Главные вкладки

    Этапы диагностической работы в вокальной студии "Настроение"
    методическая разработка по теме

    Корж Татьяна Александровна

    Диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный нам термин "контроль в учебном процессе", в смысле прояснения всех обстоятельств  протекания дидактического процесса, точного определения результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. В последнее время в педагогической литературе категорию "диагностирование обученности" рассматривают как последствия достигнутых результатов обучаемости. Целями дидактического диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

    Как видно, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых. Последняя, преимущественно, лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Этапы диагностической  работы с воспитанниками Вокальной студии «НАСТРОЕНИЕ»

    на 2011-2012 учебный год

    (1й этап – сентябрь, 2-й этап – декабрь,

    3-й этап – зональный конкурс « Звонкие голоса», « Коллектив года», подведение итогов года)

                                                  Вступительная часть

    (для чего нужна диагностика, ее роль в процессе воспитания и обучения)

    Диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный нам термин "контроль в учебном процессе", в смысле прояснения всех обстоятельств  протекания дидактического процесса, точного определения результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. В последнее время в педагогической литературе категорию "диагностирование обученности" рассматривают как последствия достигнутых результатов обучаемости. Целями дидактического диагностирования являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

    Как видно, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых. Последняя, преимущественно, лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

    Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками высшей школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка, должна ли она быть индикатором качества — категорическим определением успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимущества и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

    -2-

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

            

    Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования, то есть для чего деятельность выполняется. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой. Формирование устойчивых мотивов основывается на трех факторах:

                                                  1.        Способности, задатки ребенка.

    2.        Субъект, воля и эмоции ребенка.

    3.        Среда, которая подает пример.

    Но в работе с воспитанниками всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность педагога, который может формировать мотивацию у воспитанников своими способами и методами, отличными от других.

    Желание и готовность самого воспитанника заниматься вокальным творчеством. Проявление большого интереса к различным видам творческо-музыкальной деятельности: исполнительской, слуховой, ритмической, готовность к музыкальному чувствованию, желание и умение создавать музыкальные образы посредством пения.

    Определение певческого диапазона, тембра и силы звучания.

    Умение использовать певческое дыхание, знать и применять прием» мягкой атаки», умение передавать характер произведения, обладать навыками ансамблевого пения. Знать и применять на практике нотную грамоту.

    -3-

                                                                     Певческие навыки

            Пение – основная форма деятельности воспитанников на занятиях. Наличие певческой установки. Основы дыхания, звуковедения. Исполнительская практика. Эмоциональный настрой у воспитанников. Понимание ритмической организации песни. Использование певческого дыхания на всю музыкальную фразу. Умение анализировать и чувствовать музыкальный фразу. Умение анализировать и чувствовать музыкальную форму. Выразительность пения. Чистота интонирования, певческий диапазон. Быстрая ориентация в музыкальном материале. Заинтересованность и активность на занятии.

            Выявление трех уровней обученности:

                                                                                •        Средний

                                                                            •        Выше среднего

    •        Высший

    -4-

    Восприятие-слушание

            Готовность активизировать внимание и проявлять заинтересованность к слушанию музыкальных произведений. Умение и желание анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение об услышанном произведении. Умение слышать главную мысль автора.

                                                          Выявление трех уровней обученности:

    •        Средний

    •        Выше среднего

    •        Высший

    -5-

    Музыкальное чувствование

    Восприятие музыкального материала. Воспитание музыкального слуха. Готовность и желание осмысливать и оценивать происходящее в музыке, наблюдать за музыкальной формой. Умение чувствовать эстетическую красоту. Умение анализировать, обобщать, сравнивать. Проявление большой заинтересованности и активности на занятии. Творческое отношение и творческая инициатива, воображения. Создание эмоциональной атмосферы на занятии. Активное включение в «слуховой багаж» новые элементы музыкальной речи.

    Выявление трех уровней обученности:

    •        Средний

    •        Выше среднего

    •        Высший

    -6-

    Музыкально-ритмические движения

            Умение создать образ через сценические движения. Исполнять произведение согласно темпа, ритма, характера. Добиваться согласованных и синхронных движений во время исполнения произведения. Проявлять творческую самостоятельную активность в создании музыкального образа.

    Выявление трех уровней обученности:

    •        Средний

    •        Выше среднего

    •        Высший

    -7-

    Психологический комфорт

    Умение и желание воспитанника находиться в коллективе.

    Толерантность и адекватность поведения. Уважать мнение окружающих, обладать взаимовыручкой и взаимопомощью. Желание совершенствовать творческие способности в условиях коллектива. Создание атмосферы комфорта и уюта, позволяющего проводить полноценные занятия. Воспитание чувства ответственности и чувства долга. Поддержание безопасности и хорошего самочувствия.

    Выявление проблемных ситуаций

    (в течение года)

    Пути преодоления трудностей:

            Консультации с психологом

            Консультационные беседы с родителями

            Родительские собрания

             Лектории

            Тематические беседы с воспитанниками

    -8-

    ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

    ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

    Сроки выявления результатов обучения являются следующие:

    I полугодие – зимние каникулы (3- я декада декабря, занятие № 49)

    Анализ, отражение музыкальных возможностей, знание творческих вопросов, читка с листа – для всех уровней обучения

    Высший уровень        ( 19- 20 баллов)

    Музыкальное чувствование

    ( для 5 года обучения)

    Умение определять интервалы на слух, пение их без сопровождения. Умение определять место партии в аккордах: Т5/3, М5/3, Т6,t6, T6/4,t6/4/

    ( для 2 года обучения)

    Умение определять на слух 2 вида лада ( мажор и минор). Певческая установка должна стать навыком. Чистое интонирование унисона. Понимание дирижерского жеста.

    Певческие навыки

    ( для 5 года обучения)

    Пение 3х, 4х-голосовых произведений, пение красивым, ровным голосом, выполняя динамические оттенки. Пение индивидуально: 6 разнохарактерных произведений. Знать и применять приемы по охране голоса. Иметь хорошую музыкальную память. Четко представлять свое место в ансамбле. Петь ровным, красивым звуком на протяжении всего диапазона.

    ( для 2 года обучения)

    Пение двухголосных произведений. Пение красивым, ровным голосом, выполняя динамические оттенки. Уметь менять дыхание в произведениях с быстрым характером. Уметь пользоваться микрофоном.

    Восприятие – слушание

    ( для 5 года обучения)

    Обязательное прослушивание произведений классических, выявление знаний классиков-композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, классиков вокального исполнительского искусства: Лемешев, Шаляпин, М.Кабалье и др. по выбору воспитанников.

    Музыкально-ритмическое движение. Сформированное ощущение метрической пульсации. Умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой доли. Согласованные движения во время исполнения произведения. Четкая координация движений. Навыки определения 2х, 3х, 4х дольных размеров. Ощущение темпов.

    ( для 2 года обучения)

    Умение анализировать прослушанные произведения. Определять характер. Знать авторов прослушанных произведений. Определять жанры музыки. Уметь передать настроение через творчество ( творческие задания в альбомах творчества)

    -

    Выше среднего( 17- 18 баллов)

    Музыкальное чувствование

    ( для 5 года обучения)

    Умение определять лад, знать тонико-доминантовые тяготения, уметь применять на практике (V-I, II-I, VII-I, III-II-I, IV-V-I, V-II, IV-II-I) и т.д. Иметь четкое представление о размере 2/4, ¾.  Определение ударений в данных разделах.

    ( для 2 года обучения)

    Исполнять изученные произведения в характере. Согласно характеру и настроению выполнять сценические движения.  Иметь четкое  представление о о размере 2/4, ¾. Эмоционально откликаться в кульминационных моментах произведения.

    Певческие навыки

    ( для 5 года обучения)

    Пение 3х  голосных произведений. Правильное формирование гласных, использование «цепного» дыхания, умение выделять фразу, петь эмоционально. 2 разнохарактерных произведения с солистами

    ( для 2 года обучения)

    Пение произведений двухголосных. Правильное формирование гласных. Четкая, внятная дикция.

    Умение использовать цепное дыхание. Понимать дирижерский жест. Использовать навыки пения двухголосного пения на практике.

    Восприятие – слушание

    ( для 5 года обучения)

    Иметь представления о жанрах искусства: опера, балет, оперетта. Уметь анализировать, сравнивать, высказывать свое мнение о том или ином музыкальном произведении.

    ( для 2 года обучения)

    Уметь слушать, сопоставлять, анализировать прослушанный материал. Опираясь на опыт предыдущего обучения, высказывать свои чувствования, переживания в музыке. Раскрывать музыкальные представления через творчество( работа в альбомах творчества).

    Индивидуальная работа

    ( для солистов 5 года обучения)

     Остальные – по группам, фронтально: условные диктанты, беседа в группах на знание и узнавание произведений.

     Музыкально-ритмическое движение. Сформированное ощущение пульсации (метрической). Ощущение сильной и слабой доли. Умение передавать настроение через сценические движения. Хорошо ориентироваться в темпах музыки. Уметь самостоятельно мыслить.

    ( для солистов 2 года обучения)

    Уметь петь красивым, легким, полетным звуком. Звучание на протяжении всего певческого диапазона ровное .Дыхание- диафрагмальное. Умение передавать характер произведения через мимику, жесты. Пробовать анализировать исполненное произведение. Умение давать самооценку своему исполнению. Знать и уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии ( дыхательные упражнения).

    Средний  уровень( 12- 16 баллов)

            Музыкальное чувствование

    ( для 5 года обучения)

    Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения воспитанников  умения читать ноты.

    ( для 2 года обучения)

    Передавать характер произведения соответственно темпу, ритму. Исполнять эмоционально.

    Певческие навыки

    ( для 5 года обучения)

    Пение в унисон, число, выделяя фразу, расставляя акценты. Сохранение индивидуальности.

    ( для 2 года обучения)

    Восприятие – слушание

    ( для 5 года обучения)

    Прослушивание вокальных детских коллективов, репертуар доступный, широкий по характеру. Посещение музыкального театра «Премьера»

    ( для 2 года обучения)

    Желание слушать произведения. Существует и формируется готовность к анализу, творчеству.

    Музыкально-ритмические движения

    ( для 5 года обучения)

    Желание и умение определять сильную и слабую долю в музыкальных отрывках, фразах. Выполнять не сложные ритмические задания в 2х, 3хдольных размерах.

    ( для 2 года обучения)

    Желание и умение  выполнять простые ритмические формулы. Согласованно с движениями . Чувствовать и понимать изменения в характере музыки.

    Практический этап

    (II полугодие – зональный конкурс)

    ( 2- я декада апреля, занятие № 96)

    Высший уровень ( 19- 20 баллов)

            Музыкальное чувствование

    (для 5 года обучения)

    Пение двуголосия в размере 2/4, ¾, 4/4. Знать доминантовые тяготения, ориентироваться в тональности, уметь их определять. Строить аккорды от звуков. Знать и уметь применять музыкальные термины на практике. Свободно и легко ощущать свое место в партии ансамбля. Знать ее произведения наизусть (6-8 произведений).

    (для 2 года обучения)

    Пение двухголосия.  В размере 2\4, 3\4. Чувствовать и понимать музыку. Строить интервалы от звуков. Знать и применять на практике. Свободно и легко ощущать свое место в партии ансамбля. Уметь чувствовать дикционный. Артикуляционный ансамбль. Знать 5- 7 произведений наизусть.

    Певческие навыки

    ( для 5 года обучения)

    Дикция – безупречная. Дыхание – ровное, спокойное. Экономное. Пение выразительное. Безупречное исполнение произведений. Умение оценивать и интерпретировать исполняемое произведение. Сформирована певческая культура.

    ( для 2 года обучения)

    Дикция- четкая, ясная. Певческое дыхание - ровное, экономное. Пение произведений – безупречное. Умение анализировать собственное исполнение. Пение в характере. Певческая культура формируется.

    Восприятие – слушание

    (5 года обучения)

    Иметь представление о разнообразном мире музыки. Четко определять жанр музыкального искусства.

    (для 2 года обучения)

    Уметь анализировать прослушанные произведения. Иметь представления о жанрах, стилях в музыке. Иметь свой слуховой багаж.

    Музыкально-ритмические движения

    ( для 5 года обучения)

    Свободно совмещать пение и движение. Исполнять произведение легко, непринужденно. Иметь свое креативное суждение и желать «творить», создавать музыкальный образ посредством безупречного исполнения. Согласованность сценических движений и пения.

    (для 2 года обучения)

    Музыкально- ритмические движения- согласно характеру произведения.  Уметь создавать сценические движения посредством внутренних переживаний. Передача эмоций посредством мимики, жестов.

    Выше среднего ( 17- 18 БАЛЛОВ)

               Музыкальное чувствование

    ( для 5 года обучения)

    Умение определять интервалы на слух, пение их без сопровождения. Уметь строить Т5/3, Т6, Т6/4, ↑ и ↓

    Умение передавать настроение, характер исполняемого произведения. Дыхание свободно используется в исполняемых произведениях разного характера. Звучание певческого голоса – мягкое, приятное. Слух развит разносторонне и гармонично. Звучание полетное. Чувство строя – формируется. Дикция имеет доработку. Чистое интонирование унисона.

    ( для 2 года обучения)

    Умение определять на слух интервалы, пение их без сопровождения. Умение передавать настроение в музыке. Звучание - мягкое, спокойное. На протяжении всего певческого диапазона ровное.

    Певческие навыки

    ( для 5 года обучения)

    Подведение итогов зональных конкурсов. Пение многоголосных произведений с различными ритмическими рисунками в партиях. Пение в дуэтах, трио, ансамблях.

    ( для 2 года обучения)

    Подведение итогов конкурсов, проведенных за учебный год. Пение двухголосных произведений. Пение в дуэтах и сольно.

    Восприятие – слушание

    ( для 5 года обучения)

    Уметь сопоставлять музыкальных героев произведений их музыкальным образам. Слушание по выбору.

    ( для 2 года обучения)

    Обогащенный знаниями словарный запас используется для анализа произведений. Иметь свой слуховой багаж.

    Музыкально-ритмические движения

    ( для 5 года обучения)

    Исполнение в 2х – 3х дольных размерах музыкальные отрывки с ритмическими движениями. Согласованно выполнять ритмические упражнения. Уметь самостоятельно выражать эмоции, сценические движения.

    (для 2 года обучения)

    Выполнять ритмические движения согласно характеру аккомпанемента.  Ориентироваться в размерах 2\4, ¾. Работать в парах, тройках. Выполнять заданные ритмоформулы от начала до конца.

    Средний  уровень        ( 12-16 баллов)

            Музыкальное чувствование

    ( для 5 года обучения)

    Знать и уметь выделять главные ступени лада (I, III, V), строить и петь мажорное и минорные трезвучие T5/3t5/3.

    ( для 2 года обучения)

    Умение анализировать характер музыки, тепморитм. Умение передавать характер произведений посредством движений и внутренних переживаний.

    Певческие навыки

    ( для 5 года обучения)

    Исполнять каноны в различных ритмах, удерживая в партиях унисон. Развивать легкость, звонкость, индивидуальность.

    ( для 2 года обучения)

    Исполнять несложные произведения, с простым ритмическим рисунком, соблюдая правила певческого дыхания.

    Восприятие – слушание

    ( для 5 года обучения)

    Музыка разноплановая, от эстрадной до классики по выбору. Умение высказывать свое мнение о прослушанном произведении.

    ( для 2 года обучения)

    В музыкальном багаже музыка эстрадная, классическая, народная. Анализировать и сопоставлять прослушанный материал.

    Музыкально-ритмические движения

    ( для 5 года обучения)

    Дети испытывающие трудности с ритмом и координацией движения, но имеющие положительную динамику. Хорошо ориентируются в ритмическом пространстве. Исполняют ритмические рисунки двух и трех дольных размеров под музыкальное сопровождение.  

    ( для 2 года обучения)

    Координация движений формируется. Есть подвижки в сторону улучшения. Дети испытывающие трудности с ритмом и координацией движений. Имеется положительная динамика. Хорошая ориентировкав ритмическом и мелодическом пространстве.

    Таблица мониторинга  результативности прилагается отдельной папкой к работе (см. папку Практический этап)

    Результаты диагностических обследований:

                                     Анализ достигнутых результатов

            Подведение итогов года

            Анкетирование родителей и воспитанников

            Самообразование и самоанализ

            Поиск новых методик и подходов для реализации поставленных целей и задач на новый учебный год.

            Планирование нового репертуара

     

    Диагностирование выявляет точные потребности учителя и помогает создать гибкую систему удовлетворения педагогических, методических и научных потребностей педагога.

    Диагностирование это мониторинг состояния педагогического процесса, его результатов на основе изучения измерений оптимальной совокупности показателей. «Педагогическая диагностика должна быть направлена на выявление наиболее актуальных профессионально-личностных качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать, стимулируя педагога к самоанализу, самооценке, к развитию умений выявлять и корректировать проблемы и добиваться их творческого решения».

    Важным, на мой взгляд, является сравнение результатов самооценки педагогом своего уровня профессионального развития и оценки его независимыми экспертами по одним и тем же показателям или с использованием разных методик. Чем больше совпадают данные самооценки педагога своих профессиональных и личностных качеств с оценками этих качеств экспертами, тем более объективной получается картина уровня развития качеств педагога, что позволяет выбрать оптимальное направление его дальнейшего самосовершенствования.

                    

                    

                    

                    

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

    Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

    Диагностическая работа за 1 полугодие

    ДКР  по математики содержит 14 заданий. Форма работы тест.Первая часть работы, задания  с 1 по 9 обязательный уровень. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа и з...

    Диагностическая работа для 9 класса

    Дополнительный материал для подготовки к итоговой аттестации в 9-х классах....

    Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия. Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекци

    Методическая разработка практического занятия для специальности Сестринское дело 060501 составлена согласно ФГОС третьего поколения . ПМ 02. МДК 02.01«Сестринский уход при  различных заболев...

    Организация и содержание диагностической работы в системе дополнительного образования

    Выступление на городском семинаре- практикуме "Организация и содержание диагностической работы  в системе дополнительного образования"...

    СПЕЦИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ для проведения квалификационного экзамена ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий специальность сестринское дело

    Материалы первого этапа квалификационного экзамена  ПМ.01«Проведение профилактических  мероприятий»  представленные в форме спецификации диагностической работы, соста...