Судомоделирование. Место в истории развития цивилизации
статья

Волков Владимир Викторович

Культовое использование моделей судов было свойственно христианству. Интерьеры многих католических соборов мира украшают вотив-суда, выполненные моряками в дальних плаваниях и подаренные церкви в знак благодарности за благополучное возвращение. На одной из картин известного итальянского художника Карначо изображен внутренний вид храма с различными вотив-судами. Этот же художник в своих картинах приводит подробные детали средневековых судов. Известно, что художники того времени рисовали суда по моделям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Судомоделирование. Место в истории развития цивилизации

Постройка моделей судов - очень древнее искусство. На стоянках первобытного человека находят примитивные модели лодок — детские игрушки. В древности модели судов имели и религиозное, культовое значение. При раскопках в Южной Месопотамии в 1929 году найдена очень интересная модель судна, которая была выполнена в 4 тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной в 65см, изготовленная из серебра, была положена в гробницу, что свидетельствовало о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья модель лодки должна была облегчить мертвому переход от земного существования к потустороннему.

В древнем Египте модели судов также имели культовое значение. Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Аблаус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы, находили и модели лодок.

В Долине царей и других местах при раскопках найдены многочисленные модели судов, на которых находятся фигурки людей - это так называемые суда мертвых, с алтарем умершего посередине, или вотив-суда, т.е. суда пожертвования. Роскошные модели, в основном золотые или серебряные, находят в гробницах фараонов и знати, модели, вырезанные из дерева, - в простых могилах древнего люда.

Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутанхамона. Они изящно отделаны, раскрашены и имеют интересные детали. Национальные музей в Каире обладает обширной коллекцией судов времен 1-30 династий, которая наглядно показывает развитие египетского судостроения в течение трех тысяч лет.

Модели судов знаменитых мореплавателей древности ~ Финикийцев до нас не дошли. Известны лишь несколько барельефов в Сидоне и Тире, а также рисунки на стенах египетских гробниц. На них изображены финикийские суда, как правило, стоящие в гаванях и выгружающие разные товары.

Религиозный и ритуальный характер имели модели судов древних жителей о. Сардиния. В многочисленных Нурагах, - сооружениях из камня, служивших одновременно домом, замком и храмом - кроме оружия, скульптур и предметов домашнего обихода найдены многочисленные культовые модели судов, изготовленные из бронзы, в носовой части которых имеются орнаменты с изображением быков и львов.

В Италии вотив-суда были найдены около Ветулонии, в районе распространения Этрусской культуры. Одно из них изготовлено из бронзы и имеет многочисленные фигурки зверей на борту, т.е. представляет своего рода Ноев ковчег. Подобные маленькие суда, изготовленные из алебастра или терракоты (глины), относящиеся к различному времени, найдены в многочисленных гробницах в Средней Италии. Эти модели тоже имеют культовый характер.

К эпохе классической Греции из терракоты, хранящейся в Британском музее и представляющее судно 6 века до нашей эры. Другая модель из музея в Афинах дает представление о военной галере. Не стоит забывать, что постамент знаменитой Ники Сомофракийской в парижском Лувре имеет форму носа греческой галеры. О Римском судостроении сведений осталось немного, поэтому так ценны сохранившиеся изображения судов. Среди них наиболее известна настенная роспись в Помпеях, барельефы из Пормо, Ватиканского музея, музея Неаполя и на колонне Траяна. Уникальной считается находка римских судов на озере Нелли. Важнейшие и единственные свидетели античного судостроения, к сожалению, были уничтожены во время второй мировой войны. Их новоделы, построенные в масштабе 1:3, можно рассматривать как крупнейшие модели в мире.

28

Культовое использование моделей судов было свойственно христианству. Интерьеры многих католических соборов мира украшают вотив-суда, выполненные моряками в дальних плаваниях и подаренные церкви в знак благодарности за благополучное возвращение.

На одной из картин известного итальянского художника Карначо изображен внутренний вид храма с различными вотив-судами. Этот же художник в своих картинах приводит подробные детали средневековых судов. Известно, что художники того времени рисовали суда по моделям.

Вообще, церкви представляют собой неисчерпаемые источники для истории судостроения. Так, одно из ценнейших изображений судов 13 века, выполненное в мозаике, находится в церкви св. Марка в Венеции. К старейшим моделям времен открытия Америки относится модель принца Генриха в Роттердаме. К этому следует добавить, что западно - европейский храм по своей архитектуре напоминает перевернутое судно. Любопытны и названия внутренних продольных частей храма. Они называются по-итальянски navata, по- русски неф-судно. Сосуд для сжигания ладана (кадило), начиная с 9 века делают в форме ладьи и называют по-итальянски naveta, a по-немецки Weihrauchschitfchen - кораблик для ладана. В эпоху великих географических открытий в связи с развитием науки и техники получает значительное развитие строительство судов, начинают совершенствоваться их модели, в том числе и вотив-суда, которые стали выполняться по расчетам и чертежам, со всеми подробностями.

В начале 17 в. Финеас Петт, комиссар доков в Чателле (Лондон) начинает официально изготавливать первые модели английских судов. В то же время (1600-1655) стали строить модели для проведения опытов, сначала в Англии и Голландии, а затем во Франции и России. На верфях такие модели использовали при постройке судов в качестве образцов и в опытных целях. Постепенно этот способ постройки начал вытеснять прежний, без предварительных расчетов и чертежей. Традиции «мастеров топора», строивших суда так, как строили их отцы и деды отошли в прошлое.

Начиная с 19 века, во всех странах к изготовлению моделей судов относятся как к произведению искусства. Поэтому модели, относящиеся к этому времени бережно сохраняют в музеях и частных коллекциях. Ко времени морской войны между Англией и Францией относится появление знаменитых маленьких моделей, выполненных военнопленными. Дело в том, что англичане создали в Дартмуре, Дончестере и Норман кросс три больших лагеря для военнопленных, которым было разрешено работать. Среди них были искусные мастера по золоту, дереву и слоновой кости, скульптуре, краснодеревщики, часовщики. С помощью простейшего инструмента и небольшого количества материала, который был в их распоряжении, пленные изготовляли модели судов не более 19см, паруса и корпус из дерева, такелаж из волос или нитей одежды. Модели устанавливали на украшенные постаменты и закрывали оригинальными стеклянными колпаками. В настоящее время эти модели очень ценятся как особые произведения искусства. Перед самым началом русско-японской войны среди офицеров русского флота считалось престижным иметь модель корабля, изготовленную из панциря черепахи японскими или корейскими мастерами. В результате офицеры флота получали чудо-модель, а генеральный штаб Японии все тактико-технические характеристики кораблей русского флота, что в дальнейшем негативно отразилось на действии русского флота.

В   тридцатых   годах,   перед   второй   мировой   войной,   немецкая   контрразведка

«помогла» англичанам украсть модель новейшего немецкого линкора с измененными техническими данными. В результате чего лорды адмиралтейства еще долго не могли найти противоядие от этих кораблей.

Модели судов имеют свою судьбу. Их часто крадут, особенно модели, выполненные из золота или серебра. Некоторые из них совершают длительное плавание. Так, в 1935 году один американский моделист изготовил тендер (грузовое судно) длиной 80см, и на побережье Виржинии пустил в плавание по Атлантическому океану. На палубе он закрепил стеклянную

29

трубу, в которую вложил обращение с просьбой сообщить ему о судьбе модели за вознаграждение в 50$. Через два года модель была обнаружена рыбаком на рейде Гавра (Франция). Он и получил обещанную награду. Это маленькое суденышко, чудо устойчивости и прочности, за два года прошло не менее 7000 км.

30

Классификация моделей судов.

Модели в зависимости от их исполнения разделяют на 4 группы в соответствии с повсеместно принятой практикой.

Настольные модели.

Настольная модель не предназначена для плавания, цель ее постройки воссоздать исторически точную и технически верную копию старинного или современного судна.

Обычные самоходные модели.

К этой группе относятся все плавающие модели. Они могут приводиться в движение парусами, механическим двигателем или одновременно и парусом и мотором. Так строят преимущественно модели современных судов, причем стремятся точно передать конструкцию и детали, особенно находящиеся на палубе. В этом данные модели схожи с настольными (стендовыми).

Управляемые модели.

Модели, снабженные специальными устройствами, позволяющими управлять ими на воде, с берега.

Спортивные модели.

В эту группу входят модели парусных и моторных судов, построенных с соблюдением правил соревнований. Спортивная модель должна быть построена согласно международным правилам, утвержденным для данного класса моделей. В Европе постройка моделей подчиняется правилам Европейской федерации судомоделистов NAVIGA, находящаяся в Вене. Россия является членом NAV1GA с 1967 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития сварки

Конкурс для учащихся по профессии "Сварщик"...

Тесты по истории развития информатики

Тесты по теме "История развития информатики и вычислительной техники"...

История развития языков программировани

План - конспект открытого урока. Включает в себя основной тематический материал и сценку по данной теме. ...

История развития вычислительной техники

Слово «компьютер» означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно. Более 1500 лет тому назад для счет...

" История развития автомобилестроения"

Профессия " Автомеханик". Лекционный материал....

История развития ЭВМ и перспективы их развития

Приводится история развития ЭВМ, поколения ЭВМ и перспективы развития электронно-вычислительных машин...

Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развития метрополитена.

В работе представлена Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развит...