методы проектирования
презентация к уроку на тему

презентация по предмету проектная деятельность.  имеет практическую направленность . предложены интерактивнае задания для знакомства с методами проектирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_proektirovaniya.ppt438 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Методы проектирования

Слайд 2

План занятия Цель – познакомиться с методами генерации идей и их оценкой Мозговой штурм Метод синектики (аналогий) Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Метод фокальных объектов Оценка идей Решение задач

Слайд 3

Предварительная работа над ПРОЕКТОМ – ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ Существующее множество методов поиска идей можно разделить на три группы: Методы дающие новые парадоксальные решения мозговой штурм, «карикатура», «инверсия» или проектирование «от противного»…)

Слайд 4

Предварительная работа над ПРОЕКТОМ – ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ Существующее множество методов поиска идей можно разделить на три группы: Методы, связанные с пересмотром постановки задач Наводящая задача - аналог Изменение формулировки задачи Перечень недостатков Метод наводящих вопросов («Пять Почему?»)

Слайд 5

Предварительная работа над ПРОЕКТОМ – ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ Существующее множество методов поиска идей можно разделить на три группы: Творческие методы проектирования Метод аналогий Метод ассоциаций Метод неологии Метод эвристического комбинирования

Слайд 6

Наиболее известные методы психологической активизации: Мозговой штурм Метод аналогий (cинектика) Метод ассоциаций Метод маленьких человечков Морфологический анализ Метод фокальных объектов Метод контрольных вопросов Системный анализ Таблица устранения технических противоречий

Слайд 7

область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. ТРИЗ не является строгой научной теорией, а представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

Слайд 8

Советский учёный Генрих Саулович Альтшуллер и его коллеги за период с 1946 по 1971 исследовали свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировали решения по 5 уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями, впервые ТРИЗ опубликован в 1956 году. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

Слайд 9

применяется для решения практических производственных изобретательских задач, в процессе создания инновационных технологий, повышение эффективности производства и бизнеса. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

Слайд 10

В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и так далее). Большинство успешных компаний активно используют её для совершенствования своих товаров и услуг. Среди них : ABB; Boeing; Siemens; Chrysler; Colgate Palmolive; Delphi; Ford; Gillette; Intel; LG Electronics Inc.; Lucent Technologies, Inc.; Motorola; Nippon Chemi-Con, Japan; Samsung Electronics; Texas Instruments; United Technologies; VLSI Technology Inc.; Western Digital Corporation; Whirlpool; Xerox и другие . Теория решения изобретательских задач

Слайд 11

Пример решения задачи «Вода в трубе» методом ТРИЗ Условие Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя. Предполагаемое решение ?

Слайд 12

Решение ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление. Пример решения задачи «Вода в трубе» методом ТРИЗ

Слайд 13

Разминка Упражнение «Назови число» Упражнение «Скрепки» Примечание: во всех интерактивных заданиях студенты делятся на подгруппы (по 4-5 чел) проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения.

Слайд 14

Упражнение «Назови число» Описание упражнения Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось — прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено. Психологический смысл упражнения : о бучение координировать совместные действия. Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть?

Слайд 15

Упражнение «Скрепки» Описание упражнения Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. У каждого из них в руках по 3-4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время , потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 мин для о бсуждения , как можно выполнить это задание быстрее, и игра повторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.

Слайд 16

Упражнение «Скрепки» Психологический смысл упражнения. Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения , некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия .

Слайд 17

Методы интуитивного поиска Мозговой штурм, Метод синектики (аналогий), Метод маленьких человечков (ММЧ),

Слайд 18

Метод генерации идей «мозговой штурм» (МШ) коллективный метод поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени.

Слайд 19

Применимость метода "мозгового штурма" "Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандартных решений в технике, так и для поиска новых бизнес-идей.

Слайд 20

Правила проведения «мозгового штурма»: 1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются. 2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей. 3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей. 4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. 5. Главная цель – получить как можно больше идей

Слайд 21

Этапы «мозгового штурма» Предварительный (отбор участников, распределение ролей) Постановка проблемы (четкая формулировка проблемы) Генерация идей (максимальное количество идей, без любых ограничений) Отбор, систематизация (группировка) и оценка идей Критика идей Поиск оптимального решения проблемы Фиксируются и самые оригинальные идеи

Слайд 22

Упражнение на освоение метода «мозгового штурма»: лодка Робинзона Крузо Робинзон Крузо отправился в морское путешествие. Разразился шторм, и корабль выбросило на рифы вблизи острова. Вся команда погибла, только Робинзон смог выбраться на остров, который оказался необитаемым. Чтобы выбраться с острова, Робинзон построил лодку. Но вот беда, лодка оказалась далеко от берега. Помогите Робинзону. Предложите, как спустить лодку на воду. Постарайтесь придумать как можно больше способов.

Слайд 23

Упражнения на закрепление метода «мозгового шторма» Задача 1. Как закрепить на стене свечку, имея в наличии только толстую свечку, молоток и коробочку с коротенькими по отношению к свечке гвоздями? Задача 2. Ползут друг за другом в одну сторону по одной бесконечной прямой незамкнутой линии три черепахи. Первая говорит: «Я ползу. И за мной ползут 2 черепахи». Вторая говорит: «Я ползу, передо мной одна черепаха и за мной одна». Третья говорит: «Я ползу, а за мной еще 2 черепахи». Вопрос: как это может быть?

Слайд 24

Метод cинектики (аналогий) Метод, основанный на переносе знаний об одном предмете (явлении) на другой. Такой перенос верен с определенной долей вероятности, так как сходство между явлениями редко бывает полным. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. В переводе с греческого слово "синектика" - «совмещение разнородных элементов».

Слайд 25

Правила применения метода аналогии: запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы; каждый имеет право прекратить работу без каких-либо объяснений при малейших признаках утомления; роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

Слайд 26

Этапы метода аналогии: На начальном этапе аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы или инновации. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие инновациям. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются новые цели и задачи.

Слайд 27

Этапы метода аналогии: В дальнейшем при помощи ассоциативных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее исследования, обсуждения и развития полученных ранее инновационных идей.

Слайд 28

Примеры аналогий ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ – выяснить, как решаются задачи, похожие на данную. ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ (ЭМПАТИЯ) – отождествить себя с техническим объектом. СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – выразить буквально в двух словах суть задачи. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – ввести какие-нибудь фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи.

Слайд 29

Прямая аналогия - объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точкой зрения каких–либо свойств или отношений.

Слайд 30

Пример прямой аналогии: застежка-липучка Де Местраля. Застежку-липучка изобрел в 1941 году швейцарский инженер и большой любитель туризма Жорж де Местраль. Навел его на мысль о создании такой застёжки репейник, прилипший к шерсти его любимой собаки. Наблюдательный естествоиспытатель увидел, что плод репейника имеет миниатюрные крючочки, с помощью которых он и прилип плотно к шерсти его любимца. При помощи прямой аналогии Местраль создал застежку-липучку которая состояла из двух слоев материала: первый слой был покрыт маленькими щетинками-крючками, второй слой покрыт тончайшими петельками. Когда один слой прижимался к другому, крючки цепляются за петельки и удерживаются в таком положении

Слайд 31

Виды прямой аналогии 1. Аналогия по форме , когда находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду или вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому – либо другому. Например: сосулька – карандаш, нож, ручка, нос, клюв… 2. Аналогия по цвету . Например: солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса…

Слайд 32

Виды прямой аналогии 3. Компонентная (структурная) аналогия устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Например: шкаф – скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, автобус, квартира для одежды…

Слайд 33

Виды прямой аналогии 4. Функциональная аналогия . При ее использовании надо, в первую очередь, определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции (искать следует, прежде всего, в противоположных или не связанных друг с другом областях, это может быть техника и природа и т.д.). Например: машина (везет, дрожит, ползет, двигается и т.д.) – лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листы на ветру…

Слайд 34

Виды прямой аналогии 5. Аналогия по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов. Например: переполненный автобус – игрушки в ящике, деньги в кошельке, песок в ведерке, селедки в бочке… 6. Аналогия по свойствам . При использовании данного вида аналогии необходимо ответить на вопрос: «Какой?». Например: шарик (какой?) - резиновый – соска, калоша, купальная шапочка… - упругий – мяч, зонт, струя…

Слайд 35

Виды прямой аналогии 7 . Комплексная прямая аналогия . В данном случае рассматривается не одно, а несколько свойств предмета одновременно, и по этой группе свойств ему находят аналог. Например: человек (умный, педантичный, бездушный, расчетливый) – компьютер; девушка (легкая, воздушная, неуловимая, теплая) ветерок…

Слайд 36

Упражнения на отработку метода прямой аналогии Придумайте и запишите 1-2 аналогию для каждого из следующих предметов: школьная парта, часы, тетрадь, ручка, дождь. Найдите и запишите не менее 5 примеров использования функциональных аналогий в технике

Слайд 37

Упражнения на отработку метода прямой аналогии 3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Напротив каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции .

Слайд 38

предмет функция аналог бамбук Обеспечивает упругость и прочность за счет пористого строения Композитные материалы парус Перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды Турбинная лопатка карандаш утюг стул Упражнения на отработку метода прямой аналогии

Слайд 39

Упражнения на отработку метода прямой аналогии 4. Выберите один из объектов (лист белой бумаги, розетка, стакан, компакт-диск, ромашка, гитара) и рассмотрите его с точки зрения представителей 3 разных профессий. Например, стакан глазами водолаза, математика и дизайнера.

Слайд 40

5. Приведите примеры объектов, похожих на щётку Выделите некоторые существенные признаки объекта Возьмите один существенный признак Назовите ещё несколько объектов, имеющих этот признак Упражнения на отработку метода прямой аналогии

Слайд 41

Упражнение на отработку метода прямой аналогии Упражнение «Кроссенс» Упражнение «Классификация» Примечание: делим студентов на группы (по 4-5 чел), проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения .

Слайд 42

Упражнение «Кроссенс» на отработку метода прямой аналогии Описание упражнения. Кроссенс — интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3 x 2 или, З х 3 соответственно) и нужно придумать, как можно объединить любые два соседние.

Слайд 43

Пример для выполнения упражнения «Кроссенс» 1.Часы 2.Ежедневник 3.Компакт-диск 4. Собака 5. Ролики 6. Гитара

Слайд 44

Вариант решения этого кроссенса: 1-2 (часы — ежедневник): и то и другое помогает нам распоряжаться своим временем. 2-3 (ежедневник — компакт-диск): и то и другое выступает средством сохранения информации. 3-4 (компакт-диск — гитара): могут использоваться для воспроизведения музыки. 4-5 (гитара — ролики): помогают нам организовывать свой досуг. 5-6 (ролики — собака): побуждают своих владельцев чаще бывать на улице. 1-6 (часы — собака): и то и другое может ходить. 2-5 (ежедневник — ролики): кто умеет планировать свои дела, у того найдется время и отдохнуть, покатавшись на роликах. Разумеется, этот вариант — не единственно возможный. Предложите свои!

Слайд 45

Обсуждение упражнения «Кроссенс» Насколько совпали варианты решений, предложенных создателями кроссенсов (или при решении приведенного автором книги примера выше) с теми, которые удалось найти участникам, решавшим кроссенсы? Если это разные варианты, то можем ли мы судить, какие из них являются верными, а какие — нет? По каким критериям можно оценивать верность/корректность/применимость разных вариантов решения креативных задач?

Слайд 46

Психологический смысл упражнения «Кроссенс» Отработка умения находить «общее в различном», объединять внешне несходные предметы, находить аналогии между ними. Демонстрация возможности существования разных взглядов на решения одних и тех же творческих задач и невозможности вынести однозначные суждения об их «правильности» или «неправильности».

Слайд 47

Упражнение «Классификации» на отработку метода прямой аналогии Описание упражнения. Участникам, объединенным в подгруппы, дается перечень из 6-8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.

Слайд 48

Примеры предметов для выполнения упражнения Список 1 Список 2 Список 3 Табуретка Лампочка Перстень Трамвай Огурец Морковь Желудь Кепка Указка Мел Труба Молния Мотоцикл Сыр Корень Абрикос Весло Календарь Стакан Носки Блюдо Улей Медаль Песок

Слайд 49

Примеры предметов для выполнения упражнения Список 4 Список 5 Список 6 Ключ Колокол Кофе Туфель Здание Открытка Подкова Толпа Студент Трава Автомойка Столовая Булыжник Фонарь Лист Книга Лупа Руль Кора Стрела Телефон Пчела Часы Процесс

Слайд 50

Упражнение «Классификации» на отработку метода прямой аналогии Психологический смысл упражнения. Тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные критерии, которые позволяют найти сходство между различными предметами. Это важно для решения проблем по аналогиям — одного из распространенных способов порождения креативных идей. Обсуждение. Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?

Слайд 51

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или проблемы как о своих собственных. Часто этот метод называют "методом эмпатии". Можно представить себя и себя техническим объектом, например шестернёй, космическим спускаемым аппаратом или луноходом и пытается осознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актёры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

Слайд 52

Упражнения на отработку метода личной аналогии В совершенно пустой комнате с потолка спускаются две крепкие нити. Висят они на достаточно приличной дистанции друг от друга. Концы нитей располагаются у самого пола. Шестилетний малыш держит конец первой нити в своем кулачке и хочет достать другую нить, но ему не хватает примерно метра. Что необходимо сделать малышу ? Предложите 2 варианта решения. Попробуйте найти ответ, применяя личные аналогии (т.е. представив себя малышом)

Слайд 53

Упражнения на отработку метода личной аналогии Забайкалье относится к району вечной мерзлоты. Грунт с вечной мерзлотой каждое лето оттаивает сверху на 35-45 см. На этот грунт помещаются железнодорожная насыпь и в период дождливой осени насыпи сильно насыщаются водой. В других регионах страны, в которых нет вечной мерзлоты, большой объем воды уходит в землю, а в насыпи остается немного. В Забайкалье же воде деваться некуда и зимой она застывает, расширяется и поднимает железную дорогу. Поэтому затрудняется работа железной дороги. Как справиться с этой проблемой? Попробуйте найти ответ, применяя личные аналогии (т.е. представив себя грунтом насыпи).

Слайд 54

Типовые ошибки при составлении аналогий Нечетко определена цель поиска аналогий Для проведения аналогии выбраны произвольные, второстепенные функции (признаки). Проведение аналогии по одному-двум признакам. Желательно, чтобы круг совпадающих признаков этих объектов был как можно шире При проведении аналогий не учитываются различия объектов и связь различий с переносимым признаком.

Слайд 55

Замечания при составлении аналогий Нужно учитывать не только сходные черты сопоставляемых объектов, но и их различия. Если их различия связаны с признаком, который предполагается перенести с одного предмета на другой, аналогия не даст эффективных результатов.

Слайд 56

Достоинства использования метода аналогий Позволяет бороться с инерцией мышления, стереотипным взглядом на объект анализа. Позволяет изменить взгляд на проблему Может использоваться во многих областях человеческой деятельности

Слайд 57

Недостатки использования метода аналогий Нужно провести ряд мысленных экспериментов над совершенствуемым объектом Требуются дополнительные усилия по выходу на идею решения

Слайд 58

Алгоритм поиска решений по аналогии Анализ проблемы, постановка задач и отбор ключевых элементов Составление вопроса, вызывающего аналогию Поиск аналогий Анализ полученных аналогий, перенесение информации в решаемую задачу Анализ полученных идей, выбор решения Проверка решения.

Слайд 59

Задача на аналогию «Метеорологические приборы» Метео- и радиоприборы, устанавливаемые в США на ветвях деревьев, часто становились жертвами любопытных мальчишек. Разъясняющие и запрещающие таблички, лекции в школах не помогают. Как быть? Анализ проблемы, постановка задачи, отбор ключевых элементов. Составление вопроса, вызывающего аналогию Поиск аналогий Анализ найденных аналогий, перенесение информации в решаемую задачу Анализ полученных идей, выбор решения Проверка решения

Слайд 60

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Пользуются образами, сравнениями и метафорами, напоминающими суть технической проблемы или научной задачи. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему в общепринятых терминах и сделать ее пригодной для анализа более широким кругом людей. Символическая аналогия

Слайд 61

Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием": «Горячий снег», «Живой труп», «Угрюм река», «Ключи от неба» и т. д. Символическая аналогия

Слайд 62

символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном". Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Символическая аналогия

Слайд 63

Приведены интересные примеры символической аналогии: Раствор – взвешенная неразбериха Облако – легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная тяжесть Прочность – принудительная целостность. Связь между словами определения должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное, изящное и поэтическое. Сами старшеклассники дали такие определения на заданные понятия: Зонт – шагающая крыша, круглая раскладушка, механический цветок Туман – земное облако Вода – сырая нежность, двигающееся постоянство Огонь–живая опасность, сгусток жара, видимая теплота

Слайд 64

Символическая аналогия Примеры: Объект: паркет. Аналогии: скользкое трение, целая дробность, извилистая половица, блестящая шероховатость, многоугольный прямоугольник, деревянный ковер, попираемая роскошь, многоэлементное однообразие. Объект: дерево . Аналогии: неподвижное движение, зеленый костер, качающаяся твердь, мягкая прочность, изменчивое постоянство, пористая плотность, отдающий потребитель, сучковатая стройность, занозистая гладкость, прямая ветвистость, возвышающийся углубитель, сухая водокачка.

Слайд 65

Упражнение на символические аналогии «Друдлы» Что это такое? Как это можно описать? Придумайте 3-5 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. Проявите свои креативные способности. Реально для каждого изображения возможно по 20-30 различных толкований.

Слайд 66

Упражнение на символические аналогии «Друдлы» Что это такое? Как это можно описать? Придумайте 3-5 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. Проявите свои креативные способности. Реально для каждого изображения возможно по 20-30 различных толкований.

Слайд 67

Упражнение на символические аналогии «Друдлы» Что это такое? Как это можно описать? Придумайте 3-5 различных вариантов описания того, что изображено на рисунке. Проявите свои креативные способности. Реально для каждого изображения возможно по 20-30 различных толкований.

Слайд 68

Метод маленьких человечков (ММЧ) Этот метод позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне. ММЧ состоит в том, что все молекулы изображаются в виде человечков, которые различаются по агрегатному состоянию. С помощью этого метода легче представить себе модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в зоне возникновения задачи, живыми существами раскрепощает мышление, делает его более свободным и дает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия.

Слайд 69

Сущность используемого метода ММЧ нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Почему человечки, а не вещества, микробы, атомы? Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Слайд 70

При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия. Сообщите, что все окружающее их и даже они сами состоят из маленьких-маленьких человечков. Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей (людей). Предложите подуть на ладошки, и они почувствуют, как бегут по ладошкам воздушные человечки. Посмотрите, как колышется воздух над горячей плитой, выходит пар из чайника, и они увидят движение горячих человечков. А на тонких тюлевых шторах хорошо видно, как тканевые человечки держатся за руки. Сущность используемого метода ММЧ

Слайд 71

Примеры применимости метода ММЧ Максвелл, строя свой эксперимент при разработке, динамической теории газов, мысленно поместил в сообщавшиеся между собой сосуды с газами демонов. Эти демоны открывали дверцу для горячих быстрых частиц газа и закрывали ее перед охлажденными, медленными.

Слайд 72

Примеры применимости метода ММЧ Кекуле увидел структурную формулу бензола в виде кольца, образованного из группы обезьян, которые ухватились друг за друга. Выдающийся российский конструктор авиационных двигателей Микулин вспоминал: «Однажды я слушал оперу «Пиковая дама». Когда Герман поднял пистолет, я вдруг увидел в изгибе руки с пистолетом вал с компрессором, а дальше ясно: то, что искал – радиатор. Я тут же выскочил из ложи и набросал на программке схему…»

Слайд 73

Пример задачи, решаемой методом ММЧ Лекарства для космонавтов Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие – вредно. Как решить эту проблему? Предполагаемое решение ?

Слайд 74

Пример задачи « Лекарства для космонавтов» , решаемой методом маленьких человечков Решение . Противоречие заключается в необходимости подачи в организм нужного количества лекарства без постоянного отвлечения на этот процесс космонавта. Лекарство представили как толпу людей, желающих попасть в нужное место. Очевидно, что для совершенствования этого процесса нужна определённая организация – очередь, постепенное продвижение. Эту идею реализовали в препарате, придя к выводу, что он должен усваиваться по частям, а не сразу. По этому принципу и были изобретены таблетки со скополамином, помогающие космонавтам справиться с «морской болезнью». Они имеют форму плоского диска, который, как пластырь, крепится за ухом. При этом активное вещество вследствие диффузии нормировано попадает в организм.

Слайд 75

Правила применимости ММЧ так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством – держать форму, то они держатся за руки , причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла (на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз); - человечки молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки- капельки – они принимают форму того сосуда , в который их наливают, эти человечки не держаться за руки, руки у них на поясе, но стоят они рядом и двигаются вместе в одном направлении; воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах и т.д.) – обозначения у них могут быть любые, главное, чтобы они были в движении.

Слайд 76

Примерные задания : 1. Разработайте модели маленьких человечков для обозначения различных видов веществ: твердых (камень, железо, дерево…), жидких (молоко, вода, сок…), газообразных (воздух, запах, дым…). 2. Изготовьте карточки или кубики с изображением маленьких человечков для работы. 3. Продумайте организацию построения модели какого–либо вещества при использовании в роли маленьких человечков детей. 4. Составьте ряд взаимосвязанных моделей, в которых бы прослеживались изменения, происходящие с веществом в зависимости от условий, в которых это вещество находится. 5. Моделирование изобретаемого предмета, проблемной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация метода проектов при курсовом и дипломном проектировании

Курсовой проект является связующим звеном между теоретическими занятиями и профессиональной практикой студентов, носит ярко выраженный межпредметный характер. Условия выполнения максимально приб...

Проектирование информационного контента групповым методом с использованием средств Google.ru

Занятие проводится на второй  день практики учебной практики по МДК.01.03. (II курс, специальность 230701 «Прикладная информатика»). Состоит из 3-х частей:•...

Презентация "Методы и средства проектирования ИС"

Вводная презентация о междисциплинарном курсе для студентов специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)...

Применение метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся "в сборнике материалов зональной НПК учителей технологии

Статья о применении метода проектирования для развития творческого потенциала учащихся на урках технологии...

Использование нетрадиционных методов проектирования коллекций одежды.

Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная ...

Метод. указания по курсовому проектированию

Методические указанияпо выполнению курсового проекта для специальности  140407 «Электрические станции, сети и системы» Тема: «Расчёт электрической части элетростанции» Рекомендации по в...

Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании

Презентация «Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании» подготовлена к выступлению на методическом семинаре, прошедшем 27 октяб...