Главные вкладки

    Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия. Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекци
    методическая разработка на тему

    Овчаренко Лилия Анатольевна

    Методическая разработка практического занятия для специальности Сестринское дело 060501 составлена согласно ФГОС третьего поколения .

     ПМ 02. МДК 02.01«Сестринский уход при  различных заболеваниях и состояниях в клинике инфекционных болезней».

    Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекционной больницы.Организация и проведение профилактических прививок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное  образовательное учреждение

    Среднего профессионального образования

    «Новороссийский медицинский колледж»

    Министерство Здравоохранения Краснодарского края

    Методическая разработка

    для студентов по проведению

     практического занятия.

    Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекционной больницы.Организация и проведение профилактических прививок.

     ПМ 02. МДК 02.01«Сестринский уход при  различных заболеваниях и состояниях в клинике инфекционных болезней».

    Для специальности 060501 «Сестринское дело»

                                                                                                                               Составила:

                                                                                                                               Преподаватель Овчаренко Л.А.

                                                                                                                               Рассмотрено и утверждено

                                                                                                                               на заседании ЦК

                                                                                                                                Протокол №  1от 17.01.2014г.                

    2013-2014 учебный год.

    Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекционной больницы.Организация и проведение профилактических прививок.

    Цель занятия:

    1.   Обучающая:Знать и уметь применять основные методы лабораторно-    инструментального обследования инфекционных больных; принципы постановки сестринского диагноза инфекционного заболевания; знать цели и сути диагностических вмешательств, о возможностях лечения, прогнозе; подготовку больных к инструментальным методам исследования в инфекционной практике.

    2.        Развивающая: Развить побуждение к самовоспитанию  ;познавательный интерес  умение -логически мыслить  отрабатывать практические навыки, быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях.

    3.        Воспитывающая: Пробудить интерес к работе. Воспитывать трудовую дисциплину  чувство ответственности за порученное дело. Быстрой реакции  и осознанной  исполнительности.  

    Форма организации учебного процесса:

    Практическое занятие.

    Тип занятия:

    -формирование профессиональных умений и навыков

    ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость профессии.

    ОК.2Организовывать собственную деятельность,выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач,оценивать их выполнение и качество.

    ОК.5Использовать инфомационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК.6Работать в коллективе и команде,эффективно общаться с коллегами.

    ПК.2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде,объяснять ему суть вмешательств.

    ПК.2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства.

    ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.

    По теме занятия студент должен

    Знать:

    1. З.1  Методы диагностики проблем пациента,организацию и оказание сестринской помощи.
    2. принципы постановки сестринского диагноза инфекционного заболевания;
    3. критерии эпидемиологического, клинического и лабораторно-инструментального обследования инфекционных больных;
    4. способы информирования пациента об инфекционном заболевании и его состоянии;
    5. цели и сути диагностических вмешательств,
    6. о возможностях лечения, прогнозе;
    7. подготовку больных к инструментальным методам исследования в инфекционной практике.

    Уметь:

    1. У.1 Готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам
    2. оценивать знания пациента об инфекционном заболевании;
    3.   определять пути, с помощью которых можно содействовать соблюдению медикаментозного лечения пациента;
    4. соблюдения предписываемого режима активности, диеты;
    5. выполнять врачебные назначения из числа медикаментозных и инструментальных;
    6. заполнять направления в лабораторию;
    7. заполнять экстренное извещение на инфекционного больного;
    8. заполнять журнал учета инфекционных заболеваний.

    Манипуляции к занятию :

    • Сбор эпидемического анамнеза у пациента по алгоритму
    • Осмотр пациента по алгоритму(общий осмотр,пальпация ,перкуссия,аукультация)
    • Заполнение экстренного извещения в СЭС(ф058/у)
    • Заполнение журнала учета инфекционных заболеваний(ф060/у)
    • Заполнение прививочного сертификата(ф 156/у)
    • Заполнение журнала профилактических прививок(ф064/у)

    Место практики: Инфекционная больница № 3

    Время занятия: 6 часов

    Оснащенность занятия:

    1. Опорный конспект
    2. Истории болезни
    3. Экстренные извещения
    4. Журнал учета инфекционных заболеваний
    5. Схемы организации проведения прививок, показаний,  противопоказаний, осложнений профилактических прививок.
    6. Нормативно-распорядительная документация о проведении профилактических прививок.
    7. Учетная  и отчетная документация.
    8. Задачи по теме
    9. Тесты по теме

    План занятия:

    1.Организационный момент

    Подготовить рабочие места,кабинет к занятию(приготовить мел,проветрить кабинет,подать преподавателю список отсутствующих)

    2.Записать в дневнике практических занятий:тему,цель занятия,что необходимо по данной теме освоить из знаний и умений.

    3.Контроль исходного уровня знаний.

    -индивидуальный опрос по вопросам заданной темы.

    1. Место дисциплины «Инфекционные болезни» в системе медицинских знаний
    2. Понятия «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»
    3. Классификации инфекционных заболеваний
    4. Основные клинические синдромы инфекционных болезней.
    5. Лабораторная и инструментальная диагностика инфекционных болезней.
    6. Сущность принципиального подхода к лечению инфекционных больных.
    7. Устройство и режим инфекционной больницы
    8. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.
    9. Понятие об иммунопрофилактике.
    10. Понятие об медицинских иммунобиологических препаратах (МИБП), виды МИБП
    11. Национальный календарь профилактических прививок.
    12. Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
    13. Активная и пассивная иммунизация.
    14. Показания и противопоказания к вакцинации.

    4.Вводный инструктаж.

    Информация о последовательности выполнения работы в учебной комнате и в стационаре.

    5.Самостоятельная работа.

    6. Контроль итогового уровня знаний

    -решение задач

    -написание тестов

    7.Оформление дневников:

    Записать:

    -тему,цель занятия

    -основные клинические синдромы инфекционных болезней

    -зарисовать схему боксированной палаты инфекционного стационара(отделения)

    -выписать перечень плановых прививок согласно Национальному календарю прививок

    -решение задачи с обоснованием сестринской тактики.

    8.Подведение итогов занятия,согласно поставленным целям.

    9.Задание на дом.

    10.Окончание занятия.

     Самостоятельная работа.

    Этапы занятия

    Действия студентов

    Что необходимо отработать за время СР

    Как отработать полученные задания

    1

    3

    1.Закрепить знания по теме:

    -прочитать опорный конспект:

    Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекционной больницы.

    -провести взаимоконтроль по вопросам:

    1. -Чем отличается инфекционный процесс от инфекционного заболевания
    2. -перечислить основные клинические синдромы инфекционных болезней.
    3. -принципы лабораторной и инструментальной диагностики инфекционных болезней
    4. -принципы лечения инфекционных болезней
    5. -принцип работы в боксе(палате инфекционного стационара)

    6.Заполнить экстренное извещение в СЭС(ф058/у)

    7.Заполненить журнал учета инфекционных заболеваний(ф060/у)

    -прочитать опорный конспект:

    Организация и проведение профилактических прививок.

    Ответить на вопросы:

    1. -понятие иммунопрофилактики
    2. -Чем отличается активная и пассивная иммунизация.
    3. Познакомиться с Национальным календарем прививок МинздравСоцразвития РФ от.26.01.2011г.
    4. –составить перечень прививок по плановым и эпидемическим показаниям

    2.После выполнения задания с дневником подойти к преподавателю,сдать его на проверку,получить задачу .

    3. Решить ситуационную задачу и сдать преподавателю на оценку

    4.Закрепление материала

     5.Контроль итогового уровня знаний

    -получить тест-опросник

    -проверить правильность ответов по эталону,выставить оценку

    За 0%ошибок-5 баллов

    За10%ошибок-4 балла

    За 15%ошибок-3 балла

    За 15%+1ошибка-2 балла

     6.Подвести итог занятия,оформить дневники

    Провести анализ своих знаний и полученных практических навыков по данной теме и сделать вывод-цель занятия достигнута полностью или частично.Какие вопросы надо разобрать еще раз,прочитать,спросить у преподавателя

     

    7.Домашнее задание

    Разбившись на «малые группы» по 2-3 человека,устно ответить на  контрольные вопросы при затруднении обратиться к преподавателю

    Записать в дневниках

    основные клинические синдромы инфекционных болезней.Зарисовать схему боксированной палаты инфекционного стационара(отделения)

    Заполнить предложенные формы учетно-отчетной документации согласно прилагаемым инструкциям по заполнению.

    Работая на «малыми группами» по 2-3 человека,устно ответить на  вопросы

    Выписать перечень плановых прививок согласно Национальному календарю прививок

    Прочитать условие задачи,уточнить неясные вопросы у преподавателя и записать в дневнике:

    1.Решение задачи с обоснованием сестринской тактики.

    Устно в беседе с преподавателем обосновать свое мнение.

    Устно ответить на вопросы предложенные преподавателем для всей группы.

    Внимательно прочитать каждый тест,выбрать правильные ответы.

    Внимательно выслушать преподавателя,его замечания,оценку за занятие.

    Уточнить вопросы.оставшиеся непонятными.

    Записать в дневниках следующую тему: «Основные эпидемиологические понятия. Очаг инфекционного заболевания. Мероприятия в очаге.»

    1.В кабинете доклинической практики

    Повторить изученный дома материал.Закрыть тетради и учебники.Кратко и четко,но с обоснованием своего мнения ответить на предложенные вопросы и выслушать оценки за этот раздел работы.

    Внимательно выслушать инструктаж преподавателя по выполнения манипуляций-в данном случае-сбора эпиданамнеза и анамнеза настоящего заболевания,затем разделившись на группы « Пациент» и медработник опросить друг друга,меняясь ролями.А также заполнить предложенные образцы учетно-отчетной документации и сдать преподавателю на оценку.

    2.В стационаре

    Под руководством преподавателя опросить пациента,собрать эпиданамнез и анмнез заболевания,осмотреть пациента по алгоритму.

    3.В кабинете доклинической практики

    Описать в дневниках проделанную в стационаре работу.

    Закрепить пройденный материал.Записать решенную задачу.

    -Подвести итог проделанной работы.

    Задание на дом:подготовить следующую,заданную преподавателем тему.

    Литература:

    Основная

    А.К. Белоусова Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и   эпидемиологии: учебник/ А.К. Белоусова, В.Н. Дунайцева; под ред. Б.В. Кабарухина. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д:  Феникс, 2011

    Дополнительная

    Покровский В.И., Пяк С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б. К. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник . 2-ое изд.-М.:- ГЭОТАР- Медиа, 2007

    В.А. Малов «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях».

    Адрианов А.П. Медицинская сестра инфекционного отделения. М.: Медицина. 1982.

    Васильев B.C., Комар В.И., Циркунов В.М. Практика инфекциониста. Мн.: Выш.шк. 1994.

    Гавришева Н.А., Антонова Т.В. Инфекционный процесс. СПб.: СпецЛит. 1999.

    Вопросы для контроля знаний:

    1. Место дисциплины «Инфекционные болезни» в системе медицинских знаний
    2. Понятия «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»
    3. Классификации инфекционных заболеваний
    4. Основные клинические синдромы инфекционных болезней.
    5. Лабораторная и инструментальная диагностика инфекционных болезней.
    6. Сущность принципиального подхода к лечению инфекционных больных.
    7. Устройство и режим инфекционной больницы
    8. Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.
    9. Понятие об иммунопрофилактике.
    10. Понятие об медицинских иммунобиологических препаратах (МИБП), виды МИБП
    11. Национальный календарь профилактических прививок.
    12. Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
    13. Активная и пассивная иммунизация.
    14. Показания и противопоказания к вакцинации.

    Опорный конспект

    Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекционной больницы.

    Инфекционные болезни – обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями и хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью.

    Инфекция – сложный комплекс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней и социальной среды, включающий динамически развивающиеся патологические, защитно-приспособительные, компенсаторные реакции (объединяющиеся под названием «инфекционный процесс»),

    Инфекционный процесс может проявляться на всех уровнях организации биологической системы (организма человека) – субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном и составляет сущность инфекционной болезни. Собственно инфекционная болезнь – это частное проявление инфекционного процесса, крайняя степень его развития.

    Инфекционные болезни, вызванные одним видом микроорганизмов, получили название моноинфекций; вызванные одновременно несколькими видами (микробные ассоциации) – смешанных, или микстинфекций. Вариантом смешанной инфекции является вторичная инфекция, когда к уже развивающейся инфекционной болезни присоединяется новая. Как уже указывалось, основными факторами инфекционного процесса являются возбудитель, макроорганизм и окружающая среда.

    Возбудитель. Он определяет возникновение инфекционного процесса, его специфичность, а также оказывает влияние на его течение и исход. К важнейшим свойствам микроорганизмов, способных вызывать инфекционный процесс, относят патогенность, вирулентность, адгезивность, инвазивность, токсигенность.

    Патогенность, или болезнетворность, является видовым признаком и представляет собой потенциальную, закрепленную генетически способность микроорганизма данного вида вызывать заболевание. Наличие или отсутствие этого признака позволяет подразделять микроорганизмы на патогенные, условно-патогенные и непатогенные (сапрофиты). Вирулентность – степень патогенности. Это свойство является индивидуальным признаком каждого штамма патогенного микроорганизма. Вирулентность не является абсолютно стабильным свойством. Она может существенно колебаться у различных штаммов одного вида и даже у одного и того же штамма, например, в ходе инфекционного процесса и в условиях антибактериальной терапии.

    Вирулентность микроорганизмов связана с адгезивностью и инвазивностью, т.е. способностью к прикреплению и проникновению в ткани и органы и распространению в них. Факторы распространения усиливают первичное местное действие микроорганизмов, обеспечивают дальнейшее развитие инфекционного процесса.

    Токсигенность микроорганизмов обусловлена способностью синтезировать и выделять токсины. Различают два вида токсинов: белковые (экзотоксины) и небелковые (эндотоксины). Экзотоксины продуцируются в основном грамположительными микроорганизмами, например возбудителями дифтерии, столбняка, ботулизма, газовой гангрены, и выделяются живыми микроорганизмами во внешнюю среду. Они обладают ферментативными свойствами, отличаются высокой специфичностью действия, избирательно поражают отдельные органы и ткани, что находит отражение в клинических симптомах заболевания.

    Свойства микроорганизмов, влияющие на ход инфекционного процесса, нельзя рассматривать в отрыве от свойств макроорганизма. Доказательством этого является, например, антигенность возбудителя – свойство вызывать в макроорганизме специфический иммунологический ответ.

    Макроорганизм. Важнейшей движущей силой инфекционного процесса наряду с микроорганизмом-возбудителем является макроорганизм. Факторы организма, защищающие его от агрессии микроорганизма и препятствующие размножению и жизнедеятельности возбудителей, можно разделить на две большие группы – неспецифические и специфические, которые в сумме составляют комплекс полученных по наследству или индивидуально приобретенных механизмов.

    Спектр неспецифических защитных механизмов весьма широк. К ним относятся: 1) непроницаемость кожи для большинства микроорганизмов, обеспеченная не только ее механическими барьерными функциями, но и бактерицидными свойствами кожных секретов; 2) высокая кислотность и ферментативная активность желудочного содержимого, губительно действующие на попавшие в желудок микроорганизмы; 3) нормальная микрофлора организма, препятствующая колонизации слизистых оболочек патогенными микробами; 4) двигательная активность ресничек респираторного эпителия, механически удаляющих возбудителей из дыхательных путей; 5) наличие в крови и других жидких средах организма (слюна, отделяемое из носа и глотки, слезы, сперма и др.) таких ферментных систем, как лизоцим, пропердин и др.

    Формирование иммунитета является важнейшим, часто решающим событием в защите макроорганизма от инфекционных агентов. Защита от инфекций – лишь одна, хотя и принципиально важная для существования вида, функция иммунитета. Это означает, что в конечном счете иммунитет является одним из главнейших механизмов поддержания гомеостаза организма человека Универсальным ответом системы иммунитета на внедрение инфекционных антигенов является антителообразование, которое осуществляется потомками В-лимфоцитов – плазматическими клетками. Под действием антигенов микроорганизмов непосредственно (Т-независимые антигены) или после кооперативных взаимоотношений Т– и В-лимфоцитов (Т-зависимые антигены) В-лимфоциты трансформируются в плазматические клетки, способные к активному синтезу и секреции антител. Продуцируемые антитела отличаются специфичностью, которая состоит в том, что антитела к одному виду микроорганизмов не взаимодействуют с другими микроорганизмами Носителями активности антител являются иммуноглобулины пяти классов: IgА, IgМ, IgG, IgD, IgЕ, из них первые три выполняют наибольшую роль.

    Окружающая среда. Третий фактор инфекционного процесса – условия внешней среды – оказывает влияние как на возбудителей инфекций, так и на реактивность макроорганизма.

    Окружающая среда (физические, химические, биологические факторы), как правило, губительно влияет на большинство микроорганизмов. Главными среди факторов окружающей среды являются температура, высушивание, радиация, дезинфицирующие средства, антагонизм других микроорганизмов.

    .Периоды инфекционного заболевания. С момента проникновения возбудителя в организм до клинического проявления симптомов заболевания проходит определенное время, получившее название инкубационного (скрытого) периода.

    Продолжительность инкубационного периода обусловлена несколькими факторами. До некоторой степени она связана с вирулентностью и инфицирующей дозой возбудителя. Инкубационный период тем короче, чем выше вирулентность и больше доза возбудителя.

    Далее выделяют:продромальный (предвестников) период

    -период разгара

    -период угасания клинических симптомов

    -период реконвалесценции(выздоровления)

    Классификация инфекционных болезней. Классификация инфекционных болезней – важнейшая часть учения об инфекциях, во многом определяющая общие представления о направлениях и мерах борьбы с обширной группой патологии человека – инфекционными заболеваниями. Предложено много классификаций инфекционных болезней, основанных на различных принципах.

    Классификация по этиологическому принципу. Инфекционные болезни можно подразделять на вирусные, микоплазменные (микоплазмозы), хламидийные (хламидиозы), риккетсиозные (риккетсиозы), бактериальные (бактериозы), спирохетозные (спирохетозы) инфекции. Болезни, вызванные грибами, называют микозами, простейшими – протозойными, или протозоонозами. Гельминтозы (болезни, вызванные паразитическими червями) и инфестации (болезни, вызванные членистоногими), строго говоря, к инфекционным болезням не относятся.

    В основу экологической классификации, особенно важной с практической точки зрения при планировании и выполнении противоэпидемических мероприятий, положен принцип специфической, главной для возбудителя среды обитания, без которой он не может существовать (поддерживать себя) как биологический вид. Различают три главные среды обитания возбудителей заболеваний человека (они же – резервуары возбудителей): 1) организм человека (популяция людей); 1) организм животных; 3) абиотическая (неживая) среда – почва, водоемы, некоторые растения и пр. Соответственно все инфекции можно разделить на три группы: 1) антропонозы (ОРЗ, брюшной тиф, корь, дифтерия); 2) зоонозы (сальмонеллезы, бешенство, клещевой энцефалит); 3) сапронозы (легионеллез, мелиоидоз, холера, НАГ-инфекция, клостридиозы).

    Критериями классификации Л.В.Громашевского служат механизм передачи возбудителя и его локализация в организме хозяина (что удачно перекликается с патогенезом и, следовательно, клинической картиной заболевания). По этим признакам инфекционные болезни можно разделить на 4 группы: 1) кишечные инфекции (с фекально-оральным механизмом передачи); 2) инфекции дыхательных путей (с аэрозольным механизмом передачи); 3) кровяные, или трансмиссивные, инфекции (с трансмиссивным механизмом передачи с помощью переносчиков-членистоногих); 4) инфекции наружных покровов (с контактным механизмом передачи).

    Принципы и методы диагностики инфекционных болезней

    Диагностика инфекционных болезней базируется на всестороннем и систематическом изучении больного, которое включает

    • сбор анамнеза (в том числе эпидемиологического),
    • объективное динамическое обследование органов и систем,
    • анализ результатов лабораторного и инструментального исследования больного.

    Лабораторные методы исследования являются одними из из основных ,позволяющих верифицировать диагноз и включают :

    • ОАК и ОАМ
    • Биохимическое исследование  исследуемого материала(крови,мочи,ликвора итд.)
    • Бактериоскопические методы исследуемого материала
    • Бактериологический метод,позволяющий получить чистую культуру возбудителя
    • Серологические методы ,позволяющие найти Антитела к возбудителю или антигены самого возбудителя
    • Иммунологические методы(Иммуноферментный анализ)
    • Методы полимеразной цепной реакции или лигазой цепной реакции(амплификации)
    • Молекулярно-биологические методы диагностики: ДНК-ДНК-гибридизации
    • Кожно-аллергические пробы с искомыми антигенами-аллергенами

    Принципы и методы лечения инфекционных больных

    Лечение инфекционных больных должно быть комплексным, этиологически и патогенетически обоснованным и индивидуализированным с учетом состояния организма больного, тяжести и фазы болезни.

    Выделяют 3 основных принципа лечения любого инфекционного заболевания:

    • Этиотропный-воздействует на причину заболевания(возбудителя или токсин)
    • Патогенетический-помогает коррекции патологических изменений,возникших в результате действия микроорганизма на организм хозяина
    • Симптоматический-ликвидирует симптомы,ухудшающие самочувствие пациента в любом периоде заболевания

    Все 3 принципа назначаются в составе комплексной терапии любого заболевания.

    Опорный конспект:

    Организация и проведение профилактических прививок.

    Иммунопрофилактика инфекционных болезней. В Российской Федерации иммунопрофилактика инфекционных болезней регламентируется Федеральным Законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", утвержденным 17.09.98 г. Федеральный Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, предусматривающие сочетание прав, обязанностей и ответственности индивидуума и государства.

            Существенным разделом прививочной работы является правильный выбор средств иммунизации и рациональное их применение. Терапевтам и педиатрам предстоит решать такие ответственные вопросы, как учет имеющихся показаний, выявление противопоказаний и прививочного анамнеза прививаемых.

            В части случаев для экстренной профилактики и лечения больных, обратившихся к врачам поликлиник или скорой помощи, необходимо немедленно ввести антитоксические сыворотки (противоботулинические, противодифтерийную и др.); они должны отчетливо представлять, что вакцины и иммуноглобулины при своевременном использовании являются единственным надежным средством защиты от столбняка и гидрофобии пострадавших при травмах или укусах животными. Грамотный подход к вакцинопрофилактике столбняка и гидрофобии позволит избежать или уменьшить число осложнений и сильных реакций на введение иммунобиологических препаратов.

            Кроме того, все врачи лечебной сети, к которым обращаются привитые с необычными и (или) сильными реакциями, обязаны знать неотложные мероприятия для проведения рационального лечения. 

    Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

            Профилактическая прививка - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

            Медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) — вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

    Национальный календарь профилактических прививок — нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

            Поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемиологическим показаниям (далее поствакцинальные осложнения) — тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.

    Сертификат профилактических прививок — документ, в котором регистрируют профилактические прививки гражданина.

    Характеристика вакцин. Вакцина- это препарат, обеспечивающий развитие активного искусственного иммунитета, который создает невосприимчивость к возбудителю. Вакцины получают из бактерий, вирусов, продуктов их жизнедеятельности или путем вьщеления протективного антигена из микробной клетки.

    Типы вакцин:

    Живые (микроорганизмы с ослабленной или утраченной вирулентностью (вакцинные штаммы):

    - против бруцеллеза, гриппа, желтой лихорадки, кори, краснухи, лихорадки Ку, натуральной оспы, паротита эпидемического, полиомиелита, сибирской язвы, сыпного тифа, туберкулеза, туляремии, чумы.

     Инактивированные (убитые, корпускулярные).

    Микроорганизмы, инактивированные химическим (фенол, формалин, спирт и др.) или физическим (нагревание, ультрафиолетовое облучение)способом I— против бешенства, брюшного тифа, гепатита А, герпеса, гриппа, клещевого энцефалита, коклюша, лептоспироза, холеры, японского энцефалита

     Химические (молекулярные. Протективные антигены микроорганизмов, выделенные с помощью физико-химических и(или) иммунохимических методов:

    - против брюшного тифа, гемофильной типа b инфекции, менингококковой и пневмококковой инфекций, сыпного тифа, холеры.

    Анатоксины: обезвреженные токсины микроорганизмов - против ботулизма, газовой гангрены, дифтерии, синегнойной и стафилококковой инфекций, столбняка.

    Рекомбинантные, полученные при использовании генно-инженерной технологии

    - против гепатита В.

    Условия для назначения прививок:

    Плановые прививки соответственно Национальному календарю профилактических прививок, приказам МЗ РФ.

    Прививаемые контингенты:

    -дети (против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, паротита эпидемического, полиомиелита, столбняка, туберкулеза)

    - военнослужащие (против ботулизма, газовой гангрены, дифтерии, столбняка, туберкулеза)

    Прививки по эпидемиологическим показаниям.

    Соответственно приказам МЗ РФ и(или) территориальных органов здравоохранения

    - угроза профессионального заражения (работники производств, имеющие контакте источником инфекции или возбудителем инфекционной болезни)

    - угроза распространения инфекционной болезни на конкретной территории (грипп, брюшной тиф, холера, чума и др.).

    Экстренная вакцинопрофилактика:

     -лиц, контактировавших с источником инфекции в эпидемических очагах (гепатит В, дифтерия, корь, менингококковая инфекция, паротит эпидемический, полиомиелит);

    - постоянное проживание на эндемичной или энзоотичной территориях (клещевой энцефалит, туляремия и др.);

    - предстоящая поездка на эндемичную или энзоотичную территорию (желтая лихорадка, клещевой энцефалит, туляремия, холера и др.).

    Организация прививочной работы. Профилактические прививки проводят в медицинских учреждениях государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения  Ответственными за организацию и проведение профилактических прививок являются руководитель медицинского учреждения и лица, занимающиеся частной медицинской практикой и проводящие прививки. Порядок планирования и проведения профилактических прививок устанавливается приказом руководителя медицинского Учреждения с четким определением ответственных и функциональных обязанностей медицинских работников, участвующих в планировании и проведении прививок.

    Подготовка населения (беседы, лекции): просветительная работа, информация о времени и порядке проведения прививок и их целесообразности,  рекомендация о мытье тела и смене белья перед вакцинацией.

    Оснащение прививочного кабинета: инструкции по применению всех используемых вакцин и другие инструктивно-методические документы, холодильник, специально предназначенный только для хранения МИБП (вакцины не должны храниться длительно, их количество должно соответствовать числу запланированных на текущий момент прививок),  шкаф для инструментов и медикаментов,  биксы со стерильным материалом,  пеленальный столик и(или) медицинская кушетка,  столы для подготовки препаратов к применению,  шкафчик для хранения документации,  емкость с дезинфицирующим раствором, нашатырный спирт, этиловый спирт, смесь эфира со спиртом или ацетон,  тонометр, термометры, одноразовые шприцы, электроотсос,  средства противошоковой терапии.

     Инструментарий: шприцы, иглы, скарификаторы одноразовые, приводимые в негодность в присутствии прививаемого.

    Препарат- получение по заявке, соблюдение условий хранения и транспортировки ("холодовая цепь"). Большинства бактериальных и вирусных препаратов при температуре 2 - 8 °С можно хранить в бытовых холодильниках. При повышении температуры многие вакцины теряют специфические свойства, в живых вакцинах ускоряется отмирание клеток; при замораживании и последующем оттаивании изменяются физико-химические свойства препаратов, идут необратимые процессы, снижающие иммуногенность и повышающие реактогенность; температурный режим необходимо соблюдать при хранении и транспортировке МИБП.

    Подготовка медицинского персонала:

    - обучение медицинских работников вакцинопрофилактике с основами иммунологии с последующей сертификацией (не реже 1 раза в год);

    - инструктаж о показаниях и противопоказаниях к проведению профилактических прививок;

    - инструктаж по условиям хранения, разведения, введения вакцинного препарата, о возможных постпрививочных реакциях и осложнениях;

    - обучение приемам неотложной помощи в случае развития поствакцинальных осложнений;

    - проверки состояния здоровья (не допускают к проведению прививок при ангине, инфекциях дыхательных путей, гнойничковых поражениях кожи и слизистых оболочек независимо от локализации);

    - спецодежда (халат, шапочка, при вакцинации снять кольца, браслеты, часы, коротко остричь ногти, руки вымыть с мылом, обработать пальцы спиртом или настойкой йода; мытье повторять через 12—15 инъекций).

    Учет детского населения проводят силами участковой медицинской службы 2 раза в год (весна—осень); дополнительно в списки вносят вновь прибывших детей и новорожденных.

    Проведение прививок.

            Проводить прививки следует согласно инструкции по применению соответствующего вакцинного препарата

            Оптимальное время — конец рабочего дня или недели Опрос, осмотр, термометрия для выявления противопоказаний Проверка физических свойств вакцинного препарата

            Проверить этикетку или маркировку препарата на коробке, ампуле (флаконе), прочесть данные о препарате, сроке годности, проверить целостность ампул, соответствие требованиям внешнего вида. При отсутствии этикетки, истечении срока годности, нарушении герметичности ампул, изменении внешнего вида (цвета, наличия хлопьев, посторонних включений и т. п.) применять препарат нельзя. Сухая вакцина в ампуле должна быть в виде порошка или однородной пористой таблетки. Сморщивание таблетки, ее неоднородность, увлажнение, изменение цвета или образование неравномерной взвеси при добавлении растворителя указывают на проникновение воздуха и порчу вакцины. Такой препарат следует уничтожить. Убитые бактериальные вакцины и адсорбированные анатоксины — жидкие препараты, содержат прозрачную надосадочную жидкость и осадок. Сыворотки и иммуноглобулины — прозрачные и слегка опалесцирующие жидкости. Не адсорбированные анатоксины, токсины, жидкие бактериофаги, инактивированная лептоспирозная вакцина, живая полиомиелитная вакцина прозрачны. Адсорбированные препараты перед использованием встряхивают для получения гомогенной взвеси, но если произошло замораживание и оттаивание адсорбированных на гидроокиси алюминия АКДС-вакцины, АДС-, АДС-М-, АД-М, АС-анатоксинов, то изменяется цвет, образуются не разбивающиеся хлопья. Вакцины утрачивают иммуногенность, вызывают сильные реакции при введении. Ампулы с вакциной вскрывают перед введением, предварительно протерев спиртом ампулы с препаратом и растворителем

    Способы введения вакцин:

    - при введении препарата внутрикожно, подкожно, внутримышечно кожу обрабатывают 70° спиртом, после чего смазывают йодной настойкой. Если вводят адсорбированный препарат, то место инъекции рекомендуется слегка массировать. После парентеральной вакцинации за привитым надо наблюдать в течение 20—30 мин;

    - при накожном применении вакцины кожу обрабатывают спиртом, затем обезжиривают эфиром. После скарификации это место оставляют открытым на 10—15 мин для всасывания вакцины;

    -при оральном введении вакцину закапывают в рот стерильной пипеткой, капельницей или шприцем за 1 ч до еды; запивать вакцину, есть и пить в течение часа после прививки не разрешается.

    Учет прививок:

    для  детей — история развития ребенка (ф. 112-у) и карта профилактических прививок (ф. 063-у), медицинская карта ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учебное учреждение (ф. 062-у), сертификат о профилактических прививках (ф. 156/у-93);

    - для взрослых — журнал учета прививок, сертификат о профилактических прививках

    Информация:

    1.О выполнении прививок- в  ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

    2. О сильных реакциях и осложнениях- в  ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»

    ("Экстренное извещение", ф. 58);

    -в отдел поствакцинальных осложнений ГИСК.

            Для проведения профилактических прививок на территории Российской Федерации используют вакцины, зарегистрированные в Российской Федерации и имеющие сертификат Национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов — Государственного НИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича.

    Профилактические прививки должны проводить в прививочных кабинетах поликлиник, детских дошкольных учреждений, медицинских кабинетах общеобразовательных учебных учреждений (специальных образовательных учреждениях), здравпунктах предприятий при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.

            В определенных ситуациях органы управления здравоохранением могут принять решение о проведении прививок на дому или по месту работы.

            В настоящее время в стране функционируют муниципальные центры (кабинеты) иммунопрофилактики, наряду с этим действуют коммерческие центры вакцинопрофилактики, в которых прививки проводят на платной основе.

    «Холодовая цепь»

    Бесперебойно функционирующая система, обеспечивающая оптимальный температурный режим хранения и транспортирования вакцин и других иммунобиологических препаратов на всех этапах их следования от предприятия-изготовителя до вакцинируемого.

     

     Компоненты:

    - специально обученный персонал, обеспечивающий обслуживание холодильного оборудования, правильное хранение вакцин и снабжение ими нижестоящих структурных подразделении;

    |-холодильное оборудование, обеспечивающее хранение и транспортировку вакцин в оптимальных температурных условиях;

    - механизм контроля за соблюдением требуемого температурного режима на всех этапах «холодовой цепи».

    Противопоказания.

     Постоянные:

    - сильная реакция (температура выше 40 °С, в месте введения вакцины—отек, гиперемия >8 см в диаметре) на первичное или повторное введение вакцины;

    - осложнение на первичное или повторное введение вакцины;

    -иммунодефицитное состояние (первичное);

    - иммуносупрессия,  злокачественные болезни крови, новообразования,  прогрессирующие заболевания нервной системы,  афибрильные судороги в анамнезе,  аллергические реакции на аминогликозиды, анафилактические реакции на яичный белок в анамнезе,  беременность.

     Временные:

    - масса тела при рождении менее 2000 г., острые лихорадочные заболевания,  хронические болезни (в стадии обострения),  указание в анамнезе на прививку (введение другой вакцины возможно с интервалом в 1 месяц), введение иммуноглобулина человека, плазмы, крови (в зависимости от дозы препарата через 3—6 месяцев  можно вводить коревую или паротитную вакцину),  иммуносупрессивная терапия (через 6 мес. после окончания курса можно вводить коревую или паротитную вакцину).

            Вводимые в организм вакцины, как правило, вызывают общие и местные реакции, сопровождающие вакцинальный процесс и формирование поствакцинального иммунитета. Выраженность реакций зависит от свойств препарата и индивидуальных особенностей организма вакцинируемого.

     Местные и общие поствакцинальные реакции.

    Местные реакции возникают через 1—2 суток, удерживаются 2—8 сут, а при введении адсорбированных анатоксинов уплотнение на месте инъекции может сохраняться 15—30 суток. Общие реакции при температуре тела: до 37,5 °С — слабые, при 37,6—38,5 °С — средние, свыше 38,5 °С — сильные. Помимо температурной реакции, наблюдаются общие проявления: недомогание, обмороки, тошнота, рвота, конъюнктивит, катаральные изменения в носоглотке. Эти реакции появляются через 10—12 ч и сохраняются в течение 1,5—2 суток. Принято считать допустимой частоту общих средних и сильных реакций не более 7 %. Это общее положение конкретизируется некоторыми дополнениями к разным препаратам. Так, не допускается к использованию коревая вакцина при частоте сильных общих реакций более 2 %, а АКДС — более 1 %.

    Необычно сильные реакции и осложнения требуют специального лечения и по показаниям госпитализации привитых.

             О каждом случае осложнения и сильных или необычных реакциях (если они обнаруживаются чаще, чем указано в наставлении к препарату) следует немедленно по телефону или телеграммой сообщить в городской (районный) центр Госсанэпиднадзора и в отдел поствакцинальных осложнений ГИСК им. Л. А. Тарасевича. В сообщении об осложнении указывают название и адрес медицинского учреждения, вводившего препарат, дают характеристику препарата, его название, серию, Номер контроля, срок годности, дату, время, способ введения, характеристику реакции, время появления, симптомы.        Медицинские работники, занимающиеся вакцинопрофилактикой, должны уметь дифференцировать поствакцинальные осложнения от возможных заболеваний в поствакцинальном периоде.

             Поствакцинальные осложнения.

             Осложнения, связанные с нарушением техники введения вакцинного препарата:

    - нагноение в месте введения,  образование асептических инфильтратов, развитие гнойных лимфаденитов.

            Осложнения, связанные с введением повышенной дозы вакцинного препарата:

    - введение препарата в большем объеме, плохое перемешивание сорбированного препарата, подкожное введение вакцины, разведенной для накожной аппликации.

            Осложнения, связанные с качеством вакцинного препарата, нарушения принципа "холодовой цепи".

            Осложнения  вследствие индивидуальной реакции (повышенная чувствительность привитого к введенному препарату). Аллергические,  неврологические.

            Пассивная иммунизация. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины обеспечивают пассивную иммунизацию, создаваемый ими иммунитет сохраняется от нескольких дней до 4—6 недель.        По происхождению различают гомологичные (изготовленные из сыворотки крови человека) и гетерологичные (из крови гипериммунизированных животных) препараты.         Первые препараты вводят сразу в полной дозе, вторые — по методу Безредки. Вначале внутрикожно вводят 0,1 мл разведенной 1:100 нормальной лошадиной сыворотки и наблюдают за реакцией в течение 20 мин. Проба считается положительной, если диаметр папулы достигает 1 см и более. При отрицательном результате внутрикожной пробы введение сывороток начинают с подкожной инъекции 0,1 мл, и если в течение 30 мин какие-либо реакции отсутствуют, то вводят внутримышечно остальное количество сыворотки. При положительной внутрикожной пробе сыворотку вводят только по безусловным показаниям, т. е. при угрозе жизни больного. При этом вначале вводят подкожно разведенную сыворотку, применяемую для постановки внутрикожной пробы с 20-минутными интервалами в дозах 0,5, 2,0 и 5,0 мл, что приводит к десенсибилизации. Если реакция на эти дозы отсутствует, то вводят подкожно 0,1 мл неразведенной гипериммунной сыворотки, затем через 30 мин — всю назначенную дозу. В случае появления реакции на одну из доз лечебной сыворотки ее вводят над наркозом, имея наготове шприц с адреналином или эфедрином.

            По направленности действия препараты разделяют на антитоксические,   антивирусные  и  антибактериальные.

            Препараты, задерживающие развитие и размножение возбудителя в зараженном организме.        К этой группе относят бактериофаги, препараты нормальной микрофлоры человека, интерфероны.

            Бактериофаг (фаг) - группа вирусов, паразитирующих на бактериях. На основании формы и строения вириона различают пять морфологических типов. Бактериофаги в зависимости от типа вызываемой у бактерии инфекции делят на вирулентные и умеренные.         Вирулентные фаги дают литическую продуктивную инфекцию, в результате чего образуется новая генерация фагов. Умеренные бактериофаги вызывают, как правило, абортивную лизогенную инфекцию, которая состоит в интеграции геномов бактерии и лизогенного фага (лизогения). Бактериофаги характеризуются специфичностью действия. В практике здравоохранения используют вирулентные фаги.

            Применяют бактериофаги как дополнительное средство в лечении и профилактике некоторых инфекционных болезней. Они не вызывают реакций со стороны организма, не приводят к дисбактериозу, поэтому противопоказаний к их применению нет.

            Как лечебное, так и профилактическое действие бактериофага снижается в результате быстрой селекции устойчивых к фагу  форм  бактерий  и  образования  антифаговых  антител. Принятый внутрь фаг сохраняется 3—5 дней. Бактериофаги выпускают в виде таблеток, жидкости, линимента. Препарат сохраняет годность в течение 1 года при температуре 2—10 °С.

            Препараты нормальной микрофлоры человека (зубиотики) представляют собой лиофильно высушенную в среде культивирования микробную массу живых антагонистически активных штаммов бактерий, подавляющих in vitro и in vivo рост и размножение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, вызывающих острые кишечные заболевания. Зубиотики не оказывают негативного влияния на представителей нормомикрофлоры желудочно-кишечного тракта, а наоборот, при дисбиотических изменениях способствуют ее качественному и количественному восстановлению до нормальных значений. Предназначены зубиотики для лечения и профилактики кишечных инфекций. Выпускают препараты в сухом виде (ампулы, флаконы), в форме таблеток.

    Интерфероны - класс индуктивных низкомолекулярных белков позвоночных, обладающих противовирусной и иной биологической активностью в пределах того вида, к которому относится продуцент интерферона. Препараты интерферонов применяют для профилактики и терапии вирусных и опухолевых заболеваний.

    Ситуационная задача 1.

         Для проведения профилактических прививок проводится отбор медицинского персонала.

    Медицинская сестра, которая в течение 5 лет страдает хроническим холециститом; медицинская сестра, у которой 2 дня назад вскрыт панариций указательного пальца левой руки; врач, который в течение 3 лет болен язвенной болезнью; врач, который в течение года болен нейродермитом; врач с обострением хронического тонзиллита; санитарка, больная острым респираторным заболеванием в легкой форме; медицинская сестра - реконвалесцент скарлатины; врач, страдающий хроническим стафилококкозом; медицинская сестра, переболевшая корью 2 недели назад.

    Задание: 

    1.Кто из перечисленного медицинского персонала может участвовать  в проведении прививок?

    Ситуационная задача 2.

    Перед проведением прививок необходимо провести медицинское обследование прививаемых контингентов с целью выявления противопоказаний.

    Задание:

    1.Перечислите противопоказания к введению вакцин.

        Ситуационная задача 3.

    При проведении профилактических прививок обнаружен осадок в ампулах с вакциной против кори.

    Задание:

    1.Какое мероприятие в данной ситуации необходимо провести и в каких случаях медицинские иммунобиологические препараты подлежат уничтожению?

       Ситуационная задача  4.

    Пациент, получивший прививку три дня назад  живой вакциной,   обратился за медицинской помощью с жалобами на повышение температуры 37,1 Со.

    Задание:

    1.Какова должна быть тактика медсестры?

     2.Можно ли назначать антибиотики или сульфаниламидние препараты?

    Тесты для самоконтроля

    Вариант  1

    1. Иммунопрофилактика это:

     2. Профилактическая прививка  это:

    3. Медицинские   иммунобиологические (МИБП) это:

     4. Выделены следующие виды иммунитета:

    А. Врожденный (видовой);

    Б. Приобретенный — естественный;

    В. Искусственный  - активный,  пассивный;

    Г. Латентный

    5. Установите соответствие:

     Вид иммунитета                              Способ приобретения иммунитета

       А. Активный                                   1.  Введение      анатоксина

                                                                  2. Введение живой вакцины                                            

                                                                  4.  Введение инактивированной вакцины

                                                                  6. Переболевание

    Б.  Пассивный                                    3.  Введение иммуноглобулина

                                                                   5. Введение сыворотки

                                                                  7.Получение антител новорожденным от матери

                                                                  8. Прием бактериофага

    6. Установите соответствие между МИБП и ситуацией, требующей их введения...

    МИБП                                             Ситуация

    A.   Вакцина                                   1. Плановые прививки в определенных

    Б.  Иммуноглобулин                            возрастных  группах.

          (сыворотка )                                 2.Угроза распространения инфекцион-

    B.   Бактериофаг                               ных заболеваний на   определен-

                                      ной административной территории.

                                                                  3. Осложнение при введении вакцины.

                                                                  4. Общение с инфекционным боль-

                                                                  ным в эпидемическом очаге.

                                                                  5. Лечение больного острой формой

                                                                  болезни.

                                                                   6. Предстоящая поездка в район с по-

                                                                   вышенной заболеваемостью инфек-

                                                                   ционной болезнью.

    7.   В организации и проведении прививок при плановой вакцинации участвуют:

    А. Терапевт;

    Б. Педиатр;

    В. Врач-лаборант;

    Г. Эпидемиолог;

    Д. Бактериолог;

    Е. Иммунолог;

    Ж. Медицинская сестра.

    8.  Медицинские работники прививочной бригады должны знать:

    А. Характеристику препарата,

    Б. Показания и противопоказания к его введению,

    В. Способ введения,

    Г. Возможные реакции, осложнения и их лечение.

    Д. Экономическую эффективность препарата.

    9.  По каким показателям контролируют качество вакцин?  

    А. Иммуногенность;  

    Б. Безопасность;

    В. Реактогенность;  

    Г. Стабильность; стерильность.

    Д. Форма выпуска.

    10. Укажите  свойства  вакцинного  штамма,   используемого для производства живых вакцин:

    А. Высокая вирулентность и патогенность;

    Б.Отсутствие вирулентности и патогенности;

    В. Высокая иммуногенность;

    Г. Наследственно   закрепленные   авирулентность   и   иммуногенность;

    Д.Способность к размножению в организме привитого.

    11. При транспортировке были разбиты ампулы с туляремийной вакциной и БЦЖ. Как поступить с разбитыми ампулами?

    А.Выбросить в мусорный ящик;

    Б. Залить концентрированным раствором дезинфектанта; или

    В. Сжечь; или

    Г. Автоклавировать.

    12.  Анатоксин—это:

    А. Обезвреженный эндотоксин;

    Б.Обезвреженный экзотоксин;

    В. Инактивированная микробная масса.

    Вариант  2

    1. Перед инъекцией иммуноглобулина, хранившегося в холодильнике, медицинская сестра погрузила ампулу в горячую воду. После извлечения жидкость в ампуле оказалась помутневшей. Как оценить произошедшее и что предпринять?

    А. Помутнение иммуноглобулина — агрегация за счет нагревания;

    Б. Наличие помутнения — нормальный вид препарата;

    В. Можно применять;

    Г. Нельзя применять.

    2.После прививки у привитого появилась температура 38,6°С,  какая общая поствакцинальная реакция:

    А. Слабая;

    Б. Средняя;

    В. Сильная.

    3. Поствакцинальное осложнение – это:

    А. Тяжелые и(или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;

    Б. Легкие,  не стойкие и быстро проходящие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.

    4.По методу Безредки вводят следующие препараты:

    А. Анатоксин;

    Б. Лактоглобулин;

    В. Гомологичный иммуноглобулин;

    Г. Гетерологичный иммуноглобулин (сыворотку);

     Д. Бактериофаг.

    5.К препаратам, задерживающим развитие и размножение возбудителя в зараженном организме, относят:  

    А. Бактериофаги;

    Б. Препараты нормальной микрофлоры человека;  

    В. Интерферон,   реоферон;  

    Г. Антибактериальные   препараты;

    Д. Вакцины.

    6. Механизм действия   бактериофага:        

    A . Антагонистическая активность;

    Б.   Специфический лизис бактерий;

    B. Защита клетки от проникновения вируса.  

    7. Защитное действие бактериофага, введенного в организм, сохраняется:

    А. До 5 дней;

    Б. Более 1 месяц;

    Г. В течение 1 года;

    Д. Пожизненно.

    8.От каких инфекционных болезней (в зависимости от механизма передачи возбудителя) преимущественно вакцинируют детей в первые годы жизни:

    А. Кишечных (фекально-оральный   механизм);  

    Б. Инфекций   наружных кожных покровов (контактный);

    В. Инфекций дыхательных путей (аспирационный);

    Г. Кровяных (трансмиссивный).

     

    9.  Установите соответствие...

      Возраст                                                         Вакцины, вводимые при вакцинации

    А. До 1 года                                               1. АКДС

                                                                      2. БЦЖ

                                                                      3.  БЦЖ-М

      Б.  От 1 года и старше                                 4.  Гепатита В    

                                                                 

      8.  Полиомиелитная                                   5.ЖКВ

     

      6.ЖПВ4.                                                         7.  Краснушная

    10. Противопоказания к введению БЦЖ- и БЦЖ-М-вакцин:

    А. Гемолитическая болезнь;

    Б. Масса тела новорожденного 2500 г;

    В. Реакция Манту с 2 ТЕ положительная;

     Г. Аллергия к яичному белку;

     Д. Беременность.

    11.  Поствакцинальными реакциями на прививку БЦЖ- вакциной являются:

    А. Гиперемия, инфильтрат на месте введения препарата;

    Б. Регионарный инфильтративный или абсцедирующий лимфаденит;

    В. Температурная реакция — 37,2 °С;

     Г. Келоидный рубец более 10 мм;

    Д. Остеит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая тетрадь по разделу "Диагностика и лечение инфекционных болезней у детей"

    Для организации аудиторной и неаудиторной СРС обучающихся поПМ 01. Диагностическая деятельностьМДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплинДиагностика детских болезнейПМ02. Лечебная деятельность, МДК...

    Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия Тема: Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.

    Данная методическая разработка практического занятия по теме:  «Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»...

    «Оказание медицинской помощи больным независимо от национальной принадлежности и религиозных различий»

    На фоне разногласий на почве национальной и религиозной принадлежности в различных облястях нашей жизни, нам предстоит обсудить вопрос оказания медицинской помощи больным независимо от национальной пр...

    ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях» Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи

    Перечень алгоритмов оказания  неотложной помощи:Судорожный синдромАнафилактический шокКишечное кровотечениеОтек легкихНадпочечниковая недостаточностьГиповолемический шокСтенозирующий ларинготрахе...

    Статья "Роль среднего медицинского персонала в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи" в сборнике "Инновационные образовательные технологии в подготовке специалистов со средним медицинским образованием"

    Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи – одна из важнейших проблем, определяющих качество и безопасность оказания медицинской помощи. ИСМП развиваются у 5,0–10,0% госпитализиро...

    Дипломная работа «Роль фельдшера в диагностике и лечении острого коронарного синдрома в условиях скорой помощи»

    Дипломная работа «Роль фельдшера в диагностике и лечении острого коронарного синдрома в условиях скорой помощи»...