Рейтинговая система оценки знаний учащихся.
статья на тему

Смирнова Анна Витальевна
Способы повышения интереса учащихся к уроку и предмету в целом с помощью нетрадиционной системы оценки знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценки знаний учащихся.

Смирнова Анна Витальевна, преподаватель физики и информатики

ГБОУ СПО Амурский Медицинский

Колледж.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные  изменения, от учащихся требуется не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. На мой взгляд, нужно оценивать не только  знания, умения и навыки, но и степень успеха ученика.

 И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинговая система (рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся).

 Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:

  1. расширить компетентность учащихся в области изучения дисциплины;
  2. развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  3. создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  4. повысить ответственность учащихся за результаты своего обучения.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Для составления рейтинга используется язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу.

Далее рейтинг  переводится в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще путем наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.

Рейтинговая оценочная шкала была разработана творческой группой учителей и применяется в течение ряда лет на практике.  

Эта система была апробирована мной при работе в коррекционном 9 классе школы. Придя в школу сразу после института, да еще и в коррекционный класс, было просто необходимо заменить авторитарное отношение к учащимся на демократическое. Учащиеся игнорировали молодого учителя, выводили на эмоции, старались показать равнодушие к предмету, пропускали занятия,  именно тогда я и решила попробовать данную методику на практике.

Сначала рейтинг применялся для одной взятой темы, т.е. цикла уроков. Затем для отдельно взятых уроков. Мною была проведена большая и кропотливая работа, требующая четкого планирования, как отдельного урока, так и всей темы, проводилось вычленение всех видов работ, которые проводились на занятиях (так как за каждый вид работы начислялись баллы). После каждого вида деятельности на уроке каждому ученику в оценочный лист выставлялся рейтинг, что требовало внимания, быстроты и объективности.

Пожалуй, самое сложное - это подведение итогов, так как необходимо за 2-3 минуты подсчитать рейтинг для 29 учеников, а затем перевести его в традиционную оценку.

В целом метод дал положительные плоды: дети не боялись посещать уроки, даже если по каким- то причинам не готовы к уроку; практически весь класс был активен на уроках; ребятам было интересно, не добирая 2-3 балла до отлично ученик приходил на следующий урок и старался повысить свой уровень.

По результатам года успеваемость класса по физике повысилась более чем на 10%, качество знаний возросло, 4 ученика класса сдавали выпускной экзамен в новой форме ГИА, показали не плохие результаты.

Образец балльного листа (предмет физика)

Тема  «Строение атома».
Пересчет баллов в традиционную оценочную систему:

  1. “5”- 26 баллов,
  2. “4”- 20 баллов,
  3. “3”- 15 баллов.

Виды работ

  1. Наличие учебника, тетради – 2 б
  2. Наличие домашнего задания – 2 б
  3. Тест – 5 б
  4. Работа с учебником, рабочей тетрадью- 5 б
  5. Дополнения- 1 б
  6. Практическая работа- 5 б
  7. Устный ответ- 5 б
  8. Активность – 3 б

Ф.И.О. ученика

Наличие учебника, тетради, канц.принадл.

Наличие домашнего задания

тест

Работа с учебником и рабочей тетрадью

Изучение нового материала (дополнения)

Практическая работа

Устные ответы

Активность

Штрафные баллы

итог

1

2

Работая в колледже, применить данную методику пока не удалось, но я считаю это необходимым, так как физика преподается в первом семестре первого курса, когда учащиеся испытывают стресс после смены учебного заведения, не всегда понимают необходимость предмета, теряют интерес к обучению, попадая в новую обстановку. Именно рейтингом можно заинтересовать студентов к посещению занятий, конспектированию, творческой деятельности, активности на занятиях. А вместе с интересом учащийся будет приобретать знания, умения и навыки.

На мой взгляд, преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности учащихся очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.

Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.

В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.

В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.

Сравнивая традиционную и рейтинговую системы оценивания учащихся, прихожу к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся стимулирует ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.

Предлагаю использовать хотя бы элементы метода рейтинговой оценки знаний учащихся на уроках (не только физики), так как это значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает стресс у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования

В статье речь пойдет об опыте работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии в обучение студентов СПО дисциплине "Методика преподавания  русского языка в начальных классах".В рамках ФГОС СПО...

Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результ...

Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015

План выступления:1.      Основные составляющие БРС.2.      Внедрение БРС:a.       Этапыb.      ...

Выступление на педагогическом совете на тему: Отчёт по внедрению бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов.-2013

План выступления:1.      Основные составляющие БРС:a.       Определениеb.      Планированиеc....

Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность...

Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"

Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...