"Когда добро творит зло"
классный час на тему

Ядыменко Надежда Константиновна

Цели и задачи:

  1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
  2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
  3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
  4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
  5. Привить основы нравственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_dobro_tvorit_zlo.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Когда добро творит зло?»

Цели и задачи:

  1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
  2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
  3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
  4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
  5. Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: дискуссия.

Оформление и оборудование:

  1. Эпиграф к классному часу.
  2. Запись песни «Твори добро» (Шура).
  3. Фрагмент мультфильма «Просто так».
  4. Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».

Участники: учащиеся .

Подготовительная работа:

  1. Проведена работа по обработке материалов анкеты «Добрый ли ты человек?»
  2. Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.
  3. Создание презентации.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты «Добро есть жизнь».(Н. Ф. Фёдоров), «Зло есть грубейшая форманевежества». (Н. Рерих), « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»  (М. Пришвин»).

Ход классного часа:

  1. Учитель. Добрый день дорогие гости, учителя, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен извечной теме «Добро и зло». Сегодня мы поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «Когда же добро творит зло?»

       Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего классного часа, мне бы хотелось прочесть вам такие слова:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

  1. Понятия «добро» и «зло».  

У меня сразу возникает такой вопрос к вам ребята: «Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются?»

Добро и зло – это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.  

Мораль -   особая форма   общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Добро – это:

  • то, что служит сохранению и развитию жизни;
  • все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.

А все, что вредит этому - называют зло.

Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла – война, убийство.

  1. Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье? 

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.           

Учитель. Добру противостоит зло. 

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. 

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.

 К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.  

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.   

Добро должно быть с кулаками, 
Добро суровым быть должно,  
Чтобы летела шерсть клоками 
Со всех, кто лезет на добро. 
Добро - не жалость и не слабость, 
Добром дробят замки оков. 
Добро не слякоть и не святость, 
Не отпущение грехов. 
И смысл истории - в конечном, 
В добротном действии одном: 
Спокойно вышибать коленом  
Не уступающих добром!        

Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.  

 

- Как вы понимаете смысл пословицы: «За добро добром платят» ?

 (За добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же).

 - В жизни существует ещё одно выражение: «Не делай добра, не получишь зла» или «За добро платят злом». Как вы можете прокомментировать эти выражения?

 - Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом».  

                                                        ПРИТЧА

       Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё  упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. 
       Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой 
топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит: 
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле! 
Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять: 
- Поверь мне, я не съем тебя! 
А человек своё: - Я тебе не верю. 
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил 
дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку: 
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя! 
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя? 
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом? 
- Вот так дела! – сказал человек сердито. 
А змея опять: 
- Ты думаешь, я не права? 
- Конечно, не права! 
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят. 
Человек пошёл искать животных  и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим: 
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят  злом? 
- Да, - ответила пума. 
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом? 
- Да, - ответила лошадь. 
- Братец 
олень, платят ли за добро злом? 
- Да, - ответил олень. 
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему: 
- Братец волк, платят ли за добро злом? 
И волк отвечает: 
- Я не знаю, как  всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим. 
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё 
дерево. И волк сказал: 
- А теперь, змея, оставайся там! 
Человек поблагодарил волка и говорит: 
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят. 
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в 
лес
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в 
лес
Волк уже ждал его. 
- Братец волк, я принёс тебе цыплят! 
- Спасибо! – ответил волк. 
Тогда человек развязал 
мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча: 
- Змея была права: за добро надо платить злом.

- Правильно поступили змея и человек?

 - Как должны поступать люди в таких ситуациях?

Учитель.  Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера.  Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Очень важно научиться прощать и постараться забыть о тех злых поступках, которые тебе причинили.

Предлагаю вам послушать стихотворение  Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».

Стираются лица и даты,

 Но всё ж до последнего дня

 Мне помнить о тех, что когда-то

 Хоть чем-то согрели меня.

 Согрели своей плащ-палаткой,

 Иль тихим шутливым словцом,

 Иль чаем на столике шатком,

 Иль попросту добрым лицом.

 Как праздник, как счастье, как чудо

 Идёт Доброта по земле.         

 И я про неё не забуду,

 Как я забываю о зле…

- Как вы думаете ребята, что победит: добро или зло?

 Соц. опрос: «Согласен – не согласен».

 1. В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.

 2. Добро обязательно победит зло.

 3. Доброе дело на век.

 4. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.

 5. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

 6. «Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».

 - Подберите однокоренные слова к слову добро.                              (Доброта, добрый) 

 - Что значит быть добрым человеком?

 - Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

 Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

 Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

 И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

 - Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

 - Давайте подведем результаты анкеты «Добрый ли вы человек?»

  1. Пословицы недаром молвятся…

Существует огромное количество пословиц и поговорок о добре и зле.

Сейчас я вам предлагаю такое задание: в этих двух конвертах находятся по 5 пословиц и поговорок. Они перерезаны на 2 части, итого у вас будет 10 частей. Вам необходимо соединить так, чтобы получились пословицы и поговорки.

 (музыкальный фрагмент в исполнении Шуры)

Вы немножко отдохнули и мы продолжаем.

В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину подвергают торжественному посвящению – обряду. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми.

Да, нам приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

 1) Помогать людям.

 2) Защищать слабого.

 3) Делиться последним с другом.

 4) Не завидовать.

 5) Прощать ошибки другим.

6) Спешить делать добрые дела (стихотворение)

Спешите делать добрые дела

Которые всегда идут не в счет

Спешите делать добрые дела,

Когда к вам благодарность не придет.

Спешите делать добрые дела

Которые рассудку вопреки.

Спешите делать добрые дела

Что у истоков человек пошлет,

То и получит в устье у реки.

Спешите делать добрые дела

Не денег не сулящие не благ.

Спешите делать добрые дела,

Забыв на веки принцип «так –на-так»

Спешите делать добрые дела,

Но не копите в памяти обид

Хоть тот, кому вы сделали добро

Вам этого по жизни не простит.

Спешите делать добрые дела,

Чтоб за свое добро любить других.

Спешите делать добрые дела,

Во имя утвержденья вас самих.

Спешите делать добрые дела,

Получится – считайте повезло!

Спешите делать добрые дела,

Чтоб не хватало времени на зло!

 ПОМНИТЕ РЕБЯТА:

Важно не наступить, а уступить.

 Не захватить, а отдать.

 Не кулак показать, а протянуть ладонь.

 Не спрятать, а поделиться.

 Не кричать, а выслушать.

 Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ СЕБЯ САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

И ПОМНИТЕ, ЧТО:

Добро – способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

 Зло – способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Учитель: Сейчас все чаще можно услышать вопрос: «А зачем мне это нужно?» «А что я от этого буду иметь?» Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю посмотреть мультфильм  «Просто так».

( просмотр мультфильма «Просто так»)

Добро творить,

Как воздухом дышать,-

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

И отдавать. И не считать,

Что отдал много …

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим – отличительная черта русского человека.  На этом мы заканчиваем наш сегодняшний классный час, будьте добры друг к другу. Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

Список литературы.

  1. Классные часы  для  старшеклассников.
  2. Пословицы и поговорки.
  3. стихотворение  Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».
  4. Мультфильм  «Просто так».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"

В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....

классный час на тему "Твори добро" (посвящён Всемирному Дню толерантности)

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные п...

презентация Социальный проект "Твори добро своими руками"

Социальный проект "Твори добро своими руками"...

Конференция, посвященная Всемирному Дню хосписной и паллиативной помощи "Дом, где творят добро"

К финальному этапу жизни люди подходят с определенным багажом хронических, прогрессирующих заболеваний, которые не поддаются радикальному лечению. Люди часто становятся, зависимы от посторонней помощи...

Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...

Творить добро

Час семьи, направленный на воспитание нравственных качеств (доброта, отзывчивость), воспитание толерантности....

"Твори добро"

Об итогах проведения акции "Твори добро", посвещённое дню толерантности...