Статья "Формирование компетентности школьника"
статья на тему

Современный человек должен быть компетентным специалистом. Начало пути в этом направлении- это дополнительное образование, где школьник исходя из своих интересов, способностей, склонностей определяется к тому или иному виду деятельности.

   Важной особенностью является то , что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kompetentnosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАЛАБАНОВА ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА

педагог дополнительного образования

ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга

статья «Формирование компетентности школьника»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным требованием к результату образования согласно новым стандартам станет формирование компетентности ученика. Главным отличием новых государственных образовательных стандартов отныне действующих является не предметный, а личностный результат образования. Это повлечет за собой формирование нового учителя и нового ученика. Учебник перестанет быть кладезью знаний для ученика, а становится навигатором, который ориентирует обучающегося на овладение компетенциями.

И.Я.Лернер (II-ая половина ХХ века) предполагал, что в содержании образования, должны быть включены следующие элементы:

- добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способы деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усваивавшей этот опыт;

- опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;

- опыт отношению к миру, друг к другу.

То есть система эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности.

        Эти элементы теперь уже традиционно включаются в содержание образования отечественной массовой школы, в том числе и в систему дополнительного образования детей, и являются гарантиями не только воспроизведения, но и дальнейшего развития культуры. Эта модель ориентирована на весьма продуктивное развитие компетентности школьника. Представленные И.Я.Лернером элементы относительно пользы ясно характеризуют различные ступеньки компетентности.

Человек может быть названным компетентным, если он:

1. Имеет широкие разносторонние знания.

2. Можно знать, знать, но не уметь, то, что знаешь, применять на практике, поэтому задача обучения во все времена состояла не только в том, чтобы сообщить знания, но и дать обучающимся необходимые для их использования умения и навыки, т.е. опыт осуществления способов деятельности. Но только знать и уметь применять свои знания,  мало для того, чтобы общество могло двигаться вперёд.

3. Необходим третий компонент - «опыт творческой деятельности». Знания, умения и навыки должны стать не просто инструментов репродукции, а средством творческого освоения мира.

4. Для полной характеристики компетентности необходим и четвертый элемент – «система эмоциональной, волевой, моральной, эстетической воспитанности». Этот элемент вносит важный аспект в понимание «реальная компетентность» очеловечивая её.

        Интегративная модель уровня развития компетентности:

1) Знания.

2) Умения и навыки их использования.

3) Интеллектуально-творческий потенциал личности.

4) Ориентация на позитивное, эмоционально-нравственное отношение к миру.

        Психолог Д.Големан экспериментально доказал, что 80% успеха в жизни обеспечивает эмоциональный интеллект, а не академическая успешность. Под эмоциональным интеллектом в современном понимании подразумевают:

- способность к самомотивации;

- устойчивость к разочарованиям;

- контроль над собственными эмоциональными вспышками;

- умение отказаться от удовольствий;

- регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способности думать, сопереживать, надеяться.

        Перечисленные элементы содержат основные ценности, на которые должно быть направлено современное образование. Всё это говорит о том, что в школу возвращается воспитание, т.е. работы кружков и секций во вторую половину дня и поэтому дополнительное образование детей соответствует государственной политике развития образования.

        Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.

Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены собственными интересами. Возникает вопрос, как побудить школьника проявить сознательную инициативу в социально-значимой деятельности?

Современный человек должен быть компетентным специалистом. Начало пути в этом направлении – это дополнительное образование, где школьник исходя из своих интересов, способностей, склонностей определяется к тому или иному виду деятельности. Обучаясь в кружке, приобретает знания, умения, навыки и таким образом овладевает, пусть небольшим, опытом будущей профессиональной деятельности.

Важной особенностью является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее. Одна из главных задач педагогов дополнительного образования  помочь подростку, учитывая его специфику социально-психологического возрастного периода, создать условия для становления компетентности личности, для развития способности к самопознанию, самоизменению, независимости, умения делать выбор в своем определении и нести за него ответственность, а также целостным ориентирам и т.п.

В связи с этим становится актуальной наша работа, направленная на формирование компетентности учащихся, системы педагогической, психологической, информационной поддержки школьников, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...

Проектная работа по теме «Игровая компетентность как ресурс формирования учебной деятельности младшего школьника»

   Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое з...

Формирование у младших школьников ИКТ - компетентности в области обработки графических объектов во внеурочной деятельности по теме «Компьютерная графика»

Формирование у младших школьников ИКТ - компетентности в области обработки графических объектов во внеурочной деятельности по теме «Компьютерная графика»...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если ...

формирование читательской компетентности младших школьников

формирование читательской компетентности младших школьников...