Электрическая схема ЭПС
план-конспект урока

Конспект урока для обучающихся СПО по профессии "Машинист локомотива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект Электрическая схема ЭПС145.09 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА

по дисциплине МДК «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива (электровоз)»

в группе №___5__ _____3_______курса

профессия «Машинист локомотива»

Тема 5 «Электрическая схема ЭПС»

Номер урока по обшему счету - 129/в теме - 1

Тема урока «Общие сведения о схеме электровоза»

Тип урока: Урок новых знаний.

Цель урока: Изучить назначение и взаимодействие основных узлов в схеме электровоза

Оборудование Мультимедийная установка, презентация, плакаты, раздаточный материал (Тест по теме), опорный конспект.

План урока.

  1. Организационная часть. (1-2 мин).

Приветствие, проверка готовности к уроку. поставка цели занятия, объяснение плана занятия

2. Проверка домашнего задания (10-12 мин).

Выявление первоначальных зананий полученных при изучении дисциплин физака и электротехника.

3. Мотивация на освоение материала, создание проблемной ситуации. (3 мин).

Определение значимости электрических схем в работе локомотивной бригады.

4. Изложение нового материала. (13-14 мин).

Графическое изображение элементов на схеме.

Принцип работы элементов.

Взаимодействие элементов с аппаратами электрической цепи.

5. Закрепление новых знаний (13-14 мин).

Фронтальный опрос по изученному материаллу

6. Домашнее задание. (1-2 мин)

А.Ю. Николаев «Устройство и рапбота электровоза ВЛ80с», М.; 2016г., стр.284-287

7. Подведение итогов урока.(1-2 мин)

Оценка деятельности обучающихся.

План-конспект урока

по дисциплине МДК «Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива (электровоз)»

в группе №___5__ _____3_______курса

профессия «Машинист локомотива»

Тема 5 «Электрическая схема ЭПС»

Номер урока по обшему счету - 129/в теме - 1

Тема урока «Общие сведения о схеме электровоза»

Цель урока: Изучить назначение и взаимодействие основных узлов в схеме электровоза условное обозначение элементов в электрической схеме электровоза, принцип работы элементов.

Задачи урока:

образовательная задача - познакомиться с условными обозначениями элементов в электрической схеме электровоза;

воспитательная задача - воспитывать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

развивающая задача - развитие мышления и умственной деятельности.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, плакаты, раздаточный материал (Тест по теме), опорный конспект.

План урока

1. Организационная часть. (1-2 мин).

2. Проверка домашнего задания. (10-12 мин).

3. Мотивация на освоение материала. (3 мин).

4. Изложение нового материала. (13-14 мин).

5. Закрепление новых знаний. (13-14 мин).

6. Домашнее задание. (1-2 мин)

7. Подведение итогов урока.(1-2 мин)

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос о первичных знаниях электротехники и основных сведений изображения схем.

Вопосы:

1. Что называют электрической схемой?

2. Какие условные обозначения аппаратов вы знаете?

3. Взаимодействие электрических аппаратов?

Мотивация на освоение материала, создание проблемной ситуации.

Беседа с обучающимися, о значимости электрических схем в работе локомотивной бригады. Почему локомотивной бригаде необходимо знать электрическую схему электровоза?

Изложение нового материала

Принцип исполнения электрической схемы электровоза ВЛ80С

Электрическая схема электровоза состоит из 4 основных частей:

1 - силовые цепи состоят из цепей первичной обмотки трансформатора с напряжением 25000В, цепей тяговых обмоток трансформатора с напряжением 1230В

2 - вспомогательных цепей, состоящие из цепей обмоток собственных нужд с напряжением 232В, цепей вспомогательных машин с напряжением 380В и цепей вспомогательных устройств.

3 - цепей управления напряжение 50В выпрямленного тока

4 - цепей системы автоматического регулирования реостатным тормозом

#1042;се аппараты в схеме имеют буквенно-цифровые обозначения, они могут быть обозначены:

- только цифрами (1, 2, 3, 4,..., );

- только буквами (БП, ПР, ВР, РМТ...);

- буквами с цифрами (ОД1-ОД4, ПВУЗ, РТВ).

2. Соединительные провода и шины в зависимости от вида электрической цепи имеют следующие буквенно-цифровые обозначения:

- шины силовых цепей обозначены буквой «В» и цифрой (В1, В56, В);

- шины вспомогательных цепей обозначены буквой «С» и цифрой (C1, С10, С); причем первая цифра 1, 2, 3 после буквы «С» обозначает номер фазы;

- провода, которыми выполнено соединение аппаратуры электрических цепей электровоза напряжением 50 В (цепи управления, освещения, сигнализации и др.) и которые через межсекционные соединения являются общими для всех секций, обозначаются буквой «Э» и цифрой (Э1, Э15, Э), а если они соединяют аппаратуру только внутри одной секции и не являются общими для всего электровоза, тогда обозначаются буквой «Н» и цифрой (HI, Н05, Н).

Провода, обозначенные буквой «А» и цифрой (A1, А) относятся к цепям автоматики реостатного торможения.

Провода, обозначенные буквой «Ж» используют для заземления оборудования, т.е. для соединения его с металлическим кузовом электровоза.

Провода цепей управления не меняют своего номера на контактных зажимах. Провода, котороые меняют свой номер в розетках межсекцион-ных соединений, т.е. перекрещиваются отдельно, представлены на рис.

3. Управление электровозом осуществляется с помощью следующих основных аппаратов:

- контроллера машиниста КМЭ, который имеет реверсивную, главную и тормозную рукоятки, а также блок для задания тормозной силы БЗТС;

- блоков кнопочных выключателей (щитки управления) 223, 224 (по 9 выключателей в каждом), расположенных на пульте машиниста, которые имеют замки для запирания их в отключенном положении;

- блока кнопочных выключателей 225 (12 выключателей), расположенного на пульте помощника машиниста;

- блоков кнопочных выключателей 226 (5 выключателей) и 227 (9 выключателей), которые находятся в коридоре (щитки параллельной работы);

- блока кнопочных выключателей 233 (5 выключателей) и кнопочного поста 288 (3 кнопки), находящихся в кабине;

- тумблеров 231, 394, 395, 401-^04, 477, 478, 501—504.

4. Схема электровоза показана в нормальном положении всех аппаратов, а именно:

- при всех обесточенных электрических цепях;

- без воздуха во всех пневматических аппаратах и магистралях;

- на «0» позиции главного контроллера ЭКГ и при нулевом положении всех рукояток КМЭ;

- при поездном положении всех разъединителей и переключателей, а именно: разъединители 2, 6, ОД1—ОД4, 81, 82 включены; разъединители 19, 20, 126 - отключены; переключатель 111 в положении питания вспомогательных цепей от обмотки собственных нужд трансформатора своей секции, переключатель 105 в положении питания вспомогательных цепей от выводов х-а4 обмотки собственных нужд; разъединитель аккумуляторной батареи 2Р — отключен; переключатель цепей управления ЗР в положении «Нормально», (т.е. питание цепей управления от РЩ своей секции);

- при положении реверсоров 63 и 64 «Вперед» своей кабиной;

- при положении переключателя режимов ПР «Включено»;

- при положении «Тяга» для тормозных переключателей 49, 50, а также для блокировочного переключателя БП и устройств, для переключения потока воздуха ППВ 251—254.

5. Монтаж схемы цепей управления выполнен с помощью клеммных реек, на которых крепят соединительные провода. Каждая клеммная рейка имеет свое условное обозначение в зависимости от ее расположения на электровозе:

- клеммные рейки пульта машиниста обозначены: 600—607 (8 шт.);

- клеммные рейки в кабине управления (за сидением помощника машиниста): 609, 610, 611 (3 шт.), с ними соединены провода от розеток межэлектровозного соединения (на лобовой части);

- клеммные рейки в конце секции: 631—635, 974, 982, 975 (8 шт.), с
ними соединены провода от розеток межсекционного соединения (на торцевой части);

- кроме этого клеммные рейки находятся на панелях аппаратов и вблизи самих аппаратов (ЭКГ, ППВ и др.).

Для снижения уровня коммутационных перенапряжений, возникающих при отключении питания катушки аппарата, параллельно катушкам аппаратов: БП, ВР, ПРП (РВ1, РВ2, РП), 15 (РВ, РЗЮ5, РП), 31, 46, 49, 50, 51—54, 64, 65, 66, 71, 72, 74, 76, 104, 136, 202,204,211,212,236,245,247, 248,255,259,260,265,268,271, 430, 431, 436, 437, 449, 450 включены шунтирующие устройства типа ШУ-001 (рис. ,а).

Также параллельно катушкам электромагнитных контакторов: 119, 124, 125— 130, 133, 134, 159—161, 194, 206 включены шунтирующие устройства типа ШУ-003, а параллельно катушкам аппаратов: 181—183,207,241—244,269—шунтирующие устройства типа ШУ-004 (рис. , б).

Для лучшей наглядности при обозначении количества замыкающих и размыкающих контактов аппарата в настоящем пособии используется следующая форма записи. Например, если реле имеет в схеме электровоза один замыкающий и два размыкающих контакта, то это можно записать (1/2), где числитель обозначает количество замыкающих контактов, а знаменатель — количество размыкающих контактов.

Условные обозначения основных электрических аппаратов, обозначения которых используются в схеме электровоза.

172172

Условные обозначения

Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос по изученному материалу:

1. Все аппараты в схеме имеют буквенно-цифровые обозначения,они могут быть обозначены?
2. Соединительные провода обозначены буквой «В?

3. Соединительные провода обозначаются буквой «Э»?

4. Соединительные провода обозначенные буквой «Ж»?

5. Соединительные провода обозначаются буквой «Н»?

Используемая литература:

1. Николаев А.Ю. «Устройство и работа электровоза ВЛ80с», «Маршрут»,2016г.

2. Грищенко А.В. «Устройство и ремонт электровозов и электропоездов», «Академия», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила построения электрических схем. Монтаж электрических схем

Правила построения электрических схем. Монтаж электрических схем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудовани

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханическо

Рабочая программа  профессионального модуля разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта по  специальности среднего  профессионального образовани...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического о

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация техническ...

Учебное пособие. Курс лекций по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты» студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Курс лекций по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты»студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудо...

Презентация к курсу лекций по МДК 01.03 "Электрическое и электромеханическое оборудование"ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

Презентация к курсу лекций по МДК 01.03 "Электрическое и электромеханическое оборудование"ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудов...

Тестовые задания для контрольного среза знаний по дисциплинам "Электрические машины", "Судовые электрические машины", часть 1

Задания предназначены для контрольного среза остаточных знаний обучающихся по специальностям 13.02.11, 26.02.06...