Рабочая программа по ОП Охрана труда специальности 15.02.13
рабочая программа

РП   по ОП Охрана труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подольский колледж имени А.В. Никулина»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по  УМР

__________________Н.Ю. НОВИКОВА

«_____»  _______________ 20__г.

РЕКОМЕНДОВАНА К РЕАЛИЗАЦИИ

В ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»

Протокол № ____от «___»______ 20___ г.

Предметной (цикловой) комиссией

Профессионального цикла укрупненной группы 15.00.00

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Председатель предметной  (цикловой) комиссии

_______________/ _______________

СОСТАВИТЕЛИ (АВТОРЫ):  МЯСНОВА Л.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП.12 ОХРАНА ТРУДА

ППССЗ 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

по программе базовой подготовки

на базе основного общего образования

РЕЦЕНЗЕНТ (Ы):

Московская область 2020


СОДЕРЖАНИЕ

стр

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….

3

1.1 Область применения рабочей программы………………………………………

3

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………………………………………………....

3

1.3. Цели и задачи дисциплины .............................…………………………………......

3

1.4 Требования к результатам освоения дисциплины………………………………………

5

1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ ………………………………

6

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………

7

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины……………………….

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………......

11

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению………………………………………………………………………............

11

3.2. Информационное обеспечение обучения………………………………………

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………...

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 Охрана труда

1.1. Область применения программы

Рабочая программа ОП.12 Охрана труда, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 09.12.2016 г. №1562 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2016 регистрационный № 44903)

Учебная дисциплина «Охрана труда» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования, входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • - применять средства индивидуальной и коллективной защиты
  • - использовать экобиозащитную и противопожарную технику
  • - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
  • - проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности
  • - соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса
  • - проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды

знать:

  • - действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов
  • - категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности
  • - основные причины возникновения пожаров и взрывов
  • - особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
  • - правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
  • - правила безопасной эксплуатации механического оборудования
  • - профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии
  • - предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты
  • - принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях
  • - систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду
  • - средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение учебной дисциплины "Охрана труда" согласно ФГОС СПО по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования, направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, включающих в себя способность:

Код

Наименование профессиональных и общих компетенций

ПК 1.1.

Производить отключение оборудования систем вентиляции и кондиционирования от инженерных систем.

ПК 1.2.

Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в соответствии с документацией завода-изготовителя.

ПК 1.3.

Выполнять работы по консервированию и расконсервированию систем вентиляции и кондиционирования.

ПК 2.1.

Выполнять укрупненную разборку и сборку основного оборудования, монтажных узлов и блоков.

ПК 2.2.

Проводить диагностику отдельных элементов, узлов и блоков систем вентиляции и кондиционирования.

ПК 2.3.

Выполнять наладку систем вентиляции и кондиционирования после ремонта.

ПК 3.1.

Определять порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования.

ПК 3.2.

Определять перечень необходимых для проведения работ расходных материалов, инструментов, контрольно-измерительных приборов.

ПК 3.3.

Определять трудоемкость и длительность работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования.

ПК 3.4.

Разрабатывать сопутствующую техническую документацию при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования.

ПК 3.5.

Организовывать и контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования силами подчиненных.

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ[1]

п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения, практический опыт

№, наименование

 темы

Количество Часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

ОК. 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ПК 3.5 Организовывать и контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования силами подчиненных

Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда

4

Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика

2

ВСЕГО

6

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка (час)

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час()

в том числе

Форма промежуточной аттестации

Занятий на уроке (час)

Лабораторные

 работы (час)

Практические

занятия  (час)

Курсовое проектирование (работа) час

2

4

46

п.п. 9 УП

46

30

16

Контр. раб.

Всего по

дисциплине

46

46

30

16

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины  охрана труда

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.

14

Тема 1.1.

Основные положения законодательства об охране труда

Содержание учебного материала

4

2

1. Правовые и нормативные основы безопасности труда: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил.

2. Структура системы стандартов безопасности труда Ростехрегулирования России.

4

Практические занятия

2

Практическое занятие №1. Поиск нормативных актов в области безопасности труда в компьютерных справочных правовых системах.

2

Тема 1.2.

Организация работы по охране труда в организации

Содержание учебного материала

4

Организационные основы безопасности труда: органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда (аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Расследование и учёт несчастных случаев на производстве, анализ травматизма, профессиональные заболевания, ответственность за нарушения требований по охране труда).Экономические механизмы управления безопасностью труда. Электронные системы в области охраны труда.

4

Практические занятия

4

Практическое занятие №2. Решение ситуационных задач «Проведение классификации, расследования, оформления и учёта несчастного случая в организации».

2

Практическое занятие №3. Разработка инструкций по охране труда.

2

Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов

10

Тема 2.1.

Потенциально опасные и вредные производственные факторы

Содержание учебного материала

6

2

Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов: производственный шум и вибрация; микроклимат производственных помещений; производственное освещение; электрический ток.

Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность; герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое электричество

4

Практические занятия

2

Практическое занятие №4. Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам показателей опасных и вредных производственных факторов

2

Тема 2.2.

Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов

Содержание учебного материала

2

Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования. Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Экобиозащитная техника

2

Практические занятия

2

Практическое занятие №5. Оценка состояния микроклимата производственного помещения.

2

Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

12

Тема 3.1.

Требования охраны труда при монтаже систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Содержание учебного материала

2

Требования к устройству и размещению систем вентиляции и кондиционирования и их инженерному оборудованию. Системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). Требования к оборудованию. Требования к монтажным работам.

2

2

Тема 3.2.

Требования по охране труда при эксплуатации холодильных установок

Содержание учебного материала

2

Требования к работникам и к рабочим местам систем вентиляции и кондиционирования. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Применение индивидуальных средств защиты. Локализация аварийных ситуаций и оценка их последствий. Требования по безопасному ведению технологического процесса и безопасности эксплуатации механического оборудования

2

2

Практические занятия

2

Практическое занятие №6. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему от воздействия аммиака.

2

Тема 3.3.

Пожарная безопасность и пожарная профилактика

Содержание учебного материала

4

Государственные меры обеспечения пожарной безопасности. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права. Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Задачи пожарной профилактики.

Организация пожарной охраны. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей при пожаре.

4

2

Практические занятия

2

Практическое занятие №7. Выполнение расчёта количества первичных средств пожаротушения для производственных помещений.

2

Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность.

8

Тема 4.1.

Охрана окружающей среды

Содержание учебного материала

2

Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды.

2

2

Практические занятия

2

Практическое занятие №8. Составление экологического паспорта организации.

2

Тема 4.2.

Контроль и надзор в области охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

4

Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества окружающей среды. Принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и захоронение отходов. Методы и средства защиты воздушного бассейна. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Охрана недр и почв.

Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии.

4

2

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

2

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины имеются следующие специальные помещения:

Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», оснащенный оборудованием:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;

- комплекты индивидуальных средств защиты;

- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;

- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;

- огнетушители порошковые (учебные);

- огнетушители пенные (учебные);

- огнетушители углекислотные (учебные);

- устройство отработки прицеливания;

- учебные автоматы АК-74;

- винтовки пневматические;

-медицинская аптечка (бинты марлевые, бинты эластичные, жгуты кровоостанавливающие резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, косынки перевязочные, ножницы для перевязочного материала прямые, шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя), шинный материал (металлические, Дитерихса)).

техническими средствами:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- комплект видеофильмов и видео-инструктажей по охране труда;

- войсковой прибор химической разведки (ВПХР);

- рентгенметр ДП-5В;        

- робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2).


3.2. Информационное обеспечение обучения

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

1. Девисилов В. А. Охрана труда: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017 - 448 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах», http://e.otruda.ru/.

2.Электронные журналы по охране труда, http://magazinot.ru/zhurnaly_po_ohrane_truda_i_tehnike_bezopasnosti/?uid%3A00071616.

3. Электронный журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", http://ohrprom.panor.ru/. 1.Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru.

4. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.

5. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.

6. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/

7.Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/

8. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/

9. www.goup32441. narod. ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковаяподготов-ка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).

10.Информационный портал по охране труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudohrana.ru/

11.Трудовой кодекс Российской Федерации (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudkodeks.ru/

12.О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный  закон от 21.06.1997 г. № 116-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 Охрана труда

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

Действие токсичных веществ на организм человека;

Меры предупреждения пожаров и взрывов;

Категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

Основные причины возникновения пожаров и взрывов;

Показывает высокий уровень знания основных понятий, принципов и законов в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Оценка решений ситуационных задач

Тестирование

Устный опрос

Практические занятия

Ролевые игры

Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

Правила безопасной эксплуатации механического оборудования; Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

Демонстрирует системные знания требований по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении монтажных работ, техническом обслуживании и ремонте систем вентиляции и кондиционирования.

Умения:

Применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Демонстрирует умение использовать средства индивидуальной защиты и оценивать правильность их применения.

Владеет навыками по организации охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении нескольких видов технологических процессов.

Проектная работа

Наблюдение в процессе практических занятий

Оценка решений ситуационных задач

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Использовать экобиозащитную и противопожарную технику.

Демонстрирует умение

пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Способен разрабатывать систему документов по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды в монтажной или сервисной организации в целом.

Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;

Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса.

Способен осуществлять идентификацию опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека.

Визуально определять

пригодность СИЗ к использованию.

Демонстрирует самостоятельность во владении навыков оценки технического состояния и остаточного ресурса  оборудования в целом, отдельных элементов и СИЗ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по дисциплине "Охрана труда"

          Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по профессии на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Охрана труда специальность 190631 « Техническое обслуживание и ремонт атомобильного транспорта».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Тех...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА и ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования

Учебная дисциплина Охрана труда и окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производст­венной средой, во...

2019 г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 43.01.09 «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППСЗ/ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР.Программа разработана на  основ...

2019г. Рабочая программа по УД "Охрана труда" подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.02 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионально...