СРС по дисциплине "Технология обработки материалов"
учебно-методический материал

Скородумов Сергей Александрович

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Технология обработки материалов" для студентов специальности 150201 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srs_tehnologiya_obrabotki_materialov.docx70.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-gerb1

технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Технология обработки материалов»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

2021

Составитель: Скородумов С.А. – преподаватель спецдисциплин

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»: методические рекомендации для студентов всех форм обучения / Составитель С.А. Скородумов , 2021

 

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам при освоении учебной дисциплины «Технология обработки материалов» предусмотренного по направлению 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

Утверждены на заседании цикловой комиссии специальности 15.02.01

Протокол №9 от 28.06.2021 г.

Председатель ЦК_____________Г.Д. Вышкварка

Содержание

Стр.

1. Общая характеристика содержания самостоятельной работы студентов

4

2. Перечень видов самостоятельной работы студентов

5

3. Организация самостоятельной работы студентов

11

4. Методические указания к выполнению самостоятельной работы

12


1. Общая характеристика содержания самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является:

- закрепление, расширение и углубление теоретических знаний,  полученных студентами на аудиторных занятиях;

- формирование умений и навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности;

- приобретение опыта творческой, исследовательской деятельности;

- воспитание у студентов самостоятельности, организованности, творческой активности, потребности развития познавательных способностей.

Организация самостоятельной работы студентов, формирование умений учебного труда является условием повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников, а также основой для получения высшего образования и дальнейшего повышения квалификации.

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, объем ее определяется учебным планом в соответствии с требованиями ФГОС-III.

2. Перечень видов самостоятельной работы студентов  по дисциплине

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью готовности студентов к самостоятельному труду. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер.

 Самостоятельная работа  включает следующие виды деятельности:

  • проработку лекционного материала;
  • изучение программного материала, не изложенного на лекциях
  • выполнение рефератов;
  • составление конспектов;

Самостоятельная работа №1

Тема: Виды и методы литья.

Цель работы: изучить виды и методы литья черных и цветных  металлов в разовые и во многократно используемые формы

Задание: выполнить реферат на предложенную тему.

Темы рефератов:

«Виды литья. Классификация способов изготовления отливок». «Изготовление заготовок литьем металла».

«Литье цветных металлов в металлическую форму»

«Производство отливок из сплавов цветных металлов

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №2

Тема: Технология обработки металлов давлением.

Цель работы: изучить способы обработки металлов давлением.

Задание: составить конспект на тему: «Обработка металлов давлением».

План:

1. Общие сведения.

2. Классификация процессов обработки металлов давлением.

3. Технологические свойства металлов.

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №3

Тема: Прокатка, прессование и волочение

Цель работы: изучить способы горячего деформирования металла.

Задание: Составить конспект на тему: «Горячее деформирование металла».

План:

1. Общие сведения.

2. Способы горячего деформирования металла.

3. Технологические свойства металлов.

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №4

Тема: Основы сварочного производства.

Цель работы: изучить способы сварки металлов.

Задание: выполнить реферат на предложенную тему

Темы рефератов:

«Разновидности сварки».

«Сварка в атмосфере защитных газов»

«Технология газовой сварки»

«Технология контактной сварки»

«Технология ручной дуговой сварки»

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №5

Тема: Токарные станки.

Цель работы: расширение знаний студентов по истории развития металлообработки.

Задание: выполнить реферат на предложенную тему.

Темы рефератов:

«История создания токарного станка».

«История создания токарного патрона»

«А.К. Нартов. Изобретатель первого в мире токарного станка»

«История развития металлообработки»

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №6

Тема: Сверлильные и расточные станки.

Цель работы: расширение знаний по истории совершенствования оборудования для сверления; изучение устройства сверлильных и расточных станков.

Задание: выполнить реферат на предложенную тему.

Темы рефератов: «История создания сверлильного станка».

«История сверления»

«Сверлильные и расточные станки»

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №7

Тема: Фрезерные станки.

Цель работы:

Задание: выполнить реферат на предложенную тему.

Темы рефератов:

«История создания фрезерного станка»

«Обработка деталей на горизонтально фрезерных станках»

«Фрезерная обработка деталей»

«Обработка деталей на вертикально-фрезерных станках»

«Обработка деталей на продольно-фрезерных станках»

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №8

Тема: Зубонарезные, резьбонарезные станки.

Цель работы: расширение знаний о внедрении резьбонарезных станков на производстве

Задание: составить конспект на тему: «Преимущества использования резьбонарезных станков на производстве».

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №9

Тема: Шлифовальные станки.

Цель работы: изучение устройства, принципа действия и назначения плоскошлифовальных станков.

Задание: Составить конспект на тему: «Плоскошлифовальные станки. Преимущества и недостатки».

Рекомендуемая литература: Технология конструкционных материалов: учебное пособие для СПО / под ред. М.С. Корытова. – М.: Юрайт, 2018.-234с.

Самостоятельная работа №10

Тема: «Оформление операционных карт»

Цель работы: знаний, приобретение навыков нормирования токарной операции для заданной детали в различных организационно-технических условиях.

Задание: Определить техническую норму времени при точении заданной детали (рис. 1) по исходным данным согласно заданного варианта (табл. 1).

Последняя цифра варианта

Рассчитываемая

поверхность

Номер

вари

анта

Размеры детали, мм

D1

D2

d:

d2

L

L1

L2

Номер

шерохо

ватость

1

100

70

80

40

150

80

70

1, 2

5

2

130

90

105

50

180

130

100

4, 6

5

3

150

100

120

60

200

150

120

1, 3

10

4

150

120

120

90

150

110

60

5, 6

10

5

80

50

60

30

200

150

120

1, 2

2,5

6

200

140

160

100

200

150

120

4, 6

2,5

7

200

120

150

70

160

100

70

1.3

5

8

130

80

100

50

160

100

70

5, 6

5

9

130

80

100

50

200

150

120

4, 6

5

0

90

70

80

40

200

150

70

1, 2

5

Рекомендации по выполнению работы:

Определение основного времени

Основное время определяется по формуле:

где L – расчётная длина обработки, т.е. путь, проходимый резцом в направле- нии подачи, мм;

sо – подача резца на один оборот детали, мм/об.;

n – частота вращения детали, об./мин.;

i – число проходов резца.

Определение вспомогательного времени

Вспомогательное время состоит из затрат времени на отдельные приёмы:

где Ту.с – время на установку и снятие детали, мин;

Туп – время на приёмы управления станком и смену инструмента, мин.;

Тизм – время на измерение детали, мин.

(подбирается по справочнику)

Определение дополнительного времени:

Дополнительное время состоит из следующих затрат времени:

где Тобс – время на обслуживание рабочего места, мин.;

Тотд – время перерывов на отдых и личные надобности, мин.

Время на обслуживание рабочего места включает затраты времени рабочего на уход за своим рабочим местом и поддержание его в рабочем состоянии на протяжении рабочей смены (определяют по справочнику). Оно включает:

где Ттех – время на техническое обслуживание рабочего места, мин.;

Торг – время на организационное обслуживание рабочего места, мин.

Определение нормы времени:

для массового производства как штучное время:

- для остальных типов производства как штучно-калькуляционное время:

,

где n – число деталей в партии; принимается по заданию.

3. Организация самостоятельной работы студентов

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов. На самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине: «Технология обработки материалов» отводится 20 часов учебного времени.

Выполнение самостоятельных работ по дисциплине взаимосвязано с аудиторной работой. На вводном занятии студентам предлагается объяснение концепции изучения дисциплины в течение семестра и допуске к дифференцированному зачету. Основным постулатом такой концепции изучения дисциплины является постановка перед студентами задач по выполнению каждого вида самостоятельной работы.  

Некоторые виды самостоятельной работы студентов, требующие кратких специальных пояснений, могут быть конкретизированы на индивидуальных консультациях с преподавателем.

В процессе выполнения самостоятельной работы студентам рекомендуется руководствоваться учебной, периодической, научно-технической и справочной литературой, содержащейся в библиотеке колледжа, Интернет-ресурсами, настоящими методическими рекомендациями.

Контроль над самостоятельной работой может осуществляться в форме проверки, защиты индивидуальных работ, собеседования, а также в ходе проведения промежуточного текущего контроля, в том числе тестирования.

4. Методические указания к выполнению самостоятельной работы

4.1 Методические указания для выполнения реферативной работы

Реферат (от латинского refero - передаю, сообщаю) - краткое письменное изложение материала по определенной теме, выполняется, главным образом, на младших курсах, с целью привития студентам навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования умения подбора и изучения литературных источников, используя при этом дополнительную научную, методическую и периодическую литературу.

Тема реферата выбирается по желанию студента из списка, предлагаемого преподавателем. Выбранная тема согласовывается с преподавателем. После выбора темы требуется подобрать, изучить необходимую для ее разработки информацию. Тема может быть  сформулирована студентом самостоятельно.

План реферата должен включать в себя введение, основной текст и заключение.

Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи исследования. В нем также отражается методика исследования и структура работы.

Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы.

В заключении излагаются основные выводы и рекомендации по теме исследования.

Структура реферата

Реферат должен содержать: титульный лист, оглавление и список использованной литературы. На титульном листе (см. приложение 2) указываются: институт, кафедра, учебная дисциплина, тема работы, курс, группа, фамилии, имена, отчества студента и руководителя работы, название города, в котором находится учебное заведение, год написания данной работы.

Список литературы и сноски на страницах оформляются в соответствии с действующими стандартами (ГОСТ 7.1-2003).

Реферат может содержать приложения в форме схем, образцов документов и другие изображения в соответствии с темой исследования.

Все страницы работы, включая оглавление и список литературы, нумеруются по порядку с титульного листа (на нем цифра не ставится) до последней страницы без пропусков и повторений.

Введение, заключение, новые главы, список использованных источников и литературы должны начинаться с нового листа.

Подбор литературы производится студентом из предложенного преподавателем списка литературы.

Обзор литературы начинается с ознакомления с первоисточниками: исторические, законодательные и нормативные акты, статистические сборники. После этого можно приступить к изучению монографий, научно-исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены.

Текст реферата необходимо набирать на компьютере на одной стороне листа.

Размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

Реферат, выполненный небрежно, неразборчиво, без соблюдения требований по оформлению, возвращается студенту без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.

Критерии оценки:

  • знание и понимание проблемы;
  • умение систематизировать и анализировать материал, четко и обоснованно формулировать выводы;
  • «трудозатратность» (объем изученной литературы, добросовестное отношение к анализу проблемы);
  • самостоятельность, способность к определению собственной позиции по проблеме и к практической адаптации материала, недопустимость (!) плагиата;
  • выполнение необходимых формальностей (точность в цитировании и указании источника текстового фрагмента, аккуратность оформления).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекции МДК.02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства» Тема:"Виды пейзажа. Воздушная перспектива"

Для студентов и преподавателей Специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"Конспект занятия по МДК.02.04«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительного искусства»Тема «Виды пей...

Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр

Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации  продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...

Роль фундаментальных научных открытий и освоения технологий обработки материалов в развитии общества

Проанализирована история развития технологий обработки ма- териалов начиная с древнейших времен и до нашего времени. Показана роль развития технологий обработки материалов, и зародившейся в XIX веке э...

Развитие профессионального творчества студентов на учебной дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"

Развитие профессионального творчества студентов на учебной дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по междисциплинарному курсу 02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» Тема: «Декоративный сувенир - Топиарии»

Данная методическая разработка содержит методические указания и  практический материал к проведению  учебного занятия на тему «Декоративный сувенир - Топиарии» и носит, прежде вс...

Осуществление технологической обработки материалов

Осуществление технологической обработки материалов, заготовок для изделий при помощи различного оборудования, инструментов, аппаратов, приспособлений...