программа "Одаренные дети"
материал по теме

Ивачева Татьяна Петровна

программа по работе с одаренными детьми в БОУ НПО ПУ №65

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

начального профессионального образования

«Профессиональное  училище № 65»

с. Седельниково, ул. Свердлова 17.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БОУ НПО ПУ № 65

___________ Н. Ю. Хвесик

«11» января  2010 г.

           

Характеристика программы

«Одаренные дети» — это особый мир детства, и задача педагога: понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Под способностями понимаются (по Б. М. Белову) психологические особенности, отличающие одного человека от других, причем они обусловливают успешность выполнения какого-либо действия или многих действий, скорость движения человеком высокого ее качества. Важным для способностей является то, что они взаимно компенсируются, то есть невыраженные качества подкрепляются более выраженными.

Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему и для педагога важнее не выявление уровня, а качества одаренности.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Прогнозировать развитие детской одаренности чрезвычайно сложно. Н. Лейтес обращает внимание на такие трудности: Проявление определенных способностей может оказаться возрастным, преходящим; Необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности; Ранние проявления интеллекта могут привести к снижению работоспособности (на начальных этапах обучения таким детям все дается легко и они непривычны к длительным учебным нагрузкам, что может тормозить их дальнейший рост.

Именно дополнительное образование может компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. При этом встает вопрос о диагностике
 и развитии именно этих аспектов одаренности.

Необходимо заметить, что индивидуально-психологические особенности отдельных психических процессов сами по себе не определяют наличие или отсутствие специальных способностей,
не являются их компонентами.

Таким образом, в процессе работы перед педагогами стоит задача определить хотя бы примерно качественно-количественные характеристики процесса развития специальных способностей, выявить его основные закономерности, а также представить критерии эффективности психолого-педагогических методов развития, которые они использует.

Методы психологических воздействий, отличающиеся при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.

2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;

— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ребенок не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

 

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ «Одаренные дети»

на 2010 – 2015г.г.

 

Основание для разработки:                        Федеральная целевая программа 

                                                                         «Дети  России», муниципальная

                                                                         программа  «Одаренные дети»                                                             

 

Заказчик программы:                                   обучающиеся и педагогический коллектив

                                                                          БОУ НПО ПУ № 65

 

Основные разработчики                              заместитель директора

          программы:                                                   Ивачева Татьяна Петровна

 

                                                       

Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру внутриучилищного и  дополнительного образования.

2.      Формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Задачи программы:

- выявление одаренных детей;

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание социально-психологической службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в училищных,  районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, творческих выставках, различных мероприятиях.

Направления реализации программы: 
— Нормативно-правовое;
— Научно-исследовательское сопровождение;
— Научно-информационное сопровождение;
— Психологическое просвещение и профилактика психогенных ситуаций;
— Проведение маркетинговых социологических исследований (анкетирование, наблюдение и т.д.)

— Проведение диагностики с целью выявления: творческих способностей, уровня интеллектуального, личностного развития и саморазвития обучающегося, самооценки, уровня тревожности и пр.;
— Партнерское взаимодействие;
— Разработка и дальнейшее совершенствование программы «Одаренные дети».

 

Ожидаемые результаты реализации программы 

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания обучающихся;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

 

Основные мероприятия программы

 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм педагогов для одарённых детей;

- организация внутриучилищных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований и др. мероприятий

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности обучающихся в училище, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ обучающихся;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

 

Сроки реализации программы                  2010 – 2015 гг.

 

   

Объемы и источники                                  

финансирования  Программы  спонсорские средства, средства  училища, личные средства

 

 

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

 

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в училище.

Согласно воспитательному плану работы училища на 2009-2010 учебный год организованно ежемесячное проведение  училищных мероприятий различной направленности,  а так же участие в районных, областных, всероссийских мероприятиях.

Одним из пунктов училищной программы «Одаренные дети» является выявление способных обучающихся и направление их совместно с преподавателями для участия в различных районных, областных и всероссийских мероприятиях.

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем обучающихся являются гарантом реализации программы.

 

       Концепция подпрограммы

        

         Выявление одаренных обучающихся должно начинаться уже с первого дня пребывания обучающегося в училище  при поступлении ребенка в училище в приемной комиссии уже начинается отслеживание  способностей, путем беседы с ним и с его законными представителями а так же на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности училища.

         

Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

·        принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми      

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

Формы работы с одаренными обучающимися:

·          групповые занятия с одаренными обучающимися;

·          факультативы;

·          предметные кружки;

·          кружки по интересам;

·          конкурсы;

·          курсы по выбору;

·          участие в олимпиадах;

·          работа по индивидуальным планам;

·          интеллектуальные марафоны

 

         Программа развития нашего училища предусматривает целенаправленную работу с одаренными обучающимися, начиная с первого дня пребывания в училище и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.

          В деятельности по работе с одаренными детьми имеет большой опыт Бастрон Алексей Владимирович, преподаватель истории высшей категории, участник фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Портфолио» и многих других районных, областных, всероссийских  мероприятий, где подготовил большое количество победителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных обучающихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.5. Создание творческого объединения педагогов, работающих с одаренными детьми

1.6. Совместная коррекционно-методическая работа педагогов-предметников, мастеров производственного обучения и социально-психологической службы

1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов с талантливыми обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

2. Организационная деятельность училища

2.1.  Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между педагогами – предметниками, мастерами производственного обучения и способными обучающимися.

2.3. Организация методической, социально-психологической работы с педагогами, обеспечение учебно-методической литературой.

2.4. Формирование режима работы училища, обеспечивающего возможности участия обучающихся в училищных, районных, областных, всероссийских мероприятиях различных направлений.

 

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или  спецпредметов.

3.1. Рациональное направление обучающихся с учетом склонностей и запросов, через формирование факультативов, спецкурсов, кружков и т.д.

3.2. Организация и проведение внутриучилищных конкурсов,  олимпиад, мероприятий и т.д. Участие в районных, областных, всероссийских и международных мероприятиях.

3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад профессионального мастерства

 

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутриучилищного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с талантливыми  обучающимися.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся творческого уровня.

4.3. Проведение училищных и  внутри группы  конференций, конкурсов, творческих отчетов.

  

 

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» 

на 2010-2015гг.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Сентябрь,

январь

ежегодно

Педагог-психолог, социальный педагог, зам. по УВР, кл. руководители

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных обучающихся

Октябрь, февраль

ежегодно

Педагог-психолог, социальный педагог, зам. по УВР

3.

Организация патронажа между способными обучающимися и педагогами-предметниками, мастерами производственного обучения

Ноябрь

март

ежегодно

Заместитель директора по УВР, УПР, ООД, ПО

4.

Расширение сети внеклассной деятельности по выбору с учетом  способности и запросов обучающихся

Август

Май,

ежегодно

Администрация

5.

Организация и проведение олимпиад.

Октябрь,

 Ноябрь

ежегодно

Зам по УВР, УПР, ООД, преподаватели – предметники, мастера производственного обучения

6.

Участие в районных, областных, всероссийских, международных олимпиадах

В течении года,

ежегодно

Администрация,

Педагогический коллектив, педагоги дополнительного образования

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Июнь, декабрь, ежегодно

Администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Заместитель директора по УВР, УПР, ООД, ПО

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Администрация,

Педагоги -

предметники

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Август

ежегодно

Администрация

11

Организация работы научного  общества  обучающихся и учителей  в учебном году

Сентябрь

Заместитель директора по УВР, УПР, ООД, ПО

12

Расширение системы внеклассной работы, дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

постоянно

Администрация, педагоги дополнительного образования

13

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  обучающихся для продолжения образования в различные образовательные учреждения Омска и России.

Постоянно

Зам по УВР, УПР, ООД, преподаватели – предметники, мастера производственного обучения

14

Анализ возможностей училища для углубленного изучения  общеобразовательных, спецпредметов, производственного обучения

Постоянно

Администрация,

Педагогический коллектив

15

Творческий отчет

Ежегодно

май

Заместитель директора по УВР, УПР, ООД, ПО, педагоги дополнительного образования

16

Обобщение опыта работы педагогов, работающих  с одаренными детьми

Июнь

Декабрь

Ежегодно

Администрация,

Педагогический коллектив

17

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Постоянно

Администрация,

Педагогический коллектив

18

Проведение предметных недель, декад, олимпиад профессионального  мастерства по профессиям

В течении года по графику

Зам по УВР, УПР, ООД, преподаватели – предметники, мастера производственного обучения

19

Привлечение спонсоров для оказания помощи обучающимся и педагогам в участии в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах.

Постоянно

Администрация,

Педагогический коллектив

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...