Установление целесообразных взаимоотношений с учащимися на уроках производственного обучения.
статья по теме

Грибова Юлия Юрьевна

 

  Использовать общение в качестве эффективного средства обучения  и воспитания . Уроки производственного обучения осуществляются успешно, если преподаватель  опирается на знание законов психического развития личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Установление целесообразных взаимоотношений с учащимися на уроках производственного обучения.

Грибова Ю.Ю. мастер производственного обучения

 ГБОУ СПО Раменский политехнический техникум

 На пути реализации целей учебно-воспитательного процесса среднего профессионального образования с позиций педагогики и психологии имеются определенные нерешенные проблемы. Одна из них это теоретическое осмысление организации учебного процесса на основе правильного контакта преподавателей с учащимися. Именно в общении заложен огромный резерв и обучения и воспитания.

Но для того чтобы использовать общение в качестве эффективного средства обучения  и воспитания, педагогу необходимо знать очень многое. Уроки производственного обучения осуществляются успешно, если преподаватель  опирается на знание законов психического развития личности.

Рост агрессивных тенденций в  подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко увеличилась подростковая преступность. При этом настораживает факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Парадоксальность ситуации состоит в том, что приложением социальных и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.

Агрессивное поведение  — форма социального поведения, включающая злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной  агрессивного поведения человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение. В социальном контексте агрессивное поведение характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны [1]

На базе нашего техникума было проведено исследование на выявление агрессивных и враждебных реакций среди девушек подростков (16 лет). В исследовании принимали участие 35 человек (девушек) учащиеся 2 курса по профессии парикмахер. В исследовании использовалась  методика Басса – Дарки на выявления агрессивных и враждебных реакций. Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обследование с учащимися  проводилось фронтально со всеми исследуемыми одновременно. Исследование проводилось по восьми параметрам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины, вербальная агрессия.

В результате анализа полученных данных из  35 девушек подростков (100%)  определились следующие уровни агрессивности:

Высокий уровень агрессивности прослеживается у 20 человек (42,8 %); средний уровень  у 10 человек (32,8%); низкий уровень у  5 человек (24,3%).

Рассмотрим уровни агрессивности на диаграмме 1.

 Диаграмма 1.

Так как, высокий уровень агрессивности прослеживается у 20 человек, нам необходимо рассмотреть, какие вида агрессии присуще девушкам  подросткам данного уровня агрессивности. В результате анализа мы получили: высокий уровень вербальной агрессии зафиксированы у 100% - 8 человек; косвенной агрессии – 65% - 5 человек; склонность к раздражению зафиксировано у 40% - 2 человек; негативизм наблюдается у 30% - 3 человек; обида у 22% - 1 человек, подозрительность -  20% - 3 человек; чувство вины – 40% - 2 человек.

В высокие показатели агрессивности, были выявленные у 20 девушек -  подростков по следующим показателям и были сведены в отдельную таблицу.

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Физическая агрессия

 75%

-

-

Косвенная агрессия

65%

40%

10%

Раздражение

 40%

60%

-

Негативизм

30%

20%

30%

Обида

22%

50%

-

Подозрительность

20%

25%

-

Вербальная агрессия

100%

-

-

Чувство вины

40%

30%

Таким образом, агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений.

Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить

выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Анализ проведённого исследования показывает, что педагогу необходимы специальные коммуникативные умения необходимые для создания такого уровня общения, при котором будут созданы доверительность и взаимопонимание.

Но поскольку проявиться только в деятельности, поскольку  во взаимоотношениях явственно видно  конструктивное  и деструктивное начало. Только деятельностью можно их изменить, если они не устраивают какую-то сторону.

Профессиональное мастерство преподавателя, сочетающее дидактический профессионализм (умение потребности в контактах как источник  активности личности могут отбирать дидактический материал,

преподносить его, донести непонятное до сознания учащихся, способность связать свой предмет с дисциплинами специального и профессионального циклов) и коммуникативную культуру, включающую педагогический такт,   и способность правильно воспринимать и понимать общающуюся личность, - это и есть дефицитный профиль личности педагога.

Список используемой литературы:

  1. Агеев В.С. Социальная психология. М.1998.
  2. Агрессивное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения./  Под. ред. В.А. Никитина В.А. – М., Владос, 1996г.
  3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
  4.  Отклоняющее поведение  подростков как психолого-педагогическая проблема. «Учительская газета» №13 – 2002г.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога; Учеб. пособие: В2кн. – 2 изд., перераб. и дополнено. Гуманист изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для учащихся первого курса по специальности «Организация питания»в разделе «Заправочные супы».

Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для учащихся первого курса по специальности «Организация питания»в разделе «Заправочные супы». В методической разработке кратко и...

Технологическая карта урока производственного обучения «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

Цель урока:1) закрепить  знания обучающихся по разработке технологического процесса изготовления детали «Ключ для трехкулачкового патрона»; овладеть рациональными приемами труда при в...