты.

2.     Сообщение темы, цели занятия

   Сегодня мы с вами проводим занятие по теме «Разработка графика движения поездов». Общие сведения вы получили по этой теме в дисциплине «Организация движения на железнодорожном транспорте». Сегодня мы расширим объем знаний по данной теме, рассмотрим регламент действий дежурных по станции и поездного диспетчера в реальной работе. Кроме того, вы должны показать, как умеете применять свои знания путем выполнения различных заданий, проявить умение анализировать и делать выводы.

    3. Основные понятия о руководстве движением поездов.

         Система управления движением поездов включает в себя техническое нормирование и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство перевозочным процессом и анализ выполненной работы.

Техническое нормирование заключается в разработке для дорог и отделений технических нормативов эксплуатационной работы: количественных заданий, качественных показателей норм рабочего парка вагонов и эксплуатируемого парка локомотивов.

Регулирование перевозок и перевозочных средств состоит в осуществлении мероприятий, направленных на устранение затруднений в продвижении вагонопотоков и отклонений от технических нормативов. К этим мероприятиям относятся перераспределение вагонного и локомотивного парков в соответствии с изменившимся объемом работы, регулирование погрузки по дням, направлениям и роду подвижного состава.

Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство. На дорогах эту задачу выполняет распорядительный отдел службы перевозок. Оперативной работой станций руководят дежурные по станции, а на крупных станциях — станционные и маневровые диспетчеры.

Движением поездов на участках руководят поездные диспетчеры, которые ранее находились в отделениях дорог, а в настоящее время на большинстве дорог переведены в единые диспетчерские центры управления, созданные при управлениях железных дорог. Участки, которыми они ведают, называются диспетчерскими кругами. Границами этих кругов являются, как правило, участковые и сортировочные станции.
Основная задача поездного диспетчера — обеспечить движение поездов по графику, а в случае его нарушения — ввести опоздавшие поезда в график. С этой целью диспетчер применяет такие регулировочные меры, как уменьшение продолжительности стоянки поездов на раздельных пунктах, отправление по неправильному пути на двухпутных участках, изменение порядка и пунктов скрещения и обгона поездов и др.

Важное значение для совершенствования организации движения поездов и использования резервов имеет анализ эксплуатационной работы железнодорожной сети, дорог, отделений и станций. Этот анализ выявляет степень выполнения установленных норм и показателей, причины отклонения от них и позволяет наметить меры по исправлению положения. Различают оперативный и периодический анализ. Оперативный анализ заключается в разборе результатов работы за смену и сутки, а периодический — за более длительный срок (пятидневка, декада, месяц, год).

Необходимым условием правильного планирования и оперативного руководства поездной и грузовой работой является знание фактического положения дел на линии. Необходимые сведения диспетчер получает со станций и от машинистов локомотивов с перегонов участка. Кроме того, ему регулярно передается информация о подходе поездов и вагонов и сложившейся обстановке на каждом стыковом пункте.

4.     Слайдфильм  «Рабочее место поездного диспетчера»

5.     Актуализация опорных знаний   вопрос-ответ.

Вопросы конкурса представлены в презентации. Вопросы разделены на 4 категории:

1)      Работа железнодорожных станций

2)      Что я знаю о графике движения поездов?

3)      Нестандартные ситуации

4)      Обеспечение безопасности движения поездов.

5)   Сигналы принимаемые при движении поездов.

Студенты выбирают категорию и вопрос. Студент должен правильно и детально дать ответ.

6.     Ролевая игра «Работа дежурного по станции и диспетчера».

4 студента выбраны на должности дежурных по станциям Грязи, Казинка, Усмань, Добринка.  Они, согласно заданиям, разрабатывают суточные планы-графики по станциям и оформляют Журнал движения поездов и локомотивов формы ДУ-2. По окончании выполнения заданий делают доклад по регламенту поездному диспетчеру.

7.     Основные понятия о графике движения поездов.

Основой организации движения поездов является график движения, который объединяет деятельность всех подразделений и выражает план эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов - непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог.

Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов.

Нарушение графика движения поездов не допускается.

График движения поездов должен обеспечивать:

− удовлетворение потребности в перевозках грузов и пассажиров;

− безопасность движения поездов;

− эффективное использование пропускной и провозной способность участков железных дорог;

− рациональное использование подвижного состава;

− возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ.

График движения поездов дает наглядную картину движения, определяет время хода поездов по перегонам, время их отправления со станции и прибытия на станцию, продолжительность стоянок в пунктах скрещивания и обгона и другие показатели, характеризующие условия движения поездов.

При составлении графика движения поездов приоритет имеют:

1. Пассажирские скоростные;

2. Пассажирские скорые;

3. Пассажирские всех остальных наименований;

4. Почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские и ускоренные грузовые поезда;

5. Грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы резервом.

Для графика движения поездов предусмотрена стандартная сетка из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям. Вертикальные линии обозначают время – (от 0 до 24 ч). Для удобства вертикальные линии, которые соответствуют 06, 12, 18, 24 ч, делают толще остальных.

Час делится на шесть равных частей (по 10 мин). Поезда обозначаются наклонными прямыми линиями. Над каждой линией ставится номер поезда. Время прибытия или отправления поезда с каждой станции участка отмечают на пересечении линии хода поезда с осью этой станции. Если прибытие или отправление на станцию не равно 0,10,20,30,40,50 минут, то число минут отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта.

8.     Представление «Виды графиков движения». Выступление студента

Виды графиков движения поездов:

Нормативный график движения поездов составляется для всей сети железных дорог один раз в год. При составлении нормативного графика должны обеспечиваться: минимальная продолжительность перевозок грузов и пассажиров, наиболее благоприятные условия проезда пассажиров, рациональное использование локомотивов и локомотивных бригад, безопасность движения и экономичность перевозок.

Нормативный график движения поездов составляется инженерами- графистами отдела разработки графиков движения поездов. Новый нормативный график вводится во второй половине мая до начала летних пассажирских перевозок, с возможной корректировкой на зимний период.

Плановый график разрабатывается для организации оперативной работы ДНЦ на предстоящую смену. Его получают путем корректировки нормативного графика с учетом работы хозяйственных поездов, изменений в расписаниях, ограничения скоростей движения, плановых «окон» для выполнения ремонтных и строительных работ. На основе плана-графика ДНЦ обеспечивает выполнение перевозочного процесса.

График исполненного движения (ГИДстроится по данным о временах прибытия, отправления и проследования поездами раздельных пунктов. ГИД служит для контроля поездного положения на участке, своевременного принятия регулировочных мер и последующего анализа работы участка. Фактическое следование поездов показывается на графике исполненного движения линиями (нитками) разного цвета с выделением пассажирских, грузовых наливных, сквозных, длинно составных, соединенных поездов. Номера их указываются над линией движения. Дополнительно к номеру длинно составного поезда добавляется буква – литера «Д», тяжеловесного – «Т», с взрывоопасными материалами – «ВМ», с негабаритным грузом – «Н» и цифры, указывающие степень негабаритности.

На графике исполненного движения отмечаются вагон поезда на перегоне по сравнению с плановым графиком, опоздание поездов, остановки в пути следования.

9.     Классификация графиков движения поездов

Графики движения поездов классифицируются.

Параллельные и непараллельные графики (в зависимости от скорости движения поездов). В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому их линии хода параллельны между собой.

Однопутные, двухпутные и многопутные графики (в зависимости от числа путей на перегоне).

На однопутных участках, а, следовательно, и на графике, скрещение поездов происходит на станциях. На двухпутных – линии хода поездов пересекаются на перегонах и станциях.

На многопутных участках, в зависимости от принятой системы организации движения поездов, отдельные пути используются для движения поездов обоих направлений.

Парные и непарные графики. В парном графике число поездов четного направления равно числу поездов нечетного направления.

В непарном графике число четных и нечетных поездов разное.

Пачечныепакетные графики.

Пачечные и пакетные графики применяются в тех случаях, когда по каким-либо причинам, возможно использовать линию лишь в известное время суток, а движение неравномерно.

Пачечный график (при полу автоблокировке - ПАБ) поезда следуют друг за другом, движение разграничивает целый перегон. На перегоне может находиться только один поезд.

При пакетном графике поезда следуют пакетами, разграничивают поезда блок-участки при автоблокировке (АБ). В этом случае на перегоне одновременно может быть несколько поездов, образующих пакет.

10.     Элементы графика движения поездов. Деловая игра «Интервалы поездов»

Для построения графика должны быть известны следующие элементы графика: время хода поездов по перегонампродолжительность стоянок и станционные интервалы.

Станционные интервалы - минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов.

 

Фрагмент деловой игры «Интервалы поездов». В деловой игре участвуют три студента: 1- дежурный по станции, 2 – дежурные стрелочных постов. Требуется соблюсти регламент переговоров при приготовлении маршрутов по приему – отправлению поездов. Дежурный по станции выполняет задание поездного диспетчера, дежурные стрелочных постов – распоряжение ДСП. По окончании скрещения дежурный по станции делает доклад поездному диспетчеру.

11.       Подведение итогов урока.

12.       Домашнее задание

– подготовиться к тестированию по разделу «План формирования поездов»,

 - повторить материал по элементам графика движения поездов: скорости движения, времена хода, станционные интервалы,

 - проложить согласно задания на 3 часа грузовые и пассажирские поезда.

Мастер п/о                                 В. А. Шкатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог

Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии23.01.10  Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижног...

Комплект Контрольно- измерительных материалов по учебной дисциплине ОП.03. Общий курс железных дорог

Комплект Контрольно- измерительных материалов по учебной дисциплине ОП.03. Общий курс железных дорог Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 27.02.03 Автомат...

Программа учебной дисциплины" ОП.05 Общий курс железных дорог"

Программа учебной дисциплины ОП.05 "Общий курс железных дорог"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...

Методическая рекомендации к проведению практического занятия на тему "Изучение стрелочного перевода" по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"

Методическая рекомендации к проведению практического занятия на тему "Изучение стрелочного перевода" по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"...