Методическая разработка открытого урока "Лекальные кривые"
методическая разработка

Цели занятия: Методическая: - показать методику активизации познавательной деятельности студентов на занятиях инженерной графики в процессе работы с наглядными и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи задания: - на примере построения лекальных кривых эллипса и эвольвенты закрепить и углубить знания студентов по разделу «Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lek.krivye.docx794.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ В.И. БОНДАРЕНКО»

Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению
на заседании Совета техникума

«___» ____________ 2016 г.

Протокол № _____

Председатель ______________ Д.И.Карелин

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко»

________________ С.С.Парамонов

«____» _____________ 2016 г.

Методическая разработка

открытого урока

«Лекальные кривые»

Разработал и провел

преподаватель

специальных дисцилин

Заушниеова Ирина Борисовна

                                                   

Орехово-Зуево
2019 г.

Вид занятий: Комбинированный урок

Тип занятия: Урок применения знаний и умений на практике.

Форма проведения: Индивидуальная

Цели занятия:1. Методическая: - показать методику активизации познавательной деятельности студентов на занятиях инженерной графики в процессе работы с наглядными и с использованием интерактивного оборудования.

2.  Дидактическая: -повторить, обобщить, систематизировать, углубить знания по темам «Деление окружности на равные части» и «Лекальные кривые». -изучить на практике приемы и методы построения лекальных кривых.

3. Развивающая: - развивать самостоятельность, творческое отношение при решении поставленной задачи - развивать творческое и пространственное мышление - формировать общие и профессиональные компетенции, необходимые в практической деятельности;  - развивать деловую культуру речи и навыки профессионального этикета; развивать навыки публичного выступления.

4.  Воспитательные: - воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы. Прививать интерес к изучению предмета «Основы инженерной графики».

-способствовать воспитанию и развитию графической культуры учащихся

-воспитывать аккуратности и четкости при выполнении графического задания;

Задачи задания: - на примере построения лекальных кривых эллипса и эвольвенты закрепить и углубить знания студентов по разделу «Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей»

-формировать способность к творческому мышлению, к самостоятельному использованию ГОСТов.

Ожидаемые результаты:

- повышать качества образования студентов с применением интерактивных методов обучения

- изучить на практике приемы и методы построения лекальных кривых

Междисциплинарные связи: Обеспечивающие: Геометрия: «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости. Признаки перпендикулярности», Физика: «Движение точки и тела».

Оснащение занятия:

Материально-технические: 1. Компьютерная техника 2. Мультимедийное оборудование 3. Чертежные принадлежности – карандаши, линейки, циркули, лекало. 4. Рабочие тетради.

Методическое: 1. Информационные листы.  2. Презентации.

Используются следующие технологии: проблемно-исследовательские, развивающего обучения, здоровье сберегающие, информационно-коммуникационные, коллективные.

Используются следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

На уроке создаются условия для проявления самостоятельности студентов. Урок имеет практическую направленность. В процессе занятия у студентов раскрывается личностный потенциал, понимание значимости результата.

Структура урока:

  1. Сообщение темы, цели, задачи урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Первичное осмысление и закрепление.
  5. Постановка задания на дом.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Постановка цели урока..Проверить готовность студентов к уроку. Записать тему урока «Лекальные кривые».

2. Подготовка к изучению нового материала.

Кривая, представляющая ряд сопряженных отрезков кривых, которые невозможно провести циркулем, называется лекальной. Лекальные кривые- эллипс, синусоида, спираль Архимеда,  эвольвента окружности, парабола, гипербола и другие - часто встречающиеся в чертежах, поэтому необходимо изучить законы их образования и освоить приемы построения. Построение лекальных кривых возможно путем нахождения некоторого количества точек, которые предварительно соединяют от руки карандашом плавной тонкой линией, а затем обводят по лекалу мягким карандашом. Чтобы начертить плавную лекальную кривую, необходимо    иметь набор из нескольких лекал. Выбрав подходящее лекало, надо подогнать кромку части лекала к возможно большему количеству заданных точек.

C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\лекал 2.jpeg

Рис. 1

3. Ознакомление с новым материалом.

Кривые конических сечений:

Эллипс - замкнутая плоская выпуклая кривая, сумма расстояний каждой точки которой до двух данных точек, лежащих на его большой оси, есть величина постоянная и равная длине большей оси.

C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\4.jpeg

Рис. 2

Применяемый в технике способ построения эллипса по большой АB и малой СD осям.

Проводим две перпендикулярные осевые  линии. Затем, от центра О откладываем вверх и вниз по вертикальной отрезки, равные длине малой полуоси, а влево и вправо по горизонтальной оси - отрезки, равные длине большой полуоси.

Из центра т. О,   радиусами  ОА и ОС проводим две окружности. Делим большую окружность радиусом ОА на 12 равных частей, оставляя засечки на окружности. Через центр окружности т. О, соединяем полученные точки, получая лучи - диаметры. Из точек пересечения лучей с окружностями проводим линии, параллельные осям эллипса (из точки пересечения луча  с большей окружностью проводим вертикальную вспомогательную прямую, а из точки пересечения луча с меньшей окружностью - горизонтальную вспомогательную прямую), до взаимного пересечения в точках, принадлежащих эллипсу. Полученные точки плавно соединяем сначала от руки твердым карандашом, а затем по лекалу сплошной основной линией (мягким карандашом).

C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\2.2.jpeg

Рис. 3

Синусоида - плоская кривая, выражающая закон изменения синуса в зависимости от изменения величины центрального угла. Величина радиуса называется амплитудой синусоиды,  L- длиной волны или периодом синусоиды: L=2 π r, где π =3,14;   r – радиус  окружности

Для построения синусоиды проводим горизонтальную ось и на ней откладываем  полученную по формуле длину  А В (L=2 π r).

Отрезок  делим на 12 равных частей. С лева вычерчиваем окружность, и делим ее также на 12 равных частей. Точки деления нумеруем  и через них проводим горизонтальные прямые. Из точек деления отрезка АВ восстанавливают перпендикуляры к оси синусоиды и на их пересечении с горизонталями находим точки синусоиды. Полученные точки синусоиды плавно соединяем сначала от руки, затем по лекалу сплошной основной линией (мягким карандашом).

C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\3.jpeg

Рис. 4

Эвольвента окружности - это траектория точки прямой линии, когда эта прямая перекатывается без скольжения по окружности. Для построения эвольвенты, окружность делим на 12 равных частей. Полученные точки нумеруем и из конечной точки (12) проводим касательную к окружности длиной  L= π D, где D- диаметр окружности. Этот отрезок делим на 12 равных частей. Из точек деления окружности 1,2,3,4,….11 проводим касательные, на которых откладываем отрезки прямых. Ставим иголку циркуля в точку 12, измеряем расстояние до точки 1 и откладываем этот отрезок от точки 1, принадлежащей окружности,  на касательной. Затем ставим иголку циркуля в точку 12 и измеряем расстояние до точки 2, откладываем этот отрезок от точки 2, принадлежащей окружности, на касательной. И так далее до точки 11. Полученные точки на касательных, плавно соединяем сначала от руки, потом по лекалу и получаем эвольвенту окружности.

C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\Рисунок (47)Эвольвента.jpg

Рис. 5

Спираль Архимеда – плоская кривая, которую описывает точка, движущая  равномерно и поступательно от центра т. О  по равномерно вращающемуся радиусу. Она применяется,  например,  для сообщения движения по радиусу кулачкам зажимного патрона токарного станка.C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\1.1.jpeg

Рис. 6

Для построения спирали Архимеда, проводим штрихпунктирные центровые линии. Из центра проводим окружность заданны радиусом (например,  60мм). Не меняя радиуса циркуля, делим окружность на 12 равных частей. Полученные точки соединяем через центр (т. О). Затем делим радиус окружности по горизонтальной оси на 12 равных частей (тоже количество частей, что и окружность) и нумеруем точки на этом отрезке. Из центра О радиусом О1 проводим дугу до пересечения с 1 линией соответствующего радиуса. Из центра О радиусом О2 проводим дугу до пересечения со второй линией. Из центра О проводим радиусом О3  дугу до пересечения с третьей линией, и так  далее до двенадцатой точки. Полученные точки соединяем плавной кривой по лекалу, получаем Спираль Архимеда.

C:\Users\ДНС\Desktop\Лек кр\редактированные\6.jpeg

Рис. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

Методическая разработка открытого заседания предметного кружка «От банкротства к прибыли» Тема: «Разработка стратегии развития организации»

В данной методической разработке представлен опыт проведения открытого заседания кружка «От банкротства к прибыли» на тему  «Разработка стратегии развития организации». Да...

Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»

Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором  представлено  формирование  значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....