Медицинское просвещение как форма выработки ценностного отношения к здоровью.
методическая разработка на тему

Пономарева Галина Борисовна

Доклад по ЗОЖ на тему «Медицинское просвещение как форма выработки ценностного отношения к здоровью», рекомендован для педагогов, воспитателей, руководителей БЖД, социальных педагогов, для использования в качестве материала для проведения воспитательных мероприятий среди старших школьников и студентов, а также волонтерских акций по предупреждению злоупотребления алкоголя, табака и наркотиков. Доклад выполнен в доступной для восприятия форме, содержит элементы научных фактов и выводов по теме ЗОЖ, а также методы, которые можно использовать в санологической работе с молодым поколением.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Орехово-Зуевский медицинский колледж»

доклад на тему

«МЕДИЦИНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ФОРМА ВЫРАБОТКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ»

Заместитель директора по ВР

Пономарева Г.Б.

Педагог-психолог

Харламов А.А.

Москва - 2010

 «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье»

 Генрих Гейне

  С точки зрения многих наук здоровье рассматривается как универсальная человеческая ценность. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Здоровье – главная ценность жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физической немощи».

 В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравсоцразвития России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возросла частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патологий пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушений осанки, в 4 раза – нервно-психических расстройств. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Смертность превышает рождаемость.

Что же влияет на здоровье? По оценкам отечественных и зарубежных специалистов состояние здоровья детей и подростков зависит на 10% – от генетических факторов, на 10% – от деятельности медицинских служб, на 20% от состояния окружающей среды и природно-климатических условий и на 60% – от образа жизни.

По данным социологических исследований лишь 30% населения придерживается принципов здорового образа жизни. У большинства населения, особенно у детей и молодежи, крайне низка ориентация на заботу о своем здоровье и физическом развитии. Родители, в основном молодые, мало внимания уделяют физическому воспитанию своих детей. По-прежнему остается низкой физкультурно-спортивная активность.

Тем временем, состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков и, конечно,  молодежи – той возрастной категории, на которую преимущественно направлена наша деятельность. 

Формирование ценностного отношения к здоровью – важная социальная задача психологии, педагогики, валеологии, медицины, санологии и  других отраслей человеческого знания, каждого отдельно взятого человека и всего общества.

Однако на практике наблюдаются следующие негативные факторы, препятствующие  формированию здорового образа жизни:

  1. отмечается недостаточная интеграция деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формированию образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения здоровья молодежи и способствующей выработке у них потребности в здоровом образе жизни;
  2. нерегулярно проводится мониторинг реального состояния здоровья студенческой молодежи;
  3. у современной молодежи отсутствует целостное понимание сущности здорового образа жизни;
  4. из-за кризисных явлений в финансово-экономической сфере снижается интерес к устранению социально-психолого-педагогических причин ухудшения здоровья молодежи;
  5. повсеместно не выделяются необходимые средства на достаточное финансирование существующих программ формирования здорового образа жизни и развитие сети оздоровительных услуг.
  6. духовные пороки настолько изменили образ жизни современного человека, что уже грозят самому его существованию;
  7. дети и подростки вынуждены жить в агрессивной для них социальной среде, огромное значение имеет незанятость молодежи, брошенность ее на произвол судьбы.

Не смотря на вышеуказанные факты и негативные явления, медицинские работники, педагоги и психологи, работающие в средних профессиональных образовательных учреждениях, находят для себя решения сложившейся ситуации в своей повседневной работе, в основу которой заложена выработка ценностного отношения к здоровью.

В Орехово-Зуевском медицинском колледже большое внимание уделяется изучению влияния различных факторов, составляющих понятие «здоровый образ жизни». Сознавая тот факт, что мы работаем со студентами, средний возраст которых составляет 17-18 лет, возникла необходимость исследовать их образ жизни.

В качестве атрибутов ЗОЖ студенты называют следующее:

  1. отсутствие вредных привычек (35%);
  2. регулярные занятия спортом (30%);
  3. организация правильного питания (20%);
  4. соблюдение распорядка дня (12,5%);
  5. диспансеризация  (7,5%);
  6. медицинское просвещение (9,1%).

Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что следует активизировать популяризацию медицинских знаний. Педагоги старшего поколения хорошо помнят тот высокий уровень санитарно-просветительской работы, которая проводилась в 60-80 годы прошлого века среди населения. Отечественное здравоохранение практически на протяжении всего своего существования уделяло особое внимание здоровью «больного человека». Однако еще известный философ Ф.Бэкон писал: «Первая обязанность медицины – сохранять здоровье, вторая - лечить болезни».  Поэтому важной функцией здравоохранения выступает санологическая функция. В современных условиях резко встаёт проблема охраны, улучшения и воспроизводства «здоровья здоровых».

Опираясь на опыт санитарно-просветительской работы, наиболее эффективными методами и формами медицинского просвещения, на наш взгляд, являются: самообразование, лекция (рассказ), индивидуальные выступления, психолого-педагогические семинары и тренинги, консультации с применением наглядного обеспечения (фильмы брошюры, листовки), коллективная разработка проектов, ролевые игры, театрализация, общественно-полезная деятельность, уход за пациентами.

При использовании как традиционных, так и инновационных методов, активизируются все компоненты ценностного отношения к здоровью. Рассмотрим каждый из них.

Когнитивный компонент. Для воспитания ценностного отношения к здоровью нужны знания. В учебном процессе появлению когнитивной составляющей ценности здоровья способствуют многие содержательные модули: «Анатомия и физиология», «Социальная психология», «Медицинская психология», «Здоровый человек и его окружение», «Основы сестринского дела», «Основы реабилитации», «Медицина и православие». В когнитивную составляющую добавляются знания о том, как можно улучшать свое здоровье.

Например, знания, необходимые при изучении дисциплины «Физическая культура», используются для психофизической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, помогают сформировать практические умения по укреплению здоровья и организации ЗОЖ.

Одной из традиций в жизни колледжа стало проведение Недель предметных дисциплин, мероприятия которых направлены на расширение эрудиции и повышение интереса к выбранной профессии.

В колледже сформировалась система традиционных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий: «День Здоровья», «Веселые старты», «Первенство колледжа по спортивным играм», организована работа спортивно-оздоровительных секций (по атлетической гимнастике, волейболу, танцам, шахматам и др.).

Потребностный компонент. Для возникновения потребности в сохранении и укреплении здоровья и в здоровом образе жизни  используются следующие методы и формы взаимодействия. Организуются встречи с врачами-специалистами (гинекологами, наркологами, фтизиатрами, травматологами, инфекционистами), священнослужителями, работниками городского молодежного клуба. Коллектив колледжа стремится создать глубокую и устойчивую мотивацию на ЗОЖ, особенно у студентов-первокурсников (доля которых возросла в этом учебном году до 36% от общего контингента). Студенты старших курсов, включаясь в практическую деятельность в ЛПУ, видят результаты вредного для здоровья образа жизни отдельных категорий граждан. Эмпатия становится основой для возникновения потребности в помощи пациенту сохранить жизнь, укрепить здоровье. Практический уход за пациентом и наблюдаемые положительные результаты также способствуют развитию потребностного компонента.

Эмоциональная составляющая ценностного отношения к здоровью в большей степени развивается при использовании методов, воздействующих на перцептивную и аффективную сферы. К ним относится просмотр фильмов и социальной рекламы, чтение журналов, использование Интернет-ресурсов, вызывающих спектр различных чувств. Эмоциональное принятие ценности здоровья обладает свойством переноса. Студенты осознают, что здоровье – явление всеобщее. Эмоционально восприняв значимость здоровья по отношению к окружающим, они принимают ее и для себя.

Священники Орехово-Зуевского Благочиния в рамках факультативного курса проводят беседы на темы «Семь смертных грехов», «Духовное здоровье», «Церковные таинства» и т.п. Благоприятный отклик у студентов оставляет участие в самостоятельной внеаудиторной работе: создании и защите мультимедийных презентаций («Жизнь под кайфом», «Химия табачного дыма», «Исследование микробиологической среды в общежитии и в учебном корпусе» и др.); традиционных конкурсах тематических газет; создании рекламных роликов на тему ЗОЖ; записи информационных и музыкальных  радиопередач, посвященных Дню отказа от табакокурения, Неделе профилактики асоциальных явлений, Неделе профилактики туберкулеза и др.

Поведенческий компонент может быть реализован благодаря тому, что процесс взаимодействия медико-педагогического коллектива со студентами является не просто образовательным, а оздоровительно-образовательным. Поведенческий компонент развивается разными методами и в разных формах. Во-первых, в учебно-воспитательной, во-вторых, в общественно полезной деятельности студентов, а в-третьих – во внеаудиторной работе.

Всегда интересно проходят открытые занятия, тематические конференции, деловые игры, экскурсии, инсценировки литературных произведений, КВН.

Оценочно-рефлексивный компонент развивается благодаря оценке и контролю состояния здоровья студентов перед выходом на учебно-производственную практику. Систематически осуществляемый мониторинг состояния здоровья способствуют развитию соответствующей компетентности.

В колледже в этом направлении эффективно осуществляет деятельность психологическая служба. Регулярно проводятся диагностические срезы, дающие возможность оценить уровень общего здоровья студентов, социально-бытовые условия проживания в общежитии, отношение к различным девиациям поведения, уровень осведомленности о социально значимых заболеваниях и др.

В работе службы активно принимают участие представители волонтерского движения. Итоги исследований служат не только основой для самопознания студентов, но и отправным пунктом для разработки и реализации рекомендаций по оздоровлению студенческого коллектива в колледже.

Пропагандистско-воспитательная работа проводится за счет использования творческого потенциала молодежи и поддержки молодежных инициатив. Педагогический коллектив стремится развивать активность студентов, поддерживая студенческие и общественные организации: Студенческий совет, старостат, волонтерское движение, совет общежития, профсоюзную студенческую организацию. Студенческий совет участвует в организации внеурочной работы, рассматривает формы морального и материального поощрения за достижения в  учебе и общественной работе.

Активно волонтерское движение «Равный обучает равного». Председатель студсовета колледжа Полбенников Максим награжден дипломом Всероссийской научно-практической конференции за учебно-исследовательскую работу «Участие студентов медицинского колледжа в волонтерском движении как этап подготовки к успешной профессиональной деятельности». Студенты-волонтеры проявляют себя во внутриколледжных и городских  акциях за ЗОЖ. Формированию контакта колледжа с учащимися города способствует клуб «Юный  медик», где школьники получают начальные медицинские знания, а также экскурсии в Музей колледжа. Волонтеры колледжа тесно сотрудничают с представителями Московской областной психиатрической больницы №8. Систематически преподаватели и студенты выступают по радио, в городских и областных СМИ с материалами о  событиях в жизни колледжа.

 Все это способствует актуализации в сознании молодежи понятий «здоровье» и «ответственное отношение к своему здоровью», включающих:

  1. переживание возможности утраты здоровья;
  2. отношение к здоровью как к ценности;
  3. способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;
  4. конкретные привычки здорового образа жизни.

Важной является культурно-массовая работа, связанная с формированием норм и ценностей, направленных на развитие культуры здоровья, а фактически – ориентации на здоровый образ жизни. Результатом этой работы на практике становится «мода на здоровье».

Наш колледж имеет долгую и богатую историю, в учебном заведении сложились свои традиции. Празднуются «День  знаний», «Посвящение в студенты - медики», «Осенний бал», «Новогодний серпантин», «Татьянин день», «День Святого Валентина», «Широкая масленица», «День 8 марта»; «Юморина», «День Победы», «Мы уходим, Вы остаетесь». Эти мероприятия помогают студентам реализовать свои творческие способности, отвлечься от отрицательных явлений общества, формируют активную жизненную позицию.

Рассмотренные виды деятельности по медицинскому просвещению призваны формировать ориентацию на ЗОЖ. Данная работа налажена благодаря системе мер, проводимых совместно с учреждениями медицины, образования и спорта. От их взаимодействия зависит то, какой образ жизни будет вести личность. Важное место здесь занимают оздоровительные мероприятия.

Педагоги колледжа понимают, что круг задач учебного заведения выходит за пределы чисто образовательных функций и включает все сложнейшие вопросы воспитания и духовного формирования личности молодого поколения. Важно научить думать, привить интерес к познанию, развить духовно и нравственно.

Коллектив колледжа старается творчески использовать передовой опыт воспитательной работы медицинских училищ и колледжей Московской  области и других учебных заведений  среднего профессионального образования.

Мы понимаем здоровый образ жизни не просто как сумму усвоенных знаний, а как стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Одной из целей обучения в медицинском колледже на современном этапе становится формирование валеологической и физической культуры личности будущего фельдшера, медицинской сестры, фармацевта. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медицинское просвещение как форма выработки ценностного отношения к здоровью (презентация).

Данная презентация предназначена для визуализации доклада по ЗОЖ на тему «Медицинское просвещение как форма выработки ценностного отношения к здоровью», также она может использоваться в качестве нагля...

Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью

презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Презентация предназначена для педагогов. Дает представление о сохранении здоровья обучающихся в учебном образовательном учреждении....

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здоров...

Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.

Пропаганда здорового образа жизни  является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делаетс...