Классный час - беседа: "Песни революции"
классный час по теме

Романов Алексей Николаевич

Среди многочисленных исторических памятников и свидетельств героического прошлого русских рабочих видное место занимают их песни – своеобразная поэтическая летопись борьбы и протеста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_revolyucii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Песни рабочих – это смелый клич

борьбы, где … пролетариат сразу же

с разительной определенностью,

резко, без церемоний и властно заявляет

во всеуслышание, что он противостоит

обществу частной собственности.

К. Маркс

ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных исторических памятников и свидетельств героического прошлого русских рабочих видное место занимают их песни – своеобразная поэтическая летопись борьбы и протеста.

В годы массового освободительного движения, развернувшегося в России с середины 90-х годов XIX столетия социал-демократы, наряду с прочими агитационными средствами – нелегальными газетами, журналами, прокламациями, листовками, стали широко использовать и песни. Их слагали поэты социал-демократы в тюремных застенках и рабочие у станков. Песни пели на маевках, тайных сходках, иногда прямо на улицах заводских окраин и поселков.

Репертуар русской рабочей песни обширен. Он включает всенародно известные гимны и марши, как "Смело, товарищи, в ногу…", "Варшавянка", "Интернационал", сатирические песни "Нагаечка", "Зимушка", множество песен о заводчиках, жандармах, попах и т. д. Перекладывались на песенный лад и произведения некоторых поэтов (например, И. Сурикова, Дм. Цензора, О.Чюминой, М. Конопницкой).

Наибольшего развития русская рабочая песня достигла ко времени Великой Октябрьской социалистической революции.

ПЕСНИ РУССКОГО ПРОЛЕТАРИАТА

Песни русского пролетариата имеют сравнительно короткую историю.

Ранние образцы фабрично-заводской поэзии, дошедшие до нас, относятся к XVIII столетию. Они были сложены в период, когда в русском национальном государстве ускоренными темпами стала развиваться промышленность. Так, крестьянская песня "Поутру то было раным-рано…" запечатлела уход партии сельчан на строительство Ладожского канала. Характерен ее традиционный зачин:

На заре то было на утренней,

На восходе красного солнышка,

Что не гуси, братцы, и не лебеди

Со лузей, озер подымалися…

В частушках, например, рабочих Котлинского пушечного завода звучат характерные и для последующей рабочей песни мотивы:

Расскажи, хрещеный люд,

Отчего здесь люди мрут.

С Покрова до Покрову

На проклятом острову.

Рабочим на фабрике приходилось нелегко, и это засвидетельствовано их песнями. Так, например, в песне "Вы леса ль мои, лесочки…", возникшей в конце XVIII – начале XIX века, рассказывается о волнениях на фабрике купцов Грачевых и Карнауховых в Иванове. Герои ее сетуют и плачутся на низкие заработки, плохое сырье, невыносимую обстановку, в которой приходится трудиться. В ответ обеспокоенный хозяин обещает:

Вы не плачьте-ка, молодчики, молодцы фабричные!

Я поставлю вам, ребятушки, две светлицы новые,

Станы самолетные, основы суровые.

Нанесу я вам, ребятушки, ценушку высокую,

Ценушку высокую, салфетки по рублику.

Более острыми были песни горнозаводских рабочих. Каторжный быт горняков правдиво и широко запечатлен в известной алтайской песне "О, се горные работы!..". Песня останавливает внимание на каторжном характере труда рабочих. 

30 – 50-е годы XIX века ознаменовались особенно быстрым развитием в русском фольклоре фабрично-заводского творчества. К середине XIX столетия все чаще возникают произведения о нелегкой доле работниц, Образцом может служить песня, сложенная на фабрике купца Каулина, - "Как у нас-то на Томаке на реке…". В ней женщины жалуются на усталость и просят окончить работу:

Ты, Ляксей да Иванович,

Не пора ли шабашу давать.

Шабашу давать, по улице гулять?

Наши ручки передергалися

И головки примоталися,

Наши ножки приходилися,

Наши глазки пригляделися.

По песням можно проследить и пролетаризацию крестьянства. Так, широкой известностью пользовалась в Петербургской и других губерниях песня "Не последний был красильщик…",

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ

В условиях борьбы крестьянства за землю и общественного подъема неизмеримо возросло значение демократической пропаганды. Важную роль в этом деле играли и революционные песни

Пение становится неотъемлемой частью подпольных сходок. Весь свой пропагандистский пафос разночинцы обращали к крестьянству. Поэтому их агитационные песни "Камаринская", "Долго нас помещики душили…", "Дубинушка" и другие были рассчитаны на деревню.

В рабочий репертуар в этот период вошли и такие песни, как "Ночь темна, лови минуты…" (Н. Огарева); "По пыльной дороге…"; "Слушай!" (И. Гольц-Миллера); "Спускается солнце за степи…" (А. Толстого); "Не слышно шуму городского…" (Ф. Глинки); "Нелюдимо наше море…" (Н. Языкова) и другие.

Эпоха героической борьбы народников с самодержавием обусловила появления в свет замечательных траурных маршей "Замучен тяжелой неволей…" (Г. Мачтета) и "Вы жертвою пали…" (А. Архангельского), ставших со временем любимыми песнями рабочих.

Жизнь пролетариев капиталистической России в те годы ярко изображают шахтерские песни. Типичным образцом горняцкой поэзии того времени является известная песня о Грушевском руднике ("На Донской земле привольной…"), Определения в ней даны краткие, зримые:

Подхожу я к ламповой,

Там народ стоит толпой,

есь оборванный, худой…

Зубы ясны, глаза красны,

А рубашки как смола.

Складывались песни обычно об отдельном конкретном предприятии ("У Лафузова на фабрике…", "У Брюханова в заводе…", "Как рабочи Голубкова…", "Как на Маре на реке…", "Нова фабричка Каулина купца…"). Герои песен – рабочие одного завода, одной профессии.

ПЕСНИ РАБОЧИХ

Сохранившиеся песни рассказывают невеселую правду о жизни рабочих окраин. Покосившиеся хибары, огороды, пустыри, мусорные свалки…

Последнюю рубашонку

У вальцов трепали.

По двенадцати часов

Отдыха не знали…

Особенно печально звучали женские песни этого времени. Их настроение передает "Фабричная колыбельная". В ней мать выплакивает горе над колыбелью сына:

Вот какая моя жисть,

Хоть живая в гроб ложись.

Я б живая в гроб легла,

Только бросить жаль тебя…

Окончательный удар по патриархальной вере масс в царя нанесло "кровавое воскресенье". Накануне 9 января великий князь Владимир Александрович цинично сказал: "Надо открыть жилы России и сделать ей небольшое кровопускание".

Весть о расстреле в Петербурге облетела все заводы России. О 9 января сложили песни, гневные и смелые. Среди них особенно известной была "Мы мирно стояли пред Зимним дворцом…".

Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,

Царя с нетерпением ждали,

Как вдруг между нами и царским крыльцом

На ружьях штыки заблистали

Так тихо… Так жутко… Вдруг слышится: "Пли!"

Опомниться мы не успели.

Свалились уж многие на снег в крови,

За залпами ж залпы гремели.

Подобные песни рождались по всей стране. В них нашли отражение и бои рабочих с царскими войсками, происходившими в течение пятого года в разных городах России.

Особенного накала борьба рабочих с самодержавием достигла в Москве в декабре 1905 года. О декабрьском вооруженном восстании сохранился целый ряд песен. Среди них пользовались известностью "Притаилась тревожно столица…", "Как у наших ворот…", "Шумел, горел пожар на Пресне…", "На баррикадах" Ф. Бутырского и другие.

Слава павшим на славном посту!

В декабре их немало убито –

На кровавом Горбатом мосту

И в развалинах фабрики Шмидта…

Рабочие выражали веру в близкое возмездие:

Спите, братья-товарищи,

Близок судный час.

На невиданном пожарище

Мы помянем вас.

Всероссийскую известность имела песня "Нагайка". По одним данным, ее сложили в Ошмянской тюрьме (Белоруссия), а по другим – в сибирской ссылке. Звучала "Нагайка" сурово и решительно:

Нагайка ты, нагайка!

Тобою лишь одной

Романовская шайка

Сильна в стране родной.

…Нагайкой не убита

Живая мысль у нас,

И скоро паразита

Пробьет последний час…

 Марш "смело, товарищи, в ногу…"написан Радиным в Таганской тюрьме в 1896 – 1897 годах. Впервые его исполнили в 1897 году. Пели заключенные при переводе из Таганской тюрьмы в Бутырскую.

Такой же любовью пользовалась "Варшавянка". Гимн звал к восстанию, славил павших, будил ненависть к "тиранам" и грозил им местью народа. Основная идея гимна, призыв к революции, концентрируется повторяющимся припевом:

На бой кровавый,

Святой и правый,

Марш, марш вперед,

Рабочий народ!

А песня "Интернационал", стала любимым гимном рабочих.

"Интернационал", "Смело, товарищи, в ногу…", "Варшавянку", "Красное знамя", "Марсельезу" и другие замечательные песни публиковали в многочисленных нелегальных песенниках, листовках и газетах.

Однако не сразу эти песни стали массовыми произведениями. Большинство рабочих боялись их исполнять или просто никогда их не слышали. Широко и открыто песни зазвучали с 1905 года. "Интернационал" получил известность лишь в конце революции 1905 – 1907 годов.

В период между Февральской и Великой Октябрьской социалистической революциями песня по-прежнему оставалась одним из средств пролетарской агитации. При создании новых песен часто применялся обычный прием рабочей поэзии: брали знакомую песню и на ее мотив подбирали слова.

Революционные песни русского пролетариата хорошо послужили народу. Лучшие из них отозвались в новой массовой поэзии – поэзии первого в мире социалистического государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разное время – разные песни. И не только песни, но и происходившие события, и сами люди. Песни того времени люди строили на том, что происходило вокруг: голодовки, блокады, безработица и многое другое. Сочиняли на месте, возбужденные происходившим, у людей возникало желание сочинять. Иногда это заканчивалось ссылкой, тюрьмой или другим наказанием. Но люди не отступали, они все больше излагали свои мысли в стихах, печатались в газетах с публичными выступлениями. Это иногда служило столкновением с полицией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Песни русских рабочих – А. И. Нутрихин

2. Вл. Бонч-Бруевич. Ленин о поэзии. – Н. П. Андреев. Русский фольклор. 1938г.

3. Ф. Н. Самойлов. По следам минувшего. 1954г.

4. А. П. Пруссаков. Массовая поэзия рабочих Москвы и Подмосковья. – Русский фольклор. Материалы и исследования. Изд-во АН СССР.

5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=453954 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по системному программированию на тему «UEFI – эволюция или революция?»

Автор: Смирнова Ирина Петровна, преподаватель ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологийСпециальность: 230115 – Программирование в компьютерных системахПредмет: МДК 01.01 Системное...

Первая русская революция

Первая русская революция...

Казанский край в годы революций и гражданской войны

Описаны события в Казанском крае происходившие на фоне революций 20 века в России и гражданской войны....

План бинарного урока (литература + история) по теме "Отражение революции в творчестве В. В. Маяковского"

План бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения....

План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения

На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...

Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года. Урок.

Урок на тему "Великая российская революция. Октябрьская революция 1917 года." для студентов 1 курса СПО и учеников 10 класса. Помимо фактического материала и иллюстраций, в представленном ма...