Доклад «Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива»
статья

Доклад «Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl.tsk_kr.254.docx286.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Грязинский технический колледж»

                                                                 

             

Доклад

«Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива»

 

Докладчик: Шкатов В. А. - мастер п/о ГОБПОУ «ГТК».

Одобрено

цикловой комиссией

технических дисциплин                

Председатель: Усова Л. А.

«29» апреля 2019 г.

                                                     

г. Грязи, 2019

ДОКЛАД

«Методика преподавания темы: «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254» по МДК 01.01 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива»

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры

Цель занятия: расширить область знаний по теме «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254»

Образовательная:

      - изучить порядок технического обслуживания и ремонта крана вспомогательного тормоза усл. № 254;

- научить студентов на практике выполнять техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254;

- получить практические навыки по техническому обслуживанию и ремонту крана вспомогательного тормоза усл. № 254;

-  приобщить к самостоятельному решению творческих задач и проблемных ситуаций при ремонте узлов локомотива.

Развивающая:

−        содействовать развитию познавательного интереса к дисциплине;  

−        развивать творческие способности, уверенность в себе и своих силах,

Воспитательная:

−        воспитывать интерес к специальности,  

−        прививать студентам гордость за выбранную профессию.

Материалы и оборудование: компьютер, индивидуальное задание, карта технологического процесса.

Междисциплинарные связи: цех по ремонту автотормозного оборудования «ТМХ» Сервис, Техническая эксплуатация железных дорог с безусловным обеспечением безопасности движения, Транспортная система России.

Литература:

  1. Правила технической эксплуатации железных дорог: М. Техинформ,2014 г.
  2. Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава. - М.:ООО «Техинформ», 2014. – 224 с.
  3. Афонин Г.С., Барщенков В.Н., Кондратьев Н.В. Устройство и эксплуатация тормозного оборудования подвижного состава. Учебник для начального профессиональн. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Инструкция по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава (ЦТ/533). - М., 2014.
  5. Карта технологического процесса по ремонту крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

 

Ход урока

1.      Организационный момент                                                           2 мин.

2.      Сообщение темы, цели занятия                                                   3 мин.

3.   Основные понятия по выполнению технического обслуживания и ремонту крана вспомогательного тормоза усл. № 254                                                                                                          15 мин.

4.      Слайдфильм «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254»       5 мин.                                            

5.      Актуализация опорных знаний   - вопрос-ответ                        10 мин.

6.      Ролевая игра «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254»       10 мин.

7.      Основные понятия по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту узлов локомотива              15 мин.

8.      Представление «Карты технологического процесса»

       Выступление студента                                                                   5 мин.

9.      Регулировка крана вспомогательного тормоза после ремонта                                                                      10 мин.

10.  Деловая игра «Проведение технического обслуживания крана вспомогательного тормоза усл. № 254»  10 мин.

11.  Подведение итогов урока                                                              3 мин.

12.  Домашнее задание                                                                          2 мин.

 

1.     Организационный момент.

         Преподаватель проверяет готовность группы к занятию. Доклад старосты.

2.     Сообщение темы, цели занятия

Сегодня проводим занятие по теме «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл.   № 254». Общие сведения Вы получили по этой теме в дисциплине «Автоматические тормоза подвижного состава». Сегодня расширим объем знаний по данной теме, рассмотрим техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. №254. Кроме того, Вы должны показать, как умеете применять свои знания путем выполнения различных заданий с использование наглядных пособий, проявить умение анализировать и делать выводы.

    3. Основные понятия о Техническом обслуживании и ремонте крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

         Эффективность тормозных средств является одним из важнейших условий, определяющих возможность повышения веса и скорости движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог. От свойств и состояния тормозного оборудования подвижного состава в значительной степени зависит безопасность движения.

Для начала вспомним назначение и устройство крана вспомогательного тормоза № 254, так как без этого Вам будет трудно разобраться в техническом обслуживании и ремонте.

Кран вспомогательного тормоза (КВТ) усл. № 254 предназначен для управления тормозами локомотива. Он включает в себя 3 основных части: верхнюю (регулировочную), среднюю (повторительное реле) и нижнюю (привалочную плиту).

aa_0094

На данном слайде Вы видите устройство крана вспомогательного локомотивного тормоза усл. № 254 в разрезе.  Перечислю его основные детали:

1 - регулировочный стакан; 2 - регулировочный винт; 3, 7 - центрирующие (упорные) шайбы; 4 - винт крепления ручки на стакане; 5 - корпус верхней части; 6 - регулировочная пружина; 8, 17 - опорные шайбы; 9 - стопорное кольцо; 10 - направляющий диск; 11- верхний поршень; 12 - нижний (двойной) поршень; 13 - корпус средней части; 14 - направляющая втулка; 15 - двухседельчатый клапан; 16 - корпус нижней части; 18 - камера объемом 0,3 л; 19 - седло переключательного поршенька; 20 - переключательный поршенек; 21 - втулка буфера отпуска; 22 - отпускной клапан; 23 – ручка.

Верхняя часть состоит из корпуса 5, в котором расположен регулировочный стакан 1 с левой двухзаходной резьбой, регулировочной пружиной 6 и регулировочным винтом 2. В нижней части стакана стопорным кольцом 9 закреплена опорная шайба 8.

Ручка 23 закреплена на стакане винтом 4. Регулировочная пружина зажата в центрирующих (упорных) шайбах 3 и 7. В приливе корпуса верхней части расположен буфер отпуска, состоящий из подвижной втулки 21 с атмосферными отверстиями и отпускного клапана 22, нагруженных соответствующими пружинами.

В корпусе 13 средней части находятся уплотненные резиновыми манжетами верхний одиночный поршень 11, направляющий диск 10 и нижний двойной поршень 12. В поездном положении ручки крана между хвостовиком верхнего поршня и центрирующей шайбой 7 (направляющим упором) имеется зазор. Нижний поршень имеет полый шток и ряд радиальных отверстий между дисками. Полость между дисками нижнего поршня сообщена с атмосферой. Полость под нижним поршнем сообщена с ТЦ.

Под нижним поршнем 12 находится двухседельчатый клапан 15, на который снизу действует пружина, упирающаяся вторым концом в шайбу 17. Верхняя (выпускная) часть клапана притерта к хвостовику нижнего поршня. Нижняя конусная часть клапана является впускной частью.

В приливе корпуса средней части в седле 19 расположен нагруженный пружиной и уплотненный резиновой манжетой переключательный поршенек 20. В нижней части корпуса 16 крана (привалочной плите) расположены дополнительная камера объемом 0,3 л и штуцеры для подключения трубопроводов от главных резервуаров ГР, воздухораспределителя Вр и тормозных цилиндров ТЦ.

Полости над переключательным поршеньком и между поршнями и дополнительная камера объемом 0,3 л сообщаются через калиброванное отверстие диаметром 0,8 мм.

Положения

На следующем слайде Вы видите все рабочие положения ручки крана вспомогательного тормоза № 254. Я их тоже перечислю:

I - отпускное (подвижная втулка буфера отпуска утоплена в прилив верхней части); II - поездное; III-VI - тормозные.

Если краном вспомогательного тормоза не пользуются, то его ручка находится в поездном положении под усилием пружины, действующей на втулку 21 буфера отпуска.

Кран усл. № 254 может работать по двум схемам включения: независимой (кран отключен от Вр) и в качестве повторителя. При включении крана по независимой схеме к привалочной плите подключены только два трубопровода - от ГР и ТЦ.

Действие крана при независимой схеме включения. При нахождении ручки КВТ в поездном положении усилие регулировочной пружины 6 (рис.1) передается на опорную шайбу 8, закрепленную в стакане 1 стопорным кольцом 9.

Для торможения локомотива ручку крана устанавливают в одно из тормозных положений. При этом регулировочный стакан 1 вворачивается в корпус, выбирая зазор между центрирующей шайбой 7 и хвостовиком верхнего поршня, и сжимает регулировочную пружину, усилие которой передается на верхний поршень 11. Последний опускается и перемещает вниз нижний двойной поршень 12, который своим хвостовиком отжимает от седла впускную конусную поверхность двухседельчатого клапана 15. При этом сжатый воздух из ГР начинает перетекать в ТЦ и одновременно под нижний поршень. Как только давление воздуха на нижний поршень преодолеет усилие регулировочной пружины 6, поршни 11 и 12 переместятся на незначительное расстояние вверх, и двухседельчатый клапан 15 под действием своей пружины закроется. Установившееся в ТЦ давление будет поддерживаться автоматически.

Время наполнения ТЦ (повышения давления в нем от 0 до 3,5 кгс/см2) при переводе ручки КВТ из поездного положения в VI должно быть не более 4 с.

Каждому тормозному положению ручки КВТ соответствует определенное усилие регулировочной пружины и, следовательно, определенное давление в ТЦ.

Для получения ступени отпуска ручку крана переводят по часовой стрелке. При этом регулировочный стакан 1 выворачивается из корпуса и сжатие регулировочной пружины уменьшается. Под избыточным усилием сжатого воздуха из ТЦ поршни поднимаются, и хвостовик нижнего поршня 12 отходит от верхней выпускной поверхности двухседельчатого клапана 15. Воздух из ТЦ через осевой канал полого штока нижнего поршня и атмосферные отверстия между его дисками выходит в атмосферу.

Снижение давления в ТЦ будет происходить до тех пор, пока усилие регулировочной пружины б не преодолеет усилия от действия сжатого воздуха на нижний поршень 12. Как только это произойдет, поршни под действием регулировочной пружины переместятся на незначительное расстояние вниз, и хвостовик нижнего поршня 12 сядет на торец двухседельчатого клапана 15, разобщив ТЦ с атмосферой. При переводе ручки КВТ в поездное положение действие регулировочной пружины 6 на верхний поршень 11 прекращается, и происходит полный отпуск тормоза.

Время понижения давления в ТЦ с 3,5 до 0,5 кгс/см2 при переводе ручки КВТ из крайнего тормозного положения в поездное должно быть не более 13 с.

Работа крана при включении его в качестве повторителя. При торможении поездным краном машиниста воздух от Вр поступает в кран усл. № 254 в полость под переключательным поршеньком 20, по обходному каналу в корпусе средней части обходит поршенек и через калиброванное отверстие диаметром 0,8 мм проходит в полость между поршнями 11 и 12 и в камеру объемом 0,3 л. При этом нижний поршень 12 опускается, отжимает вниз двухседельчатый клапан 15, и воздух из ГР начинает перетекать в ТЦ.

Наполнение ТЦ прекращается при выравнивании давлений в межпоршневой полости и в ТЦ.

При отпуске тормозов поездным краном машиниста воздух из полости между поршнями и из камеры объемом 0,3 л по тем же каналам, что и при торможении, выходит в атмосферу через Вр. Давлением ТЦ нижний поршень 12 поднимается, и воздух из ТЦ выходит в атмосферу через осевой канал полого штока поршня 12.

Для отпуска тормозов локомотива при заторможенном составе ручку крана усл. № 254 устанавливают в первое (отпускное) положение. При этом втулка 21 буфера отпуска утапливается в корпус и отпускной клапан 22 отжимается от седла. Воздух из полости над переключательным поршеньком 20 выходит в атмосферу через открытый отпускной клапан. Давление в полости малого объема над переключательным поршеньком практически мгновенно понижается до атмосферного. Под избыточным давлением со стороны Вр переключательный поршенек 20 поднимается и своей манжетой перекрывает обходной канал в корпусе средней части. Через открытый отпускной клапан воздух также выходит в атмосферу из полости между поршнями 11 и 12 и из камеры объемом 0,3 л. Вследствие понижения давления в межпоршневой полости нижний поршень 12 поднимается, и воздух из ТЦ выходит в атмосферу через осевой канал полого штока поршня 12. Значение снижения давления в ТЦ зависит от времени выдержки ручки КВТ в отпускном положении, т. е. от падения давления в полости между поршнями. Из отпускного положения в поездное ручка крана перемещается автоматически под действием пружины втулки 21 буфера отпуска. Переключательный поршенек 20 остается в верхнем положении под усилием сжатого воздуха со стороны Вр.

При перекрытом обходном канале левая часть крана оказывается выключенной из работы (воздух от Вр не может попасть в полость между поршнями), т. е. в данном случае имеет место независимая схема его включения. Повысить тормозную эффективность локомотива можно только постановкой ручки КВТ в одно из тормозных положений. При этом под действием регулировочной пружины б поршни 11 и 12 переместятся вниз, в результате чего произойдет повышение давления в ТЦ, как было описано выше, если усилие регулировочной пружины будет соответствовать большему давлению в ТЦ, чем было установлено при действии Вр, например, если была выполнена ступень отпуска тормозов локомотива при заторможенном составе.

Искусственное увеличение межпоршневого объема (наличие дополнительной камеры объемом 0,3 л) и замедление выхода воздуха в атмосферу из полости между поршнями при I положении ручки КВТ (наличие калиброванного отверстия диаметром 0,8 мм) позволяют получить ступенчатый отпуск тормозов локомотива при заторможенном составе.

Для восстановления повторительной схемы необходимо отпустить тормоза поездным краном машиниста. При этом снижается давление в полости под переключательным поршеньком 20, и он под действием своей пружины опускается, открывая обходной канал.

Регулируют кран вспомогательного тормоза усл. № 254 следующим образом:

        В каждом тормозном положении кран усл. № 254 должен обеспечивать и автоматически поддерживать определенное давление в ТЦ:

Положение                                                      Давление, кгс/см2

III.................................................................     1,0... 1,3

IV..................................................................    1,7 ...2,0

V...................................................................     2,7... 3,0

VI..................................................................     3,8…4,0

Для регулировки крана необходимо ослабить регулировочный винт и винт крепления ручки на стакане. Установить ручку крана в положение III. Вращением стакана установить в ТЦ давление 1,0... 1,3 кгс/см2. Закрепить ручку крана на стакане. Перевести ручку в положение VI и регулировочным винтом довести давление в ТЦ до значений 3,8...4,0 кгс/см2. Затем перевести ручку крана в поездное положение и убедиться в полном отпуске тормоза.

 Переходим к организации ремонта тормозного оборудования и испытание крана № 254.

Ремонт тормозного оборудования подвижного состава производится на вагоноремонтных заводах, в вагонных депо, локомотиворемонтных заводах, в локомотивных и моторвагонных депо. Тормозные отделения депо и заводов, а также контрольные пункты автотормозов (АКП) должны быть оснащены необходимым оборудованием и приспособлениями согласно технологическому процессу. Конструкции приспособлений, измерительных приборов и испытательных стендов должны быть едиными для всех пунктов, ремонтирующих тормозное оборудование. Испытательные стенды обеспечиваются сжатым воздухом давлением не менее  7 кГ/см2.

Контрольные пункты автотормозов (АКП) имеют два отделения: компрессорное с разводящим воздухопроводом и ремонтное.

        Непосредственно около здания АКП размещают главные воздушные резервуары объемом не менее 5 м3, предназначенные для поддержания постоянного давления в воздухопроводной сети.

        Ремонтное отделение должно иметь отдельные помещения для наружной очистки, разборки и промывки, а также помещение для ремонта и испытания тормозных приборов. В помещении для очистки и разборки должна быть универсальная установка для обмывки тормозных приборов, верстаки с пневматическими приспособлениями для разборки, ванны, трубопровод для продувки деталей сжатым воздухом и специальные устройства для транспортировки разобранных приборов в ремонтное отделение. Ремонтное отделение в зависимости от технологического процесса снабжается приспособлениями для разборки, ремонта, притирки, сборки и испытания отдельных узлов (подкомплектов). Здесь же имеется набор специальных инструментов, контрольный инструмент и ванны для промывки мелких деталей перед сборкой. Притирочные и доводочные станки устанавливают согласно технологическому   процессу.

        Каждый слесарь-автоматчик должен иметь набор инструмента в соответствии с выполняемым видом работ и чертежи, необходимые     при     ремонте, выписки    из   технических условий    и   технологических карт.   Рабочее    место оборудуется соответствующими приспособлениями и содержится   в   порядке   и чистоте.

        

На следующем слайде Вы видите в табличном варианте перечень наиболее часто встречающихся неисправностей крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

Неисправности

Вероятная причина неисправностей

Для устранения неисправностей необходимо

1

2

3

При заторможенном автоматическом тормозе пропуск в верхнее атмосферное отверстие

Пропуск верхней и средней манжеты поршня

Осмотреть манжету; при наличии неисправности и плохого прилегания манжету заменить

В крайнем отпускном положении нет отпуска тормоза локомотива

Заедание или пропуск под манжету переключательного поршня

Осмотреть и смазать поршень или сменить манжету

При первой ступени торможения нет давления в тормозном цилиндре

Заедание или тугое перемещение поршней. Смещение центрирующей шайбы в стакане

Заменить неисправные  манжеты. Устранить  смещение шайбы

Пропуск воздуха во II или тормозных положениях

Недостаточная притирка двухседельчатого клапана

Притереть клапан по месту

Завышение давления в тормозном цилиндре при полном служебном торможении

Неправильная регулировка пружины регулирующего стакана

Отрегулировать пружину на давление 1,0-1,3 кг/см2 при первой ступени и 3,8-4,0 кг/см2 при крайнем тормозном положении

Медленное наполнение тормозного цилиндра

Засорение клапанов в поршне

Прочистить клапаны в поршне и корпусе

Автоматический тормоз заторможен

1

2

3

При I положении ручки крана отсутствует разрядка дополнительной камеры, тормоз не отпускает

Короток стержень отпускного клапана; засорение верхнего канала в крышке клапана

Заменить стержень клапана или удлинить наплавкой конца. Прочистить клапан

При I положении ручки крана медленная разрядка дополнительной камеры

Засорение каналов

Прочистить каналы

Отсутствует наполнение тормозных цилиндров

Излом или просадка пружины переключатель-ного поршня. Засорение калиброванного отверстия заглушки переключатель-ного поршня. Пропуск прокладки регулирующей части

Сменить пружину поршня. Прочистить калиброванное отверстие заглушки. Закрепить крышку или сменить прокладку

После полного отпуска тормоза происходит самопроизвольное повыше-ние давления в тормозных цилиндрах

Пропуск манжеты переклю-чательного поршня

Заменить манжету

Автоматический тормоз отпущен

При поездном положении ручки крана в тормозных цилиндрах остается воздух, а при тормозных давление в них завышено

Сильно затянута пружина регулирующего стакана. Заедание нижнего поршня

Отрегулировать пружину. Проверить перемещение поршня и устранить причину заедания

При тормозных положениях ручки крана давление в тормозных цилиндрах ниже установленного

Ослаблена пружина стакана

Отрегулировать пружину

При поездном положении ручки крана пропуск воздуха в атмосферное отверстие

Пропуск впускного клапана

Проверить состояние поверхности клапана

Поговорим о самом процессе ремонта крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

        Кран очищают от грязи и пыли, обтирают чистой салфеткой, смоченной в керосине, а затем сухой. Затем кран разбирают, металлические детали промывают в керосине, насухо вытирают и продувают сжатым воздухом. Отверстия и каналы прочищают и продувают.

        Очищенные и высушенные детали тщательно осматривают и обмеряют.

При обмере, определении состояния деталей и объема работ при ремонте крана вспомогательного тормоза необходимо руководствоваться нормами, размерами и допусками, приведенными в табл.33 Инструкции ЦТ-533.

Проверяется надежность запрессовки поршневой втулки (в тех кранах, где она имеется), седла и заглушки. Поршневую втулку заменяют в случае ослабления ее в корпусе крана или износе по внутреннему диаметру более 0,9 мм.

Новая втулка должна быть изготовлена с натягом 0,1-0,2 мм под запрессовку и с допуском 2 мм по внутреннему диаметру под окончательную обработку после запрессовки. Перед запрессовкой наружная поверхность втулки смазывается. Плотность запрессовки втулки испытать сжатым воздухом давлением 6,0 кгс/см2. Пропуск воздуха в местах запрессовки не допускается. После окончательной обработки втулок несоосность их рабочих поверхностей допускается не более 0,1 мм.

При овальности или выработке более 0,2 мм большую втулку протачивают, а затем шлифуют чугунным кольцом.

Забоины или риски на уплотняющей конической поверхности гнезда двухседельчатого клапана исправляются конической зенковкой с последующей притиркой к ней клапана так, чтобы притирочная фаска была шириной не более 0,5-0,6 мм.

При износе уплотняющей фаски втулки клапанов до размера более 1,5 мм торец втулки подрезается прямой зенковкой до восстановления номинального размера (0,5 мм) уплотняющей фаски.

Клапан заменяется при наличии износа уплотнительных поверхностей. В случае пропуска воздуха впускным клапаном производится совместная притирка уплотнительных поверхностей клапана, втулки и хвостовика поршня.

Нижний поршень при износе его хвостовика до диаметра менее 11,7 мм заменяется. Забоины и риски на уплотнительной фаске хвостовика нижнего поршня устраняются зенковкой. При износе уплотнительной фаски хвостовика поршня до размера более 1 мм разрешается подрезать торец хвостовика на станке так, чтобы уплотняющая фаска была равна 0,5-0,6 мм.

Верхний поршень заменяется при износе его хвостовика по диаметру менее 11,0 мм. Износ или выработку хвостовика верхнего поршня более 0,15 мм устранить путем проверки на станке, при этом градацию ремонтных размеров хвостовика поршня следует выдерживать через 0,3 мм.

Диск заменяется при зазоре более 0,5 мм между хвостовиком верхнего поршня и ступицей диска. Крышку и стакан заменяют при износе резьбы более 0,5 мм (определяется вертикальным перемещением стакана в крышке, величина которого должна быть не более 1 мм), а также в случае излома или наличии трещин. Допускается проверить на станке изношенную ленточную резьбу в крышке крана и по ней протачивается стакан.

Овальность отверстия в крышке под упор допускается не более 3 мм. При зазоре между крышкой и упором более 0,7 мм упор заменяется.

При ослаблении в запрессовке седла отключающего клапана седло заменяется. Осмотреть состояние прокладки отключающего клапана. Выход стержня клапана из седла должен быть в пределах 4-4,5 мм.

Пружины клапана в случаях изломов и потери упругости заменяются. При определении степени годности пружин по высоте руководствоваться размерами, приведенными в таблице 34 Инструкции ЦТ-533.

Отклонение от перпендикулярности торцов относительно наружной образующей пружины свыше допускаемого размера устраняется путем шлифовки торцов пружины; шатание пружины на плите не допускается.

При сборке крана проверяется:

- величины открытия клапанов, которые должны быть: впускного не менее 2 мм и выпускного не менее 3 мм.

- величину выхода стержня отключательного клапана из седла, которая должна быть 4 - 4,4 мм.

 По окончании ремонта обязательно производятся испытания крана № 254.

После ремонта и сборки кран вспомогательного тормоза необходимо испытать на стенде. При испытании проверяется:

- плотность соединения узлов крана, клапанов и манжет;

- при обмыливании мест соединений узлов крана образование мыльных пузырей не допускается;

- на нижнем атмосферном отверстии крана (при тормозном и поездном положениях ручки крана) допускается образование мыльного пузыря с удержанием его не менее 5 с;

- на верхнем атмосферном отверстии крана (при торможении автоматическим тормозом и поездном положении ручки крана) и на атмосферных отверстиях упора (при торможении автоматическим тормозом и тормозном положении ручки крана) допускается образование мыльного пузыря с удержанием его не менее 10 с.

Проверяют работу  крана на торможение и отпуск.

В тормозных положениях крана вспомогательного тормоза проверяется давление в тормозном цилиндре, которое должно быть в пределах:

- при I ступени 1,0-1,3 кгс/см2;

- при II ступени 1,7-2,0 кгс/см2;

- при III ступени 2,7-3,0 кгс/см2;

- при IV ступени торможения 3,8-4,0 кгс/см2; а на тепловозах ТЭ7 и 2ТЭ 10Л при передаточном числе рычажной передачи 10,77 - в пределах 5,0-5,2 кгс/см2.

Ручка управления, переведенная с любой ступени торможения в отпускное положение, должна автоматически возвращаться в поездное положение; при переводе ее из поездного положения в сторону первой ступени торможения на 15-20о давления в тормозном цилиндре не должно быть.

Во всех тормозных положениях крана при искусственной утечке сжатого воздуха из тормозного цилиндра через отверстие диаметром 2 мм в тормозном цилиндре должно поддерживаться давление с понижением не более чем на 0,3 кгс/см2.

При переводе ручки крана вспомогательного тормоза из поездного в крайнее тормозное положение время наполнения сжатым воздухом тормозного цилиндра от 0 до 3,5 кгс/см2 не должно быть более 4 с; при переводе ручки крана из крайнего тормозного положения в поездное (при заторможенном автоматическом тормозе в отпускное) время выпуска воздуха из тормозного цилиндра с 3,5 до 0,5 кгс/см2 должно быть более 13 с.

После полного служебного торможения автоматическим тормозом отпуска поездным положением кран вспомогательного тормоза локомотива должен повышать и понижать давление в тормозном цилиндре соответственно работе воздухораспределителя (по величине давления) с увеличением времени не более, чем на 5 с.

После ступени торможения или полного служебного торможения автоматическим тормозом и при искусственной утечке воздуха из тормозного цилиндра через отверстие диаметром 2 мм в нем должно поддерживаться установившееся давление с понижением не более, чем на 0,3 кгс/см2.

После ступени торможения автоматическим тормозом и при установившемся давлении в тормозном цилиндре производится полный отпуск краном вспомогательного тормоза, после этого в тормозном цилиндре не должно происходить повышение давления в течение 2 мин.

После полного служебного торможения автоматическим тормозом остановкой ручки крана в первое отпускное с возвратом во второе поездное положение кран вспомогательного тормоза должен обеспечивать возможность производить ступень отпуска величиной не более 0,6 кгс/см2.

Кран вспомогательного тормоза локомотива в качестве реле давления проверяется по всем подпунктам  при поездном положении ручки крана.

При техническом обслуживании и ремонте крана вспомогательного тормоза усл. № 254 необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.

Работники производственных участков обязаны:

- выполнять только ту работу, которая поручена мастером и при условии, что безопасные приемы ее выполнения хорошо известны;

- быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не отвлекать других работающих;

- работать только исправным инструментом. Инструмент хранить в переносном инструментальном ящике или сумке;

- при групповой работе каждый работающий должен принимать положение, безопасное для себя и не угрожающее безопасности другого.

        При транспортировке узлов и деталей пользоваться только специальными грузозахватными приспособлениями. Запрещается пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой. Во всех случаях перед подъемом груза убедиться в том, что груз надежно закреплен. Для этого поднять груз на 200-300 мм от поверхности, проверить правильность крепления и натяжения строп. При обнаружении неправильной и ненадежной зацепки груза опустить его и произвести строповку вновь. Помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также направлять их ударами молотка или лома запрещается.

        При перемещении груза в горизонтальном направлении, он должен быть поднят не менее чем на 0,5м выше встречающихся препятствий. Необходимо следить за тем, чтобы в зоне транспортировки не было людей, сопровождать груз сзади, находясь в безопасной зоне.

         Соблюдать меры личной гигиены:

- нельзя курить и принимать пищу на рабочем месте;

- перед едой тщательно помыть руки водой с мылом;

- для питья следует применять только остуженную кипяченую воду.

         Слесарь по ремонту тормозных приборов обязан при работе пользоваться исправным ручным и механизированным инструментом.

        Молоток должен быть надежно насажен на исправную (без трещин и сколов) деревянную рукоятку из твердых пород дерева и расклинен заершенными металлическими клиньями не более 2-х штук. Ударная часть молотка не должна иметь расклепов.

       Зубила, бородки, обжимки и керны должны быть длиной не менее 150 мм и не иметь сбитых или сношенных ударных частей и заусенцев на боковых гранях.

        Размер зева гаечных ключей должен соответствовать размерам болтов и гаек. Если необходимо иметь длинный рычаг, следует пользоваться ключом с удлиненной рукояткой. Запрещается наращивать ключ другим ключом или трубой.

        Напильники, шаберы и отвертки должны быть прочно закреплены в деревянных рукоятках, не имеющих сколов и трещин, снабженных металлическими кольцами. При обработке деталей напильником, шабером скопившуюся стружку убирать щеткой.

        К работе с электроинструментом слесарь должен приступить только после оформления наряда-допуска. Получая на руки электроинструмент, он должен осмотреть его и проверить на холостом ходу. Корпус электроинструмента, работающего от сети напряжением выше 42В. При необходимости следует использовать диэлектрические перчатки.

       Электроинструмент следует присоединять к электрической цепи при помощи вилки. При работе кабель должен быть защищен от случайного повреждения (например, подвешен).

        Запрещается непосредственное соприкосновение кабеля с горячими, влажными и загрязненными нефтепродуктами поверхностями, а также его перекручивание и натягивание.

        При заклинивании сверла на выходе из отверстия, снятия напряжения в сети или другой внезапной остановке электроинструмента, а также при каждом перерыве в работе и при переходе с одного рабочего места на другое электроинструмент необходимо отключать от электросети.

        При работе с электроинструментом на высоте необходимо пользоваться площадками, снабженными перилами, работать, стоя на лестнице, запрещается.

        Регулировать и заменять рабочую часть пневмо- и электроинструмента следует в отключенном состоянии.

        Перед работой с пневматическим инструментом слесарь должен проверить его и убедиться в том, что:

- воздушные шланги без повреждения, закреплены на штуцере (штуцера имеют исправные грани и резьбу, обеспечивающие прочное и плотное присоединение шланга к пневматическому инструменту и к воздушной магистрали);

- присоединение воздушных шлангов к пневматическому инструменту и соединение шлангов между собой выполнено при помощи штуцеров или ниппелей с исправной резьбой (кольцевыми выточками) и стяжными хомутиками;

- сверла, отвертки, зенкера и другие сменные инструменты правильно заточены и не имеют выбоин, заусенцев и прочих дефектов, в хвостовики этого инструмента ровные, без скосов, трещин и других повреждений плотно пригнаны и правильно центрированы;

- хвостовик зубила, обжимка и другого сменного инструмента ударного действия имеет четкие грани и входит в ствол молотка;

- набор сменных инструментов хранится в переносном ящике; пневматический инструмент смазан, корпус инструмента без трещин и других повреждений;

- клапан включения инструмента легко и быстро открывается и не пропускает воздух в закрытом положении;

-    корпус шпинделя на сверлильной машинке не имеет забоин;

-   абразивный круг на пневматической машине имеет клеймо испытания и огражден защитным кожухом.

        Перед присоединением воздушного шланга к пневматическому инструменту необходимо выпустить конденсат из воздушной магистрали. Кратковременным открытием клапана продуть шланг сжатым воздухом давлением не выше 0,05 Мпа (0,5 кгс/см2), предварительно присоединив его к сети и удерживая наконечник шланга в руках. Струю воздуха следует направлять только вверх. Направлять струю воздуха на людей, на пол или на оборудование запрещается.

        Впускать воздух в пневматический инструмент и приводить его в действие разрешается после того, как сменный инструмент плотно установлен в ствол и прижат к обрабатываемой детали.

        Пневматический инструмент следует предохранять от загрязнения. Пневматический инструмент нельзя бросать, подвергать ударам, оставлять без присмотра.

        При работе с пневматическим инструментом нельзя допускать перегибов, запутывания, пересечений воздушных шлангов с тросами, электрокабелями, ацетиленовыми или кислородными шлангами. Размещать шланги следует так, чтобы была исключена возможность наезда на него транспорта и прохода по нему рабочих.

        При обрыве воздушного шланга, промывке или замене сменного инструмента, при перерыве в работе необходимо перекрыть вентиль на магистрали. Прекращать подачу сжатого воздуха путем переламывания шланга запрещается.

        При работе с пневматическим инструментом обязательно следует применять виброзащитные рукавицы или перчатки, индивидуальные наушники или противошумные вкладыши. Запрещается пользоваться пневматическим инструментом, вибрационные и шумовые характеристики которого превышают допустимые значения.

        При переноске пневматического инструмента необходимо держать его за рукоятку корпуса, а воздушный шланг - свернутым в кольцо.

Запрещается работа в рукавицах со сверлильными и другими вращающимися инструментами.

        При работе с использованием ручных шлифовальных машин следует пользоваться респираторами и защитными очками.

        Отвинчивание гаек, требующее применения больших усилий, следует производить с помощью гайковертов или ключей, имеющих удлиненную рукоятку. Не допускается наращивание ключей и заполнение зазора между губками ключа и гайкой прокладками. Запрещается отворачивать гайки при помощи зубила и молотка. Место рубки болтов и заклепок необходимо ограждать во избежание попадания отлетающих частей в людей.

4.     Слайдфильм  «Техническое обслуживание и ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254»

5.     Актуализация опорных знаний   вопрос-ответ.

Вопросы конкурса представлены в презентации. Вопросы разделены на 4 категории:

1)      Техническое обслуживание крана вспомогательного тормоза усл. № 254 локомотивными бригадами.

2)      Техническое обслуживание крана вспомогательного тормоза усл. № 254 ремонтными бригадами.

3)      Порядок регулировки крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

4)      Работа крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

5)      Ремонт крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

6)      Испытание крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

Студенты выбирают категорию и вопрос. Студент должен правильно и детально дать ответ.

6.     Ролевая игра «Проверка и регулировка крана вспомогательного тормоза усл. № 254».

2 студента выбраны на должности машиниста и помощника, и 2 студента выбраны на должности мастера и слесаря по ремонту. Они, согласно заданиям, выполняют проверку и регулировку крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

   7.     Разбор действий студентов при выполнении предложенных заданий.

8.     Основные понятия о Техническом обслуживании и ремонте крана вспомогательного тормоза усл. № 254.

Исправная работа крана вспомогательного тормоза усл. № 254 пути следования в различных условиях, грамотное управление тормозами в любых ситуациях являются залогом обеспечения безопасности движения поездов и перевозки пассажиров и грузов.

9.       Подведение итогов урока.

10.       Домашнее задание

– подготовиться к тестированию по разделу «Приборы управления тормозами»,

 - повторить материал по управлению тормозами в грузовых и пассажирских поездах.

Мастер п/о                                 В. А. Шкатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые экзаменационные билеты по предмету "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей"

Итоговые экзаменационные билеты для проверки знаний по предмету "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей" профессии НПО 190631.01 Автомеханик. 30 билетов по 10 вопросов в каждом (кол...

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...

Рабочая программа учебной практики УП. 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

В результате прохождения учебной практики по виду профессиональной деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» обучающийся долженуметь:- снимать и устанавливать агрегат...

Рабочая программа учебной практики УП. 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

В результате прохождения учебной практики по виду профессиональной деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» обучающийся долженуметь:- снимать и устанавливать агрегат...

Доклад «Методика преподавания темы: «Порядок управления тормозами в грузовых и пассажирских поездах» по общепрофессиональной дисциплине ОП. 09 «Автоматические тормоза подвижного состава»

Доклад «Методика преподавания темы: «Порядок управления тормозами в грузовых и пассажирских поездах» по общепрофессиональной дисциплине ОП. 09 «Автоматические тормоза подвижног...

Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов тепловоза

При изучении механического оборудования тепловоза используется учебная программапреподавателя НТШ Цывкунова Георгия Ивановича. Литература для самоподготовки:З.Х. Нотик «Тепловозы ЧМЭ3и ЧМЭ3...