Главные вкладки

    Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
    методическая разработка по теме

    Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии  времени,  вынуждены  расширять сферу   своих образовательных услуг. 

    И если раньше в школу шли, или как считалось должны  приходить  только  дети с музыкальными  данными  или   проф.ориентироварные, то сегодня музыкальная школа предлагает  весь спекрт эстетического развития. Все чаще в класс гитары приходят поступать дети 7-8 лет, а порой и дошкольного возраста. А ведь еще 10-15 лет назад образовательные стандарты предписывали принимать на гитару детей 10-12 лет, обосновывая тем , что из-за особенностей посадки и постановки, не все учащиеся в раннем возрасте могут справиться с этой задачей, инструменты по росту- 2/4 или 3/4 было просто не достать. Сегодня   меняются методы преподавания, программы обучения и  конкурсные требования, это особенно заметно  по   результатам   последних   всероссийским  и  международным  конкурсов.И конечно, в  этом  случае,  как  правило,  стандартные  схемы  обучения  не срабатывают. 

    Конечно, каждый педагог сам решает «чему» и  «как»  учить своих воспитанников.Урок – это творчество двух людей, учителя и ученика, иначе это можно назвать сотворчество. И  именно педагог, создав  свою оригинальную  систему  обучения  и  воспитания,  сможет  учитывать  и развивать   индивидуальные  возможности   ученика,  даст  ребенку возможность наиболее  широко  реализовать свои творческие способности,  научит его нестандартно  мыслить в будущем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ne_sekret.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

              «ГВАРДЕЙСКАЯ  ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

                         доклад

             Начальный этап обучения игре на гитаре

                        детей раннего возраста.

                               

                         

                                                              Подготовила

                                                                                       Преподаватель ДМШ

                                                                                       г. Гвардейска

                                                                                       Козицкая Е.М.

                                         г. Гвардейск

                                                2011г.

                                         СОДЕРЖАНИЕ

    1.Введение……………………………………………………………1

    2.Маленькие тайны Сеньориты Гитары

    2.1.Координация движений, посадка и постановка………………………….3

    2.2.Нотная грамота или я рисую музыку……………………………………..6

    2.2.Метро - ритмическая пульсация…………………………………………..7

    2.4.Разные мелочи или «ветер, играющий в струнах»………………………8

    3.    Заключение………………………………………………………………...8

    4 Список литературы …………………………………………………………10

       Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии  времени,  вынуждены  расширять сферу   своих образовательных услуг. И если раньше в школу шли, или как считалось должны  приходить  только  дети с музыкальными  данными  или   проф.ориентироварные, то сегодня музыкальная школа предлагает  весь спекрт эстетического развития. Все чаще в класс гитары приходят поступать дети 7-8 лет, а порой и дошкольного возраста. А ведь еще 10-15 лет назад образовательные стандарты предписывали принимать на гитару детей 10-12 лет, обосновывая тем , что из-за особенностей посадки и постановки, не все учащиеся в раннем возрасте могут справиться с этой задачей, инструменты по росту- 2/4 или 3/4 было просто не достать. Сегодня   меняются методы преподавания, программы обучения и  конкурсные требования, это особенно заметно  по   результатам   последних   всероссийским  и  международным  конкурсов.

      И конечно, в  этом  случае,  как  правило,  стандартные  схемы  обучения  не срабатывают. Но как определить степень обучаемости ребенка и всех ли надо принимать в музыкальную школу? На   приемных  экзаменах,  что  уже   само  по  себе является стрессом, ребенок  может просто замкнуться. А  у  кого - то  способности   не  появляются  по  причине  их  не  развитости.  За   несколько минут  невозможно  определить  подлинную глубину  возможностей  данного ребенка.

    Работать  же  с   детьми  в  раннем  возрасте  очень  интересно и отказываться от этого нельзя. Скрипачи  и особенно  пианисты, чьи  школы шли менее тернистым путем развития, чем гитарная   школа  в  России,  имеют  на  этот  счет   богатый   опыт   и   могут   похвастаться  наличием  уже   созданных и апробированных  методик обучения  игре на инструменте, их развития детей даже   трехлетнего  возраста,  не  говоря  уже  о  дошкольном  или   младшем школьном возрасте.

         Это возраст, когда ребенок не только спонтанно и свободно активен, но и важный      период ,     проживая     который,    дети     приобретают    умения, позволяющие  в дальнейшем освоить мир взрослых. В возрасте 7 – 9 лет идет активное развитие мозга.  Музыка  же способствует интеграции   полушарий мозга, и  улучшает его деятельность - например, связанных  с  лингвистикой, математикой   творческим    мышлением,  так    как   движение    кисти   руки ускоряет созревание не только сенсомоторных   зон   головного   мозга, но  и центра   речи.   В   этот  период  идет  активное   осмысление  ребенком своих действий   через  чувства. Педагогу  необходимо  мыслить не  стандартно, так как   только   в  состоянии  повышенного интереса,  эмоционального подъема ребенок  способен  сосредоточить свое   внимание   на  конкретном   задании, музыкальном произведении, объекте,  запомнить событие  со всеми деталями и   нюансами.   Желание   вновь   пережить    приятное   для   него   состояние (соприкосновение с инструментом, общение с педагогом) могут служить для него    сильнейшим    мотивом    деятельности,   стимулом   к    музыкальным занятиям.
    Еще одним условием, говорящим «за»   обучению   игре   на  гитаре  в   более раннем возрасте, чем 10-12 лет, является тот показатель, что связки и мышцы ребенка наиболее мягки и податливы, несмотря на то, что к 5-6 годам костно- мышечная  система  уже   вполне  сформирована,  полностью  этот  процесс завершается к 11-12годам и подвижность мышц снижется.
    Опять хочется повториться - гитара инструмент специфический,  и не смотря на   кажущуюся  легкость  в  овладении  игры  на   инструменте,   сразу  же возникают и ряд проблем, особенно для  детей  младшего  возраста.  Это   и невозможность  охвата  грифа,  боль  при  прижатии  струн,  а  значит  и   не качественный звук. Конечно, все это может вызвать нервозность у ребенка, и здесь главная задача педагога помочь преодолеть ученику трудности, чтобы первые  ощущения не стали последним желанием ребенка. Многое зависит от личных   качеств  малыша,  от   уровня   его   музыкального   восприятия, интеллектуального  развития  и  физических  данных,   но разумное бережное отношение   к  ребенку,  нефорсированный   процесс  обучения,  творческий подход помогут педагогу полностью раскрыть личный потенциал ученика и его творческую индивидуальность.
    Сегодня я не говорю о каком то определенном возрасте, мои наработки могут применяться и в  раннем возрасте, и  в младшем школьном,  в зависимости от данных ученика, его  возраста,  будут меняться приемы с  учетом  возрастной психологии.  Можно  соглашаться  или   не  соглашаться  с   психологами,  но отмечено,  что   за  свою  жизнь   человек   преодолевает   несколько  этапов развития , и  каждый новый этап обязательно начинается с кризиса.   «Критические   периоды»   характеризуются    высокой    степенью восприимчивости и пластичностью мозга. Если встреча с музыкой  попадает на  такой  период,  то как   яркая   вспышка  происходит   «запечетлевание» события  или   «импрессинг»,   как   назвал его   российский генетик В.П.Эфроимсон. Это самое активное воздействие окружающей среды на наиболее чувствительный период развития и порой определяющее всю последующую жизнь человека. Такие периоды случаются в 1 год, далее очень мощно в 3-4 года и в 7 лет, что касается раннего детства . Попадете в этот период- ваше счастье, если нет- надо просто грамотно трудиться не смотря на импрессинг. Но это мое личное мнение.

    Впервые взяв  в  свой  класс  малыша  в  возрасте   6,5 лет, я   столкнулась  с первыми  трудностями.  Ребенок  умел  читать,  но  привычная  музыкальная терминология в этом случае просто не срабатывала. Тут в школу поступили еще два ученика 7 лет. И я стала искать новые, как мне тогда казалось, пути решения. Но как подсказывает жизнь, «Все  новое, это хорошо забытое старое!».  Я  обратилась  к литературе   по  ритмике,  нашла  очень  много интересных разработок у пианистов, что-то позаимствовала  из учебников сольфеджио автора Калинина, и конечно искала материал у коллег гитаристов. Оставалось самое главное – адаптировать весь материал применительно гитары. И тут хочется  сказать   слова  гениального пианиста И.Гофмана:  «Никакое  правило  или  совет, данные одному, не могут  подойти  никому  другому,  если  эти  правила  и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не  подвергнуться  при этом  таким  изменениям,  которые  сделают  их  пригодными   для   данного случая ».  

    Итак, некоторые мои  наработки. Хочу сразу  оговориться,   что    творческий процесс,  поиск    интересных   форм   подачи   материала  еще   не    закончен

    и  думаю,  что- то новое будет появляться постоянно, так как каждый ребенок                      несет в себе свои  вопросы, проблемы и интересы.

    Главное, что бы  вам  интересно было заниматься  этим. Быстрых результатов ждать не приходиться, но удовольствия от  общения   с  малышами,  позитива от их нестандартного мышления, от общих побед и находок будет много.

                                 Маленькие тайны Сеньориты Гитары

    Обучение   детей  младшего  возраста  имеет  свои особенности,  главная   из которых   –   широкое    применение   игровых   форм.   Ребенок    по    своим психологическим  особенностям   не   может  трудиться  на  перспективу,  на далекий  результат. Впечатление от  реальности   он  воплощает  в  игре,  как наиболее  понятную для  него деятельность. Игра   делает  процесс  обучения более   увлекательным,  понятным,  помогает  раскрыть  способности    детей более   полно  и   обозначить  проблемы.

    Координация движений, посадка,  постановка.

    Если  сравнить  нагрузки   на   детей  в  младшем школьном  и   дошкольном возрасте в  настоящее время и хотя бы в  прошлое десятилетие, а  лучше два десятилетия  назад,  то  сравнение будет не  в  пользу  сегодняшнего   времени. Стремление  родителей   развить своих  детей  иногда  носит   «трагический» характер, так как ребенок посещает сразу несколько кружков, секций  и  при этом еще ходит в  детский  сад.  Конечно,  в этом нет ничего плохого, но   не следует перегружать  детский  организм  сверх  меры. В  результате   долгих занятий и отсутствия, необходимой детскому организму подвижности многие дети к 7  годам уже имеют проблемы  опорно - двигательной   системы,  гипо или наоборот гипер тонус   мышц.  Да   и  в  боле   взрослом    возрасте,  наша  жизнь,   перегруженная   умственными   и  физическими  нагрузками, обычно приводит   к    закрепощению   в области    шее    и    плеч,   и  к проблемам   с позвоночником.

    Гитара – один из самых «неудобных»  музыкальных  инструментов  в смысле посадки. В отличие от арфы, фортепиано,  трубы,   скрипки   и   ряда   других инструментов,   играя  на  которых  исполнитель  сидит  прямо,  и  его   спина находиться   в  симметричном   положении,  гитара   обрекает    гитариста   на посадку, искривляющую верхнюю  часть тела. Другой причиной  напряжения является   статичное    положение.  Соприкасаясь   с   нашим    телом,   гитара сковывает  нас,   гитарист   как   бы   «обтекает»  своим  телом гитару, корпус наклонен  вперед,  что  приводит  к  увеличению  нагрузки   на   позвоночник. Постоянный наклон верхней части корпуса вперед, сведенные сутулые плечи –  проявление   плохой    осанки,   при    этом  сдавливается   грудная   клетка, смещается точка опоры корпуса. В результате спина находится  в  постоянно напряженном состоянии. Дети  обычно  сразу  же садятся  не  правильно, и даже если  вы  постоянно  делаете  замечания  ученику, он    отреагирует  на короткое     время,   и     изменит  посадку на  привычную,  ребенок  самостоятельно в  первое время  не может контролировать процесс посадки, так как   у  него еще не развиты    правильные   ощущения. Следовательно, педагог должен выработать правильную посадку как жизненно необходимую и удобную для ученика

     Этим   вопросам большое внимание уделил в своих работах талантливый педагог, скрипач В. Мазель, например  в работе « Музыкант и его руки », где  можно  почерпнуть много полезного.

    Что бы помочь ребенку легче освоить инструмент, почувствовать свое тело, я начала так же делать  с  детьми  некоторые  упражнения  на  развитие  свободы  рук, гибкости    суставов,  укрепления  мышц  пальцев, а  также  снимающие напряжение  с мышц спины, возникающее часто во время  урока. Упражнения эти могут называться как угодно, главное, чтобы сохранилась основа игровая форма, а образ вы можете придумать сами.

     Обычно любой двигательный процесс состоит из трех фаз:  1.подготовка действия ( концентрация  внимания   на   определенных  группах   мышц ); 2.конкретное действие (сама работа мышц); 3.расслабление после действия. Считается, что последняя фаза регулируется сложнее всего. Все упражнения, проводимые с  детьми, направлены  на  то, что бы дать возможность ребенку почувствовать напряжение  и  расслабление, т.е. выработать  «двигательную интуицию» как называет это В. Мазель.

    Сегодня приведу небольшое количество  примеров  упражнений, которыми занимаюсь  на  уроках.  В   реальности  диапазон  гораздо  разнообразнее.  В  данный   момент  существует  множество  литературы  и  пополнить  свой  запас новыми  упражнениями не трудно.

    «Новая и сломанная кукла» 1. сидим как кукла на витрине (от 2-20 секунд) как на витрине с прямой спиной, затем расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз.

    2. «кукла» раскачивается прямой напряженной спиной вперед и назад, затем завод кончился кукла остановилась - спина расслабилась.

    «Робот» или «Живое дерево» - туловище расслаблено и согнуто пополам- дерево спит, но вот зашевелились маленькие листочки ( работают  только пальцы), затем заколыхались веточки  побольше ( работают кисти), далее подключает локоть , предплечье  и   полностью   руки. Поднимаем   вверх туловище – дерево проснулось и  поднимая  руки  вверх  делаем,  полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх - вдох, вниз - выдох. Когда «дерево» засыпает поделываем все в обратном порядке»  ,  «Робот»- аналогично «дереву», по настроению. Мальчики больше любят делать упражнение про робота, а девочка про волшебное дерево. Ребенок воспринимает свою руку всю целиком от кисти до плеча, это упражнение дает ему возможность понять и почувствовать все отделы руки по отдельности. Сначала бывает трудно, но постепенно приходят навыки.

    «Бокс» - полной рукой  от плеча наносим удары по   воздуху.

    «Птицы»- полной рукой изображаем размах крыльев.

    Теперь упражнения на развитие двигательных способностей пальцев. Рука музыканта-это творец, орудие выражения творческой мысли.  Но рука, область кисти- пальцев является самой не защищенной в системе рук и более всего подвержена перенапряжению. Педагогу, работающими с маленькими детьми, особое внимание стоит уделять  организации действий кисти и пальцев, так как  именно эта часть руки формирует наиболее тонкие и точные движения, выполняя огромный объем работы по извлечению звука.

     «Щенок»(«Котенок») - мягкими   движениями  круглой  кистью  изображаем  как  щенок  закапывает косточку. Очень часто, во время игры ребенок не контролирует постановку руки, точнее кисти, чаще всего происходит зажим мышц. Я сразу же напоминаю какая мягкая лапка у котенка, реакция незамедлительна - положение кисти исправляется, так как эмоциональный фон близок ребенку.

     «БИНОКЛЬ»   или     «Очки» -    каждый  пальчик  по  очереди    наступает подушечкой  на  большой  палец. Можно  сказать,  что  это  бинокль   удаляет картинку  по  степени  перехода  пальчиков  от указательного  к   мизинцу,  и приближает в переходе от мизинца к указательному.

    «Дудочка»- как «Очки» только одновременно играя двумя руками как бы на дудке. Оба упражнения опять же помогают при постановки кисти правой руки.

    «Осминожек» -  сначала  он  учится  ходить каждой  ножкой (  пальчиком  по очереди),  маршируют ,  затем  попарно. Варианты  могут  разнообразные, от простого к сложному: 1-2, 2-3, 3-4. 4-5;  1-4, 2-3 ;  1-3, 2-4.Упражнение очень трудное, сразу не получается, и не нужно требовать его точного исполнение, со временем будет лучше и лучше.

    «Вешалка» - ребенок ставит пальцы  на  стол, но   с  таким  ощущением  что повесил на  них руки. Теперь можно свободно  покачать  локтями.  Сравните: вешалка-рука, пальцы – крючок.

    В период без нотного обучения еще практикую такие упражнения:

    - при игре на открытых струнах при  аппликатуре  p-i-m-a , произнося слова исполняемой песенки, соединяем поочередно пальцы правой и левой руки, как будто они здороваются.

    -тоже самое  можно делать и при игре на открытых струнах при аппликатуре

    p-i-m-a-m-i. Тем самым мы концентрируем внимание ребенка на очередности игры пальца. Главное, стихи должны быть не сложными, хорошо запоминающимися, интересные ребенку и подходящие под размер пьески, то есть две или три четверти.

    К счастью сборников для занятий по этой теме сейчас выпускают достаточно много. Попробовав  в обучении многие упражнения, отбираю приемлемые для себя. Недавно  мне попался наиболее, на мой взгляд, удобный в применении - «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Санкт - Петербург, 2008.Спасибо составителям за полезный  и интересный учебный материал.

                                                                   

    Нотная грамота или Я рисую музыку.

    Я использую  в  своей  практике  магнитную доску.  Изоляционной   лентой  

    изображаю нотный стан. Нотами служат разноцветные магниты. Знакомимся со струнами и каждая струна  у  нас  своего  цвета.  Сначала  я  предоставляла каждому ребенку изобразить свою струну своим цветом, но потом убедилась, что удобнее помогать с его выбором. Выбирая определенный цвет, мы сразу оговариваем   и  высоту звучания  струны. Так  первая струна «ми» желтая - яркая как солнышко, которое выше всех  и  нотки   на  ней  самые высокие.  Вторая струна «си» - это  синее  небо,  где  сияет  солнышко.  Третья  струна  «соль»- зеленая трава, она ниже солнца и неба. Струна «ре» - рыжая лисичка, «ля» - это фиолетовая или белая лужа  из  которой  пьет  лиса  и   все это находится на черной  земле,  ноте  «ми» - шестой  струне,  которая  ниже  всех. И  конечно, рисуем рисунок на  эту тему.  Рисуем мы в начальный этап вообще много. Все впечатления, новые понятия,  пьесы переносим из пока еще   неясного музыкального мира в более понятный  мир рисунка.

    В  первое  время, в  донотный   период   те  же   цветные   магнитики помогут исполнить самые простые мелодии при освоении   басовых - 4,  5,  6, струн.   Например,  берем   всем    известную  детскую  песенку   «  Едет, едет паровоз»,     ребенок       играет    бас    (ритм  или    пульс),   выкладываем последовательность    ударов   по   струнам  цветными   магнитами, а учитель играет мелодию. Отрабатывая, не  скучно  между прочим, удар пальцем «р» по струнам. Песенки лучше  всего  исполнять в  Ля - мажоре, так  как  основные функции  T, D, S,   выпадают    на  открытые струны гитары. В песенке много куплетов и ребенок сыграет ее несколько раз, в каждом куплете создается образ разных животных, которые едут на паровозе – зайки который без билета, смелого машиниста щенка, утят. Так в песню включен не только игровой момент, но первое знакомство с темпом, характером и динамикой, исполняемой музыки. В  это   время ещё   рано   требовать  от  ученика фразировки, гибких нюансов, но общий характер он может выразить если не игрой, то привычным для него способом - голосом. Важно, что  он сам выбирает, как ему исполнять музыку и это его художественный замысел.     Как  то  мне    в  нотном    магазине   попался     авторский   сборник   Веры Донских «Я     рисую музыку»   и  « Нарисуй   музыку   картинкой  »,  где      также     применялась    система    цветных    нот.   Это    избавило   меня    от    работы переписывать ноты   в   тетрадь  учеников. Сборники   оказались  интересными,  яркими  и понятными  детям. Теперь  мы  берем для изучения пьесу, разбираем,  что на какой струне играется  и ребенок раскрашивает  нотки в определенные цвета, на что очень хорошо реагирует во время игры. Чтобы не привыкнуть к цвету и не стать беспомощными  при черно-белом написании, я  использую в игре на инструменте  и  простые  песенки     из    сборников,  когда  ноты  уже выучены. Очень   удобен   в   этом  смысле  авторский  сборник   Л.Ивановой «Пьесы для начинающих »,а также В.Калинина «юный гитарист».

    Если  с нотным текстом возникают какие то сложности, мы можем  на доске выложить отдельный трудный элемент пьесы, наглядно ребенок усваивает информацию лучше.

    Так же при первом знакомстве с гитарой, на обратной стороне доски, а они обычно двухсторонние, можно также изоляционной лентой сделать табулатуру. И пока играете на открытых струнах ставить магниты соответственно струне и ее цвету, можно сделать и табулатуру цветной.

    Магнитная доска помогает в решениях многих вопросов. Изучая звукоряд, можно выкладывать его нотками двух цветов, например красный и зеленый. Вариантов определения цвета может быть много, например:

    1.красный-зеленый по очереди, поем звукоряд, красные ноты  поет педагог – зеленые ученик, и наоборот;

    2.выкладываем звукоряд по две одинаковые нотки сразу зеленый, зеленый – красный, красный: поем по две ноты по очереди по цветам или вверх учитель поет один цвет, вниз меняются цветами;

    3.строим звукоряд от «до» до «до» - пропеваем его, затем переносим одну ноту  вверх  поем  уже  от  «ре» до «ре», от «ми» до «ми» и  так  далее.

    Так же при введении в понятия высота звука, можно на доске поставить две нотки в октаву, например «до» первой октавы и рядом «до» второй октавы, поем вверх на слово «Э-хо», дотягиваясь голосом снизу вверх и на слово    «У-пал» сверху - вниз. Обычно «Эхо» сверху вниз не очень получается у детей.

    Вариантов будет столько, сколько подскажет вам ваша фантазия.

    Метро - ритмическая пульсация.

    Конечно   и   эта   важная   работу,   развитие  метро - ритмического   чувства, необходимо      начинать    с   первых     занятий.  В основном занимаюсь  по стандартным  схемам.  Не  буду  переписывать  всем и звестные  догмы.  Упражнения     на     чтение  стихов,   прохлопывание   ритма  просто  обязательны. Объясняю   что   такое пульс, чем  он  отличается  от  ритма.  Помогает  конечно сравнение из  жизни- мама идет ровно, шаги ее большие, а малыш  рядом, чтобы не отстать, делает два шага.
    Однажды,  хлопая  ритм  стихотворения  про  солдатиков,  мы   с   учеником решили  промаршировать,   но  оказалось,  ребенку  трудно  управлять   сразу ногами и руками. Так я стала наряду с прохлопыванием использовать и про-топывание» стихов.

    Подготавливая решение одной задачи, надо обязательно продумывать, как она будет работать на решение последующих. Только в таком случае можно считать, что время  первоначального этапа обучения использовано полноценно.

     Разные мелочи в  или «ветер, играющий в струнах».

      Долго думала, как же обозначить следующий ряд вопросов - апликатуру , слова,  который  я  использую на уроке  в  разговоре детей, в  общем  все  те мелочи, без которых порой не возможно объяснить ребенку, элементарные для нас вещи и  не совсем  понятные ему. Судить вам, а нам очень удобно с нашими маленькими секретами и новыми волшебными словами. Конечно это не мое «ноу-  хау», и каждый педагог, если хочет добиться результатов, придумывает свои маленькие хитрости. Вот наши:

    для маленького ребенка обозначение пальцев, то есть  аппликатура, просто мертвые звуки. В левой руке - это цифры и с ними еще как то все понятно, но что  такое  «p-i-m-a»,  особенно  eсли  не  учишь  иностранный  язык?!  Для маленького человечка мама и папа главные люди и  их социальные роли он воспринимает очень хорошо. Поэтому:

    «p»- папа

    «I»- и

    «m»-мама

    «a»-а  Я?

    Так мы обозначили пальчики на правой руке. Становится очень понятным почему большой палец правой  руки  всегда впереди - потому, что «Папа» самый сильный и главный.  Первые  опыты с  взятием  двух  звуков одновременно тоже упрощается с этой терминологией. Например: если мы берем звук пальцами «p»  и «m»-это папа-мама, и т.д. Причем, при взятии двух звуков ( и более - аккорда) сразу нарушается, так хорошо уже выстроенная постановка правой руки при игре одного звука поочередно. Обычно, движение кисти идет в сторону- не правильно. Что бы как обратить внимание ученика на этот момент, обычно говорю, что играем в «Жадину»,

    то есть весь звук забираем в ладошку, к себе, «жадничаем», а не «выкидываем» его в сторону.

    Часто   возникают  проблемы  в  левой руке - в постановке  пальца  на лад. Дети, как правило, ставят его на начала лада, а не  к порожку. Объясняю, что гриф-это лесенка, чтобы  перепрыгнуть  со  ступеньки на ступеньку  надо встать поближе к краю. По началу, конечно, часто  вспоминаем про «песенку на лесенке», но постепенно ученик привыкает и рука находится в правильном положении, приближенном к положению позиции.

    Заключение.

               В заключение хочется сказать, работая  с    детьми    дошкольного   или   младшего    школьного   возраста, приходится часто изобретать новые формы обучения.  Но   именно   это  и интересно - поиск и решение  проблемных  вопросов.  Ведь  главная  задача  сделать обучение на инструменте живым, интересным,   захватывающим   и   полезным. А  эмоциональность, восторженность и открытость ребенка составит вам истинную благодарность. Еще не испорченные мыслью « что подумают другие», дети, как  правило, очень непосредственно общаются с вами на уроке,  порой поражая новизной своей мысли, впечатлением от урока или просто ставя своим вопросом вас в тупик. Конечно, каждый педагог сам решает «чему» и  «как»  учить своих воспитанников, но нужно помнить, что урок – это творчество двух людей, учителя и ученика, иначе это можно назвать сотворчество, где учитель играет доминирующую роль. И  именно педагог, создав  свою оригинальную  систему  обучения  и  воспитания,  сможет  учитывать  и развивать   индивидуальные  возможности   ученика,  даст  ребенку возможность наиболее  широко  реализовать свои творческие способности,  научит его нестандартно  мыслить в будущем.

       И последнее……Задумав изложить свои маленькие находки  на бумаге,  я поняла, что это гораздо труднее, чем просто работать из урока в урок. В ходе подготовке мною было прочитано столько литературы музыкально-педагогической  направленности,  в  памяти  воскресло  многое  забытое, появилось новые  знания, что сейчас говорю: «Все не зря!» Сколько опыта накоплено за века, сколького мы еще не знаем. Если  же и моя работа кому то будет полезна - буду очень рада. Не претендую на оригинальность, потому как «все новое - хорошо забытое старое» и конечно,«Никакое правило или совет, данный одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая.» Этими словами гениального пианиста XX века И.Гофмана  я и закончу свою работу.

    Список литературы:

    1. Донских В. «Я рисую музыку», «Композитор», С-П, 2006г.
    2. Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики. Учебное пособие. Москва, 2005.  
    3. Интельсон Л.Б.Лекции по общей психологии. «Издательство АСТ»,М.2000г.
    4. «Как научить играть на гитаре» Издательский дом «Классика XX1»,М. 2006г.
    5. Коган Г. «У врат мастерства» Советский композитор, М.1977г.
    6. Козлов В. «Маленькие тайны Сеньориты Гитары», ЗАО « Типография Автограф», Челябинск, 1998г.
    7. Мазель В. «Музыкант и его руки» книга первая, «Композитор»  С-П.2003г.
    8. Мазель В. «музыкант и его руки», книга вторая,» Композитор» С-П.2006г.
    9. «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Санкт - Петербург, 2008.
    10. Педагогика творчества. вып.2, «Союз художников», С-П.2004 г.
    11. Смирнова  Г.И. Методические рекомендации. Интенсивный курс по фортепиано. «Аллегро», М.,2003г.
    12. Уршальми И. «Путь к свободе», Муз.журнал «Гитара»№1,1991г.
    13. Шиповаленко И.Н. «Возрастная психология» , «Гардарики», 2005г.
    14. Юдовина-Гольперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог» «Союх художников»  С- П., 2002г.
    15. ЯневичС.А. «Давай поиграем» Развитие музыкальных способностей у детей 4-6 лет. «Союз художников», С-П.,2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»

    АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...

    Образовательная деятельность детей раннего возраста

    Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста.               "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...

    Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

    Информация об  опыте Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, ...

    КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    КУРСОВАЯ  РАБОТА  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В  РАЗВИТИИ         РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО   ВОЗРАСТА...

    Консультация для педагогов. На тему«сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста».

    laquo;сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического р...

    Рекомендации по обучению детей раннего возраста

    Рекомендации по обучению детей раннего возрастаЗанятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малы...