Проблемное обучение на уроке русского языка.
методическая разработка на тему

Балина Татьяна Ивановна

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самостоятельно, тем более, что такие знания расширяют их представление о профессии, повышают интерес к любимому делу. Грамотный повар, творческая личность - профессионал своего дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_urok_russkogo_yazyka.dlya_professii_povar..docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: «Лексика. Профессионализмы». (Для профессии повар.)

   Автор – Балина Татьяна Ивановна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО (Раменский политехнический техникум.)

Цели:

Обучающие:

1.Знать значение терминов: лексика, лексикон, профессионализмы.

2. Использовать межпредметные связи по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала.

3. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессиональных.

4. Знание специальных терминов и их значений, умение работать со словарем.

Развивающие:

1. Развитие творческих умений и способностей учащихся.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

3. Развитие интереса учащихся к своей профессии.

Воспитывающие:

1.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

        Ход урока.

  1. Определение темы и постановка целей урока будет позже.
  2. Основная часть.

    А. Задание на доске для 3 групп.

Вставить пропущенные буквы и определить значения слов.

1. Ямс, эск..лоп, штруд..ль, ш..лот, борщ(ь), с..мса.

2. Ц..корий, чадд(е/э)р, чатни, хэш(ь), пи(цц/ц)а, пирож(о/е)к.

3. Фр..тата, парм..зан, т..ртилья, с..лат, в..негрет, п..льмени.

(  Словарь повара для проверки.)

Ямс - Сладкий картофель - клубневое растение оранжевого цвета.

Эскалоп - ровные округлые куски вырезки мяса.

Эндивий - салатное растение, родственное цикорию.

Штрудель - рулет, весьма популярное в западноевропейской кухне изделие из теста с начинкой, как сладкой, так и мясной и овощной.

Шпинат - листовое овощное растение без запаха и со слабо выраженным вкусом.

Шалот - маленький коричнево-красный лук.

Чеддер - твердый острый сыр. Часто используется для украшения блюд и для образования хрустящей корочки при запекании.

Хэш - плоский пирог с рубленым мясом, картофелем и различными овощами.

Фритата - плоский омлет с овощами.

Фламбировать - опаливать, обжигать пламенем.

Фета - белый греческий сыр типа брынзы.

Тофу - творожная масса, приготовленная из сои и хранящаяся в специальном рассоле. Богата кальцием и не содержит холестерин.

Тортилья - испанский пирог из яиц, картошки и лука.

Чатни - вид приправы (состав: слива, уксус, изюм, сладкий перец,

(Выставляем баллы).

  1. Беседа.

- Что это за слова?

- Какое отношение они имеют к нашему уроку?

(Могут быть разные версии, но ответ: профессионализмы).

Б. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Работа в группах по 4 человека).

    На сегодняшний день в нашей стране р..сторанный бизнес   один из самых персп..ктивных, доходных и наиболее бурно разв..вающихся. Каждый из нас замечает открывающиеся новые пицц..ерии  кафе  бары  р..стораны. И это наблюдается не только в крупных городах, но и в таких относительно небольших, но с серьезным потенциалом городах, как наш Раменское.

   Одним из важных элементов успеха любого пр..дприятия, в том числе р..сторана, это подбор сплочен..ой квалифицированной команды. Одной из ключевых фигур в формировании имиджа р..сторана является пов..р  поэтому всегда существует спрос на эту должность.

   Со времен Советского Союза у многих сохранился образ повара, это пышнотелая, розовощекая тетя с черпаком в руках на раздаче, вечно грубая и крикливая. Только совсем недавно профес..ия повара приобрела свою значимость и популярность, стала достаточно высокооплачиваемой.

   Каким же должен быть современный повар?

   Для того чтобы овладеть профессией повара, необходимо обладать целым рядом качеств  присущих далеко не всем. Это фантазия и из..бретательность - творить новые блюда, придумывать новые соч..тания продуктов; это смелость – заявлять миру о себе, вынося на суд едоков свои тв..рения; это хорошая память, чтобы держать в голове великое множество р..цептов; это вкусовое восприятие – без него и делать нечего на кухне; это физическая вынослив..сть – рабочий день повар проводит на ногах и большинство технол..гических процессов ему приходится выполнять ( в)ручную в условиях резких перепадов т..мператур.

   Но, несмотря на трудности, в профес..ии повара много романтики. Наверно, в каждом из нас живет эстет и гурман. Раззадорить а(пп/п)етит может не только приятный ар..мат, но и оригинальное оформление блюд. Удовлетворить самую изысканную г..строномическую фантазию, доставить вкусовое насл..ждение – дано пов..ру. Самое привлекательное в искусстве кулинарии - это, наверное, то, что оно как никакое другое материально - его можно попробовать!

   Работа повара очень специфичная и далеко не каждому дано покорить эту профессию. Но тот, кто ее освоил, проявив целеустр..мленность, терп..ливость, выносл..вость, становятся кла(сс/с)ными специалистами, которые всегда востребованы и тогда профессия становится пр..стижной и высокооплачиваемой.

   Приготовление пищи становится иску(с/с)твом тогда, когда ты придумываешь что-то свое. Поразительное многообразие продуктов питания  которые находят пр..менение в кухнях на всем земном шаре, оставляют огромное поле для фантазии.

   Профе(сс/с)ия повара востребована в любой отрасли. Хороший сп..циалист по приготовлению пищи нужен везде: в роддоме, детском саду, на заводе, в современном офисе и шикарном р..сторане. Состоявшийся повар никогда не останется без работы.

(Проверка работы в группах, выставляем баллы).

  1. Закрепление. Тест по русскому языку. (Индивидуальная работа).
  1.     Найдите слово с буквой «е».

А. Фантаз..я.   Б. Темп..ратура.    В. Шп..нат.

        2. Найдите слово с одной «н».

              А. Серебрян..ый.     Б. Фарширован..ый.     В. Заморожен..ый.

        3. Найдите слово с буквой «и».

               А. Цел..устремленный.         Б. Фр..тата.      В. Чедд..р.

        4. Найди слово с одной «с».

               А. Профес..ия.       Б.Специалис..т.          В. Комис..ия.

        5. Найди слово с двойными буквами.

               А. Ветрен..ый.      Б. Замешан..ый.     В. Посажен..ый (отец).

        6. Найдите профессиональное слово повара с буквой «е»..

                 А. Веч..р .       Б. Штруд..ль.   В. Кор..дор.

          7. Найдите слово с буквой «с».

                  А. Бе..печный.        Б. Бе..заботный.         В. ..дешний.

           8. Найдите глухой звук.

                  А. Ра..делать.      Б. ..доровье.     В. Р..цепт.

  1. Мини – проект. Составьте маленький текст по 2 человека  (Взять по 4 слова из предложенных, без значения, дать им определение с юмором).

ПОВАРСКОЙ СЛОВАРИК  с юмором.

АРХИВАРИУС – главный повар .

ВАРВАР – повар, взявший на себя повышенные обязательства .

ВАРЯГИ – нечестные повара.

ДОКЛАДЧИК – щедрый повар .

ЖЕЛЕЗЯКА – кондитер, изготавливающий желе.

ЖЕЛТУХА – кондитер, отделяющий желтки от белков.

НАКЛАДКА – повар на раздаче.

ПАРКЕТЧИК – повар, готовящий кету на пару.

ПОДЖАРЫЙ – невезучий повар.

ПРИМАНКА – повар в детском саду.

ПРОТЕСТАНТ – кондитер, постоянно говорящий про тесто.

ПУДИНГ – пирог весом 16 кг.

САМОВАР – повар-камикадзе.

СБИВЧИВЫЙ – кондитер в запарке.

СВАРА – перебранка между поварами.

СТАЖИРОВКА – шикарный обед на сто человек.

СУПОСТАТ – повар, ведущий статистику первых блюд.

СУФЛЁР – кондитер, приготавливающий суфле.

ТРУСЛИВЫЙ – повар, который трёт сливы на компот.

ТУХЛЯТИНА – плитка, которая постоянно тухнет.

УТВАРЬ – повар, который варит уток.

УТИЛЬ – утка не пригодная к употреблению.

ХАРЧО – суп, в который плюнули.

ХУДОЩАВЫЙ – повар, у которого плохо получаются щию

ЧАСТУШКА – повариха, которая всё тушит один час.

  1. Чтение проектов в группах по 5 человек, 5 групп.
  2. Домашнее задание: составить самый оригинальный рецепт.

Список литературы:

  1. http://www.barflagman.ru/cook/ID-Меню-61.html
  2. http://www.o-urok.ru/pq_userpage.php?id=492.
  3. http://olegindeykin.jimdo.com/весёлый-словарик-поварской/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Использование возможностей проектного обучения на уроке русского языка

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков самор...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Использование проблемного обучения на уроках русского языка

Использование проблемного обучения на уроках русского языка...

Проблемное обучение на уроках английского языка

Проблемное обучение на уроках английского языка...

Методический доклад на тему «Проблемное обучение на уроках английского языка».

laquo;Проблемное обучение на уроках английского языка»....