ОП.03 Основы материаловедение
методическая разработка

Князев Вячеслав Юрьевич

Рабочая программа учебной дисциплины является  частью программы подготовки рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящих в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки) Программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки)  газорезчик; газосварщик; электрогазосварщик; электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; электросварщик ручной сварки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оп.03 Основы материаловедения196 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Сахалинский индустриальный техникум»

                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ  

для профессии среднего профессионального образования

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)  

2018 год

г. Оха

Организация-разработчик: ГБПОУ СИТ

Разработчики:

Анисова Зинаида Петровна, зам. директора по УПР ГБПОУ СИТ

Князев Вячеслав Юрьевич мастер п/о  ГБПОУ СИТ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)  и примерной программы дисциплины ОП.03 Материаловедение, которая рекомендована Экспертно-методическим советом профессионального образования (протокол от 03 июня 2011г.)

Рабочая программа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку специалистов по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)  


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы материаловедения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является  частью программы подготовки рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящих в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки)  

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки)  газорезчик;

газосварщик;

электрогазосварщик;

электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;

электросварщик ручной сварки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Уметь:

Знать:

  • выполнять механические испытания образцов материалов
  • основные свойства и классификацию материалов, использующихся

   в профессиональной деятельности;

  • использовать физико-химические методы исследования металлов;
  • наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

  •  пользоваться справочными таблицами для определения свойств   материалов;
  • правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
  •  выбирать материалы для осуществления профессиональной

   деятельности;

  • - основные сведения о металлах и сплавах;

  • основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  60 часов;

самостоятельной работы обучающегося  30 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     лабораторные занятия

10

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося

30

№ п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1.

ОП.03 Основы материаловедения

1.1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

60

60

В том числе:

Занятий на уроках

48

48

Лабораторных работ

10

10

Контрольные работы

2

2

1.2. Самостоятельной работы обучающегося

30

30

Промежуточная аттестация в форме экзамена дифференцированного зачета

д/з

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Материаловедение

30/60/10

Тема 1.1.

Металловедение

Содержание:

21/44 /8

- Общие сведения о металлах и сплавах, внутреннее строение металлов. Состав и структура сплавов, методы изучения структуры металлов.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №1

Составить опорный конспект «О методах изучения структуры металлов»

1

- Физические, химические механические свойства металлов (прочность и упругость, пластичность и ударная вязкость).

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №2

Составить опорный конспект «О механических свойствах конструкционных металлов »

1

 - Твердость металлов, определение  твердости различными методами. Технологические свойства металлов.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №3 

Используя учебник, описать в тетради определение  твердости металлов различными методами

1

- Материалы для производства чугуна, устройства доменной печи и продукты доменного производства, состав и сорта чугуна.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №4

Зарисовать схему «Устройство доменной печи»

1

-  Производство стали.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №5                                                          Составить опорный конспект«Производство стали».

1

-  Общая классификация и принципы маркировки  сталей.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №6

Составление карточек по расшифровке углеродистых  сталей

1

- Легированные стали с  особыми физическими и химическими свойствами.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №7 Составление карточек по расшифровке легированных сталей

1

Лабораторная работа №1

Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов

2

-  Цветные металлы и их использование в народном хозяйстве, медь и ее сплавы. Алюминий, сплавы алюминия и магния. Титан, его сплавы.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №8

 Составление карточек по расшифровке цветных металлов.

1

-Олово,свинец,цинк и сплавы на их основе.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №9 Составить опорный конспект«Применение олово,свинец,цинк и сплавы на их основе при сварке»

1

Лабораторная работа №2 

Ознакомление со структурой и свойствами меди и  её сплавами

2

- Баббиты и припои.  Антифрикционные сплавы. Металлокерамика.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №12

Составить опорный конспект почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы

1

- Термическая обработка. Сущность и значение Т.О, способы нагревания изделий и измерения (определения)  температур при технической обработке. Отжиг и нормализация углеродистой стали.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №13 Составить диаграмму «Отжиг и нормализация углеродистой стали.»

2

-Общие сведения о процессе обработки давлением. Холодная и горячая

обработка давлением.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №17 Составить опорный конспект «Холодная и горячая обработка давлением.»

1

-Основные виды обработки давлением

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №15

Используя учебник, описать в тетради назначение и  дать сравнительную характеристику отжигу и нормализайии

1

-Закалка стали. Отпуск стали. Дефекты закалки. Поверхностная закалка. Другие методы Т.О. стали. Цементация, азотирование, цианирование стали.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №16 Используя учебник, описать в тетради назначение и  дать сравнительную характеристику закалка стали и отпуск стали.

2

-Химико-термическая обработка стали.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №17

Обосновать выбор термообработки в зависимости от марки стали

1

Лабораторная  работа № 3 

Влияние режимов термообработки на структуру и свойства металлов и сплавов

2

- Коррозия металлов. Сущность явлений коррозии. Простейшие способы защиты металлов от коррозии

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №18

Составить таблицу «Коррозийная стойкость некоторых марок сталей в рабочих условиях »

2

-Способы защиты металлов от коррозии: гальванический способ, полирование, обработка резцами.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №19 Обосновать выбор способа защиты металлов от коррозии: гальванический способ, полирование, обработка резцами.

1

Лабораторная  работа № 4

Ознакомление со структурой и свойствами алюминия и  его сплавами

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №20

Повторить виды деформаций при сварке

1

Контрольная работа

2

Тема 1.2. Твердые сплавы, минералокерамические материалы.

Содержание:

3/6/0

-Общие сведения о минералокерамических материалах. Основные виды .

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №21 Повторить основные виды минералокерамических материалов

1

-Минералокерамических материалов. Твердые сплавы. Марки твердых сплавов по ГОСТу, их свойства и область применения.

2

- Внеаудиторная самостоятельная  работа №22

Составить опорный конспект «Минералокерамические материалы, их свойства и область применения

1

-Спеченные твердые сплавы

2

- Внеаудиторная самостоятельная  работа №23

Используя учебник, описать в тетради составить опорный конспект «Спеченные твердые сплавы.»

1

Тема 1.3.

Неметаллические материалы

Содержание:

6/8/2

- Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и

  электротехнических материалах.  Абразивные материалы.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №24

Составить опорный конспект «Назначение антифрикционных сплавов», конспект «Абразивные материалы, их применение»

2

-Характеристика абразивного инструмента.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №25

Составить опорный конспект «Характеристика абразивного инструмента»,

2

-Пластмассы и технология их переработки в детали. Общие сведения о пластмассах, основные пластмассы.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №26

Составить опорный конспект «Пластмассы и технология их переработки в детали»

1

-Классификация их по роду связующих материалов. Наполнители пластмасс. Производство деталей из пластмасс. Сварка пластмасс.

2

Внеаудиторная самостоятельная  работа №27

Составить опорный конспект «Сварка пластмасс»

1

Лабораторная работа № 5

Ознакомление со структурой и свойствами титана и  его сплавами

2

Всего:

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного лаборатории  материаловедения;

Оборудование учебного лаборатории:

-рабочее место преподавателя;

-посадочные места по количеству обучающихся;

-объемные модели металлических кристаллических решеток;

-комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»

-образцы металлов ( стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

-образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

 -компьютер, мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Дополнительные источники

Перечень Интернет-ресурсов

1.  Заплатин В.Н. (под ред.) Основы материаловедения (металлообработка) – М: ОИЦ Академия, 2013.

1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка). – М: ОИЦ Академия, 2010.

1. htt:// info-svarka.ru

2. Заплатин В.Н. (под ред.) Лабораторный практикум в машиностроении и металлообработке – М: ОИЦ Академия, 2013.

2. Остапенко Н.Н Кропивницкий И.Н. Технология металлов М.,Высшая

Школа  1970г

        

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

собеседование;

лабораторные работы;

тест;

контрольная работа;

зачёт

учебные задачи

комплексные ситуационные задания

проблемные  ситуационные задания

выполнять механические испытания образцов материалов;

использовать физико-химические методы исследования металлов;

пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

уметь читать и составлять технологические карты сварки конкретных деталей.

Знания:

основные свойства и классификацию материалов, использующихся

в профессиональной деятельности;

наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

основные сведения о металлах и сплавах;

основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и

электротехнических материалах, стали, их классификацию