Учебно-методический материал по обучению токарному делу
методическая разработка

 

 

1. Методические указания по выполнению курсового проекта по МКД 01.01

Тема: "Технология обработки фасонных поверхностей". 

2. Методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Токарь".

Тема: "Растачивание сквозных и глухих отверстий".                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 235

г. Челябинск

2017г.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

В помощь мастерам производственного обучения токарей по металлу

Методические указания по выполнению курсового проекта по МДК

Тема: «Технология обработки фасонных поверхностей».

Разработал:

мастер производственного обучения: А.А. Угрюмов

г. Челябинск

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

Введение

1-2

2.

Урок № 1

3-5

3.

Методические указания мастеру по уроку № 1

6-8

4.

Урок № 2

9-11

5.

Методические указания мастеру по уроку № 2

12-13

6.

Памятка мастеру производственного обучения

по охране труда и технике безопасности

14

7.

Литература

15

ВВЕДЕНИЕ

Обтачивание фасонных поверхностей производится разными способами в зависимости от размеров фасонной поверхности и количества обрабатываемых деталей. Широкое распространение имеет обтачивание фасонных поверхностей небольшой длины фасонными резцами. Фасонные резцы в механических цехах стали столь же необходимы, как зенкеры и развертки.

Фасонные поверхности большой длины обрабатывают при помощи копиров, если нужно изготовить большую партию деталей. При небольшом комплекте деталей, фасонные поверхности обтачивают с помощью комбинированной подачи. Этот способ очень трудоемкий и требует от токаря большего искусства.

В настоящее время начинают широко применяться гидравлические копировальные суппорты. Обтачивание фасонных поверхностей при их помощи стало вытеснять обтачивание по копиру.

Обучающиеся в первую очередь должны познакомиться с обтачиванием фасонных поверхностей при помощи комбинированной подачи. Это необходимо по следующим соображениям: во-первых способ все еще имеет широкое применение в индивидуальном и мелкосерийном производстве, во-вторых, перед обтачиванием фасонными резцами часто приходится предварительно подготавливать поверхность обтачивая ее с помощью комбинированной подачи.

На вторую очередь следует отнести обтачивание фасонными резцами и на третью – обтачивание по копиру. В настоящее время имеется много разных способов обтачивание по копиру, предложенных токарями – новаторами. Из них следует выбрать наиболее распространенные способы. К их числу нужно отнести:

1. обтачивание по копиру, установленному на станке вместо конусной линейки;

2. обтачивание по концу, закрепленному в пиноле задней бабки.

На изучение темы отводится 12 часов или два занятия.

Учитывая вышеизложенное, предлагается следующее распространение распределение учебного материала по урокам:

1-й урок : Обтачивание комбинированной подачей выпуклых и вогнутых поверхностей, а так же в сочетании с другими поверхностями.

2-й урок: Обтачивание фасонных поверхностей фасонными резцами, по копиру.

При прохождении данной темы часто возникают трудности из за отсутствия достаточного количества станков, пригодных для обтачивания фасонными резцами, для настройки их на работу по копирам. В связи с этим следует обработку фасонных поверхностей по копиру и фасонными резцами организовать небольшими группами обучающимися по скользящему графику параллельно с прохождением других видов работ.

Некоторые училища совсем не проходят обтачивание по копиру и фасонными резцами, ссылаясь на то, что обучающихся можно ознакомить с ними при прохождении производственной практики в цехах предприятий. Необходимо учесть, что в цехах подобных работ тоже мало, особенно теперь, когда фасонные детали стали получать путем точной отливки или штамповки без токарной обработки, поэтому на цех рассчитывать не следует. Настроить несколько станков для обтачивания фасонными резцами и по копиру не представляет большой трудности, если начать подготовку заблаговременно.

Мастеру производственного обучения и преподавателю специальной технологии необходимо детально продумать проработку данной темы заблаговременно и точно установить, какие вопросы и как будет прорабатывать преподаватель и что будет объяснять и показывать мастер. Будет полезно, если обучающиеся под руководством преподавателя начертят профили копиров для обтачивания тех деталей, которые они будут обтачивать в мастерских. Можно также рекомендовать преподавателю дать домашнее задание подготовить предложение на тему «Как приспособить мой станок для обтачивания по копиру»…(указать какой детали). Такое задание заставит обучающихся подумать о том, как полученные знания применить на практике. Подобное задание может дать и мастер, если нет возможности у преподавателя.

Кроме того, перед началом проработки темы мастеру необходимо обязать обучающихся повторить по спецтехнологии материал, относящийся к обтачиванию фасонных поверхностей.

ПЕРВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

Примерный план урока

Тема урока: Обтачивание комбинированной подачей выпуклых и вогнутых поверхностей, а так же в сочетании с другими поверхностями.

Учебные цели урока:

1. Ознакомить обучающихся с содержанием программы и планом ее прохождения.

2. Научить производить перемещение вершины резца по заданной кривой при помощи комбинированной подачи:

- ручной продольной и поперечной;

- автоматической продольной и ручной поперечной;

- ручной продольной и автоматической поперечной.

3. Научить производить обтачивание при помощи комбинирования подач выпуклых и вогнутых поверхностей, проверку их шаблонами, выбирать и осуществлять на практике рациональные режимы резания, затачивания резцов для фасонного обтачивания.

4. Объяснить и показать как и в какой последовательности производится обтачивание деталей, имеющих сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей, с цилиндрическими или коническими поверхностями.

5. Предупредить о строжайшем соблюдении техники безопасности.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть: проверка явки – 10 мин.

2. Вводный инструктаж – 20 мин.

1. Сообщить обучающимся содержание новой темы программы и план ее проработки, разъяснить значение и случаи применения каждого способа обтачивания фасонных поверхностей из предусмотренных программой, указав при этом, что несмотря на малопроизводительность способа комбинированной

подачи он находит еще довольно широкое применение. Показать набор наиболее ходовых деталей, имеющих фасонные поверхности.

2. Разъяснить содержание и учебные цели – задачи первого урока по теме.

3. Объяснить и показать приемы комбинирования продольной и поперечной подачи суппорта для перемещения вершины резца по заданной кривой следующими способами:

- ручная продольная и поперечная подачи;

- автоматическая продольная и ручная поперечная подачи;

- ручная продольная и автоматическая поперечная подачи.

Разъяснить, что автоматическая подача всегда должна выводить резец из металла.

4. Объяснить правила заточки и установки проходного резца при обтачивании фасонных поверхностей.

5. Объяснить и показать приемы обтачивания выпуклых и вогнутых поверхностей при помощи комбинирования подач и заточки их напильником.

6. Показать приемы проверки обработанных поверхностей шаблонами.

7. Объяснить, как выбираются режимы резания при обтачивании фасонных поверхностей способом комбинирования подач.

8. Объяснить содержание и порядок выполнения упражнений на данном уроке, сообщить распределение работ.

9. Разобрать чертежи и технические условия на обработку деталей, которые будут обтачиваться в процессе выполнения упражнений.

10. Сообщить возможные случаи брака при выполнении предстоящих работ и способы их предупреждения.

11. Обратить внимание на выполнение правил техники безопасности, нарушение которых может вызвать травмы при выполнении предстоящих работ.

12. Проверить усвоение вводного инструктажа.

3. Упражнения обучающихся – 320 мин.

1. Перемещение вершины резца по заданной выпуклой кривой при помощи комбинирования продольной и поперечной подач суппорта в ручную (40 мин.);

2. Перемещение вершины резца по заданной вогнутой кривой при помощи комбинирования продольной и поперечной подач суппорта в ручную (20 мин.);

3. Перемещение вершины резца по заданной кривой при помощи автоматической продольной и ручной поперечной подач (20 мин.);

4. Перемещение вершины резца по заданной кривой при помощи автоматической поперечной и ручной продольной подач (20 мин.);

5. Обтачивание наружных выпуклых поверхностей «по линии чертежа» с последующей зачисткой их напильником (80 мин.);

6. Обтачивание наружных вогнутых поверхностей «по линии чертежа» с последующей зачисткой их напильником (80 мин.);

7. Обтачивание деталей, имеющих сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей, с цилиндрическими или коническими поверхностями (40 мин.);

8. Сдача выполненных работ мастеру, чистка станков и уборка рабочих мест (20 мин.).

4. Заключительный инструктаж – 10 мин.

К занятию подготовить:

- набор деталей с фасонными поверхностями;

- приспособления для обтачивания фасонных поверхностей комбинированием подач «по линии чертежа»;

- чертежи кривых линий для выполнения упражнений 1, 2, 3 и 4;

- чертежи деталей с фасонными поверхностями, выполненные в масштабе 1:1, для выполнения 5, 6 и 7 упражнений;

- заготовки для выполнения 5, 6 и 7 упражнений;

- шаблоны для проверки обработанных поверхностей;

- напильники для зачистки фасонных поверхностей после резца;

- образцы брака при обтачивании фасонных поверхностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МАСТЕРУ

Обтачивание фасонных поверхностей при помощи комбинированной подачи требует от токаря большого искусства, которое приобретается путем длительной

тренировки. Данный способ очень трудоемкий и не дает надлежащей чистоты и точности обработанных поверхностей. Обычно после резца их зачищают напильником.

Учитывая указанные недостатки данного способа, стремятся заменить его другим, более производительным.

Трудность обтачивания фасонных поверхностей при помощи комбинированной подачи заключается в координировании продольных и поперечных подач. Учитывая эту трудность, мастеру необходимо сначала произвести упражнения обучающихся в координации продольных и поперечных подач.

Произвольные перемещения суппорта одновременно двумя подачами ничего не дают, так как здесь нужно добиваться не равномерности обеих подач, а увеличения либо затухания одной подачи при постоянной величине другой. Поэтому упражнения нужно организовать так, чтобы вершина резца в результате перемещения суппорта одновременно двумя подачами описывала плавную кривую линию, изображенную на чертеже.

Для достижения большой плавности движения резца и получения более чистой поверхности обработки многие токаря, снимая чистовые стружки, пользуясь одной подачей автоматической при ручной другой подаче. Это даст возможность токарю ручную подачу осуществлять двумя руками, что облегчает работу и даст возможность добиться большей плавности подач. При этом направление автоматической подачи должно быть таким, чтобы она стремилась

вывести резец из металла. В случае задержки ручной подачи резец выйдет из металла и деталь не будет испорчена.

Необходимо чтобы обучающиеся выполнили упражнения по перемещению резца по кривой, пользуясь только ручными подачами, ручной поперечной при автоматической продольной и ручной продольной при автоматической поперечной. Лучше, если кривая будет сначала выпуклая, а потом вогнутая.

Для проведения данных упражнений целесообразно использовать приспособление конструкции В.С Филиппова, мастера технического училища

№ 7 г. Москвы , предназначенное для обтачивания комбинированной подачей «по линии чертежа» и изображенное на рис. 24, стр. 119 в книге В.И Общадко «Методика преподавания токарного дела». Это же приспособление будет необходимо при выполнении 5-6 упражнений.

Вместо острой иглы можно использовать пружинный стержень с прикрепленным к нему карандашом, что дает возможность видеть, насколько точно описанная резцом кривая совпадает с линией чертежа.

Первое упражнение будет трудным, так как у обучающихся нет еще ни каких навыков. Поэтому на него отводится 40 минут. Последующие упражнения будут представлять уже меньше затруднений.

Цель упражнений будет достигнута, если обучающиеся уловят, какая разница в подачах должна быть, чтобы получить ту или иную кривую линию. Для проверки вместо чертежа можно положить листок чистовой бумаги и предложить вычертить на нем при помощи комбинированной подачи четверть или половину окружности.

Следовательно, цель настоящих упражнений будет заключаться в том, чтобы обучающиеся поняли, как должны изменяться относительные скорости подач при обтачивании фасонных поверхностей.

Начать вводный инструктаж на данном уроке мастер должен с ознакомления обучающихся с содержанием и учебными задачами темы программы, а так же с планом проработки ее. Тщательного разъяснения требуют учебные задачи

упражнения, входящие в содержание данного урока. Мастеру следует основательно подготовиться к показу приемов выполнения упражнений, самому заранее проделать их.

Следует обратить внимание обучающихся на заточку резца для обтачивания фасонных поверхностей. Иногда требуется увеличивать углы резца в плане, что бы получить необходимый профиль детали, либо применить канавочный или отрезной резец.

Первые работы по обтачиванию выпуклых и вогнутых поверхностей должны быть простыми, что бы для проверки их, можно было ограничиться радиусомерами или простейшими шаблонами.

Несмотря на это, обучающиеся при выполнении будут испытывать много трудностей. Что бы облегчить их работу и приучить точно воспроизводить форму детали, следует обтачивание производить «по линии чертежа», используя вышеупомянутое приспособление мастера Филиппова.

Для получения необходимой частоты обработанных поверхностей обучающимся придется зачищать их напильником, что бы лучше проконтролировать усвоение приемов обтачивания, нужно проверять работу до зачистки напильником. Обучающимся это должно заранее разнесено.

Зачистка поверхностей напильником на токарном станке требует большой осторожности. Неправильное выполнение ее может повлечь за собой несчастный случай. Поэтому мастеру необходимо показать и тщательно разъяснить приемы работы напильником на станке, а в процессе работы не допускать даже малейших нарушений правил техники безопасности обучающимися.

Режим резания при обтачивании фасонных поверхностей зависит обычно от условий работы и могут быть приравнены к режимам резания при обтачивании наружных цилиндрических поверхностей.

ВТОРОЙ УРОК ПО ТЕМЕ

Примерный план урока

Тема урока: Обтачивание фасонных поверхностей фасонными резцами, по копиру.

Учебные цели урока:

1. Научить обучающихся подбирать фасонные резцы по чертежу детали, производить установку их в резцедержателе, затачивать и доводить их, выбирать

режимы резания и производить обтачивание фасонными резцами, получать необходимую частоту поверхности;

2. Научить обучающихся устанавливать копиры на станине в пиноле задней бабки, настраивать станок на работу по копирам, подготавливать заготовки для обтачивания по копиру, производить обтачивание фасонных поверхностей по копирам, ознакомить с обработкой их при помощи гидравлического копировального суппорта.

3. Предупредить о строжайшем соблюдении техники безопасности.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть: проверка явки – 10 мин.

2. Вводный инструктаж – 20 мин.

1. Сообщить обучающимся содержание новой темы и учебные задачи урока.

2. Уточнить, в каком случае могут применяться фасонные резцы.

3. Объяснить, как можно выбрать фасонный резец, руководствуясь чертежом детали и маркировкой резцов. Показать образцы нормальных и специальных фасонных резцов.

4. Объяснить и показать заточку и доводку фасонных резцов и проверку их шаблонами.

5. Объяснить и показать приемы установки и крепления фасонных резцов в резцедержателе.

6. Объяснить и показать приемы подготовки детали под фасонное обтачивание, приемы чернового и чистового обтачивания фасонными резцами и проверки детали после обтачивания. Напомнить о необходимости охлаждения и смазки.

7. Уточнить в каких случаях целесообразно производить обтачивание фасонных поверхностей по копирам.

8. Объяснить и показать как производиться установка и закрепление копира на станине, настройка станка для работы по копиру.

9. Объяснить и показать последовательность и приемы обработки фасонных поверхностей по копиру, закрепленному на станине.

10. Объяснить, в каких случаях удобно применять копиры, устанавливание в пиноль задней бабки.

11. Объяснить и показать как производится установка копира в пиноль задней бабки и настройка станка на работу.

12. Объяснить и показать последовательность и приемы обработки фасонных поверхностей данным способом.

13. Объяснить преимущества обработки фасонных поверхностей при помощи гидравлического копировального суппорта и показать приемы работы с ними.

14. Объяснить как следует затачивать резцы для обточки фасонных поверхностей по копиру.

15. Сообщить обучающимся содержание упражнений и порядок выполнения предстоящих работ. Разобрать чертежи деталей и технические условия, выбрать режимы резания.

16. Разобрать возможные случаи брака и его причины.

17. Разобрать правила техники безопасности при обработке фасонных поверхностей по копирам.

3. Упражнения обучающихся – 320 мин.

1. Обтачивание деталей фасонными резцами (100 мин.);

2. Настройка станка и установка копира в станине станка. Обтачивание фасонных поверхностей по копиру на станине станка (100 мин.);

3. Настройка станка и установка копира в пиноле задней бабки. Обтачивание фасонных поверхностей по копиру в пиноль задней бабки (100 мин.);

4. Сдача выполненных работ мастеру, чистка станков и уборка рабочих мест (20 мин.).

4. Заключительный инструктаж – 10 мин.

К занятию подготовить:

- набор фасонных резцов и обработанных ими деталей;

- образцы нормальных и специальных, стержневых призматических и круглых фасонных резцов;

- затупленные фасонные резцы для демонстрации заточки и доводки их;

- набор деталей, обработанных при помощи копиров;

- набор образцов копиров;

- инструмент для настройки и применения копиров;

- чертежи, заготовки деталей и фасонные резцы, необходимые для выполнения упражнений обучающимися;

- таблицы режимов резания фасонными резцами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МАСТЕРУ

Мастеру необходимо заблаговременно начать подготовку к прохождению данной темы, что бы успеть подготовить необходимое количество фасонных работ. Часть их можно подобрать на базовом предприятии, часть изготовить в мастерских. Иногда очень легко удается использовать для этой цели старые фасонные фрезы.

Обучающимся необходимо разъяснить, что для успешной работы фасонными резцами требуется:

- что бы резцы были хорошо заточены и доведены, в противном случае не удастся получить чистую поверхность;

- что бы резцы были правильно и точно на высоте центров станка, иначе форма фасонной поверхности будет искажена;

- что бы суппорт и шпиндель станка были хорошо подтянуты во избежании вибрации при работе фасонным резцом, так как резец испытывает большую нагрузку благодаря большой длине режущей кромки. Необходимо так же, что бы вылет резца был минимальным;

- что бы перед обработкой фасонным резцом с заготовки был снят излишний металл, так как снятие большого слоя металла фасонным резцом значительно сократит срок его службы;

- что бы работа фасонным резцом проводилась при обильном охлаждении или хорошей смазке, что увеличивает стойкость резца и улучшит чистоту обрабатываемой детали (поверхности).

Для выбора режимов резания подачи осуществляется в большинстве случаев в ручную. Величину ее необходимо соразмерить с числом оборотов шпинделя, пользуясь теми же способами, которые рекомендовались при сверлении и отрезании.

При обработке фасонными резцами большего количества деталей следует настроить упоры или ограничители, что очень заметно повышает производительность труда и качество работы.

Для обтачивания по копиру нужно подобрать такие детали, что бы очертание их представляло плавную кривую линию без резких переходов и с небольшим отклонением от оси детали. В противном случае могут возникать очень не благоприятные условия для работы, способные вызвать поломку копировального устройства или даже механизмам станка.

Копиры, закрепленные в пиноль задней бабки, лучше применять для обтачивания фасонных поверхностей на торце детали.

Большое назначение имеет направление подачи. Наиболее благоприятные условия работы получаются в том случае, когда при движении вдоль детали резец постепенно удаляется от оси ее. При подаче в обратную сторону очень сильно возрастают усилия на копир. Это необходимо обязательно учитывать при установке копира и выборе направления подачи.

Учитывая возможность неполадок, мастер должен тщательно подготовиться к показу приемов работы, заблаговременно без обучающихся произвести настройку станка и испытать в действии, хорошо разъяснить обучающимся причины возможных неполадок, способы предупреждения их и с особым вниманием надо отнестись к объяснению и показу приемов работы.

При правильной настройке копира проверять готовую деталь можно по одному размеру. Мастер должен указать обучающимся, какой размер они должны контролировать.

В период выполнения упражнений мастер должен внимательно следить за действиями обучающихся и своевременно предупреждать ошибки, так как они могут повлечь серьезные последствия.

Если в мастерских имеется станок с гидравлическим копировальным суппортом, то необходимо, что бы работу на нем изучил каждый обучающийся.

При изучении данной темы пропустить всех обучающихся не удастся, поэтому нужно использовать время, отводимое для выполнения комплексных работ.

Памятка мастеру производственного обучения

по охране труда и технике безопасности

1. Инструктирование обучающихся по безопасности труда осуществляется мастером производственного обучения в течение всего периода обучения.

2. Проведение инструктажа на уроках производственного обучения отмечается мастером в журнале производственного обучения.

3. Каждое рабочее место, где выполняются (постоянно или эпизодически) производственные работы, оснащается соответствующей инструкцией.

4. Согласно требованиям 3-х ступенчатого контроля мастер обязан перед началом работ организовать проверку исправности оборудования, инструмента оснастки.

5. Выполнение обучающимися работ с применением грузоподъемных механизмов, допускается только после изучения инструкций, предусмотренных в курсе обучения данной профессии.

6. Содержание инструктажа обучающихся перед выполнением работ с применением электрифицированного инструмента должно излагаться с учетом требований электробезопасности.

7. На обучающихся, проходящих производственное обучение и практику в условиях предприятия, распространяются все действующие на предприятии правила и нормы безопасности труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

#1055;.М. Денежный «Токарное дело»;

#1041;.Е. Брунштейн «Токарное дело»;

#1051;.И. Веренина «Справочник токаяря»;

#1041;.И. Черпаков «Металлорежущие станки»;

#1042;.Н. Фещенко, Р.Х. Махмутов «Токарная обработка»;

#1043;.И. Куценко, И.А. Жашкова «Основы гигиены труда и производственной санитарии».



Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 235

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока производственного обучения

по профессии «Токарь»

по теме: «Растачивание сквозных и глухих отверстий»

Разработал: мастер производственного обучения Угрюмов А.А.

г. Челябинск 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок производственного обучения ПО. 01. по профессиональному модулю ПМ 01. «Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов» проводится в токарной мастерской.

В дальнейшем обучающиеся могут показать и закрепить свои знания по изученной теме, развить практические умения и навыки, при прохождении производственной практики в ЦТАО ФКУ ИК-8.

Тема урока: «Растачивание сквозных и глухих отверстий» изучается в профессиональном модуле «ПМ 01. «Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов» в разделе «Производственное обучение ПО. ; в теме: «Технология обработки отверстий» при обучении профессии «Токарь» сроком 5 месяцев. На изучение данной темы программой предусмотрено 28 часов. Открытый урок по теме «Растачивание сквозных и глухих отверстий» рассчитан на 7 академических часов.

На данном уроке рассматриваются вопросы и отрабатываются навыки по сверлению и растачиванию цилиндрических сквозных отверстий гладких и с уступами, а также закреплению знаний и навыков по обтачиванию наружных цилиндрических поверхностей и отрезанию заготовок на токарном станке.

В результате изучения данной темы обучающийся должен

иметь практический опыт:

  • работы на токарных станках различных конструкций и типов по обработке деталей различной конфигурации;
  • контроля качества выполненных работ.

овладеть видом профессиональной деятельности «Обработка деталей и инструментов с использованием основных технологических процессов машиностроения на токарных станках; контроль качества выполненной работы», в том числе трудовыми функциями:

Трудовая функция: Токарная обработка наружных и внутренних поверхностей заготовок простых деталей сточностью размеров по 12 - 14 квалитетам на универсальных токарных станках (включая конические поверхности).

Код обобщённой трудовой функции: - А;

Уровень (подуровень) квалификации: - 2.

Необходимые умения:

  • Читать и применять техническую документацию на простые детали с точностью размеров по 12 - 14 квалитетам;
  • Выбирать, подготавливать к работе, устанавливать на станок и использовать простые универсальные приспособления;
  • Выбирать, подготавливать к работе, устанавливать на станок и использовать режущие инструменты;
  • Определять степень износа режущих инструментов;
  • Производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 12 - 14 квалитетам в соответствии с технологической картой;
  • Устанавливать заготовки без выверки и с выверкой по детали;
  • Выполнять токарную обработку поверхностей (включая конические) заготовок простых деталей с точностью размеров по 12 - 14 квалитетам на универсальных токарных станках в соответствии с технологической картой и рабочим чертежом;
  • Применять смазочно-охлаждающие жидкости;
  • Выявлять причины брака, предупреждать и устранять возможный брак при токарной обработке поверхностей заготовок простых деталей с точностью размеров по 12 - 14 квалитетам;
  • Применять средства индивидуальной и коллективной защиты при выполнении работ на универсальных токарных станках;
  • Затачивать резцы и сверла в соответствии с обрабатываемым материалом;
  • Контролировать геометрические параметры резцов и сверл;
  • Проверять исправность и работоспособность токарных станков;
  • Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию универсальных токарных станков;
  • Выполнять техническое обслуживание технологической оснастки, размещенной на рабочем месте токаря.

Трудовая функция: Токарная обработка наружных и внутренних поверхностей заготовок простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8 11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций.

Код обобщённой трудовой функции: - А;

Уровень (подуровень) квалификации: - 2.

Необходимые умения:

  • Читать и применять техническую документацию на простые и средней сложности детали с точностью размеров по 8 - 11 квалитетам;
  • Выполнять токарную обработку поверхностей заготовок простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8 - 11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей и операций, в соответствии с технической документацией;
  • Устанавливать заготовки без выверки или с грубой выверкой;
  • Снимать и устанавливать режущие инструменты;
  • Выявлять причины брака, предупреждать и устранять возможный брак при токарной обработке поверхностей заготовок простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8 - 11 квалитетам на специализированных токарных станках;
  • Применять средства индивидуальной и коллективной защиты при выполнении работ на токарных станках;
  • Проверять исправность и работоспособность специализированных токарных станков;
  • Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию специализированных токарных станков;
  • Выполнять техническое обслуживание технологической оснастки, размещенной на рабочем месте токаря;

Трудовая функция: Нарезание наружной и внутренней резьбы на

заготовках деталейметчиком и плашкой.

Код обобщённой трудовой функции: - А;

Уровень (подуровень) квалификации: - 2.

Необходимые умения:

  • Выбирать, подготавливать к работе, устанавливать на станок и использовать метчики и плашки;
  • Определять степень износа режущих инструментов;
  • Производить настройку универсальных токарных станков для нарезания резьбы метчиками и плашками с технологической картой;
  • Устанавливать заготовки без выверки и с грубой выверкой;
  • Выполнять нарезание резьбы метчиками и плашками на универсальных токарных станках в соответствии с технологической картой и рабочим чертежом;
  • Применять смазочно-охлаждающие жидкости;
  • Выявлять причины брака, предупреждать и устранять возможный брак при нарезании резьбы метчиками и плашками;
  • Проверять исправность и работоспособность универсальных токарных станков;
  • Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию универсальных токарных станков;
  • Выполнять техническое обслуживание технологической оснастки, размещенной на рабочем месте токаря;
  • Применять средства индивидуальной и коллективной защиты при выполнении работ на универсальных токарных станках.

Трудовая функция: Контроль качества обработки поверхностей простых деталей с точностью размеров по 12 - 14 квалитетам.

Код обобщённой трудовой функции: - А;

Уровень (подуровень) квалификации: - 2.

Необходимые умения:

  • Определять визуально явные дефекты обработанных поверхностей;
  • Выбирать необходимые контрольно-измерительные инструменты и калибры для измерения простых деталей с точностью размеров по 12 - 14 квалитетам;
  • Выполнять измерения деталей контрольно-измерительными инструментами, обеспечивающими погрешность измерения не ниже 0,01 мм, в соответствии с технологической документацией;
  • Выбирать необходимые контрольно-измерительные инструменты для измерения простых крепежных наружных и внутренних резьб;
  • Выполнять контроль простых крепежных наружных и внутренних резьб;
  • Выбирать способ определения шероховатости обработанной поверхности;
  • Определять шероховатость обработанных поверхностей.

Методическое обоснование урока.

Использование практических занятий в учебном процессе – один из важнейших приемов развития у обучающихся положительной мотивации и познавательного интереса к труду. Одно из условий подготовки молодежи к осознанному изучению выбранной профессии.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

План урока

ПО.01. Тема 4. Технология обработки отверстий.

Тема урока: Растачивание сквозных и глухихотверстий.

Урок производственного обучения разработан для обучающихся по профессии «Токарь».

Цели урока:

Образовательная: научить обучающихся устанавливать расточные резцы, растачивать цилиндрические отверстия сквозные и с уступами, контролировать отверстия (диаметр и длину) штангенциркулем и калибр-пробками.

Развивающие: развивать внимание, техническое и логическое мышление, развитие профессионального интереса.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся бережное отношение к инструменту, материалу, приспособлениям, оборудованию.

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные.

Тип урока: комбинированный

Материально – техническое обеспечение:

  • Станок токарно-винторезный 1К62, 1А616.
  • Комплекты резцов, прокладки под резцы.
  • Штангенциркули ШЩ- 1, ШЩ- 2.
  • Калибр - пробки.
  • Сверла спиральные Ø 22 мм, центровочные.
  • Втулки переходные, патроны сверлильные.
  • Чертеж детали «Корпус».
  • Технологический процесс изготовления детали «Корпус»

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока.

1. Введение в учебную деятельность – 4 мин.

2. Вводный инструктаж – 40 мин.

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация знаний обучающихся по пройденной теме.

Чтение чертежа и разбор технологической карты.

Показ и объяснение приемов обработки детали на токарном станке и

контроля качества выполненных работ.

Закрепление пройденного материала.

3. Выдача практического задания – 5 мин.

4. Самостоятельные работы обучающихся и целевые обходы рабочих мест –

5 часов.

5. Уборка рабочих мест – 30 мин.

6. Проверка качества выполненных работ и выставление оценок – 10 мин.

7. Заключительный инструктаж – 14 мин.

8. Рефлексия – 5 мин.

9. Домашнее задание – 2 мин.

Через каждые 45 минут занятий – перерыв на отдых 10 мин.

Ход урока

1. Введение в учебную деятельность – 5 мин.

Проверка учащихся по списку, состояния спецодежды, готовность к уроку.

2. Вводный инструктаж – 40 мин.

Сообщить учащимся тему и цель урока.

Актуализация знаний обучающихся по пройденной теме.

Вопрос 1:

Способы обработки цилиндрических отверстий.

Ответ:

Наиболее распространенным методом получения отверстия в сплошном материале является сверление.

Зенкерование применяется для обработки отверстий предварительно штампованных, литых или просверленных.

Развертывание применяется для чистовой обработки точных отверстий.

Растачивание наиболее доступный способ обработки отверстий сквозных, глухих, с уступами.

Вопрос 2:

Какой расточной резец применяется для растачивания сквозного отверстия.

Ответ:

Расточной проходной

Вопрос 3:

Какой расточной резец применяется для растачивания глухих отверстия.

Ответ:

Расточной упорный

Вопрос 4:

Дайте характеристику материала (сталь 35), из которого будет изготовлена деталь.

Ответ:

Сталь 35 – это сталь качественная, конструкционная с содержанием углерода 0,35%.

Вопрос 5:

Чем отличаются резцы для растачивания глухих отверстий от резцов для растачивания сквозных отверстий? Выбрать и показать резцы.

Ответ:

Главным углом в плане «φ».

Чтение чертежа и разбор технологической карты.

Технологическая карта на изготовление корпуса плашкодержателя

Материал

Сталь Ст. 3

Заготовка

Пруток

п/п

Последовательность обработки

Эскиз обработки

Инструменты

Оборудование и приспособления

режущий

разметочный и контрольно-измерительный

1

Подрезать торец заготовки

Резец подрезной

Линейка измерительная

Патрон токарный трехкулачковый

2

Проточить заготовку под наружный размер корпуса плашкодержателя

Резец проходной

Штангенциркуль

Патрон токарный трехкулачковый

3

Просверлить по центру отверстие в заготовке

Сверло спиральное

Штангенциркуль

Патроны токарный трехкулачковый и сверлильный

4

Рассверлить отверстие в заготовке до диаметра, позволяющего войти головке расточного резца

Сверло спиральное

Штангенциркуль, линейка измеритель ная

Патроны токарный трехкулачковый и сверлильный

5

Расточить отверстие под размер плашки

Резец расточной

Штангенциркуль, линейка измерительная

Патрон токарный трехкулачковый

6

Отрезать по размеру деталь от заготовки

Резец отрезной

Штангенциркуль, линейка измерительная

Патрон токарный трехкулачковый

7

Снять фаски 1x45° на корпусе плашко-держателя

Резец проходной

-

Патрон токарный трехкулачковый

Показ и объяснение приемов обработки детали на токарном станке и

контроля качества выполненных работ.

Определить величину снимаемого слоя металла при растачивании.

Подобрать по нормативам режимов резания подачу, скорость резания; определить частоту вращения шпинделя.

Настроить станок.

Подобрать расточные упорные резцы для растачивания цилиндрических отверстий с уступами. Размеры резца должны быть такими, чтобы можно было растачивать меньший диаметр и заданную глубину ступенчатого отверстия.

Установить и закрепить заготовку в трехкулачковом патроне.

Закрепляют резец в четырехместном поворотном резцедержателе параллельно оси центров станка. Головку резца направляют в сторону патрона.

Вершина резца должна располагаться на линии центров (смотрите рисунок ниже) станка или несколько выше. Если вершина резца расположена ниже линии центров, возникнет трение задней поверхности резца о заготовку.

Установка расточного резца

Контролируют положение вершины резца по высоте, подводя резец к вершине центра передней или задней бабки. Регулируют положение вершины резца подкладками разной толщины. Подкладок должно быть не больше трех, иначе резец будет вибрировать. Резец нужно закреплять с наименьшим вылетом из резцедержателя (L=1,5H, Н – высота державки резца), который обеспечивал бы удобную и безопасную обработку заготовки. Большой вылет уменьшает прочность резца и дает возможность появлению вибрации при растачивании. Резец должен быть закреплен надежно не менее чем двумя болтами.

Запомните! Устанавливайте вершину резца по линии центров станка.

Расточные резцы устанавливают и закрепляют в резцедержателе параллельно оси заготовки. При черновом растачивании отверстий резец устанавливают по центру детали или ниже центра на 1…1,5 мм, что приводит к увеличению переднего угла «γ». При чистовом растачивании - устанавливают по центру детали или выше центра на 0,01 диаметра. Для получения заданной глубины отверстия используют лимб продольной подачи, на резце наносят риску или используют продольные упоры.

Расточные резцы:

а - для сквозных отверстий; б - для глухих отверстий; l - вылет вершины лезвия относительно державки; L - длина резца; Н - высота резца;

В - ширина резца; т - расстояние от режущей кромки до тела резца

Внутренние торцы и уступы подрезают расточным упорным резцом при подаче к центру. Для этого расточной резец должен иметь главный угол в плане «φ» более 90º, тогда при подрезании торца, уступа фактически главный угол в плане «φ»= 5º.

Глубина резания при растачивании определяется по формуле – t = (мм)

Величину подачи определяют по справочнику.

Скорость резания определяется по таблицам справочника для наружного точения и умножают на коэффициент К=0,8, т. к. условия резания более тяжелые.

Частота вращения шпинделя определяется по формуле n= (об/мин)

При мелкосерийном и единичном типах производства детали контролируют штангенциркулями ШЦ-I или ШЦ-II.

Точные отверстия контролируют микрометрическим штихмасом.

Глубокие отверстия большого диаметра контролируют индикаторным нутромером.

В крупносерийном производстве отверстия контролируют калибр - пробками.

Калибр-пробка двусторонняя с насадками (а) и вставками с коническим хвостовиком (б)

Контроль отверстия предельной пробкой:

а – проходная сторона легко входит в отверстие;

б – непроходная сторона не входит в отверстие

Для контроля отверстий по глубине используют штангенциркули ШЦ-I с линейкой глубиномера.

Правила безопасности при обработке детали.

Перед началом работы:

  • привести в порядок рабочую одежду;
  • проверить исправность станка;
  • проверить заземление станка;
  • привести в порядок рабочее место;
  • подготовить к работе режущий, измерительный инструмент и приспособления;
  • проверить исправность подножной решетки.

Во время работы:

  • работать в защитных очках;
  • надежно и прочно закреплять заготовки в патроне;
  • не оставлять ключ в патроне после закрепления или освобождения заготовки;
  • при установке резца применять минимальное число подкладок;
  • перед включением станка убедится в том, что пуск его никому не угрожает опасностью;
  • работать на режимах резания, указанных в технологической карте;
  • не производить никаких измерений измерительными инструментами на ходу станка;
  • не работать на станке в перчатках или рукавицах;
  • не облокачиваться на станок во время работы;
  • не убирать стружку во время работы станка;
  • стружку убирать крючком и щеткой.

После окончания работы:

  • выключить электродвигатель станка;
  • убрать и смазать станок;
  • привести в порядок рабочее место.

Закрепление пройденного материала.

Вопрос 1:

Как правильно устанавливают резец в резцедержателе?

Ответ:

Расточные резцы устанавливают и закрепляют в резцедержателе параллельно оси заготовки.

Вопрос 2:

При помощи какого инструмента контролируется диаметры отверстия?

Ответ:

Диаметры отверстия контролируются калибр-пробками и штангенциркулем.

Вопрос 3:

Как подрезается уступ при растачивании отверстия Ø30 мм?

Ответ:

Уступ при растачивании подрезается поперечной подачей резца.

Вопрос 4:

Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при растачивании отверстия

Ответ:

При растачивании отверстия необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

  • быть внимательным, вовремя отключать продольную подачу;
  • стружку убирать крючком и щеткой;
  • измерения и контроль производить только при полной остановке станка;
  • работать в защитных очках;
  • не облокачиваться на станок во время работы;
  • работать на режимах резания, указанных в технологической карте;
  • перед включением станка убедится в том, что пуск его никому не угрожает опасностью;
  • не оставлять ключ в патроне после закрепления или освобождения заготовки.

Перерыв 10 мин.

3. Выдача практического задания – 5 мин.

4. Самостоятельные работы обучающихся и целевые обходы рабочих

мест – 5 часов.

Текущие инструктажи по просьбам обучающихся, контроль за соблюдением правильности приемов сверления, обтачивании наружного диаметра, растачивании, отрезании и подрезании торца, контроль за соблюдением техники безопасности, пожарной безопасности.

Критерии оценок:

1. Рабочее место подготовлено, верно, в соответствии с техникой

безопасности и рациональной организации рабочего места.

2. Инструмент подобран и заточен правильно, в соответствии с технологическими требованиями.

3. Приспособления подобраны, верно, в соответствии с назначением.

4. Установка заготовки и режущего инструмента выполнена, верно, согласна технологической карты и с соблюдением безопасных условий труда.

#1048;зделие выполнено в соответствие с требованиями чертежа и соблюдением безопасных условий труда.

5. Уборка рабочих мест – 30 мин.

6. Проверка качества выполненных работ и выставление оценок – 10 мин.

7. Заключительный инструктаж – 14 мин.

Разбор допущенных ошибок обучающихся во время изготовления корпуса плашкодержателя и наладке станка. Выставление оценок за урок.

8. Рефлексия – 5 мин.

Обсуждение положительных и отрицательных моментов урока.

9. Домашнее задание: 1 мин.

Повторить материал по конспекту и учебнику:

Багдасарова Т.А. «Токарь-универсал», стр.61-65.

Заключение

В ходе данного урока прослеживается реализация педагогики сотрудничества в виде практической групповой работы.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Данный урок позволяет сформировать умения, знания и навыки по обработке отверстий сверлением и растачиванием, а также контроля отверстий.

Разработка предназначена: преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения по профессии: «Токарь».

Использованная литература:

1. Багдасарова Т.А. «Токарь-универсал», М.: Издательский центр «Академия»,

2011.

2. Багдасарова Т.А. «Технология токарных работ», М.: Издательский центр

«Академия», 2010. – 80 с.

3. Вереина Л.И. «Токарь высокой квалификации», М.: Издательский Центр

«Академия», 2007

4. Зайцев Б.Г. Справочник молодого токаря. М.: Высшая школа, 2005

5. Шеметов М.Г. и др. Справочник токаря-универсала. М.: Машиностроение, 2007

6. Вереина Л.И. Справочник токаря, М.: Издательский центр «Академия», 2008

7. Вышнепольский И.С. «Техническое черчение», М.: Высшая школа, 2005

8. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. «Допуски и технические

измерения», М.: Издательский центр «Академия», 2014

9. Куликов О.Н. «Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности».

М.: Машиностроение, 2012

#1040;даскин А.М. «Материаловедение (металлообработка), М.: Издательский

Центр «Академия», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения как средство моделирования и повышения профессиональной компетенции педагога

В статье дано понятие дистанционного обучения: его преимущества и недостатки; электронный учебно-методический комплекс...

Учебно-методический комплекс для электронного обучения по МДК «Геодезия с основами картографии и картографического черчения»

Учебно-методический комплекс модуля может быть использован в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области проектирования инженерных сооружений, развед...

ПЦК МДК 03.01 Учебно-методическое обеспечение при дистанционном обучении

     С развитием дистанционного обучения связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем: повышение образовательного уровня населения; расширения доступа к вы...

Учебно-методическое пособие по курсу « Основы слесарного дела»

Методическое пособие разработано  с целью  приобретенияболее глубоких знаний  учащимися в изучении курса  слесарного дела.В методическом  пособии освещены  вопросы по все...

Учебно-методическое пособие «Основные этапы обучения игре на флейте»

В данном пособии освещаются основные этапы обучения игре на флейте, представлен поэтапный метод работы над каждым этапом, начиная от знакомства с инструментом, работой на блокфлейте и до формирования ...